ВВЕДЕНИЕ
Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ САМООЦЕНКИ И УРОВНЯ ПРИТЯЗАНИЙ В ЮНОШЕСКОМ ВОЗРАСТЕ
1.1 Понятие самооценки в психолого-педагогической литературе
1.2 Проблема притязаний в научной литературе
1.3 Самооценка и уровень притязаний в юношеском возрасте
Выводы
Глава 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИЗУЧЕНИЕ САМООЦЕНКИ И УРОВНЯ ПРИТЯЗАНИЙ В ЮНОШЕСКОМ ВОЗРАСТЕ
2.1 Организация эмпирического исследования
2.2. Результаты исследования
Вывод
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
ПРИЛОЖЕНИЯ
Актуальность исследования. На протяжении всей жизни человек выполняет разные действия, которые сопровождаются неосознанной или осознанной самооценкой. Залогом успешности личности является умение перестраивать собственную деятельность с учётом оценки себя при изменении общественно-экономических отношений. Выбор дела, его результативность, состояние здоровья зависят от точности самооценки.
В отечественной педагогике и психологии накоплен большой эмпирический материал о развитии самооценки на разных возрастных этапах. Ведущая роль отводится самооценке в рамках исследования проблем Я-концепции: она характеризуется как стержень процесса самосознания (Н.А. Батурин, Л.И. Божович, С.А. Будасси, Е.А. Залучинова, О.Н. Молчанова, А.Г. Спиркин, В.В. Столин, Е.О. Федотова, П.Р. Чамата, И.И. Чеснокова), показатель индивидного его уровня развития, его личностный аспект, органично включенный в процесс самопознания (К.А. Абульханова, Е.П. Авдуевская, Б.Г. Ананьев, С.А. Баклушинский, Л.В. Бороздина, А.В. Бояринцева, О.В. Дашкевич, И.С. Кон, В.Н. Куницина, А.Л. Шнирман). В исследованиях обсуждаются, с одной стороны, проблемы связи личности и самооценки, с другой - соотношения Я-концепции, самосознания и самооценки. Особый интерес представляют работы, в которых рассматриваются педагогические проблемы формирования самооценки. К таким исследованиям относятся труды Л.И. Божович, А.И. Липкиной, Е.И. Савонько.
Характер проявляется отношением не только к другим людям, но и к самому себе. Каждый из нас, намеренно или сам того не осознавая, нередко сравнивает себя с окружающими и в итоге вырабатывает довольно устойчивое мнение о своем интеллекте, внешности, здоровье, положении в обществе, т. е. формирует «набор самооценок», от которого зависит: скромны мы или высокомерны, требовательны к себе или самоуспокоении, застенчивы или высокомерны.
У большинства людей проявляется тенденция оценивать себя чуть выше среднего. Это позволяет сделать вывод, что человеку свойственна потребность в достаточно высокой самооценке, т.е. каждому хочется уважать себя. Самоуважение - один из истоков психологической устойчивости, хорошего настроения. Допустим, человек совершил ошибку, сделал что-то не так. Если этот человек обладает достаточно высоким уровнем самооценки, он может успокоить себя: «Ничего страшного, ведь в целом я отнюдь не глупец и подобное для меня не характерно», - т. е. срабатывает психологическая защита, и человек успокаивается.
Теоретическая актуальность данного исследования обусловлена так же и выявлением особенностей притязаний современных юношей и девушек, расширение представлений о специфике юношеского возраста, разработанностью структурных компонентов (когнитивного, аффективного, поведенческих) самосознания в юношеском возрасте.
С практической точки зрения степень актуальности исследования самооценки и уровня притязания в юношеском возрасте обусловлена тем, что в современном стандарте успешной личности самооценочная составляющая занимает одно из лидирующих мест. На самооценку и притязания большинства юношей оказывают сильное влияние представления о его признании, имеющем определенные потребности и формы. Разработка данной проблемы на практике дает возможность организации психологической помощи юношам, его адаптация к миру взрослых, включение в профессиональную деятельность и пр.
Цель выпускной квалификационной работы - исследование самооценки и уровня притязаний в юношеском возрасте.
Объект исследования - студенты ЕИ КФУ.
Предмет исследования - выраженность самооценки и уровня притязаний в юношеском возрасте.
Гипотеза исследования. Мы предполагаем, что студенты 5 курса имеют более адекватный уровень самооценки и уровня притязаний, чем студенты 1 курса.
Задачи исследования:
- изучить психолого-педагогические аспекты по теме исследования;
-описать понятие самооценки и притязаний в психологической литературе;
- организовать и провести эмпирическое исследование, направленное на определение самооценки и притязаний в юношеском возрасте;
- определить выраженность самооценки и уровня притязаний в юношеском возрасте.
