ИЗУЧЕНИЕ САМООЦЕНКИ И УРОВНЯ ПРИТЯЗАНИЙ УЧАЩИХСЯ ВСПОМОГАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ VIII ВИДА
|
ВВЕДЕНИЕ 3
Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ САМООЦЕНКИ И УРОВНЯ
ПРИТЯЗАНИЙ В СОВРЕМЕННОЙ ПСИХОЛОГИИ 6
1.1. Самооценка и уровень притязания, как предмет психологических
исследований в отечественной психологии 6
1.2. Самооценка и уровень притязания, как предмет психологических
исследований в зарубежной психологии 13
1.3. Психологическая характеристика состава учащихся
вспомогательных школ VIII вида 17
1.4. Особенности самооценки и уровня притязаний у умственно
отсталых учащихся 26
Выводы по 1 главе 33
Глава 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ САМООЦЕНКИ И УРОВНЯ ПРИТЯЗАНИЙ УЧАЩИХСЯ ВСПОМОГАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ VIII ВИДА 36
2.1. Организация и методы исследования 36
2.2. Анализ и интерпретация полученных данных 38
Выводы по 2 главе 44
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 46
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 49
ПРИЛОЖЕНИЯ 53
Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ САМООЦЕНКИ И УРОВНЯ
ПРИТЯЗАНИЙ В СОВРЕМЕННОЙ ПСИХОЛОГИИ 6
1.1. Самооценка и уровень притязания, как предмет психологических
исследований в отечественной психологии 6
1.2. Самооценка и уровень притязания, как предмет психологических
исследований в зарубежной психологии 13
1.3. Психологическая характеристика состава учащихся
вспомогательных школ VIII вида 17
1.4. Особенности самооценки и уровня притязаний у умственно
отсталых учащихся 26
Выводы по 1 главе 33
Глава 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ САМООЦЕНКИ И УРОВНЯ ПРИТЯЗАНИЙ УЧАЩИХСЯ ВСПОМОГАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ VIII ВИДА 36
2.1. Организация и методы исследования 36
2.2. Анализ и интерпретация полученных данных 38
Выводы по 2 главе 44
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 46
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 49
ПРИЛОЖЕНИЯ 53
Актуальность исследования. Проблеме изучения самооценки и уровню притязаний посвящено большое количество исследований, как в отечественной, так и в зарубежной психологии. Вопросы ее структуры, функций, онтогенеза, возможностей направленного формирования обсуждались в работах Б.Г. Ананьева, Л.И. Божович, Л.В. Бороздиной, А.В. Захаровой, И.С. Кона, А.И. Липкиной, М.И. Лисиной, Л.Б. Филонова, Р. Бернса, Э. Эриксона, К. Роджерса и других психологов. Формирование самооценки умственно отсталых детей изучали С.Г. Байкенов, Е. Де- Грееф, Л.С. Выготский, Н.Л. Коломинский, Ж.И. Намазбаеваи т.д.
В настоящее время существует очень много исследований, связанных с изучением различных особенностей умственно отсталых детей, у которых стойко нарушена познавательная деятельность вследствие органического поражения головного мозга. Большинство из них посвящены изучению различных психических процессов умственно отсталых подростков. Однако в работе многих психологов С.Я. Рубинштейн, В.Г. Петровой, Ж.И. Шиф, Я.Л. Коломинского отмечено, что у умственно отсталых детей нарушаются не только познавательные процессы, но и личность в целом. Одним из показателей личностной сохранности человека является наличие его отношения к выполняемой работе и правильной оценке своих собственных возможностей и достижений.
Уровень притязаний характеризует в первую очередь уровень трудности, также выбор субъектом цели очередного действия, формирующейся в результате переживания успеха или неуспеха ряда прошлых действий. В экспериментальной психологии характеристику самооценки устанавливают по параметрам притязаний. Л.В. Бороздина считает, что уровень притязаний является проявлением самооценки в действии личности [8].
Самооценка, то есть оценка личностью самой себя, своих возможностей, качеств и места среди людей, являясь регулятором поведения человека, влияет на эффективность его деятельности. Она тесно связана с уровнем притязаний человека - степенью трудности целей, которые он ставит перед собой. Таким образом, одним из немаловажных факторов, влияющих на процесс целенаправленного получения знаний умственно отсталыми учащимися, является влияние самооценки и уровня притязаний на процесс обучения. От них зависит взаимодействие человека с окружающими, его критичность, требовательность к себе, отношение к успехам и неудачам. Тем самым самооценка и уровень притязаний влияют на эффективность деятельность человека и дальнейшее развитие его личности. Таким образом, самооценка и связанный с ней уровень притязаний являются важнейшими мотивационными факторами. В настоящее время, проблема самооценки и уровня притязаний умственно отсталых учащихся, остаётся актуальной, так как недостаточно изучены.
