Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


УВЕРЕННОСТЬ КАК ХАРАКТЕРИСТИКА ЛИЧНОСТИ

Работа №87772

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

психология

Объем работы60
Год сдачи2013
Стоимость4285 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
235
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ
УВЕРЕННОСТИ КАК ХАРАКТЕРИСТИКИ ЛИЧНОСТИ
1.1 Понятие уверенности в психологии
1.2 Психологические особенности уверенной и не уверенной в себе личности
1.3 Характеристики уверенности в подростковом возрасте
Выводы по главе I
Глава II. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ УВЕРЕННОСТИ КАК ХАРАКТЕРИСТИКА ЛИЧНОСТИ ПОДРОСТКА
2.1 Организация методов исследования
2.2 Результаты исследования уверенности подростков
2.3 Результаты исследования различий уверенности в себе между мальчиками и девочками подросткового возраста
Выводы по главе II
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСКОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Приложение

Проблема изучения уверенности человека на сегодняшний день, приобретает актуальность в связи с тем, что в последнее время возрастает интерес к изучению индивидуальности и личности человека, как с точки зрения теоретической психологии, так и в связи с запросами образования, профориентации, психологического консультирования и т.п. Уверенность представляет собой одно из наиболее важных базовых свойств личности. Оно начинает формироваться еще в детстве, в старшем же школьном возрасте уверенность приобретает огромное значение для раскрытия способностей человека и дальнейшего определения его места в жизни.
Перед уверенным человеком открываются двери и сердца, быстрее добивается целей, легче строит гармоничные отношения (дружеские, семейные, любовные, деловые). Рассматривая проблему уверенности можно определить, что в настоящее время к пониманию уверенности имеются разные подходы, где она рассматривается как чувство, состояние, качество и свойство личности. Уверенный в себе человек знает, что он имеет определенные права, умеет точно определить и выразить свои желания, потребности и чувства так, чтобы это не затронуло окружающих. Он умеет строить отношения с другими людьми, что называется "на равных", вне зависимости от положения, которое те занимают. Можно, таким образом, сказать, что уверенный в себе человек убежден в праве на реализацию потребностей своего "Я" и владеет способами и формами такой реализации, уважает позиции и статус других людей. Уверенный человек имеет огромный авторитет у окружающих. Спокойная уверенность способна создать вокруг уверенных людей ауру притяжения, которую всегда бессознательно чувствуют люди. Уверенному в себе человеку легче общаться с людьми. Уверенный в себе человек легче управляет, руководит людьми, свободней держится во время публичных выступлений и презентаций. Они энергичны, независимы от обстоятельств, предпочитают формировать их сами.
В подростковом возрасте уверенность в себе занимает очень важную роль, которая необходима как в учебной деятельности, так и в повседневной жизни. Так как подросток находится на пути к взрослой жизни, ему необходим цемент уверенности в себе, для того, чтобы построить здание своего будущего, для общения со своими сверстниками, совместной деятельности, в решении важных проблем.
Сегодня наиболее успешными и перспективными в учебной деятельности, в жизни являются те подростки, которые не боятся ситуаций соревнования, способны действовать самостоятельно, активно, напористо, целеустремленно. В то время как другие подростки испытывают чувство неуверенности в общении, в установлении межличностных контактов (отсюда замкнутость, одиночество), они пассивны в деятельности, чрезмерно озабочены оценкой себя другими людьми, более зависимы от других, ранимы, внушаемы, поддаются давлению со стороны сверстников либо окружения.
В настоящее время многие стороны жизни человека потеряли свою привычную однозначность и все больше требуют активности, смелости, личной инициативы и уверенности в себе. Следовательно, уверенный человек добивается больших высот в жизни. Поэтому уверенность - это одна из важных психологических характеристик человека и необходимая составляющая психологического благополучия.
