Введение 3
ГЛАВА 1. ПРЕДПОСЫЛКИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ НАРОДНЫХ
РЕМЕСЕЛ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ 6
1.1 История развития народных ремесел нашего края 6
1.2 Традиционные народные ремесла и их воспитательная функция... 10
1.3 Классификация и актуализация изучения народных ремесел 18
Выводы по 1 главе 25
ГЛАВА 2. ФОРМЫ И МЕТОДЫ ВНЕКЛАССНОЙ И ВНЕШКОЛЬНОЙ РАБОТЫ 26
2.1 Задачи и формы внеклассной и внешкольной работы 26
2.2 Народные промыслы как средство обучения и воспитания
учащихся 31
2.3 Методика работы кружка резьбы по дереву 37
2.4 Организация и результаты опытно-экспериментальной работы по
исследованию заинтересованности учащихся в резьбе по дереву 51
Выводы по 2 главе 56
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 57
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 59
ПРИЛОЖЕНИЕ
Изменения, происходящие в нашем обществе, влекут за собой перемены и в системе образования. В этих условиях противоречивой внешней ситуации, обусловленной затянувшимся социально - политическим кризисом, изменяются духовные ориентиры, что актуализирует поиск источников повышающих и стабилизирующих духовные нормативы общественной жизни, регулирующих основы жизнедеятельности людей.
Школа как социальный институт может внести существенный вклад в формировании ценностного отношения подрастающего поколения к духовным нормам, если в качестве одной из важнейших задач поставит повышение авторитета духовности в организации жизнедеятельности учащихся.
Проблемами использования и включения искусства в непосредственный педагогический процесс и вопросами эстетического воспитания занимались выдающиеся педагогические деятели: К.Д. Ушинский, В.Г. Белинский, Л.С. Выготский, В.А. Сухомлинский. Они считали, что в решении этой сложной задачи искусство будет помогать педагогам через художественное восприятие произведений искусств проникнуть в глубь детской психологии и сформировать в ней необходимые качества по отношению к целому ряду жизненных явлений.
К.Д. Ушинский, высоко оценивая народные педагогические традиции, писал: «Воспитание, созданное самим народом и основанное на народных началах, имеет ту воспитательную силу, которой нет в самых лучших системах, основанных на абстрактных идеях или заимствованных у другого народа». Обучение и воспитание, возникающие с появлением народов и народностей, представляя собой народную педагогику, уходит своими корнями в глубокую древность. Основные её направления были выработаны и проверены на практике в ходе развития человечества.
В.Г. Белинский подчеркивал: «Для полного понимания, истинного постижения искусства, а следовательно, и полного, истинного наслаждения им, необходимо основательное изучение и развитие».
Необходимость исследования вызвано тем, что в обществе отмечается снижение духовной устойчивости, способности к сохранению национальных ценностей, все это происходит вследствие стремления людей к материальному обогащению любой ценой. Такие проявления высокой нравственности, как честь, совесть, достоинство, сострадание, уважение к другим и самому себе, к сожалению, отходят на второй план; утрачены связи с традициями и обычаями духовного образования и воспитания человека.
В таких условиях все острее ощущается потребность общества в людях, воспитанных на народных традициях и общечеловеческих ценностях. Значительную роль при этом играют народные ремесла, в которых накоплен богатый нравственный опыт народа, его духовная культура.
Народные ремесла - неиссякаемый источник мудрости и красоты, которые открываются тем многограннее и глубже, чем с большей заинтересованностью и пытливостью к ним обращаться. Знать народное искусство - значит и полюбить его, поняв и почувствовав, что это основа всей художественной культуры народов. Недаром писатели, поэты, композиторы, мастера театра тщательно изучают народную культуру: песни, танцы, устное народное творчество и т. д.
Народные ремёсла как составная часть национальной культуры, занимает особое место в искусстве. Это объясняется тем, что искусства, традиции исчисляются веками, являясь своеобразной кладовой народной педагогики, накопленными многими поколениями. Это не только прошлое, но и настоящее творчество современных мастеров. Прикладное искусство делается тем выше и прекраснее, чем больше оно вникает в эстетические нужды людей, чем шире оно опирается на национальные особенности творчества своего народа.
Цель исследования: теоретически обосновать и экспериментально проверить эффективность народных ремесел в процессе внеклассной и внешкольной работы.
В качестве объекта исследования мы рассматриваем процесс обучения и воспитания посредством народных ремесел на внеклассных и внешкольных занятиях, а предметом исследования выступают формы и методы, используемые в обучении и воспитании.
