Введение 10
1 Теоретические основы исследования корпоративного сайта как речевого
жанра 14
1.1 Корпоративный сайт как единица виртуального дискурса 14
1.2 Корпоративный сайт как речевой жанр 19
1.3 Корпоративный сайт как элемент корпоративной культуры 27
Выводы по первой главе 31
2 Жанровые особенности корпоративного сайта российской нефтегазовой
компании 32
2.1 Прагматические характеристики корпоративного сайта российской
нефтегазовой компании 32
2.1.1 Коммуникативные цели корпоративного сайта российской компании 32
2.1.2 Автор и адресат корпоративного сайта российской компании 35
2.1.3 Особенности контента корпоративного сайта российской
компании 38
2.1.4 Проявление образа прошлого и будущего в жанре «корпоративный
сайт» (российская компания) 41
2.2 Формальная организация корпоративного сайта российской
нефтегазовой компании 43
2.2.1 Языковые средства корпоративного сайта российской
нефтегазовой компании 43
2.2.2 Лингвистический дизайн корпоративного сайта российской нефтегазовой компании 47
2.2.2.1 Система навигации на сайте российской компании 47
2.2.2.2 Графическое оформление сайта российской компании 49
2.2.2.3 Шрифтовое решение на сайте российской компании 50
2.2.2.4 Мультимедийные средства сайта российской компании 51
Выводы по второй главе 52
3 Жанровые особенности корпоративного сайта французской
нефтегазовой компании 54
3.1 Прагматические характеристики корпоративного сайта французской нефтегазовой компании 54
3.1.1 Коммуникативные цели корпоративного сайта французской
компании 54
3.1.2 Автор и адресат корпоративного сайта французской компании 57
3.1.3 Особенности контента корпоративного сайта французской
компании 60
3.1.4 Проявление образа прошлого и будущего в жанре «корпоративный
сайт» (французская компания) 62
3.2 Формальная организация корпоративного сайта французской нефтегазовой компании 64
3.2.1 Языковые средства корпоративного сайта французской
нефтегазовой компании 64
3.2.2 Лингвистический дизайн корпоративного сайта французской
нефтегазовой компании 68
3.2.2.1 Система навигации на сайте французской компании 68
3.2.2.2 Г рафическое оформление сайта французской компании 71
3.2.2.3 Шрифтовое решение на сайте французской компании 72
3.2.2.4 Мультимедийные средства сайта французской компании 72
Выводы по третьей главе 73
Заключение 75
Список публикаций 78
Список используемых источников 79
Реферат
Выпускная квалификационная работа 85 страниц, 75 источников.
Ключевые слова: РЕЧЕВОЙ ЖАНР, ВИРТУАЛЬНЫЙ ДИСКУРС, КОРПОРАТИВНАЯ КУЛЬТУРА, КОРПОРАТИВНЫЙ САЙТ, НАЦИОНАЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ
Объект исследования - жанр корпоративного сайта.
Предмет - жанрообразующие параметры жанра корпоративного сайта.
Цель работы - выявление жанровых особенностей сайта как элемента корпоративной культуры организации.
Материал: корпоративный сайт российской нефтегазовой компании «Роснефть» (https://www.rosneft.ru), корпоративный сайт французской нефтегазовой компании «Total S.A.» (http://www.total.com/fr).
Методы: описательный, сравнительный; методика компонентного анализа жанра.
В процессе исследования рассмотрены коммуникативные цели, образ автора и адресата, диктумное содержание (контент), образ прошлого и будущего, особенности языковых средств и лингвистического дизайна корпоративных сайтов российской и французской нефтегазовых компаний.
В результате исследования описаны типологические характеристики корпоративного сайта как ядерного речевого жанра виртуального дискурса, выявлена реализация в жанровых параметрах сайта специфики корпоративной культуры организации, обнаружено проявление в жанре корпоративного сайта национально-культурных особенностей.
Практическая значимость: полученные в ходе проведенного исследования выводы могут быть полезны авторам российских интернет-ресурсов, создающих франкоязычные версии своих корпоративных сайтов.
