МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ ШКОЛЬНИКОВ СОВРЕМЕННЫМ ВИДАМ ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОГО ИСКУССТВА В ПРОЦЕССЕ ВЫПОЛНЕНИЯ ПРОЕКТОВ ПО ТЕХНОЛОГИИ
|
ВВЕДЕНИЕ 3
Глава I СОВРЕМЕННЫЕ ВИДЫ ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОГО ТВОРЧЕСТВА 6
1.1 Особенности преподавания декоративно-прикладного искусства в
школе 6
1.2 Современные виды декоративно-прикладного искусства 22
Выводы по главе 1 31
Глава II ОБУЧЕНИЕ ШКОЛЬНИКОВ СОВРЕМЕННЫМ ВИДАМ ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОГО ИСКУССТВА В ПРОЦЕССЕ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 34
2.1 Особенности преподавания школьного предмета «Технология» в
современных условиях 34
2.2 Проектная деятельность школьников на уроках технологии и во
внеурочное время 39
2.3 Методика обучения школьников изготовлению топиариев в различных
техниках декоративно-прикладного искусства в рамках проектной деятельности 42
Выводы по главе 2 47
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 50
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
Глава I СОВРЕМЕННЫЕ ВИДЫ ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОГО ТВОРЧЕСТВА 6
1.1 Особенности преподавания декоративно-прикладного искусства в
школе 6
1.2 Современные виды декоративно-прикладного искусства 22
Выводы по главе 1 31
Глава II ОБУЧЕНИЕ ШКОЛЬНИКОВ СОВРЕМЕННЫМ ВИДАМ ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОГО ИСКУССТВА В ПРОЦЕССЕ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 34
2.1 Особенности преподавания школьного предмета «Технология» в
современных условиях 34
2.2 Проектная деятельность школьников на уроках технологии и во
внеурочное время 39
2.3 Методика обучения школьников изготовлению топиариев в различных
техниках декоративно-прикладного искусства в рамках проектной деятельности 42
Выводы по главе 2 47
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 50
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
Развитие творческой личности, способной быстро адаптироваться к различным условиям нашей сегодняшней быстротечной жизни, является одной из самых первостепенных задач, стоящих перед общеобразовательной школой. В настоящее время одним из путей формирования и развития творческих способностей школьников в рамках технологии - выполнение проектов.
Использование проектной деятельности в учебном процессе - идея не новая, в том числе и для нашей страны. Опыт зарубежной школы, прежде всего США и Великобритании показывает, что такой подход в условиях школы вполне реален и осуществим. В США, например, еще в 50-е годы внедрялся так называемый ’’Проект способностей”, в соответствии с которым у учащихся должны были формироваться и развиваться такие качества как восприимчивость к проблемам, гибкость, оригинальность мышления, соображения, предприимчивость, способность самостоятельно пополнять свои знания, генерировать идеи, анализировать свою деятельность и деятельность других. При этом основное внимание уделяется формированию независимого критического мышления и умения практического применения полученных знаний в процессе выполнения различного рода проектов. Внедренный проектный подход в Великобритании - обязательный для государственных школ.
Что такое учебный проект, как его использовать для обучения, развития и воспитания школьников? Это хотят понять многие педагоги независимо от специализации и специфики того учреждения образования (школы, гимназии, дворца творчества молодежи), в котором они трудятся. Теоретически и на конкретных примерах постараемся показать, что с помощью учебных проектов можно достичь хороших результатов.
Объект исследования: процесс обучения школьников современным видам декоративно-прикладного искусства в рамках проектной деятельности.
Предмет исследования: методика обучения школьников проектной деятельности на примере изготовления топиариев.
Цель работы: разработать методику обучения современным видам декоративно-прикладного искусства в процессе выполнения творческих проектов (на примере изготовления топиариев).
Задачи исследования:
1. Провести теоретический анализ литературы по теме исследования.
2. Выявить особенности преподавания декоративно-прикладного искусства в школе.
3. Рассмотреть современные виды декоративно-прикладного искусства
4. Рассмотреть сущность и значение творческих проектов на уроках технологии.
5. Разработать учебно-методические материалы для обучения школьников по изготовлению топиариев в 5-7 классах.
В работе использовались методы исследования: теоретические - анализ литературных источников, изучение и анализ учебных программ; эмпирические методы - наблюдение, беседа, практическая работа.
Теоретико-методологическую базу исследования составляют: концепция формирования технологической культуры школьников (Ю. Л. Хотунцев, В.Д. Симоненко), концептуальные основы образовательной области «Технология» (П.Р. Атутов, В.А. Кальней, В.Д. Симоненко, Ю.Л. Хотунцев); концепция развития творчества учащихся посредством целенаправленного обучения (Л.С. Выготский, В.В. Давыдов, Д.Б. Эльконин), концептуальные основы развивающего обучения (Л.С. Выготский, В.В. Давыдов).
