Раскрытие образа города и его окрестностей путем художественного анализа оригинального текста Диккенса на примере «Приключения Оливера Твиста» и «Холодный дом»
Введение
Глава I. Особенности формирования английской культуры эпохи Викторианства и способы ее проявления в литературе конца XVIII и начала XIX века
1.1. Характеристика литературного процесса в Англии конца XVIII и начала XIX века
1.2. Жанровые особенности социальных романов Ч. Диккенса
«Приключения Оливера Твиста» и «Холодный дом»
1.3. Художественные средства отображения реальности, характерные для творчества Чарльза Диккенса
Выводы
Глава II. Образ и значение города в жизни и творчестве Ч. Диккенса
2.1. Теория образов и их классификация. Образ города, как средство отображения действительности и прошлого опыта в произведениях Чарльза Диккенса
2.2. Образ города в произведениях Чарльза Диккенса
«Приключения Оливера Твиста» и «Холодный дом»
Выводы
Заключение
Список использованной литературы
Начало Викторианской эпохи ознаменовалось большими переменами в политическом и общественном строе Англии, которые, прежде всего, были отражены деятелями культуры и искусства, и, конечно же, литературы. На смену романтизму приходит реализм, который призван снять пелену с глаз, как политических деятелей, так и простых обывателей. Одним из лучших писателей, которому удалось живо и ярко, сатирически метко и иронически точно описать происходящее в своих работах стал Чарльз Диккенс.
Именно поэтому, на протяжении всего времени, вплоть до наших дней,
Ч. Диккенс оставался и остается одним из любимейших писателей мирового уровня. Его работы остаются актуальными, и по сей день, особенно в России и странах третьего мира, а для европейского читателя он является своего рода летописцем эпохи Викторианства. Также не утихает интерес и литературоведов к его творчеству. Он, как один из талантливейших представителей мастеров создания социального романа сумел в своих работах не только показать и разделить с читателями свою точку зрения, но и боль. Стараясь обличить социальную политику, направленную на создание таких законов, которые делали жизнь простого народа невыносимой, ожесточая их сердца и души, вытесняя их на обочину жизни. Он показывал что люди, загнанные в угол, способны на такие безнравственные, а порой и аморальные поступки, совершив которые их душа будет страдать, пока не найдет избавление в смерти. Эта самая обочина жизни рисовалась им с особой точностью и тонкостью, и смогла найти выход в описании города и его окрестностей буквально во всем: в жизни людей, в природе, в архитектуре и т.д. Поэтому, на наш взгляд, все вышесказанное делает тему, выбранную нами, особо актуальной.
Целью данной работы является раскрытие образа города и его окрестностей, путем художественного анализа оригинального текста Диккенса на примере двух его социальных романов «Приключения Оливера Твиста» и «Холодный дом». Для достижения поставленной нами цели, мы выделили ряд задач:
1. Назвать особенности формирования английской культуры Викторианской эпохи, и, ее проявления в литературе конца XVIII и начала XIX века;
2. Выявить моральную составляющую Викторианской эпохи и рассмотреть степень ее влияния на литературные произведения Чарльза Диккенса;
3. Раскрыть ход развития литературного процесса в Англии литературе конца XVIII и начала XIX века;
4. Рассмотреть образ города и его окрестностей, изображенный Чарльзом Диккенсом в произведениях «Приключения Оливера Твиста» и «Холодный дом».
Так, объектом нашего исследования являются вышеуказанные романы писателя, а предметом - описание города и его окрестностей.
Методами исследования являлись метод определения понятий, художественный и сравнительный анализы текстов описания образов городской и сельской местностей в произведениях Ч. Диккенса «Приключения Оливера Твиста» и «Холодный Дом», и, синтез.
Новизна данной работы заключается в том, что своим предметом исследования мы выбрали образ города и его окрестностей, а так же попытались найти связь и ярко выраженное противопоставление городской жизни сельской, как источников тепла и надежды и безысходностью морального падения героев.
