Введение 3
Глава 1. Русский национальный характер и творчество Н.С. Лескова 8
1.1 Русский национальный характер 8
1.2 Положительный тип русского человека в произведениях
Н.С. Лескова 17
Глава 2. Анализ русского характера в произведениях Н.С. Лескова 25
2.1 Русский национальный характер Левши, героя сказа
Н.С. Лескова 25
2.2 Особенности русского национального характера в повести
Н.С. Лескова «Очарованный странник» 29
2.3 Русский характер в романах Н.С. Лескова 34
Заключение 42
Библиография
Актуальность темы дипломной работы. Существует такое понятие, как русский национальный характер. Времена меняются, меняются цари, вожди, президенты, меняется сама наша страна, а черты русского национального характера остаются неизменными. И зарубежные, и русские мыслители постоянно обращались к тайне «загадочной русской души», потому что эта тема всегда оставалась, и будет оставаться актуальной и интересной.
Проблема русского национального характера стала одной из главных для литературы 60-80-х годов XIX века, тесно связанной с деятельностью разночинных революционеров, а позднее народников. Уделял ей внимание и писатель Н.С. Лесков.
Проблема национального русского характера занимала и занимает лучшие умы писателей и философов. Этот вопрос неоднократно затрагивался в работах Н.А. Бердяева, Б.П. Вышеславцева, И.А. Ильина, Н.О. Лосского и др. Русская философская мысль начала XX века опиралась во многом на размышления русских классиков литературы XIX века. Литературное наследие самобытного писателя Н.С. Лескова стало, безусловно, источником для глубоких размышлений философов. Так, И.А. Ильина привлекло в творчестве Лескова, «Проницательного наблюдателя русского народа», то, что писатель увидел «Глубокое и возвышенное в русском стремлении к совершенству». [20, с. 93].
Лесков принадлежал к тем писателям второй половины XIX века, которые, не имея чёткого передового мировоззрения, обладали своеобразным стихийным демократизмом, верили в народные силы.
Период творчества Лескова характеризуется стремлением писателя найти положительные идеалы в русской жизни и противопоставить их всем формам подавления личности.
Н.С. Лесков писал: «Постановка голоса у писателя заключается в умении овладеть языком и голосом своего героя и не сбиваться с альтов на басы. В себе я старался развить это умение и достиг, кажется, того, что мои священники говорят по-духовному, нигилисты - по-нигилистически, мужики - по-мужицки, выскочки - с выкрутасами и т. д. От себя самого я говорю языком старинных сказок и церковно-народным в чисто литературной речи. Меня сейчас только и узнаешь в каждой статье, хотя бы я и не подписывался под ней. Это меня радует. Говорят, что читать меня весело. Это оттого, что все мы: и мои герои, и я сам, - имеем свой собственный голос...» [29, с. 33].
Трудолюбие, высокая честность, бескорыстие - вот качества, отличающие многих героев Лескова. Реализм автора на рубеже 60 - 70-х годов XIX века граничит с романтикой: его художественный мир населён чудаками, оригиналами, обладающими подлинным человеколюбием, творящими добро бескорыстно, ради самого добра. Лесков глубоко верит в духовную силу народа и видит в ней спасение России.
Н.С. Лесков работал в литературе в течение тридцати пяти лет, с 1860 по 1895 г. Толкование сущности характера русского человека мы находим во многих его произведениях. Период творчества Лескова 70-х - середины 80-х годов характеризуется стремлением писателя найти положительные идеалы в русской жизни и противопоставить их всем формам подавления личности. Лесков видел хорошие и светлые стороны в русском человеке. И это отчасти напоминает поиск идеально прекрасных людей Ф. М. Достоевским и Л. Н. Толстым. Но, создавая своих «праведников», Лесков берёт их прямо из жизни, не наделяет их никакими идеями заранее принятого учения; они просто морально чисты, им не нужны нравственные самоусовершенствования. Его «праведники» проходят сложные жизненные испытания, много терпят невзгод и горя. И даже если активно протест не выражен, сама их горькая судьба - протест.
«Праведник», по общественной оценке, - «маленький человек», всё имущество которого нередко в небольшом заплечном мешке, но духовно, в сознании читателя он вырастает в легендарную былинную фигуру. Таков богатырь Иван Флягин в «Очарованном страннике», напоминающий Илью Муромца. Вывод из его жизни напрашивался такой: русский человек со всем справится.
