Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ РАЗДЕЛУ ТЕХНОЛОГИИ «СОВРЕМЕННОЕ ПРОИЗВОДСТВО И ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ»

Работа №87684

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы45
Год сдачи2013
Стоимость4250 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
153
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ САМООПРЕДЕЛЕНИЕ УЧАЩИХСЯ КАК РЕЗУЛЬТАТ ОСВОЕНИЯ РАЗДЕЛА
ТЕХНОЛОГИИ «СОВРЕМЕННОЕ ПРОИЗВОДСТВО И ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ» 7
Профессиональная ориентация учащейся молодежи как одно из ключевых направлений стратегии развития образования республики Татарстан до 2015 7
Технологическое образование как фактор профессионального самоопределения выпускников школ 12
Выводы по первой главе 22
ГЛАВА II ДИДАКТИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ОБУЧЕНИЯ ШКОЛЬНИКОВ РАЗДЕЛУ ТЕХНОЛОГИИ «СОВРЕМЕННОЕ ПРОИЗВОДСТВО И ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ» 23
Методические аспекты получения знаний о мире профессий 23
Организация профессиональных проб 30
Выводы по второй главе 37
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 38
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ… 40


Образование всегда было детерминировано социальным заказом. В определении термина «социальный заказ» мы опираемся на положение М.Н. Арцева, согласно которому заказ на образование – «это отражение интересов тех сторон, чьи потребности удовлетворяются в деятельности образовательного учреждения».
Социальный заказ имеет экономические корни. Человек изучает дисциплины в той совокупности, последовательности и содержательной наполненности, которая обеспечивает понимание и «принятие» экономических преобразований. В условиях перехода России к рыночной экономике актуальным стал вопрос подготовки профессионально мобильных специалистов.
В связи с этим огромное внимание необходимо уделять проведению целенаправленной профориентационной работы среди школьников. Как показывают многочисленные исследования, молодежь не получает знаний о современном рынке труда, о правилах поведения на нем, слагаемых построения успешной профессиональной карьеры, о своих правах и обязанностях в сфере трудовых отношений. Молодежь не готова конкурировать и быть субъектом на рынке труда.
Современная ситуация в России, те проблемы, которые испытывают выпускники в профессиональном самоопределении заставляют по-новому взглянуть на организацию профориентационной работы в школе. Старшеклассники должны владеть не только комплексом необходимых знаний, но и обладать такими личностными качествами, которые позволили бы им реализовать себя в профессиональном и социальном плане. Концепция профильного обучения, предложенная Правительством России, предполагает, что к старшей школе ученик должен определиться с профилем своего дальнейшего обучения. Это накладывает особую ответственность на основную школу, где в 8-х и 9-х классах должна осуществляться предпрофильная подготовка.
В Федеральном государственном образовательном стандарте основного общего образования2 предусматривается обеспечение профессиональной ориентации обучающихся, направленной на оказание психолого- педагогической и информационной поддержки обучающихся в выборе ими направления дальнейшего обучения на ступени среднего (полного) общего образования, учреждениях профессионального образования, а также в социальном, профессиональном самоопределении3.
Образовательная область «Технология» рассматривается нами как основополагающая в профессиональном самоопределении школьников, поскольку никакой другой учебный предмет не знакомит учащегося с миром профессий в большем объеме.
Однако, с введением в действие нового стандарта основного общего образования (в нем технология предусмотрена только для 5-7 классов; а в 7 классе на ее изучение предусмотрен только 1 час в неделю) объем и содержание профориентационной работы учителя технологии должны быть пересмотрены.
Таким образом, сложилось противоречие между общественной необходимостью формирования технологической культуры учащихся, обеспечивающей их профессиональное самоопределение и школьной практикой, недостаточно реализующей этот социальный заказ. С нашей точки зрения, основная проблема заключается в недостаточной изученности формирования у учащихся основ для будущего выбора профессии на уроках технологии.
Объект исследования: формирование у учащихся основ для будущего выбора профессии.
Предмет исследования: методика формирования у учащихся основ для будущего выбора профессии на уроках технологии.
Цель исследования: составить комплекс методических материалов в помощь учителю технологии для формирования у учащихся профессионального самоопределения.