Теоретическая значимость данной работы заключается в том, что она раскрывает значение образа города в жизни и творчестве Ч. Диккенса. Также наша работа имеет практическую значимость, которая заключается в возможности ее использования на уроках внеклассного чтения в старших классах для сравнительного, сопоставительного или художественного анализа произведений Ч. Диккенса, с точки зрения описания образа города и его окрестностей, и, их взаимосвязи с настроениями, описываемых в указанных нами романах.
В своей работе мы опирались на исследование научных и критических работ таких отечественных авторов, как В.В. Ивашевой, М.Ю. Черномазовой, Н.Я. Дьяконовой, Н. М. Катарского и Т.И. Сильмана, а также ряд зарубежных критиков: Х. Пирсона и Э. Уилсона.
Структура нашей работы включает в себя: введение, две главы - теоретическую и практическую, заключение, список литературы. Во введении мы определяем аппарат исследования: актуальность, цель и задачи, объект и предмет, методы исследования, новизну, теоретическую и практическую значимость, а также описываем общую структуру работы. В первой главе мы раскрываем особенности формирования английской культуры и ее проявления в период конца XVIII и начала XIX века, даем определение понятию «социальный роман», и, рассматриваем, какие художественные средства отображения реальности характерны для творчества Диккенса. Во второй главе, мы рассмотрели образ города, описанный Диккенсом в произведениях «Приключения Оливера Твиста» и «Холодный дом» и показали, какую роль в общей направленности произведений играет образ города. В заключении мы приводим результаты нашей исследовательской работы.
Эпоха Викторианства оказала большое влияние на английскую культуру, и, особенно, литературу. Одним из его проявлений стало рождение нового литературного жанра - социальный роман. В его развитии неоценимую роль сыграл Чарльз Диккенс, тем самым, внеся большой вклад в демократическую культуру английского народа. Правда жизни в ее существеннейших, типических проявлениях составляет содержание лучших его романов и повестей. На их страницах возникает широкая и многообразная картина действительности, охватывающая все слои общества, и особенно трудовые массы. Диккенс обличает двойственность Викторианской морали, и, осмеивает ее со свойственным ему сарказмом и иронией, которая, порой, отдает горечью. Мастерское раскрытие социальных противоречий капиталистической Англии, описание ее быта и нравов, глубокое понимание национального характера придают большую познавательную ценность его произведениям.
Особенной экспрессивностью отличаются в его описаниях богатство языка и метафоричность. Диккенс создавал свои образы по одному художественному принципу, пользуясь приемом контраста и повтора, подчеркивая какую-то одну типическую деталь или типичный мотив, который оставался затем ведущим. Благодаря этой черте, образы Диккенса приобретали четкость и наглядность и в силу своей огромной выразительности надолго запечатлевались в памяти читателя.
Язык Диккенса то лиричный, то приподнято патетический, то разговорный, то торжественный. Разговорная речь в книгах Диккенса насыщена идиомами и народными оборотами, характерными для его времени. Диккенс, мастер широких обобщений, умел блестяще находить те реалистические детали, без которых невозможна полнота и конкретность художественного рисунка. Мелочи, незначительные на первый взгляд, но на самом деле типические, приобретают в романах Диккенса большую значимость, придают образам неожиданную выразительность, расшифровывают то значение, которое им хочет придать автор. Особенности мастерства Диккенса обуславливают живость и убедительность созданных им картин.
Образ города, довольно часто звучит в произведениях Диккенса, и, обладает удивительной способностью раскрывать, предсказывать или отражать действительность в произведениях автора. Это происходит потому, что образ города, созданный Диккенсом, точно отражает время и характер происходящего. В данной работе, мы рассмотрели образ города, описываемый Диккенсом, на примере двух его произведений «Приключения Оливера Твиста» и «Холодный дом», и, определили его, как динамичный, одновременно описательный и символический.