Объект исследования: учащиеся 8-х и 9-х классов вспомогательной школы VIII вида.
Предмет исследования: самооценка и уровень притязаний.
Цель исследования: исследовать взаимосвязь самооценки и уровня притязаний у учащихся вспомогательной школы VIII вида.
Задачи исследования:
1. Провести анализ литературы отечественных и зарубежных исследований самооценки и уровня притязаний.
2. Изучение самооценки и уровня притязаний учащихся вспомогательной школы.
3. Провести эмпирическое исследование по выявлению взаимосвязи самооценки и уровня притязания учащихся вспомогательной школы VIII вида.
4. Осуществить анализ и интерпретацию полученных результатов.
Методы исследования:
1. Анализ литературных источников по теме исследования.
2. Статистическая обработка полученных результатов.
Методики исследования:
1. Моторная проба Шварцландера (см. Приложение 3).
2. Тест «Нахождение количественного выражения уровня самооценки» (автор С.А. Будасси) (см. Приложение 4).
Теоретическая значимость: В данной работе рассматривается один из мало исследованных ранее аспектов этой проблемы - связь самооценки и уровня притязаний у учащихся вспомогательной школы VIII вида.
Практическая значимость: полученные данные будут полезны для работы школьных психологов, социальных педагогов, классных руководителей и учителей.
Структура работы: работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы, приложения. В 1-ой главе описывается теоретическое обоснование проблемы, во 2-ой главе описаны методы диагностики, организация исследования и результаты.
В настоящее время существует очень много исследований, связанных с изучением различных особенностей умственно отсталых детей, у которых стойко нарушена познавательная деятельность вследствие органического поражения головного мозга. Большинство из них посвящены изучению различных психических процессов умственно отсталых подростков. Однако в работе многих психологов С.Я. Рубинштейн, В.Г. Петровой, Ж.И. Шиф, Я.Л. Коломинского отмечено, что у умственно отсталых детей нарушаются не только познавательные процессы, но и личность в целом. Одним из показателей личностной сохранности человека является наличие его отношения к выполняемой работе и правильной оценке своих собственных возможностей и достижений.
Уровень притязаний характеризует в первую очередь уровень трудности, также выбор субъектом цели очередного действия, формирующейся в результате переживания успеха или неуспеха ряда прошлых действий. В экспериментальной психологии характеристику самооценки устанавливают по параметрам притязаний. Л.В. Бороздина считает, что уровень притязаний является проявлением самооценки в действии личности [8].
Самооценка, то есть оценка личностью самой себя, своих возможностей, качеств и места среди людей, являясь регулятором поведения человека, влияет на эффективность его деятельности. Она тесно связана с уровнем притязаний человека - степенью трудности целей, которые он ставит перед собой. Таким образом, одним из немаловажных факторов, влияющих на процесс целенаправленного получения знаний умственно отсталыми учащимися, является влияние самооценки и уровня притязаний на процесс обучения. От них зависит взаимодействие человека с окружающими, его критичность, требовательность к себе, отношение к успехам и неудачам. Тем самым самооценка и уровень притязаний влияют на эффективность деятельность человека и дальнейшее развитие его личности. Таким образом, самооценка и связанный с ней уровень притязаний являются важнейшими мотивационными факторами. В настоящее время, проблема самооценки и уровня притязаний умственно отсталых учащихся, остаётся актуальной, так как недостаточно изучены.
Объект исследования: учащиеся 8-х и 9-х классов вспомогательной школы VIII вида.
Предмет исследования: самооценка и уровень притязаний.
Цель исследования: исследовать взаимосвязь самооценки и уровня притязаний у учащихся вспомогательной школы VIII вида.
Задачи исследования:
1. Провести анализ литературы отечественных и зарубежных исследований самооценки и уровня притязаний.
2. Изучение самооценки и уровня притязаний учащихся вспомогательной школы.
3. Провести эмпирическое исследование по выявлению взаимосвязи самооценки и уровня притязания учащихся вспомогательной школы VIII вида.
4. Осуществить анализ и интерпретацию полученных результатов.
Методы исследования:
1. Анализ литературных источников по теме исследования.
2. Статистическая обработка полученных результатов.
Методики исследования:
1. Моторная проба Шварцландера (см. Приложение 3).
2. Тест «Нахождение количественного выражения уровня самооценки» (автор С.А. Будасси) (см. Приложение 4).
