ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ УЧЕБНОЙ
МОТИВАЦИИ ШКОЛЬНИКОВ 7
1.1 Учебная мотивация школьника как психолого-педагогическая
проблема 7
1.2 Особенности мотивационно-ценностного отношения младших
школьников к учебной деятельности 16
1.3 Психолого-педагогические условия формирования учебной мотивации младших школьников 24
Выводы по первой главе 35
ГЛАВА 2. ПРОЦЕСС ФОРМИРОВАНИЯ УЧЕБНОЙ МОТИВАЦИИ
МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ 37
2.1 Анализ опыта работы учителей начальных классов по формированию мотивационно- ценностного отношения младших школьников к учебной
деятельности 37
2.2 Опытно-экспериментальная работа по изучению влияния преобладающих мотивов учения на успеваемость младшего школьника 42
2.3 Практические рекомендации для педагогов по повышению уровня
мотивации учения младших школьников 49
Выводы по второй главе 55
Заключение 57
Список литературы 62
Приложение
Актуальность. В современном постоянно меняющемся, динамичном мире на первый план выходит не просто обучение учащегося предметным знаниям, умениям, навыкам, а личность обучающегося, как будущего активного деятеля, обеспечивающего общественный прогресс, сохранение и развитие жизни на Земле. Именно личность и индивидуальность человека с присущими ему характеристиками являются результатом образовательного процесса. При этом воспитание личности заключается, прежде всего, в развитии системы его потребностей и мотивов. Характер мотивации учения и особенности личности являются, по сути, показателями качества образования. В настоящее время в современной школе по-прежнему достаточно остро стоит задача повышения эффективности обучения. Это связано в первую очередь с тем, что год от года растет объем информации, которую ученики должны усвоить. Отсюда следует, что проблема заключается в поиске таких средств и способов, которые бы способствовали прочному, осмысленному усвоению знаний учащимися. В качестве одного от таких средств, следует, на наш взгляд, рассматривать формирование у учеников уже с первых дней обучения в школе учебной мотивации.
Мотивация - побуждения, вызывающие активность организма и определяющие ее направленность.
Проблема формирования мотивации учения лежит на стыке обучения и воспитания, является важнейшим аспектом современного обучения. Это означает, что здесь в поле внимания психолога оказывается не только осуществляемое школьником учение, но и происходящее в ходе учения развитие личности учащегося.
Проблеме мотивации учения уделяется пристальное внимание в отечественной педагогике. Важность ее решения определяется тем, что мотивация учения представляет собой решающий фактор эффективности учебного процесса.
Проблема исследования: каковы психолого-педагогические условия формирования учебной мотивации младших школьников.
Тема исследования: «Формирование учебной мотивации младших школьников в образовательном процессе современной школы».
Объектом исследования является учебно-воспитательный процесс в современной школе.
Предмет исследования: психолого-педагогические условия, способствующие формированию учебной мотивации младших школьников.
Целью исследования является выявление психолого-педагогических условий, способствующих повышению эффективности формирования учебной мотивации младших школьников.
Достижение поставленной цели является возможным при решении ряда задач, которые могут быть определены как:
- выявление сущности и содержания понятия «учебная мотивация»;
- рассмотрение классификаций мотивов учения в психолого-педагогической литературе;
- выявление факторов, влияющих на формирование мотивации учебной деятельности учащихся;
- выявление влияния преобладающих мотивов учения на успеваемость младших школьников;
- разработка практических рекомендаций по эффективному формированию учебной мотивации младших школьников.
Гипотеза исследования: формирование учебной мотивации младших школьников будет более результативным, если:
- учитывать уровень, характер и специфику учебной мотивации учащихся младших классов;
- применять формы и методы обучения, способствующие осознанию школьниками смысла учения;
- обеспечивать преобладание положительных эмоций школьников в процессе обучения;
- повышать удельный вес внутренней мотивации учения.
Методологическую основу исследования составляют гуманистические концепции формирования личности, фундаментальные психолого-педагогические положения:
- о сущности человека как активного субъекта, познающего и преобразующего мир и самого себя в процессе деятельности (В.Г. Афанасьев, Н.Булгаков, Б.Г. Гершунский, М.Шелер и др.);
- о личностно-ориентированном образовании (К.А. Абульханова-Славская, Б.Г. Ананьев, В.А. Петровский, А.Н. Леонтьев и др.).
В ходе исследования были использованы следующие методы исследования:
- эмпирические методы:
• наблюдение;
• анкетирование;
• изучение и анализ школьной документации;
• беседа
- теоретические методы:
• теоретический анализ литературы в аспекте изучаемой проблемы;
• изучение и обобщение передового педагогического опыта;
• абстрагирование, сравнение, синтез, аналогии, обобщение;
• классификация и систематизация.
