МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ РАЗДЕЛУ ТЕХНОЛОГИИ «СОВРЕМЕННОЕ ПРОИЗВОДСТВО И ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ»
|
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ САМООПРЕДЕЛЕНИЕ УЧАЩИХСЯ КАК РЕЗУЛЬТАТ ОСВОЕНИЯ РАЗДЕЛА
ТЕХНОЛОГИИ «СОВРЕМЕННОЕ ПРОИЗВОДСТВО И ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ» 7
Профессиональная ориентация учащейся молодежи как одно из ключевых направлений стратегии развития образования республики Татарстан до 2015 7
Технологическое образование как фактор профессионального самоопределения выпускников школ 12
Выводы по первой главе 22
ГЛАВА II ДИДАКТИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ОБУЧЕНИЯ ШКОЛЬНИКОВ РАЗДЕЛУ ТЕХНОЛОГИИ «СОВРЕМЕННОЕ ПРОИЗВОДСТВО И ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ» 23
Методические аспекты получения знаний о мире профессий 23
Организация профессиональных проб 30
Выводы по второй главе 37
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 38
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ… 40
ГЛАВА I ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ САМООПРЕДЕЛЕНИЕ УЧАЩИХСЯ КАК РЕЗУЛЬТАТ ОСВОЕНИЯ РАЗДЕЛА
ТЕХНОЛОГИИ «СОВРЕМЕННОЕ ПРОИЗВОДСТВО И ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ» 7
Профессиональная ориентация учащейся молодежи как одно из ключевых направлений стратегии развития образования республики Татарстан до 2015 7
Технологическое образование как фактор профессионального самоопределения выпускников школ 12
Выводы по первой главе 22
ГЛАВА II ДИДАКТИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ОБУЧЕНИЯ ШКОЛЬНИКОВ РАЗДЕЛУ ТЕХНОЛОГИИ «СОВРЕМЕННОЕ ПРОИЗВОДСТВО И ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ» 23
Методические аспекты получения знаний о мире профессий 23
Организация профессиональных проб 30
Выводы по второй главе 37
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 38
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ… 40
Образование всегда было детерминировано социальным заказом. В определении термина «социальный заказ» мы опираемся на положение М.Н. Арцева, согласно которому заказ на образование – «это отражение интересов тех сторон, чьи потребности удовлетворяются в деятельности образовательного учреждения».
Социальный заказ имеет экономические корни. Человек изучает дисциплины в той совокупности, последовательности и содержательной наполненности, которая обеспечивает понимание и «принятие» экономических преобразований. В условиях перехода России к рыночной экономике актуальным стал вопрос подготовки профессионально мобильных специалистов.
В связи с этим огромное внимание необходимо уделять проведению целенаправленной профориентационной работы среди школьников. Как показывают многочисленные исследования, молодежь не получает знаний о современном рынке труда, о правилах поведения на нем, слагаемых построения успешной профессиональной карьеры, о своих правах и обязанностях в сфере трудовых отношений. Молодежь не готова конкурировать и быть субъектом на рынке труда.
Современная ситуация в России, те проблемы, которые испытывают выпускники в профессиональном самоопределении заставляют по-новому взглянуть на организацию профориентационной работы в школе. Старшеклассники должны владеть не только комплексом необходимых знаний, но и обладать такими личностными качествами, которые позволили бы им реализовать себя в профессиональном и социальном плане. Концепция профильного обучения, предложенная Правительством России, предполагает, что к старшей школе ученик должен определиться с профилем своего дальнейшего обучения. Это накладывает особую ответственность на основную школу, где в 8-х и 9-х классах должна осуществляться предпрофильная подготовка.
В Федеральном государственном образовательном стандарте основного общего образования2 предусматривается обеспечение профессиональной ориентации обучающихся, направленной на оказание психолого- педагогической и информационной поддержки обучающихся в выборе ими направления дальнейшего обучения на ступени среднего (полного) общего образования, учреждениях профессионального образования, а также в социальном, профессиональном самоопределении3.
Образовательная область «Технология» рассматривается нами как основополагающая в профессиональном самоопределении школьников, поскольку никакой другой учебный предмет не знакомит учащегося с миром профессий в большем объеме.
Однако, с введением в действие нового стандарта основного общего образования (в нем технология предусмотрена только для 5-7 классов; а в 7 классе на ее изучение предусмотрен только 1 час в неделю) объем и содержание профориентационной работы учителя технологии должны быть пересмотрены.
Таким образом, сложилось противоречие между общественной необходимостью формирования технологической культуры учащихся, обеспечивающей их профессиональное самоопределение и школьной практикой, недостаточно реализующей этот социальный заказ. С нашей точки зрения, основная проблема заключается в недостаточной изученности формирования у учащихся основ для будущего выбора профессии на уроках технологии.