Теоретическая значимость: В данной работе рассматривается один из мало исследованных ранее аспектов этой проблемы - связь самооценки и уровня притязаний у учащихся вспомогательной школы VIII вида.
Практическая значимость: полученные данные будут полезны для работы школьных психологов, социальных педагогов, классных руководителей и учителей.
Структура работы: работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы, приложения. В 1-ой главе описывается теоретическое обоснование проблемы, во 2-ой главе описаны методы диагностики, организация исследования и результаты.
Проведенное исследование позволяет сделать следующие выводы:
1. В теоретической части нашей работы была раскрыта сущность самооценки и уровня притязаний в отечественной и зарубежной психологии, рассмотрены основные концепции и подходы к их изучению.
Анализ психологической литературы показал, что до сих пор недостаточно исследованными остаются вопросы взаимосвязи самооценки и уровня притязаний. Самооценка относится к ядру личности и существенно влияет на поведение индивида. Она тесно связана с уровнем притязаний человека - степенью трудности целей, которые он ставит перед собой. Связь притязаний и самооценки подчеркивают Б.В. Зейгарник, Е.А. Серебрякова, Л.В. Бороздина и др., указывая в частности, на занижение уровня притязаний при низкой самооценке. Однако, в ряде работ, совпадение самооценки и уровня притязаний фиксируются далеко не в 100% случаев.
2. В настоящее время существует очень много исследований, связанных с изучением различных особенностей умственно отсталых детей, у которых стойко нарушена познавательная деятельность вследствие органического поражения головного мозга. Большинство из них посвящены изучению различных психических процессов умственно отсталых подростков. Многих психологи, такие как С.Я. Рубинштейн, В.Г. Петрова, Ж.И. Шиф, Я.Л. Коломинский отмечают, что у умственно отсталых детей нарушаются не только познавательные процессы, но и личность в целом. Становление личности умственно отсталого ребенка непосредственно связано с формированием у него правильного сознания своего социального статуса, с самооценкой и уровнем притязаний.
Важнейшую роль играют взаимоотношения ребенка с окружающими, его собственная деятельность, а также биологические особенности.
Анализ литературных источников показал, что в дефектологии недостаточно разработаны основные принципы и пути воспитания адекватной самооценки и уровня притязаний у учащихся вспомогательной школы в системе учебно-воспитательной работы. Не изучены взаимосвязи самооценки и уровня притязаний умственно отсталых учащихся в учебной деятельности и межличностных отношениях.
3. В результате диагностики уровня притязаний, по моторной пробе Шварцландера, было выявлено, что у учащихся вспомогательной школы VIII вида доминирует умеренный уровень притязания у 17 учащихся, что составляет 56,7%. Это свидетельствует о стабильности. Они успешно решают круг задач средней сложности, не стремясь улучшить свои достижения и способности, и перейти к более трудным целям. Эти учащиеся ставят перед собой те цели, которые реально могут достичь, которые соответствуют их возможностям.
По методике на «Нахождение количественного выражения уровня самооценки» (автор методики С.А. Будасси), можно проследить высокий показатель завышенной самооценкой у 12 учащихся, что составляет 40%, и завышенная самооценка по невротическому типу у 9 учащихся, что составляет 30%. Как правило, завышенная самооценка становится неотъемлемым качеством успешного обучения в школе, однако распространены и случаи завышенной самооценки, когда люди придерживаются слишком высокого мнения о себе, собственных талантах и способностях, в то время как реальные их достижения, в той или иной области, представляются более или менее скромными. Самооценка учащихся вспомогательной школы VIII вида часто бывает не вполне адекватной. Поэтому учитывая контингент испытуемых, мы пришли к такому выводу, что завышенная самооценка связана с общим интеллектуальным недоразвитием. Многие дети переоценивают свои возможности, они уверены, что хорошо владеют знаниями, умениями и навыками, что им посильны различные, подчас довольно сложные задания. Л.С. Выготский указывает, что возможен еще и иной механизм образования симптома повышенной самооценки. Она может возникать как псевдокомпенсаторное характерологическое образование в ответ на низкую оценку со стороны окружающих [11]
От того, как сложатся взаимоотношения ребенка с родителями, какое место займет он в этих взаимоотношениях, зависит его отношение к себе. Следовательно, это несоответствие самооценки и уровня притязаний говорит о том, что при завышенной самооценке, учащиеся выбор задач разной степени сложности осуществляют формально, т.е. у учащихся вспомогательной школы VIII вида отсутствуют какие-либо стремления, связанные с достижением успеха в деятельности.
