Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ТИПОЛОГИЯ МЕТАФОР В ДИСКУРСЕ РУССКОЙ РОК-ПОЭЗИИ

Работа №87776

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

русский язык

Объем работы59
Год сдачи2013
Стоимость4220 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
32
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 4
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ МЕТАФОРЫ 6
1.1. Метафора: история, сущность, понятия 6
1.2. Подходы и классификации к изучению метафор 8
1.3. История изучения русской рок-поэзии 17
ГЛАВА 2. ТИПОЛОГИЯ МЕТАФОР В ДИСКУРСЕ РУССКОЙ РОК-ПОЭЗИИ 23
2.1. Метафора как основа картины мира в поэтических текстах русского рока 23
2.2. Продуктивные семантические модели метафор в русской рок-поэзии 28
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 56
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

В современной науке наблюдается постоянно возрастающий интерес к метафоре как средству познания действительности.
Метафора находится в центре внимания философов, психологов, лингвистов и представителей других научных дисциплин. В основе этого интереса лежат многочисленные проблемы, связанные с изучением процессов познания, формирования структуры и динамики современного знания о мире, а также с проблемой вербализации научного знания.
Актуальность настоящего исследования определяется как перспективностью дальнейшего развития теории метафоры, необходимостью исследовать многообразные отношения между языком, мышлением и коммуникацией, так и недостаточной разработанностью проблемы метафорического моделирования в художественном тексте, в дискурсе русской рок-поэзии.
Объектом настоящего исследования стали метафоры, используемые в дискурсе русской рок-поэзии.
Предмет исследования - особенности функционирования продуктивных метафорических моделей в текстах русского рока.
Цель работы - выявить специфику функционирования продуктивных метафорических моделей в дискурсе русской рок-поэзии.
Достижение указанной цели предполагает решение следующих задач:
1. Систематизировать материал о метафорах, которые используются в русской рок-поэзии.
2. Выделить метафорические модели, функционирующие в дискурсе русской рок-поэзии, и попытаться классифицировать их тематически, по степеням частотности и продуктивности.
3. Представить анализ наиболее частотных и продуктивных
метафорических моделей русской рок-поэзии.
Методология настоящего исследования сложилась под влиянием современной теории метафорического моделирования (Дж. Лакофф, М. Джонсон, А.Н. Баранов, Ю.Н. Караулов, И.М. Кобозева, Е.С. Кубрякова, Т.Г. Скребцова, Ю.Б. Феденева, А.П. Чудинов и др.).
Связь рока с романтизмом видят исследователи Е.Г. Милюгина, А.В. Лексина-Цыдендамбаева, Ю.А. Чумакова. Соотнесение рок-поэзии с традицией неомифологизма рассматривает С.Ю. Толоконникова. О взаимосвязи рок-поэзии с модернистским и постмодернистским сознанием говорит литературовед М.Н. Капрусова. Общее между рок-культурой и концептуализмом находят Д.М. Давыдов и С.С. Жогов. Для некоторых исследователей представляется важным рассмотреть связь рока с фольклором: отдельные аспекты этого вопроса освещаются в статьях М.М. Каспиной и В.Я. Малкиной, Г.Ш. Нугмановой, П.С. Шакулиной.
Материалом исследования послужили поэтические тексты русской рок-поэзии. В качестве материала исследования были использованы русскоязычные тексты рок-поэзии.
Научная новизна исследования. В данной работе впервые последовательно исследуются метафорические модели, функционирующие в текстах русской рок-поэзии. В процессе работы выделены наиболее продуктивные метафорические модели, используемые для создания художественной картины мира, изучены их основные компоненты.
Практическая значимость исследования связана с возможностями использования его материалов в практике преподавания филологического анализа текста и культурологии, а также в элективных курсах «Анализ поэтического текста», «Использование метафоры в русской рок-поэзии», «Современная музыкальная культура» и при написании курсовых и выпускных квалификационных работ студентами, специализирующимися в сфере филологии, музыковедения и культурологии.
Настоящая выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Феномен под названием «рок-поэзия» - очень мало исследованная область русской словесной культуры. Главной причиной такой ситуации можно считать второстепенный характер этого явления по отношению к основному течению литературного процесса: рок-тексты занимают промежуточное положение между собственно поэзией и словесным сопровождением музыки, вербальным обеспечением ритма.
В данной работе мы попытались показать одну из составляющих рок- поэзии, а именно ее литературно-художественный аспект. На примере текстов рок-композиций различных групп нами была предпринята попытка выявить специфику функционирования продуктивных метафорических моделей, систематизировать материал о метафорах, которые используются в их творчестве.
Чаще всего в текстах группы можно встретить метафоры болезни, огня, смерти, сенсорные метафоры. Исследовав употребление метафоры в поэтических текстах рока, мы выяснили, что метафора действительно необходима для создания образного представления о мире, что, в свою очередь, и приводит к более глубокому и полному пониманию авторского замысла и «распредмечиванию» смыслов текста. Нельзя не отметить, что от других выразительных средств языка и стилистических приемов метафора отличается особой экспрессивностью, поскольку обладает неограниченными возможностями в сближении, нередко - в неожиданном уподоблении самых разных предметов и явлений, по существу по-новому осмысливая предмет.
Индивидуальная авторская метафора всегда содержит высокую степень художественной информативности, так как выводит слово (и предмет) из автоматизма восприятия, поскольку без метафорической насыщенности художественного текста невозможно создание ассоциативных художественных образов, без чего, в свою очередь, невозможно достичь полного понимания смыслов текста.



