ПОДГОТОВКА СТУДЕНТОВ НЕФЕЗИЧЕСКИХ СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ К ИНТЕРНЕТ-ТЕСТИРОВАНИЮ БАЗОВЫХ ЗНАНИЙ ПО ФИЗИКЕ (МОЛЕКУЛЯРНАЯ (СТАТИСТИЧЕСКАЯ) ФИЗИКА И ТЕРМОДИНАМИКА)
Введение 3
ГЛАВА 1 ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ИНТЕРНЕТ-ЭКЗАМЕН
1.1 Цели и задачи тестирования 6
1.2 Структура АПИМ 9
1.3 Методические рекомендации по подготовки к интернет-
тестированию 12
ГЛАВА 2 ЗАДАНИЯ ИНТЕРНЕТ ТЕСТИРОВАНИЯ БАЗОВЫХ ЗНАНИЙ ПО ФИЗИКЕ
2.1 Распределения Максвелла и Больцмана 13
2.2 Средняя энергия молекул 24
2.3 Второе начало термодинамики. Энтропия. Циклы 34
2.4 Первое начало термодинамики. Работа при изопроцессах. . . . 46
2.5 Конструирование итоговой контрольной работы 56
Заключение 73
Список использованной литературы
Данная дипломная работа посвящена разработке методического обеспечения для тестового контроля знаний при изучении основ молекулярной физики и термодинамики для студентов.
Перед образовательной средой стоит проблема - повышение качества учебной информации при оставшемся прежнем учебном времени, за которое должна быть усвоена эта информация. Решение проблемы улучшения качества, повышения активности и обеспечения индивидуализации обучения достижимо лишь на основе органичного применения компьютерной техники в учебном процессе наряду с традиционными методами педагогики.
Активное внедрение в учебный процесс образовательных учреждений компьютерных технологий, оказывающих существенное влияние на повышение качества подготовки студентов, является неотъемлемой частью современного образования [1].
Интернет-технологии уверенно вошли в практику работы учебных заведений системы высшего и среднего профессионального образования, подтверждением тому служит увеличение числа участников Интернет- проектов, разработанных Научно-исследовательским институтом мониторинга качества образования.
Одним из путей, обеспечивающих разрешения проблемы, является применение тестирования, как части многих педагогических инноваций. Стало очевидным фактом то, что тесты позволяют получить объективные оценки уровня знаний, умений, навыков и представлений, выявить пробелы в подготовке. В сочетании с обучающими программами на персональных ЭВМ, тесты позволяют перейти к адаптивному обучению и контролю знаний - наиболее эффективным, но, однако наименее применяемым у нас формам организации учебного процесса.
Актуальность исследования заключается в том, что данная тема востребована практикой подготовки будущих специалистов, так как контроль знаний и умений студентов является важной частью в оценке эффективности подготовки.
Объектом исследования является тема курса физики ««Молекулярная (статистическая) физика и термодинамика»».
Предметом исследования является тестовый контроль знаний и умений студентов при изучении темы ««Молекулярная (статистическая) физика и термодинамика»».
Цель дипломной работы: разработка методического обеспечения для тестового контроля знаний при изучении основ молекулярной (статистической) физики и термодинамики для студентов.
Задачи:
1. Исследовать специфику целей и задач раздела Интернет- тестирования в современных условиях обучения.
2. Разработать базу данных тестовых заданий по ««Молекулярная (статистическая) физика и термодинамика»».
Научная новизна заключается в том, что к настоящему времени не создана мультимедийная разработка по изучаемой теме, которую можно было бы непосредственно применить к учебному процессу.
Практическая значимость: результаты исследования могут оказаться полезными абитуриентам, студентам, желающим расширить свои знания, подготовиться к интернет-тестированию и преподавателям физики для использования в учебном процессе при изучении темы ««Молекулярная (статистическая) физика и термодинамика»».
Методы исследования: изучение и анализ психолого-педагогической и литературы по проблеме исследования, анализ государственных образовательных стандартов профессионального образования, школьных и вузовских программ, учебников и учебных пособий по физике, сравнительный анализ полученной информации.
В соответствии с целью и задачами выстроена и структура работы, которая состоит из введения, двух глав, семи параграфов, заключения, библиографического списка и приложения на диске.
Особую значимость придает создание контрольной в MyTest.
В первом параграфе рассмотрено тестирование, как эффективный контроль знаний студентов, описаны виды тестов.
Второй параграф посвящен тематической структуре аттестационных педагогических измерительных материалов (апим).
Третий параграф посвящен методической рекомендации по подготовки к Интернет-тестированию.
Далее представлены параграфы, посвященные разбору интернет- тестирования. Они включает в себя теоретическую информацию по конкретной теме, ключевые моменты, на которые следует опираться при решении заданий интернет-тестирования и задачи для самостоятельного решения. В четвертом параграфе рассмотрена тема распределение Максела и Больцмана. В пятом параграфе разобрана тема средняя энергия молекул. В шестом параграфе рассмотрена тема второе начало термодинамики. Энтропия. Циклы. В седьмом параграфе рассмотрена тема первое начало термодинамики. Работа при процессах. Для итоговой проверки знаний представлена разработка контрольной работы.
