Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ИССЛЕДОВАНИЕ ВЗАИМОСВЯЗИ ЗАВИСТИ КАК НАРЦИССИЧЕСКОГО ПАТТЕРНА С УРОВНЕМ КОНФЛИКТНОСТИ ЛИЧНОСТИ

Работа №87767

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

психология

Объем работы74
Год сдачи2013
Стоимость4380 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
196
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава I. Теоретические аспекты взаимосвязи зависти как нарциссического
паттерна с уровнем конфликтности 7
1.1 Понятие нарциссического паттерна личности. Основные теории
нарциссизма 7
1.2. Зависть, как нарциссический паттерн личности 17
1.3 Понятие конфликта и конфликтной ситуации 22
Выводы по Главе 1 36
Глава 2. Эмпирическое исследование взаимосвязи зависти как нарциссического
паттерна с уровнем конфликтности личности 40
2.1 Организация и методы исследования 40
2.2 Результаты эмпирического исследования 43
Выводы по Главе 2 53
Заключение 55
Список использованной литературы 58
Приложение

В современном обществе, а особенно в России, люди оказались лишены старой опоры на коллективно одобряемые религиозные верования и вынуждены искать новые смыслы. Так человечество попало в некую ловушку, как Нарцисс в древнегреческом мифе, который от недостатка уважения к себе не умел уважать других и влюбился в собственное отражение [30].
Вот как обозначает эту проблему венский психотерапевт А.Лэнгле: «Наше время несет в себе значительные черты нарциссизма в силу того, что эгоизм, индивидуализм, самореализация и саморазвитие, освобождение подавленной агрессии, собственная выгода культивируются всеми институтами либерального, способствующего развитию частной инициативы рыночного хозяйства. Такого рода духовная позиция словно служит мотором, который поддерживает на Западе движение всего: экономики, педагогики, частной жизни, политики, а также психотерапии. Однако, с не меньшими основаниями можно утверждать, что то же самое является и бедой нашего времени: родители все меньше общаются с детьми, дети все больше времени проводят у экранов телевизоров, старость становится все более одинокой, а число самоубийств, несмотря на улучшение качества медицинской и психологической помощи, в некоторых странах превышает число погибших в дорожных авариях» [33].
На непростом пути разрешения проблемы исцеления общества в целом важны осознанные усилия каждого человека. В свете вышеозначенной проблемы, направить их имеет смысл на обнаружение, изучение и осознание нарциссических частей или явлений в структуре собственной личности - нарциссических паттернов. Это необходимо не только для роста самосознания, но и потому что эти части личности, будучи неосознанными, изнутри патологически влияют на межличностные отношения, лишая их человеческого тепла и душевности, увеличивая, таким образом, количество одиноких людей, которые совсем разочаровались в возможности создания гармоничных отношений с другими людьми [30].
Важно отметить, что в нашей работе идет речь не о нарциссическом расстройстве личности, а о нарциссических паттернах, имеющихся в структуре личности каждого человека. «Структура нарциссической личности является тем паттерном, который связывает индивидуальную сферу и архетипическую размерность. Поэтому данную структуру можно найти как в любом архетипическом паттерне, встроенном в пространственно-временную реальность, так и в структуре любой личности. Само по себе, нарциссическое расстройство личности является парадигмой общей структуры психики, и ее изучение ценно не только потому, что помощь людям с такими расстройствами очень важна, но и потому, что оно помогает лучше понимать ее проявления в разных психологических ситуациях» [54].
В связи с этим, данная тема является достаточно актуальной в современном мире и привлекает к себе внимание большого круга ученых.
Объект исследования: в качестве объекта эмпирического исследования определены студенты 17 - 19 лет.
Предмет исследования: исследование взаимосвязи зависти как нарциссического паттерна с уровнем конфликтности личности.
Цель исследования: выявить взаимосвязь зависти как нарциссического паттерна с уровнем конфликтности личности.
Гипотеза исследования: имеется взаимосвязь между завистью как нарциссическим паттерном и уровнем конфликтности личности; имеется зависимость между завистью как нарциссическим паттерном и стилем поведения личности в конфликтной ситуации.
В соответствии с гипотезами исследования были сформированы следующие задачи:
1. изучить понятие «нарциссический паттерн» и основные теории нарциссизма;
2. раскрыть понятие конфликта и дать характеристику конфликтной личности;
3. проанализировать литературные источники по стилям поведения в конфликтной ситуации;
4. провести эмпирическое исследование взаимосвязи зависти как нарциссического паттерна с уровнем конфликтности личности и стилям ее поведения в конфликтной ситуации.
Для решения поставленных задач использовались общенаучные методы теоретического исследования (анализ, синтез, обобщение, абстрагирование и т.д.), изучение научной литературы, специальные психологические методы сбора информации: наблюдение, тестовые опросы, методы статистической обработки эмпирической информации (корреляционный анализ Пирсона).
Методики исследования: опросник «Нарциссические черты личности» О.А. Шамшикова, Н.М. Клепикова; методика «Личностная агрессивность и конфликтность»; методика оценки поведения в конфликте К. Томаса
Эмпирическая выборочная совокупность состоит из 43 человек: студенты первого курса. База проведения исследования: Елабужский Институт Казанского (Приволжского) Федерального Университета.
