МЕТОДИКА ВНЕКЛАССНОЙ И ВНЕШКОЛЬНОЙ РАБОТЫ В ПРОЦЕССЕ ИЗУЧЕНИЯ НАРОДНЫХ РЕМЕСЕЛ
|
Введение 3
ГЛАВА 1. ПРЕДПОСЫЛКИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ НАРОДНЫХ
РЕМЕСЕЛ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ 6
1.1 История развития народных ремесел нашего края 6
1.2 Традиционные народные ремесла и их воспитательная функция... 10
1.3 Классификация и актуализация изучения народных ремесел 18
Выводы по 1 главе 25
ГЛАВА 2. ФОРМЫ И МЕТОДЫ ВНЕКЛАССНОЙ И ВНЕШКОЛЬНОЙ РАБОТЫ 26
2.1 Задачи и формы внеклассной и внешкольной работы 26
2.2 Народные промыслы как средство обучения и воспитания
учащихся 31
2.3 Методика работы кружка резьбы по дереву 37
2.4 Организация и результаты опытно-экспериментальной работы по
исследованию заинтересованности учащихся в резьбе по дереву 51
Выводы по 2 главе 56
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 57
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 59
ПРИЛОЖЕНИЕ
ГЛАВА 1. ПРЕДПОСЫЛКИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ НАРОДНЫХ
РЕМЕСЕЛ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ 6
1.1 История развития народных ремесел нашего края 6
1.2 Традиционные народные ремесла и их воспитательная функция... 10
1.3 Классификация и актуализация изучения народных ремесел 18
Выводы по 1 главе 25
ГЛАВА 2. ФОРМЫ И МЕТОДЫ ВНЕКЛАССНОЙ И ВНЕШКОЛЬНОЙ РАБОТЫ 26
2.1 Задачи и формы внеклассной и внешкольной работы 26
2.2 Народные промыслы как средство обучения и воспитания
учащихся 31
2.3 Методика работы кружка резьбы по дереву 37
2.4 Организация и результаты опытно-экспериментальной работы по
исследованию заинтересованности учащихся в резьбе по дереву 51
Выводы по 2 главе 56
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 57
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 59
ПРИЛОЖЕНИЕ
Изменения, происходящие в нашем обществе, влекут за собой перемены и в системе образования. В этих условиях противоречивой внешней ситуации, обусловленной затянувшимся социально - политическим кризисом, изменяются духовные ориентиры, что актуализирует поиск источников повышающих и стабилизирующих духовные нормативы общественной жизни, регулирующих основы жизнедеятельности людей.
Школа как социальный институт может внести существенный вклад в формировании ценностного отношения подрастающего поколения к духовным нормам, если в качестве одной из важнейших задач поставит повышение авторитета духовности в организации жизнедеятельности учащихся.
Проблемами использования и включения искусства в непосредственный педагогический процесс и вопросами эстетического воспитания занимались выдающиеся педагогические деятели: К.Д. Ушинский, В.Г. Белинский, Л.С. Выготский, В.А. Сухомлинский. Они считали, что в решении этой сложной задачи искусство будет помогать педагогам через художественное восприятие произведений искусств проникнуть в глубь детской психологии и сформировать в ней необходимые качества по отношению к целому ряду жизненных явлений.
К.Д. Ушинский, высоко оценивая народные педагогические традиции, писал: «Воспитание, созданное самим народом и основанное на народных началах, имеет ту воспитательную силу, которой нет в самых лучших системах, основанных на абстрактных идеях или заимствованных у другого народа». Обучение и воспитание, возникающие с появлением народов и народностей, представляя собой народную педагогику, уходит своими корнями в глубокую древность. Основные её направления были выработаны и проверены на практике в ходе развития человечества.
В.Г. Белинский подчеркивал: «Для полного понимания, истинного постижения искусства, а следовательно, и полного, истинного наслаждения им, необходимо основательное изучение и развитие».
