Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ЖАНРОВЫЕ И СТИЛЕВЫЕ ОСОБЕННОСТИ ПОВЕСТЕЙ Н.А. ДУРОВОЙ

Работа №87686

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

русский язык

Объем работы53
Год сдачи2013
Стоимость4200 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
88
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Ведение 3
Глава 1. Развитие жанра повести в русской литературе начала XIX века 7
1.1 Жанровая типология русской романтической повести 7
1.2 «Записки» как особый жанр в русской прозе XIX века 13
1.3 Биографический очерк о Н.А. Дуровой 18
Глава 2. Анализ жанровых и стилевых особенностей прозы Н.А
Дуровой 26
2.1 Готический стиль в прозе Н.А. Дуровой. Повесть «Игра судьбы, или Противозаконная любовь» 26
2.2 Своеобразие жанра и стиля «Записок кавалерист-девицы» 35
2.3 Жанровые и стилевые особенности повести «Серный ключ» 40
Заключение 46
Список использованной литературы

Повести и романы талантливой писательницы и поистине удивительной женщины Н. А. Дуровой занимают достойное место в истории русской литературы. Российскому читателю всегда понятны и дороги патриотические чувства, увлекавшие Н. А. Дурову на героические подвиги во время войны, во славу любимой Родины. Понятно и близко нам также ее чувственный, женский, во многом трагичный дух. Н.А. Дурова не просто писательница, она художник, неповторимый в своей искренности и правдивости написанного.
В критической литературе относительно мало информации о писательнице, затруднения вызывают и поиски самих произведений. Все это говорит о недостатке внимания к таланту Н.А. Дуровой в наше время. Этот факт вызывает недоумение, ведь в ее трудах так много того, что сегодня может помочь и направить любого.
Изучением творчества Н.А. Дуровой занимались немногие ученые. Можно выделить работы некоторых из них: статьи-предисловия В.В. Ученовой к двум сборникам повестей женщин-писательниц: «Дача на Петергофской дороге» и «Степная барышня». В ее анализе повестей кавалерист-девицы «Угол» и «Граф Маврицкий» поднимаются важные проблемы идейно-художественного своеобразия этих произведений и содержатся некоторые наблюдения над их жанровой спецификой. Статья Н.П. Изергиной, в которой автор высоко оценивает роль Дуровой в литературном процессе девятнадцатого века, называя кавалерист-девицу «яркой, самобытной писательницей, представительницей прогрессивного романтизма» [22, с. 130]. Изергина Н.Г. также указывает, что в своих произведениях Н.А. Дурова поднимает, прежде всего, вопрос о свободе и независимости человеческой личности, рисует конфликт положительного героя с окружающей его средой, раскрывает необычайное духовное богатство людей из народа: их способность беззаветно любить, чувство человеческого достоинства, свободы, С большим сочувствием рисует она прошлое нерусских народностей - марийцев, татар, подчеркивает их поэтическую одаренность. Б.В. Смиренский вступительная статья к «Запискам кавалерист девицы» [44, с. 3].
Повести и романы женщины, которая предпочла платье мундиру, и наравне с мужчинами сражалась в страшной войне - это редкий пример мужества и самоотдачи. Удивительно и то, что несмотря на все тяготы, Н.А.Дуровой удалось сохранить внутри себя хрупкость и женственность. Переодетая в мужчину, скрывающая свое имя за мужским, она, все же, оставалась собой.
Н.А. Дурову уважали и ценили царь и гении литературы ее времени. Александр I, узнав о чудесах ее героизма, лично разрешил Дуровой служить в армии под царской фамилией - Александров. О своих ратных делах и подвигах Надежда Андреевна поведала в литературных мемуарах, название к которым подобрал не кто иной, как Александр Сергеевич Пушкин. Он же опубликовал в 1836 году отрывки из «Записок кавалерист - девицы» с небольшим предисловием во втором томе издаваемого им журнала «Современник».
О высоких литературных достоинствах первой прозаической публикации Дуровой свидетельствует тот факт, что сам В.Г. Белинский принял это произведение за литературную мистификацию A.C. Пушкина и в 1839 году очень высоко отозвался о «Записках» в журнале «Московский наблюдатель». В.Г. Белинский писал: «Боже мой, что за чудный. Что за дивный феномен нравственного мира героиня этих записок... И что за слог у девицы-кавалериста! Кажется, сам Пушкин отдал ей свое прозаическое перо, и ему-то обязана она этою мужественною твердостию и силою, этою яркою выразительностию своего рассказа, всегда полного, проникнутого какою-то скрытою мыслию» [6, с. 374].
