ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1.ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИИ
ВНЕКЛАССНОЙ РАБОТЫ 7
1.1 Сущность внеклассной работы 7
1.2 Цель и задачи внеклассной работы 8
1.3 Содержание внеклассной работы 12
1.4 Формы внеклассной работы 16
ГЛАВА 2 ОРГАНИЗАЦИЯ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
ШКОЛЬНИКОВ ПО АСТРОНОМИИ 21
2.1 Организация олимпиад по астрономии 21
2.2 Организация викторин по астрономии 38
2.3 Организация вечеров по астрономии 46
2.4 Организация различных игр по астрономии 56
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 64
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННАЯ ЛИТЕРАТУРА
Каждый педагог, в каком бы учебном заведении он не работал, хорошо знает, что от создания активности в обучении во многом зависит успех урока, лекции, беседы, любого воспитательного мероприятия. Только знание своего предмета не дает возможности хорошего обучения.
Необходимо создать интерес, который ведет к активной деятельности учащихся. Однако необходимо пробуждение к познавательному интересу - которая является начальной стадией большой и сложной работы по воспитанию глубокого интереса к занятиям и потребности в самообразовании. Многие даже убеждены, что если детям интересно слушать учителя, значит урок прошел хорошо. Нередко не задумываются над тем, как работали ученики на уроке, какие главные направления избрал преподаватель для пробуждения и развития творческой активности, самостоятельности мысли, стремления к самообразованию и самовоспитанию у своих учеников. А ведь в этом состоит сегодня главное.
Педагоги должны обучать тому, чтобы обучение вело за собой развитие всех качеств личности, если оно соответствует его зоне ближайшего развития. Учащиеся только тогда будут усваивать знания, умения и навыки, когда они активно действуют. Информация учителя должна быть интересной для учащихся.
Внеклассная работа в период обучения в школе имеет большое воспитательное значение, это одна из составных частей деятельности преподавателя. Внеклассная работа преследует те же задачи, что и учебный курс, то есть приобщает учащихся к пониманию предмета, обогащает их знания, расширяет кругозор, содействует росту интереса к школьным предметам.
Актуальность.
Внеклассная работа является одним из важных средств развития личности школьника, поэтому проблема организации внеклассной работы по астрономии имеет большое значение для профессиональной подготовки будущего учителя физики и астрономии.
Являясь составной частью воспитательной работы в школе, внеклассная работа направлена на достижение общей цели обучения и воспитания - усвоения ребенком необходимого для жизни в обществе социального опыта и формирования принимаемой обществом системы ценностей.
Разнообразная внеклассная деятельность способствует раскрытию индивидуальных способностей ребенка, которые не всегда проявляются на уроке. Разнообразие внеклассной деятельности способствует самореализации ребенка, повышению его самооценки, уверенности в себе, т.е. положительному восприятию самого себя. Включение учащихся в различные виды внеклассной работы обогащает их личный опыт, знания о разнообразии человеческой деятельности, формирует необходимые практические умения и навыки.
Педагогическая профессия требует постоянного творческого поиска, самосовершенствования, повышения профессионального уровня. В наибольшей степени это касается учителя физики и астрономии вследствие непрерывного изменения содержания и целей обучения, возрастания уровня компьютерной грамотности учащихся. Поэтому учитель физики и астрономии должен непрерывно следить за публикациями в периодической печати (журналы "Астрономический журнал", "Звездочет", "Небосвод" и т.п., газета "Астрономическая газета", другие издания данной тематики). Для активизации внеклассной работы учителя более широко должны пользоваться новыми возможностями и информационными ресурсами, предоставляемыми сетью Интернет.
В современном этапе развития общества в школе астрономия не является предметом для обязательного изучения. Но интерес к астрономии с каждым годом увеличивается. В регионах проводятся олимпиады различного уровня (школьные, районные, зональные, республиканские, российские, международные). А подготовка учащихся по астрономии, не считая не большой информации, которой ученики приобретают в курсе физики, отсутствует.
Актуальность выбранной темы исходит из того, что необходимо увеличить время для внеклассных занятий по астрономии и необходимостью систематизировать методические материалы для внеурочных мероприятий.
Объект исследования - образовательный процесс в школе.
Предмет исследования - организация внеурочной работы по астрономии.
Цель: Организация внеурочного мероприятия по астрономии.
Задачи исследования:
• изучить литературу, электронные образовательные ресурсы по теме исследования;
• выявить формы, методы и содержание организации внеклассной работы по астрономии;
• разработать внеклассные мероприятия по астрономии.
Гипотеза. Если будут выявлены оптимальные формы, методы, содержание внеклассной работы по астрономии, то это будет способствовать развитию интереса к предмету.