Наиболее ярким произведением на тему о «праведниках» является «Сказ о тульском косом Левше и о стальной блохе». «Праведники» несут людям очарование собой, но и сами они действуют словно зачарованные. Дай им вторую жизнь, они и её пройдут также. Сказ о Левше развивает этот мотив.
Лесков - автор огромного числа произведений самых разных жанров, интереснейший публицист, чьи статьи не утратили актуальности до сих пор, великолепный стилист и непревзойдённый знаток самых разных слоёв русской речи, психолог, проникший в тайны русского национального характера и показавший роль национально-исторических основ в жизни страны, писатель, по меткому выражению М. Горького «Пронзивший всю Русь» [15, с. 117].
Научная новизна исследования состоит в том, что была предпринята попытка объективного подхода к характеру русского человека в художественном мире Лескова, учитывая лесковский взгляд, соединяющий в себе критичность и самоиронию. Новизна исследования проявляется также в детальном анализе произведений Лескова, которые не становились ещё предметом специального исследования.
Объект исследования - творчество писателя 1860 - 90-х годов во всём его жанровом многообразии.
Предмет исследования - рассмотрение литературного характера персонажей в произведениях Н.С. Лескова с целью выявления русского характера в художественном мире писателя.
Целью работы является исследование типологии русского характера в произведениях Н.С. Лескова.
Для достижения поставленной цели определены следующие задачи:
- раскрыть понятие и сущность «русского национального характера» и его отражение в литературе;
- рассмотреть образ русского человека в произведениях Лескова;
- исследовать особенности русского национального характера в сказе «Левша», повести «Очарованный странник», в романах «Некуда», «Соборяне».
Теоретико-методической базой послужили традиционные научные подходы к анализу образа человека, типизации, специфики художественного обобщения, разработанные в отечественном литературоведении (М.М. Бахтин, С.Г. Бочаров, М.М. Гиршман, В.В. Виноградов, A.M. Левидов, Д.С. Лихачёв, Ю.М. Лотман, А.П. Скафтымов, В.Ю. Троицкий, В.Е. Хализев).
Теоретическая значимость исследования заключается в раскрытии характера русского человека в мире Лескова как сложного, обладающего разными потенциями, сложносоставного целого.
Практическая значимость. Результаты исследования могут быть использованы в вузовских и школьных курсах «История русской литературы XIX века», а так же в спецкурсах и спецсеминарах, посвященных проблемам теоретической поэтики, психологизма и творчеству Н.С. Леского.
Апробация работы состоялась на IX Международной научно-практической конференции «Эффективные инструменты современных наук», (Прага,2013). Результат исследования отражен в публикации: Закирова А.Н. Этнографизм в изображении национального характера в творчестве Н.С. Лескова // Материалы IX Международной научно-практической конференции «Эффективные инструменты современных наук». - Прага: Publishing House «Education and Science», 2013. - с.15-17.
Структура исследования. Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав и заключения. Библиографический список включает 38 наименований.
Социальный и нравственный характер идейно-художественных поисков, нашедших отражение в отечественной литературе XIX века, указывает на особую роль проблемы русского национального характера, его типов в творчестве русских писателей (И.А. Гончаров, Ф.М. Достоевский, М.Е. Салтыков-Щедрин, Н.С. Лесков, Л.Н. Толстой).
В художественном мире Н.С. Лескова эта проблема в течение всего творческого пути стояла остро и исследуется автором в публицистике, в художественных сочинениях, отражается она и в эпистолярном наследии писателя.
В ранних своих сочинениях Лесков изображает русский характер как сложное явление. Представления Лескова о русском характере, о его цельности, устойчивости по отношению к разным идейным соблазнам легли в основание первого его романа «Некуда» (1864).
Стремление писателя изобразить русский характер в сфере его столкновения с идейными вихревращениями во многом определило художественные приёмы Лескова. Писатель предпочитает нравственную оценку личности персонажа, сопоставляя его поведение с нормами поведения человека почвы. Как фигуры, воплощающие в себе национальный характер, оцениваются нравственно цельные личности, устойчивые по отношению ко всем идеям и идейным поветриям, характеры персонажей, например, матери Агнии, Баха-рева, Гловацкого; как образы, в которых национальное коренное начало подверглось деформации, искажению, воспринимаются характеры явных «нетерпеливцев» - Белоярцева, углекислых фей Чистых Прудов и др.
