ВВЕДЕНИЕ 3
Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ ПОВЕДЕНИЯ
В КОНФЛИКТНОЙ СИТУАЦИИ В КОЛЛЕКТИВЕ ПЕДАГОГОВ ДОУ 7
1.1 Конфликты в трудовых коллективах 9
1.2 Социально-психологическое состояние коллектива 11
1.3 Конфликты в.ДОУ 19
Выводы по первой главе 28
Глава 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ТАКТИКИ
ПОВЕДЕНИЯ В КОНФЛИКТНОЙ СИТУАЦИИ В ЗАВИСИМОСТИ
ОТ ЛИЧНОСТНЫХ СВОЙСТВ ПЕДАГОГОВ ДОУ 30
2.1 Организация исследования 30
2.2 Эмпирическое исследование. Первая часть 37
2.3 Эмпирическое исследование. Вторая часть 42
Выводы по второй главе 47
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 49
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 51
ПРИЛОЖЕНИЕ
Конфликты существуют ровно столько, сколько существует человек, так как возникают они только в процессе общения людей. Кто не знает древнюю легенду о Вавилонском столпотворении - о незадачливых строителях вавилонской башни, которые не сумели довести до конца начатую работу лишь потому, что говорили на разных языках и не могли понять друг друга. С незапамятных времен уяснили люди истину: успешная совместная работа возможна лишь тогда, когда ее участники могут прийти к согласию, найти общий язык. [40, с.12]
Конфликты происходят в жизни каждого человека. Это мелочные стычки на бытовой почве, геополитические конфликты, которые изматывают психику тех, кто привык задумываться о происходящем и тревожиться за мир, в котором живут его дети. Это различные конфликтные взаимодействия в рамках выполнения служебных обязанностей, без которых порой невозможно решить поставленные задачи. Жизнь современного делового человека до предела перегружена сложными ситуациями, требующими умения разрешать многочисленные противоречия между людьми. [29, с.23]
Актуальность дипломной работы в том и заключается , что конфликтные ситуации возникают во всех социальных сферах.
Конфликт- это один из видов социального взаимодействия, участниками которого могут выступать отдельные индивиды, социальные группы и организации. [26]
Весь процесс функционирования общества состоит из конфликтов. И чем сложнее социальная структура, чем больше дифференцировано общество, тем больше несовпадающих и взаимоисключающих интересов, целей, и, следовательно больше источников для потенциального конфликта. Особенно актуальной на сегодняшний день является проблема межличностных конфликтов в трудовых коллективах. Отличительные признаки конфликта здесь состоят в том, что он возникает и протекает в сфере непосредственного общения людей как соответствующий результат обострившихся противоречий между ними.
В наше время - время научно-технического и социального прогресса - происходит непрерывное усложнение деловых взаимосвязей между людьми в процессе деятельности. Вместе с этим неизмеримо возрастает и роль психологического фактора, человеческих отношений и общения в трудовых коллективах. Это в полной мере проявляется и в педагогических коллективах. Сегодня как никогда стала очевидной решающая роль личностного фактора в учебно-воспитательном процессе в образовательных учреждениях. Личность учителя, руководителя педагогического коллектива - вот что определяет благоприятный климат в образовательном учреждении. Человеческий фактор в образовательном учреждении включает в себя психологические и социально¬
психологические особенности руководителей, учителей, воспитателей. Это интересы, желания и стремления людей, их ожидания друг от друга, черты характера и способности, накопленный запас знаний, умений, навыков и привычек. Это психические свойства и состояния педагогического коллектива, его настроение, творческий и нравственный микроклимат, сплоченность, трудовая и управленческая активность, психологическая совместимость, авторитетность и др. Поэтому формирование в учительских коллективах благоприятного психологического климата, необходимого для дружной творческой работы, для благоприятного разрешения конфликтов, становится все более актуальной проблемой в современных образовательных учреждениях. [21]
Целью данной работы является выяснение тактики поведения в конфликтной ситуации в зависимости от личностных свойств у педагогов ДОУ.
Объект исследования: педагоги-воспитатели и младшие воспитатели ДОУ.
Предмет исследования: личностные свойства, тактика поведения педагогов в конфликтной ситуации и структура их взаимосвязей.
Гипотеза исследования состоит в том, что существуют различия между воспитателями и младшими воспитателями ДОУ как в проявлении личностных свойств и тактике поведения в конфликтной ситуации, так и в структуре их взаимосвязей.
Задачи:
Ознакомиться с теоретическим материалом по данной проблеме.
Выявить причины возникновения конфликтов в трудовых коллективах, в организациях.
Рассмотреть конфликтные ситуации в педагогических коллективах. Подобрать методики, соответствующие проблеме.
Определить личностные свойства и тактику поведения педагогов определенного образовательного учреждения в конфликтной ситуации.
Провести исследование. Обработать полученные результаты и сравнить их с результатами, полученных ранее личностных свойств этих же педагогов.
Найти взаимосвязь, сделать выводы.
