Введение 3
Глава 1. Специфика изучения драматических произведений 6
1.1 Понятие «драма», ее жанрово-родовые признаки и компоненты 6
1.2 Читательское восприятие драматических произведений 13
Глава 2. Методика изучения драматических произведений в средних и старших классах 17
2.1 Формирование теоретико-литературных понятий в процессе изучения
литературы 17
2.2 Формы и приемы изучения драматических произведений 21
2.3 Школьный анализ и педагогическая техника изучения драматических
произведений 27
Заключение 46
Список используемой литературы 49
Приложение 1 53
Приложение 2
Целью современного литературного образования формирование культурного читателя. В школьной программе чаще всего обращается внимание на литературные произведения эпических и лирических родов. Тексты драматических произведений в школьном изучении встречаются редко, но методика их изучения и преподавания разработана достаточно хорошо. Драматические произведения во многом способствуют воспитанию личности читателя, учат переживать и сопереживать.
Восприятие драмы учащимися осложняется тем, что характерные для прозы портреты, авторские характеристики и другие компоненты отсутствуют. Поэтому необходимо искать такие приёмы и формы работы, которые, с одной стороны, дали бы возможность познакомить школьников со спецификой драмы как особого рода литературы, а с другой — помогли бы им увидеть в изучаемых образцах произведения, предназначенные для сцены и потому требующие значительно большего воображения и усилия со стороны читателя. В современной методике уделяется внимание таким методам и приёмам, которые раскрывают художественные особенности произведения на уровне подготовки и возрастных возможностей школьников.
Вопрос о драме - объект пристального внимания не только литературоведов, но и педагогов-словесников, психологов, методистов, театроведов. Исследователь поэтики драматических произведений М. Громова, создавшая ряд учебных пособий по драматургии, которые содержат интересный литературоведческий материал считает, что изучению драматических произведений уделяется незаслуженно мало внимания. Известно и учебное пособие известного ученого московской методической школы З.С. Смелковой, в котором представлен обширный материал о драматургии. Что касается методических пособий и разработок, то их на сегодня крайне мало. Достаточно назвать работы «Литература ХХ века» в двух частях В. Агеносова, «Русская словесность» Р.И. Альбетковой, «Русская словесность. 9 класс», «Русская словесность 10-11 классы»
А.И.Горшковой и другие. Изучение драмы обусловлено требованиями типовых учебных программ по литературе, предназначенных для учащихся школ, академических лицеев и профессиональных колледжей. Задачи учебных программ нацелены на формирование знаний, умений и навыков анализа художественного произведения и на воспитание истинных ценителей искусства.
Вполне закономерно, что интересную, научно-познавательную информацию учащиеся могут почерпнуть в гегелевской «Эстетике», в работе В.Г.Белинского «О драме и театре», в исследованиях А. Аникста «Теория драмы в России от Пушкина до Чехова», А.А. Карягина «Драма - как эстетическая проблема», В.А. Сахновского-Панкеева «Драма. Конфликт. Композиция. Сценическая жизнь», В.В. Хализева «Драма - как явление искусства», «Драма как род литературы» и многих других.
Своеобразие драмы, ее отличие от эпоса и лирики дают основание поставить вопрос о некоторых особенностях в соотношении методов и приемов работы, применяемых при анализе драматургических произведений в средней школе.
Драматургию принято связывать с театром. Действительно, "драма живет на сцене" (Н. Гоголь), но просмотр спектакля не может быть адекватной заменой чтения пьесы, поскольку постановка — исторически и социально обусловленное прочтение, конкретизация возможных смыслов, кроме того, далеко не все драматические произведения можно увидеть на театральных подмостках, однако это не должно означать их "смерти" для духовной жизни общества [8, с. 12].
Драму необходимо смотреть в театре, но все же основное количество классической драмы постигается нами в виде чтения. Неоспоримым остаётся тот факт, что восприятие театральной постановки требует специальной подготовки, в том числе читательской. Драматургия театра, кино, телевидения, радио является окружением современных школьников.
Актуальность нашей работы заключается в том, что на современном этапе необходимо обращаться к драматическим произведениям на уроках литературы и искать такие методы, формы и приемы работы, которые способствуют формированию личности учащегося, постижению двойственной природы этого жанра, созданию эстетического вкуса, умению определять значимое отношение к миру и искусству.