Объект исследования: формирование у учащихся основ для будущего выбора профессии.
Предмет исследования: методика формирования у учащихся основ для будущего выбора профессии на уроках технологии.
Цель исследования: составить комплекс методических материалов в помощь учителю технологии для формирования у учащихся профессионального самоопределения.
Задачи исследования:
1. Раскрыть профессиональную ориентацию учащейся молодежи как одно из ключевых направлений стратегии развития образования республики Татарстан до 2015 г.
2. Рассмотреть технологическое образование как фактор профессионального самоопределения выпускников школ.
3. Выделить методические аспекты получения знаний о мире профессий.
4. Раскрыть методические аспекты соотнесения знаний учащихся о себе со знаниями о профессиональной деятельности.
Теоретико-методологическую основу исследования труды по профессиональному самоопределению учащихся (С.Н. Чистякова, М.А. Холодная, П.С. Лернер) и др.
В ходе решения поставленных задач нами были использованы следующие общенаучные методы теоретического исследования: анализ учебной и методической литературы, учебно-программной и нормативной документации по общеобразовательной школе.
Методами эмпирического исследования послужили: наблюдение, изучение продуктов деятельности школьников, опрос учителей и учащихся.
Практическая значимость исследования: положения, сформулированные в работе, а также комплекс методических материалов предназначены для использования учителями технологии в работе с учащимися.
Структура работы отражает общую логику исследования. Работа состоит из введения, двух глав (четырех параграфов), заключения, списка использованных источников.
Социальный заказ имеет экономические корни. Человек изучает дисциплины в той совокупности, последовательности и содержательной наполненности, которая обеспечивает понимание и «принятие» экономических преобразований. В условиях перехода России к рыночной экономике актуальным стал вопрос подготовки профессионально мобильных специалистов.
В связи с этим огромное внимание необходимо уделять проведению целенаправленной профориентационной работы среди школьников. Как показывают многочисленные исследования, молодежь не получает знаний о современном рынке труда, о правилах поведения на нем, слагаемых построения успешной профессиональной карьеры, о своих правах и обязанностях в сфере трудовых отношений. Молодежь не готова конкурировать и быть субъектом на рынке труда.
Современная ситуация в России, те проблемы, которые испытывают выпускники в профессиональном самоопределении заставляют по-новому взглянуть на организацию профориентационной работы в школе. Старшеклассники должны владеть не только комплексом необходимых знаний, но и обладать такими личностными качествами, которые позволили бы им реализовать себя в профессиональном и социальном плане. Концепция профильного обучения, предложенная Правительством России, предполагает, что к старшей школе ученик должен определиться с профилем своего дальнейшего обучения. Это накладывает особую ответственность на основную школу, где в 8-х и 9-х классах должна осуществляться предпрофильная подготовка.
В Федеральном государственном образовательном стандарте основного общего образования2 предусматривается обеспечение профессиональной ориентации обучающихся, направленной на оказание психолого- педагогической и информационной поддержки обучающихся в выборе ими направления дальнейшего обучения на ступени среднего (полного) общего образования, учреждениях профессионального образования, а также в социальном, профессиональном самоопределении3.
Образовательная область «Технология» рассматривается нами как основополагающая в профессиональном самоопределении школьников, поскольку никакой другой учебный предмет не знакомит учащегося с миром профессий в большем объеме.
Однако, с введением в действие нового стандарта основного общего образования (в нем технология предусмотрена только для 5-7 классов; а в 7 классе на ее изучение предусмотрен только 1 час в неделю) объем и содержание профориентационной работы учителя технологии должны быть пересмотрены.
Таким образом, сложилось противоречие между общественной необходимостью формирования технологической культуры учащихся, обеспечивающей их профессиональное самоопределение и школьной практикой, недостаточно реализующей этот социальный заказ. С нашей точки зрения, основная проблема заключается в недостаточной изученности формирования у учащихся основ для будущего выбора профессии на уроках технологии.
Объект исследования: формирование у учащихся основ для будущего выбора профессии.
Предмет исследования: методика формирования у учащихся основ для будущего выбора профессии на уроках технологии.
Цель исследования: составить комплекс методических материалов в помощь учителю технологии для формирования у учащихся профессионального самоопределения.
Задачи исследования:
1. Раскрыть профессиональную ориентацию учащейся молодежи как одно из ключевых направлений стратегии развития образования республики Татарстан до 2015 г.
2. Рассмотреть технологическое образование как фактор профессионального самоопределения выпускников школ.