Практическая значимость исследования заключается в разработке учебно-методических материалов по изготовлению топиариев для школьников, учителей технологии, педагогов дополнительного образования, которые можно использовать в учебно-воспитательном процессе.
Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы.
Использование проектной деятельности в учебном процессе - идея не новая, в том числе и для нашей страны. Опыт зарубежной школы, прежде всего США и Великобритании показывает, что такой подход в условиях школы вполне реален и осуществим. В США, например, еще в 50-е годы внедрялся так называемый ’’Проект способностей”, в соответствии с которым у учащихся должны были формироваться и развиваться такие качества как восприимчивость к проблемам, гибкость, оригинальность мышления, соображения, предприимчивость, способность самостоятельно пополнять свои знания, генерировать идеи, анализировать свою деятельность и деятельность других. При этом основное внимание уделяется формированию независимого критического мышления и умения практического применения полученных знаний в процессе выполнения различного рода проектов. Внедренный проектный подход в Великобритании - обязательный для государственных школ.
Что такое учебный проект, как его использовать для обучения, развития и воспитания школьников? Это хотят понять многие педагоги независимо от специализации и специфики того учреждения образования (школы, гимназии, дворца творчества молодежи), в котором они трудятся. Теоретически и на конкретных примерах постараемся показать, что с помощью учебных проектов можно достичь хороших результатов.
Объект исследования: процесс обучения школьников современным видам декоративно-прикладного искусства в рамках проектной деятельности.
Предмет исследования: методика обучения школьников проектной деятельности на примере изготовления топиариев.
Цель работы: разработать методику обучения современным видам декоративно-прикладного искусства в процессе выполнения творческих проектов (на примере изготовления топиариев).
Задачи исследования:
1. Провести теоретический анализ литературы по теме исследования.
2. Выявить особенности преподавания декоративно-прикладного искусства в школе.
3. Рассмотреть современные виды декоративно-прикладного искусства
4. Рассмотреть сущность и значение творческих проектов на уроках технологии.
5. Разработать учебно-методические материалы для обучения школьников по изготовлению топиариев в 5-7 классах.
В работе использовались методы исследования: теоретические - анализ литературных источников, изучение и анализ учебных программ; эмпирические методы - наблюдение, беседа, практическая работа.
Теоретико-методологическую базу исследования составляют: концепция формирования технологической культуры школьников (Ю. Л. Хотунцев, В.Д. Симоненко), концептуальные основы образовательной области «Технология» (П.Р. Атутов, В.А. Кальней, В.Д. Симоненко, Ю.Л. Хотунцев); концепция развития творчества учащихся посредством целенаправленного обучения (Л.С. Выготский, В.В. Давыдов, Д.Б. Эльконин), концептуальные основы развивающего обучения (Л.С. Выготский, В.В. Давыдов).
Практическая значимость исследования заключается в разработке учебно-методических материалов по изготовлению топиариев для школьников, учителей технологии, педагогов дополнительного образования, которые можно использовать в учебно-воспитательном процессе.
Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы.
Исходя из выше изложенного исследования вытекают следующие выводы:
1. Программа новой образовательной области «Технология» предоставляет учителю большие возможности для организации творческой деятельности учащихся, в том числе и использования метода проектов.
2. Свою важную задачу педагог, преподающий технологию, должен видеть в том, чтоб пробудить в своих учениках творческое начала, научить их логически и рационально мыслить, разносторонне развиваться, именно такой подход к преподаванию, именно выполнение творческих проектов - один из основных путей формирования и развития творческих способностей школьников.
3. Использование проектной деятельности в учебном процессе - идея не новая, но нами рассмотрена методика организации выполнения проектов на уроках технологии по разделу «Декоративно-прикладное искусство». В теоретической части обоснованы типы проектов методы проектов, для учащихся, этапы их выполнения, педагогическое руководство, контроль и оценка проектной деятельности, кроме того, разработаны практические занятия по выполнению проектов. Составлена методическая книжка, которая будет полезна для учеников, а также для учителей технологии. Однако не следует стремиться к поспешному, формальному внедрению метода проектов во всех школах. Лучше предоставить учителям права самостоятельно с учетом имеющихся возможностей планировать и осуществлять обучение школьников проектной деятельности.
4. Разработанное учебно-методическое пособие по изготовлению топиариев предназначено для учащихся 5-7 классов, желающих в учебное время освоить разные техники по изготовлению изделия. Программа может быть использована руководителями кружков и педагогами дополнительного образования детей и подростков.