Объектом данного исследования являются драматические произведения школьной программы.
Предметом исследования - процесс изучения драматических произведений на уроках литературы в средних и старших классах.
Целью исследования является выявление специфики преподавания драматических произведений. Реализация данной цели вызвала необходимость постановки и решения следующих исследовательских задач:
• Выявить специфику драмы как рода литературы.
• Определить читательское восприятие драматических произведений.
• Познакомиться со школьным анализом и педагогической техникой изучения драматических произведений.
• Проследить формирование теоретико-литературных понятий в процессе изучения литературы.
• Выделить приемы и формы изучения драмы в средних и старших классах.
Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы, приложения.
Апробация результатов исследования. Материалы работы представлены и обсуждены на итоговой образовательно-научной конференции студентов Казанского университета (г. Елабуга, 2013 г.). По теме исследования была принята к публикации статья «А.Н. Островский в школьном изучении» в научном журнале «Гуманитарные науки в XXI веке» (г. Москва, 2013 г.).
Данная работа посвящена рассмотрению специфики драматических произведений в процессе изучения литературы. Мы увидели, что изучение произведений в соответствии с особенностями рода и жанра дает возможность учителю усилить воздействие искусства на духовную сферу учащихся, выбрать такие сочетания методов и форм обучения, которые способствовали бы развитию познавательной и социальной активности школьников, их самостоятельности, овладению необходимым объемом умений. Мы пришли к следующим выводам:
1. Драма (от греч. - действие) - один из трех литературных родов, где воссоздаются событийные ряды, поступки людей, их взаимоотношения. Как самостоятельный жанр драма возникает в XVIII веке. В зависимости от характера конфликта в драме выделяются следующие жанры: трагедия, драма и комедия. Особенности драмы проявляются прежде всего в способе изображения (текст драмы всегда начинается со списка действующих лиц, наличие ремарок, диалогическая форма построения текста, пьесы допускают портретные и пейзажные характеристики, обозначение мира вещей, драматический образ создается как при помощи языка, так и при помощи средств, располагающих на сцене, развитие действия происходит интенсивно и всегда по восходящей линии, решение конфликта мотивировано логикой развития действия и характера, борьбой заинтересованы все действующие лица, но у каждого своя цель).
2. Осложняет понимание драмы школьниками то, что драматург не рассказывает о жизни, характерах своих героев, а показывает их в действии и то, что ученики не всегда могут воссоздать целостное читательское представление о произведении. Также трудность у учеников возникает в отсутствии умения осознавать характер героя в единстве с действием и в сложности восприятия учащимися охвата времени действия пьесы. В драме больше, чем в лирике и эпосе, скрыты отношения автора к персонажам, к изображаемым событиям, поэтому определить идею произведения драматургии для учащихся довольно сложно, для этого они должны опираться на авторские ремарки, диалоги, монологи, жесты, мимику, художественные детали. При изучении драматических произведений необходимо развивать воображение учеников, создавать эмоциональный настрой урока и усваивать двуединство художественной природы пьесы.
3. При анализе драматических произведений необходимо обращать внимание на поступки героев, их речь (выявить подтекст в их репликах), авторские ремарки, конфликт, рассматривать развитие действия и раскрытие характеров в единстве. При этом не стоит забывать о том, что под действием понимается не только поступок того или иного героя, но и проявление характера, который раскрывается в произведении либо в борьбе за осуществление неких целей, либо осознании своего бытия. Следует провести синтез материалов, набранных при анализе для того, чтобы у учащихся сложилось полное представление о пьесе и её героях. Необходимо правильно определять конфликт драматического произведения, чтоб у учащихся не возникали ложные представления о нём. Выявляя основной конфликт произведения, учитель должен показать, что конфликт выражает мировоззрение автора. Наличие в драме жизненных конфликтов, значимость каждого явления для понимания и развития действия, и характеров даёт возможность идти в анализе «вслед за автором», то есть последовательно разбирать каждое действие пьесы.
Способствует при изучении драматических произведений успешному воздействию на школьников и получению эффективного результата педагогическая техника, составным элементом которой является умение учителя управлять вниманием учащихся.
