Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ФОРМИРОВАНИЕ ПОЛИТИЧЕСКОЙ КАРТИНЫ МИРА И ОБРАЗА ВЛАСТИ ПОСРЕДСТВОМ СМИ: ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АСПЕКТ

Работа №87886

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

психология

Объем работы63
Год сдачи2013
Стоимость4335 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
140
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
Глава 1. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВАНИЯ ИЗУЧЕНИЯ СМИ, ОТОБРАЖАЮЩИХ ПОЛИТИЧЕСКУЮ КАРТИНУ МИРА.
1.1 ПОНЯТИЕ, СТРУКТУРА И ФУНКЦИИ МАССОВОЙ КОММУНИКАЦИИ 6
1.2. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ИЗУЧЕНИЮ ПРОЦЕССА ФОРМИРОВАНИЯ ПОЛИТИЧЕСКОЙ КАРТИНЫ МИРА И ОБРАЗА ВЛАСТИ 14
1.3. СПОСОБЫ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ВОЗДЕЙСТВИЯ ЭЛЕКТРОННЫХ СМИ 20
ВЫВОД ПО ГЛАВЕ 1 34
Глава 2 ИЗУЧЕНИЕ ФОРМИРОВАНИЯ ПОЛИТИЧЕСКИХ ИДЕАЛОВ И
ОБРАЗА ВЛАСТИ У РОССИЯН
2.1. ПСИХОЛИНГВИСТИКА ТЕКСТА В МАССОВОЙ ПОЛИТИЧЕСКОЙ
КОММУНИКАЦИИ 36
2.2 КОНТЕНТ-АНАЛИЗ СООБЩЕНИЙ СМИ 42
ВЫВОД ПО ГЛАВЕ 2 51
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 54
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Приложение

