Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ИНДИВИДУАЛИЗАЦИЯ В ПРОЦЕССЕ ВОСПИТАНИЯ СТАРШЕКЛАССНИКОВ

Работа №87884

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

информатика

Объем работы72
Год сдачи2013
Стоимость4300 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
23
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава I. Психолого-педагогические основы индивидуализации в воспитании .
1.1. Сущность и особенности индивидуализации в процессе
воспитания 7
1.2. Пути и средства реализации индивидуализации воспитательного
процесса 17
1.3. Индивидуальная работа в классном коллективе 22
Выводы по 1 главе 33
Глава II. Проблемы индивидуализации в воспитательной работе со
школьниками 35
2.1. Особенности индивидуализации в работе с трудными
подростками 35
2.2. Анализ опытной работы по индивидуализации воспитания
старшеклассников 44
Выводы по 2 главе 50
Заключение 52
Список использованной литературы 54
Приложения

Одной из задач современного учебно-воспитательного процесса является формирование творческой личности, становление ее индивидуальности, что исключается без значительной индивидуализации самого образовательного процесса и в ходе воспитательной деятельности. Учитывая то, что индивидуализация является важным условием развития творческой индивидуальности, эта проблема выступает как одно из ведущих направлений совершенствования педагогического образования в целом. Таким образом, нужно формировать у учащихся устойчивую направленность на творчество, активность и познавательную самостоятельность, опираться на их индивидуальные особенности, постоянно привлекать учащихся к сотрудничеству, предоставлять возможность для самореализации, самоконтроля. Поэтому и индивидуализация процесса обучения приобретает важное значение в подготовке творческой индивидуальности учащихся.
Для воспитания гармонично развитой, самостоятельно и деятельной личности нужна особая педагогическая работа по выявлению и формированию интересов, способностей, склонностей каждого школьника. В связи с этим актуальной является задача осуществления индивидуализации учебно-воспитательного процесса, решение которой будет способствовать формированию у подрастающего поколения готовности проявлять творческую инициативу и развивать свою индивидуальность.
Весьма сложен путь многих учащихся к духовной и нравственной зрелости. Определяющая причина такого явления в том, что воспитательное, развивающее обучение действует на личность не непосредственно, а через «внутренние условия» ее развития.
Но вместе с этим каждый школьник развивается в обществе, а конкретнее, в коллективе. Каждая личность играет важную роль в воспитании коллектива, но в это же время коллектив оказывает влияние на воспитание личности. При этом мы сталкиваемся с противоречиями в воспитании. Так, формируя коллектив, классный воспитатель может выпустить из поля зрения отдельную личность. Это можно исправить, если в воспитательной работе будет реализован принцип индивидуального подхода. Другим противоречием является «борьба» между «хочу» и «надо», между «хочу» и «могу». Преодоление этого противоречия возможно при индивидуализации воспитания, при знании индивидуальных особенностей, направленности каждой личности, ее мотивов. Исходя из выше сказанного, была выбрана тема выпускной квалификационной работы: «Индивидуализация в процессе воспитания старшеклассников».
Данная тема является достаточно изученной, но, в виду сложности применения данных технологий на практике, она продолжает привлекать к себе внимание педагогов. Многие советские, российские и зарубежные исследователи, такие как А. А. Кирсанов, А. Г. Русских, И. Э. Унт, И. М. Чередов и другие, трудились и продолжают трудиться над ее разработкой: создано огромное количество монографий, написаны диссертации и статьи, практические руководства. Тем не менее стоит отметить, что нет единой трактовки ключевых понятий, таких как «индивидуализация», «индивидуальный подход»; следовательно, мы попробуем изучить принципы индивидуализации, познакомиться с приемами педагогического воздействия и на примере собственной экспериментальной работы апробировать методы индивидуального подхода в воспитательном процессе старшеклассников.
Объект изучения - воспитательный процесс в школе.
Предмет - индивидуализация старшеклассников в ходе воспитательной работы.
Цель выявить пути и возможности индивидуализации воспитательной работы в формировании личности старшеклассников.
Задачи:
1) изучить психолого-педагогическую литературу по проблемам
индивидуализации;
2) выявить место индивидуализации в организации воспитания школьников;
3) раскрыть суть индивидуального подхода в процессе воспитательной работы со старшеклассниками;
4) раскрыть формы и методы индивидуализации в процессе воспитания.
Гипотеза исследования - повышение эффективности формирования личности каждого школьника возможно, если: во-первых, будет реально осуществляться индивидуализация в процессе воспитательной работы; во- вторых, будут совершенствоваться методы и формы индивидуализации.
