ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РАЗРАБОТКИ РАБОЧЕЙ ТЕТРАДИ ПО ПРЕДМЕТУ ТЕХНОЛОГИЯ ... 8
1.1. История развития и применения рабочих тетрадей 8
1.2. Сущность и разновидности рабочих тетрадей
1.3. Требования к структуре, содержанию и оформлению рабочей тетради по
предмету технология 16
Выводы по первой главе........ .20
ГЛАВА 2. ПРАКТИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПРИМЕНЕНИЯ РАБОЧИХ ТЕТРАДЕЙ ПО ТЕХНОЛОГИИ НА ПРИМЕРЕ РАЗДЕЛА «ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ РЕМЕСЛА». .22
2.1. Разработка рабочей тетради на печатной основе по технологии на примере раздела «Художественные ремесла» 22
2.2. Экспериментальная работа на базе МБОУ «СОШ №10»
г. Елабуга. .....25
2.3. Рекомендации по использованию рабочих тетрадей на уроках
технологии 31
Выводы по второй главе
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 38
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ПРИЛОЖЕНИЯ
Технология, с позиций социализации учащихся, занимает ключевое место в системе общего образования. По базисному учебному плану ее изучение начинается в начальной школе, продолжается на ступени основного общего образования и завершается на базовом или профильном уровне на старшей ступени общего образования.
Основной целью изучения учебного предмета «Технология» в системе общего образования является формирование представлений о составляющих техносферы, о современном производстве и о распространенных в нем технологиях [3].
Обучение школьников технологии строится на основе освоения конкретных процессов преобразования и использования материалов, энергии, информации, объектов природной и социальной среды. С учетом сложившейся в стране системы подготовки учащихся к последующему профессиональному образованию и труду и с целью удовлетворения образовательных склонностей и познавательных интересов учащихся, возможностей образовательных учреждений, местных социально-экономических условий обязательный минимум содержания основных образовательных программ по технологии изучается в рамках одного из трех направлений: «Технология. Технический труд», «Технология. Обслуживающий труд», «Технология. Сельскохозяйственный труд (агротехнологии)».
Примерная программа по предмету «Технология» составлена на основе Фундаментального ядра содержания общего образования и Требований к результатам освоения основной общеобразовательной программы основного общего образования, представленных в федеральном государственном образовательном стандарте основного общего образования второго поколения.
Примерная программа позволяет всем участникам образовательного процесса получить представление о целях, содержании, об общей стратегии обучения, воспитания и развития учащихся средствами данного учебного предмета, задает тематические и сюжетные линии курса, дает примерное распределение учебных часов по разделам курса и вариант последовательности их изучения с учетом межпредметных и внутри предметных связей, логики учебного процесса, возрастных особенностей учащихся, сензитивных периодов их развития [21].
Предмет технологии обеспечивает формирование представлений о технологической культуре производства, развитие культуры труда подрастающих поколений, становление системы технических и технологических знаний и умений, воспитание трудовых, гражданских и патриотических качеств личности.
Технология как учебный предмет способствует профессиональному самоопределению школьников в условиях рынка груда, формированию гуманистически и прагматически ориентированного мировоззрения, социально обоснованных ценностных ориентаций.
Обучение школьников технологии строится на основе освоения конкретных процессов преобразования и использования материалов, энергии, информации, объектов природной и социальной среды.
Одним из компонентов учебно-воспитательного процесса, а также важнейшей составляющей учебно-материальной базы учебного заведения являются средства обучения. Будучи компонентом учебного процесса, средства обучения оказывают большое влияние на все другие его компоненты - цели, содержание, формы, методы.
Одним из средств обучения, получивших в последнее время общее признание у преподавателей и учащихся, является рабочая тетрадь.