Задачи исследования:
1. Раскрыть профессиональную ориентацию учащейся молодежи как одно из ключевых направлений стратегии развития образования республики Татарстан до 2015 г.
2. Рассмотреть технологическое образование как фактор профессионального самоопределения выпускников школ.
3. Выделить методические аспекты получения знаний о мире профессий.
4. Раскрыть методические аспекты соотнесения знаний учащихся о себе со знаниями о профессиональной деятельности.
Теоретико-методологическую основу исследования труды по профессиональному самоопределению учащихся (С.Н. Чистякова, М.А. Холодная, П.С. Лернер) и др.
В ходе решения поставленных задач нами были использованы следующие общенаучные методы теоретического исследования: анализ учебной и методической литературы, учебно-программной и нормативной документации по общеобразовательной школе.
Методами эмпирического исследования послужили: наблюдение, изучение продуктов деятельности школьников, опрос учителей и учащихся.
Практическая значимость исследования: положения, сформулированные в работе, а также комплекс методических материалов предназначены для использования учителями технологии в работе с учащимися.
Структура работы отражает общую логику исследования. Работа состоит из введения, двух глав (четырех параграфов), заключения, списка использованных источников.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


В результате анализа стратегии развития образования Республики Татарстан нами были выявлены следующие особенности профориентации молодежи: отсутствие системного, целостного подхода в организации профориентационной работы с обучающимися; в республике, муниципальных районах и в образовательных учреждениях не создана целостная инфраструктура для организации профориентационной работы; профессиональная работа проводится в основном только на старшей ступени школы, что явно недостаточно; в профориентационной работе не задействованы работодатели, слабо участвуют службы занятости, недостаточно используются возможности СМИ, включая электронные.
Правительством Республики осознана необходимость разработки и внедрения в учебный процесс учебно-методических комплектов (УМК), включая электронные информационно-образовательные ресурсы, для различных групп лиц, задействованных в профориентационной работе.
Умение анализировать содержание профессий, оценивать свои профессиональные возможности и на зтой основе осуществлять жизненный и профессиональный выбор - одна из ключевых компетенций выпускника современной общеобразовательной школы. Профориентация как научное управление процессом профессионального самоопределения должна пронизывать собою все содержание обучения в школе, но приоритетная роль в профориентационной работе отводится образовательной области "Технология".
Профориентационная работа учителя технологии предполагает необходимость специальной организации их деятельности, включающей получение знаний о себе и о мире профессионального труда, а также последующего соотнесения знаний о себе со знаниями о профессиональной деятельности.
В ходе работы с учащимися предусмотрено использование комплекса психологических методик, направленных, во-первых, на изучение и анализ индивидуальных психологических качеств учащихся, а во-вторых, на обеспечение их психологического развития. В работе учителя могут использоваться разнообразные формы организации занятий и методы обучения: комбинированный урок, конференция, «круглый стол», пресс- конференция, индивидуальные и групповые беседы; демонстрация кино- и видеофильмов, семинары, описание профессий, встреча с представителями отдельных профессий, диспут, конкурс, составление и решение профориентационных кроссвордов и др.
Проводимые профессиональные пробы дают возможность учащимся углубить и закрепить полученные знания и умения. Школьники приобретают практический опыт работы по конкретной профессии и на основании этого определяют путь дальнейшего профессионального обучения.



1. Аксенова, Э.А. Профильное обучение: Состояние, поиск, перспективы: Книга для учителя / Э.А. Аксенова, О.Д. Палло, С.Н. Чистякова. – М.: Новая школа, 2005. – 184 с.
2. Аксёнова, Э.А. Профильное обучение в средней школе Франции / Э.А. Аксенова // Профильная школа . – 2004 . - № 1 . – С. 48-53.
3. Артемова, Л.К. Профильное обучение: опыт, проблемы, пути решения / Л.К. Артемова // Школьные технологии. – 2003. - №4. – С. 22-31.
4. Арефьев, И.П. Технология. Профориентация: Экономика России в опорных схемах и таблицах / И.П. Арефьев. – М.: Изд-во НЦ ЭНАС, 2005. – 96 с.