Теоретико - методологической основой исследования являются:
- теория воспитания и педагогической поддержки в образовании (Я.А. Коменский, И.Г. Песталоцци, К.Д. Ушинский, В. А. Сухомлинский, Р. Бернс, А.А. Бодалев, А.Г. Асмолов, О.С. Газман, А.В. Мудрик, Н.Н. Михайлова, С.М. Юсфин, Т.В. Анохина);
- идеи личностно-ориентированного подхода (В.А. Сухомлинский, Ш.А. Амонашвили, К. Роджерс);
- культурно-исторический подход (Л.С. Выготский);
- культурологический подход к анализу данных педагогического опыта и экспериментальной работы (Н.Б. Крылова, Е.В. Бондаревская, В.А. Петровский, Б.П. Битинас, В.Г. Бочарова, Е.А. Александрова, Д.В. Григорьев);
- идеи гуманистической педагогики, принципы гомоцентрического субъектно-субъектного и личностно-ориентированного подхода (О.С. Гребенюк, Т.Б. Гребенюк, М.И. Рожков);
- экзистенциальный подход к проблемам формирования личности к свободному и ответственному выбору своего поведения (Н.А. Бердяев, Ж.-П. Сартр, А. Камю, К. Ясперс, М. Хайдеггер, C. Кьеркегор, Р. Мэй, В.П. Дружинин, М. Монтень и др.).
Методы исследования: Методы исследования: наблюдение, беседы с учащимися и классными руководителями; анкетирование; обобщение опыта работы классных руководителей по осуществлению индивидуализации; проведение опытной работы по проверке возможностей индивидуализации.
Теоретическая значимость исследования заключается в следующем:
- проанализирован теоретический опыт деятельности педагогов в сфере оказания педагогической поддержки школьникам;
- выявлены и охарактеризованы педагогические условия, при которых данный процесс будет обеспечивать успешность жизненного самоопределения и становления современных старшеклассников;
Практическая значимость работы:
- систематизирован понятийный аппарат теории индивидуализации;
- выделены проблемы диагностики индивидуальных особенностей старших школьников как составного компонента индивидуализации воспитательного процесса;
- определены, охарактеризованы основные направления и этапы диагностики индивидуальных особенностей учащихся;
- результаты исследования и научные рекомендации могут быть использованы в работе по подготовке и повышению квалификации педагогов, работающих по индивидуализации в воспитательном процессе.
Выпускная квалификационная работа состоит из введения, 2 глав, заключения, списка использованной литературы и приложения.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Каждый школьник воспитывается в коллективе. Педагог должен заниматься воспитанием каждой личности. Это очень сложно сделать, не зная того какие индивидуальные особенности имеет каждый учащийся. Воздействую на коллектив педагог формирует, прежде всего, общее и создает тем самым основу для перерастания общего в индивидуальное. Поэтому очень важным является осуществление индивидуального подхода к учащимся. Чтобы осуществить принцип индивидуального подхода в воспитании необходимо совершать какие-то действия, т.е. находиться в педагогической деятельности, которая обеспечивает процессы индивидуализации человека.
Индивидуализация - есть деятельность взрослого (педагога) и самого учащегося по поддержке и развитию этого единичного, особого, своеобразного, того, что заложено в данном индивиде от природы или что он приобрел в индивидуальном опыте.
При использовании нами понятия «индивидуализация» необходимо иметь в виду, что при его практическом использовании речь идет не об абсолютной, а об относительной индивидуализации. В реальной школьной практике индивидуализация всегда относительна по следующим причинам: 1) обычно учитываются индивидуальные особенности не каждого отдельного учащегося, а группы учащихся, обладающих примерно сходными особенностями; 2) учитываются лишь известные особенности или их комплексы и именно такие, которые важны с точки зрения воспитания (например, свойства характера или темперамента); наряду с этим может выступать ряд особенностей, учет которых в конкретной форме индивидуализации невозможен или даже не так уж и необходим (например, общие умственные способности); 3) иногда происходит учет некоторых свойств или состояний лишь в том случае, если именно это важно для данного ученика (например, талантливость в какой-либо области, расстройство здоровья); 4) индивидуализация реализуется не во всем объеме воспитательной деятельности, а эпизодически или в каком-либо виде воспитательной работы и интегрирована с не индивидуализированной работой.
Очень важной является связь между возрастными и индивидуальными различиями школьников. Их необходимо учитывать, не допуская игнорирования. Возрастные особенности изменяются под влиянием воспитания и общественной среды. Возрастные особенности психики проявляются по-разному, в зависимости от условий воспитания. Возрастные показатели психического развития, в отличие от показателей физического развития, чрезвычайно изменчивы, колеблются в очень широких пределах.
