ВВЕДЕНИЕ 3
Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ КОПИНГ-СТРАТЕГИЙ И
ТИПОВ ПРОФЕССИЙ В ЮНОШЕСКОМ ВОЗРАСТЕ 6
1.1. Копинг-стратегии в психологии 6
1.2. Классификации типов профессий в психологии 15
1.3. Психологическая характеристика юношеского возраста 26
Выводы по главе 1 29
Глава 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ СТРУКТУРНОЙ
ОРГАНИЗАЦИЯ ТИПОВ ПРОФЕССИЙ И КОПИНГ-СТРАТЕГИИ В ЮНОШЕСКОМ ВОЗРАСТЕ 32
2.1. Организация эмпирического исследования 32
2.2. Анализ результатов эмпирического исследования 35
Выводы по главе 2 42
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 44
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 47
ПРИЛОЖЕНИЯ
На протяжении всей жизни практически каждый человек сталкивается с ситуациями, которые субъективно переживаются как трудные и нарушающие привычный ход жизни. Переживание таких ситуаций зачастую меняет и восприятие окружающего мира, и восприятие своего места в нем. Особенно это касается студенческой среды, в которой очень часто возникают стрессовые ситуации, связанные с экзаменами, неустроенностью личной жизни, проблемами адаптации к взрослой жизни и т.д. Кроме того, нестабильность экономических, политических и социальных условий приводит к проблемам ориентировки студента в окружающей его социальной действительности, а также невозможности осуществления точного прогноза своего будущего. В связи с этим особую актуальность приобретают вопросы, связанные с функционированием, адаптацией и выработкой студентами стратегий преодоления трудностей.
Изучение поведения, направленного на преодоление трудностей, в зарубежной психологии проводится в рамках исследований, посвященных анализу «coping»-механизмов или «coping behavior». Coping («копинг») есть индивидуальный способ взаимодействия с ситуацией в соответствии с ее собственной логикой, значимостью в жизни человека и его психологическими возможностями [35].
Под «копингом» подразумеваются «постоянно изменяющиеся когнитивные, эмоциональные и поведенческие попытки справиться со специфическими внешними или/и внутренними требованиями, которые оцениваются как напряжение или превышают ресурсы человека с ними справиться» [35, с. 20].
На сегодняшний день исследования копинга только начинают развиваться в различных прикладных аспектах психологической науки. Однако уже сейчас ученые, занимающиеся проблемами преодолевающего поведения, должны уделять особое внимание поиску причин и выявлению механизмов оптимальных форм реагирования и преодоления ситуаций человеком в условиях неопределенных социальных условий жизни.
Все вышеизложенное свидетельствует в пользу актуальности изучения копинг-стратегий в юношеском возрасте.
Проблемы совладающего поведения затрагивали в своих трудах такие ученые как: И.О. Вагин, Ф.Е. Василюк, Л.С. Выготский, Р.М. Грановская, Г.В. Грачев, В.В. Деларю, А. Еремеева, Э. Киршбаум, С.К. Нартова-Бочавер, И.М. Никольская, Е.В. Сидоренко и др.
Объектом исследования в выпускной квалификационной работе выступают старшеклассники.
Предмет исследования - структурная организация типов профессий и копинг-стратегии в юношеском возрасте.
Цель выпускной квалификационной работы: исследование взаимосвязи копинг-стратегий в юношеском возрасте с профессиональным типом личности.
На достижение поставленной цели направлено решение следующих задач:
- выявить сущность копинг-стратегий в психологии;
- рассмотреть классификации типов профессий;
- дать психологическую характеристику юношеского возраста;
- определить доминирующие копинг-стратегии у старшеклассников в зависимости от типа их профессионального направленности.
В качестве гипотезы исследования выступает предположение о том, что существует существует связь между копинг-стратегиями старшеклассников и типами их профессиональной направленности.
Методами исследования являются: анализ теоретической литературы по выбранной теме, структурно-логический, описательный, статистический, интерпретационный и другие методы.
