Введение 3
1. Африка как дипломатический участник международных отношений 5
2. Дипломатические отношения Африки и России 8
Заключение 12
Список используемых источников 14
В 2020 году многие африканские государства отмечают 60-летие со дня независимости от колониальной экспансии. В далекие 1960-е годы Африку лучше знали в нашей стране, хотя она всегда оставалась для многих terra incognita. Тем не менее многие люди с сочувствием и искренностью воспринимали важные события, происходившие на Африканском континенте. Даже в сельских клубах киносеансы начинались с репортажей об «объятом пламенем революционной борьбы континенте». Один из главных университетов Москвы был назвал в честь патриота Демократической Республики Конго Патриса Лумумбы. Взаимодействие с африканскими странами было наиболее масштабным и многоплановым именно в советский период.
Конец «холодной войны» в начале 1990-х годов внес серьезные коррективы во внешнюю политику России. Мироустройство стало иным. Не было больше ни социалистического лагеря, ни капиталистического лагеря. Африка перестала быть ареной борьбы за политическое влияние между СССР и США. Вместе с этими изменениями резко снизился интерес к изучению континента. «Кошмарные картины из Африки, которые рисуют СМИ для зрителей и читателей, заслоняют, обесценивают давние традиции взаимодействия Африки и России на государственном и личностном уровнях, что отрицательно сказывается на российско-африканских отношениях, мешает установлению действительно взаимовыгодных контактов со странами Африки и в конечном итоге - росту благосостояния России», - пишет академик А.Б. Давидсон [2. с. 5]. С ним вполне можно согласиться и, к сожалению, констатировать низкий уровень знаний в России об Африке. Есть и другая сторона медали - информационный вакуум в отношении России в Африке.
На российские посольства в Африке, состав которых, как правило, немногочислен, ложится трудная и ответственная миссия - поддерживать на должном уровне российско-африканские отношения при массированной информационной атаке на нашу страну западных агентств. К африканцам крайне скудно попадает правдивая информация о России. Многие корпункты уже долгие годы закрыты, а российских центров науки и культуры крайне мало для такого огромного континента. В связи с этим уместно высказывание председателя Афрэксимбанка Орама Бенедикта о том, что «нужно создавать информационные порталы для Африки и России для того, чтобы было понятно, что происходит и что развивается».
Цель работы – рассмотреть особенности дипломатии современных африканских стран.
Задачи курсовой работы:
1. Рассмотреть Африку как дипломатического участника международных отношений
2. Охарактеризовать дипломатические отношения Африки и России
В российском научном экспертном сообществе утвердилось мнение о том, что Россия «упустила» Африку. Тяжелые годы перестройки стали губительными для российско-африканских отношений. Политический капитал и политические дивиденды, которые формировались десятилетиями, были потеряны в одночасье. С исчезновением полярности интересов между Россией и США Африка осталась без испытанного временем надежного партнера в лице нашей страны.
Во втором десятилетии XXI столетия, несмотря на определенное дистанцирование России от Африки, наблюдается позитивная динамика российско-африканских отношений. В отличие от 1990-х гг.» когда Россия практически «ушла» с африканского континента, стала заметна активизация контактов с африканскими политическими деятелями. Регулярные контакты осуществляются с политическими лидерами арабских стран Магриба, налаживаются отношения со странами южнее Сахары. Решительный поворот России в сторону Африки подтвердили переговоры в Кремле 15 января 2019 г. между Президентом В.В. Путиным и его коллегой из Зимбабве Эммерсоном Мнангагвой, который находился в Москве с официальным визитом. Лидер Зимбабве особо подчеркнул существующие исторические связи между двумя странами, а также помощь, оказанную в период борьбы за независимость, в том числе обучение военных специалистов.