Теоретико-методологическая основа исследования.
- культурно-историческая теория Л.С. Выготского и их развитие в трудах Д.Б. Эльконина, Л.И. Божович, А.В.Запорожец.
- личностно-деятельностный подход, разработанный Б. Г. Ананьевым, Л. И. Божович, П. Я. Гальпериным, И.А. Зимней, И. С. Кон, А. Н. Леонтьевым, С.Л. Рубинштейн и др., отражающий познание и проектирование педагогических процессов и явлений.
- персонологический и диспозиционный подход (Г. Мюррей, Г.Олпорт, Д. Макклелланд), позволяющий рассматривать самооценку и уровень притязаний как некоторую черту личности, определяющую достаточно устойчивое отношение человека к делу;
Теоретическая основа:
Исследования в области гуманизации образования (Ш. А. Амонашвили, А. Маслоу, В. А. Сухомлинский и др.);
Исследования в области психологии развития личности и её самооценки (В. И. Андреев, Б. Г. Ананьев, Н. А. Батурин, Л. И. Божович, И. С. Кон).
В ходе исследования нами были использованы теоретические и эмпирические методы исследования.
- теоретические методы изучения проблемы;
- эмпирические методы: тестирование.
База исследования: ЕИ КФУ.
Практическая значимость заключается в том, что полученные результаты могут быть использованы кураторами групп, психологами вуза в учебно-воспитательной работе со студентами по формированию адекватной самооценке и высокого уровня притязаний.
Принимала участие в IV Общероссийской студенческой электронной научной конференции «Студенческий научный форум 2012».г.Москва.
Результаты работы были доложены на итоговой образовательно - научной конференции студентов Казанского федерального университета (16 апреля 2013г.).
Структура. Дипломная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложений. Во введении отражена актуальность исследования, цели, задачи, объект, предмет исследования. Первая глава рассматривает теоретические основы изучения проблемы исследования. Во второй главе представлено эмпирическое исследование изучаемой темы.
В работе представлены 4 таблицы, 2 диаграммы. Библиографический список представлен 50 литературными источниками.
Проанализировав, соответствующую теме литературу, было установлено, что самооценка - это необходимый компонент самосознания, который включает в себя осознание самого себя, своих физических сил, умственных способностей, поступков, мотивов и целей своего поведения, своего отношения к окружающим людям и самому себе.
В исследованиях отечественных (Б.Г. Ананьев, Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн и др.) и зарубежных (Ч. Кули, Дж. Мид, Э. Шпрангер, Р. Бернс и др.) психологов достаточно широко освещена проблема самооценки как структурного элемента самосознания.
В самооценке отражается шкала значимых ценностей, относительно которых определяется оценка. Следует заметить, что в юношеском возрасте наблюдаются все виды самооценок. Это объясняется различными факторами, влияющими на формирование самооценки.
Самооценка - компонент самосознания, включает знания о себе, оценку человеком самого себя, своих возможностей, способностей, нравственных качеств и места среди других людей. Объектом самооценки могут выступать любые проявления психической сферы человека (процессы, состояния, свойства), совершаемые им поступки и выполняемые действия.
Адекватная самооценка помогает человеку отнестись к себе критически, правильно соотнести свои силы с задачами разной трудности и с требованиями окружающих. Адекватная самооценка - необходимое условие формирования личности.
Неадекватная самооценка (завышенная или заниженная) свидетельствует о необъективной оценке человеком самого себя, его мнение о себе расходится с мнением о нем окружающих.
Уровень притязаний связан с процессом целеполагания и характеризует степень трудности тех целей, к которым стремится человек, и достижение которых представляется ему привлекательным и возможным. На уровень притязаний оказывает влияние динамика удач и неудач на жизненном пути, динамика успеха в конкретной деятельности. Бывают адекватные уровни притязаний (человек ставит перед собой те цели, которых реально может достичь, которые соответствуют его способностям и возможностям) и неадекватные: завышенные (претендует на то, чего не может достичь) или заниженные (выбирает легкие и упрощенные цели, хотя способен на большее).
Юношеский возраст является одним из периодов количественного и качественного изменения психики и личности молодого человека. Это этап формирования самосознания и собственного мировоззрения, этап принятия ответственных решений, этап человеческой близости, когда ценности дружбы, любви могут быть первостепенными.
Важнейшее психологическое новообразование данного возраста - умение молодых людей составлять жизненные планы, искать средства их реализации.
