Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ВОЗРАСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ СТРУКТУРНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ ОСМЫСЛЕННОСТИ ЖИЗНИ И ЗАЩИТНО - СОВПАДАЮЩИХ МЕХАНИЗМОВ

Работа №87778

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

психология

Объем работы70
Год сдачи2013
Стоимость4215 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
25
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ОСМЫСЛЕННОСТИ ЖИЗНИ И ЗАЩИТНО - СОВЛАДАЮЩИХ МЕХАНИЗМОВ
1.1. Проблема смысла жизни в психологии 6
1.2. Механизмы психологической защиты: определение, функции и
виды 9
1.3. Концепция копинга в психологии 15
Вывод по первой главе 24
Глава 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ВОЗРАСТНЫХ ОСОБЕННОСТЕЙ СТРУКТУРНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ ОСМЫСЛЕННОСТИ ЖИЗНИ И ЗАЩИТНО - СОВЛАДАЮЩИХ МЕХАНИЗМОВ
2.1. Организация и методы исследования 26
2.2. Анализ и интерпретация полученных результатов 33
Вывод по второй главе 43
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 45
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 47
ПРИЛОЖЕНИЯ

Современный человек очень динамичен, и зачастую из-за плотного графика жизни, у него нет времени на обдумывание столь важного, на наш взгляд, вопроса, как смысл жизни. Студенты с утра до вечера погружены в учебу, некоторые из них совмещают учебу с работой, что в разы уменьшает количество свободного времени. Так же, часть времени уходит на поддержание взаимоотношений с близкими, друзьями и знакомыми. Среди всех этих важных дел, у человека практически не остается времени для того, чтобы тщательнее продумать вопрос о смысле его жизни.
Условия, в которых протекает жизнедеятельность современного человека, часто по праву называют экстремальными и стимулирующими развитие стресса. Это связано со многими факторами и угрозами.
Ситуация угрозы жизни в современном мире все больше становится привычным атрибутом так называемой мирной жизни. Подобная ситуация неизбежно ослабляет у людей ощущение возможности контролировать события, усиливает чувство безысходности, тем самым снижая их готовность к преодолению трудностей. В этих условиях преобладающим настроением большинства граждан являются пессимизм и тревожность, вызванные социально - стрессовыми воздействиями. Нарастающие требования социальной среды усиливают психоэмоциональную напряжённость, способствуют возрастанию процента иррациональных форм поведения.
Актуальность данного исследования обуславливается тем, что в условиях кризисного развития современного российского общества увеличивается количество людей, не способных преодолевать жизненные трудности. Исходя из этого, возникает необходимость в изучении защитных механизмов, стилей защитно - совладающего поведения личности в трудных жизненных ситуациях, при преодолении которых используются либо пассивные механизмы психологической защиты, либо активные механизмы совладания. Изучение преодоления личностью фрустрационных и стрессовых ситуаций приобретает значимость, так как это обеспечивает также поиск «мишеней» для психологической коррекции личности и её поведенческих стереотипов, что в свою очередь является одной из наиболее сложных задач современной психологии.
Таким образом, актуальность проблемы и ее недостаточная научная разработанность предопределил тему, объект, предмет, цели и задачи исследования.
Объект исследования: студенты факультета психологии и педагогики в возрасте от 17 до 18 и от 25 до 35 лет
Предмет исследования: осмысленность жизни и защитно - совладающие механизмы
Цель исследования: изучение возрастных особенностей структурной организации осмысленности жизни и защитно - совладающих механизмов
Исходя из цели данной работы, были поставлены следующие задачи:
- провести теоретический анализ по теме исследования;
- изучить проблему смысла жизни в психологии;
- рассмотреть концепцию копинга и механизмов психологической защиты;
- провести эмпирическое исследование осмысленности жизни и защитно - совладающих механизмов;
- дать анализ интерпретации исследуемых данных;
Гипотеза: состоит в предположении о том, что существует возрастные различия в структурной организации осмысленности жизни и защитно - совладающих механизмов
Методы исследования: теоретический анализ психологической литературы по исследуемой проблеме; психологическое тестирование (Опросник «СЖО», «Индекс жизненного стиля», Опросник механизмов совладания), методы математической статистики с использованием t - критерия Стьюдента и корреляционного анализа Пирсона, дивергентного анализа (попарное сравнение корреляционных матриц).
Практическая значимость: результаты данного исследования позволят преподавателям, кураторами, деканами организовывать занятия, для студентов учитывая их возрастные особенности осмысленности жизни и защитно - совладающих механизмов.
Структура исследования: Данная работа состоит из введения, двух глав, включающих параграфы, заключения и списка использованной литературы.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Обобщая результаты можно сказать следующее. Категория жизненного смысла - одна из наиболее общих интегральных характеристик жизнепонимания и жизнеощущения личности на индивидуально психологическом уровне. Смысл жизни отражает жизненную концепцию человека, осознанный и обобщенный принцип его жизни, его жизненную цель.
Определяя смысл жизни, происходит внутренняя работа личности по соотнесению проявлений мотива в нескольких пересекающихся друг с другом плоскостях: жизненных отношений, ценностей, идеалов и найденный характер их реализации, который и определяет дальнейший ход жизни.
Каждый человек должен определить цель своей жизни и определить свои, и только свои ценностные ориентации. Роль ценностей определяется тем, что они служат мотивообразующими факторами, участвуют в определении целей и средств, отвечающих тем или иным ценностям; являются основой принятия решений и критерием, того, к чему следует стремиться и чего следует избегать.
Смысложизненные ориентации напрямую влияют и на защитно - совладающие механизмы. Ведь защитные механизмы бессознательно выполняют функцию сохранения целостности Я - концепции, исключая или, искажая информацию, которая расценивается субъектом как неблагоприятная и разрушающая первоначальное представление о себе. Защитные механизмы включаются в тот момент, когда достижение цели конструктивным и прямым способом не может быть осуществлено. Таким образом, они являются способом организации частичного или временного психического равновесия, необходимых для выработки реальных способов преодоления фрустрации.
Копинг - поведение - это стратегии действий, предпринимаемые человеком в ситуациях психологической угрозы физическому, личностному и социальному благополучию, осуществляемые в когнитивной, эмоциональной и поведенческой сферах функционирования личности и ведущие к успешной или менее успешной адаптации.
В ходе исследования была выдвинута гипотеза о предположении в том, что существует возрастные различия в структурной организации осмысленности жизни и защитно-совладающих механизмов. Гипотеза подтвердилась: в ходе исследования выявлены особенности различия в структурной организации осмысленности жизни и защитно-совладающих механизмов.



