ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. АРХЕТИПИЧЕСКИЕ СЮЖЕТЫ И МОТИВЫ В РОМАНЕ
Ч.АЙТМАТОВА «ПЛАХА» 9
1.1 Архетипические мотивы в романе Ч.Айтматова «Плаха» 9
1.2 Архетипические сюжеты в романе Ч.Айтматова «Плаха» 20
ГЛАВА 2. БИБЛЕЙСКИЕ МОТИВЫ В РОМАНЕ Ч.АЙТМАТОВА «ПЛАХА» 32
2.1 Основные библейские мотивы и символы в романе Ч.Айтматова
«Плаха» 32
2.2 Христос и Авдий Каллистратов как носители истинной веры в
романе 39
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 47
БИБЛИОГРАФИЯ
Имя Чингиза Айтматова известно не только на его родине, в Киргизии, но также в России и далеко за её пределами. Произведения прозаика переведены более чем на пятьдесят языков мира, книги его разошлись миллионными тиражами. Интерес этот обусловлен, с одной стороны, актуальностью затрагиваемых автором проблем, и тем, что он через национальное стремится показать общечеловеческое; с другой стороны, Чингиз Айтматов интересен как явление киргизской и мировой литературы.
Творчество Чингиза Айтматова с самого начала получило высокую оценку современников. Отзывы и рецензии о произведениях автора в огромных количествах печатались на страницах самых популярных журналов. И это неудивительно, ведь его повести и романы принадлежат не только дню сегодняшнему, но и дню завтрашнему, так как предвосхищают события истории и нашего общества, мира в целом.
Одним из наиболее ярких произведений Ч.Айтматова и русской литературы XX века является роман «Плаха», написанный в 1986 году. В этом произведении затрагиваются насущные проблемы человечества, вопросы добра и зла, отношения между человеком и природой, между человеком и обществом.
В данной выпускной квалификационной работе нами будут рассмотрены архетипические сюжеты и мотивы в романе Чингиза Айтматова «Плаха».
Понятие «архетип» (от гр. archetypes - первообраз, модель) известно еще со времен позднеантичной философии. Свое обоснование данное понятие получило в работах швейцарского ученого К.Юнга, занимавшегося изучением психики, в особенности соотношения сознательной и бессознательной сфер. Архетипами ученый назвал единицы коллективного бессознательного - структурные элементы, которые возникли на самой ранней стадии развития человечества и сохранились в психике человека по сей день.
Юнг обосновывает следующие характеристики архетипов: смысловая и ценностная нейтральность (архетипы - это пустые формы, пустые модели человеческих представлений, однозначное смысловое содержание в них отсутствует); универсальность, «вездесущность» (архетипы обладают свойством вечной устойчивости, и оттого они с необычным постоянством повторяются в мифологиях самых разных народов и в художественном творчестве); суггестивность (архетипы обладают огромной силой внушения, они способны «впечатлять, внушать, увлекать» [38, с. 217-223].
В настоящее время понятие «архетип» используется в различных науках, в том числе и в литературе.
По определению А.Ю. Большаковой, литературный архетип - это «сквозная», «порождающая модель», которая, несмотря на то, что она обладает способностью к внешним изменениям, таит в себе неизменное ценностно-смысловое ядро [9, с. 171].
В нашем исследовании под литературным архетипом мы будем понимать часто повторяющиеся образы, сюжеты, мотивы в фольклорных и литературных произведениях.
Прежде чем исследовать архетипические сюжеты и мотивы в романе, необходимо дать определения данным понятиям.
Архетипический мотив, вслед за исследователем Е.М. Мелетинским, можно определить как «некий микросюжет, содержащий предикат (действие) агенса, пациенса и несущий более или менее самостоятельный и достаточно глубинный смысл» [23, с. 50]. Архетипический мотив - это всегда схема или образчик мысли, поступка, события, действия, существующих во все времена и повсеместно. При наступлении соответствующей эпохи эти схемы заполняются определенным содержанием в зависимости от идеи, жанра и других историко-литературных факторов.
Под архетипическим сюжетом, по определению В.Лебедько, мы будем понимать «встречающуюся в жизни большинства людей сюжетную линию, базирующуюся на мифе, классическом литературном или сказочном сюжете, а также сюжетах, повторяющихся в истории» [43].