В своём художественном мире Н.С. Лесков создает мир почвы, мир национальной жизни, которая и формирует национальный характер русского человека и характеризуется своей устойчивостью, основательностью, фундаментальностью. Почва - необходимая жизненная основа, которая ценна и значима сама по себе, поскольку питает молодую поросль, обогащает её знаниями о самой себе и об окружающем мире. Используя приём описания быта, Лесков показывает причастность человека к национальной основе, поскольку быт, в трактовке писателя, устойчив. Это проявляется ярко в контрасте мира почвы и мира ложных идей.
В конце 1860-х начале 1870-х годов произошёл всплеск полемики о национальном характере, который нашёл отражение в ряде газетных статей Лескова («Биржевые ведомости», «Новый «мир»). Стремление обратиться к прошлому, найти в нём утрачиваемые «родовые черты», выявить причины отсутствия преемственности во взглядах и поведении современного русского человека, побуждает Лескова изучать окружающее общество. Для художника интересным и важным становится изучение связей, отношений, взаимодействий в обществе, ибо они носят относительно устойчивый характер и воспроизводятся в историческом процессе, переходят от одного поколения к другому. Центральным понятием мира Лескова в это время исканий становится «род». Этот период ознаменован появлением таких произведений Лескова, как повесть «Смех и горе» (1871), роман-хроника «Соборяне» (1872), повести «Запечатленный ангел» (1873), «Очарованный странник» (1873), очерки «Монашеские острова на Ладожском озере» (1873), «Дневник Меркула Праотцева» (1874), «Детские годы» (1874).
В мире писателя, характеризующемся многообразием типов русского характера, постепенно появляется в ходе поисков идеальных черт в характере человека тип русского европейца, генетически не связанного с русским характером, но ощущающим себя русским - характер Юстина Помады («Некуда»). Изучая этот тип, художник постепенно трансформирует его в другого русского европейца, связанного с русской почвой, - Ватажкова («Смех и горе»), что позволяет писателю исследовать характер с позиции сопоставления «иностранного русского» со «странными» русскими. Русский европеец — несбывшийся реформатор Ватажков является для художника образцом всего русского, но не обладает той твёрдостью, которой будет позже обладать его реформатор-праведник Самбурский («Русский демократ в Польше», 1880). В мире писателя несбывшийся реформатор Ватажков играет важную роль, но не совсем обособленную, поскольку имеет тесную связь с праведником Самбурским, воплощающим собой твёрдость и цельность натуры.
Писатель подмечает в человеке склонность к мечте, странность в поведении, стремление начать всё с самого начала, боязнь сорваться, ошибиться, отсутствие самоуважения, беспредельная жажда чуда и чего-то сверхъестественного, в котором может проявиться свобода и ширь русской натуры. Всё это представляет собой характерные черты и тех персонажей, которые связаны с миром почвы, русским миром. В этот период творчества в мире Лескова появляется русский европеец - несбывшийся реформатор Ватажков.
Обращаясь к жизни народа, Лесков пристально изучал русский характер в его глубинных проявлениях, а не только в социальных связях, искал в характере нравственные опоры, залог нормального будущего развития.
Изучение Лесковым всех слоёв общества, начатое в 1860-е годы, но достигшее размаха особенно в 1870-е годы:, привело к тому, что писатель обнаружил, что русский характер - это грандиозное явление, вмещающее в себя разные типы. И автор оценивает это человеческое разнообразие типов тоже разнообразно и не сводит к восхищению или осмеянию. Это послужило стимулом к проникновению всё больше в самое сокровенное - в русскую душу и постижение её глубинных пластов.
В 1880-1890-е годы обращение к этнопсихологическим основам всё больше становится явным в творчестве писателя. Характер русского человека предстаёт в очищенном виде, в своей целостности и, в то же время, в проявлении заключённых в нём противоречивых начал, находящихся в диалектическом единстве. Центральным понятием для Лескова в эти годы становится понятие «сродников», в нём выражается сопричастность не только к национальному русскому характеру, но и к Природе, человеческому Бытию. Лесков выступает против разрушения понятия «рода». Говоря о «сродниках», писатель выражал стремление к сохранению памяти о предках, о связи их с потомками, о преемственности поколений, о национальной гордости, о родовой цепочке носителей черт русского характера, о цепочке, уходившей в глубины национального бытия. Человек без памяти, без знания своего рода лишается осознания своей ценности как личности. «Сродники», чтобы они не сделали в своей жизни, сотворены из одной национальной плоти, их внутренним мирам свойственна одна этнопсихология.