1. Абабков В.А. Защитные психологические механизмы и копинги: анализ взаимоотношений. - СПб.: Речь, 2004. - 158 с.
2. Абабков В.А. Адаптация к стрессу. Основы теории, диагностики, терапии.-СПб.: Речь, 2004. - 166 с.
3. Амирхан Д. Фактор аналитического измерения копингов: показатель копинг-стратегий. - М.: Медицина, 1990. - 98 с.
4. Березин Ф.Б. Психическая и психофизиологическая адаптация человека. - Л.: Наука, 1988. - 270 с.
5. Братусь Б. С. Аномалии личности. - М.: Мысль,1988. - 301 с.
6. Грановская Р.М. Элементы практической психологии. - СПб.: Речь, 2003.- 655 с.
7. Ермакова О. Особенности и условия, при которых психологическая
защита сохраняет психологическое здоровье старшеклассника: сайт: psi.lib.ru [Электронный ресурс]. URL:
http: //www.psi.lib.ru/detsad/raznoe/oupz.htm(дата обращения: 20.11. 12).
8. Исаева Е.Р. Копинг-поведение и психологическая защита личности в условиях здоровья и болезни. - СПБ.: Изд-во СПбГУ, 2009. - 136 с.
9. Копинг-поведение (механизмы совладания) как сознательные стратегии преодоления стрессовых ситуаций и методы их определения: пособие для врачей и психологов / Б.Д. Карвасарский, В.А. Абабков, А.В. Васильева, Г.Л. Исурина и др. - СПБ.: Изд-во НИПНИ им. В.М. Бехтерева, 2007. - 128 с.
10. Лазарус Р. Психологический стресс и копинг-процессы. - М.: Медицина, 1966. - 466 с.
11. Лазарус Р. Стресс, оценка и копинг. - М.: Медицина, 1984. - 218 с.
12. Лазарус Р. Транзактная теория и научное исследование эмоции и копинга. - М.: Медицина, 1987. - 167 с.
13. Леонтьев Д. А. Психология смысла. - М.: Смысл, 2003. - 103 с.
14. Никольская, И.М. Психологическая защита у детей /И.М. Никольская, Р.М. Грановская. - СПб.:Питер, 2000. - 600 с.
15. Проблема смысла жизни в психологии: сайт personalita.ru. - 2009-2010
[Электронный ресурс]. URL: http://www.personalita.ru/143. html (дата обращения 28.10.12).
16. Перре М. Стресс, копинг и здоровье: ситуативные поведенческий подход: теория, методы и применение. - М.: Медицина, 1992. - 233 с.
17. Пирлинг Л. Структура копинга. - М.: Медицина, 1978. - 242 с.
18. Плутчик Р. Эмоции: психоэволюционная теория. Подходы к эмоциям. - Хилсдейл, 1984. - с. 200
19. Селье Г. Стресс без дистресса. - М.: Медицина, 1962. - 154 с.
20. Сирота Н.А. Копинг-поведение в подростковом возрасте. - СПб.: Изд-во СПбГУ, 1994. - 283 с.
21. Собчик Л.Н. Введение в психологию индивидуальности: Теория и практика психодиагностики. - М.: Ин-т современной политики, 2000. - 511 с.
22. Фолкман С. Персональный контроль, стресс и копинг-процессы. - М.: Медицина, 1984. - 254 с.
23. Франкл В. Человек в поисках смысла. - СПб.: Ювента, 1997. - 168 с.
24. Фрейд А. Психология «Я» и защитные механизмы. - М.: Смысл, 1993. - 142 с.
25. Фрейд А. Эго и защитные механизмы. - М. : Эксмо, 2003. - 256 с.
26. Чудновский В. Э. Психологические сотовляющие оптимального смысла жизни // Вопросы психологии. - 2003. -№3. - 312 с. 
27. Харламенкова Н.Е. Психология личности: сайт imp.rudn.ru[Электронный ресурс]. URL: http: //imp. rudn. ru/psychology/psychology of person/index.html
(дата обращения 13. 11.12.).


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