Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА ЛИЧНОСТИ УЧЕНИКА НА УРОКАХ ТЕХНОЛОГИИ

Работа №87852

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы70
Год сдачи2013
Стоимость4370 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
165
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
Глава 1 ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ТВОРЧЕСТВА УЧАЩИХСЯ 7
1.1 Понятие творческой личности и ее творческого потенциала в
психолого-педагогической науке 7
1.2 Возрастные особенности учащихся 5-7 классов 23
1.3 Развитие творческого мышления школьников в процессе обучения и
воспитания 33
Выводы по первой главе 37
Глава II РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА УЧАЩИХСЯ В
ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ ТЕХНОЛОГИИ 38
2.1 Дидактические возможности развития творческого потенциала
учащихся на уроках технологии 38
2.2 Метод творческих проектов как средство развития творческих
способностей учащихся на уроках технологии 44
Выводы по второй главе 52
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 54
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 56
ПРИЛОЖЕНИЯ

Актуальность исследования. В условиях нестабильности процессов развития стремительно меняющегося мира, современных трансформационных процессов в российском обществе, новейших информационно-компьютерных технологий проблема становления личности, способной реализовать творческий потенциал и самостоятельно принимать ответственные решения в ситуации выбора, приобретает общественную значимость.
В связи с этим приоритетной становится ориентация образования не только на усвоение обучающимися определенной суммы знаний, но и на развитие их познавательных и созидательных способностей. Задача современного образования в России заключается в том, чтобы дать возможность всем без исключения учащимся проявить весь свой творческий потенциал, подразумевающий возможность реализации своих личных планов. Развитие и использование творческого потенциала каждой личности стало социальной необходимостью. Поэтому в настоящее время российская общеобразовательная школа должна измениться так, чтобы результат образовательного процесса был ориентирован на развитие творческой, инициативной личности XXI века, способной к успешной самореализации.
Важнейшим компонентом отечественного профессионального и общего образования является технологическое образование, которое позволяет интегрировать продуктивный опыт учащихся в различных видах деятельности, прежде всего проектной, конструкторской, раскрыть созидательные ресурсы, сформировать у них ценностное отношение к труду, творческие качества. Именно они позволяют человеку эффективно решать стандартные и нестандартные технологические задачи.
В современных условиях особое значение приобретает личностно-ориентированное технологическое образование, что связано с требованиями общества, рынка труда, личности и развитием педагогической практики.
Анализ работ, выполненных в рамках личностно-ориентированной парадигмы (А.Г. Асмолов, Н.И. Алексеев, Е.В. Бондаревская, И.А. Колесникова, С.В. Кульневич, А.В. Петровский, В.Я. Пилиповский, В.В. Сериков, В.Д. Шадриков, И.С. Якиманская), показал, что основой нового педагогического мышления, проектирования и оценки является личность как ведущая ценность образования.
Развитие творческого потенциала личности учащегося рассматриваем как системообразующий процесс личностно-ориентированного технологического образования, интегрирующий возможности технологической подготовки, трудового(профессионального) воспитания, профессионального самоопределения в становлении творческих способностей и их актуализации, позволяющие школьнику и студенту стать субъектом творческого саморазвития в технологической сфере.
Высокие темпы в развитии постиндустриального общества, гуманистические ценности образования, потребности современного рынка труда актуализируют одну из приоритетных педагогических проблем - разработку целостной концепции развития творческого потенциала личности учащегося в технологическом образовании.
Таким образом, обнаружено противоречие между разрозненными теоретическими представлениями в педагогической науке о развитии творческого потенциала личности, о возможностях технологического образования в становлении творческих качеств учащихся и неразработанностью целостной концепции процесса развития творческого потенциала личности учащегося в технологическом образовании.
Выявленное противоречие позволило сформулировать проблему настоящего исследования: каковы теоретические основы и методическое обеспечение процесса развития творческого потенциала личности учащегося в технологическом образовании.
