Введение 14
1 Теоретические основы бухгалтерского учета займов 17
1.1 Характеристика и особенности микрофинансового рынка 17
1.2 Регулирование деятельности микрофинансовых организаций 33
1.3 Основные понятия и эконмическая сущность займов 38
1.4 Договор займа - Гражданский Кодекс РФ 44
2 Методические аспекты учета займов 53
2.1 Договор займа как основа бухгалтерского учета 53
2.2 Учетная политика и отражение в учетной политике займов 57
2.3 Учет процентов по займам 67
3 Особенности бухгалтерского учета займов на примере ООО МКК
«НовоФинанс» 71
3.1 Организационно-экономическая характеристика организации 71
3.2 Внутриорганизационные правила и условия выдачи займов 74
3.3 Основные операции по учету займов 79
3.4 Документальное оформление договора займа 85
3.5 Налоговый учёт и отчетность микрофинансовой деятельности 87
Корпоративная социальная ответственность 101
Заключение 109
Список использованных источников 112
Приложение А Указание от 28 июня 2016 г. N 4054-У 119
Приложение Б Договор займа 121
Приложение В Налоговая декларация по налогу на прибыль организаций 128
Приложение Г Налоговая декларация по налогу на добавленную стоимость.. .138
Приложение Д Отчет о микрофинансовой деятельности микрофинансовой
организации 141
Приложение Е Информация о видах и суммах операций с денежными средствами некредитных финансовых организаций 152
Объект исследования - бухгалтерский учет ООО МКК «НовоФинанс».
Цель работы - исследование правового статуса, реализации правовых изменений учета займов в микрофинансовых организациях.
В процессе исследования рассматривались действующие законы, приказы, положения, указания, нормативные документы.
Основные конструктивные, технологические и технико-эксплуатационные характеристики: в первой главе изучены теоретические основы бухгалтерского учета займов. Во второй главе изложены методические аспекты учета займов. В третьей главе рассмотрены особенности бухгалтерского учета займов на примере ООО МКК «НовоФинанс».
Во многих странах мира, а также и в России, микрофинансирование является наиболее значимым инструментом поддержки малого и среднего бизнеса. В России спрос на услуги по микрофинансированию составляет более чем 4 млрд. долл. год, это по оценкам экспертов.
Микрофинансовая организация - это небанковская финансовая организация, действующая на основании указаний Центрального Банка, законодательных норм и правил, направлена на удовлетворение потребностей в финансировании физических лиц, субъектов малого и среднего бизнеса.
К самым значимым для МФО социальным и экономическим функциям можно отнести, укрепление и развитие финансовой системы, увеличение сектора малого предпринимательства, поддержка инноваций и предпринимательской инициативы, сокращение бедности и обеспечение уровня доступности финансовых услуг.
У микрофинансовых организаций есть свои преимущества: Они повышают возможность граждан в осуществлении предпринимательских проектов, такая возможность объясняется наличием на рынке финансовых услуг, развитого сегмента микрофинансирования. У них доступные финансовые услуги, индивидуальный подход к заемщикам при оценке кредитоспособности. Кроме того, они охотно внедряют инновации в части предоставления финансовых услуг.
Роль микрофинансовых организаций в экономике заключается в удовлетворении финансовых потребностей населения, обеспечении стабильного роста и развитие малого бизнеса, как и других финансовых институтов, основу деятельности которого составляет удовлетворение потребностей в ресурсах.
Не смотря на все преимущества и практическую значимость для гражданского общества РФ, МФО обладает и рядом недостатков, наиболее значимыми из которых являются их стремительное развитие и отсутствие контроля со стороны государства в течение долгого времени.
C развитием в РФ потребительского кредитования на данном рынке появились новые субъекты, не являющиеся, по сути, кредитными организациями, однако также предоставляющие гражданам денежные средства на срочной и платной основе. Они заняли свой сегмент рынка, выдавая денежные средства тем заемщикам, кому отказали в кредите банковские институты. На практике и в законодательстве они получили название «микрофинансовые организации» (МФО). Их отличительной особенностью является то, что они не имеют статуса кредитной организации и, соответственно, выдают гражданам не кредиты, а займы. Стоимость этих займов, как правило, на порядок выше, чем кредиты банков. Легальная основа деятельности МФО появилась в 2010 г. с принятием Федерального закона от 02.07.2010 № 151-ФЗ «О микрофинансовой деятельности и микрофинансовых организациях». В соответствии с ним осуществляется микрофинансовая деятельность - деятельность юридических лиц, имеющих статус микрофинансовых организаций, а также иных юридических лиц, обладающих правом на осуществление такой деятельности в соответствии с положениями законодательства. В целях упорядочения такой деятельности Банк России ведет государственный реестр микрофинансовых организаций.