Методы исследования: для поставленных задач использовались метод анализа научной литературы; психодиагностический метод (методика «СМОЛ» или Сокращенный Многофакторный Опросник для исследования Личности, разработанный шведским психологом Кинканнон и адаптированный в русском варианте В. П. Зайцевым и В. Н. Козюлей отечественный вариант психологического анкетного теста mini-mult, который представляет собой сокращенную форму MMPL также опросник К. Томаса на поведение в конфликтной ситуации (Тест Томаса) и методы математической статистики с использованием t-критерия Стьюдента и корреляционного анализа Пирсона.
Эмпирической базой исследования послужил МБДОУ № 96 «Умничка» г. Набережные Челны Республики Татарстан.
Практическая значимость исследования заключается в том, что исследования по проблеме конфликтов не только интересны, но и очень полезны для деятельности психолога. Их можно использовать в практической работе- в профилактике конфликтов в коллективе, а так же в научных разработках.
Структура работы: дипломная работа состоит из введения, содержания, двух глав: теоретической и практической, выводов по главам, заключения, списка использованной литературы и приложения.
Целью дипломной работы было выяснение тактики поведения в конфликтной ситуации в зависимости от личностных свойств у педагогов ДОУ. В ходе нашей исследовательской работы нами были выполнены следующие задачи:
1. проведен теоретический анализ психологической литературы по проблеме конфликтов с целью дать понятие конфликтов;
2. выявлены причины возникновения конфликтов в трудовых коллективах;
3. рассмотрены конфликтные ситуации в педагогических коллективах, непосредственно в ДОУ;
4. изучены различные точки зрения на содержание понятия социально - психологического климата в коллективе;
5. определены формы и методы профилактики конфликтов;
6. подобраны методики, соответствующие проблеме;
7. проведены эмпирические исследования с воспитателями и младшими воспитателями ДОУ;
8.обработаны результаты, сделаны выводы.
Воспитатели данного детского сада, судя по данным исследования, как мы выявили, предпочитают тактику соперничества и это связано с свойственными им отрицательными личностными качествами как: раздражительность по шкале ипохондрии, нетерпимость по конверсионной истерии, упрямство по асоциальной психопатии, обидчивым по шкале паранойи, своеобразие суждений по шкале шизофрении.
Младшим воспитателям также свойственна тактика соперничества, их личностные свойства схожи с свойствами воспитателей, но преобладала педантичность в работе по шкале психостения.
Кроме личностных свойств, на наш взгляд, причиной отсутствия сотрудничества является постоянная текучесть кадров, воспитатели не успевают узнать друг друга получше, у них отсутствует возможность сработаться, образовать единый дружный коллектив, а также отсутствие постоянного психолога, который бы мог вплотную заняться сплочением коллектива.
В заключении мы можем сказать, что гипотеза о существовании различия между воспитателями и младшими воспитателями ДОУ как в проявлении личностных свойств и тактике поведения в конфликтной ситуации, так и в структуре их взаимосвязей, подтвердилась, но должны отметить, что эти различия очень невелики. Хоть наши респонденты и занимаются разными видами деятельности, они работают вместе в одних и тех же условиях и сотрудничают друг с другом, поэтому по-нашему мнению, и различия такие незначительные. Также мы считаем, что даже если характерные личностные свойства не изменить, можно изменить тактику поведения в конфликтных ситуациях у педагогов данного ДОУ в положительную сторону. Для этого, на наш взгляд, необходимо: руководству постараться прекратить текучесть кадров, а профсоюзу совместно с психологом заняться сплочением коллектива.
1. Абульханова-Славская К. А. Личность как субъект деятельности / Психологические основы профессиональной деятельности. Хрестоматия. М.:Логос, 2007-256с.
2. Акимова М. К. Психологическая диагностика: учебное пособие.
Спб.: Питер, 2005
3. Аллахвердова О.В., Викторов В.И.,. Иванов М.В, Иванов Е.Н., Кармин А.С., Липницкий А.В. Конфликтология, Санкт- Петербург. - 2000г. - 547с.
4. Андреева Г. М. Психология социального познания. Учебное пособие. Гриф Минобр. Аспект-Пресс, М.,2000.-67с.
5. Анникеева Н.П. Учителю о психололгическом климате в коллективе. - М.: КНОРУС. - 2005. - 328с.
6. Антонова Н. В. Психология управления. Учеб. пособие -2010.-28с.
7. Анцупов А.Я., Шипилов А.И. Конфликтология. Учебник для ВУЗов. - М.: ЮНИТИ, 2001.-54с.
8. Белкин А.С., Жаворонков В.Д., Конфликтология: Наука о гармонии. Екатеринбург: «Глагол». 2005.
9. Бойко В. В. Социально-психологический климат коллектива и личности.
М. «Мысль», 1983-с. 207
10. Большая современная энциклопедия «Педагогика»./ Под ред.
Е. С. Гапацевич- Минск, 2005
11. Бухалков М.И. Управление персоналом: Учебник.-2-е изд., испр. и доп.-М.:ИНФРА-М,2008.