Одним из средств психологического воздействия на политические идеалы россиян являются электронные СМИ, бурно развивающиеся благодаря использованию новейших информационных, компьютерных и телекоммуникационных технологий. Современные электронные СМИ благодаря своим широким техническим возможностям влияют на политическое сознание человека и формируют у россиян политическую картину мира и образ власти.
В современных условиях, возникших как результат выборов в Государственную Думу РФ (2011г.) и Президента РФ (2012г.), принятие закона о выборности губернаторов, перед российским обществом встает задача поиска политических идеалов власти как особой формы организации власти, отражающих тенденции мирового и отечественного развития.
Разрешение этих проблем требует научного осмысления феномена политических идеалов, идеалов государства как политической власти, а также условий и факторов их формирования электронными СМИ.
Исследование уровня и направленности воздействия электронных СМИ на политические идеалы позволит не только получить новое теоретическое знание о ценностных ориентациях общества, но и выявить ценную политико-психологическую информацию прикладного характера о существующих в социуме тенденциях формирования новых политических идеалов, о перспективах политического устройства российского общества. Это обусловливает актуальность исследования, его теоретическую и практическую значимость.
Цель работы: выявить состояние и тенденции развития современных политических идеалов обусловленные психологическим воздействием электронных СМИ.
Объект исследования: политические идеалы как социально-психологический феномен, отражение состояния политического сознания.
Предмет исследования: современное состояние и тенденции изменения политических идеалов обусловленные психологическим воздействием электронных СМИ.
Задачи исследования:
1. Проанализировать существующие научно-исследовательские подходы к определению понятий "идеал", "политический идеал", в т.ч. применительно к государству, как особой формы организации власти. Уточнить содержание основных понятий, имеющих отношение к области политических идеалов.
2. Уточнить понятие "электронные средства массовой информации", выявить характерные, сущностные их черты и особенности, определить виды психологических воздействий, применяемые электронными СМИ.
3. Исследовать процессы формирования новых политических идеалов, происходящие под психологическим воздействием электронных средств массовой информации.
4. Определить степень воздействия электронных СМИ на политические идеалы, его обусловленность менталитетом, установками, архетипом, политическими традициями, обычаями присущими российскому обществу и его гражданам.
5. Установить закономерности в работе СМИ, базирующихся в разных информационных полях.
Методы исследования включают теоретический анализ научных источников, а также эмпирические исследования (количественный контент- анализ).
Значимость исследования состоит изучении основных способов психологического воздействия электронных СМИ на формирование картины мира и образа власти людей. Понимании принципов воздействия электронных СМИ, средств воздействия и их возможностей.
Материалы исследования могут быть использованы в процессе подготовки и переподготовки работников СМИ. Решение данной задачи имеет большое значение для совершенствования деятельности людей, отвечающих за работу СМИ.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Повышение ценности информации в мировой политике и в жизни людей в целом, привели к масштабным процессам в области коммуникаций и информации, которая с каждым годом только усиливается. Массовая компьютеризация, внедрение сети Интернет, привели к огромному рывку вперед в производстве, бизнесе, промышленности, социальной сфере, образовании, науке и многих других сферах жизнедеятельности людей.
Использование новейших технологий привело к изменению традиционных средств массовой информации, которые формировались десятилетиями, появились новые, ранее не существовавшие способы передачи информации и прежде всего это связано с сетью Интернет.
Сегодня СМИ все масштабнее и разностороннее используются в интересах различных политических групп. Зачастую психологическое воздействие электронных СМИ, даже несмотря на наличие альтернативных источников информации, носит манипулятивный характер.
Со всей определенностью можно констатировать, что электронные СМИ обладают большими возможностями влияния на разум и чувства людей, на их образ мыслей, способы и критерии оценок, стиль и конкретную мотивацию политического поведения, а также на формирование политических идеалов.
Если охарактеризовать СМИ как политический феномен, то можно предложить данное понятие: СМИ - это важнейший политический институт современного общества, призваны освещать ключевые политические события и транслировать политическую информацию, формируя общественное мнение. Интернет является достаточно структурированным источником информации, многие новости распространяются официальными источниками. Однако есть и обратная сторона медали: достаточно часто информация, которая поступает в Интернет, никем не проверяется, публикуются ложные и не проверенные сведения, поэтому доверие к Интернету низкое.
Несомненно, Интернет-СМИ обладают рядом преимуществ перед традиционными СМИ. Нельзя не отметить все возрастающий масштаб влияния Интернета на российское общество. Регулярные замеры, проводимые российским Фондом «Общественное мнение», свидетельствуют о постоянном росте числа Интернет-пользователей в России. По данным последнего исследования «Интернет в России» осенью 2012г. доля активной аудитории - это выходящие в Сеть хотя бы раз за сутки - сейчас составляет 40% (46,8 млн человек). Годовой прирост интернет - пользователей, выходящих в сеть хотя бы раз за месяц, составил 12%, а для суточной аудитории данный показатель равен 15%.