В современном литературоведении существует целый ряд серьёзных монографических исследований, освещающих художественный мир Ч.Айтматова как в целом, так и более частные проблемы его творчества. Однако, на наш взгляд, данное исследование является актуальным.
Во-первых, на это указывает то, что среди многообразия работ, посвящённых изучению романа «Плаха», наибольшее внимание уделяется философской направленности романа, его социально-психологическому началу, трагедийности. Архетипические сюжеты и мотивы же в контексте данного романа, на наш взгляд, изучены недостаточно.
Во-вторых, актуальность исследования обусловлена пристальным интересом к творчеству Айтматова как в западном, так и в современном отечественном литературоведении. Анализ архетипических сюжетов и мотивов в романе позволит составить целостное представление о художественном мире писателя и уточнить авторскую позицию.
В соответствии с вышеуказанным, целью нашей работы является рассмотрение и изучение основных архетипических сюжетов и мотивов в романе Ч.Айтматова «Плаха».
Для достижения цели нами были поставлены следующие задачи:
1) выделить и рассмотреть основные архетипические мотивы в романе Ч.Айтматова «Плаха»;
2) выделить и рассмотреть основные архетипические сюжеты, представленные в романе;
3) проанализировать основные библейские мотивы и символы в романе Ч.Айтматова «Плаха»;
4) соотнести архетипический образ Христа с образом одного из главных героев романа, Авдия Каллистратова.
Объект данного исследования - роман Чингиза Айтматова «Плаха».
Предметом исследования являются архетипические сюжеты и мотивы в романе Чингиза Айтматова «Плаха».
В нашей работе будут использованы следующие методы исследования: анализ существующей литературы по теме работы, теоретический анализ и синтез, сравнительно-исторический и историко-генетический методы.
Теоретико-методологическую базу нашего исследования составили работы А.Ю. Большаковой, М.С. Мискиной, Е.М. Мелетинского, В.Лебедько, А.В. Касьянова, С. Семеновой, Ю.Г. Хазанкович.
Говоря о степени изученности проблемы, стоит отметить, что творчество Айтматова вливается в целое направление, появившееся в литературе шестидесятых годов двадцатого века, условно названное «мифологическим», поэтому литературоведами уже проделана достаточно серьезная работа по выявлению фольклорно-мифологических источников для сюжетов и образов художественной системы Айтматова, что отчасти затрагивает разработку проблемы нашего исследования. Так, к примеру, А.К. Исмуханов в своей статье «Миф и реальность в творчестве Ч.Айтматова» утверждает, что многие повести писателя тесно связаны с мифологией, с легендами народов, населявших огромные просторы степей, «через них автор как бы предупреждал своего читателя о совершаемом, о поступках тех, кто ни с чем не считается в достижении своих целей» [42].
К.Ибраимов в статье «Мифопоэтические традиции и художественное произведение (На примере повести «Прощай, Гульсары» Айтматова)» пишет, что осмысление кардинальных проблем человеческого бытия с помощью сюжетики мифов все еще сохраняет свою эстетическую силу, говорит о переосмыслении мифов и легенд [17, с. 27].
О.Журавлева в статье «Плаха»: мифологизм романа» отмечает, что использование мифов помогает Айтматову осветить проблемы отношений человека и природы. Также важнейшее место в романе она отводит мифу о Христе [41].
Научная новизна выпускной квалификационной работы определена выбором предмета исследования. При анализе существующих работ по творчеству Ч.Айтматова нами не было обнаружено исследований, направленных на изучение непосредственно архетипических сюжетов и мотивов в романе «Плаха». Следовательно, можно сделать вывод, что подробно данная тема ранее не рассматривалась.
Теоретическая значимость выпускной квалификационной работы заключается в том, что результаты исследования могут способствовать выявлению особенностей творчества Ч.Айтматова, выделению в нем определенных архетипических сюжетов и мотивов, которые позволят уточнить авторскую позицию.
Говоря о практической значимости, необходимо отметить, что материалы данной выпускной квалификационной работы могут послужить базой для дальнейших литературоведческих исследований с целью выявления архетипических сюжетов и мотивов во всем творчестве Ч.Айтматова, сопоставления их с произведениями других писателей этой эпохи. Кроме того, результаты данного исследования могут быть использованы в практике преподавания ряда дисциплин филологической и этнокультурной направленности; в практике школьного преподавания на уроках литературы для выявления индивидуальных особенностей писателя.