Сейчас рынок микрокредитования, несмотря на наличие объективных кризисных явлений в экономике, является одним из самых перспективных и быстрорастущих.
Столь динамичному развитию рынка микрокредитования способствуют ужесточившаяся политика банков в вопросах кредитовании населения и малого бизнеса, возросшие требования к клиентам при принятии решения о предоставлении кредита. Между тем МФО проявляют минимальную требовательность к потенциальным заемщикам, в том числе в плане запрашиваемых документов (бывает достаточно только паспорта), часто формально подходят к оценке их платежеспособности при выдаче микрозаймов.
В связи с этим значительно поменялись подходы к регулированию и надзору за микрофинансовой деятельностью. Например, Федеральным законом от 23.07.2013 № 251-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с передачей Центральному банку Российской Федерации полномочий по регулированию, контролю и надзору в сфере финансовых рынков» надзор за деятельностью МФО был передан Банку России. В 2014 году был принят Федеральный закон от 21.12.2013 № 353-ФЭ «О потребительском кредите (займе)», который с 01.07.2014 закрепил процедурную и техническую составляющие договора займа. Также закон обязал формировать резервы под потери по займам, которые будут зависеть от срока задолженности. Установлен четкий критерий профессиональной кредитной деятельности, в соответствии с которым организация, выдавшая более 4 кредитов (займов) в течение года, обязана получить статус МФО, кредитного кооператива или ломбарда.
В июле 2014 г. был опубликован проект указания «О порядке формирования микрофинансовыми организациями резервов на возможные потери по займам». Согласно ему микрофинансовые организации будут начислять резервы на возможные потери по просроченным займам. Норма резервирования в зависимости от срока просрочки составит от 1,5 до 100%.
Также микрофинансовые организации обязаны предъявлять в бюро кредитных историй информацию по всем заемщикам, независимо от их согласия. Однако самое важное нововведение - это ограничение ставок по кредитам. Ставки, устанавливаемые конкретной МФО, не должны отличаться от средних по отрасли более, чем на треть. Как утверждают эксперты Банка России, регулятор положительно оценивает вероятность того, что МФО, не готовые соблюдать требования, уйдут с рынка, а их место займут компании, которые предложат те же услуги, но будут выдерживать стандарты ответственного кредитования.
Одним из важных вопросов, касающихся регулирования деятельности МФО, является введение в данной сфере института саморегулирования и обязательного членства в саморегулируемых организациях (СРО). В РФ зарегистрированы три СРО в форме негосударственных партнерств, объединяющих МФО.
Следствием развития института микрофинансирования является стремительное повышение и так высокого уровня закредитованности населения. Участившиеся дефолты заемщиков по кредитам и микрозаймам свидетельствуют о нарастании напряженности в финансовом секторе. В связи с этим необходимо установление на законодательном уровне дополнительных ограничений как по стоимости микрозаймов, так и по субъектному составу лиц, их выдающих. Предусмотренные Законом о потребительском кредите лимиты полной стоимости займа не в состоянии сделать положение заемщика МФО более защищенным.
С 29 марта 2016 года вступили в силу изменения в регулирование деятельности микрофинансовых организаций, внесенные Федеральным законом № 407-ФЗ от 29.12.2015.
Банк России переводит микрофинансовые организации на новый План счетов, построенный на основе Плана счетов для кредитных учреждений (банков). В целях формирования новой учетной политики микрофинансовых организаций используются отраслевые стандарты по ведению бухгалтерского учета, разработанные Центральным Банком Российской Федерации.
Порядок формирования учетной политики микрофинансовых организаций утвержден Положением о Плане счетов бухгалтерского учета в микрофинансовых организациях и порядке его применения, утвержденном Банком России 02.09.2015 № 486-П.
Таким образом, на сегодняшний день рынок микрофинансовых услуг претерпевает кардинальные перемены.
1. Лаврушин О.И. Банки в современной экономике: необходимость перемен // Банковское дело. 2013. № 4. С. 6-13.
2. Федеральный закон от 02.07.2010 N 151-ФЗ (ред. от 03.07.2016) «О
микрофинансовой деятельности и микрофинансовых организациях» (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2017) [Электронный ресурс]. // Правовая система «Консультант-Плюс» URL:
http://www.consultant.ru/document/cons doc LAW 102112/ (дата обращения:
10.02.2017) .
3. Белоусов А. Л. Регулирование деятельности микрофинансовых организаций: проблемы и перспективы развития // Финансы и кредит, 2015, № 26 С. 39-47.
4. Крохина Ю.А. Финансовое право России: Учебник. М.: Норма, 2012.
452 с.