Перспективы исследования: расширение географии сайтов с целью выявления национально-культурной специфики корпоративных сайтов крупных компаний
Введение
Исследование жанров речи является одной из актуальных задач современной лингвистической науки. Основоположником теории речевых жанров считается М.М. Бахтин, применивший понятие жанра, которое ранее употреблялось в литературе, для описания речевых высказываний. М.М. Бахтин первым предпринял попытку классифицировать речевые жанры, выделив первичные и вторичные жанры [1], и поставил перед учеными задачу учета жанровой специфики высказывания в любых лингвистических исследованиях.
В дальнейшем изучением речевых жанров занимались как российские, так и зарубежные исследователи.
В западной парадигме речевые жанры рассматриваются как инструменты изучения культуры. Жанры представляют собой языковые шаблоны, которые отражает различные аспекты жизни. В рамках данного направления рассматриваются жанры бытового разговора, политической речи, ток-шоу, стэнд- ап комедии и т. д. [2; 3]. Также зарубежные ученые изучают речевые жанры в рамках теории дискурса. Так, ряд исследователей выявляют особенности употребления одного и того же жанра в рамках разных дискурсов [4; 5].
Отечественная теория речевых жанров конца XX - начала XXI вв. активно развивается с позиций дискурсологии (О.М. Орлов [6], Ф.С. Бацевич [7]), функциональной стилистики и лингвистики текста (В.А. Салимовский [8], Т.В. Матвеева [9]), социо- и прагмалингвистики (Т.В. Шмелева [10; 11],
В.В. Дементьев [12]), когнитивной лингвистики (Е.А. Селиванова [13]) и т. д. На сегодняшний день теория речевых жанров разрабатывается в рамках изучения актуальных лингвистических объектов: культуры, языковой личности, дискурса.
С возникновением новых сфер коммуникации формируются соответствующие речевые жанры. Одной из таких сфер является виртуальная коммуникация, представляющая собой активно развивающийся сегмент современной культуры. С постепенным переносом коммуникативных практик в виртуальное пространство активизируется интерес лингвистов к исследованию языка Интернета [14]. Одним из актуальных направлений таких исследований является виртуальное жанроведение.
Будучи востребованным коммуникативным пространством, виртуальный дискурс стал порождающей средой для развития виртуальных жанров [15]. За последние 15 лет целый ряд как российских, так и зарубежных ученых обращались к изучению специфики виртуальных жанров: исследователи выявляют особенности жанров интернет-коммуникации на фоне традиционных («бумажных») жанров [16], а также изучают специфические жанры виртуального дискурса: блог [17], форум [18], чат [19] и т. д.
Одним из ядерных жанров виртуальной коммуникации является сайт. В настоящее время существует достаточно большое количество работ, которые посвящены исследованию сайтов в разных аспектах: описаны рекламные функции сайта вуза [20], презентационные функции сайта радиовещательной компании
[21] . Рассматриваются особенности персональных сайтов [22; 23 и др.]. Однако жанр корпоративного сайта с позиций жанроведения на данный момент малоизучен. При активном развитии отечественной нефтегазовой отрасли интерес вызывает деятельность как российских, так и зарубежных компаний нефтяного сектора. Именно поэтому изучение интернет-представительств нефтяных компаний обладает особой актуальностью и практической ценностью.
Настоящее исследование строится на гипотезе, что корпоративный сайт как речевой жанр отражает корпоративную культуру организации.
Целью работы является выявление жанровых особенностей сайта как элемента корпоративной культуры организации. Достижение поставленной цели предполагает выполнение следующих задач:
1) рассмотреть специфику виртуального дискурса;
2) определить методологию исследования сайта как жанра виртуального дискурса;
3) рассмотреть особенности современной корпоративной культуры организации;
4) описать жанровую специфику корпоративного сайта российской нефтегазовой компании;
5) выявить жанровые особенности корпоративного сайта французской нефтегазовой компании в сопоставлении с особенностями сайта российской компании.
Для реализации поставленных задач использованы описательный и сравнительный методы исследования, а также методика компонентного анализа жанра.