Актуальность темы связана с юбилейной датой окончания Отечественной войны 1812, в которой важную роль сыграла Н.А. Дурова, прославив Отечество своими подвигами, а также известная как талантливый художник слова. Изучению жанровых и стилевых особенностей повестей Н.А. Дуровой посвящено исследование нашей выпускной работы.
Итак, объектом данного исследования является художественная проза Надежды Андреевны Дуровой, опубликованная в 1837 - 1840 годах в контексте развития русской литературы первой половины XIX века.
Предметом - повести «Игра судьбы, или Противозаконная любовь», «Серный ключ», «Записки кавалерист-девицы».
Цель исследования - проанализировать жанровые и стилевые особенности прозы Н.А. Дуровой.
Задачи:
1. Охарактеризовать развитие жанра повести в русской литературе начала XIX века;
2. Проанализировать особое место жанра записок в русской литературе XIX века;
3. Изучить биографию Н.А. Дуровой;
4. Рассмотреть произведения «Игра судьбы, или Противозаконная любовь», «Серный ключ», «Записки кавалерист-девицы» с точки зрения жанровой принадлежности, учитывая их идейно-художественное своеобразие, характер основного конфликта, развитие повествовательного сюжета, особенности поэтики;
5. Выявить особенности жанрового мышления Н.А. Дуровой.
Подробнее хотелось бы остановиться на содержании задачи под номером 3. По нашему мнению, анализ произведений Н.А. Дуровой невозможен без изучения ее биографии, так как жизненный путь писательницы, безусловно, нашел свое отражение и в ее произведениях.
Научная новизна работы состоит в том, что впервые в монографическом исследовании целостно анализируются художественные произведения Н.А. Дуровой. На основании изучения творчества одной писательницы нами выявлен факт функционирования в русской литературе первой половины девятнадцатого века такой жанровой разновидности, как готическая повесть.
Дипломная работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы.
Первая глава посвящена развитию жанров в русской литературе XIX века, что необходимо для дальнейшей работы с произведениями Н.А. Дуровой.
Во второй главе анализируются непосредственно повести «Игра судьбы, или Противозаконная любовь», «Серный ключ», «Записки кавалерист - девицы».
В заключении представлены выводы по работе.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Анализируя прозу Н.А. Дуровой, мы пришли к выводу, что ее произведения по праву занимают достойное место в истории русской литературы. Повести столь необычной писательницы отличаются подробными, тонкими описаниями, «погружением в атмосферу». Парадоксально в прозе Дуровой то, что читается она очень легко, но позже у читателя на душе остается камень и вопросы к самому себе. Речь не идет о декадансе (в полном смысле этого слова) или безысходности.
Дурова, скорее, задает вечные вопросы, но делает это так искусно, что по окончании чтения, мы еще долго продолжаем вести немой диалог с самими собой.
Значительное место в произведениях Надежды Андреевны занимают готические элементы. Дурову нельзя напрямую связать с готицистами, но следы классического готического жанра присутствуют в ее повестях.
В основу повестей «Серный ключ» и «Игра судьбы, или Противозаконная любовь» положены события, которые не только раскрывают весь драматизм судеб отдельных людей, но и вскрывают пороки всего общества в целом, несовершенство его традиций и норм.
Глубокие переживания доставляют читателю «итоги» жизни героев Дуровой, ему открываются бездны падения человеческой личности. В этом, безусловно, многое напоминает нам Ф.М. Достоевского.
Дурова проживает все вместе с персонажами своих произведений, она словно живет от их имени, проникает во внутренний мир их личностей. Писательница обнаруживает глубокий психологизм повествования.
Стоит отметить, что несмотря на искренность, с которой автор сочувствует своим героям, она не снимает с них ответственности за то, что они сделали, и в чем-то даже осуждает их.
В целом, прозу Дуровой можно отнести к романтическому типу творчества. Писательницу привлекают яркие, необыкновенные характеры, иррациональные начала человеческих страстей, острые конфликты, имеющие не только «внешний» характер (человек и окружающая действительность), но и характер «вселенский», космический, когда герой оказывается под властью таинственных, потусторонних сил. Последний отсылает нас к народному фольклору, через призму которого раскрываются отдельные личности.