Готовность юношей к профессиональному и личностному самоопределению включают систему ценностных ориентаций, явно выраженную профессиональную ориентацию, развитые формы теоретического мышления, овладение методами научного познания, умение самовоспитания. В этом возрасте формируется полная структура самосознания, развивается личностная рефлексия, осознаются жизненные планы, перспективы.
В целях изучения выраженности самооценки и уровня притязаний студентов, нами было организовано эмпирическое исследование.
В результате анализа исследования данных установлено, что большинство студентов первого и пятого курсов имеют адекватную самооценку. Заниженной самооценки не выявлено. Студенты первого курса относятся к себе слишком критически (по шкале «антиидеал» 39% студентов находят в себе отрицательные качества). Студенты пятого курса только 17 % видят в себе негативные качества. Больше видят в себе положительные качества студенты пятого курса.
Уровень притязаний представлен у испытуемых студентов на разном уровне у студентов первого и пятого курса, что было нами проанализировано.
Уровень притязаний человека - это его стремление к достижению целей той сложности, на которую человек считает себя способным. Когда уровень притязаний не соответствует возможностям человека, это может стать источником возникновения различных конфликтов ребенка как с другими людьми, так и с самим собой, что может привести к отклонениям в развитии личности. Уровень притязаний может носить общий характер, если он относится ко многим сферам жизни и деятельности человека, в которых проявляются прежде всего, его умственные и нравственные качества.
1. Абульханова-Славская К.А. Типология личности и гуманистический подход/Гуманистические проблемы психологической теории. М. 1995. с 27-48
2. Алешина И.Ш. Уровень притязаний студентов педвуза с различными акцентуациями характера / И.Ш. Алешина. Автореферат дис. канд. псх. наук. - М.: 2007. - 16 с.
3. Ананьев Б.Г. Психология и проблемы человекознания. М.: Изд-во "Институт практической психологии"; Воронеж: НПО "МОДЭК", 1996.¬384 с.
4. Андреева Г.М. Социальная психология познания: Учеб. пособие для студентов высш. Учеб. заведений. - М.: Аспект Пресс, 2000. - 460 с.
5. Асмолов А.Г. Психология личности: культурно-историческое понимание развития человека [Текст] / А.Г. Асмолов. - М.: Смысл. 2007. - 523с.
6. Белкин А.С. Основы возрастной педагогики: Учеб. Пособие для студ. высш. пед. учеб. Заведений. / А.С. Белкин. - М.: Издательский центр «Академия», 2000. - 233 с.
7. Бернс Р. Развитие Я-концепции и воспитание. - М.: Прогресс, 1998.
8. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте: Психолог. Исследование. М., 1998. - 464 с.
9. Бороздина Л.В. Что такое самооценка?// Психологический журнал. - 2000. - № 2.
10. Бороздина Л. В. Исследование уровня притязаний [Текст]: Учеб. пособие / Л.В. Бороздина. - М.: Рос. акад. наук, Ин-т психологии, 1993. - 140 с.
11. Бурлачук Л.Ф., Морозов С.М. [Текст] Словарь - справочник по психодиагностике / Л.Ф. Бурлачук, С.М. Морозов - СПб.: Питер, 2007. - 687 с.
12. Волков, Б.С. Практические вопросы детской психологии [Текст] / Б.С. Волков, Н.В. Волкова. - СПб.: Питер, 2009. - 208 с
13. Выготский Л. С. Вопросы психологии. - М.: Союз, 2006. - 224 с.
14. Гайдар М.И. Развитие личностной самоэффективности студентов- психологов на этапе вузовского обучения. Дисс. канд. психол. наук. Воронеж. 2008. С 11.
15. Гамезо М., Петрова Е., Орлова Л. Возрастная и педагогическая психология. - М.: Педагогическое общество России, 2003. - 512 с.
16. Гербачевский В.К. Мотивация и уровень притязаний личности/Психодиагностические методы в комплексном лонгитюдном исследовании студентов., 1996. - 188 с.
17. Горностай П.П. жизненные притязания личности:
Драматургическая модель. Киев 2004. С. 31-40
18. Громкова М. Т. Психология и педагогика профессиональной деятельности / М. Т. Громкова. М. 2003. - 415 с.
19. Джеймс, У. Психология самосознания: Хрестоматия [Текст] / У. Джеймс, под ред. Л. А. Петровской. - Самара, 2003. -368 С.
20. Дубровина И.В., Прихожан А.М. Возрастная педагогическая психология. - Просвещение, 2005. - 256 с.