Объектом исследования является жанр корпоративного сайта, предметом - жанрообразующие параметры жанра корпоративного сайта. В качестве материала для исследования выступили корпоративные сайты нефтегазовых компаний «Роснефть» и «Total S.A.» - одних из самых крупных компаний в своей стране, а также на мировом рынке.
Теоретическая значимость исследования определяется его вкладом в виртуальное жанроведение за счет дополнения современных исследований виртуальных жанров результатами сопоставительного анализа на материале русского и французского языков.
Работа состоит из введения, трех глав и заключения. Введение содержит характеристику изучаемой проблемы и ее актуальности, гипотезу, цель и задачи исследования, описание объекта, предмета, методов и материала исследования. В первой главе рассматриваются теоретические вопросы исследования, связанные с изучением корпоративного сайта как жанра виртуального дискурса и как части корпоративной культуры. Во второй и третьей главах анализируются прагматические характеристики и формальная организация корпоративных сайтов российской и французской нефтегазовых компаний. В заключении представлены типологические характеристики корпоративного сайта как ядерного гипержанра виртуального дискурса; описана роль жанрообразующих критериев корпоративного сайта в формировании представления о корпоративной культуре организации; указаны национально-культурные различия сравниваемых сайтов.
С распространением интернет-коммуникации активно развивается одно из направлений теории речевых жанров - виртуальное жанроведение. Изучение коммуникативных практик интернет-пространства с точки зрения теории речевых жанров позволяет выявить не только их языковые особенности, но особенности условий коммуникации, а также технических свойств, налагаемых виртуальной средой.
Настоящее исследование посвящено выявлению жанровых особенностей корпоративного сайта как элемента корпоративной культуры.
В результате выполненного сопоставительного жанрового анализа корпоративных сайтов российской и французской нефтегазовых компаний можно сделать следующие выводы.
1. Корпоративный сайт как ядерный гипержанр виртуального дискурса характеризуется следующими типологическими характеристиками:
1) корпоративный сайт выполняет три коммуникативные функции - презентационную, информативную и общественную;
2) автором корпоративного сайта выступает сама организация через ее пресс-службу; авторство собственных материалов, публикуемых на сайте, не указывается;
3) корпоративный сайт ориентирован на широкую аудиторию, в разных своих разделах учитывая интересы, потребности и знания как обычных потребителей, так и узких специалистов;
4) тематика корпоративного сайта напрямую зависит от деятельности представляемой компании, полностью отражает разные аспекты данной деятельности, а также позволяет реализовать все цели сайта;
5) образ прошлого представлен на корпоративном сайте в аспекте ближайшего прошлого (новости о недавних событиях) и исторического прошлого (история компании);
6) образ будущего на корпоративном сайте связан с ближайшими и перспективными планами компании;
7) с точки зрения формальной организации и языковых особенностей корпоративный сайт характеризуется ориентацией на использование официальных средств: отсутствуют развлекательные мультимедийные и графические элементы интернет-среды, преобладает текстовая информация, текстовые материалы отличаются преимущественно чертами официального общения;
8) важным элементом оформления корпоративного сайта является корпоративная символика, логотип, оказывающий влияние на цветовые и шрифтовые решения.
2. Каждый параметр корпоративного сайта как речевого жанра одной из своих целей имеет формирование у посетителей сайта представления о корпоративной культуре организации: презентационная цель сайта (параметр «коммуникативная цель»), положительный образ компании как автора сайта («образ автора»), учет интересов адресатов сайта как клиентов компании («образ адресат»), предоставление информации о положительных результатах деятельности компании («диктум»), формирование позитивного образа прошлого компании и установка на улучшение («образ прошлого и будущего»), использование корпоративной символики в оформлении сайта («формальная организация»).