4. Методика изучения драматических произведений предусматривает целенаправленное усвоение важнейших теоретико-литературных и эстетических категорий и понятий: метод, стиль, направление, жанр, композиция, способы выражения авторской позиции, поэтика, эстетический идеал, трагическое, комическое и т.д. Есть такие термины, которые должны войти в активный словарь школьников уже с первых шагов работы над драматическим произведением. Это, например, акт, действие, явление, диалоги, монологи, ремарки, перечень действующих лиц. Как правило, понимание их значения не вызывает у учеников затруднений. По иному дело обстоит с такими понятиями, как конфликт, сюжет, экспозиция, завязка, кульминация, развязка. Их ученики постигают гораздо сложнее.
5. Важно в методике уроков по изучению драмы на первое место поставить приёмы выразительного и комментированного чтение творческого метода. В средних классах нужно читать драматическое произведение на уроке полностью, а вот в старших классах для чтения выделяются лишь отдельные сцены или явления. Учитель старается приобщить учеников средних классов к внимательному чтению, разбудить их воображение и мышление, поэтому чтение учителя будет сочетаться с чтением учащихся. А в старших классах роль комментированного чтения уменьшается, перед учителем ставится задача формировать у учеников навыки самостоятельной работы над произведением. Поэтому в старших классах ограничиваются чтением только самих учащихся. Более эффективными являются следующие приёмы: выразительное и комментированное чтение учителя, чтение мастеров художественного слова, лекции учителя с элементами беседы, различные виды пересказов, составление развивающих вопросов, устное словесное рисование, инсценирование, прослушивание отдельных сцен из пьес в исполнении актёров, заучивание наизусть, составление сценария к спектаклю и т.д.
Таким образом, задача учителя состоит в том, чтобы научить учащихся разбираться в драме как одном из родов литературы и находить верный путь постижения подлинного авторского замысла в литературном произведении.
1. Абнесур Ж.А. Н. Островский: личность, мыслитель, драматург, мастер слова. - сб. ст.: Щелыковские чтения. - Кострома, 2006. - 332 с.
2. Агеносов В. Литература ХХ века. - М.: Дрофа, 2009. - 512 с.
3. Альбеткова Р.И. Русская словесность.9 класс. - М.: Дрофа, 2008. - 304 с.
4. Аникст А.А. Теория драмы в России от Пушкина до Чехова. - М.: Наука,1972.- 644 с.
5. Айхенвальд Ю.И. Силуэты русских писателей. - М.: Республика, 1994. - 592 с.
6. Беленький Г.И., Снежневская М.А. Изучение теории литературы в средней школе (IV - X): Пособие для учителя. - М.: Просвещение, 1983. - 256 с.
7. Белинский В.Г. О драме и театре. - М.: Искусство, 1983. - 936 с.
8. Бентли Э. Жизнь драмы. - М.: Искусство, 1978. - 368 с.
9. Богданова О.Ю., Леонов С.А., Чертов В.Ф. Методика преподавания литературы - М.: Академия, 2008. - 400 с.
10. Богданова О.Ю. Практикум по методике преподавания литературы: Учебное пособие для студентов вузов. - М.: Академия, 1999. - 400 с.
11. Бояринова Г.Н. Изучаем драму: В помощь учителю. - Йошкар-Ола: Марийск, 1996. - 227 с.
12. Вишневская И.Л. Вопросы теории драмы и театра. - М.: Мысль, 1992. - 367 с.
13. Владимиров С. Действие в драме. - М.: Просвещение, 1972. - 127 с.
14. Гоголь Н.В. Избранное / Литературные шедевры. - М.: Профиздат, 2008. - 224 с.
15. Голубков В.В. Методика преподавания литературы: Учебное пособие для студентов педагогических институтов. - М.: Просвещение, 1995. - 647 с.
16. Горчаков Н.В., Качалов В.И. Сб. статей, воспоминаний, писем/ Сост. и ред. В.Я. Виленкин- М.: Искусство, 1954 - 658 с.
17. Горшков А.И. Русская словесность.10-11 классы. - М.: Дрофа, 2004. - 128 с.
18. Горький М. На дне. - М.: ЭКСМО, 2008. - 640 с.
19. Гин А. Приёмы педагогической техники. - М.: Вита, 2004. - 88 с.
20. Грибоедов А.С. Горе от ума. - Санкт-Петербург: Азбука, 2012. - 256 с.