Базой исследования послужила средняя школа №9 г. Набережные Челны. В исследовании приняли участие 30 учеников, девочек -14, мальчиков -16.
Практическая значимость данной работы заключается в выявлении условий и разработка практических рекомендаций, при которых происходит эффективное формирование положительных мотивов учения у младших школьников. Практические рекомендации могут быть использованы в деятельности учителей начальных классов с целью повышения мотивации учения и качества образования младших школьников.
На защиту выносятся:
• психолого-педагогические условия, определяющие эффективность формирования учебной мотивации младших школьников;
• результаты эмпирического исследования мотивации младших школьников.
Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы и приложения.
Во введении дается методологический аппарат исследования, определяются его цели и задачи.
Первая глава содержит теоретические основы формирования учебной мотивации школьников.
Во второй главе представлены результаты проведенной опытно-экспериментальной работы, а также практические рекомендации для педагогов по формированию мотивации учения младших школьников.
Заключение содержит выводы по проведенному исследованию.
Любая деятельность, в том числе и учебная, осуществляется под влиянием целого ряда условий и факторов, главными из которых являются потребности. Сами потребности вызывают причины поступков человека, которые психологами называются мотивами. Совокупность тех или иных мотивов составляет мотивацию личности. Как регулятор учебной деятельности мотивация пронизывает все психологические процессы обучаемого и оказывает воздействие на всю гамму мотивационных отношений.
Мотивация - это побуждения, вызывающие активность организма и определяющие ее направленность. Мотивация - это один из важнейших процессов для понимания поведения школьника наряду с такими понятиями, как восприятие, личность, установка, научение.
Во-первых, она определяется самой образовательной системой, образовательным учреждением, где осуществляется учебная деятельность;
- во-вторых, — организацией образовательного процесса;
- в-третьих,— субъектными особенностями обучающегося (возраст, пол, интеллектуальное развитие, способности, уровень притязаний, самооценка, его взаимодействие с другими учениками и т.д.);
- в-четвертых,— субъектными особенностями педагога и, прежде всего, системой его отношений к ученику, к делу;
- в-пятых, — спецификой учебного предмета.
Мотивация является базовым психологическим процессом, ведущим фактором регуляции активности личности, ее поведения и деятельности. Мы выяснили, что мотивы подразделяются на:
- Внешние (мотивы долга и обязанности; мотивы оценки, достижения успеха, мотивы самоутверждения, престижа, положения; мотивы личного благополучия, избегания неприятностей).
- Внутренние (интерес к содержанию деятельности; к ее процессу; к овладению способами данной деятельности и тем самым к саморазвитию).
Познавательные мотивы подразделяются на:
- широкие познавательные мотивы - ориентация на овладение новыми знаниями, фактами, явлениями, закономерностями;
- учебно-познавательные мотивы - ориентация на усвоение способов добывания знаний, приемов самостоятельного приобретения знаний;
- мотивы самообразования - ориентация на приобретение дополнительных знаний, на самосовершенствование личности. Эти мотивы заложены в самой учебной деятельности, они связаны с содержанием учебной деятельности или с самим процессом учения;
Социальные мотивы, для них выделяют следующие уровни:
- широкие социальные мотивы - мотивы долга и ответственности, понимания социальной значимости учения;
- узкие социальные мотивы (позиционные) - стремление занять определенную позицию в отношении окружающих (например, заслужить их одобрение);
- мотивы социального сотрудничества - ориентация на взаимоотношения и способы взаимодействия с другими людьми.
Соответственно при анализе мотивации учения стоит задача определения не только доминирующего побудителя (мотива), но и учета всей структуры мотивационной сферы и её иерархии. Наиболее важными здесь являются внутренние, познавательнее и широкие социальные мотивы, мотивы долга и ответственности которые обеспечивают успешность школьников в обучении. Именно эти мотивы следует формировать у учащихся, чтобы осуществить главную цель школы - воспитание личности.
Рассмотрев опыт работы учителей начальных классов по формированию мотивационно- ценностного отношения учеников начальной школы к учебной деятельности мы пришли к выводу о том, что способы формирования учебной мотивации очень разнообразны и каждый учитель начальных классов может найти наиболее рациональное сочетание методов и приёмов для формирования учебной мотивации учеников своего класса. На уроках должна быть комфортная эмоционально - психологическая атмосфера, которая осуществляется через:
- доверие между учителем и учеником;
- использование постоянных и целенаправленных упражнений и заданий по развитию качеств, лежащих в основе познавательных способностей: быстроты реакции, всех видов памяти, мышления, внимания и воображения.
- создание проблемных ситуаций, активной познавательной деятельности учащихся, состоящей в поиске и решении сложных вопросов, требующих актуализации знаний, анализа, умения видеть за отдельными фактами и явлениями их сущность и управляющие ими закономерности. Все это создает благоприятные условия для повышения уровня мотивации учеников.