Применение листов рабочей тетради в обучении улучшает качество образования, повышает эффективность учебного процесса на основе его индивидуализации, появляется возможность реализации перспективных методов обучения. Сложность проектирования уроков заключается в том, что программ специального целевого дидактического назначения для уроков мало, и учителю приходится использовать в основном те, которые предлагаются для широкого круга пользователей (электронные энциклопедии, справочники) или программы для профессиональной подготовки (компьютерные учебники, моделирующие среды) и адаптировать их к конкретным условиям. Актуальность листов рабочей тетради заключается в оптимальном сочетании содержания информационной подготовки школьников на уроках с возможностью выявить направление движения формирования мыслительной деятельности. Рабочие тетради используются для текущего контроля преподавателем знаний и умений учащихся применять знания при решении учебных задач. Поскольку учебные пособия содержат пошаговое описание задач, то школьник имеет возможность самостоятельно проверить правильность решения задач в рабочих тетрадях. Практическая значимость заключается в применении листов рабочей тетради для облегчения освоения школьниками трудной для них, но очень важной дисциплины и в ее личностно-формирующей ориентации.
Объект исследования: технологическое образование школьников.
Предмет исследования: использование рабочей тетради как средства обучения на занятиях технологии.
Цель данной работы: разработка рабочей тетради по технологии на примере раздела «Художественные ремесла» и проверка её эффективности в общеобразовательной школе.
Достижение данной цели предполагает решение следующих задач:
• изучить и проанализировать литературу по проблеме исследования;
• рассмотреть понятие, назначение, виды, характеристику рабочей тетради и требования, предъявляемые к структуре, содержанию и её оформлению;
• разработать содержание рабочей тетради по технологии на примере раздела «Художественные ремесла»;
• апробировать рабочую тетрадь на базе МБОУ «СОШ №10».
Проблема исследования состоит в том, что идет поиск путей совершенствования средств обучения технологии, направленных на развитие познавательной самостоятельности школьников.
Гипотеза исследования: использование тетради на печатной основе в ходе технологического образования школьников будет эффективным, если в процессе его проектирования будут упитываться:
• -требования к структуре, содержанию и оформлению рабочей тетради;
• -требования ФГОС ОО;
• -систематическое применение на уроках в 5 классе по разделу «Художественные ремесла».
Современные исследователи, изучая проблему создания и использования рабочей тетради на уроках, выделили следующие условия: специфическое воздействие рабочей тетради на решение проблемы дифференциации и индивидуализации процесса обучения и развития, базирование разработки системы заданий рабочей тетради на комплексном рассмотрении особенностей развития школьников, включая параметры развития мышления школьников, характеризующиеся сочетанием наглядно-действенного, нагляднообразного и словесно-логического мышления.
Основные дидактические функции рабочих тетрадей заключаются в следующем: повышение степени наглядности, доступности для учащихся учебного материала, в максимальной степени развитие познавательной деятельности, интенсификация труда учащихся.
В процессе исследования использовались следующие методы:
теоретические: теоретический анализ научной и методической литературы, изучение и обобщение педагогического опыта по исследуемой проблеме, анализ школьной документации.
эмпирические: наблюдение за деятельностью обучающихся и изучение их самостоятельных творческих работ, беседа, при обработке полученных данных применялись статистические методы обработки полученных результатов, констатирующий и формирующий эксперимент.
Практическая значимость: разработанная рабочая тетрадь может быть использована учителями в технологической подготовке школьников, а так же положено в основу планирования и реализации внеурочной деятельности учащихся. Разработано и внедрено в образовательный процесс многофункциональное дидактическое средство - рабочая тетрадь для ученика по дисциплине «Технология ».
Структура работы состоит из введения, двух глав и выводов по ним, заключения, списка использованной литературы и приложения.
Таким образом, в результате проведенной работы можно сделать следующие выводы.
В процессе обучения педагог наряду с учебниками использует разнообразный дидактический материал, несущий информационную нагрузку урока (карты программированного контроля, диафильмы, инструкционные карты).
В последнее время деятельность педагога по формированию новых знаний и умений не мыслима без средств организации познавательной деятельности учащихся (опорных сигналов, структурно-логических средств, листов рабочей тетради, обобщенных алгоритмов решения задач и т.д.).