Ни один серьезный политик ныне не может игнорировать или недооценивать характера и содержания средств электронной массовой информации. Более того, их прямое участие (пример - деятельность американских президентов) становится нередко исходным пунктом осуществления той или иной акции психологической войны, пропагандистской кампании. Прямое же использование средств массовой электронной информации в целях создания политических идеалов осуществляется многочисленными центрами и обширным аппаратом, созданным в развитых странах.
Активному внедрению новых политических идеалов способствует освещение электронными СМИ политического успеха. Согласно этому принципу, в передачи и статьи попадают сообщения об успехах политических лидеров, партий или целых государств. Особое внимание уделяется победителям на выборах или в рейтинговых опросах. Культ звезд в политике, искусстве, спорте - типичное для электронных СМИ явление в рыночном обществе.
Создание нового политического идеала во многом зависит также от способов распространения информации. Электронные СМИ пользуются двумя основными способами распространения информации - последовательным и фрагментарным. Первый способ чаще использует пресса, последовательно и разносторонне освещая в статьях и других публикациях ту или иную политическую проблему. Второй способ - фрагментарная подача информации, это особенно распространено на телевидении. Он порождает для слушателей ряд трудностей в познании сути того или иного события или процесса.
М.М. Лукина разделяет сетевые средства массовой информации на три большие группы:
1. Электронные версии традиционных СМИ.
2. Модифицированные онлайн-версии традиционных СМИ.
3. Медиапроекты, возникшие в Сети и не имеющие оффлайновых прототипов.
Проводя наше исследование, на первом этапе мы отобрали действующие СМИ всех трех типов, на основании классификации центральных СМИ по версии компании «Яндекс» http://news.yandex.ru/smi/. Выборка была сделана только из популярных СМИ, обладающих большой аудиторий, и обновляющиеся на постоянной основе. В нашем случае были выбраны СМИ, в которых ежедневное обновление достигало не менее 40 новостей в сутки. В генеральную выборку было выбрано 9 СМИ.
Анализ полученных данных показал, что основополагающими всех новостей о политике являются новости внутри страны. При этом все СМИ, за исключением «Известий» и «RUSSIA.RU» показали что больше половины новостей относятся к России. При этом если рассматривать СМИ по группам, то общую линию развития можно отнести только к первому виду СМИ. Второй и третий вид СМИ проявил себя внутри группы разнонаправлено.
Кроме того одной из нашей целей было выявить образ власти. Для этого мы подсчитали количество упоминаний о президенте РФ В.В. Путине и главе правительства Д.А. Медведеве. Как и предполагалось упоминания о деятельности Президента стали значительной частью от общего объема новостей, упоминаний о деятельности главы правительства Д.А. Медведева.
Проведенные исследования показывают что освещение политических новостей без обширного формирования образа успешного лидера невозможны.
Политический идеал рассматривается как отражение тенденций общественного развития, как активная сила, организующая людей, объединяющая их на решение исторически назревших задач. Политический идеал - это не просто образ желаемого или должного общественного устройства, вынесенный за пределы существующей реальности, с которыми она должна сообразовываться, а сама действительность, рассматриваемая в ее динамике с учетом перспектив ее развития.
Формирование успешного лидера можно также приписать к любому публичному политическому лицу, так как формируя положительный образ, можно манипулировать сознанием избирателя и получить необходимый результат. Формирование образа политика это не только освещение его положительной деятельности и скрытие неудобных моментов, но и формирование внешнего вида, поведения, манер, речи.
Как показывают исследования, «средний» избиратель обычно судит о кандидате в президенты или в парламент по тому имиджу (образу), который создает ему телевидение и другие масс-медиа. Для этих целей используют специальных людей Успешно развивается целое направление рекламного бизнеса - имидж-мейкинг, т.е. создание привлекательных для избирателей образов политических деятелей. Нанимаемые за большие деньги профессионалы имидж-мейкеры и организаторы избирательных кампаний диктуют претендентам не только форму одежды и манеры поведения, но и содержание выступлений, которые изобилуют множеством заманчивым обещаний, обычно забываемых сразу после победы на выборах.
Убеждение, внушение, повторение, манипулирование, заражение, подчинение, вынуждение и принуждение, прямое внушение, визуальное искусство, визуальный фон среды - все это средства, с помощью которых СМИ эффективно формируют новое политическое пространство.
За искусно изготовленной электронными СМИ блестящей рекламной упаковкой избирателю трудно бывает различить истинные деловые и нравственные качества кандидатов, определить их политические позиции. Такого рода рекламно-манипулятивная деятельность превращает выбор граждан из свободного сознательного решения в формальный акт, заранее запрограммированный специалистами по формированию массового сознания.
Вместе с тем, неверно было бы утверждать, что исключительно СМИ формируют новый политический идеал государства. Тем не менее тот вклад, который они вносят в этот процесс, трудно переоценить.