Методы исследования: изучение, анализ, сравнение, наблюдение, беседа.
Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы.
В первой главе рассмотрено теоретические основы организации, цели и задачи внеклассной работы.
Во второй главе представлены методические разработки внеклассных мероприятии по астрономии.
Рассмотрев сущность внеклассной работы через ее возможности, цели, задачи, содержание, формы и средства, можно определить ее особенности:
Внеклассная работа представляет собой совокупность различных видов деятельности учащихся, организация которых в совокупности с воспитательным воздействием, осуществляемым в ходе обучения, формирует личностные качества учащихся.
Отсроченность во времени. Внеклассная работа - это прежде всего совокупность больших и малых дел, результаты которых отдалены во времени, не всегда наблюдаемы педагогом.
Отсутствие жестких регламентаций. Педагог имеет гораздо большую свободу выбора содержания, форм, средств, методов внеклассной работы, чем при проведении урока. С одной стороны, это дает возможность действовать в соответствии с собственными взглядами и убеждениями. С другой стороны, возрастает личная ответственность педагога за сделанный выбор. Кроме того, отсутствие жесткого регламента требует от учителя проявления инициативы.
Отсутствие контроля результатов внеклассной работы. Если обязательный элемент урока - контроль за процессом овладения учениками учебным материалом, то во внеклассной работе такого контроля нет. Он не может существовать ввиду отсроченное результатов. Результаты воспитательной работы определяются эмпирически через наблюдение за учащимися в различных ситуациях. Более объективно оценить результаты данной работы может школьный психолог с помощью специальных средств. Оцениваются, как правило, общие результаты, уровень развития индивидуальных качеств. Эффективность конкретной формы определить очень сложно и подчас невозможно. Данная особенность, осознаваемая и учащимися, дает педагогу преимущества: более естественная обстановка, неформальность общения и отсутствие у учащихся напряжения, связанного с оценкой результатов.
Внеклассная работа осуществляется на переменах, после уроков, в праздничные, выходные дни, на каникулах, т.е. во внеучебное время.
Внеклассная работа имеет широкие возможности для привлечения социального опыта родителей и других взрослых.
1. Калечиц Т.Н., Кейлина З.А. Внеклассная и внешкольная работа с учащимися. - М.: Просвещение, 1980. - 87 с.
2. Лизинский В.М. О методической работе в школе. - М.:
Педагогический Поиск. - 2004. - 160 с.
3. Назарова Т.С., Полат Е.С. Средства обучения: технология создания и использования. - М.: Изд-во УРАО, 1998. - 204 с.
4. Педагогика / В.А. Сластенин и др. - М.: Школа-Пресс, 1998. - 512 с.
5. Педагогика: педагогические теории, системы, технологии / Под ред. С.А. Смирнова. - М.: Академия, 1998. - 512 с.
6. Щербакова Ю. В.Занимательная физика на уроках и внеклассных мероприятиях. -М.: Глобус.-2010.-192 с.
7. Перельман Я.И. Занимательная астрономия.-М.:АСТ, 2008. -288 с.
8. Малеев В.В., Малеева А.А. Внеклассная работа по информатике:
Учебно-методическое пособие для студентов физико-математического факультета. В 2-х ч. - Ч.1. Дидактические основы внеклассной работы. - Воронеж: ВГПУ, 2001. - 64 с.11. Педагогика: педагогические теории,
системы, технологии / Под ред. С.А. Смирнова. - М.: Академия, 1998. - 512 с.
9. Полак И.Ф. Курс общей астрономии -М.: ОНТИ-ГТТЦ,-1951. - 391 с.
10. Зигель Ф.Ю. Астрономия в её развитии- М.: Просвещение, 1988.-159 с.
11. Куликовский П.Г. Справочник любителя астрономии. - М.: Наука, 1971.-689 с.
12. Гурштейн В. А. Извечные тайны неба. - М.: Просвещение, 1991.-255 с. 13. Астрономия для школьников. Режим доступа:http://astro.uni-altai.ru/15.03.13
14. Галактика. Режим доступа:http: //www. moscowaleks .narod.ru/10.02.13
15. Борисенко И. Г. На космических стартах и финишах.-М.: Знание, 1975.-160 с. 10.02.13
16. Дагаев М.М., В.М. Чаругин. Астрофизика.-М.: Просвещение, 1988.-205 с.
17. Климишин И. А. Элементарная астрономия. - М.: Наука. Гл. ред. физ.-мат. лит.,1991.-464 с.
18. Комаров В.Н. Увлекательная астрономия. М, Наука, 1968. - 432 с.
19. Образовательный портал. Режим доступа:
http://www.edurt.ru/index.php?st=5610&type=3&lang=105.03.13