Особую роль в развитии творческого потенциала отводят учителю. Успех развития творческих способностей зависит от того, сможет ли учитель
заинтересовать учащихся каким-либо видом учебной работы, способствовать восприятию образов, развить творческое воображение, зрительную и образную память, эмоциональное оживление к деятельности, работоспособность и другие не менее важные качества личности.
Актуальность обозначенной проблемы позволила нам выбрать следующую тему исследования: «Развитие творческого потенциала личности ученика на уроках технологии».
Цель работы - раскрыть особенности развития творческого потенциала учащихся в учебно-воспитательном процессе по предмету «Технология».
Объект исследования - процесс развития творческого потенциала личности школьника на уроках технологии.
Предмет исследования - методы обучения технологии, способствующие развитию творческого потенциала личности школьника.
Задачи исследования:
1. Изучение теоретических основ формирования и развития творческого потенциала учащихся.
2. Анализ условий развития творческих способностей подростков в процессе изучения предмета «Технология» в 8 классе.
3. Определение потенциальных возможностей использования метода проектов в развитии творческого потенциала личности учащихся.
4. Подбор и структурирование учебно-методических материалов по организации творческой проектной деятельности учащихся для учителей технологии.
Методы исследования:
- теоретические: изучение и анализ литературы по теме исследования, сравнение, обобщение, структурирование материала;
- эмпирические: наблюдение, беседы с учителями и учащимися.
Теоретической и методологической базой исследования явились основные положения теории развития творчества учащихся в технологическом образовании, рассмотренные в работах П.Р. Атутова, П.Н. Андрианова, С.Я. Батышева, Ю.К. Васильева, М.В. Зиновкиной, В.Г. Зубова, В.М. Казакевича, П.С. Лернера, В.А. Полякова, М.Н. Скаткина, Ю.С. Столярова, М.Б. Павловой, В.Д. Симоненко, С.Н. Чистяковой; концепция технологической подготовки в аспекте непрерывного образования, раскрытая в трудах А.П. Беляевой, Б.С. Гершунского, В.С. Леднева, И.Я. Лернера, А.М. Новикова; исследования по определению методов и технологий организации творческой деятельности учащегося Г.С. Альтшуллера, В.Д. Горского, М.В. Зиновкиной, М.И. Меерович, В.А. Скакуна, Л.И. Шрагиной; научные разработки в области непрерывного технологического образования, связанные с формированием технологической культуры личности (Ю.Л. Хотунцев), предпрофильной и профильной подготовкой (С.Н. Чистякова), развитием творческих способностей учащихся в образовательной области «Технология» (Н.В. Матяш).
Практическая значимость исследования заключается в возможности применении результатов данного исследования в практической деятельности учителей технологии, занимающихся развитием творческого потенциала своих учеников.
Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы и приложения.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Для современного учителя задача развития творческих способностей учащихся является наиболее сложной и трудно реализуемой. С одной стороны, нужно для каждого учащегося создать такие условия, которые позволят ему творчески подойти к решению различных проблем, с другой стороны, это должно происходить в рамках программы. Именно поэтому, правильно выбранные методы и формы обучения помогают учителю определить ту возможную меру включенности учащихся в творческую деятельность, которая делает обучение интересным в рамках учебной программы.
В процессе работы над нашим исследованием мы пришли к следующим выводам:
1. Одной из составляющих личностного потенциала является творческий потенциал. При его развитии повышается познавательный интерес к предмету, уровень интеллектуального развития, степень самостоятельного мышления, заинтересованность в выполнении заданий поискового характера, формируются такие качества, как любознательность, вера в себя, убеждённость. Для творческой личности характерны, прежде всего, стремление к оригинальности в решениях, поиск нового, умение находить нестандартные нетривиальные решения, самостоятельность, достижение результата без посторонней помощи.
2. К основным методам и приемам развития творческих способностей учащихся на уроках технологии относятся: решение творческих задач, исследовательская деятельность, эвристические приемы, метод проектов, игровые технологии и др.
3. Метод проектов наиболее полно отвечает современным требованиям развития образования и для развития творческого потенциала учащихся. Проектное обучение создает условия для творческой самореализации, повышает мотивацию к учению, способствует развитию интеллектуальных возможностей, самостоятельности, ответственности, умений планировать, принимать решения, оценивать результаты.