Необходимость исследования вызвано тем, что в обществе отмечается снижение духовной устойчивости, способности к сохранению национальных ценностей, все это происходит вследствие стремления людей к материальному обогащению любой ценой. Такие проявления высокой нравственности, как честь, совесть, достоинство, сострадание, уважение к другим и самому себе, к сожалению, отходят на второй план; утрачены связи с традициями и обычаями духовного образования и воспитания человека.
В таких условиях все острее ощущается потребность общества в людях, воспитанных на народных традициях и общечеловеческих ценностях. Значительную роль при этом играют народные ремесла, в которых накоплен богатый нравственный опыт народа, его духовная культура.
Народные ремесла - неиссякаемый источник мудрости и красоты, которые открываются тем многограннее и глубже, чем с большей заинтересованностью и пытливостью к ним обращаться. Знать народное искусство - значит и полюбить его, поняв и почувствовав, что это основа всей художественной культуры народов. Недаром писатели, поэты, композиторы, мастера театра тщательно изучают народную культуру: песни, танцы, устное народное творчество и т. д.
Народные ремёсла как составная часть национальной культуры, занимает особое место в искусстве. Это объясняется тем, что искусства, традиции исчисляются веками, являясь своеобразной кладовой народной педагогики, накопленными многими поколениями. Это не только прошлое, но и настоящее творчество современных мастеров. Прикладное искусство делается тем выше и прекраснее, чем больше оно вникает в эстетические нужды людей, чем шире оно опирается на национальные особенности творчества своего народа.
Цель исследования: теоретически обосновать и экспериментально проверить эффективность народных ремесел в процессе внеклассной и внешкольной работы.
В качестве объекта исследования мы рассматриваем процесс обучения и воспитания посредством народных ремесел на внеклассных и внешкольных занятиях, а предметом исследования выступают формы и методы, используемые в обучении и воспитании.
Гипотеза исследования заключается в том, что использование народных ремесел выступает как эффективное средство в обучении и воспитании, в процессе внеклассной и внешкольной работы, если:
- реализуется принцип учёта возрастных особенностей учащихся;
- учитывается уровень заинтересованности и возможностей;
- разработаны формы и методы использования народных ремесел в процессе обучения и воспитания;
- обеспечивается межпредметная связь.
Задачи исследования:
- изучить историю и классификацию развития народных ремесел;
- проверить наиболее эффективные формы и методы использования народных ремесел в процессе внеклассной и внешкольной работы;
- выявить обучающий и воспитывающий потенциал народных ремесел;
- разработать методику проведения кружка «Резьба по дереву».
Методы исследования: анализ литературы и учебных планов по теме, наблюдение, анкетирование, беседы с учащимися и учителями, педагогический эксперимент.
Практическая значимость исследования заключается в разработке программы кружка «Резьба по дереву» и методики его проведения. Результаты исследования могут быть использованы учителями технологии и студентами-практикантами.
Дипломная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложения.
Школа как социальный институт может внести существенный вклад в формировании ценностного отношения подрастающего поколения к духовным нормам, если в качестве одной из важнейших задач поставит повышение авторитета духовности в организации жизнедеятельности учащихся.
Проблемами использования и включения искусства в непосредственный педагогический процесс и вопросами эстетического воспитания занимались выдающиеся педагогические деятели: К.Д. Ушинский, В.Г. Белинский, Л.С. Выготский, В.А. Сухомлинский. Они считали, что в решении этой сложной задачи искусство будет помогать педагогам через художественное восприятие произведений искусств проникнуть в глубь детской психологии и сформировать в ней необходимые качества по отношению к целому ряду жизненных явлений.
К.Д. Ушинский, высоко оценивая народные педагогические традиции, писал: «Воспитание, созданное самим народом и основанное на народных началах, имеет ту воспитательную силу, которой нет в самых лучших системах, основанных на абстрактных идеях или заимствованных у другого народа». Обучение и воспитание, возникающие с появлением народов и народностей, представляя собой народную педагогику, уходит своими корнями в глубокую древность. Основные её направления были выработаны и проверены на практике в ходе развития человечества.