3. Каждый из жанровых параметров в анализируемом материале на русском и французском языках обладает своей спецификой, отражая особенности культуры, представителями которой являются создатели данного жанра. Так, с точки зрения взаимодействия автора и адресата сайты российской и французской компаний отличаются по степени открытости. Компания «Роснефть», будучи представлена от третьего лица, дистанцируется от адресата. Неформальный характер общения наблюдается только в разделе «Автомобилистам», где представлена информация для простых потребителей. На сайте преобладает информация официального, формального характера, излагаемая преимущественно официально-деловым стилем. Компания «Total S.A.», представленная в текстах сайта от первого лица, открыто общается со своими адресатами (клиентами, поставщиками, коллегами и т. д.), используя, в том числе, популярный формат коммуникации (сообщения в сети «Твиттер») и разговорную речь.
Различия в контенте российского и французского сайтов отражают различия в ценностях официальной культуры в данных странах: на российском сайте уделяется внимание связи компании с государством, а также образованию; на французском сайте особое внимание уделяется благотворительной деятельности. Проявление образа прошлого и будущего на сравниваемых сайтах демонстрирует большую степень ориентированности представителей русской культуры на свое историческое прошлое и большую степень направленности представителей французской культуры в будущее.
В целом корпоративный сайт российской нефтегазовой компании отражает общую дистанцированность власти, корпоративный сайт французской нефтегазовой компании отражает готовность к коммуникации, ориентацию на потребителя. Российский сайт отличается более официальным характером и ориентацией на деловые отношения. Французский сайт открыт для простого общения и значительно ориентирован на социальные функции крупной компании: благотворительность, устойчивое развитие, поддержание в обществе здоровой социальной обстановки.
Полученные в ходе проведенного исследования выводы могут быть полезны авторам российских интернет-ресурсов, создающих франкоязычные версии своих корпоративных сайтов.
Дальнейшее исследование в рамках данной темы может быть выполнено в аспекте расширения географии сайтов с целью выявления национально - культурной специфики корпоративных сайтов крупных компаний Америки, Великобритании, Г ермании, Японии и т. д.
1. Гостева Т.С. Характеристика жанра пресс-релиза в компьютерном дискурсе (на материале английского языка) / Т.С. Гостева, А.С. Кутепова // Коммуникативные аспекты языка и культуры: сборник материалов XIV Международной научно-практической конференции студентов и молодых ученых: в 3 т., Томск, 21-23 Мая 2014. - Томск: ТПУ, 2014 - Т. 2. -
C. 228-232.
2. Гостева Т.С. Корпоративный сайт как гипертекст // Иностранный язык и межкультурная коммуникация: материалы X Международной студенческой научно-практической конференции, посвященной 85-летию факультета иностранных языков, Томск, 26 Февраля 2016. - Томск: Вайар, 2016. - C. 7-9.
3. Гостева Т.С. Цели виртуального речевого жанра «сайт» как элемента корпоративной культуры (на материале сайтов российской и французской нефтегазовых компаний) // Проблемы формирования единого научного пространства: сб. ст. Международной научно-практической конференции. - В 4 ч. - Ч. 3. - Уфа: АЭТЕРНА, 2017. - С. 22-25.
Список используемых источников
1. Бахтин М.М. Проблема речевых жанров // Бахтин М.М. Автор и герой: К философским основам гуманитарных наук. - СПб.: Азбука, 2000. -
С. 249-299.
2. Ifantidou E. Genres and pragmatic competence // Journal of Pragmatics. - 2011. - № 43 (1). - Р. 327-346.
3. Nunan D. Exploring genre and register in contemporary English // English Today. - 2008. - № 24 (2). - Р. 56-61.
4. Basturkmen H. Replication research in comparative genre analysis in English for Academic Purposes // Language Teaching. - 2014. - № 47 (3). - Р. 377-386.
5. Shiro M. Genre and evaluation in narrative development // Journal of Child Language. - 2003. - № 30 (1). - Р. 165-195.
6. Орлов О.М. Устные профессионально значимые жанры речи экономиста: Теоретические основы экономической риторики. - Саратов: СГСЭУ,
2001. - 220 с.
7. Бацевич Ф.С. Коммуникативные девиации и условия успешности речевого жанра // Жанры речи. - 2014. - № 1-2 (9-10). - С. 16-21.