Проблема уверенности в себе привлекла внимание ученых с конца XIX века. Ее изучением занимались А. Адлер, Р. Альберти, Э. Берн, П. Ванцвайг, В. Вендланд, Дж. Вольпе, У. Джеймс, Ф. Зимбардо, А. Лазарус, Д. Дж. Либерман, А. Маслоу, Ф. Перлз, К. Роджерс, К.Рудестам, А. Сальтер, Дж. Смит, Р. и Р. Ульрихи, Э. Фромм, и другие.
В нашей стране уверенность в себе изучали Б.Г. Ананьев, Ф.Е. Василюк, В.И. Гарбузов, И.В. Дубровина, С.В. Ковалев, AM. Прихожан, А. Прудченков, Т.А. Репина, В.Г. Ромек, Е.А. Серебрякова, Т.О. Смолева, А.В. Толстых, и многие другие исследователи.
Поэтому, мы считаем, что необходимо изучить уверенность как характеристику личности в подростковом возрасте.
Объект: учащиеся подросткового возраста.
Предмет: уверенность как проявление личности подростка.
Целью является исследование уверенности в себе учащихся подросткового возраста в учебной деятельности.
Задачи:
- рассмотреть литературные источники по проблеме уверенности человека.
- описать психологические особенности уверенной и не уверенной в себе личности подростка.
- дать характеристику уверенности в подростковом возрасте.
- провести эмпирическое исследование уверенности в себе подростков.
- выявить различия уверенности в себе между мальчиками и девочками подросткового возраста.
- проанализировать и интерпретировать полученные результаты по уверенности в себе у учащихся подросткового возраста.
Для реализации поставленных задач были использованы следующие методы: психологическое тестирование с использованием следующих методик: 1. Методика Райдаса «Уверенность в себе» [10]; 2. Тест «Диагностика уверенности в себе», взята из учебника Карвасарского Б.Д. Клиническая психология [13]; Анкета «Что такое уверенность?» для учащихся (см.:Приложение 6); метод математической статистики (t - критерий Стьюдента).
Статистическая обработка диагностируемых показателей осуществлялась с помощью программы Excel, 2003.
Эмпирическая выборочная совокупность состоит из 50 человек: из них 25 мальчиков и 25 девочек в возрасте от 14 - 15 лет, которые обучаются в 8 классе. База проведения исследования: гимназия № 4. г. Елабуга.
Теоретическая значимость дипломной работы состоит в анализе и обобщении психологической литературы по проблеме уверенности в себе в психологии.
Практическая значимость заключается в том, что полученные результаты можно применить при преподавании в педагогической деятельности, на родительских собраниях, классных часах, самими учащимися, для работы над собой, и родителями в воспитании своих детей.
Структура работы. Дипломная работа состоит из введения, двух глав, выводов, заключения, списка использованной литературы, приложения. Работа иллюстрирована 8 таблицами и 4 рисунками.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


В целом можно сказать, что цель и задачи данной работы выполнены. Исследовались уверенность в себе у мальчиков и девочек подросткового возраста восьмых классов в гимназии № 4 г. Елабуга.
Во-первых, уверенность в себе понимается как достаточно стабильная личностная характеристика, обусловленная мотивацией достижений, волевым самоконтролем, низкой тревожностью, а также как личностно-регулятивная черта. Уверенность - это свойство личности, отражающее обоснованное самоуважение, целеустремленность, проявляющееся в самообладании и ясном выражении своих чувств, потребностей и отношений, основанных на объективном знании и опыте.
Уверенность в себе есть свойство личности, ядром которого выступает позитивная оценка индивидом собственных навыков и способностей как достаточных для достижения значимых для него целей и удовлетворения его потребностей. Основой для формирования такого рода оценок служит достаточный поведенческий репертуар, позитивный опыт решения социальных задач и успешного достижения собственных целей (удовлетворения потребностей). Для формирования уверенности в себе важна субъективная позитивная оценка результатов собственных действий и оценки, которые следуют со стороны значимых людей. Позитивные оценки наличия, «качества» и эффективности собственных навыков и способностей определяют социальную смелость в постановке новых целей и определении задач, а также инициативу, с которой человек берется за их выполнение.