1. Апресян В.Ю., Апресян, Ю.Д. Метафора в семантическом представлении эмоций/ М.: Школа «Языки славянской культуры», 1995. - Т. 1. - 290 с.
2. Арнольд И.В. Стилистика современного английского языка/ М.:
Просвещение, 1990. - 145 с.
3. Арутюнова Н.Д. Метафора и дискурс//Теория метафоры/ М.:
Просвещение, 1990. - 364 с.
4. Аскольдов С.А. Концепт и слово. Русская словесность. От теории
словесности к структуре текста. Антология / Под ред. проф. В.П. Нерознака / М.: Academia, 1997. - 352 с.
5. Березовчук Л.К. Проблема аналитического описания произведения в рок-музыке: соотношение текста и контекста / Л.: Молодежь и проблемы современной художественной культуры, 1990. - №2. - 25 с.
6. Бирдсли М. Метафорическое сплетение // Теория метафоры / М.: Прогресс, 1990. - 328 с.
7. Блэк М. Метафора // Теория метафоры / М.: Прогресс, 1990. - 325 с.
8. Вайнрайх У. Языковые контакты: состояние и проблемы
исследования/ Киев, 1979. - 125 с.
9. Варламов М.В. Типологические особенности адъективной метафоры в сопоставлении с глагольной и субстантивной метафорой / СПб, 1995. - 208 с.
10. Вежбицкая А.А. Язык. Культура. Познание / сост. М.А. Кронгауз / М., 1997. - 249 с.
11. Ворошилова М.Б. Советский политический плакат и современная рок-
обложка Текст. / Екатеринбург: Уральский государственный
университет, 2008. - 182 с.
12. Гак В.Г. Метафора универсальная и специфическая. Метафора в языке и тексте / М.: Наука, 1988. - 214 с.
13. Давыдов Ю.Н. Социология контркультуры: критический анализ (инфантилизм как тип поведения и социальная болезнь) / М. : Наука, 1980. - 266 с.
14. Девидсон Д. Что означают метафоры / М., 1990. - 154 с.
15. Дегтярева М. В. Контркультура в структуре культуры России XX века / Краснодар, 2005. - 173 с.
16. Доманский Ю.В. Вариантообразование в русском роке / Тверь: Тверской государственный университет, 2005. - 157 с.
17. Забродин Г.Д. Рок: Искусство или болезнь? Текст / М.: Советская Россия, 1990. - 96 с.
18. Зусман В.Г. Концепт в системе гуманитарного знания: понятие и концепт / М.: Вопросы литературы. - 2003. - № 2. - 69 с.
19. Иванов Д.И. «Героическая эпоха» русского рока / Екатеринбург: Уральский государственный университет, 2007. - 153 с.
20. Кнабе Г.С. Феномен рока и контр-культура / М.: Наука, 1990. - 261 с.
21. Кобозева И.М. Семантические проблемы анализа политической метафоры / М.: Вестник МГУ, 2001. - № 6 - 234 с.
22. Козицкая Е.А. Новое культурное самосознание русского рока (на
материале вещания «Нашего радио») // Русская рок-поэзия: текст и контекст / Тверь: Тверской государственный университет, 2001.-№.4. - 269 с.
23. Козицкая Е.А. Субъязыки и субкультуры русского рока / Тверь: Тверской государственный университет, 2001. 189 с.
24. Константинова С.Л., Константинов, А.В. Дырка от бублика как предмет «русской рокологии»// Русская рок-поэзия: текст и контекст / Тверь, 1999. — 243 с.
25. Кормильцев И. Рок-поэзия в русской культуре: возникновение,