Произведения Дуровой изобилуют напряженными психологическими ситуациями, изображением героев, чья душа раздирается противоположными страстями, исполнена мрачных предчувствий.
Вместе с тем, мы выделяем в качестве главных черт, роднящих произведения Дуровой с прозой готицистов, присутствие сверхъестественного, «таинственного», «ужасного» элементов, трагичность финалов, усложненность архитектоники, запутанность сюжетных линий, нарочитую прерывистость, «многоярусность» повествования.
В произведениях Надежды Андреевны трудно разграничить жанры: это и записки, и дневники, и мемуары. Дурова использует как классические, так и авторские приемы повествования, успешно компонуя их, дополняя.
На наш взгляд, нельзя обойти вниманием биографию писательницы, ведь именно в ее жизненном пути мы можем найти ответ на вопрос о том, как развивались ее взгляды на окружающую действительность.
Дурова поистине необычная женщина и писательница, которой удалось встать в один ряд с мужчинами - офицерами и классиками русской литературы.
Необходимо особо отметить роль «Записок кавалерист-девицы», в которой отражен героизм русских людей в Отечественной войне 1812 года. Именно это произведение сделало ее имя бессмертным, как писательницы и участницы событий. Ведь именно на него обратил внимание сам А.С. Пушкин.
Выбор данной темы для нас означает еще одно: юбилей Бородинского сражения, в котором участвовала Н.А. Дурова. Сыграла роль в выборе темы и то, что ее имя связано с Елабугой, нашим городом.



1. Дурова Н.А. «Игра судьбы, или противозаконная любовь» // Министерство Культуры РТ. - Елабуга: Елабужский госуд. историко-архитектурный и художественный музей-заповедник, 2001. - 58 с.
2. Дурова Н.А. «Серный ключ»// Министерство информации и печати РТ.
- Елабуга: Елабужский госуд. историко-архитектурный и
художественный музей-заповедник, 1996. - 27 с.
3. Дурова Н.А. Избранные сочинения кавалерист-девицы. - М.: Московский рабочий, 1983. - 479 с.
Критическая литература:
4. Бегунова А.И. С любовью, верой и отвагой: Жизнь и приключения российской дворянки Н. Дуровой. - М.: Художественная литература, 1998. - 442 с.
5. Белинский В.Г. Полное собрание сочинений в тринадцати томах. Т. 4. - М.: Академия Наук, 1954. - 521 с.
6. Белинский В.Г. Полное собрание сочинений в тринадцати томах. Т. З. - М.: Академия Наук, 1953. - С. 371 - 392.
7. Болюх Е.И Жанровое своеобразие прозы Н.А. Дуровой. Диссертация. Тверь, 2001. - 160 с.
8. Борн И.М. Краткое руководство к российской словесности. - СПб.: Университетская тип., 1808. - 121 с.
9. Гончаров И.А. Фрегат «Паллада»: Очерки путешествия в двух томах. Т.
6. - М.: Художественная литература, 1978. - 274 с.
10. Григорьева Е.В. "Готический" роман и своеобразие фантастического в
прозе английского романтизма. // Диссертация кандидата
филологических наук. - Ростов-на-Дону.: Лениздат, 1988. - 163 с.
11. Гуляев Н.А. Теория литературы. - М.: Высшая школа, 1977. - С. 207 - 208.
12. Ерохин А.С. Кавалерист-девица // Дурова Н.А. Записки кавалерист- девицы. - М.: Советская Россия, 1962. - С. 5 - 30.
13. Есин А.Б. Психологизм русской классической литературы. - М.: Просвещение, 1988. - 245 с.
14. Иезуитова Р.В. Жуковский и его время. - М.: Просвещение, 1989. - 290 с.
15. Кавалерист-девица // Под ред. Гречко А.А. Советская военная энциклопедия в восьми томах. Т. 3. - М.: Воениздат, 1976. - 640 с.
16. Канунова Ф. З. Из истории русской повести. - Томск.: Томский универ., 1967. - 187 с.
17. Канунова Ф.З. Эстетика русской романтической повести. - Томск.: Томский универ., 1973. - 213 с.
18. Карамзин Н.М. На путях к романтизму, сборник научных трудов. - М.: Просвещение, 1984. - 153 с.
19. Карамзин Н.М. Письма русского путешественника// Избранные сочинения в двух томах. Т. 1. - M.: Правда, 1964. - С. 79 - 201.