В заключение хочется отметить, что в процессе решения поставленных задач мы достигли цели исследования - изучили особенности самооценки и уровня притязаний у учащихся вспомогательной школы VIII вида.
1. В теоретической части нашей работы была раскрыта сущность самооценки и уровня притязаний в отечественной и зарубежной психологии, рассмотрены основные концепции и подходы к их изучению.
Анализ психологической литературы показал, что до сих пор недостаточно исследованными остаются вопросы взаимосвязи самооценки и уровня притязаний. Самооценка относится к ядру личности и существенно влияет на поведение индивида. Она тесно связана с уровнем притязаний человека - степенью трудности целей, которые он ставит перед собой. Связь притязаний и самооценки подчеркивают Б.В. Зейгарник, Е.А. Серебрякова, Л.В. Бороздина и др., указывая в частности, на занижение уровня притязаний при низкой самооценке. Однако, в ряде работ, совпадение самооценки и уровня притязаний фиксируются далеко не в 100% случаев.
2. В настоящее время существует очень много исследований, связанных с изучением различных особенностей умственно отсталых детей, у которых стойко нарушена познавательная деятельность вследствие органического поражения головного мозга. Большинство из них посвящены изучению различных психических процессов умственно отсталых подростков. Многих психологи, такие как С.Я. Рубинштейн, В.Г. Петрова, Ж.И. Шиф, Я.Л. Коломинский отмечают, что у умственно отсталых детей нарушаются не только познавательные процессы, но и личность в целом. Становление личности умственно отсталого ребенка непосредственно связано с формированием у него правильного сознания своего социального статуса, с самооценкой и уровнем притязаний.
Важнейшую роль играют взаимоотношения ребенка с окружающими, его собственная деятельность, а также биологические особенности.
Анализ литературных источников показал, что в дефектологии недостаточно разработаны основные принципы и пути воспитания адекватной самооценки и уровня притязаний у учащихся вспомогательной школы в системе учебно-воспитательной работы. Не изучены взаимосвязи самооценки и уровня притязаний умственно отсталых учащихся в учебной деятельности и межличностных отношениях.
3. В результате диагностики уровня притязаний, по моторной пробе Шварцландера, было выявлено, что у учащихся вспомогательной школы VIII вида доминирует умеренный уровень притязания у 17 учащихся, что составляет 56,7%. Это свидетельствует о стабильности. Они успешно решают круг задач средней сложности, не стремясь улучшить свои достижения и способности, и перейти к более трудным целям. Эти учащиеся ставят перед собой те цели, которые реально могут достичь, которые соответствуют их возможностям.
По методике на «Нахождение количественного выражения уровня самооценки» (автор методики С.А. Будасси), можно проследить высокий показатель завышенной самооценкой у 12 учащихся, что составляет 40%, и завышенная самооценка по невротическому типу у 9 учащихся, что составляет 30%. Как правило, завышенная самооценка становится неотъемлемым качеством успешного обучения в школе, однако распространены и случаи завышенной самооценки, когда люди придерживаются слишком высокого мнения о себе, собственных талантах и способностях, в то время как реальные их достижения, в той или иной области, представляются более или менее скромными. Самооценка учащихся вспомогательной школы VIII вида часто бывает не вполне адекватной. Поэтому учитывая контингент испытуемых, мы пришли к такому выводу, что завышенная самооценка связана с общим интеллектуальным недоразвитием. Многие дети переоценивают свои возможности, они уверены, что хорошо владеют знаниями, умениями и навыками, что им посильны различные, подчас довольно сложные задания. Л.С. Выготский указывает, что возможен еще и иной механизм образования симптома повышенной самооценки. Она может возникать как псевдокомпенсаторное характерологическое образование в ответ на низкую оценку со стороны окружающих [11]
От того, как сложатся взаимоотношения ребенка с родителями, какое место займет он в этих взаимоотношениях, зависит его отношение к себе. Следовательно, это несоответствие самооценки и уровня притязаний говорит о том, что при завышенной самооценке, учащиеся выбор задач разной степени сложности осуществляют формально, т.е. у учащихся вспомогательной школы VIII вида отсутствуют какие-либо стремления, связанные с достижением успеха в деятельности.
В заключение хочется отметить, что в процессе решения поставленных задач мы достигли цели исследования - изучили особенности самооценки и уровня притязаний у учащихся вспомогательной школы VIII вида.
Подобные работы
- РАЗВИТИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ИНТЕРЕСА СТАРШИХ ПОДРОСТКОВ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ ПОСРЕДСТВОМ СЕРИИ ЗАНЯТИЙ ПО ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОМУ ИСКУССТВУ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4215 р. Год сдачи: 2018