Далее естественно задать вопрос как осуществить индивидуализацию в процессе воспитания школьников? Для этого необходимо знать способы диагностики индивидуальных особенностей, а затем уже в соответствии с результатами диагностирования проводить индивидуализацию воспитания. А для этого необходимо грамотно составить индивидуальную программу воспитания.
Нами была проведена экспериментальная работа по диагностированию старшеклассников и на основании выводов этой работы совершена попытка индивидуализации процесса воспитания старшеклассников. Можно сказать, что задачи, поставленные в данной выпускной квалификационной работе, были выполнены, и роль индивидуализации в воспитании личности школьников была отражена. Исследование подтвердило, что повышение эффективности формирования личности каждого школьника возможно, если будет реально осуществляться индивидуализация в процессе воспитательной работы.
П.П. Блонский говорил: «Хороший учитель отличается от плохого тем, что он умеет видеть индивидуальные особенности детей; для хорошего учителя все ученики разные, а для плохого - одинаковые».



1. Алимова, М.К., Козлова, В.Т. Индивидуальность учащихся и индивидуальный подход. - М.: Знание, 1992.
2. Артюхова, И.С. Воспитательная работа с подростками: занятия, игры, тесты. - М.: Первое сентября, 2003.
3. Байбородова, Л.В., Рожков, М.И. Воспитательный процесс в современной школе. - Ярославль, 1998.
4. Беберханова, В.П. Педагогическая поддержка индивидуализации ребенка// Классный руководитель №3, 2000 год, стр. 39 - 48.
5. Божович, Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. - М.: Просвещение, 1968.
6. Болдырев, Н.И. методика воспитательной работы в школе. - М.: Просвещение, 1981.
7. Бударный А.А. Индивидуальный подход в обучении// Советская педагогика. 1965. №7.
8. Бутузов И.Т. Дифференцированное обучение - важное дидактическое средство эффективного обучения школьников. М., 1968.
9. Верцинская, Н.Н. Индивидуальная работа с учащимися. - Минск «Народная асвета», 1983.
10. Воноградова Н.Ф., Ивченкова Г.Г., Потапова И.В. Окружающий мир для четырёхлетней начальной школы.// Начальная школа. 1992. №1.
11. Возрастные и индивидуальные особенности младших подростков/ Под. ред. Д.Б. Эльконина, Т.В. Драгуновой М., 1967.
12. Возрастные возможности усвоения знаний/ Под ред. Д.Б. Эльконина, В.В. Давыдова. М., 1966.
13. Воспитание и развитие детей в процессе обучения природоведению. Сост. Л.Ф. Мельчаков. М., 1981.
14. Газман, О.С., Иванов, А.В. Содержание деятельности и опыт работы освобожденного классного руководителя (классного воспитателя). - М., 1982.
15. Давыдов В.В. Проблемы развивающего обучения. М., 1986.
16. Жесткова А.Н. Возможные виды природоведческой информации в классной и внеклассной работе// Начальная школа. 1987. №12.
17. Жесткова Н.С. Формирование общих природоведческих понятий и развитие познавательных способностей у учащихся// Начальная школа. 1973. №11.
18. Зюбин, Л.М. Психология воспитания. - М.: Высшая школа, 1991.
19. Изучение личности школьника учителем/ Под ред. Васильевой, З.И., Ахаян, Т.В. - М.: Педагогика, 1991.
20. Индивидуальные варианты развития младших школьников/ Под. ред. Л.В. Занкова, М.В. Зверевой. М., 1973.
21. Кабанова - Меллер Е.Н. Формирование приёмов умственной деятельности и умственное развитие учащихся. М., 1968.
22. Казанский Н.Г., Назарова Т.С. Методы и формы организации учебной работы в младших классах. М., 1974.
23. Калмыкова З.И. Темп продвижения как один из показателей
индивидуальных различий учащихся// Вопросы психологии. 1961.
24. Кирсанов А.А. Индивидуализация учебной деятельности как
педагогическая проблема. Казань, 1982.
25. Климов Е.А. Индивидуальный стиль деятельности в зависимости от типологических свойств нервной системы. Казань, 1969.
26. Конев А.Н. Индивидуально - типологические особенности младших школьников как основа дифференцированного обучения. М., 1968.
27. Корчак, Я. Воспитание личности. - М.: Просвещение, 1992.
28. Корягина, О.П. Изучение личности учащихся// Классный руководитель № 6, 2003 год, стр.138-143.
29. Корягина, О.П. Проблемы подросткового возраста// Классный руководитель № 1, 2003 год, стр.89-93.