21. Залученова Е.А. Соотношение самооценки и уровня притязаний и его влияние на личностные особенности: Автореф. дис. ... канд. психол. н. [Текст] / Е.А. Залученова. - М., 1995. - 24 с.
22. Захарова А.В. Психология формирования самооценки. / А.В.Захарова. - М., 1993. - 170 с.
23. Зейгарник Б.В. Личность и деятельность. М., 1991. - 27 с.
24. Зинченко В.П., Мещеряков Б. Г. Психологический словарь. - М.: «АСТ Астрель», 2006. - 256 с.
25. Кравченко А.И. Общая психология. - М.: «Проспект», 2008. - 320 с.
26. Кулагина И.Ю., Колюцкий В.Н. Возрастная психология. - М.: ТЦ «Сфера», 2001. - 464 с.
27. Ларина А. Б. Самооценка человека: сущность, структура,
механизмы // Проблемы педагогики средней и высшей школы: сб. науч. тр. молодых учёных / под. ред Т.Б. Гребенюк. - Калининград: Изд-во РГУ им. Канта, 2007. - Вып. 4. - С. 51-57 (0,4 п.л.).
28. Левин К., Дембо, Т., Фестингер, Л., Сирс, Р. Уровень притязаний. / Психология мотиваций и эмоций. Ред. Ю.Б. Гиппенрейтер, М.В. Фаликмана. М.: ЧеРо, 2002. -192 с.
29. Магун В.С, Энговатов М.В. Жизненные притязания различных социальных групп молодежи (по материалам области)/»Молодежь самарской области в 2002г: современное положение и тенденции развития». С 162.
30. Маклаков А.Г. Общая психология. - СПб.: Питер, 2007. - 592с.
31. Маркова А.К. Психология профессионализма. М., 1996. - 70 с.
32. Мухина В.С. Личность: Мифы и реальность (Альтернативный взгляд. Системный подход. Инновационные аспекты). - Екатеринбург, 2007.
33. Мясищев В.И. Психология отношений [Текст] / В.И. Мясищев под ред. А.А. Бодалева. - М.: Изд-во НПО «МОДЭК», 2003. - 400 с.
34. Назаренко В. В. Личностное самоопределение старшеклассников в контексте социальных изменений в российском обществе / В. В. Назаренко // Сборник: Психолого-педагогические исследования. Барнаул. 1997. С. 56-58.
35. Немов Р.С. Психология: Учебник для студентов ВУЗов. Кн.1 Общие основы психологии / Р.С. Немов. - М.: ВЛАДОС, 2006. - 573 с.
36. Обухова Л.Ф. Возрастная психология Учебник для вузов. М.: Высшее образование, МГППУ, 2006. - 400 с.
37. Петровский А.В. Введение в психологию.-М.:
«ACADEMA»,1997. - 267 с.
38. Поваренков Ю.П. Профессиональное становление личности. Дисс. д-ра психол. наук. Ярославль, 1999. - 359с.
39. Психологические механизмы целеобразования. /Под ред. Тихомирова О.К. - М., 1997. - 131 с.
40. Рубинштейн С. Л. Экспериментальные методики психологии и их опыт применения в клинике. - М.: Медицина, 1970. - 178 с.
41. Сидоров К.Р. Самооценка в психологии [Текст] / К.Р. Сидоров // Мир психологии. - 2006. - №2. - С. 224-234
42. Слободчиков В.И., Исаева Е.И. Психология человека. - М.: «Школа-ПРЕСС», 1995. - 384 с.
43. Столяренко Л.Д. Педагогическая психология. - Ростов н/Д: «Феникс», 2003. - 592 с.
44. Ушаков Д.Н. Большой толковый словарь современного русского языка. М., 2008. - 1239 с.
45. Хекхаузен Х. Мотивация и деятельность. Спб., 2003.- 860 с.
46. Хорни К. Собрание сочинений в 3-х томах: пер. с англ. [Текст] / К. Хорни. - М.: Смысл, 2007. - Т. 2. - 480 с.
47. Шадриков В.Д. Введение в психологию: мотивации поведения. М. 2003. - 265 с.
48. Шадриков В.Д. Проблемы системогенеза профессиональной деятельности. М.: Изд-во «Наука». 1982.- 181с.
49. Шаповаленко И.В. Возрастная психология. / Психология развития и возрастная психология. [Текст]: учебник для студ. Вузов. / И.В. Шаповаленко - М.: «Гардарки». - 2007. - 238 с.
50. Шумихина А.В. Притязания студентов-психологов в связи с особенностями их я-концепции. Дисс. канд. психол. наук. Ростов-на-Дону, 2009. - 201с.