На регулярной основе осуществляются консультации с африканскими партнерами по линии внешнеполитических ведомств. Переговоры, проведенные с политическими деятелями африканских государств, и их итоговые документы свидетельствуют о том, что поддержание взаимовыгодных российско-африканских политических, торгово-экономических, военно-технических и культурных связей весьма перспективно, масштабно и значимо для обеспечения национальных интересов России и в самом регионе, и на международной арене в целом. Взаимодействие с этой, пожалуй, главной интеграционной системой африканского континента важно для России в политическом плане, поскольку африканцы в их оценках международной ситуации в целом, а также по ряду конкретных вопросов двустороннего сотрудничества ссылаются прежде всего на позицию Африканского союза. Перспектива взаимодействия с этой региональной организацией четко изложена в Совместном коммюнике по итогам переговоров С.В. Лаврова с Председателем Комиссии АС (КАС) М. Факи Махаматом в штаб-квартире АС в Аддис-Абебе 9 марта 2018 г.
Государства Африканского континента становятся важными акторами мирового политического процесса. Несмотря на многочисленные внутренние проблемы, положительная динамика демократических процессов в ряде стран очевидна. Интерес в России к Африке возрастает. Ключевой вопрос для африканских партнеров состоит в привлечении внимания России к преимуществам своих стран. В связи с этим России важно выбрать перспективную стратегию взаимодействия с африканскими государствами с учетом ментальных, географических, социально-политических и многих других особенностей. Несмотря на позитивные итоги саммита «Россия – Африка», пока сложно прогнозировать развитие отношений между Россией и государствами Африканского континента. Африка многолика и требует профессионального подхода к решению поставленных задач. Тем не менее можно с уверенность утверждать, что встреча российских и африканских представителей в Сочи знаменовала собой несомненный прорыв российской дипломатии на африканском направлении.
1. Абрамова И.О., Фитуни Л.Л. Оценка перспективности экономической экспансии в субсахарскую Африку и инвестиционного потенциала региона с точки зрения стратегических интересов России // Африка и национальные интересы России. – М.: Ин-т Африки РАН, 2016. – С. 57–103.
2. Африка в судьбе России. Россия в судьбе Африки / отв. ред. А.Б. Давидсон. – М.: Политическая энциклопедия, 2020. – 606 с.
3. Декларация первого саммита «Россия – Африка». – URL: http://kremlin.ru/ supplement/5453 (дата обращения: 07.10.2021).
4. Документы, подписанные в ходе саммита «Россия – Африка». – 25.10.2019. – URL: http://kremlin.ru/supplement/5454 (дата обращения: 07.10.2021).
5. Егоренко А. Сочи-2019: ожидания Африки от предстоящего саммита. – URL: http:// ravision2030.com/page5306968.html (дата обращения: 07.10.2021).
6. Емельянов А.И. Латиноамериканский опыт политической модернизации // Вестник Московского государственного лингвистического университета. Общественные науки. 2019. № 713. С. 35–42.
7. Емельянов А.И. Цивилизационные основы миссии России в современном мире в XXI в. // Вестник Российской нации. 2019. № 6 (58). С. 25–34.
8. Жерлицына Н.А. Перспективы российско-марокканского сотрудничества: потенциал и вызовы // Вестник университета (Государственный университет управления). М., 2019. № 12. С. 66–72.
9. Жерлицына Н.А. Перспективы сотрудничества России со странами Магриба в свете новых глобальных вызовов // Вестник Волгоградского Государственного университета. Сер. 4. 2019. № 2. С. 96–103.
10. Колониализм и миротворчество в Африке // Миролюбие и миротворчество в Африке: к 90-летию академика Аполлона Борисовича Давидсона: сб. ст. – М., 2019. – 310 с.
11. Корендясов Е.Н. Российско-африканские отношения: проблемы экономического сотрудничества // Африка и мир в XXI веке. – М.: Ин-т Африки РАН, 2019. – 322 с.
12. Кривушин И.В. Сто дней во власти безумия. Руандийский геноцид 1994 г. М.: Издательский дом Высшей школы экономики, 2019. 527 с.
13. Никитин А.И. Международные конфликты. Вмешательство. Миротворчество. Урегулирование. М.: Аспект Пресс, 2019. 384 с.
14. Экономический суверенитет Африки: проблемы и решения. – URL: https:// roscongress.org/sessions/africa-2019-ekonomicheskiy-suverenitet-afriki-problemy-iresheniya/discussion/ (дата обращения: 07.10.2021).