Яркость и метафоричность образа города, в произведениях анализируемых нами, достигнута автором с помощью различных художественных средств, как, например, олицетворение или гипербола, которые часто встречаются, в рассмотренных нами произведениях. Говоря об особенностях создания образа города, следует выделить такое художественное средство, как эвфония, которую нередко применял Диккенс, передавая сочетанием звуков настроение персонажей, ритм и характер движения, как, например, стук молотков или каблуков, бой часов.
В ходе работы мы пришли к выводу о том, что описание образа города в произведениях «Приключения Оливера Твиста» и «Холодный дом» помогает раскрыть суть произведений, беря на себя сразу несколько функций. Описанием образа города автор, помогает читателю настроится на атмосферу описываемых действий и явлений, и, как - бы пропитаться их духом. Функция предзнаменования нередко звучит в описании природы, погоды или состояния окружающей обстановки, помогая читателю почувствовать исход ситуации, еще до начала ее описания. Пояснительная функция описания города раскрывает характер явления, действия или персонажа и отражает его суть.
Таким образом, мы рассмотрели образ города и его функции в произведениях Чарльза Диккенса, и, пришли к выводу о том, что посредством использования описаний образа города, автор раскрывает суть произведений, делая его сюжет более полным, ярким и реалистичным. Образ города и его составляющие, будь то описание природы, погоды или архитектуры, это отражение отношения самого автора к происходящему в его произведениях, а, следовательно, передает оценочные суждения Диккенса, тем самым, выполняя посредническую роль в общении автора с читателем.
1. Акройд П. Биография Лондона // Иностранная литература. - № 10 -
2002.- С. 6 - 9.
2. Английская литература от XIX века к XX, от XX к XIX. Проблема взаимодействия литературных эпох/ А.П. Саруханян, М.И. Свердлов, В.Н. Руднев / под ред. А.П. - Спб.: ИМЛИ РАН, 2009. - 568 с.
3. Арнольд И.В. Стилистика современного английского языка. - М.: Просвещение, 2008. - С. 90 - 98.
4. Боголепова Т.Г. Мотив движущегося времени в поздних романах чарлза диккенса. - М.: АКАДЕМИЯ, 2007. - 315 с.
5. Винедиктова (Черномазова) М. Ю. Традиции готической литературы в творчестве Ч. Диккенса // Филологическая наука в XXI веке: взгляд молодых. Материалы V Всероссийской конференции молодых ученых. - Ярославль: РЕМДЕР, 2006. - С. 260-263.
6. Гальперин И.Р. Очерки по стилистике английского языка. - М.: Астрель, 2007. - 459 с.
7. Гениева Е. Ю.Творчество Диккенса 50 - 60-х годов. - М.: изд-во МГУ, 2001. - С. 138 - 194.
8. Джон Голсуорси. Предисловие к роману Диккенса "Холодный дом" // Джон Голсуорси. Собр. соч. в 16 томах. Т. 16, М.: Литера , 2002. С. 351-355.
9. Джордж Оруэлл. Чарльз Диккенс // Оруэлл Дж. Скотный двор. Памяти Каталонии. Эссе. М.: АСТ, 2004. С. 548-604.
10. Дьяконова Н.Я. Философские истоки миросозерцания Диккенса // Известия РАН. Серия литературы и языка. М., 2006. - № 1 - С. 17 - 28.
11. Зарубежная литература Х!Х века. Зарубежная литература XIX века: Романтизм: Хрестоматия / А. С. Дмитриева, Б. И. Колесникова, Н. Н. Новиковой / под ред. Н.А.Соловьевой. - М.: изд-во МГУ, 2005. - С. 72 - 143.
12. Знаменская Т.А. Стилистика английского языка. Основы курса / пер. с англ. - М.: Едиториал, 2002. - 208 с.
13. Ивашева В. В. Творчество Диккенса. - М.: изд-во МГУ, 2005. - С. 45 - 48.
14. Ивашева В.В. Чарльз Диккенс. - М.: изд-во МГУ, 2003. - 285 с.
