ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1 ОСНОВНЫЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ОБУЧЕНИЯ
ТЕХНОЛОГИИ В ШКОЛЕ 8
1.1 Основные критерии выбора методов обучения технологии 8
1.2 Формы организации процесса обучения технологии 18
1.3 Особенности структуры программного и методического
обеспечения предметной области «Технология» 26
Выводы по первой главе 29
ГЛАВА 2 МЕТОДИКА РАЗРАБОТКИ И ПРИМЕНЕНИЯ
ДИДАКТИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ОБУЧЕНИЯ ОСНОВАМ ЛОСКУТНОГО ШИТЬЯ 31
2.1 Методика применения наглядных пособий как элементов
дидактического обеспечения обучения теме «Лоскутное шитье» 31
2.2 Методика разработки тематического плана и плана конспекта урока
по теме «Лоскутное шитье» 39
Выводы по второй главе 52
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 54
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 56
Приложения должны быть в работе, но в данный момент отсутствуют
Предмет «Технология» является необходимым компонентом общего образования школьников. Реализация программы «Технология» в школах России позволяет сформировать разносторонне развитого самостоятельного делового человека, способного намечать реальные цели, находить пути их достижения, добиваться конечных результатов на благо себе и обществу.
Образовательная область «Технология» направлена на формирование у учащихся жизненно важных основ технологических знаний и умений применять их в различных сферах практической деятельности с учетом экономической, экологической и предпринимательской целесообразности. Наиболее эффективно эти задачи могут быть решены путем организации целостного учебно-воспитательного процесса технологической подготовки учащихся, использования в преподавании современных педагогических технологий и развивающих личность методов обучения.
В настоящее время развитие методики преподавания технологии происходит по двум относительно самостоятельным направлениям.
Первое направление - развитие общей методики преподавания технологии.
Второе направление - относительно самостоятельное развитие частных методик преподавания основных направлений и разделов образовательной области «Технология» таких, как «Создание изделий из текстильных материалов», «Художественные ремесла», «Кулинария» и другие.
Каждая из тем разделов технологии дает поистине безграничные возможности для развития творческого потенциала учащихся, формирования вкуса, воспитания чувства прекрасного, что является одним из важнейших качеств, творческой и культурной личности.
Если учесть тот факт, что доля умственного труда почти во всех профессиях постоянно растет, а все большая часть исполнительской деятельности перекладывается на машины, то становится очевидным, что творческие способности человека следует признать самой существенной частью его интеллекта и задачу их развития - одной из важнейших задач в воспитании современного человека. Ведь все культурные ценности, накопленные человечеством - результат творческой деятельности людей. И то, насколько продвинется вперед человеческое общество в будущем, будет определяться творческим потенциалом подрастающего поколения.
Декоративно-прикладное искусство наиболее прочно связано с бытом и повседневной жизнью каждого человека. Именно поэтому оно играет большую роль в воспитании школьников, так как способствует развитию творческих способностей и имеет огромное значение для формирования культуры быта и труда нашего народа, культуры человеческих отношений в целом.
Занятия декоративно-прикладным искусством позволяют посредством изготовления изделий развивать творческие способности учащихся. Здесь происходит более глубокое изучение теоретических основ конкретного художественного ремесла, развивается интерес к творчеству мастеров художественных промыслов, и одновременно реализуется важный педагогический принцип тесной связи теории с практикой.
Лоскутное шитье - это одно из направлений раздела технологии «Художественные ремесла». Лоскутное шитье - это творческий процесс, требующий воображения, интуиции, эмоционального самовыражения.
При обучении лоскутному шитью учащиеся проявляют изобретательность, фантазию и творчество. Они знакомятся с основами композиции, видами орнаментов, цветовой гаммой и сочетаниями цветов, придумывают свои орнаменты, подбирают ткани по фактуре, волокнистому составу, цвету, учатся делать стёжку изделия, создают индивидуальные, неповторимые изделия.
Для полной реализации всех творческих возможностей лоскутной мозаики, перед педагогом, знакомящим детей с этой техникой, стоит ряд педагогических задач, которые необходимо решить. Для успешного решения этих задач необходима соответствующая материально-техническая база и методическое сопровождение учебного процесса.
Необходимые условия и разработанные пособия помогут сделать изучаемый материал более понятным, наглядным и интересным. Это будет способствовать росту успеваемости детей, развитию у них воображения, пространственного мышления, памяти, восприятия, эмоциональных качеств личности.
«Закон об образовании» (ст. 55, п.4) констатирует, что педагогические работники при исполнении своих профессиональных обязанностей имеют «право на свободу выбора и использования методик обучения и воспитания, учебных пособий и материалов, учебников, методов оценки знаний обучающихся и воспитанников».
Благодаря этому, методическое обеспечение приобретает необходимые уровни стабильности, с одной стороны, и гибкости - с другой. Стабильность и гибкость являются предпосылками не только системной, направленной на конечную цель организации учебного процесса, но и рационального использования всех привлеченных для этого видов ресурсов, в том числе интеллектуальных ресурсов учителя и учащихся.