Апробация работы осуществилась в опубликованной авторской статье «Архетипические мотивы жизни и смерти в романе Ч.Айтматова «Плаха» в сборнике материалов XXI Международной научно-практической конференции «Наука и современность - 2013» (Новосибирск: ООО агентство «СИБПРИНТ», 2013, с. 44-48).
Данная выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения и библиографии.
Во введении обозначается постановка проблемы, определяется актуальность, цели и задачи исследования, говорится о теоретической и практической значимости работы.
В первой главе «Архетипические сюжеты и мотивы в романе Ч.Айтматова «Плаха», состоящей из двух параграфов, будут рассмотрены основные архетипические сюжеты и мотивы в романе - это мотивы жизни, смерти, песни, степи; сюжеты борьбы между добром и злом, преступления и наказания.
Вторая глава нашего исследования, «Библейские мотивы и символы в романе Ч.Айтматова «Плаха», состоит из двух параграфов. В данной главе мы рассмотрим библейские мотивы суда, распятия и покаяния в романе «Плаха», выделим некоторые библейские символы. Кроме того, здесь нами будет рассмотрен образ главного героя «Плахи», Авдия Каллистратова, который несет в себе важное смысловое значение для раскрытия библейской линии в романе.
В заключении, в соответствии с обозначенными целью и задачами, будут представлены основные положения, полученные в результате проведенного нами исследования, будет намечена перспектива дальнейшего исследования по данной теме.
Библиографический список включает сорок пять наименований работ.
«Плаха» Чингиза Айтматова - роман-предупреждение, затрагивающий острые нравственные проблемы современности. Автор исследует приобретения и потери человека в его духовной жизни, в отношении к Родине, народу, другому человеку, природе, оценивает его нравственные качества в их развитии, исторических взаимосвязях и испытаниях реальной жизнью. Невозможно не заметить, что данный роман многочисленными нитями связан с разнообразными явлениями мировой культуры. В единое художественное полотно писатель сводит европейские и тюркские традиции, вводит в роман сюжеты и образы из славянской и киргизской мифологии, библейские мотивы, фольклорные элементы, предания и легенды. В связи с этим, можно говорить о выделении в романе архетипических сюжетов и мотивов, которые, во-первых, становятся для автора средством выражения собственного миропонимания, во-вторых, играют сюжетообразующую роль.
Результаты проведенной нами работы, в соответствии с целью и задачами исследования, позволяют сделать ряд выводов.
В первую очередь необходимо отметить, что наиболее ярко, на наш взгляд, в романе представлены архетипические мотивы жизни, смерти, степи и песни.
Мотив жизни в романе прежде всего связан с образом синеглазой волчицы Акбары, исток которого можно найти в мифологии тюркских народов, где волчица признается прародительницей, матерью человечества, олицетворением природного начала. Однако в повествовании ни один выводок Акбары не выживает, от выстрела человека погибает и сама волчица. Автор показывает, как человечество, убивая природу и жизнь, порожденную матерью-Акбарой, приближает собственную смерть, поэтому так символичен и страшен финал романа, где один из главных героев, Бостон Уркунчиев, стреляя в олицетворяющую жизнь волчицу, убивает собственного сына. Так, со смертью прародительницы заканчивается и жизнь Бостона, заключенная в его маленьком сыне.
Архетипический мотив смерти в романе реализуется в образе коршуна, восходящем к славянской мифологии, в которой хищная птица наделяется символикой нечистоты и смерти. В «Плахе» коршуны становятся своеобразными предвестниками смерти, появляются в моменты опасности и предстоящей гибели героев. Кроме того, акты смерти в романе сопровождаются ночью и лунным светом, по многочисленным преданиям считающимися непредсказуемыми и опасными, связанными с потусторонними силами.
Мотив песни возникает в связи с введением в повествование староболгарского церковного пения, грузинских песен, молитв Акбары и Авдия Каллистратова. Песня у Ч.Айтматова призвана пробуждать в людях то высокое и светлое, что, по его мнению, утрачивается современным человечеством, ее он противопоставляет тем бесчинствам, которые человек устраивает ради собственной выгоды.
Мотив степи, возникающий в романе, связан в тюркской мифологии с образами родины, дома, кормилицы. Так, родиной волков-прародителей в произведении являются Моюнкумские степи. Но степь представлена у автора и в другом виде - это поля анаши, конопляные степи, которые человечество научилось использовать в пагубных целях, отравляя себя.
