ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1 ПРОБЛЕМЫ ПРОФИЛИЗАЦИИ ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ В РОССИИ 7
1.1 Профильное обучение как направление реформирования российского
школьного образования 7
1.2 Современное состояние профильного образования в России 12
1.3 Технологическое направление в системе профильного образования 19
Выводы по первой главе 24
ГЛАВА 2 ДИЗАЙНЕРСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧАЩИХСЯ В ПРОФИЛЬНОЙ ШКОЛЕ 26
2.1 Дизайн и его виды 26
2.2 Обучение дизайнерской деятельности в профильной школе 37
2.3 Учебная программа элективного курса «Дизайн интерьера» 43
Выводы по второй главе 47
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 49
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 50
ПРИЛОЖЕНИЕ
В современных социально-экономических условиях ежедневного ускорения темпа технологических, информационных и коммуникативных преобразований в жизни общества, возникает необходимость модернизации содержания образования, от которой в большой степени зависит интеллектуальное и эмоциональное развитие молодого поколения, формирование его ценностных ориентации, социальных, этических и эстетических идеалов, овладение опытом творческой деятельности и профессионального самоопределения.
Поиск моделей обучения, соответствующих уровню мирового образовательного пространства активизирует исследования, направленные на раскрытие творческого потенциала ребенка. Для этого все чаще в учебный процесс включаются дисциплины, интегрирующие в себе как материальную, так и духовную культуры. Одним из решений таких поисков может стать дизайнерская деятельность, в которой объединены различные формы общественной деятельности и познания, проявляющиеся в отношении личности к окружающему миру, предметной среде и самой себе. В дизайне устанавливается отношение эстетического начала к объективной реальности, пространственно-временного порядка и социальной действительности, проблемы ценностного отношения с обширными контекстами современной культуры.
Известно, что теоретические основы дизайна - это техническая эстетика. В самом понятии здесь заложено сочетание рационального и чувственного, что в свою очередь является основой познавательной деятельности ребенка. Наряду с этим, в дизайне слиты воедино два направления творческих поисков - от функции к форме и от формы к функции. Причем, методом дизайнерской деятельности является художественное конструирование, которое в качестве составной части входит в общий процесс конструирование предметной среды и имеет своей целью обеспечивать удобство ею пользоваться, в случае ее высокой эстетической ценности и рациональности, содействующие формированию у человека не потребительского, а активно-творческого отношения к жизни.
В ходе дизайнерской деятельности школьники могут развивать свои творческие способности, воспринимая, анализируя, переосмысливая, перерабатывая информацию, разрабатывая принципиально новую идею с последующим ее графическим отображением на плоскости и воплощением в реальный объект. При этом, сталкиваясь с проблемной ситуацией в том или ином задании, учащиеся заняты поиском рационального решения, что в свою очередь формируют подвижность (динамичность) и гибкость мышления.
Дизайнерская деятельность, которая интегрирует научно-технические и гуманитарные знания, содействует освоению закономерностей проектной культуры, эстетики, функциональности, целесообразности и гармоничности предметной и коммуникативной среды. Дизайнерская деятельность, включающая постановку задач, изучение аналогов, функциональный анализ, поиск формы различных объектов и воплощение их в определенный дизайн- проект, опирается на систему графических изображений, знания о которых формируются в изобразительной и графической деятельности (рисунок, технический рисунок, эскиз, набросок, чертеж и др.).
Особое внимание следует обратить на то, что учебная графическая деятельность открывает большие возможности для проявления способностей к дизайнерской деятельности (пространственное мышление, сенсомоторные действия, целостность видения воображаемого объекта, зрительная память, эмоционально-образное восприятие действительности и др.). Однако в практике обучения графическим дисциплинам отсутствуют четко структурированные педагогические технологии развития способностей с учетом субъектного опыта и творческой индивидуальности обучающегося. Недостаточно и специально разработанных средств обучения, обеспечивающих развитие и саморазвитие его как личности.
Актуальность поставленной проблемы обусловила выбор темы настоящего исследования «Методика обучения дизайнерской деятельности на уроках технологии».
Цель исследования: определить методику обучения школьников дизайнерской деятельности на уроках технологии в профильной школе.
Объект исследования: технологическая подготовка учащихся.
Предмет исследования: содержание, методы и формы обучения учащихся дизайнерской деятельности на уроках технологии в профильной школе.
Цель исследования обусловила необходимость постановки и решения следующих задач:
1. Определить сущность профильной подготовки школьников на современном этапе.