Писатель овладел разными стилями и уровнями народной речи, что позволило Лескову передать внутреннюю подкладку души русского человека, её полифонию. Богатство его языка удивительно и неповторимо: в нём игра простонародного слова, возвышенность церковнославянского слога, говорок старообрядческой общины. В «народной этимологии» для Лескова скрыта тайна постижения души, в ней писатель даёт высвобождение энергии на бессознательном уровне, необходимой русскому человеку для выхода к этнопсихологическим основам.
Разноликий сложный мир типов русского характера Лескова можно описать, используя критерии литературные, акцентируя внимание на поэтике. Наблюдения над способами изображения характеров позволило выделить тип человека почвы, «нетерпеливца», русского европейца, «странного» русского, тип реформатора-праведника, «вдохновенного бродяги», «старинного психопата».
У каждого художника свой уникальный, обусловленный мировоззренческими и поэтическими особенностями, художественный мир. Лесковский мир отличается от параллельно существующих в русской литературе второй половины XIX века миров: мира И.С. Тургенева и мира И.А. Гончарова, мира Ф.М. Достоевского и мира Л.Н. Толстого. Даже с великими художниками, прославившими русскую литературу во всём мире, невозможно сравнить оригинальность и ценность мира Лескова. В нём русский человек — широк, противоречив, парадоксален, его характер представлен в текстах, играющих разными смыслами, бликами, с большой долей иронии, самоиронии, лукавства, ехидства, всем тем, чем скрыто от глаз посторонних сокровенное содержание русской души.
Таким образом, исследование показало, как эволюционировало представление Лескова о русском человеке от раскрытия духовного богатства русского человека в его противостоянии чужеродным идейным соблазнам времени начала 1860-х годов ко всё большему погружению в этнопсихологию русского характера в прозе 1880-1890-х годов, к пониманию в человеке его души, к изучению скрытой за внешне причудливым колоритным и неоднозначным поведением духовного потенциала, в котором открываются причины для пробуждения «непостыдной совести», «скрытой теплоты», а также для проявления дикости, зверства и в тоже время терпеливости.
В своём мире писатель открывается читателю как исследователь русской натуры через детализацию, поэтизацию, лирику, иронию, как человек, который, любуясь русским человеком, одновременно не может преодолеть в себе чувства ужаса перед широтой, необузданностью, разноликостью проявлений русского характера.
У Н.С. Лескова - сложная авторская оценка своих персонажей, и не стоит её сводить к критике или же к любованию каким-либо одним типом, например, праведниками. Разработка проблемы русского национального характера у писателя носила характер художественно-философского осмысления. Всматриваясь в разнообразный мир русского человека, облачённый в сложную, непонятную для чужого глаза причудливую оболочку, Лесков видел в нём богатство и определённую цельность.
Творчество Лескова, его художественный мир с многообразием типов русского характера - это настоящий кладезь, который позволяет постичь многоликость и удивительный духовный потенциал русского человека.
Русский характер, русский человек в мире Николая Семёновича Лескова — это загадка, тайна. В процессе её разгадывания писатель создал множество типов, фигур своих персонажей. Отношением к человеку как к тайне «пропитаны» не только его художественные полотна, но и его эпистолярное наследие, поскольку в письмах проявляется характер писателя, своеобразие его индивидуального мышления. Это наследие — откровенное признание о себе самом, о своих размышлениях и персонажах, своего рода искусный и яркий автопортрет оригинального писателя, мыслителя с «немирной душой», «самочинной волей» и «самодумным умом».
1. Лесков Н.С. Левша: Повести и рассказы // Н.С. Лесков. - Казань: Татарское книжное издательство,1980. - 464 с.
2. Лесков Н.С. Некуда. Т. 4. - М.: Правда, 1989. - 136 с.
3. Лесков Н.С. Собрание сочинений в 12т. Т.1. - М.: Правда, 1989. - 334 с.
4. Ангелова Н.В. Тайна русского характера: произведения Н.С. Лескова 1880-1890-х годов: Монография / Науч. ред., предисл. В.Е. Андреева. - Мичуринск: изд-во МичГАУ, 2007. - C. - 90.
5. Аннинский Л. Сто лет «Левше» // В мире Лескова: сб. статей. — М.: Сов. писатель, 1983. - С. 58 - 73.
6. Бахтин М.М. Литературно-критические статьи / Сост. С. Бочаров и В. Кожинов. - М.: Худож. лит., 1986. - 543 с.
7. Бердяев Н.А. Русская идея: Основные проблемы русской мысли XIX века и начала XX века: Судьба России. - М.: Сварог и К, 1997. -540 с.
8. Бочаров С.Г. Характеры и обстоятельства // Теория литературы: основные проблемы в историческом освещении. Образ, метод, характер. - Ч. 1. - M., 1962. - 321 с.