Теоретико-методологическая основа: работа основана на двух подходах к изучению нарциссизма (первый подход с позиции Когута, второй - с позиции Кернберга); на теориях зависти Гельмута Шёка, Мелани Кляйн, Жак Лакан; на подходах К.У. Томасом и Р.Х. Килменном к стратегиям поведения в конфликтной ситуации.
Теоретическая значимость заключается в обобщении и систематизации научных знаний и эмпирических исследований по проблеме взаимосвязи зависти как нарциссического паттерна с уровнем конфликтности личности
Практическая значимость: результаты эмпирического исследования могут быть использованы в различных сферах жизни человека, в рамках социальной и педагогической психологии, в организации учебно-воспитательной работы со студентами склонными к нарциссическим проявлениям личности, позволят сформулировать практические рекомендации по эффективному взаимодействию в конфликтной ситуации с личностью склонной к зависти.
Результаты эмпирического исследования прошли апробацию на международной студенческой электронно-научной конференции «Студенческий научный форум 2013» (РАЕ, г. Москва, февраль 2013 г.), на республиканском конкурсе «Педагогический олимп - 2013» (г. Елабуга, апрель 2013 г.), а также на конкурсе «Лучшая научно-исследовательская работа студентов КФУ» (г. Казань, апрель 2013 г.)
Структура работы: ВКР состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы и приложений.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Нарциссический паттерн обозначает закономерную регулярность, выражающаяся в исключительной самовлюбленности, которая периодически повторяется в повседневной жизни.
Существует два подхода к изучению нарциссизма. Первый поход с позиции Х. Когута, второй - с позиции О.Ф. Кернберга.
Одними из наиболее ярких паттернов нарциссической личности являются зависть и конфликтность.
Зависть — чувство досады или горечи, возникающее при виде того, что другой обладает благом или преимуществом, которые отсутствуют у завистника, и сопровождающееся желанием лишить их соперника. Стремление к воображаемой или реальной депривации другого служит дополнительным квалифицирующим признаком зависти как порока
Большое количество ученых исследовали зависти как культурный феномен, проявляющего себя по-разному в различных культурах, сообществах, сферах человеческой жизнедеятельности и исследовательских контекстах.
Аристотель включал зависть, наряду со страхом, гневом и пр., в число этически нейтральных естественных страстей.
Разностороннее исследование зависти как культурного феномена, проявляющего себя по-разному в различных культурах, сообществах, сферах человеческой жизнедеятельности и исследовательских контекстах, представил Гельмут Шёк в своей работе «Зависть: теория социального поведения». В его работе представлен всесторонний анализ зависти, как социально-психологического и социального явления и как мотива социального поведения человека
Зависть имеет нарциссическую природу. Нарциссическая зависть не всегда направлена вовне, а также неправильно считать, что нарциссическая личность зачастую успешна социально или творчески. Многие нарциссы - слабые. Их отрицательная самооценка и постоянные фрустрации часто приводят их к психологическому само поеданию. При неудачах, такой человек не может и не стремится найти поддержки у окружающих и замыкается в себе, начинает агрессировать на самого себя.
Конфликтная ситуация - такое совмещение человеческих интересов, которое создает почву для реального противоборства между социальными субъектами. Главная черта - возникновение предмета конфликта, но пока отсутствие открытой активной борьбы.
То есть в процессе развития столкновения конфликтная ситуация всегда предшествует конфликту, является его основой.
Большинство ученых считает, что конфликт - это острая ситуация, возникающая как результат столкновения отношений личности с общепринятыми нормами.
Под конфликтностью личности понимается ее интегральное свойство, отражающее частоту вступления в межличностные конфликты. При высокой конфликтности индивид становится постоянным инициатором напряженных отношений с окружающими независимо от того, предшествуют ли этому проблемные ситуации.
Лица с нарциссическими особенностями характера часто вступают в серьезные конфликты, сопровождающиеся разрывом отношений. Разрыв отношений с людьми переживается ими только в том случае, если он произошел не по их инициативе. После этого они быстро восстанавливаются, так как многие вещи их эмоционально не затрагивают, кроме тех, что нарушают их карьеру или цели.
Проведенное эмпирическое исследование показало, что у студентов высокий уровень зависти приводит к субъективной уверенности в заслуженности особого обращения к себе. Нереализованность ожиданий провоцирует раздражительность при столкновении с любыми даже мелкими препятствиями.
Им присуща значительная потребность во внимании, в комплиментах. Попытка быть всегда в центре внимания провоцирует поиск друзей, чье восхищение создает благоприятный психологический микроклимат. Личностям в юношеского возраста характерно преувеличение собственных способностей, достижений и ожидание оценки себя окружающими как особо одаренной личности, невзирая на то, что достижения объективно не столь значительны.
Относительно стилей поведения в конфликте, завистливые студенты либо стремятся одержать победу, либо вовсе уйти от конфликта, понимая, что он закончится поражением. Человек стремится избежать конфликтную ситуацию, не вступает в открытый конфликт, а старается манипулятивными способами, чтобы избежать внутриличностного конфликта и не остаться в проигрыше, так как поражение для таких личностей, оказывает негативное влияние на самооценку и способности к самоактуализации, достичь своих целей.