15. Кагарлицкий Ю. И. Чарльз Диккенс. Путешествие пиквикистов // Кагарлицкий Ю. И. Литература и театр Англии XVIII-XX вв.: авторы, сюжеты, персонажи: Избранные очерки / Сост. С.Я. Кагарлицкая. - М.: Альфа, 2006. - С. 172 - 225.
16. Катарский И.М. Диккенс в России. Середина XIX века. - М.: Альфа,
2003. - 512 с.
17. Катарский И.М. Диккенс: Критико-биографический очерк. М.: изд-во МГУ, 2001. - С. 114 - 127.
18. Леонова Н., Никитина Г. Английская литература. - М.: Флинта, 2002. - 368 с.
19. Львов-Рогачевский В. Словарь литературных терминов. - М.: ИМПЕР,
2005. - 715 с.
20. Михайловский Б. Урбанизм. // Литературная энциклопедия. - М.: Ринел, 2009. - С. 786.
21. Оруэлл Дж. Чарльз Диккенс // Джордж Оруэлл. Эссе. Статьи. Рецензии.
- Пермь: КАПИК, 2002. - С. 75-79.
22. Пирсон Х. Диккенс. - М.: Молодая Гвардия, 2003. - 512 с.
23. Свердлов М. "Оливер!" как симптом: К истории восприятия романа Ч. Диккенса "Приключения Оливера Твиста" в ХХ веке // Английская литература от XIX века к XX, от XX к XIX: Проблема взаимодействия литературных эпох. - М.: ИМЛИ РАН, 2009. С. 462-479.
24. Сильман Т.И. Диккенс: Очерки творчества. - СПБ.: ПИТЕР, 2007. - 385 с.
25. Скребнев Ю.М. Основы стилистики английского языка. - М.: АСТРЕЛЬ, 2003. - 221 с.
26. Соловьева Н.А., Колесников Б.И. История зарубежной литературы ХЕХ века. - М.: Академия, 2005. - 637 с.
27. Тайна Чарьза Диккенса: Библиографические разыскания / под ред. Н. А. Михальской. - М.: Риверс, 2001. - 367 с.
28. Тугушева М. Чарльз Диккенс. Очерк жизни и творчества. - М.: Детская Литература , 2007, с.167 - 168.
29. Уилсон Э. Мир Чарльза Диккенса. - М.: Просвещение, 2005. - 417 с.
30. Урнов М.В. Великий романист Чарльз Диккенс // Урнов М.В. Вехи традиции в английской литературе. М.: Художественная литература, 2003. - с. 90-140.
31. Урнов М.В. На рубеже веков. Очерки английской литературы (конец Х!Х - начало XX в.). - М.: Высшая Школа, 2007. - 432 с.
32. Флоренский П.А. Анализ пространственности и времени в художественно-изобразительных произведениях. - М.: Прогресс, 2003. - С. 101 - 114.
33. Чарльз Диккенс. Библиография русских переводов и критической литературы на русском языке. - СПБ: ИНТЕР, 2008. - С. 30 - 33.
34. Черномазова М. Ю. Готические мотивы в романе Ч. Диккенса «Приключения Оливера Твиста» // Вестник Тамбовского государственного университета. Серия: Гуманитарные науки. - 2008. - № 9. - С. 179 - 182.
35. Честертон Г.К. Чарльз Диккенс. - М.: Радуга, 2002. - 482 с.
36. Шанский Н.М. Лингвистический анализ художественного текста. - СПБ.: ПИТЕР, 2009. - 289 с.
37. Шкловский В.Б. Диккенс. Теория прозы. - М.: АРДИС, 2003. С. 204 - 212.
38. Зарецкий В.А. Развитие теории образов [Электорнный ресурс] / В.А. Зарецкий / Режим доступаhttp://5fan.ru/wievjob.php?id=4980,свободный.
39. Ковалик И., Коцюбинская М. Проблемы литературоведения: Теория литературы [Электронный ресурс] / И. Ковалик, М. Коцюбинская / Режим доступа:http://www.superinf.ru/view helpstud.php?id=308,свободный.