Во-вторых, выделены характеристики здоровой, уверенной в себе личности: это эмоциональность речи, экспрессивность и конгруэнтность поведения и речи, умение противостоять и атаковать, проявляющееся в прямом и честном выражении собственного мнения, без оглядки на окружающих. Уверенный в себе человек не стремится спрятаться за неопределенными формулировками. Уверенные в себе люди используют местоимение «Я», личности не свойственно самоунижение и недооценка своих сил и качеств, они способны без стеснения выслушивать похвалу в свой адрес. Способность к импровизации, т.е. к спонтанному выражению чувств и потребностей, также характерна уверенным в себе людям. Причин неуверенности выделяется очень много, следует, что ребенок появляется на свет с некоторыми задатками и способностями, возможно, с некоторыми физическими или психическими недостатками. Эти задатки, способности и недостатки облегчают или усложняют задачу социализации, но не определяют прямо и непосредственно формирования уровня уверенности в себе.
В-третьих, была выявлена уверенность в себе в подростковом возрасте. Так как, подростковый возраст является важным периодом, когда человек начинает искать свое место в жизни, задавать себе много вопросов различного характера, и в дальнейшем искать на них ответы. Следовательно, на сколько будет протекать успешно данный процесс, зависят жизненные успехи человека. Поэтому, уверенность в подростковом возрасте - это целый круг черт характера, умений, навыков, взаимодействия с окружающим миром. И для того чтобы подростки научились уверенному поведению, необходима практика и наработка навыков через приобретение и осмысливание жизненного опыта.
Эмпирическое исследование позволило получить следующие результаты:
У мальчиков и девочек 8-ых классов подросткового возраста, преобладает уверенность в себе, это говорит о том, что ребята активно взаимодействуют с другими учащимися, самостоятельно принимают решения, смелые, коммуникабельные, поставленные перед собой цели стараются достичь любым способом. Знают, чего хотят от жизни. Предпочитают использовать сильные аргументы и доводы, при общении со сверстниками и взрослыми. Ребята откровенны и искренны в своих чувствах, всегда высказывают свое мнение по любому вопросу.
Также у учащихся выявляются высокие значения по уверенности в себе в различных ситуациях. Ребята уверены в своих силах, не бояться, и не стесняются окружающих, высказывают свои недовольства, открыто протестуют по какому-либо поводу, делают замечания своим друзьям в классе, смело высказывают свою точку зрения.
У мальчиков и девочек, которые обучаются в школе выявляются средние значения по уверенности в себе в настоящий момент жизни, т.е ребята активны, уверены в своих силах, умениях, навыках, способностях, открыто заявляют о своих недовольствах, высказывают мнения окружающим.
Таким образом, у мальчиков и у девочек подросткового возраста не наблюдается различия по степени уверенности в себе, в различных учебных ситуациях и в настоящий момент жизни учащихся. Следовательно, гипотеза о том, что существует ли различия по уверенности в себе у учащихся разного пола в учебной ситуации опровергается, принимается гипотеза H0.
Практическая значимость заключается в том, что полученные результаты можно применить при преподавании педагогической деятельности, в выступлениях на родительских собраниях, классных часах, конференциях и при работе психолога школы. 



1. Абульханова-Славская К. А. Деятельность и психология личности. - М.: Наука, 1980. - 355 с.
2. Аверин В.А. Психология личности: учебное пособие. - СПб.: Изд-во Михайлова В.А., 1999. - 89 с.
3. Бишоп С. Тренинг уверенности в себе. - СПб.: Питер, 2001. - 208 с.
4. Вайнер И. В. Субъективная уверенность как фактор решения психофизической задачи // Психология труда в условиях проблемных ситуаций: межвузовский сборник научных трудов. - Саратов: Изд-во Сарат. ун-та, 1996. - С. 185 - 191.