В.Г. Белинский подчеркивал: «Для полного понимания, истинного постижения искусства, а следовательно, и полного, истинного наслаждения им, необходимо основательное изучение и развитие».
Необходимость исследования вызвано тем, что в обществе отмечается снижение духовной устойчивости, способности к сохранению национальных ценностей, все это происходит вследствие стремления людей к материальному обогащению любой ценой. Такие проявления высокой нравственности, как честь, совесть, достоинство, сострадание, уважение к другим и самому себе, к сожалению, отходят на второй план; утрачены связи с традициями и обычаями духовного образования и воспитания человека.
В таких условиях все острее ощущается потребность общества в людях, воспитанных на народных традициях и общечеловеческих ценностях. Значительную роль при этом играют народные ремесла, в которых накоплен богатый нравственный опыт народа, его духовная культура.
Народные ремесла - неиссякаемый источник мудрости и красоты, которые открываются тем многограннее и глубже, чем с большей заинтересованностью и пытливостью к ним обращаться. Знать народное искусство - значит и полюбить его, поняв и почувствовав, что это основа всей художественной культуры народов. Недаром писатели, поэты, композиторы, мастера театра тщательно изучают народную культуру: песни, танцы, устное народное творчество и т. д.
Народные ремёсла как составная часть национальной культуры, занимает особое место в искусстве. Это объясняется тем, что искусства, традиции исчисляются веками, являясь своеобразной кладовой народной педагогики, накопленными многими поколениями. Это не только прошлое, но и настоящее творчество современных мастеров. Прикладное искусство делается тем выше и прекраснее, чем больше оно вникает в эстетические нужды людей, чем шире оно опирается на национальные особенности творчества своего народа.
Цель исследования: теоретически обосновать и экспериментально проверить эффективность народных ремесел в процессе внеклассной и внешкольной работы.
В качестве объекта исследования мы рассматриваем процесс обучения и воспитания посредством народных ремесел на внеклассных и внешкольных занятиях, а предметом исследования выступают формы и методы, используемые в обучении и воспитании.
Гипотеза исследования заключается в том, что использование народных ремесел выступает как эффективное средство в обучении и воспитании, в процессе внеклассной и внешкольной работы, если:
- реализуется принцип учёта возрастных особенностей учащихся;
- учитывается уровень заинтересованности и возможностей;
- разработаны формы и методы использования народных ремесел в процессе обучения и воспитания;
- обеспечивается межпредметная связь.
Задачи исследования:
- изучить историю и классификацию развития народных ремесел;
- проверить наиболее эффективные формы и методы использования народных ремесел в процессе внеклассной и внешкольной работы;
- выявить обучающий и воспитывающий потенциал народных ремесел;
- разработать методику проведения кружка «Резьба по дереву».
Методы исследования: анализ литературы и учебных планов по теме, наблюдение, анкетирование, беседы с учащимися и учителями, педагогический эксперимент.
Практическая значимость исследования заключается в разработке программы кружка «Резьба по дереву» и методики его проведения. Результаты исследования могут быть использованы учителями технологии и студентами-практикантами.
Дипломная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложения.
Хотя обществу по-прежнему нужны люди самых разных профессий, всё чаще мы говорим, что каждый в своей профессии должен быть творческим работником, человеком мыслящим. Таким образом, происходит переориентирование социального заказа - от подготовки исполнителя, как это было раньше, для подготовки творца. Такое переосмысление привело к появлению новых программ по трудовому обучению.
Именно появление новых подходов к методике трудового обучения, господство идеи развивающего обучения и концепция подготовки человека мыслящего, творческого, социально-активного побудило нас сделать предметом нашего исследования изучение народных культурных промыслов, как один из способов повышения творческих способностей во внеклассной работе. Так как, на наш взгляд, именно народные промыслы, народное искусство являются важнейшим средством как эстетического воспитания, так и средством формирования творческой, самостоятельной, активной личности.
В первой главе «Предпосылки использования народных ремесел в процессе обучения и воспитания детей» нами изучена история развития народных ремесел нашего края, рассмотрены традиционные народные ремесла и их воспитательная функция, представлены вопросы классификации и актуализации изучения народных ремесел.