Вводя в произведение данные мотивы, автор наполняет их трагичностью, ощущением приближающейся беды, пытается посредством их раскрыть нравственные проблемы, давая при этом читателю понять, к чему движется человечество, ломая на своем пути вечное.
Во-вторых, нами были выделены основные архетипические сюжеты в романе - сюжет борьбы между добром и злом и сюжет совершившегося преступления и следующего за ним наказания.
Сюжет противостояния добра и зла реализуется в борьбе Авдия с гонцами за анашой и членами Хунты и в борьбе Бостона Уркунчиева с Базарбаем Нойгутовым, при этом Авдий и Бостон олицетворяют добро, а гонцы за анашой, Хунта и Базарбай - зло. Айтматов рисует два различных пути решения этой борьбы. Первый - способ Авдия, который в своей борьбе выбирает путь самопожертвования и проигрывает, второй - путь Бостона, уничтожившего зло, но заплатившего за это не просто своей смертью, а гибелью маленького сына и бесконечными муками совести. Оба пути при этом требуют слишком больших жертв, и поэтому, по мнению автора, являются недопустимыми. Остановить зло, по мысли Айтматова, возможно лишь объединением всех борющихся с несправедливостью сил, и только в том случае, если большинство будет отстаивать на земле добро, восхождение на плаху не понадобится.
Архетипический сюжет преступления и наказания возникает в результате преступлений, совершаемых гонцами за анашой, оберкандаловцами, Базарбаем, чекистом Сандро и положительными персонажами - Авдием и Бостоном. Автор изображает в повествовании два типа сюжетов преступления и наказания. В одном случае, преступление совершают люди падшие, жестокие, безнравственные, они не способны осознать, что делают, не понимают, к чему приведет их страшный поступок, не думают о наказании. В другом случае, преступниками становятся люди честные, не желающие окружающим зла, отдающие себе отчет в неизбежности наказания. Они совершают преступление, изменяя собственной природе, идя на саморазрушение, и отправляются на «плаху». Ни в том, ни в другом случае героям не удается избежать возмездия.
В-третьих, нужно отметить, что в ряду архетипических мотивов, представленных в романе, особым образом выделяются библейские мотивы.
В ходе исторических событий в России в XX веке библейские мотивы в русской литературе начинают занимать ключевую позицию. Широко распространёнными становятся мотивы суда, прозрения, покаяния, прощения. Всё чаще авторы начинают переосмысливать библейские сюжеты, мотивы и образы, не боясь по-своему трактовать ту или иную мысль. В связи с этим в литературе возникает раздвоение образа Христа, который перестаёт быть исключительно евангельским, принимая в произведениях некоторых авторов человеческое обличие.
Нами были выделены основные библейские мотивы в романе - суда, распятия и покаяния.
Мотив Страшного суда в «Плахе» можно рассматривать с двух сторон. Это суд над человечеством, всем миром и суд над двумя героями произведения - Иисусом Христом и Авдием Каллистратовым. Введением этого мотива в ткань повествования автор пытается донести до читателя мысль о неотвратимости Страшного суда над людьми, отрицающими все моральные каноны и установки, променявшими истинную веру в нечто высшее на веру в предметы и способы материального достатка, будь то губительная анаша или туши убитых сайгаков. В то же время автор не избавляет от суда и истинных борцов за человечество, казня их руками бандитов.
Мотив распятия в романе возникает в связи с линией Авдия Каллистратова. Также он тесно связан с образом птицы, появляющимся сначала в сцене суда над Христом, а затем сливаясь с образом человека в распятом на сексауле Авдие.
Мотив покаяния в романе, на наш взгляд, до конца не раскрывается. Никто из героев романа так и не приходит к покаянию, однако автор обращается к нему в размышлениях Авдия и в надежде на молодое поколение, представителем которого в романе является Лёнька. Он, будучи совсем юным, ещё способен очистить свою душу и встать на праведный путь.
И, наконец, важнейшую смысловую нагрузку в романе несёт в себе образ Авдия Каллистратова, бывшего семинариста, главного героя первых двух частей романа. Этот образ кажется идеализированным, в некой мере даже бесплотным и беспочвенным. Однако, по мнению автора, именно такой образ, такой характер нужен для того, чтобы резко обнажить социальные противоречия эпохи, так как в соприкосновении с Авдием укрупняется то безумие, которое охватило людей, забывших о добре и совести.