Для опытно-экспериментальной работы, направленной на изучение ведущих мотивов обучения у учеников 3-го класса была выбрана методика Б.К.Пашнева «Анкета изучения мотивов учебной деятельности учащихся». Исследование проводилось на базе сш. № 9 г. Набережные челны, в констатирующем эксперименте принимали участие 30 учеников 3Г класса. Задачами эксперимента было выявление ведущих мотивов обучения школьников и их влияния на успеваемость учеников.
По результатам исследования мы выяснили, что наиболее часто ученики 3-го класса выбирали «мотив престижа», т.е. желание учеников быть в числе лучших (140 б); и реже всего - «социально-ориентированный мотив (мотив долга и ответственности)», т.е. получать знания, чтобы приносить пользу людям (49 б). Сравнивая выбор мотивов каждого ученика в отдельности по наиболее высоким показателям баллов, можно сказать, что преобладает мотив ориентации на социально- зависимое поведение у 12 учеников - это соответствует 40 %, а познавательный мотив выбрал только 1 ученик - это соответствует 3 %.
Сравнивая успеваемость и преобладающие мотивы школьников можно сделать вывод о том, что ученики, у которых преобладают внутренние мотивы, т.е. «познавательный мотив» и «социально-ориентированный мотив (мотив долга и ответственности)» имеют самый высокий показатель успеваемости в обучении (в баллах) 5 баллов, а ученики, у которых преобладают внешние мотивы, такие как «мотив внешнего принуждения» и «мотив ориентации на социально-зависимое поведение» имеют низкий уровень успеваемости в обучении - 3,1 балл.
Таким образом, по-прежнему актуальной для школы остается задача развития у учеников внутренних мотивов. Для этого в учебно-воспитательном процессе педагогу необходимо соблюдать следующие психолого-педагогические условия:
• развивать самостоятельность и самоконтроль учеников, предоставлять возможность самим принимать самостоятельные решения;
• обеспечивать осознание школьниками процесса и результатов
обучения;
• обеспечивать занимательность, необычное изложение учебного
материала посредством использования активных методов обучения;
• включать учеников в совместную учебную деятельность в классе;
• создавать атмосферу сотрудничества, доверия и взаимного уважения;
• использовать продуманную систему поощрений учащихся за успехи и наказаний за неудачи в учебной деятельности;
• демонстрировать образец внутренне мотивированной деятельности;
• реализовывать дифференцированный подход к обучению, т.е. учитывать уровень способностей каждого ученика, создавать ситуацию успеха.
Таким образом, формировать и развивать мотивацию — не значит закладывать готовые мотивы и цели в голову учащегося, а поставить его в такие условия и ситуации развертывания активности, при которых желательные мотивы и цели складывались бы и развивались с учетом прошлого опыта, индивидуальности и внутренних устремлений самого ученика.
1. Асеев В.Г.Мотивация поведения и формирование личности.- М.2008. - 223 с.
2. Педагогика/ Под ред. Бабанского Ю. К - М.: Просвещение, 1983. - 260 с.
3. Баркова Н. Н. Формирование потребности в обучении и саморазвитии у младших школьников. // Начальная школа, №3, 2008. - 240 с.
4. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. - М.
2005.- 150 с.
5. Богус М. Б. Теория обучения: Учебное пособие для студентов педагогических специальностей. - М.: МГУ, 2004. - 312 с.
6. Блонский П. П. Психология младшего школьника / Под ред. А.И. Липкиной и Т.Д. Марцинковской. - М.: Прогресс, 2007. - 574 с.
7. Богус М. Б. Теория обучения: Учебное пособие для студентов педагогических специальностей. - М.: МГУ, 2004. - 312 с.
8. Выготский Л. С. Педагогическая психология / Л. С. Выготский. - М.: Аспект -Пресс, 2006. - 460 с.
9. Габай Т. В. Учебная деятельность и ее средства. - М.: МГУ, 2008. - 280 с.
10. Гаврилычева Г. В. Младший школьник и его ценности. // Начальная школа.2008 г. №7 - 13с.
11. Головастикова Т. М. Как сделать учение увлекательным? // Начальная школа. 2006 г. №2. - 30 с.
12. Григорович Л. А., Марцинковская Т. Д. Педагогика и психология / Л. А. Григорович, Т. Д. Марцинковская. - М.: Гардарики, 2003. - 408 с.
13. Давыдов В. В., Слободчиков В. И., Цукерман Г. А. Младший школьник как субъект учебной деятельности // Вопросы психологии. 2002. № 3. - 180с.;
14. Демидова И. Ф. Педагогическая психология: Учебное пособие / И. Ф. Демидова. - Ростов н/Д: изд-во «Феникс», 2003. - 224 с.
15 . Диагностика учебной деятельности и интеллектуального развития детей.