9. В мире Лескова: сб. статей. - М.: Сов. писатель, 1983. - 368 с.
10. Виноградов В.В. О языке художественной литературы. - М.: Гослитиздат, 1959. - 633 с.
11. Вышеславцев Б.П. Русский национальный характер // Вопр. философии. 1995. — № 6. - 121 с.
12. Гиршман М.М. Литературное произведение. Теория и практика анализа. - М.: Высш. школа, 1991. - 159 с.
13. Гнатенко П.И. Национальная психология. - Днепропетровск: Полиграфист, 2000. - 213 с.
14. Горелов А.А. Н.С. Лесков и народная культура. - М.: Наука, 1988. - 296 с.
15. Горький М. Полн. Собр. Соч. - Т. 21. - М., 1974. - 299 с.
16. Гроссман Л.П. Н.С. Лесков. Жизнь творчество — поэтика. - М.: ОГИЗ Гослитиздат, 1945. - 320 с.
17. Гунн Г. Очарованная Русь. - М.: «Искусство», 1990. - 288 с.
18. Достоевский Ф.М. Дневник писателя. М: «Наука», 1983 г. - 720 с.
19. Дыханова Б.С. «Запечатленный ангел» и «Очарованный странник» Н. С. Лескова. М.: Худож. лит., 1980. - 174 с. - (Массовая историко-литературная библиотека).
20. Ильин И.А. Сущность и своеобразие русской культуры. Глава I. «Душа» // Москва. - 1996. - №1. - С. 4 - 57.
21. Левидов A.M. Автор-образ-читатель. - Л.: Изд-во ЛГУ, 1983. - 350 с.
22. Лесков и русская литература: сб. статей / Отв. ред. К.Н. Ломунов, В.Ю. Троицкий. - М.: Наука, 1988. - 248 с.
23. Лосский Н.О. Характер русского народа: В 2 кн. - М.: Ключ, 1990. - 98 с.
24. Лотман Ю.М. Беседы о русской культуре: Быт и традиции русского дворянства (XVIII нач. XIX в.) - СПб.:Искусство СПб, 1999. - 412 с.
25. Лихачёв Д.С. Культура русского народа. X -XVII вв. - М.; Л.: Изд- во АН СССР, 1961. - 120 с.
26. Лихачёв Д.С. Национальное единообразие и национальное разнообразие // Рус. лит. 1968. - № 1. - С. 135 - 141.
27. Лихачёв Д.С. О национальном характере русских // Вопр. философии. 1990. -№4. - С. 3 - 6 с.
28. Лихачёв Д. С. Особенности поэтики произведений Н. С. Лескова // Лихачёв Д. С. Литература - реальность - литература. - Л.: Сов. писатель, 1984. - 149 с.
29. Научно-методическая газета для учителей словесности. - №14. - 16¬31 июля 2007 г. - С. 15 - 19.
30. Русский народ: Его обычаи, обряды, предания, суеверия и поэзия / Собр. М. Забылиным. Репринт, воспроизв. изд. 1880 г. - М.: Автор, 1992. - 607 с.
31. Скафтымов А. П. Нравственные искания русских писателей. - М.: Худож. лит., 1972. - 544 с.
32. Снегирёва И.С. Типология характеров праведников в романе- хронике Н.С. Лескова 1870-х годов («Соборяне», «Захудалый род»): Автореф. дис. канд. филол. наук. — Орёл, 2002. - 22 с.
33. Соловьёв В.М. Тайны русской души: вопросы, ответы, версии. - М.: Рус. язык; Курсы, 2001. - 198 с.
34. Столярова И.В. В поисках идеала (творчество Н.С.Лескова). - Л.: Издательство ЛГУ, 1978. - 232 с.
35. Троицкий В.Ю. Творчество Лескова и русский романтизм // Лесков и русская литература. - М., 1983. - 153 с.
36. Хализев В.Е. Ценностные ориентации русской классики. - М.: Гнозис, 2005. - 432 с.
37. Своеобразие авторского подхода к изображению героя в повести Н.Лескова «Очарованный странник». [ Электронный ресурс]. - Режим доступа:http://www.xenoid.ru/soch/leskov/raznoe_10.php.
38. «Положительный тип» русского человека в творчестве Лескова. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http ://allstude. ru/L iteratura_i_rus skiiy_yazyk/Polozhitel_nyiy_tip_ russkogo_cheloveka_v_tvorchestve_Leskova.html