8. Салимовский В.А. Функционально-стилистическая традиция изучения жанров речи // Жанры речи. - Саратов: Изд-во ГосУНЦ «Колледж»,
1999. - Вып. 2. - С. 61-71.
9. Матвеева Т.В. К вопросу о ритме как жанрообразующем признаке в разговорной речи // Жанры речи. - Саратов: Изд-во ГосУНЦ «Колледж», 1997. - Вып. 1. - С. 44-51.
10. Шмелева Т.В. Речевой жанр. Возможности описания и использования в преподавании языка // Russistik. Русистика. Научный журнал актуальных проблем преподавания русского языка. - Berlin. - 1990. - № 2. - С. 20-32.
11. Шмелева Т.В. Модель речевого жанра // Жанры речи. - Саратов: Изд-во ГосУНЦ «Колледж», 1997. - Вып. 1. - С. 88-99.
12. Дементьев В.В. Теория речевых жанров. - М.: Знак, 2010. - 600 с.
13. Селиванова Е.А. Когнитивная ономасиология: монография. - Киев: Фитосоциоцентр, 2000. - 248 с.
14. Иванов Л.Ю. Язык интернета: заметки лингвиста [Электронный ресурс] //
Ответы на вопросы по Web. - 2000. - URL: http://www.faq-
www.ru/lingv.htm (дата обращения: 25.01.2017).
15. Горошко Е.И. Теоретический анализ Интернет-жанров: к описанию проблемной области // Жанры речи: сб. науч. ст. - Саратов: Издательский центр «Наука», 2007. - Вып. 5. Жанр и культура. - С. 370-403.
16. Казакова О.А. Жанры речевого творчества в интернет-коммуникации на фоне жанров классической литературы / О.А. Казакова, А.А. Долганина (Плотникова) // Коммуникативные аспекты языка и культуры: сб. мат-лов XV Междунар. науч.-практ. конф. студентов и молодых ученых. - Томск: Изд-во ТПУ, 2015. - Ч. 2. - С. 104-107.
17. Кочеткова М.О. Динамика развития блога как жанра дискурса блогосферы: социолингвистический аспект / М.О. Кочеткова, И.В. Тубалова // Вестник Томского государственного университета. Филология. - 2014. - № 1. - 39-52.
18. Селютин А.А. Форум как жанр виртуального общения // Вестник Челябинского государственного университета. Серия «Общее языкознание». - Челябинск, 2008. - № 9. - С. 121-124.
19. Кубракова Н.А. Коммуникативный гедонизм в жанре чат интернеткоммуникации: дис. ... канд. филол. наук. - Саратов, 2013. - 240 с.
20. Денисова Н.В. Рекламные жанры научно-образовательного дискурса: ав- тореф. дис. . канд. филол. наук. - Томск, 2008. - 26 с.
21. Вакку Г.В. Жанры интернет-коммуникации: веб-сайт (на примере сайта ГТРК «Чувашия») // Вестник ЧГПУ им. И.Я. Яковлева. - 2012. - № 2 (74). - Ч. 2. - С. 12-15.
22. Дахалаева Е.Ч. Автореферентные жанры интернет-дискурса // Вестник ИГЛУ. - 2013. - № 4 (25). - С. 24-29.
23. Фомичева И.Е. Интернет-сайт президента РФ как комплексный жанр (на материале персонального сайта Президента РФ) // Г ипертекст как объект лингвистического исследования: мат-лы Всерос. науч.-практ. конф. с международным участием. - Самара, 2010. - С. 138-141.
24. Галичкина Е.Н. Специфика компьютерного дискурса на английском и русском языках (на материале компьютерных конференций): дис. ... канд. филол. наук. - Астрахань, 2001. - 212 с.
25. Галкин Д. Виртуальный дискурс в культуре постмодерна // Критика и се- миоттка. - 2000. - Вып. 1-2. - С. 26-34.
26. Лутовинова О.В. Виртуальная языковая личность: к определению понятия // МНКО. - 2015. - № 1 (50). - С. 288-292.
27. Гриценко Л.М. Особенности виртуального дискурса // Молодой ученый. - 2011. - № 6. - Т. 2. - С. 17-20.