20. Ладыгин М.Б. Английский "готический" роман и проблемы предромантизма. // Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата филологических наук. - М.: Академия, 1978. - С. 788 - 793.
21. Левин Ю.Д. Оссиан в русской литературе. - Л.: Наука, 1980. - С. 18 -
21.
22. ЛЗО. Изергина Н.П. Дурова-писательница // Ученые записки Кировского педагогического института. Вып. 29. Т. 2. - Киров.: Кировский инстит., 1967. - 160 с.
23. Малкина В.Я. "Готическая" традиция в русской литературе XIX века. Постановка проблемы // Мир романтизма. Вып № 3. - Тверь.: Тверский универ., 2000. - С. 122 — 126.
24. Маслова Н.М. Путевой очерк: проблемы жанра. - М.: Знание, 1980. - 116 с.
25. Михайлов В.А. Эволюция жанра литературного путешествия в произведениях русских писателей XVIII XIX вв. // Автореф.дис. - Волгоград.: ВолГПУ, 1999. - 199 с.
26. Михельсон В.А. Путешествие в русской литературе. - Ростов-на- Дону.: Лениздат, 1974. - 121 с.
27. Мордовцев Д.А. Двенадцатый год. Кавалерист-девица. - Спб.: Лениздат, 1902. - 156 с.
28. Муравьев В.Б. Кавалерист-девица Надежда Дурова // Избранные сочинения кавалерист-девицы. - М.: Московский рабочий, 1983. - 479 с.
29. Некрасова Е.С. Биография Н.А. Дуровой // Исторический вестник. Кн.
9. Т. 41.- М.: Художественная литература, 1890. - С. 585 - 612.
30. Письма о Восточной Сибири А. Мартоса. Ч. 16. № 15. - М.: Московский телеграф, 1827. - 272 с.
31. Россинская С.В. Надежда Дурова: девица-кавалерист. Литературно¬
историческое расследование жизни и творчества Надежды Дуровой (1783-1866), участницы боевых действий в Отечественной войне 1812 года. [Электронный ресурс]. - Режим доступа:
http://www.tosbs.ru/sp/436-durova
32. Ростопчина Е.П. Счастливая женщина. - М.: Правда, 1991. - 417 с.
33. Русская историческая повесть первой половины XIX века. - М.: Художественная литература, 1989. - 563 с.
34. Русская проза XYIII века. - М.: Просвещение, 1970. - С. 106 - 113.
35. Русская романтическая проза XIX - начала XX века. - М.: Наука, 1989. - 240 с.
36. Русская романтическая новелла. - М.: Художественная литература ,
1989. - 168 с.
37. Русская фантастическая повесть эпохи романтизма. - М.: Советская Россия, 1987. - С. 248 - 260.
38. Русская фантастическая проза XIX начала - XX века. - М.: Правда, 1986. - 278 с.
39. Русская фантастическая проза эпохи романтизма. - Л.: Ленинградский универ., 1990. - С. 99 - 115.
40. Рыкачёв Л.С. Надежда Дурова. Биографический очерк. - М.: Художественная литература, 1942. - 234 с.
41. Сакс А.А. Кавалерист-девица. - Спб.: Лениздат, 1911. - С. 8 - 12.
42. Симовский С.Л. Дурова Н.А. // Краткая литературная энциклопедия. Т.
2. - М.: Советская Россия, 1964. - С. 822 - 823.
43. Скотт В. Миссис Анна Рэдклифф // Рэдклифф А. Итальянец, или Исповедальня кающихся, облаченных в черное. - М.: Ладомир, 2000 -С.371 - 481.
44. Смиренский Б.В. Дурова Н.А. Переиздание // Вступительная статья. - Казань.: Татарское книжное изд., 1979. - С. 3 - 4.
45. Тертерян И. А. Романтизм // История всемирной литературы в 9-ти томах. Т. 6. - М.: Наука, 1989. - С. 15 - 27.
46. Толстой Л.Н. Война и мир. - М.: Художественная литература, 1985. - 350 с.
47. Ученова В.В. Степная барышня. Дача на Петергофской дороге: Проза русских писательниц первой половины XIX века. - М.: Современник, 1986. - 463 с.
48. Чернышевский Н.Г. Полное собр. соч. Т. 4. - М.: Просвещение, 1948. - 345 с.
49. Юдина И. Женщина воин и писательница. // Русская литература. № 2. - М.: Художественная литература, 1963. - С. 130 - 135.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