1. Абашкина Е., Егорова - Гантман Е., Косолапова Ю., Разворотнева С, Сиверцев М.Политиками не рождаются: как стать и остаться эффектным политическим лидером. М., 1998. - С. 235.
2. Авдеева, Н. Н. Влияние телевизионной рекламы на детей и подростков / Человек. - 2003.
3. Алешина И.А. Паблик рилейшнз. М., 2001. - С. 123
4. Андреев А.Н. Политическая психология. - М.: Весь мир, 2002.
5. Беспалова А. Г., Корнилов Е. А., Короченский А. П., Лучинский Ю. В., Станько А. И. история мировой журналистики. Москва; Ростов- на-Дону: Издательский центр «МарТ», 2003.
6. Бодалев А. А. Восприятие и понимание человека человеком. М.,МГУ,1981. - С. 18.
7. Брайант Дж. Основы воздействия. - М, 2007.
8. Брунер Дж. Психология познания. М., 1977. - С. 115.
9. Василенко И.А. Информационная революция и формирование новой постклассической картины мира XXI века. М., 2004. - С. 17-18.
10. Вершинин М.С. Политическая коммуникация в информационном обществе. - СПб. Изд-во Михайлова В.А., 2003. - С. 73.
11. Гнедовский М. Творческие индустрии: политический вызов для России // Отечественные записки. 2008. № 3
12. Грабельников A.A. Русская журналистика на рубеже тысячелетий. Итоги и перспективы. - М., 2005. - С. 289.
13. Грачев Г.В. Психология манипуляций в условиях политического кризиса // Общественные науки и современность. - 1997. - № 4.
14. Грачев Г.В. Информационно-психологическая безопасность личности: состояние и возможности психологической зашиты. М., 1998. - С. 11
15. Залесский Г.Е. Психология мировоззрения и убеждений личности. -
М.: Изд-во МГУ, 1999. - С. 144.
16.Засурский Я.Н. Средства массовой информации как фактор процессов общественной трансформации на рубеже тысячелетий// Журналистское образование в XXI веке. Сборник материалов международной учебно-методической конференции. Екатеринбург, 2002. - С 9
17. Золотов Е.А. Воздействие аудиовизуального насилия на подрастающее поколение России: историко-культурологический аспект / Электронный журнал "Знание. Понимание. Умение". 2008. № 4.
18. Кастельс М. Р. Галактика Интернет: (размышления об интернете, бизнесе и о-ве): пер. с англ. / М. Кастельс. Екатеринбург, 2005.
19. Кириллова, Н. Б. Медиаменеджмент как интегрирующая система.
М. : Академ.Проект, 2008.
20. Корконосенко, С. Г. Основы журналистики. М. : Аспект-Пресс, 2009.
21. Лазутина Г.В. Динамика содержания понятия профессионального долга журналиста// Сборник материалов международного конгресса «300 лет российской газете».- М.,2002. - С 200-201.
22. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М.,1987. - С. 72.
23. Липпман У. «Общественное мнение». М, Институт Фонда «Общественное мнение», 2004. - С. 36, 79-80.
24. Лисичкин В. А., Шелепин Л. А. Третья мировая информационно- психологическя война. - М.: 2000.
25. Лукина М.М., Роничева И.Д. Российские СМИ в Интернете. - М.: Изд. -во МГУ, 2002.
26. Майерс Д. Социальная психология. - 7-е изд. - СПб.: Питер, 2010. - С. 794.
27. Меркулова О.В. Средства массовой информации как политический инструмент формирования общественного мнения в современной
России. Дис на соискание уч степени канд.полит наук-М, 2005. С. 32
28. Науменко Т.В. Массовая коммуникация: теоретико¬методологический анализ. - М., 2004. - С 328
29. Науменко Т.В. Социология массовой коммуникации. - СПб.: Питер,
2006.
30. Панарин И. Н. Информационная война и мировая политика. - М., 2006.
31. Петров В.П. Интернет в мировом информационном пространстве / В.П. Петров, С.В. Петров // ОБЖ. - 2008. - № 8.
32. Поликарпова Е. Аксиологические функции масс-медиа в современном обществе. М., 2005. - С. 13.
33. Почепцов Г. Г. Информационно-политические технологии. М., 2009
34. Почепцов Г.Г. Коммуникативные технологии XX века. M, 2009.
35. Пугачев В.П., Соловьев А.И Введение в политологию. М., 2002. - С 331, 348-349, 352.
36. Рогозянский М.Э. Воспитательный потенциал телевидения: теоретические вопросы, осмысленные практиком / М.Э. Рогозянский // Образование и общество. - 2008. - № 2.
37. Серль Дж.Р. Что такое речевой акт? //Новое в зарубежной лингвистике. Вып. 17. М..1989.
38. Соловьев А.И. Политическая коммуникация: к проблеме теоретической идентификации// Полис, 2002, №3. - С 10.
39. Суслов Е.В. СМИ как инструмент формирования общественного мнения в процессе становления гражданского общества. - М., 2005.
- С 95.
40. Толстик, И. А. Медиасфера в условиях глобализирующегося мира.
- Минск : Белорус.наука, 2007.
41. Уэбстер Ф. Теории информационного общества. М.. 2008. - С. 84.
42. Фомичева И.Д. Сущностные свойства массовой коммуникации (к вопросу об определении статуса новых информационных технологий) // Журналистика в 200 г.: Реалии и прогнозы развития: Тез. науч.-практ. конф. М., 2005. Ч 5.
43.Ченки А. Современные когнитивные подходы к семантике: сходства и различия в теориях и целях // Вопросы языкознания 1999. №2. - С 68.
44.Черных А.И. Мир современных медиа. ? М.: Территория будущего,
2007.
45. Шкондин М.В. Система средств массовой информации как фактор общественного диалога. - М., 2002. - С 59.
46. Якобсон Р. Избранные работы. М.,1985.
47. ФОМ. Особенности потребления информации: столицы vs другие города России. - URL: http://runet.fom.ru/Proniknovenie- interneta/10712
48. ФОМ. Интернет в России: динамика проникновения. Зима 2012¬2013. - URL: http://runet.fom.ru/Proniknovenie-interneta/10853
49. ФОМ. Телевизор мне природу заменил... - URL: http://fom.ru/SMI-i- internet/10823
50. ФОМ. О журналистах - URL: http://fom.ru/SMI-i-internet/10526
51. ФОМ. Журналистские расследования: доверяй, но проверяй? - URL: http://fom.ru/SMI-i-internet/10693


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