Гипотеза исследования заключается в том, что использование народных ремесел выступает как эффективное средство в обучении и воспитании, в процессе внеклассной и внешкольной работы, если:
- реализуется принцип учёта возрастных особенностей учащихся;
- учитывается уровень заинтересованности и возможностей;
- разработаны формы и методы использования народных ремесел в процессе обучения и воспитания;
- обеспечивается межпредметная связь.
Задачи исследования:
- изучить историю и классификацию развития народных ремесел;
- проверить наиболее эффективные формы и методы использования народных ремесел в процессе внеклассной и внешкольной работы;
- выявить обучающий и воспитывающий потенциал народных ремесел;
- разработать методику проведения кружка «Резьба по дереву».
Методы исследования: анализ литературы и учебных планов по теме, наблюдение, анкетирование, беседы с учащимися и учителями, педагогический эксперимент.
Практическая значимость исследования заключается в разработке программы кружка «Резьба по дереву» и методики его проведения. Результаты исследования могут быть использованы учителями технологии и студентами-практикантами.
Дипломная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложения.
Хотя обществу по-прежнему нужны люди самых разных профессий, всё чаще мы говорим, что каждый в своей профессии должен быть творческим работником, человеком мыслящим. Таким образом, происходит переориентирование социального заказа - от подготовки исполнителя, как это было раньше, для подготовки творца. Такое переосмысление привело к появлению новых программ по трудовому обучению.
Именно появление новых подходов к методике трудового обучения, господство идеи развивающего обучения и концепция подготовки человека мыслящего, творческого, социально-активного побудило нас сделать предметом нашего исследования изучение народных культурных промыслов, как один из способов повышения творческих способностей во внеклассной работе. Так как, на наш взгляд, именно народные промыслы, народное искусство являются важнейшим средством как эстетического воспитания, так и средством формирования творческой, самостоятельной, активной личности.
В первой главе «Предпосылки использования народных ремесел в процессе обучения и воспитания детей» нами изучена история развития народных ремесел нашего края, рассмотрены традиционные народные ремесла и их воспитательная функция, представлены вопросы классификации и актуализации изучения народных ремесел.
Во второй главе «Формы и методы внеклассной и внешкольной работы» нами изучены задачи и формы внеклассной и внешкольной работы, проанализированы народные промыслы как средство обучения и воспитания учащихся, представлена методика работы кружка резьбы по дереву и результаты опытно-экспериментальной работы по исследованию заинтересованности учащихся в резьбе по дереву.
Проведенное нами исследование показало необходимость планомерной методической работы по изучению народных промыслов и включение в занятия виды работ по развитию творческих способностей. Закономерен, на наш взгляд, вывод о том, что учитель, который осуществляет эту работу, должен владеть специальными знаниями в области декоративно-прикладного искусства, педагогическими и психологическими знаниями, а также умением построить и провести комплексную работу, связанную с изучением народных промыслов.
Правильно построенная система внеклассных занятий по изучению народных промыслов, даст положительный результат, что и подтвердит: изучение народных промыслов будет способствовать развитию творческих способностей, эстетической культуры, художественного вкуса, почтительного отношения к культурным традициям своей Родины.
1. Андрианов, П.Н. Техническое творчество учащихся /
П.Н. Андрианов. -М.: Просвещение, 1986. - 541 с.
2. Андрианов, П.Н. Формы и методы воспитания у школьников творческого отношения к труду: Метод, пособие / П.Н. Андрианов, Д.П. Ельников. - М.: Педагогика, 1986. - 245 с.
3. Антонов, Л.П. Практикум в учебных мастерских. Учебное пособие для студентов пединститутов по специальности «Общетехнические дисциплины и труд» / Л.П.Антонов. - М.: Просвещение , 1976. - 400 с.
4. Ахметов, Л.Г. Курсовые и дипломные работы на технолого-экономическом факультете педвуза (методические рекомендации) / Л.Г.Ахметов. - Елабуга, 1999. - 44 с.
5. Бабанский, Ю.К. Методы обучения в современной общеобразовательной школе / Ю.К. Бабанский. - М.: Просвещение, 1985. - 256 с.
6. Бабанский, Ю.К. Оптимизация учебно-воспитательного процесса / Ю.К. Бабанский. - М.: Педагогика, 1992. - 192 с.
7. Волков, И.П. Приобщение школьников к творчеству: Из опыта работы / И.П.Волков. - М..: Просвещение, 1982. - 178 с.
8. Дубова, А.Г. Занятия по техническому труду в школьных мастерских (7-8 кл.) / А.Г. Дубова. - М.: Просвещение, 1972. - 208 с.