Во второй главе «Формы и методы внеклассной и внешкольной работы» нами изучены задачи и формы внеклассной и внешкольной работы, проанализированы народные промыслы как средство обучения и воспитания учащихся, представлена методика работы кружка резьбы по дереву и результаты опытно-экспериментальной работы по исследованию заинтересованности учащихся в резьбе по дереву.
Проведенное нами исследование показало необходимость планомерной методической работы по изучению народных промыслов и включение в занятия виды работ по развитию творческих способностей. Закономерен, на наш взгляд, вывод о том, что учитель, который осуществляет эту работу, должен владеть специальными знаниями в области декоративно-прикладного искусства, педагогическими и психологическими знаниями, а также умением построить и провести комплексную работу, связанную с изучением народных промыслов.
Правильно построенная система внеклассных занятий по изучению народных промыслов, даст положительный результат, что и подтвердит: изучение народных промыслов будет способствовать развитию творческих способностей, эстетической культуры, художественного вкуса, почтительного отношения к культурным традициям своей Родины.
Именно появление новых подходов к методике трудового обучения, господство идеи развивающего обучения и концепция подготовки человека мыслящего, творческого, социально-активного побудило нас сделать предметом нашего исследования изучение народных культурных промыслов, как один из способов повышения творческих способностей во внеклассной работе. Так как, на наш взгляд, именно народные промыслы, народное искусство являются важнейшим средством как эстетического воспитания, так и средством формирования творческой, самостоятельной, активной личности.
В первой главе «Предпосылки использования народных ремесел в процессе обучения и воспитания детей» нами изучена история развития народных ремесел нашего края, рассмотрены традиционные народные ремесла и их воспитательная функция, представлены вопросы классификации и актуализации изучения народных ремесел.
Во второй главе «Формы и методы внеклассной и внешкольной работы» нами изучены задачи и формы внеклассной и внешкольной работы, проанализированы народные промыслы как средство обучения и воспитания учащихся, представлена методика работы кружка резьбы по дереву и результаты опытно-экспериментальной работы по исследованию заинтересованности учащихся в резьбе по дереву.
Проведенное нами исследование показало необходимость планомерной методической работы по изучению народных промыслов и включение в занятия виды работ по развитию творческих способностей. Закономерен, на наш взгляд, вывод о том, что учитель, который осуществляет эту работу, должен владеть специальными знаниями в области декоративно-прикладного искусства, педагогическими и психологическими знаниями, а также умением построить и провести комплексную работу, связанную с изучением народных промыслов.
Правильно построенная система внеклассных занятий по изучению народных промыслов, даст положительный результат, что и подтвердит: изучение народных промыслов будет способствовать развитию творческих способностей, эстетической культуры, художественного вкуса, почтительного отношения к культурным традициям своей Родины.
Подобные работы
- МЕТОДИКА ОРГАНИЗАЦИИ ЗАНЯТИЙ ПО ХУДОЖЕСТВЕННОЙ
КИСТЕВОЙ РОСПИСИ С УЧАЩИМИСЯ СТАРШИХ
КЛАССОВ НА ВНЕКЛАССНЫХ ЗАНЯТИЯХ
ПО ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОМУ ИСКУССТВУ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 5030 р. Год сдачи: 2016 - МЕТОДИКА РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ
ШКОЛЬНИКОВ НА КРУЖКОВЫХ ЗАНЯТИЯХ ПО ДЕКОРАТИВНО-
ПРИКЛАДНОМУ ИСКУССТВУ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4750 р. Год сдачи: 2017 - ОБУЧЕНИЕ ШКОЛЬНИКОВ УСТРОЙСТВУ АВТОМОБИЛЯ НА КРУЖКОВЫХ ЗАНЯТИЯХ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 6300 р. Год сдачи: 2018 - ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОЕ ИСКУССТВО КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ШКОЛЬНИКОВ НА КРУЖКОВЫХ ЗАНЯТИЯХ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 6500 р. Год сдачи: 2019