Их многочисленность и дидактическая значимость в формировании знаний и умений учащихся, дают право говорить о свершившемся в нашей стране в середине XX в. «методическом взрыве». Эти средства позволили повысить производительность учебной деятельности, развить творческие способности учащихся, увеличить объемы учебной информации, повысить культуру педагогического труда. Образовательный и социальный эффект, полученный в результате применения этих средств обучения, показывает, что они по праву вошли в классификацию средств обучения. По способу реализации образовательных задач эта группа относится к предметно-знаковым системам обучения. В процессе обучения техническим дисциплинам, используются различные предметно-знаковые системы.
Одним из важных предметно-знаковых средств обучения, получивших в последнее время общее признание у преподавателей и учащихся, является рабочая тетрадь. С опорными конспектами рабочие тетради объединяет знаковая форма представления учебной информации.
Рабочая тетрадь является частью учебного комплекса и предназначена как для самостоятельной работы учащихся, так и для работы во время урока.
Существенное отличие их заключается в том, что в опорных конспектах учебная деятельность отражается в определенной логике, а в рабочих тетрадях она специально конструируется.
Анализ методических, психолого-педагогических источников позволил нам выделить ведущие теоретические положения, на которые мы опирались в своем исследовании: средства обучения, рабочая тетрадь.
Средства обучения это - материальные объекты и предметы естественной природы, а также искусственно созданные человеком, используемые в учебно-воспитательном процессе в качестве носителей учебной информации и инструмента деятельности педагога и учащихся для достижения поставленных целей обучения, воспитания и развития.
Одним из важных предметно-знаковых средств обучения, получивших в последнее время общее признание у преподавателей и учащихся, является рабочая тетрадь [8].
Рабочая тетрадь - это набор заданий для организации работы учащихся, составленный в строгом соответствии с действующей учебной программой и охватывающий определенный учебный курс или значительную его часть.
Мы решили изучить влияние рабочей тетради, как средства обучения, на качество усвоения знаний учащимися на занятиях на уроках «Технологии». В экспериментальной работе принимали участие две группы учеников 5 А и 5 Б классов (экспериментальная и контрольная группы по 10 человек). Исследование проблемы использования рабочих тетрадей по курсу «Художественные ремесла» как средства формирования общетрудовых умений проводилось на базе среднеобразовательной школы в 5-х классах.
Проведенное экспериментальное исследование позволило сделать следующие выводы: использование рабочей тетради влияет на качество формируемых у учащихся знаний. Об этом свидетельствуют результаты контрольного эксперимента.
Результаты проведенной экспериментальной работы по проверке эффективности применения рабочей тетради показали, что учитель может управлять процессом познавательной деятельности учащихся и служить средством организации процесса усвоения школьниками определенного набора знаний. Изобразительная и словесная наглядность, представленная в рабочей тетради, предполагает непосредственное восприятие учащимися изучаемых предметов и явлений. Кроме того, использование рабочей тетради активизирует мыслительную обработку нового материала, гак как соединяет новую учебную информацию в определенную систему знаний и связывает его с уже известным материалом.
1. Алёхин. А.Д. Изобразительное искусство: художник, педагог, школа: Книга для учителя / А. Д. Алёхин.- М.: Просвещение, 2001. - 358 с.
2. Баранов, С.П. Сущность процесса обучения / С.П.Баранов.- М.: Просвещение, 1981. - 66 с.
3. Бронников, Н.Л. Методика обучения технологии и предпринимательству / Н.Л.Бронников. - Брянск: Изд-во БГПИ, 1998. - 214 с.
4. Боровков, К). А. Технический справочник учителя труда: пособие для учителей 4-8 кл. - 2-е изд., перераб. и доп. / К). А, Боровков. С. Ф. Легорнев, Б. А. Черепашенец. - М.: Просвещение, 1980. - 87 с.
5. Войтов, А.Г. Учебное тестирование для гуманитарных и
экономических специальностей: Теория и практика / А.Г.Войтов. - М.: Дашков и К", 2006. - 402 с.
6. Выгонов, В. А. Практика по трудовому обучению / В. А. Выгонов. - М.: Академия, 2000. - 256 с.