9. Журина, А.Я. Содержание трудового воспитания школьников /
A. Я. Журина, И.И. Зарецкая. - М.: Педагогика, 1989. - 144 с.
10. Колотилов, В. В. Внеурочная работа по технике и труду /
B. В. Колотилов. - Киров: Волго-Вятский кн. изд., 1989. - 160 с.
11. Костенков, П.П. Воспитание интереса к сельскохозяйственному труду / П.П. Костенков. - М.: Просвещение, 1977. - 207 с.
12. Кругликов, Г.И. Методика преподавания технологии с практикумом: Учебное пособие для студентов высших педагогических учебных заведений / Г.И. Кругликов. - М.: Издательский центр «Академия», 2002. - 480 с.
13. Кругликов, Г.И. Методика профессионального обучения с практикумом: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений / Г.И. Кругликов. - М.: Издательский центр «Академия», 2005. - 288 с.
14. Кудрявцев, Т.В. Психологические основы профессионально-технического обучения / Т.В. Кудрявцев, Н.И. Крылов. - М.: Педагогика.
1988. - 354 с.
15. Максимов, З.И. Обучение школьников основам художественных ремесел / З.И. Максимов // Школа и производство. - 1981. - №11. - С. 35-36.
16. Марченко, А.В. Сборник нормативно-методических материалов по технологии / А.В. Марченко, И.А. Сасова, М.И. Гуревич. - М.: Вент-Граф, 2004.-224 с.
17. Матвеева, Т.А. Изготовление художественных изделий их дерева. - М.:. Высш.шк. - 1992. - 223 с.
18. Махмутова, Х.И. Роспись по дереву: Пособие для учителя: Из опыта работы / Х.И. Махмутова. - М.: Просвещение, 1987. - 79 с.: ил.
19. Мельникова, Л.В. Методика трудового обучения. Обслуживающий труд / Л.В. Мельникова. - М.: Просвещение, 1985. - 224 с.
20. Муравьев, Е.М. Общие основы методики преподавания технологии / Е.М. Муравьев, В.Д. Симоненко. - Брянск: Издательство Брянского Государственного педагогического университета им. акад. И.Г.Петровского, НМЦ «Технология», 2000. - 235 с.
21. Муравьев, Е.М. Практикум в учебных мастерских / Е.М. Муравьев, М.П. Молодцов. - М.: Просвещение, 1987. - 240 с.
22. Мойсеук, Н.Е. Воспитание школьников на трудовых традициях сельских тружеников / Н.Е. Мойсеук. - М.: Просвещение, 1982. - 128 с.
23. Муравьев. Е.М. Общие основы методики преподавания технологии в общеобразовательных учреждениях / Е.М. Муравьев. - Шуя: Издательство Шуйского пединститута, 1996. - 156 с.
24. Овечкин, В.П., Концепция технологического образования школьников в общеобразовательных учреждениях РФ / В.П. Овечкин, В.Д. Симоненко. - Брянск, 1998. - 185 с.
25. Пидкасистый, П.И. Педагогика. Учебное пособие для студентов педвузов и педколледжей / П.И. Пидкасистый. - М.: Педагогическое общество России, 2002. - 640 с.
26. Подласый, И.П. Педагогика: Новый курс: Учебник для студентов высших учебных заведений. Книга 2: Процесс воспитания / И.П. Подласый. - М.: Гуманит.изд.центр ВЛАДОС, 2001. -256 с.: ил.
27. Симоненко, В.Д. Основы технологической культуры / В.Д. Симоненко. - Брянск: БГПУ, 1998. - 268 с.
28. Симоненко, В.Д. Профессиональная ориентация учащихся в процессе трудового обучения / В.Д. Симоненко. - М.: Просвещение, 1985. - 223 с.
29. Симоненко, В.Д. Методика обучения технологии / В.Д. Симоненко. - Изд-во Ишимского гос-го пед-ого инст-та. НМЦ «Технология» Брянск- Ишим, 1998. - 296 с.
30. Тхоржевский, Д.А. Методика трудового обучения с практикумом / Д.А. Тхоржевский. - М.: Просвещение, 1987. - 447 с.
31. Тхоржевский, Д.А. Занятие по техническому труду / Д.А.Тхоржевский. - М.: Просвещение, 1985. - 277 с.
32. Федотова, Г.Я. Дарите людям красоту / Г.Я. Федотова. - М.: Просвещение. - 1985. - 255 с.
33. Фридман, Л.М. Психологический справочник учителя / Л.М. Фридман, И.К. Кулагина. -М.: Просвещение, 1991. - 288 с.