5. Арцев М.Н. Как подготовить образовательную программу школы // Практика административной работы в школе. – № 2. – 2003. – С. 6.
6. Атутов, П.Р. Связь трудового обучения с основами наук. Книга для учителя / П.Р. Атутов, Н.И. Бабкин, Ю.К. Васильев. – М.: Просвещение, 1983. – 128 с.
7. Атутов, П.Р. Технология и современное образование / П.Р. Атутов // Педагогика. – 1996. – №2. – С. 11-14.
8. Батышев, С.Я. Трудовая подготовка школьников / С.Я. Батышев. – М.: Педагогика, 1981. – 192 с.
9. Базовые и профильные курсы: цели, функции, содержание // Стандарты и мониторинг в образовании . – 2003 . - № 5 . – с. 30-34.
10. Батаршев, А. Диагностика профессионально важных качеств / А. Батаршев, И. Алексеева, Е. Майорова. – СПб. : Питер, 2007. – 192с.
11. Большой энциклопедический словарь. – М. : Большая Российская энциклопедия. – СПб. : Норинт, 2001. – 1456 с.
12. Воронина, Г. Профильные классы: решение дидактических проблем в практике общеобразовательных школ / Г. Воронина // Школа. – 2001. -
№ 6. - С. 84.
13. Грецов, А.Г. Выбираем профессию : Советы практического психолога / А.Г. Грецов. – СПб. : Питер, 2008. – 215 с.
14. Грецов, А.Г. Узнай себя : Психологические тесты для подростков / А.Г. Грецов, А.А. Азбель. – СПб. : Питер, 2008. – 176 с.
15. Загвязинский, В.И. Методология и методы психолого-педагогического исследования: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / В.И. Загвязинский, Р. Атаханов. – М. : Академия, 2005. – 208 с.
16. Климов, Е.А. Психология профессионального самоопределения : Учеб.пособие для студ.высш.пед.учеб.заведений / Е.А. Климов. - 4-е изд. – М. : Академия, 2010. – 304с.
17. Колесников, Н. Профориентация и предпрофильная подготовка / Н. Колесников, О. Ермолаева // Народное образование . – 2004 . - № 1 . – С. 97-100.
18. Комарова, А. Н. Готовность учителя профильной школы к проектированию элективных курсов как одна из составляющих его профессиональной компетентности [Текст] / А. Н. Комарова // Университетские округа России: интеграция региональных систем образования : сб. материалов IV всерос. науч.-практ. конф., 27–28 мая 2010 г. / [отв. ред. А. Л. Генкин]. – Санкт-Петербург ; Саранск, 2010. – С. 80–82.
19. Концепция профильного обучения на старшей ступени общего образования // Управление школой "ПС". – 2002. - № 20. - с.8; Учительская газета. – 2002. - № 42. - С.13; Дидакт. – 2002. - № 5. - С.3.
20. Краевский, В.В. Методология педагогики: новый этап : учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / В.В. Краевский, Е.В. Бережнова. – М.: Академия, 2006. – 400 с.
21. Краевский, В.В. Общие основы педагогики : учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / В.В. Краевский. – М. : Академия, 2006. – 256 с.
22. Краевский, В.В. Содержание образования: вперёд к прошлому. – М. : Педагогическое общество России, 2001. – 36 с.
23. Кропивянская, С.О. Выбор профессии: Оценка готовности школьников: 9-11 классы / С.О. Кропивянская [и др.]. – М.: ВАКО, 2009. – 160 с.
24. Кругликов, Г.И. Методика преподавания технологии с практикумом : учеб. пособие для студентов высших учебных заведений / Г.И. Кругликов. – М. : Академия, 2002. – 480 с.
25. Лернер, П.С. Инженер третьего тысячелетия : Учеб. пособие для профессионального самоопределения / П.С. Лернер. – М. : Академия, 2005. – 304с.
26. Лернер, П.С. Профильное образование: взаимодействие противоположностей / П.С. Лернер // Школьные технологии. – 2002. -
№ 6. - С. 75.
27. Лернер, П.С. Твоя профессиональная карьера / П.С. Лернер, Г.Ф. Михальченко, А.В. Прудило. – М.:Просведение, 2010. – 159 с.