Писатель создаёт контраст между Авдием и преступниками, подчёркивая тем самым два различных направления развития характера человека. Один путь, по которому пошёл Авдий, приводит к совершенствованию лучших душевных качеств человека. Другой - к медленной деградации, к духовному обеднению.
Кроме того, Авдий несёт в себе религиозные и нравственные идеи Христа. Он переносит на себя его муки, хочет так же спасти людей, страдает за них, как и Христос. Таким образом, можно сказать, что эти два героя в тексте сопоставляются.
Одиночный протест Авдия не мог привести к глобальным переменам в обществе и даже в тех небольших группах людей, с которыми он имел несчастье встретиться в жизни. Изображая гибель Авдия, Ч.Айтматов показывает, к чему придёт человечество, если будет закрывать глаза, видя, как происходит что-то страшное и несправедливое.
Таким образом, в процессе работы нами были реализованы поставленные задачи и была достигнута цель исследования. Тем не менее, тема данной выпускной квалификационной работы, на наш взгляд, является перспективной. Так, возможно более широкое рассмотрение архетипических и библейских мотивов в романе, архетипических образов, библейской символики, раскрытие нравственно-религиозного аспекта романа. Поэтому разработка данной темы имеет широкие возможности для дальнейшего исследования.
1. Айтматов Ч. Плаха. - М.: Астрель, 2010. - 350 с.
2. Аверинцев С.С. Иисус Христос // Мифы народов мира: в 2-х т. - М.: Советская энциклопедия. - Т 1. - 1980. - 654 с.
3. Аджи М. Европа. Тюрки. Великая Степь. - М.: Астрель, 2011. - 476 с.
4. Айтматов Ч. Бостон, Кочкорбаев в романе и жизни // Литературная газета. - 1987. - 18 марта. - С. 6.
5. Айтматов Ч. Цена - жизнь // Литературная газета. - 1986. - 13 авг. - С. 4.
6. Аннинский Л. Скачка кентавра: Роман Чингиза Айтматова «Плаха»: два прочтения // Дружба народов. - 1986. - № 12. - С. 249-252.
7. Библер В.С. XX век. Человек. Культура // Человек в системе наук. - М.: Наука, 1989. - 504 с.
8. Бикмухаметов Р На исходе дней нынешних // Москва. - 1987. - № 5. - С. 195-200.
9. Большакова А.Ю. Литературный архетип // Литературная учеба. - 2001. - № 6. - С. 171.
10. Брокгауз Ф., Ефрон И.А. Энциклопедический словарь. Т 3. - СПб: Брокгауз-Ефрон, 1893. - 251 с.
11. Вайскопф М. Между Библией и авангардом: фабула Жаботинского // Новое литературное обозрение. - 2006. - № 80. - С. 131-144.
12. Васильев В.К. Сюжетная типология жанра в русской литературе XI¬XVI веков: автореф. дис. ... канд. филол. наук. - Томск: Томский гос. ун-т, 2008. - 26 с.
13. Гаспаров Б.М. Литературные лейтмотивы (Очерки по русской литературе ХХ века). - М.: Наука, 1993. - 304 с.
14. Горенштейн Ф. Псалом: Роман-размышление о четырех казнях Господних. - М.: ЭКСМО-Пресс, 2001. - 448 с.
15. Затонский Д. Искусство романа и ХХ век. - М.: Художественная литература, 1973. - 535 с.
16. Зубко Г.В. Древний символ. Истоки. Смысловая структура. Эволюция. - М.: Университетская книга, 2010. - 243 с.
17. Ибраимов К. Мифопоэтические традиции и художественное произведение. (На примере повести «Прощай, Гульсары» Ч.Айтматова) // Советская тюркология. - 1988. - № 4. - С. 26-31.
18. Касьянов А.В. Библейские мотивы и образы в сюжетостроении русского романа ХХ века: дис. ... канд. филол. наук. - Пермь, 2007. - 246 с.
19. Красикова Е.В. Апокалипсис милосердия: О символе в романе Чингиза Айтматова «Плаха» // Русская речь. - 1992. - № 1. - С. 25-30.
20. Красновас А. Призыв и предупреждение: Роман Чингиза Айтматова «Плаха»: два прочтения // Дружба народов. - 1986. - № 12 - С. 246-248.
21. Левченко В.Г. Чингиз Айтматов: Проблемы поэтики, жанра, стиля. - М.: Советский писатель, 1983. - 231 с.