30. Кочетов, А.И. Перевоспитание подростка. - М., 1972.
31. Крутецкий, В.А. Психология обучения и воспитания школьников. - М.: Просвещение, 1976.
32. Кульневич, С.В., Лакоценина, Т.П. Воспитательная работа в современной школе. Воспитание: от формированию к развитию. - М.: Ростов-на-Дону: Учитель, 2000.
33. Личность в воспитательной системе школы/Под ред. А.В. Гаврилина и Л.И. Новиковой. - Владимир, 1993.
34. Макаренко, А.С. О воспитании: Сб. - М.: Политиздат, 1990.
35. Матюшкин А.М. Проблемные ситуации в мышлении и обучении. М., 1972.
36. Махмутов М.И. Об индивидуализации обучения// Народное образование. 1964.
37. Махмутов М.И. Современный урок: вопросы теории. М., 1981.
38. Мерлин В.С., Климов Е.А. Формирование индивидуального стиля деятельности в процессе обучения// Советская педагогика. 1967.
39. Методика воспитательной работы/Под ред. Сластениной. - М.:
Издательский центр Академия, 2002.
40. Методика воспитательной работы: Учебное пособие/ Байкова, Л.А., Гребенкина, Л.К., Еремкина, О.В., Известнова, Е.В., Кирьянов, А.И. - Рязань, 1993.
41. Методы обучения учащихся природоведению. Сост. Л.Ф. Мельчаков. Свердловск, 1984.
42. Морозова Н.Г. Формирование познавательного интереса у аномальных детей М., 1969.
43. Монголина Л.И. Развитие познавательной активности учащихся на уроках природоведения// Начальная школа. 1987.
44. Новосельцева, М.М. Программа и организация воспитательной работы// Классный руководитель №4, 2001 год, стр. 90 - 98.
45. Онищук В.А. Урок в современной школе. М., 1981.
46. Организация индивидуальной работы с трудновоспитуемыми подростками. - Киров, 1982.
47. Осколкова Л.А. Индивидуализация учения младших школьников с учётом особенностей развития их познавательных процессов. Автореф. Канд. Дис. Челябинск, 1978.
48. Постникова Е.А. Реализация индивидуального подхода в заданиях для самостоятельной работы по природоведению// Начальная школа. 1992. №7-8.
49. Программа средней общеобразовательной школы. Начальные классы (1-4). М:, Просвещение, 1996.
50. Рабунский, Е.С. Индивидуальный подход в процессе обучения
школьников. - М.: Педагогика, 1975.
51. Салеева Л.П. Учебные задания по изучению и охране природы в начальной школе// Начальная школа. 1987.
52. Слободчиков, В.И., Исаев, Е.И. Психология человека. - М., 1995.
53. Словарь - справочник по педагогике. - К.: ВГПУ, 2000.
54. Созонов, В.П. Организация воспитательной работы в классе. - М.: Пед.поиск, 2000.
55. Сороцкая О.Н., Плешакова А.А. Ознакомление с окружающим миром. Обучение в 1 классе. М., 1990.
56. Сороцкая О.Н. Содержание формы и методы преподавания предмета. Ознакомление с окружающим миром// Начальная школа.1986.
57. Степаненко, Л.Н. Методика определения уровня воспитанности учащихся гимназии №1 г. Белгорода// Классный руководитель №6, 2003 год, стр.87-97.
58. Суворова Г.Ф. Особенности индивидуального подхода при обучении// Начальная школа. 1986.
59. Суворова Г.Ф. Реализация индивидуального подхода к учащимся// Начальная школа. 1987.
60. Титова, Е.В. Если знать как действовать. - М., 1993.
61. Унт, И.Э. Индивидуализация и дифференциация обучения. - М.:
Педагогика, 1990.
62. Фельдштейн, Д.И. Психология становления личности. - М.:
Международная педагогическая академия, 1994.
63. Шабалина З.П. Дифференцированный подход в обучении младших школьников// Начальная школа. 1990.
64. Шахмаев, Н.И. Учителю о дифференцированном обучении. - М., 1989.
65. Шевченко С.Д. Школьный урок: как научить каждого. М., 1991.
66. Щукина Г.И. Проблемы познавательного интереса в педагогике. М., 1971.
67. Щуркова, Н.Е. Воспитание: новый взгляд с позиции культуры. - М., 1997.
68. Щуркова, Н.Е., Питюков, В.Ю., Савченко, А.П., Осипова, Е.А. Новые технологии воспитательного процесса. - М., 1993.
69. Щуркова, Н.Е. Программа воспитания школьника. - М., 1998.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