бытование, эволюция / Тверь: Тверской государственный
университет, 1998. - 232 с.
26. Кубрякова Е.С. Размышления о судьбах когнитивной лингвистики на рубеже веков / М.: Вопросы филологии, 2001. - №1. - 84 с.
27. Лакофф Дж. Метафоры, которыми мы живем / М.: Едиториал УРСС,
2004. - 256 с.
28. Лапшина М. Н. Семантическая эволюция английского слова / СПб.: Наука, 1998. - 236 с.
29. Логачева Т.Е. Рок-поэзия А. Башлачева и Ю.Шевчука новая глава петербургского текста русской литературы // Русская рок-поэзия: текст и контекст / Тверь, 1998. - 138 с.
30. МакКормак Э. Когнитивная теория метафоры / под ред. Н.Д. Арутюновой и М.А. Журинской. - М.: Прогресс, 1990. - 586 с.
31. Москвин В.П. Русская метафора: параметры классификации / М.: Филологические науки, 2000. - №2. -78 с.
32. Нежданова Н.К. Русская рок-поэзия в процессе самоопределения поколения 70-80-х годов / Тверь: Тверской государственный университет, 1998. - №1. - 132 с.
33. Нефёдов И.В. Изобразительно-выразительные возможности категории определённости-неопределённости в рок-поэзии / Тверь: Тверской государственный университет, 2005. - № 8. - 236 с.
34. Никитина О.Э. Образы птиц в рок-поэзии Б. Гребенщикова: комментированный указатель / Тверь: Тверской государственный университет, 1998. - №.1. - 132 с.
35. Ожегов С.И. и Шведова, Н.Ю. Толковый словарь русского языка: 80000 слов и фразеологических выражений / М.: Азбуковник, 1999. - 944 с.
36. Опарина Е.О. Концептуальная метафора // Метафора в языке и тексте / М.: Наука, 1988. - 212 с.
37. Попова З.Д., Стернин, И.А. Когнитивная лингвистика / М.: АСТ: Восток-Запад, 2007. - 314 с.
38. Ричарде А. Философия риторики / М.: Прогресс, 1990. - 280 с.
39. Скляревская Г.Н. Метафора в системе языка / СПб.: Наука, 1993. - 151 с.
40. Смирнов И. Время колокольчиков, или Жизнь и смерть русского рока / М, 2004. - 131 с.
41. Телия В.Н. Метафора в языке и тексте / М.: Наука, 1988. - 202 с.
42. Телия В.Н. Метафора как модель смыслопроизводства и ее экспрессивно-оценочная функция. Метафора в языке и тексте / М.: Наука, 1988. - 147 с.
43. Троицкий А. Рок в Союзе: 60-е, 70-е, 80-е / М, 2005. - 184 с.
44. Хайдеггер М. Время и бытие: Статьи и выступления / М.: Республика, 1993. - 447с.
45. Чудинов А.П. Россия в метафорическом зеркале / М.: Рус. речь. - 2001. - № 4. - 48 с.
46. Шинкаренкова М.Б. Метафорическое моделирование
художественного мира в дискурсе русской рок-поэзии / Екатеринбург,
2005. - 228 с.
47. Щербенок А.В. Слово в русском роке // Русская рок-поэзия: текст и контекст / Тверь, 1999. - 230 с.
48. Юнусова А.А. Рок-поэзия как лексикологическое явление / М, 2006. - 225 с.
49. Юшкин Л.Д. Семантика отечественных рок-текстов / СПб, 2004. - 133 с.
50. Яковлев А.А. Русская рок-поэзия в процессе самоопределения поколения 70-80-х годов / СПб, 2005. - 145 с.
51. Ярский М.Н. Символы индивидуации в русском роке / М.: Азбука, 2007. - 234 с.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