21. Громова М.И. Русская современная драматургия: Учебное пособие. -
М.: Флинта, Наука, 2002. - 157 с.
22. Докусов А.М., Маранцман В.Г. «Ревизор» Гоголя в школьном изучении.
- М.: Просвещение, 1967. - 190 с.
23. Зепалова Т.С. За творческое изучение литературы. - М.: Просвещение,
1968. - 171 с.
24. Зепалова Т.С. Как мы учим смотреть и оценивать спектакль. - М.: Литература в школе, 1962, №3 - 175 с.
25. Зепалова Т.С. Восьмиклассники читают драму (А.С. Грибоедова «Горе от ума»). - сб. ст.: Из опыта преподавания литературы (8 класс) / Сост. Д.Л. Устюжанин. - М.: Дрофа, 1975. - 109 с.
26. Ивлева Т.Г. Автор в драматургии А.П. Чехова. - сб. научных трудов: Драма и театр II. - Тверь: ТвГУ, 2001. - 131 с.
27. Карягин А.А. Драма, как эстетическая проблема. - М.: Наука, 1971. - 227 с.
28. Книгин И.А. Словарь литературоведческих терминов. - Саратов: Лицей,
2006. - 272 с.
29. Кожинов В.В. К проблеме литературных родов и жанров. - В кн: Теория литературы. Основные проблемы в историческом освещении. - М.: Наука, 1964. - 466 с.
30. Корст Н.О Анализ драматического произведения. - сб. ст.: Преподавание литературы в старших классах. М.: Просвещение, 1983. - 172-176 с.
31. Леонов А.А. Театральные игры на уроке литературы / Театр и образование. - М.: Просвещение, 1992. - 63-71 с.
32. Медведев В.П. Пьесы А.Н. Островского в школьном изучении. - М.: Просвещение, 1971. - 144 с.
33. Михайлова А.Я. «Секреты» знакомства с драмой на уроке литературы. - М.: Литература в школе, 1993, № 5. - 62-65 с.
34. Найдёнов Б.С. Выразительное чтение пьесы. - М.: Литература в школе, 1964, №1. - 21-27 с.
35. Нестурх Я.Г. Чтение пьесы по ролям как прием анализа - В кн.: Искусство анализа художественного произведения. - М.: Просвещение,
1971. - 357 с.
36. Никольский В.А. Методика преподавания литературы в средний школе: Учебное пособие для студентов педагогического института. - М.: Просвещение, 1971. - 254 с.
37. Никольский Л.А. Режиссёрский анализ драматического произведения на уроках литературы как путь художественно-творческого развития школьников старшего возраста. - М.: Просвещение, 1989. - 63-82 с.
38. Островский А.Н. Гроза. - Санкт-Петербург: Азбука, 2011. - 192 с.
39. Поляков М.Я. О театре: поэтика, семиотика, теория драмы. - М.: Агентство «А.Д. и Театр», 2000. - 384 с.
40. Попов А. Спектакль и режиссёр. - М.: Просвещение, 1961. - 187 с.
41. Прокофьев Н.И. Формирование понятия теории литературы в старших классах. - М.: Просвещение, 1961. - 211 с.
42. Рез З.Я. Методика преподавания литературы. - М.: Просвещение, 1977.
- 384 с.
43. Романенко О.В. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://nsportal.ru/shkola/russkii-yazyk/library/formirovanie-polozhitelnoi-motivatsii-shkolnikov-na-urokakh-russkogo-ya (дата обращения: 21.03.13).
44. Станиславский К.С. Работа актёра над собой. - М.: Искусство, 1951. - 668 с.
45. Стародубцев Е.П. Системно-функциональное формирование теоретико-литературных понятий [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://knowledge.allbest.ru/pedagogics/3c0a65625b2ac68a4d53b89521306c26_1.html (дата обращения: 15.01.13).
46. Сугай Л.А. Хрестоматии по литературной критике для школьников и абитуриентов. - М.: Рипол Классик, 2000. - 768 с.
47. Чехов А.П. Чайка. Дядя Ваня. Три сестры. Вишневый сад. - М.: Астрель, Аст, 2010. - 282 с.
48. Юзбашев С.И. Учить читать пьесу. - М.: Литература в школе, 1962, №2.
- 57-65 с.