ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ИНТЕРНЕТ-ЭКЗАМЕН 6
1.1. Цели и задачи тестирования 6
1.2. Структура АПИМ 8
1.3. Методические рекомендации по подготовке к Интернет-
тестированию
ГЛАВА 2. ЗАДАНИЯ ИНТЕРНЕТ-ТЕСТИРОВАНИЯ БАЗОВЫХ ЗНАНИЙ ПО ФИЗИКЕ
2.1. Кинематика поступательного и вращательного движения 13
2.2. Динамика поступательного движения 20
2.3. Динамика вращательного движения 28
2.4. Работа и энергия 36
2.5. Законы сохранения в механике 42
2.6. Элементы специальной теории относительности 48
2.7. Конструирование итоговой контрольной работы 54
Заключение 67
Список использованной литературы 69
Активное внедрение в учебный процесс образовательных учреждений компьютерных технологий, оказывающих существенное влияние на повышение качества подготовки студентов, является неотъемлемой частью современного образования. Интернет-технологии уверенно вошли в практику работы учебных заведений системы высшего и среднего профессионального образования, подтверждением тому служит увеличение числа участников Интернет-проектов, разработанных Научно-исследовательским институтом мониторинга качества образования.
Перед образовательной средой стоит проблема - повышение качества учебной информации при оставшемся прежнем учебном времени, за которое должна быть усвоена эта информация. Решение проблемы улучшения качества, повышения активности и обеспечения индивидуализации обучения достижимо лишь на основе органичного применения компьютерной техники в учебном процессе наряду с традиционными методами педагогики.
Одним из путей, обеспечивающих разрешения проблемы, является применение тестирования, как части многих педагогических инноваций. Стало очевидным фактом то, что тесты позволяют получить объективные оценки уровня знаний, умений, навыков и представлений, выявить пробелы в подготовке. В сочетании с обучающими программами на персональных ЭВМ, тесты позволяют перейти к адаптивному обучению и контролю знаний - наиболее эффективным, но, однако наименее применяемым у нас формам организации учебного процесса.
Данная дипломная работа посвящена разработке методического обеспечения для тестового контроля знаний при изучении основ механики для студентов не физических специальностей.
Актуальность исследования заключается в том, что данная тема вос-требована практикой подготовки будущих специалистов, так как контроль знаний и умений студентов является важной частью в оценке эффективности подготовки.
Объектом исследования является тема курса физики подготовка к Интернет-тестированию по физике (Механика, базовый уровень).
Предметом исследования является тестовый контроль знаний и умений студентов при изучении темы «Механика».
Цель дипломной работы: разработка методического обеспечения для тестового контроля знаний при изучении основ механики для студентов.
Задачи:
1. Исследовать специфику, цели и задачи разделов по физике по теме «Механика
2. Разработать базу данных тестовых заданий по физике по теме «Механика».
Научная новизна заключается в том, что к настоящему времени не создана мультимедийная разработка по изучаемой теме, которую можно было бы непосредственно применить к учебному процессу.
Практическая значимость: результаты исследования могут оказаться полезными абитуриентам, студентам, желающим расширить свои знания, подготовиться к Интернет-тестированию и преподавателям физики для использования в учебном процессе при изучении темы «Механика».
Методы исследования: изучение и анализ литературы по проблеме исследования, анализ государственных образовательных стандартов профессионального образования, школьных и вузовских программ, учебников и учебных пособий по физике, сравнительный анализ полученной информации.
Дипломная работа представляет собой сборник заданий по физике, относящихся к ДЕ Механика. Механика в соответствии с требованиями ГОС к обязательному минимуму содержания основной образовательной программы дисциплина Физика включает в себя следующие темы:
1. Кинематика поступательного и вращательного движения;
2. Динамика поступательного движения;
3. Динамика вращательного движения;
4. Работа и энергия;
5. Законы сохранения момента импульса и энергии;
6. Элементы специальной теории относительности.
В соответствии с целью и задачами выстроена и структура работы, которая состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического списка и приложения на диске.
В первой главе рассмотрено, что такое Федеральный Интернет- экзамен, цели и задачи Интернет-тестирования, структура АПИМ, методические рекомендации по подготовке к Интернет-тестированию.
Во второй главе рассмотрены задания Интернет-тестирования базовых знаний по физике. Каждая тема поделена на три части. В первой части приведены краткие теоретические сведения [3; 4; 6], во второй - задания с решениями и ответами, в третьей - набор заданий в виде тестов для самостоятельного решения.
В процессе написания дипломной работы была создана контрольная работа, рассчитанная на четыре варианта тестовых заданий. Подбор заданий сделан на основе учебного пособия [3,4], а также заданий, которые встречались среди АПИМ 2008-2012 гг., в демонстрационных материалах на сайте ФЭПО и методических пособиях [6,8,9].