28. Личность и профессия: психологическая поддержка и сопровождение : Учебное пособие для студентов вузов / Под ред. Л.М. Митиной. – М. : Академия, 2005. – 336 с.
29. Овечкин, В.П. Теоретико-методологические основы проектирования содержания технологического образования учащихся : автореф. … докт. пед. наук / В.П. Овечкин. – Ижевск, 2006. – 40 с.
30. Основы профориентологии : учеб.пособие для студ. высш. учеб. заведений / С.И. Вершинин, М.С. Савина, Л.Ш. Махмудов и др. – М. : Академия, 2009. – 176 с.
31. О мероприятиях по введению профильного обучения // Народное образование . – 2004 . - № 2 . – С. 260-264.
32. О мероприятиях по введению профильного обучения // Официальные документы в образовании . – 2003 . - № 34 . – С. 48-52.
33. Пояснительная записка к Федеральному государственному образовательному стандарту основного общего образования – Режим доступа: http://standart.edu.ru/catalog.aspx?CatalogId=2589.
34. Профессиональные пробы и выбор профессии: Книга для учителя / Под ред. С.Н. Чистяковой – М.: Просвещение, 2006.
35. Профильное обучение: первые итоги эксперимента, практика и перспективы // Вестник образования . - 2005 . - № 18 . - С. 70-74.
36. Пряжников, Н.С. Профессиональное самоопределение: теория и практика : учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Н.С. Пряжников. – М. : Издательский центр «Академия», 2008. – 320 с.
37. Пряжников, Н.С. Психология профессионального самоопределения: теория и практика : учеб. пособие для вузов / Н.С. Пряжников. – М. : Академия, 2008. – 320 с.
38. Пряжников, Н.С. Теория и практика профессионального самоопределения : Учебное пособие / Н.С. Пряжников. – М.: МГППИ, 1999. – 108 с.
39. Пряжникова, Е.Ю. Профориентация : Учебное пособие для вузов / Е. Ю. Пряжникова, Н.С. Пряжников. - 5-е изд.,стер. – М. : Академия, 2010. – 496 с.
40. Селевко, Г.К. Методика изучения курса «Найди свой путь» / Г.К. Селевко, О.Ю. Соловьева. – М.: Арсенал образования, 2007.
41. Смирнова, Е.Е. На пути к выбору профессии / Е.Е. Смирнова. – СПб. : КАРО, 2003. – 176 с.
42. Стандарт утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от «17» декабря 2010 г. № 1897 и зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации от
«01» февраля 2011 г. № 19644.
43. Технология. Профориентация: Тесты / Авт.-сост. И. П. Арефьев. – М.: Изд-во НЦ ЭНАС, 2005. – 96 с.
44. Технология: Твоя профессиональная карьера: Дидактические материалы: Книга для учителя / Под ред. С.Н. Чистяковой. – М.: Просвещение, 2008. – 111 с.
45. Титов, А.В. Построение системы понятий технологического образования как условие повышения качества знаний обучающихся : дис. ... канд. пед. наук / А.В. Титов. – Ижевск, 2005. – 220 с.
46. Толковый словарь иноязычных слов / Под ред. Л.П. Крысина. – М. : Изд-во Эксмо, 2005. – 944 с.
47. Толковый словарь русского языка: 80 000 слов и фразеологических выражений / Под ред. С.И. Ожегова и Н.Ю. Шведовой. – М. : А Темп, 2004. – 944 с.
48. Умовская, И.А. Твоя профессиональная карьера: Методика: Книга для учителя / И.А. Умовская, С.Н. Чистякова, Т.И. Шалавина. – М.: Просвещение, 2006. – 160 с.
49. Ускова, Н.П. Проектирование и организация профориентационного пространства в средней школе / Н.П. Ускова // Научный журнал
«Асирантский вестник РГУ имени С.А. Есенина. – 2006. – №7. – С.57- 63.
50. Холодная, М.А. Программы общеобразовательных учреждений: Твоя профессиональная карьера: 8-9 классы / Под ред. С.Н. Чистяковой. – М.: Просвещение, 2009. – 92 с.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