2. Охарактеризовать технологическое направление в системе профильного обучения.
3. Выявить особенности дизайнерской деятельности учащихся в профильной школе.
4. Разработать содержание, методы и формы обучения старшеклассников дизайнерской деятельности на уроках технологии в профильной школе.
Методологической базой исследования являются теоретические положения психологии и педагогики о природе личности и ее способностей, взаимосвязи деятельности и развития способностей (Л.В. Занков, О.С. Гребенюк, С.Л. Рубинштейн и др.); системный подход в изучении педагогических явлений, обеспечивающих гуманистические, нравственные, профессиональные стороны подготовки обучающихся (В.П. Беспалько, В.А. Сластенин, П.И. Пидкасистый и др.); современные концепции высшего образования, опирающиеся на концепцию личностно-ориентированного обучения и информационные технологии (В.А. Андреев, В.И. Муштаев, С.Д. Смирнов и др.).
В процессе работы применялись следующие методы исследования: изучение и теоретический анализ литературы (педагогической, психологической, технической, методической); изучение и обобщение педагогического опыта, направленного на развитие способностей к дизайнерской деятельности; беседы с преподавателями, учителями- методистами.
Практическая значимость исследования заключается в разработке содержания, методов и форм обучения старшеклассников основам дизайнерской деятельности на уроках технологии в профильной школе.
Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников и приложения.
В ходе выполнения выпускной квалификационной работы мы пришли к следующим выводам.
1 Профильное обучение - средство дифференциации и индивидуализации обучения, позволяющее за счет изменений в структуре, содержании и организации образовательного процесса более полно учитывать интересы, склонности и способности учащихся, создавать условия для обучения старшеклассников в соответствии с их профессиональными интересами и намерениями в отношении продолжения образования.
2 Профильная школа - это форма реализации предпрофильного и профильного обучения, включающая дифференциацию и индивидуализацию обучения с учетом интересов, склонностей и способностей учащихся; позволяющая содействовать самореализации личности; создающая условия для образования старшеклассников в соответствии с их профессиональными интересами.
3 Технологическое направление в профильной школе позволит учащимся не только углубить знания о современных технологиях в различных сферах человеческой деятельности и получить основы по одной из профессий, но и более осознанно подойти к выбору будущей жизненной карьеры.
4 Одной из наиболее престижной и востребованной профессией является профессия дизайнера. Процесс дизайнерской деятельности - сложное явление, фундаментом для которого являются социально-экономические процессы, происходящие в обществе; степень развития научно-технического прогресса, эстетико-эмоциональные установки личности, способы восприятия.
5 Разработанная нами учебная программа элективного курса «Дизайн интерьера» может быть использована учителями технологии, работающими в профильных классах, или ведущими дополнительные занятия с учащимися по дизайну.
1 Агранович-Пономарева, Е.С. Интерьер современной квартиры / Е. С. Агранович-Пономарева, Н.И. Аладова. - Ростов н/Д: Феникс, 2005. - 316 с.
2 Агранович-Пономарева, Е.С. Наша квартира / Е.С. Агранович, Н.И. Аладова. - Минск: Харвест; М.: АСТ, 2001. - 284 с.
3 Башаева, Т.В. Развитие восприятия у детей. Форма, цвет, звук / Т.В. Башаева. - Ярославль: Академия развития, 2007. - 306 с.
4 Безрукова, В.С. Педагогика / В.С. Безрукова. - Екатеринбург: Деловая книга, 2003. - 320 с.
5 Беспалько, В.П. Педагогика и прогрессивные технологии обучения / В.П. Беспалько. - М.: Изд-во ИПО МО РФ, 2005. - 336 с.
6 Борев, Ю. Б. Эстетика / Ю. Б. Борев. - М.: Русь-Олимп: АСТ: Астрель,
2005.- 829 с.
7 Бородаев, Д.В. Веб-сайт как объект графического дизайна /
Д.В.Бородаев. - М.: Септима ЛТД, 2006. - 288 с.
8 Визер, В.В. Система цвета в живописи: Учебное пособие / В.В. Визер. - СПб.: Питер, 2004. - 192 с.
9 Воронина, Е.В. Электив: Профильное обучение: Модели организации, управленческое и методическое сопровождение: Из опыта работы / Е.В.Воронина. - М.: Сфера, 2006. - 256 с.
10 Гальперин, И.Я. Методы обучения и умственное развитие ребенка / И.Я. Гальперин. - М.: Дрофа, 2005. - 185 с.