Была проделана работа по созданию компьютерного тестирования, сбора и анализа результатов, выставления оценки по указанной в тесте шкале при помощи программы My Test X.
Данная работа может быть использована как в учебном процессе, так и в процессе самостоятельной подготовки к Интернет-экзамену по физике студентами нефизических специальностей.
В соответствии с целью и задачами выстроена структура работы, которая состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников и приложения на диске.
В заключении подводятся итоги выполненной работы.
Для разработки подготовки к Интернет-тестированию по теме курса физики «Механика» мы ознакомились с учебной программой содержания дисциплины и выяснили в соответствии ряд вопросов, охваченных данной темой. Провели распределение материала по блокам, подбор задач по каждому блоку и их решение.
В дипломной работе отражены основные характеристики: актуальность выбранной темы, цели и задачи, объект и предмет работы, практическая значимость, научная новизна, методы исследования.
В соответствии с целью и задачами выстроена структура работы, которая состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников и приложения на диске. В ходе работы были проанализированы источники по данной теме и отобран необходимый теоретический и практический материал. Нами были рассмотрены общие сведения о Федеральном Интернет-экзамене, основные подходы ФЭПО, требования, предъявляемые к отбору материала для тестовых заданий. Исследована специфика Интернет-тестирования нефизических специальностей по физике, выявлена тематическая структура АПИМ и предложена своя методика по подготовке к Интернет-тестированию по теме курса физики «Механика». Данная методика заключается в следующем: повторение теоретических сведений, разбор решения задач, и представлены задания для самостоятельной работы.
Итогом нашей методики является разработка итоговой контрольной работы на тему «Механика», рассчитанная на четыре варианта тестовых заданий. Подбор задач сделан на основе заданий, которые встречались среди ПИМ 2008-2012 гг., в демонстрационных материалах на сайте ФЭПО и методических пособиях [6,8,9]. Методика составления тестовых заданий ориентирована на принципы, как: - валидность, - параллельность, - надежность.
Подготовленные контрольные задания готовы к употреблению, особый вес им придает введение их в программу My Test - разработан пакет тестовых заданий для контроля знаний студентов по курсу "Механика". Задания делятся на два типа: 1) с выбором одного правильного ответа; 2) с вводом правильного ответа.
Тестовые задания рассчитаны на средний уровень знаний студентов. Для успешного прохождения теста необходимо знание материала в объеме данной темы.
При правильном составлении педагогических тестов тестовый контроль знаний является эффективным средством проверки знаний, стандартизирует требования к уровню знаний, способствует более полному охвату учебного материала, минимизации затрат времени на проверку, позволяет проводить поэлементный анализ усвоения материала.
Данная работа может быть использована как в учебном процессе, так и в процессе самостоятельной подготовки к Интернет-экзамену по физике студентами нефизических специальностей.
Таким образом, задачи, поставленные в начале проделанной работы, были решены.
1. Волькенштейн B.C. Сборник задач по общему курсу физики. Кн. 1. М.: Олимп: «Издательство ACT», 1999. 432 с.
2. Иродов И. Е. Задачи по общей физике. М.: Издательство «Наука», 1979. 369с.
3. Калашников Н.П., Кожевников Н.М.. Физика. Интернет-тестирование базовых знаний: Учебное пособие. СПб.: Изд-во «Лань», 2009. 160 с.
4. НИИ МОНИТОРИНГА КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ, Интернет- тестирование в сфере образования. URL: http://www.i-exam.ru//(дата обращения: 5.03.2013).
5. Решение задач по физике: Теоретическая механика: вращательное движение твердого тела. URL: http://exir.ru/(дата обращения: 5.03.2013).
6. Сабирова Ф.М. Сборник тестовых заданий по физике.Ч.1. Механика. Молекулярная (статистическая) физика: Учебно-методическое пособие.- К.: ГБУ «Республиканский центр мониторинга качества образования », 2013.140с.:ил.
7. Савельев И. Б. Курс физики. В 3 т. М.: Издательство «Наука», 1970.-Т1. 512с.
8. Теоретическая механика электронный учебный курс для студентов
очной и заочной форм обучения, Каримов Ильдар. URL:
http://www.teoretmeh.ru(дата обращения: 5.03.2013).
9. Трофимова Т. И, Краткий курс физики. М.: Высшая школа, 1999. 591с.
10. Федеральный Интернет экзамен в сфере профессионального образования. URL: http://www.i-fgos.ru//(дата обращения: 15.03.2013).
11. Фирганг Е. В. Руководство к решению задач по курсу физики. М.: Издательство «Высш.школа», 1997. 351с.