В заключении подводятся итоги выполненной работы.
Для разработки подготовки к интернет-тестированию по теме курса физики ««Молеклярная (статистическая) физика и термодинамика»» мы ознакомились с учебной программой содержания дисциплины и выяснили в соответствии ряд вопросов, охваченных данной темой. Провели распределение материала по блокам, подбор задач по каждому блоку и их решение.
При написании дипломной работы были проанализированы источники по данной теме и отобран необходимый теоретический и практический материал.
В дипломной работе отражены основные теоретические характеристики: актуальность выбранной темы, цели, практическое применение информации.
Рассмотрены общие сведения о тестах, требования, предъявляемые к отбору материала для тестовых заданий. Исследована специфика Интернет- тестирования по физике нефизических специальностей по теме ««Молеклярная (статистическая) физика и термодинамика»»
Выявлена структура АПИМ и предложена методика в которой представлены краткие теоретические сведения , разобранные примеры и задания для самостоятельной работы.
Контроль знаний и умений студентов необходим для того, чтобы реализовать требования эффективности управления процессом обучения и качества подготовки специалистов. С его помощью преподаватель получает регулярную и объективную информацию. Рассмотрены виды тестовых заданий, указано преимущество компьютерных систем контроля качества знаний, их оперативность и технологичность обработки данных тестирования.
Рассмотрены тестовые задания, разработан пакет тестовых заданий для контроля знаний студентов по курсу ««Молеклярная (статистическая) физика и термодинамика»». Тестовые задания рассчитаны на средний уровень знаний студентов. Для успешного прохождения теста необходимо знание материала в объеме данной темы.
Тестовый контроль знаний при правильном составлении педагогических тестов является эффективным средством проверки знаний, стандартизирует требования к уровню знаний, способствует более полному охвату учебного материала, минимизации затрат времени на проверку, позволяет проводить поэлементный анализ усвоения материала. Вместе с тем тестовые задания при формальной проверке не позволяют фиксировать ход мысли учащихся при решении, не дают возможности проверки умений пользоваться учебным оборудованием, не способствуют развитию устной речи. Поэтому тестовые задания следует рассматривать как вспомогательные в комплексе с другими методами и средствами контроля знаний.
В нашей работе мы ориентировались на ГОС2, поскольку в течение нескольких лет мы готовились по данной теме и сами являемся выпускающимися специалистами, а не бакалаврами.
Итогом является разработка контрольной работы составление которой ориентировано на принцип составления контротных работ:
Таким образом, задачи, поставленные в начале проделанной работы, решены.
1. НИИ МОНИТОРИНГА КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ, интернет- тестирование в сфере образования. URL: http://www.i-exam.ru//(дата обращения: 5.05.2012).
2. Теоретическая механика электронный учебный курс для студентов очной и заочной форм обучения, Каримов Ильдар. URL: http://www.teoretmeh.ru(дата обращения: 5.05.2012).
3. Калашников Н.П., Кожевников Н.М.. Физика. Интернет- тестирование базовых знаний: Учебное пособие. СПб.: Изд-во «Лань», 2009. 160 с.
4. Курс общей физики. Книга 5. Квантовая оптика. Атомная физика. Физика твердого тела. Физика атомного ядра и элементарных частиц: И. В. Савельев — Москва, АСТ, Астрель, 2006 г.- 368 с.
5. Молекулярная физика и термодинамика. Конспект лекций: Е. Б. Постников — Санкт-Петербург, Приор-издат, 2004 г.- 192 с.
6. Физика. В 5 книгах. Книга 2. Молекулярная физика и
термодинамика: А. Н. Леденев — Москва, ФИЗМАТЛИТ, 2005 г.- 208 с.
7. Общий курс физики. В 5 томах. Том 2. Термодинамика и молекулярная физика: Д. В. Сивухин — Москва, ФИЗМАТЛИТ, 2006 г.- 544 с.
8. Волькенштейн B.C. Сборник задач по общему курсу физики. Кн.
I. М.: Олимп: «Издательство ACT», 1999. 432 с.
9. Иродов И. Е. Задачи по общей физике. М.: Издательство «Наука», 1979. 369с.
10. Фирганг Е. В. Руководство к решению задач по курсу физики. М.: Издательство «Высш.школа», 1997. 351с.
11. Федеральный Интернет-экзамен в сфере профессионального образования/ URL: http://www.fepo-nica.ru/(дата последнего обращения:
II. 01.2013)
12. Сабирова Ф.М. Лекции по курсу общей физики. Молекулярная физика. Термодинамика./ Учебно-методическое пособие для студентов физико-математического факультета педвуза и школьных учителей физики. Елабуга: изд-во Елабужскогопед. ин-та, 2008.- 102 с.
13. Сабирова Ф.М. Сборник тестовых заданий по физике. Часть 1. Механика. Молекулярная (статистическая) физика: Учебно-методическое пособие. -Казань: ГБУ «Республиканский центр мониторинга качества образования» (редакционно-издательский отдел), 2013.-140с.:ил.