5. В рамках нашей выпускной квалификационной работы мы изготовили наглядные пособия в виде технологических карт, содержащих полное описание изготовления топиариев из различных материалов. Данные карты рекомендуются к использованию на уроках технологии.
Таким образом, цель нашей работы достигнута, поставленные задачи решены.
1. Программа новой образовательной области «Технология» предоставляет учителю большие возможности для организации творческой деятельности учащихся, в том числе и использования метода проектов.
2. Свою важную задачу педагог, преподающий технологию, должен видеть в том, чтоб пробудить в своих учениках творческое начала, научить их логически и рационально мыслить, разносторонне развиваться, именно такой подход к преподаванию, именно выполнение творческих проектов - один из основных путей формирования и развития творческих способностей школьников.
3. Использование проектной деятельности в учебном процессе - идея не новая, но нами рассмотрена методика организации выполнения проектов на уроках технологии по разделу «Декоративно-прикладное искусство». В теоретической части обоснованы типы проектов методы проектов, для учащихся, этапы их выполнения, педагогическое руководство, контроль и оценка проектной деятельности, кроме того, разработаны практические занятия по выполнению проектов. Составлена методическая книжка, которая будет полезна для учеников, а также для учителей технологии. Однако не следует стремиться к поспешному, формальному внедрению метода проектов во всех школах. Лучше предоставить учителям права самостоятельно с учетом имеющихся возможностей планировать и осуществлять обучение школьников проектной деятельности.
4. Разработанное учебно-методическое пособие по изготовлению топиариев предназначено для учащихся 5-7 классов, желающих в учебное время освоить разные техники по изготовлению изделия. Программа может быть использована руководителями кружков и педагогами дополнительного образования детей и подростков.
5. В рамках нашей выпускной квалификационной работы мы изготовили наглядные пособия в виде технологических карт, содержащих полное описание изготовления топиариев из различных материалов. Данные карты рекомендуются к использованию на уроках технологии.
Таким образом, цель нашей работы достигнута, поставленные задачи решены.
Подобные работы
- ОБУЧЕНИЕ ШКОЛЬНИКОВ СОВРЕМЕННЫМ ВИДАМ ДПИ (НА ПРИМЕРЕ ТЕХНИКИ PAPER - ART)
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2019 - ФОРМИРОВАНИЕ ИНТЕРЕСА К ДЕКОРАТИВНО - ПРИКЛАДНОМУ
ИСКУССТВУ НА КРУЖКОВЫХ ЗАНЯТИЯХ ПО
ХУДОЖЕСТВЕННОЙ РОСПИСИ ТКАНИ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ
ШКОЛЕ
Дипломные работы, ВКР, изобразительное искусство . Язык работы: Русский. Цена: 4960 р. Год сдачи: 2018 - ОБУЧЕНИЕ ШКОЛЬНИКОВ ПРИЕМАМ СТИЛИЗАЦИИ В ПРОЦЕССЕ РАБОТЫ НАД ДЕКОРАТИВНОЙ КОМПОЗИЦИЕЙ ИЗ ТЕКСТИЛЯ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4300 р. Год сдачи: 2018 - РАЗРАБОТКА УЧЕБНОГО ПОСОБИЯ ДЛЯ ОБУЧЕНИЯ В СТУДИЯХ
ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОГО ИСКУССТВА ПО РОСПИСИ ТКАНИ
В ТЕХНИКЕ «БАТИК»
Бакалаврская работа, культурология. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2019 - ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОЕ ИСКУССТВО КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ШКОЛЬНИКОВ НА КРУЖКОВЫХ ЗАНЯТИЯХ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 6500 р. Год сдачи: 2019 - Декоративное искусство как средство развития творческих способностей обучающихся
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4300 р. Год сдачи: 2020 - МЕТОДИКА ФОРМИРОВАНИЯ НАВЫКОВ РАБОТЫ С ГИПСОМ НА КРУЖКОВЫХ ЗАНЯТИЯХ ПО ДЕКОРТИВНО-ПРИКЛАДНОМУ ИСКУССТВУ У УЧАЩИХСЯ ШЕСТЫХ КЛАССОВ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2017 - МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ ШКОЛЬНИКОВ ТЕХНИКЕ ДЕКУПАЖ В ДИЗАЙН-ОБРАЗОВАНИИ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2019 - ОБУЧЕНИЕ УЧАЩИХСЯ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ХУДОЖЕСТВЕННОМУ ОФОРМЛЕНИЮ УЧЕБНЫХ КАБИНЕТОВ
Бакалаврская работа, дизайн. Язык работы: Русский. Цена: 4770 р. Год сдачи: 2017