11 Глазычев, В.П. Очерки по теории и практике дизайна на Западе / В.П. Глызычев. - М.: Искусство, 2000. - 450 с.
12 Гребенюк, О.С. Теория обучения / О.С. Гребенюк, Т.Б. Гребенюк. - М.: Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2003. - 384 с.
13 Грожан, Д.В. Практикум начинающего дизайнера. Интерьерные подробности / Д. В. Грожан. - Ростов н/Д: Феникс, 2005. - 352 с.
14 Грожан, Д.В. Справочник начинающего дизайнера. Интерьерные подробности / Д. В. Грожан. - Ростов н/Д: Феникс, 2005. - 318 с.
15 Другое, Д.И. Человек - образ жизни - дизайн интерьера / Д.И. Другое. - М.: Издательский центр «Табурет», 2001. - 378 с.
16 Занков, Л.В. Наглядность и активизация учащихся в обучении / Л.В. Занков. - М.: Издательский дом «Федоров», 2005. - 244 с.
17 Захарчук, Л.А. Экономика образовательного учреждения / Л.А. Захарчук. - М. : ФОРУМ - ИНФРА-М, 2007. - 104 с.
18 Зимняя, И.А. Педагогическая психология: Учеб. пособие / И.А. Зимняя. - Ростов н/Д.: Феникс, 2007. - 480 с.
19 Игнатьев, Е.И. Воображение и его развитие в творческой деятельности / Е.И. Игнатьев. - М.: Просвещение, 2000. - 239 с.
20 Кантер, К. Дизайн в противоречиях культуры и природы / К. Кантер. - М.: Интер-Эксперт, 2000. - 432 с.
21 Карачев, А.А. Государственные стандарты общего образования по технологии / А.А. Карачев // Школа и производство. - 2004. - № 4. - С. 8-9.
22 Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года. Официальные документы в образовании, 2002. - 20 с.
23 Кругликов, Г.И. Методика преподавания технологии с практикумом: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. / Г. И. Кругликов. - М.: Изд. центр «Академия», 2002. - 480 с.
24 Кругликов, Г.И. Методика профессионального обучения с практикумом / Г. И. Кругликов. - М.: Издательский центр «Академия», 2005. - 288 с.
25 Краткая энциклопедия домашнего хозяйства / Гл.ред. А.П. Горкин. - 5 изд. - М.: Большая Российская энциклопедия; Изд. дом ОНИКС, 2008. - 704 с.
26 Климов, Е.А. Введение в психологию труда / Е.А. Климов. - М.: Интер-Экспорт, 2008. - 258 с.
27 Малиновская, Л.П. Вопросы формирования дизайнерского мышления / Л.П. Малиновская. - М.: Союз дизайнеров, 2009. - 156 с.
28 Михайлов, С.М. Основы дизайна / С.М. Михайлов. - М.: Союз дизайнеров, 2002. - 267 с.
29Пряжникова, Е.Ю. Профориентация: учеб. пособие для студ.высш. учеб. заведений / Е.Ю. Пряжникова, Н.С. Пряжников .- 4 изд., стер.- М.: Изд.центр «Академия», 2008. - 496 с.
30Роббинс, Д.В. Web-дизайн/ Д.В. Роббинс. - М.: КУДИЦ-ПРЕСС, 2008. - 816 с.
31 Сакулина, Н.П. Методика обучения изобразительной деятельности и конструированию / Н.П. Сакулина. - М.: Просвещение, 2009. - 245 с.
32 Сасова, И.А. Метод проектов в технологическом образовании школьников / И.АСасова. - М.: Вентана-Графф, 2003. - 145 с.
33 Симановский, А.Э. Развитие творческого мышления детей./А.Э. Симановский-Ярославль, 2006. - 319 с.
34 Сборник нормативных документов: профильное обучение. - М. : Дрофа,
2006.- 120 с.
35 Тарловская, Н.Ф. Обучение детей конструированию и ручному труду / Н.Ф. Тарловская. - М.: Просвещение «Владос», 2004. - 345 с.
36 Хотунцев, Ю.Л. Проблема формирования технологической культуры учащихся / Ю.Л. Хотунцев // Педагогика. - 2006. - №4. - С. 10-15.
37Черникова,Т.В. Качество управления школой на этапе перехода к профильному обучению / Т.В.Черникова. - М.: Сфера, 2006. - 112 с.
38 Шамова, Т.И. Управление профильным обучением на основе личностно ориентированного подхода: Учебно-методическое пособие / Т.И.Шамова. - М.: Центр «Педагогический поиск», 2006. - 160 с.