В качестве методического инструментария для практической части исследования выступают: методика Д. Амирхана «индикатор копинг-стратегий»; ориентировочно-диагностическая анкета интересов; тест Д. Голланда по определению типа профессиональной направленности личности.
Эмпирической базой исследования послужила Чистопольская гимназия № 3.
Практическая значимость исследования заключается в возможности применения изложенного здесь материала в практической деятельности студентов, учителей и психологов.
Структура. Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы и приложений.
Подводя итог исследованию структурных организаций типов профессий и копинг-стратегий в юношеском возрасте, можно отметить, что копинг является сравнительно молодым понятием в психологии, которое представляет собой целое направление новых исследований в науке, как среди зарубежных, так и среди отечественных ученых.
Психологическое предназначение копинга состоит в том, чтобы как можно лучше адаптировать человека к требованиям ситуации.
Первоначально копинг-стратегии использовались в психологии стресса и были определены как сумма когнитивных и поведенческих усилий, затрачиваемых индивидом для ослабления влияния стресса.
Понятие копинга по своему содержанию близко к понятию психологической защиты, и основным отличием защитных автоматизмов от копинг-стратегий является неосознанное включение первых и сознательное использование вторых.
По эффективности и конструктивности психологические защиты значительно уступают копинг-механизмам, так как являются более регрессионными, близкими к невротической симптоматике.
Человек, использующий для снижения тревоги, чувства амбивалентности, противоречия психологическую защиту, «платит» намного большую цену, чем в случае использования копинг-стратегии, так как бессознательные психологические защиты требуют больших энергозатрат и значительнее искажают ин-формацию, что приводит к снижению эффективности взаимодействия с окружающим миром.
Копинг-стратегии классифицируют различным образом. В некоторых теориях копинг-поведения выделяют следующие базисные стратегии: разрешение проблем; поиск социальной поддержки; избегание.
Кроме того, реализация копинг-стратегий может происходить в трех плоскостях: поведенческая сфера; когнитивная сфера; эмоциональная сфера.
Виды копинг-стратегий поведения разделяются и с учетом степени их адаптивных возможностей: адаптивные, относительно адаптивные, неадаптивные.
Копинг является переменной, зависящей, по крайней мере, от двух фак-торов - личности субъекта и реальной ситуации.
В работе рассмотрены классификации типов профессий по Е.А. Климову и Дж. Голланду.
В соответствии с различными объектами труда Е.А. Климов выделил пять сфер (типов) профессиональной деятельности человека: "Человек - Природа", "Человек - Техника", "Человек - Человек", "Человек - Знак", "Человек - Художественный образ". В пределах каждого типа профессий Е.А. Климовым были выделены их классы по целям: гностические, преобразующие и изыскательные профессии.
Американским психологом Дж. Голландом предложена классификация типов личности исходя из того, в каких сферах профессиональной деятельности человек скорее добьётся наибольшего успеха благодаря определённым личностным особенностям. В данной классификации представлены шесть типов личности: реалистический; артистический; интеллектуальный; конвенциальный; предприимчивый; социальный.
Эмпирическое исследование, направленное на проверку гипотезы о том, что существует связь между копинг-стратегиями старшеклассников и типами их профессиональной направленности, показало, что данная связь существует. Связь была выявлена не по всем коррелируемым показателям, что позволило сделать вывод о частичном подтверждении гипотезы.
В частности были выявлены статистически значимые связи между: реалистическим профессионально-личностным типом старшеклассников и стратегий «разрешение проблем»; предпринимательским профессионально-личностным типом старшеклассников и стратегий «разрешение проблем»; артистическим профессионально-личностным типом старшеклассников и стратегий «раз-решение проблем»; офисным профессионально-личностным типом старшеклассников и стратегий «поиск социальной поддержки»; предпринимательским профессионально-личностным типом старшеклассников и стратегий «поиск социальной поддержки»; социальным профессионально-личностным типом старшеклассников и стратегий «избегание проблем»; офисным профессионально-личностным типом старшеклассников и стратегий «избегание проблем».
1. Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. - М., 1988. - 232 с.
2. Анцыферова Л.И. Личность в трудных жизненных условиях: переосмысливание, преобразование ситуаций и психологическая защита // Психологический журнал. - 1994. - Т. 15. - № 1. - С. 3-19.
3. Анцыферова Л.И. Психология повседневности: жизненный мир личности и «техники» ее бытия // Психологический журнал. - 1993. - № 2. - С. 3¬16.
4. Бассин Ф.В. О силе Я и психологической защите // Вопросы философии. - 1969. - № 2. - С. 118-126.
5. Бобнева М.И. Социальные нормы и регуляция поведения. - М., 1978. - 160 с.
6. Бодров В.А. Когнитивные процессы и психологический стресс // Психо-логический журнал. - 1996. - Т. 17. - № 4. - С. 64-74
7. Вагин И.О. Уроки психологической защиты. - СПб.: Питер, 2001. - 160 с.
8. Василюк Ф.Е. Психология переживания. - М.: МГУ, 1984. - 204 с.
9. Волкова Н.В. Coping strategies как условие формирования идентичности // Мир психологии. - 2004. - № 2. - С. 119-124.
10. Выготский Л.С. История развития высших психических функций: Собр. соч. в 6 т. - М.: Педагогика, 1983.
11. Гамезо М.В. Возрастная и педагогическая психология. Учебное пособие для студентов всех специальностей педагогических вузов. - М.: Педагогическое общество России, 2003. - 234 с.
12. Гарбузов В.И. Человек. Жизнь. Здоровье: Древние и новые каноны медицины. - СПб.: АО «Комплект», 1995. - 178 с.
13. Горбов Ф.Д. Детерминация психических состояний // Вопросы психологии. - 1971. - № 5. - С. 42-46.
14. Грановская Р.М., Никольская И.М. Защита личности: Психологические механизмы. - СПб.: Знание, 1999. - 352 с.
15. Грановская Р.М., Никольская И.М. Психологическая защита у детей. - СПб., 2003. - 507 с.
16. Грачев Г.В. Информационно-психологическая безопасность личности: теория и техника психологической зашиты. - М., 2000. - 360 с.
17. Грачев Г.В., Мельник И. Манипулирование личностью. - М.: Эксмо,
2003. - 240 с.
18. Давыдов В.В. Возрастная и педагогическая психология: учебник для студентов пединститутов. - М.: Просвещение, 1999. - 288 с.
19. Дементий Л.И. К проблеме диагностики социального контекста и стратегий копинг-поведения // Журнал прикладной психологии. - 2004. - № 3. - С. 20-25.
20. Доценко Е.Л. Психология манипуляции: феномены, механизмы и защита. - М.: Юрайт, 2000. - 344 с.
21. Захарова Л.Н. Личностные особенности, стили поведения и типы, профессионально самоидентификации студентов педагогического вуза // Вопросы психологии. - 1998. - № 2. - С. 33-35.
22. Защитные механизмы личности: Методические рекомендации / Сост. проф. В.В. Деларю. - Волгоград: ВолгГАСА, 2004. - 48 с.
23. Ильин Е.П. Стиль деятельности: новые подходы и аспекты // Вопросы психологии. - 2002. - № 6. - С. 52-58.
24. Карпенко Л.А. Краткий психологический словарь. - М.: Просвещение, 1981. - 195 с.
25. Киршбаум Э., Еремеева А. Психологическая защита. - 3-е изд. - СПб.: Питер, 2005. - 176 с.
26. Климов Е.А. Как выбирать профессию: Книга для учащихся старших классов сред. шк. - М.: Просвещение, 1990. - 192 с.
27. Климов Е.А. Психология профессионального самоопределения. - М.: Академия, 2004. - 304 с.