Под ред. Эльконина Д.Б., Венгера А.В. - М., 2006. - 145 с.
16. Зимняя И. А. Педагогическая психология / И. А. Зимняя. - Ростов-на- Дону: Феникс, 2007. - 460 с.
17. Зимняя И. А. Педагогическая психология. Ковалев В.И. Мотивы поведения и деятельности. - М.,2006.- 230 с.
18. Задунова Е. В., Омельченко А. А. Формирование учебной мотивации школьников. // Начальная школа.2007. №2 - 20с.;
19. Зинченко В. П. Психологический словарь. / Зинченко В. П., Мещерякова Б. Г. - М.: Педагогика - Пресс, 1996. - 472 с.
20. Изучение мотивации поведения детей и подростков /Под ред. Л. И. Божович, Л. В. Благонадежной. М. 1972. - 123 с.
21. Ильясов И. И. Структура процесса учения. - М.: Педагогика, 2006. 349 с.
22. Клюева Н. В. Педагогическая психология / Н. В. Клюева. - М.: ВЛАДОС- ПРЕСС, 2003. - 380 с.
23. Кудинов С.И., Козлова Е.В. Психология младшего школьника. Бийск, 2001,- 140 с.
24. Концепция федеральных государственных образовательных стандартов общего образования. (Стандарты второго поколения) / Под. ред. А. М. Кондакова, А.А.Кузнецова - М.: Просвещение, 2010. - 130 с.
25. Крысько, В. Г. Психология и педагогика / В. Г. Крысько. - М.: Омега -Л,
2004. - 336 с.
26. Кулюткин Ю. Н., Сухобская Г. С. Мотивация познавательной деятельности. Л., 1972.- 150 с.
27. Кудинов С.И., Козлова Е.В. Психология младшего школьника. Бийск, 2001.- 160 с.
28. Маркова А. К. Мотивация учебной деятельности школьника // Вопросы психологии. 2008, №3. - 190 с.
29. Матюхина М. В. Особенности мотивации младших школьников // Вопросы психологии. 2005. №1. - 163 с.
30. Мильман В. Э. Внутренняя и внешняя мотивация учебной деятельности // Вопросы психологии. 2007. №5. - 129 с.
31. Маркова А.К. и др. Формирование мотивации учения: Книга для учителя. - М., 2008.- 250 с.
32. Моргун В.Ф. Проблема периодизации личности в психологии.
Учеб.пособие: издательство МГУ, 1981г. - 250 с.
33. Немов Р. С. Психология. В трех книгах. Кн. 1.: Общие основы психологии. - М.: Владос, 2000. - 620 с.
34. Орлов А. А. Введение в педагогическую деятельность: Практикум: Учеб.-метод. пос./ А. А. Орлов. - М.: Академия, 2004. - 190 с.
35. Петровский А. В. Возрастная и педагогическая психология / А. В. Петровский. - М.: Педагогика, 2005. - 347 с.
36. Пашнев Б.К. «Психодиагностка»/ М.: Просвещение, 2003.- 150 с.
37. Психология и педагогика/ Под ред. Радугина А.А. - М.: Центр, 1997.¬250 с.
38. Реан А. А.. Психология и педагогика / Н. В. Бордовская, А. А. Реан, С. И. Розум. СПб.: Питер, 2007. - 432 с.
39. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии / С. Л. Рубинштейн. - СПб.: Питер, 2009. - 720 с.
40. Рубцов В. В. Организация и развитие совместных действий у детей в процессе обучения. - М.: Педагогика, 2007. - 319 с.
41. Столяренко А. М. Психология и педагогика. - М.: Юнити-Дана, 2010. - 544 с.
42. Талызина Н. Ф. Педагогическая психология / Н. Ф. Талызина - Академия, 208. - 288 с.
43. Формирование учебной деятельности школьников / Под ред. В.В. Давыдова. - М.: Просвещение, 2002. - 311 с.
44. Хекхаузен Х. Мотивация и деятельность: Т.1,2; Пер. с нем. / Под ред. Б.М.Величковского. - М.: Педагогика, 1986. - 180 с.
45 . Цукерман Г. А. Опыт типологического анализа младших школьников как субъектов учебной деятельности / Вопросы психологии. 2007. №5. - 129с.
46. Чирков В.И. Мотивация учебной деятельности. Ярославль, 1991- 160 с.
47. Щукина Г.И. Активация познавательной деятельности учащихся в учебном процессе. - М. 2008. - 160 с.
48. Педагогика школы / Под ред. Г. И. Щукиной. - М.: Просвещение, 2005.
- 190 с.
49. Щукина Г.И. Педагогические проблемы формирования познавательных интересов учащихся, М. 2001.- 240 с.
50. Эльконин Д. Б. Психология обучения младшего школьника / Д. Б. Эльконин. - М.: Инфра-М, 2006. - 228 с.