22. Литвинова В.И. Неотвратимость выбора (по «Плахе» Чингиза Айтматова). - Абакан: АГПИ, 1990. - 32 с.
23. Мелетинский Е.М. О литературных архетипах. - М.: РГГУ, 1994. - 136 с.
24. Мень А. О Ренане и его книге. - М.: Слово, 1990. - 426 с.
25. Мискина М.С. Фольклорно-мифологические мотивы в прозе Чингиза Айтматова: автореф. дисс. ... канд. филол. наук. - Томск, 2004. - 23 с.
26. Мискичекова З.Я. Роль зоонимов в романе Ч. Айтматова «Плаха» // Вестник КРСУ: Том 12. - 2012. - № 5. - С. 27-30.
27. Момотов В.В. Формирование русского средневекового права в IX¬XIV вв.: Монография. - М.: Зерцало-М, 2003. - 416 с.
28. Павловский А.И. О романе Ч.Айтматова «Плаха» // Русская литература. - 1988. - № 1. - С. 92-119.
29. Петросов К.Г. Герой с идеалом и антигерои: Роман Ч.Айтматова «Плаха» в критическом и читательском восприятии // Науч. докл. высш. шк. Филол. науки. - 1989. - № 3. - С. 9-15.
30. Погребная Я.В. Актуальные проблемы современной мифопоэтики: учебное пособие. - М.: Флинта, 2011. - 177 с.
31. Седакова О.А. Два христианских романа: «Идиот» и «Доктор Живаго» // Литературоведческий журнал. - 2002. - № 16. - С. 175-186.
32. Семенова С. Всю ночь читал я твоя завет (Образ Христа в современном романе) // Новый мир. - 1989. - № 11. - С. 229-243.
33. Смирнова А.И. Русская натурфилософская проза второй половины XX века: учебное пособие. - М.: Флинта, 2012. - 288 с.
34. Смирнов И.П. Роман тайн «Доктор Живаго». - М.: Новое литературное обозрение, 1996. - 208 с.
35. Турышева О.Н. Теория и методология зарубежного литературоведения: учебное пособие. - М.: Флинта: Наука, 2012. - 160 с.
36. Хазанкович Ю.Г. Образ «волка» в фольклоре и литературе: к проблеме архетипа // Творчество молодых ученых. - 2009. - С. 186-188.
37. Шушакова Г. «Стезя выживания» рода человеческого (Проблемы человека в произведении Ч.Атматова) // Мэгариф. - 2006. - № 6. - С. 23-25.
38. Юнг К.Г. Об отношении аналитической психологии к поэтико-художественному творчеству // Зарубежная эстетика и теория литературы XIX-XX вв. Трактаты, статьи, эссе. - М.: Издательство МГУ - 1987. - 512 с.
ЭЛЕКТРОННЫЕ РЕСУРСЫ
39. Гура А.В. Славянская мифология [Электронный ресурс]. - Режим доступа:http: //pagan. ru/slowar/k/korshun8. php(дата обращения: 10.02.13).
40. Епанешникова Л.В. Образ Христа в современной литературе
[Электронный ресурс]. - Режим доступа:
http://www.agnuz.info/tl files/library/books/epaneshnikova obraz hrista/(дата обращения 28.11.2011).
41. Журавлева О. «Плаха»: мифологизм романа [Электронный ресурс]. - Режим доступа:http://lit.1september.ru/article.php?ID=200802409(дата обращения: 15. 12.12.)
42. Исмуханов А.К. Миф и реальность в творчестве Ч.Айтматова [Электронный ресурс]. - Режим доступа:
http://www.rusnauka.com/36 NIO 2008/Philologia/39225.doc.htm (дата
обращения: 13.02.13).
43. Лебедько В. Эволюция мифа и архетипа [Электронный ресурс]. - Режим доступа:http://www.lebedko.su/index.php/nedavnie-stati/135-myth-and-archetype-evolution. html(дата обращения 13.02.13).
44. Первушина Е.А. О евангельских мотивах в романе Чингиза
Айтматова «Плаха» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.vladivostok.com/speaking in tongues/pervushina1.htm (дата
обращения 2.12 11).
45. Точное изложение православной веры [Электронный ресурс]. - Режим доступа:http://www.pagez.ru/lsn/0231 .php(дата обращения 23.12.2012).