5. Головина Е.В. Анализ психологического содержания понятия «уверенность» и его взаимосвязи с индивидуальными когнитивными стилями // Ежегодник РПО. Психология и ее приложения. - М.: Изд-во «ИНСАЙТ», 2002.- Т. 9.- С. 17- 25.
6. Головина Е.В. Когнитивно-стилевые детерминанты уверенности при решении сенсорной задачи // Методы исследования психологических структур и их динамики / Под ред. Т.Н. Савченко. - М.: ИП РАН, 2002.- Выпуск 2. - С. 114-120.
7. Головина Е.В. Психологическое содержание понятия «уверенность»: детерминанты и роль в решении когнитивных задач // Научный поиск. Сборник научных работ студентов, аспирантов и молодых преподавателей / Под ред. А.В. Карпова. - Ярославль: «Аверс Пресс», 2002. - Выпуск 3. С.11-17.
8. Головина Е.В. Влияние когнитивных стилей на уверенность в сенсорных решениях // Ежегодник Российского психологического общества: материалы 3-го Всероссийского съезда психологов. - Спб.: Изд- во С.-Петерб., Университета, 2003. - Т.2. - С. 369-371.
9. Головина Е.В. Категория «уверенность в себе» как когнитивный конструкт личности // Исследования по когнитивной психологии / Под ред.
Е.А. Сергиенко. - М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2004. - С. 160-187.
10. Горбачева А. Остановись во гневе // Круг жизни. - 2000. - №4 [Электронный ресурс].URL: http: //www.vuzlib. net/beta3/html/1/21330/21642/(дата обращения: 10.04.2013).
11. Драгунова Т.В. Психологические особенности подростка // Возрастная и педагогическая психология. - 1979.- № 3.- С. 15-32.
12. Зиновьева И. Л. Влияние уверенности на организацию мыслительной деятельности: дис. канд. психол. наук. - М.: ИП РАН, 1989. - 154 с.
13. Казанская Н. М. Исследование когнитивного паттерна неуверенности в себе // Материалы межвузовской научно-практической конференции «Современные проблемы науки, образования и производства». - М.: УРАО, 2006. - С. 60-62.
14. Карвасарский Б.Д. Клиническая психология.- М.: Издательство Питер, 2006.- 960 с.
15. Карпенко Л.А., Петровский А. В. Краткий психологический словарь. - М.: Просвещение, 1981. - 195с.
16. Киршин П.А. Опыт проведения тренингов уверенности в себе // СПО. - 2001.- №5.- С. 26-27.
17. Кинан К. Уверенность в себе / пер. с англ. М.В. Курилюк.- М.: Эксмо, 2006 - 71 с.
18. Кле М. Психология подростка. - М.: Педагогика, 1991. - 176 с.
19. Кох Р. Истинной любовью: Христианство и уверенность в себе: пер. с англ. - М.: Триада, 2001. - 216 с.
20. Крутецкий В.А. Психология обучения и воспитания школьников.- М.: Просвещение, 1976 г.- 268 с.
21. Макмахон Г. К. Тренинг уверенности в себе. - М.: Эксмо, 2002.¬320 с.
22. Никитин Е. П., Харламенкова Н. Е. Феномен человеческого самоутверждения. - СПб.: Алетейя, 2000. - 224 с.
23. Папура А.А. Психологическое сопровождение подростков по формированию уверенности в себе как показателя субъективной оценки качества жизни : авт. ... канд. психол. наук. - Тамбов, 2011. - 23 с.
24. Поливанова К.Н. Психологическое содержание подросткового возраста // Вопросы психологии, 1996. - №1. - С. 20-33.
25. Прангишвили А.С. К проблеме основ уверенности в воспоминании // Труды Института психологии им. Д.Н. Узнадзе, 1956. - Т. 10. - С. 395 - 418.
26. Прихожан А. М. Психология неудачника: тренинг уверенности в себе. - СПб.: Питер, 2009. - 240 с.
27. Прихожан A.M. Психологический справочник, или как обрести уверенность в себе.- М.: Просвещение, 1994. - 191 с.