В целях совершенствования методики организации проектной деятельности школьников мы отобрали и адаптировали к реальным потребностям современной школы ряд учебно-методических материалов по использованию метода проектов в практике учителя технологии. Эти материалы могут пригодиться тем учителям, которые заинтересованы в повышении уровня творческого потенциала своих учеников.



1. Батоев, Г.Б. Развитие творческого воображения учащихся / Г.Б. Батоев. - Улан-Удэ: Бурят. кн. изд., 1986. - 144 с.
2. Богоявленская, Д.Б. Психология творческих способностей : Учеб. пособие / Д.Б. Богоявленская. - М. : Академия, 2002. - 320 с.
3. Богоявленская, Д.Б. Пути к творчеству / Д.Б. Богоявленская. - М. : Знание, 1981. - 96 с.
4. Бордовская, Н.В. Педагогика: Учебное пособие / Н.В. Бордовская, А.А. Реан. - СПб. : Питер, 2006. - 304 с.
5. Братенникова, А.Н. Метод проектов: история и современность / А.Н. Братенникова, Е.И. Василевская // Народная асвета. - 2004. - №3. - С. 11-15.
6. Бурлачук, Л.Ф. Словарь-справочник по психодиагностике / Л.Ф. Бурлачук, С.М. Морозов. - СПб.: Питер Ком, 1999. - 528 с.
7. Возрастная и педагогическая психология / Под ред. А.В.
Петровского. - М.: Просвещение, 1979. - 316 с.
8. Выготский Л.С. Психология искусства / Л.С. Выготский, Б.М. Кедров, А.Н. Леонтьев. - М.: Просвещение, 1987. - 397 с.
9. Выготский, Л.С. Психология развития ребенка. - М.: Изд-во Смысл, Изд-во Эксмо, 2006. - 512 с.
10. Вяземский, Е. Е. Как сегодня преподавать в школе / Е. Е. Вяземский, О. Ю. Стрелова. - М.: Просвещение, 2000. - 160 с.
11. Гарднер, Г. Структура разума: теория множественного интеллекта / Г. Гарднер. - М. : Вильямс ИД, 2007. - 512 с.
12. Гиппенрейтер, Ю.Б. Введение в общую психологию. Курс лекций / Ю.Б. Гиппенрейтер. - М.: Че Ро, 1996. - 336 с.
13. Гребенюк, О.С. Теория обучения / О.С. Гребенюк, Т.Б. Гребенюк. - М.: Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2003. - 384 с.
14. Даринская, Л.А. Творческий потенциал учащихся: методология, теория, практика: Монография / Л.А. Даринская. - СПб.: СПбАППО, 2005. - 293 с.
15. Дружинин, В. Н. Психология общих способностей / В. Н. Дружинин. - СПб.: Питер, 2002. - 368 с.
16. Дьяченко, В.К. Организационная структура учебного процесса / В.К. Дьяченко. - М.: Просвещение, 1989. - 266 с.
17. Загвязинский, В.И. Педагогическое творчество учителя / В.И. Загвязинский. - М.: Педагогика, 1987. - 159 с.
18. Зимняя, И.А. Педагогическая психология: Учеб. пособие / И.А. Зимняя. - Ростов н/Д.: «Феникс», 1997. - 480 с.
19. Иванова, Е.К. Проектная деятельность учащихся. Принципы организации и управления / Е.К. Иванова // Управление школой. - 2007. - №8. - С. 23-26.
20. Колеченко, А.К. Энциклопедия педагогических технологий / А.К. Колеченко. - СПб.: КАРО, 2004. - 368 с.
21. Краевский, В.В. Общие основы педагогики / В.В. Краевский. - М.: Издательский центр «Академия», 2005. - 256 с.
22. Крегер, О. Типы людей / О. Крегер, Дж. Тьюсон. - М.: АСТ: Астрель, 2005. - 348 с.
23. Кругликов, Г.И. Методика преподавания технологии с
практикумом: Учебное пособие для студентов высших учебных
педагогических заведений / Г.И. Кругликов. - М.: Издательский центр «Академия», 2002. - 448 с.