12. Веренко В.С. Конфликтология. М.: Swiss. 2000.
13. Вишняков Н.Ф. Конфликтология, Минск. - 2000г. - 256с.
14. Гребенюк О.С. Общая педагогика. Курс лекций. СПб Питер, 2002. - 465с.
15. Гришина Н.В. Психология конфликта. СПб: Питер. 2004.
16. Дмитриев А. В., Кудрявцев В.Н. Введение в общую теорию конфликтов. М. 2000.-123с.
17. Донцов А.И. Психология коллектива. - М., 2004.-83с.
18. Емельянов С.М. Практикум по конфликтологии. СПб. 2000г.-341с.
19. Зайцев А.К. Социальный конфликт. М., 2002.
20. Зеркин Д.П. Основы конфликтологии. Ростов-на-Дону: «Феникс». 2001.
21. Исаев И.А. Общая характеристика педагогического коллектива. - М.: Дрофа. - 2007. - 311с.
22. Карпов А. В. Психология менеджмента.- М., 2000.
23. Козырев Г.И. Введение в конфликтологию: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001. - 176 с.
24. Козырев Г.И. Введение в конфликтологию. М: Владос, 2003.
25. Коссов Б. Б. Личность: теория, диагностика и развитие.- М.: Академический проект, 2000
26. Кузьмина Т. В. Конфликтология. М.,2005.-14с.
27. Лобанова Н. Разрешение конфликтных ситуаций // Справочник по управлению персоналом. № 2. 2005.-37с.
28. Ломов Б. Ф. Системность в психологии, Издательство:НОУ ВПОМПСИ,МОДЭК, 2011.-32с.
29. Маркова А.К. Психология профессионализма. М., 2006-23с.
30. Материалы IV Международной научной конференции студентов, аспирантов и молодых ученых «Научный потенциал студенчества в XXI веке» Том второй. Общественные науки.- Ставрополь: СевКавГТУ,2010.-405с.
31. Назарова Н. М. Специальная педагогика. - М., 2000.
32. Немов Р. С. Психология. Книга 3. Экспериментальная педагогическая психология и психодиагностика. М «ПРОСВЕЩЕНИЕ» «ВЛАДОС» 1995
33. Панфилова А. П. Деловая коммуникация в профессиональной деятельности. СПб., 2001.
34. Первин Л., Джон О. Психология личности. Теория и исследования.
М.: Аспект Пресс. 2000
35. Конфликтология. Под ред. В. П. Ратникова -М.: Владос, 2001.
36. Розанова В., Беседина Н. Психологические особенности конфликтов // Управление персоналом. №3. 2000.-230с.
37. Скотт Г. Джинни. Конфликты: пути преодоления / Пер. с англ. Киев. Изд-во «Верзилин и К0ЛТД». 2005.-79с.
38. Социальная психология. Под ред. А. Н., Сухова, А. А.Деркача - М.Академия, 2001.
39. Столяренко Л.Д. Педагогическое общение // Л.Д. Столяренко Педагогическая психология для студентов вузов. - Ростов н/Д: "Феникс",2004.- C. 238-247.
40. Уткин Э. А. Конфликтология: Теория и практика. -М.:Тандем, 2000.¬12с.
41. Ходор Н.И. Лекции по педагогической психологии, М.: Прогресс. -2005.- 128с.
42. Шакуров Р.Х., Алишев Б.С. Причины конфликтов в педагогических коллективах и пути их преодоления //Вопросы психологии. - №6. -с. 10-14.
43. Шакуров Р.Х. Социально - психологические основы управления: руководитель и педагогический коллектив, Москва. - 2005. - 197с.
44. Шейнов В. П. Управление конфликтными ситуациями. -М., 2000.-157с.
45. Шепель В.М. Управленческая психология. - М., 2006.-67с.
46. Шипилов А. И. Искусство конструктивно разрешать конфликты// Кадры предприятия №3/2002.- 115с.
47. Яцупов А.Я., Шипилов А. И. Конфликтология: Учебник для вузов. 3-е изд.-СПб.:Питер,2007-496с.
48. Научная библиотека диссертаций и авторефератов
disserCat http://www.dissercat.com/content/diagnostika-lichnostnykh-kachestv-v-sisteme-izmeritelnykh-protsedur#ixzz2BNgq7vSp
49. Википедия. Свободная энциклопедия.http://ru.wikipedia
50. Дагон.http://marmat.ya.ru/replies.xml?item no=25
51. Система психологических взглядов Платонова К. К.
http: //mosgu.ru/nauchnaya/publications/2012/abstracts/Zvereva TV.pdf
52. Институт научной и педагогической информации.
http://inim-rao.nichost.ru/mode.7635-item.10830-type.html
53. Персональный сайт психолога, психотерапевта, мастера НЛП- психотерапии Смирновой А. В. Статьи. Межличностные конфликты.
http://www.angelhelp.ru/press3.shtml
54. Статьи о конфликтах в педагогическом коллективе.
http://festival.1september.ru/articles/584546/