7. Горяева, Н.А. Декоративно-прикладное искусство в жизни человека: Учебник по ИЗО для 8 класса ./ Н.А.Горяева, О.В.Островская. - М.: Просвещение, 2004. - 569 с.
8. Грабецкий, А.А. Использование средств обучения на уроках технологии: пособие для учителей / А.А.Грабецкий .-М.: Просвещение, 1988. - 160 с.
9. Гузеев, В.В. Системные основания образовательной технологии / В.В.Гузеев,- М.: Знание, 2005. - 412 с.
10. Дидактические основы создания и использования технических средств обучения в средней школе / Под ред. Л.П.Перссмана. - М.: Феникс, 1981154 с.
11. Дульнев. Г.М. Основы трудового обучения в школе / Г.М.Дульнев. - М.: Просвещение, 1969. - 123 с.
12. Иванов. В.Н. Образовательные технологии в современном мире /
B. Н.Иванов. - М.: АРГУС, 1996. - 78 с.
13. Каплан, Н.И. Народные художественные промыслы Учеб, пособие / Н.И.Каплан, Т.Б.Митлянская.- М.: Высшая Школа, 2005. - 126 с.
14. Кожина, О.А. Технология. Обслуживающий труд. 6 класс: учеб, для
общеобразоват. учреждений / О.А.Кожина, Е.Н. Кулакова, C. Э.Маркуцкая. - М.: Дрофа, 2013. - 287 с.
15. Кругликов, Г. И. Методика преподавания технологии с практикумом: Учеб, пособие для студентов высших пед. учеб, заведений / Г.И.Кругликов - М.: Академия, 2005. - 480 с.
16. Махмутов, М.М. Современный урок - / М.И.Махмутов.- М.: Педагогика, 1985. - 125 с.
17. Методика обучения технологии. Книга для учителя / Под ред. В.Д. Симоненко - Брянск: Изд-во Ишимского государственного педагогического института. НМЦ «Технология». Брянск - Ишим, 1998. - 296 с.
18. Нильсон, О.А. Теория и практика самостоятельной работы учащихся / О.А.Нильсон.- Талин: Валуе, 1985. - 83 с.
19. Пидкасистый, Н.И. Требования к отдельным видам учебного оборудования и порядок его разработки. Информационно-методический листок / И.И. Пидкасистый - М.: Просвещение, 1986. - 1 70 с.
20. Преображенская, И.Г. Новое поколение рабочих тетрадей / И.Г.Преображенская // Педагогика. - 1996. - №1. - С.31-33.
21. Программы общеобразовательных учреждений. Технология. Трудовое обучение 1-4 классы. 5-11 классы,- М.: Просвещение. 2005. - 240 с.
22. Профессиональная педагогика: Учебник для студ., обучающихся по пед. спец, и направлениям. - М.: Ассоциация «Профессиональное образование». 1997. - 200 с.
23. Стругов, Н. В. Использование наглядных информационных моделей / 14. В. Стругов /7 Профессиональное образование. - 2002. - №7. - С. 18.
24. Фомина. Н.Н. Изобразительное искусство и художественный труд 5-8 кл.: Книга для учителя. / Н.Н.Фомина. - М.: Просвещение, 1995. - 227 с.
25. Чахоянц, В. Е. Современные требования к уроку производственного обучения / В.Е.Чахоянц. - М.: Высшая школа, 2006. 57 с.
26. Чернявская, А. П. Педагогическая техника в работе учителя / А.П.Чернявская. - М.: Центр «Педагогический поиск», 200 I. - 176 с.
27. Эрганова. Н. I . Основы методики профессионального обучения / Н. Е. Эрганова. - Екатеринбург: Изд-во Урал. гос. проф.-пед. ун-та, 1999. - 138 с.
28. Яковлев, II. М., Методика и техника урока / И.М.Яковлев, А.М.Сохор. - М.: Развитие, 1985. - 30 с.
29. Яковлева. Е. Л. Методические рекомендации учителям по развитию творческого потенциала учащихся / Е.Л.Яковлева [ и др.].- М.: Просвещение, 1997. - 19 с.