1. 18 программ тренингов: Руководство для профессионалов / Под науч. ред. В.А. Чикер. - СПб.: Речь, 2008. - 134 с.
2. Абрахам К. Психологические типы людей и их характеристики. - Москва, 2009. - 241 с.
3. Алберти Р. Э., Эммонс М. Л. Самоутверждающее поведение. Распрямись! Выскажись! Возрази! — СПб.: «Академический проект», 1998. — 190 с.
4. Анастази А., Урбина С. Психологическое тестирование. СПб.: Питер,
2001. - 250 с.
5. Андреев В.И. Конфликтология: искусство спора, ведения переговоров, разрешения конфликтов. — Казань, 1992. — 142 с.
6. Андреева Г.М. Социальная психология: Учебник для высших учебных заведений. - М.: Аспект Пресс, 2003. - 336 с.
7. Андриенко Е.В. Социальная психология: учебное пособие для студентов вузов. - М.: Академия, 2000. 413 с.
8. Анисимов Е. В. Женщины у власти в XVIII веке как проблема // Вестник истории, литературы, искусства. Отд-ние ист.-филол. наук РАН. — М.: Собрание; Наука, 2005. - 253 с.
9. Большой медицинский словарь. - М.: Наука, 2000. - 543 с.
10. Бем С. Л. Линзы гендера. Трансформация взглядов на проблему неравенства полов. - М.: РОССПЭН, 2004. - 351с.
11. Берн Ш. Гендерная психология. - СПб.: Прайм-ЕВРОЗНАК, 2001. - 257 с.
12. Берн Э. Игры, в которые играют люди. Люди, которые играют в игры. — М.: Апрель Пресс, ЭКСМО-Пресс, 2001. - 640 с.
13. Бодалев А.А., Столин В.В. Общая психодиагностика. СПб.: Речь, 2002. - 353 с.
14. Бондаренко О.Р., Лукан У., Социология. Психология. Философия. // Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. - 2008. - № 2. - 176 с.
15. Бурдье П. Мужское господство / Бурдье П. Социальное пространство.Поля и практики. — М., СПб, 2005 г. - 253 с.
16. Бурлачук Л.Ф., Морозов С.М. Словарь-справочник по психодиагностике. СПб.: Питер, 2003- 356 с.
17. Гельмут Шек, Зависть: теория социального поведения. Пер. с англ. В. Кошкина под ред. Ю. Кузнецова. — М.: ИРИСЭН, 2010. — 544 с.
18. Дугин А. Г. «Социология пола (Структурная социология)» // «Структурная социология». — М., 2010. - 243 с..
19. Журавлев Л.А. Социальная психология. Учебное пособие. - М.: ПЕР СЭ,
2002. - 258 с.
20. Ильин Е. П. Дифференциальная психология мужчины и женщины. Глава 2. Гендерные стереотипы, или Мужчины и женщины в глазах общества — СПб.: Питер, 2007. - 197 с.
21. Ильин Е. П., Факторы, облегчающие возникновение зависти // www.book.ru, 2008.
22. Ильясов Ф. Н. Терроризм — от социальных оснований до поведения жертв // Социологические исследования. 2007. - № 6. - С. 78-86.
23. Кернберг О.Ф. Тяжелые личностные расстройства: стратегии
психотерапии. М.: Независимая фирма «Класс», 2000. - 154 с.
24. Кляйн М. Зависть и благодарность. -СПб., 1997. 312 с.
25. Когут Х. Анализ самости. Систамный подход к лечению нарциссических нарушений личности. М.: Когито-Центр, 2003. - 243 с.
26. Козлова О.Н. Развитие идеологий и социальные конфликты //
Социологические исследования. - 1993. - № 4. - С. 25-29.
27. Кон И. С. Введение в сексологию: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. - Москва: Олимп; ИНФРА-М, 1999. - 324 с.