24. Кузин, В.С. Психология : учебник для студ. пед. вузов / В.С. Кузин. - 2-е изд. - М.: Просвещение, 1982. - 468 с.
25. Лернер, И.Я. Дидактические основы методов обучения / И.Я. Лернер. - М. : Педагогика, 1981. - 186 с.
26. Лук, А.Н. Мышление и творчество / А.Н. Лук. - М. : Политиздат, 1976. - 144 с.
27. Малаховская, Н.А. Психологическое сопровождение
экспериментальной работы профессионального лицея № 56 г. Красноярска [Электронный ресурс] / Н.А. Малаховская. - Режим доступа : http://festival. 1september.ru/authors/102-713-345/,свободный.
28. Меерович, М.И. Технология творческого мышления: Практическое пособие / М.И. Меерович, Л.И. Шрагина. - Минск.: Харвест, М.: АСТ, 2000.
- 432 с.
29. Муштаев, В.И. Основы инженерного творчества: учеб пособие для вузов / В.И. Муштаев, В.Е. Токарев. - М.: Дрофа, 2005. - 254 с.
30. Немов, Р.С. Психология : В 3 кн. Книга 3 : психодиагностика / Р.С. Немов. - М. : ВЛАДОС, 1998. - 632 с.
31. Пономарев, Я.А. Психология творчества и педагогика / Я.А. Пономарев. - М.: Педагогика, 1976. - 280 с.
32. Райс, Ф. Психология подросткового и юношеского возраста / Ф. Райс. - СПб. : Питер, 2000. - 624 с.
33. Рубинштейн, С.Л. Основы общей психологии / С.Л. Рубинштейн. - СПб.: Питер, 2006. - 713 с.
34. Рындак, В.Г. Личность. Творчество. Развитие: учеб. пособие по педагогике творчества / В.Г. Рындак, А.В. Москвина. — М.: Пед. вестник, 2001. — 290 с.
35. Савенков, А.И. Развитие детской одаренности в образовательной среде / А.И. Савенков. - М.: Прометей, 2005. - 199 с.
36. Симоненко, В.Д. Технологическое образование школьников/ В.Д. Симоненко, М.В. Ретивых, Н.В. Матяш. - Брянск: Издательство БГПУ, 1999.
- 269 с.
37. Сластенин В.А. Общая педагогика: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев, Е.Н. Шиянов. - М.: ВЛАДОС, 2003. - 288 с.
38. Смирнов, С.Д. Педагогика и психология высшего образования: От деятельности к личности: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / С.Д. Смирнов. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Академия, 2005. - 400 с.
39. Стернберг, Р. Практическая психология / Р. Стернберг. - СПб. : Питер, 2002. - 272 с.
40. Столяренко, Л.Д. Основы психологии / Л.Д. Столяренко. - Ростов н/Д. : Феникс, 2000. - 672 с.
41. Тигров, В.П. Развитие творческого потенциала личности школьника в технологическом образовании: монография / В.П. Тигров. - Липецк: РИЦ ГОУ ВПО «ЛГПУ», 2007. - 242 с.
42. Туник, Е. Е. Психодиагностика творческого мышления. Креативные тесты / Е. Е. Туник. - СПб.: Дидактика Плюс, 2002. - 116 с.
43. Успенский В.Б. Введение в психолого-педагогическую деятельность / В.Б. Успенский, А.П. Чернявская. - М.: ВЛАДОС-ПРЕСС, 2004. - 176 с.
44. Чистякова, С.Н. Предмет «Технология», профильное обучение - средства педагогической поддержки самоопределения подростков / С.Н. Чистякова, Н.Ф. Родичев. - М. : ИОСО РАО, 2003. - 142 с.
45. Чуйкин, С.Л. Творческий потенциал учащихся / С.Л. Чуйкин. - СПб.: Лада, 2007. - 212 с.
46. Яковлева, Е.Л. Психология развития творческого потенциала личности / Е.Л. Яковлева. - М.: Флинта, 1997. - 287 с.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