3. Выделить методические аспекты получения знаний о мире профессий.
4. Раскрыть методические аспекты соотнесения знаний учащихся о себе со знаниями о профессиональной деятельности.
Теоретико-методологическую основу исследования труды по профессиональному самоопределению учащихся (С.Н. Чистякова, М.А. Холодная, П.С. Лернер) и др.
В ходе решения поставленных задач нами были использованы следующие общенаучные методы теоретического исследования: анализ учебной и методической литературы, учебно-программной и нормативной документации по общеобразовательной школе.
Методами эмпирического исследования послужили: наблюдение, изучение продуктов деятельности школьников, опрос учителей и учащихся.
Практическая значимость исследования: положения, сформулированные в работе, а также комплекс методических материалов предназначены для использования учителями технологии в работе с учащимися.
Структура работы отражает общую логику исследования. Работа состоит из введения, двух глав (четырех параграфов), заключения, списка использованных источников.
В результате анализа стратегии развития образования Республики Татарстан нами были выявлены следующие особенности профориентации молодежи: отсутствие системного, целостного подхода в организации профориентационной работы с обучающимися; в республике, муниципальных районах и в образовательных учреждениях не создана целостная инфраструктура для организации профориентационной работы; профессиональная работа проводится в основном только на старшей ступени школы, что явно недостаточно; в профориентационной работе не задействованы работодатели, слабо участвуют службы занятости, недостаточно используются возможности СМИ, включая электронные.
Правительством Республики осознана необходимость разработки и внедрения в учебный процесс учебно-методических комплектов (УМК), включая электронные информационно-образовательные ресурсы, для различных групп лиц, задействованных в профориентационной работе.
Умение анализировать содержание профессий, оценивать свои профессиональные возможности и на зтой основе осуществлять жизненный и профессиональный выбор - одна из ключевых компетенций выпускника современной общеобразовательной школы. Профориентация как научное управление процессом профессионального самоопределения должна пронизывать собою все содержание обучения в школе, но приоритетная роль в профориентационной работе отводится образовательной области "Технология".
Профориентационная работа учителя технологии предполагает необходимость специальной организации их деятельности, включающей получение знаний о себе и о мире профессионального труда, а также последующего соотнесения знаний о себе со знаниями о профессиональной деятельности.
В ходе работы с учащимися предусмотрено использование комплекса психологических методик, направленных, во-первых, на изучение и анализ индивидуальных психологических качеств учащихся, а во-вторых, на обеспечение их психологического развития. В работе учителя могут использоваться разнообразные формы организации занятий и методы обучения: комбинированный урок, конференция, «круглый стол», пресс- конференция, индивидуальные и групповые беседы; демонстрация кино- и видеофильмов, семинары, описание профессий, встреча с представителями отдельных профессий, диспут, конкурс, составление и решение профориентационных кроссвордов и др.
Проводимые профессиональные пробы дают возможность учащимся углубить и закрепить полученные знания и умения. Школьники приобретают практический опыт работы по конкретной профессии и на основании этого определяют путь дальнейшего профессионального обучения.
Правительством Республики осознана необходимость разработки и внедрения в учебный процесс учебно-методических комплектов (УМК), включая электронные информационно-образовательные ресурсы, для различных групп лиц, задействованных в профориентационной работе.
Умение анализировать содержание профессий, оценивать свои профессиональные возможности и на зтой основе осуществлять жизненный и профессиональный выбор - одна из ключевых компетенций выпускника современной общеобразовательной школы. Профориентация как научное управление процессом профессионального самоопределения должна пронизывать собою все содержание обучения в школе, но приоритетная роль в профориентационной работе отводится образовательной области "Технология".
Профориентационная работа учителя технологии предполагает необходимость специальной организации их деятельности, включающей получение знаний о себе и о мире профессионального труда, а также последующего соотнесения знаний о себе со знаниями о профессиональной деятельности.
В ходе работы с учащимися предусмотрено использование комплекса психологических методик, направленных, во-первых, на изучение и анализ индивидуальных психологических качеств учащихся, а во-вторых, на обеспечение их психологического развития. В работе учителя могут использоваться разнообразные формы организации занятий и методы обучения: комбинированный урок, конференция, «круглый стол», пресс- конференция, индивидуальные и групповые беседы; демонстрация кино- и видеофильмов, семинары, описание профессий, встреча с представителями отдельных профессий, диспут, конкурс, составление и решение профориентационных кроссвордов и др.
Проводимые профессиональные пробы дают возможность учащимся углубить и закрепить полученные знания и умения. Школьники приобретают практический опыт работы по конкретной профессии и на основании этого определяют путь дальнейшего профессионального обучения.