28. Кондаков И.Н. Диагностика профессиональных установок подростков // Вопросы психологии. - 1997. - № 2. - С.122-130.
29. Кон И.С. Психология юношеского возраста: (Проблемы формирования личности). Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов. - М., 1979. - 175 с.
30. Копинг-поведение в стрессовых ситуациях (С. Норман, Д.Ф. Эндлер, Д.А. Джеймс, М.И. Паркер; адаптированный вариант Т.А. Крюковой) // Фетискин Н.П., Козлов В.В., Мануйлов Г.М. Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп. - М.: Изд-во Института Психотерапии, 2002. - C. 442-444.
31. Корниенко А.Ф. Методология и методы психологического исследования: Учебное пособие. - Казань: КГПУ, 2003. - 160 с.
32. Корниенко А.Ф. Психодиагностика: Учебное пособие. - Казань: КГПУ,
2003.- 147 с.
33. Корнилова Т.В., Григоренко Е.Л. Сравнение личностных особенностей российских и американских студентов (по опроснику А. Эдварса) // Вопросы психологии. - 1995. - № 5. - С. 108-115.
34. Кулагина И.Ю. Возрастная психология: Полный жизненный цикл развития человека. Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. - М.: ТЦ «Сфера», 2001. - 464 с.
35. Курилов В.И. Социально-правовые средства формирования поведения работников в сфере несамостоятельного труда // Известия высших учебных заведений. - 1998. - №2. - С. 23-26.
36. Моросанова В.И. Стилевые особенности саморегуляции личности // Вопросы психологии. - 1991. - № 1. - С. 121-127.
37. Моросанова В.И., Сагиев Р.Р. Диагностика индивидуально-стилевых особенностей саморегуляции в учебной деятельности студентов // Вопросы психологии. - 1994. - № 5. - С. 134-140.
38. Нартова-Бочавер С.К. «Coping behavior» в системе понятий психологии личности // Психологический журнал. - 1997. - Т. 18. - № 5. - С. 20-30.
39. Немов Р.С. Психология. - М.: Владос, 1999. - 640 с.
40. Основы психодиагностики / Под ред. А.Г. Шмелева. - Ростов-на-Дону: Феникс, 1996. - 346 с.
41. Основы психологии: Приктикум / Ред. Л.Д. Столяренко. - Изд-е 6-е, до- полн. и перераб. - Ростов н/Д: Феникс, 2005. - 704 с.
42. Почепцов Г.Г. Психологические войны. - М.: Рефл-бук, 2000. - 529 с.
43. Прайс Р. Ситуации риска // Психология социальных ситуаций. Хрестоматия / Сост. и общая редакция Н.В. Гришиной. - СПб.: Питер, 2001. - С. 354-363
44. Прохоров А.О. Саморегуляция психических состояний: феноменология, механизмы, закономерности. - М.: ПЕРСЭ, 2005. - 352 с.
45. Психодиагностика: Теория и практика / Под ред. Н.Ф. Талызиной. - М.: Прогресс, 1986. - 206 с.
46. Резапкина Г.В. Психология и выбор профессии. - М.: Генезис, 2005. - 208 с.
47. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. - СПб.: Питер, 2002. - 720 с.
48. Сибгатуллина И.Ф., Апакова Л.В. и др. Особенности копинг-поведения в реализации интелектуальной деятельности субъектами высшей школы // Прикладная психология. - 2002. - № 5-6. - С. 105.
49. Сидоренко Е.В. Личностное влияние и противостояние чужому влиянию. - СПб., 1995. - 235 с.
50. Столяренко Л.Д. Основы психологии: Практикум. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2000. - 576 с.
51. Хекхаузен Х. Личностные и ситуационные подходы к объяснению поведения // Психология социальных ситуаций. Хрестоматия. / Сост. и общая редакция Н.В. Гришиной. - СПб.: Питер. 2001. - С. 58-91