28. Райе Ф. Психология подросткового и юношеского возраста. - СПб.: Питер, 2000.- 624 с.
29. Регуш Л.А. Психология современного подростка. - СПб.: Речь, 2005.- 400 с.
30. Ребер А. Большой толковый психологический словарь. В 2-х тт. Т.1. - 592 с; Т. 2. - 560 с. - М.: Вече, ACT, 2000.
31. Ремшмидт X. Подростковый и юношеский возраст: проблемы становления личности. - М.: Мир, 1994. - 320 с.
32. Репина Т.А., Смолева Т.О. Феномен неуверенности и некоторые пути ее преодоления // Творчество и педагогика. - М.: Тез. Всесоюз.конф, 1988. - Т.5. - С. 197-201.
33. Ромек В.Г. Понятие уверенности в себе в современной социальной психологии // Психологический вестник. - Ростов-на-Дону: Изд-во РГУ, 1996. - Ч. 1.- С. 132-138.
34. Ромек В.Г. Понятие уверенности в себе в современной социальной психологии // Психологический вестник Ростовского государственного университета, Вып.1, Ч.2, Изд - во РГУ. - 1996 - С.132 - 146.
35. Ромек В.Г. Уверенность в себе: этический аспект // Журнал практического психолога. - 1999. - № 9. - С. 3-14.
36. Ромек В. Г. Уверенность в себе как социально-психологическая характеристика личности: дис. канд. психол. наук. - Ростов н/Д: Изд-во РГУ. - 1997. - 242 с.
37. Ромек В.Г. Тренинг уверенности в межличностных отношениях - СПб.: Речь, 2003.- 175 с.
38. Ромек В.Г. Тренинг уверенности в себе в межличностных отношениях. - СПб.: Речь, 2003. - 169 с.
39. Ромек В.Г. Проблема диагностики уверенности в зарубежной психологии (методом стандартизированного наблюдения) // Психологический вестник Ростовского государственного университета. Выпуск 2. Часть 1. Ростов- на/Д: Изд-во РГУ, 1997. - С. 419-434.
40. Селиверстова М.А., Крупнов Д.А. Индивидуальные особенности и структура уверенности личности // Вестник РУДН. Серия: Психология и педагогика. - 2004. - № 2. - С. 178-184.
41. Серебрякова Е.Л. Уверенность в себе и условия ее формирования: автореф. канд. дис. - М.- 1955.- 43 с.
42. Скотникова И. Г. Проблема уверенности: история и современное состояние // Психологический журнал. - 2002. - № 1. - С. 52 - 60.
43. Скотникова И.Г. Экспериментальное исследование уверенности в решении сенсорных задач // Психологический журнал.- 2005. - Т. 26. - № 4. - С. 41-56.
44. Смит М. Тренинг уверенности в себе / пер. с англ. - СПб: Речь, 2000. -243 с.
45. Смит М.Дж. Тренинг уверенности в себе: Комплекс упражнений для развития уверенности в себе. - СПб.: Речь, 2000. - 242 с.
46. Формирование личности в переходный период от подросткового к юношескому возрасту / под ред. И.В. Дубровиной. - М.: Педагогика, 1987.-182 с.
47. Фельдштейн Д.И. Психологические особенности развития личности в подростковом возрасте // Вопросы психологии. - 1988. - № 6. - С. 31-41.
48. Хохлова Е. В. Уверенность в себе - базовое качество инновационной личности // Молодой ученый. — 2011. — №6. Т.2. — С. 108-110.
49. Чисхольм П.В. Уверенность в себе: путь к деловому успеху. - М.: Культура и спорт, ЮНИТИ, 1994.- 288 с.
50. Щербаков Е.П. Уверенность как состояние, свойство и качество / Психология личности и деятельности спортсмена.- М., 1981. - С. 51-60.
51. Энтони Р. Секреты уверенности в себе.- М.: Знание, 1994.- 52 с.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