28. Кон И.С. «Пол и гендер. Заметки о терминах». - (где издано, издательство, год издания). - 276 с.
29. Краткий толковый психолого-психиатрический словарь / Под ред. Игишева. - М.: Академия, 2008. - 537 с.
30. Крыщенко О. «Стратегия консультативной работы с нарциссическими паттернами в смысловом пространстве сказок Г.Х.Андерсена.» - (где издано, издательство, год издания). - 254 с.
31. Лец Ст. Е. / Пер. с польского Вл. Россельса. — М., Книга, 1991. — 316 с.
32. Ликсон Ч. Конфликт: семь шагов к миру. — СПб.: Питер, 1997. — 160 с.
33. Лэнгле А. «Person. Экзистенциально-аналитическая теория личности», М.:Генезис, 2009, - 159 с.
34. Мак-Вильямс Н. Психоаналитическая диагностика. - М.: Класс, 1998. - 278 с.
35. Мастенбрук У. Управление конфликтными ситуациями и развитиеорганизации. Пер. с англ. — М.: ИНФРА-М, 1996. — 256 с.
36. Мелибруда К. Я — Ты — Мы: Психологические возможности улучшения общения. — М., 1986. - 179 с.
37. Новейший философский словарь. - (где издано, издательство) 2009. - 435 с.
38. Олеша Ю. К. Зависть // Олеша Ю. К. Избранное. — М.: Художественная литература, 1974. - 217 с.
39. Преториус Р. Теория конфликта // Политические исследования. — 1991. - № 5. - С 24-40.
40. Психология зависти//ууу.пшш.1Т1, 2008.
41. Рубин Дж., Пруйт Д., Ким Хе Сунг. Социальный конфликт: эскалация, тупик, разрешение. - СПб.: ПРАЙМ-ЕВРОЗНАК, 2003. - 356 с.
42. Ситарам, Когделл. Основы межкультурной коммуникации // Человек. - 1992. - № 2-5. - С 67-75
43. Скотт Дж.Г. Конфликты, пути их преодоления. - Киев: Внешторгиздат, 1991. - 257 с.
44. Словарь Группы Лакановского Психоанализа. - Санкт-Петербург, 2008.
- 398 с.
45. Словарь изобразительного искусства. - М.: Просвещение, 2009. - 435 с.
46. Соколова Е.Т., Чечельницкая Е.П. Психология нарциссизма. - М.:
Учебно-методический коллектор «Психология», 2001. - 245 с.
47. Социальные конфликты: многообразие, пути и способы преодоления (Материалы Международной научно-практической конференции в г. Белгороде 14-15 мая 1993 г.) — Белгород: Ротапринт Белгородского технологического института строительных материалов - 1993. Ч. I. - 170 с.
48. Столороу Р., Брандшафт Б., Атвуд Д. Клинический психоанализ. Интерсубъективный подход. - М.: Когито-Центр, 1999. - 198 с.
49. Танчер В. В. Функциональность конфликта и польза несогласия // Философская и социологическая мысль. - 1990. - № 9. - С. 54-63
50. Фрейд З. Очерки по психологии сексуальности. - Минск: Поппури, 2003.
- 276 с.
51. Хайгл-Эверс А., Хайгл Ф., Отт Ф., Рюгер У. Базисное руководство по психотерапии. - СПб.: ВЕИП совместно с изд-ом «Речь», 2001. - 243 с.
52. Хасан Б. И. Психотехника конфликта и конфликтная компетентность. — Красноярск: Фонд ментального здоровья, 1996. — 157 с.
53. Шварц-Салант Н. «Нарциссизм и трансформация личности. Психология нарциссических расстройств личности». - М.: Независимая фирма
«Класс», 2007, - 296 с

Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