5. Галина Кан, Дмитрий Плотников. Рынок микрофинансирования в Российской Федерации - время взрослеть. 2015 [Электронный ресурс] // Moscow Consulting Group. URL: http://moscow-consulting.com/ru/publications/russian- microfinance-market-its-time-to-grow-up (дата обращения: 20.02.2017)
6. Г ригорян М. А., Сирбиладзе К. К. Будущее микрофинансирования на кредитном рынке: альтернатива банковскому кредитованию или отдельный сегмент финансовой сферы. // Молодой ученый. 2016. №7. С. 822-824.
7. Звонова Е.А., В.Д. Топчий. Деньги, кредит, банки: Учебник и практикум. Юрайт: Люберцы, 2016. 455 c.
8. Аналитика МФО // Закрытое акционерное общество «Рейтинговое
Агентство «Эксперт РА». 2015 / [Электронный ресурс]. URL:
http://raexpert.ru/docbank/d5c/379/d85/254b169e0ce7d182c47185a.pdf (дата
обращения: 27.02.2017.)
9. Балынин И. В., Балынина С. А. Развитие банковского сектора Российской Федерации в 2010-2014 гг. // Аудит и финансовый анализ. 2015. № 3. С. 193-197.
10. Быковец М. А. Микрофинансирование: тенденции развития и объективные предпосылки его государственного регулирования // Теория и практика общественного развития. 2014. № 1. с.419-423.
11. Балынин И. В. Кредитование юридических лиц и индивидуальных предпринимателей в Российской Федерации в 2010-2014 гг. // Аудит и финансовый анализ. 2015. № 6. с.197-203
12. Григоренко А.И. О правовом регулировании микрофинансовой деятельности [Электронный ресурс]. // Научное сообщество студентов XXI столетия. Общественные науки: сб. ст. по мат. XLI междунар. студ. науч.-практ. конф. № 4(40). URL: https://sibac,info/archive/social/4(40).pdf (дата обращения:
02.03.2017)
13. Аксенов И.А. Коллекторское агентство или судебный пристав - кого выберет кредитор? // Законы России: опыт, анализ, практика. 2014. № 8. С. 37
42.
14. Актуальные вопросы развития экономики России: коллективная монография/под общей редакцией Н. А. Адамова. М.: Институт исследования товародвижения и конъюнктуры оптового рынка, 2013. 344 с.
15. Федеральный закон от 21.12.2013 N 353-ФЗ (ред. от 03.07.2016) «О
потребительском кредите (займе)». [Электронный ресурс]. // Правовая система «Консультант-Плюс» URL:
http://www.consultant.ru/document/cons doc LAW 155986/ (дата обращения:
03.03.2017)
16. Федеральный закон от 07.08.2001 N 115-ФЗ (ред. от 28.12.2016) «О
противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» [Электронный ресурс]. // Правовая система «Консультант-Плюс» URL: http://www.consultant.ru/document/cons doc LAW 206963/ (дата обращения:
04.03.2017)
17. Федеральный закон от 13.07.2015 N 223-ФЗ (ред. от 03.07.2016) «О саморегулируемых организациях в сфере финансового рынка» [Электронный ресурс]. // Правовая система «Консультант-Плюс» URL: http://www.consultant.ru/document/cons doc LAW 182662/ (дата обращения:
06.03.2017)
18. Приказ Минфина России от 30.03.2012 N 42н «Об утверждении числовых значений и порядка расчета экономических нормативов достаточности собственных средств и ликвидности для микрофинансовых организаций, привлекающих денежные средства физических лиц и юридических лиц в виде займов» [Электронный ресурс]. // Правовая система «Консультант-Плюс» URL: http://www.consultant.ru/document/cons doc LAW 130292/ (дата обращения:
10.03.2017)
19. Федеральный закон от 02.12.1990 № 395-1 (ред. от 03.07.2016) «О
банках и банковской деятельности» [Электронный ресурс]. // Правовая система «Консультант-Плюс» URL:
http://www.consultant.ru/document/cons doc LAW 5842/ (дата
обращения: 14.03.2017)
20. Кравченко Д.Л. Финансово-правовое регулирование банковского сектора экономики. Сравнительно-правовой аспект. М.: Проспект, 2015. 144 с.
21. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть вторая) от
26.01.1996 N 14-ФЗ (ред. от 28.03.2017) [Электронный ресурс]. // Правовая система «Консультант-Плюс». URL:
http://www.consultant.ru/document/cons doc LAW 76306/570042dfc4fad051d86d8 e58d9fe0de4f4405e91/ (дата обращения:15.03.2017)
22. Федеральный закон от 29.12.2015 N 407-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации» [Электронный ресурс] // Правовая система «Консультант-Плюс».