Концептуальная идея стандарта по технологии состоит в развитии функциональной технологической грамотности (компетентности) учащихся, инвариантной различным видам созидательной деятельности. (Функциональная технологическая грамотность выражается в способности учащихся выполнять работы по распространенным технологиям ручного и механизированного труда, быстро осваивать различные технологические средства и адаптироваться к различным видам деятельности.) Содержание стандарта ориентировано на подготовку школьников к осознанному выбору профессиональной карьеры в условиях рыночной экономики.
В связи свыше изложенным материалом, в настоящее время имеет место следующее противоречие:
- между требованиями современных образовательных стандартов и рынка трудовых ресурсов к подготовке выпускников школ и недостатком соответствующего методического обеспечения обучения разделу технологии «Художественные ремесла» в школе.
Выявленное нами противоречие позволяет определить проблему нашего исследования: необходимо разработать учебно-методическое сопровождение для эффективного обучения школьников лоскутному шитью в общеобразовательной школе.
Исходя из выше изложенного, приходим к выводу, что тема дипломной работы «Методическое обеспечение преподавания раздела технологии «Художественные ремесла» в общеобразовательной школе (на примере темы «Лоскутное шитье») является актуальной.
Объект исследования: процесс обучения технологии в общеобразовательной школе.
Предмет исследования: учебно-методическое сопровождение обучения школьников теме «Лоскутная техника» по раздел)' технологии «Художественные ремесла».
Цель исследования: разработать методическое сопровождение преподавания темы «Лоскутное шитье» в разделе технологии «Художественные ремесла».
Задачи:
- изучить и проанализировать литературные источники по теме исследования;
- проанализировать существующие методы преподавания технологии;
- изучить формы и методы обучения, используемые на уроках технологии в школе;
- разработать методическое сопровождение обучения лоскутному шитью в школе на уроках технологии;
- разработать тематический план и план-конспект урока по теме «Лоскутное шитье».
Теоретико-методологической основой исследования являются'.
- разработки теоретических основ содержания общего образования и организации образовательного процесса (В.В. Краевский, В.С. Леднев, И.Я. Лернер);
- концепция формирования технологической культуры молодежи в общеобразовательной школе (П.Р. Атутов, О.А. Кожина, В.П. Овечкин, В.Д. Симоненко и др.);
- теория управления в учебном процессе (С.И. Архангельский, П.Я. Гальперин, Т.А. Ильина, П.И. Пидкасистый, Н.Ф.Талызина, Л.В. Шкерина, В.А. Якунин и др.);
- теория развивающего обучения (Л.С. Выготский, В.В. Давыдов, Е.Н. Кабанова-Меллер, И.С. Якиманская и др.).
Теоретические методы исследования: изучение и анализ отечественной и зарубежной литературы по педагогике, психологии; изучение и анализ практического опыта деятельности учреждений дополнительного образования; анализ структуры и содержания учебных планов и программ, учебных пособий по предмету технология; проектирование учебных программ.
Практическая значимость исследования заключается в следующем: Результаты могут быть использованы в практической деятельности учителей технологии при обучении разделам: «Художественные ремесла», «Создание изделий из текстильных и поделочных материалов», «Технологии ведения дома», преподавателей вуза, ведущих дисциплины технологического цикла и педагогов дополнительного образования.
Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, выводов по главам, заключения, списка использованной литературы и приложений.
Школьный возраст - время интенсивного развития интеллекта. В это время ребенку необходимо активная эмоциональная практическая деятельность, направленная на свойственную детям потребность в активном познании, свежесть восприятия, образность мышления, непосредственность эмоциональной реакции, пытливость и способность удивляться, т.е. те качества личности, которые определяют творческую устремленность и талантливость.
Для этого надо настойчиво и терпеливо открывать и развивать способности каждого ребенка, обогащать его творческий потенциал.
В процессе выполнения выпускной квалификационной работы мы решили поставленные задачи и сделали следующие выводы:
1. В настоящее время развитие методики преподавания технологии происходит по двум относительно самостоятельным направлениям.
Первое направление - развитие общей методики преподавания технологии.
Второе направление - относительно самостоятельное развитие частных методик преподавания основных направлений и разделов образовательной области «Технология». Каждая из тем разделов технологии дает поистине безграничные возможности для развития творческого потенциала учащихся, формирования вкуса, воспитания чувства прекрасного, что является одним из важнейших качеств, творческой и культурной личности.
2. Педагогические условия, методы и приемы преподавания технологии могут выступать эффективным средством в развитии интереса и творческой активности учащихся при выполнении следующих условий:
- развитие интереса и творческой активности осуществляется как целенаправленный, системно-организованный процесс;
- создание эмоциональной, личностно-ориентированной среды, где учитываются возрастные, психологические особенности и возможности детей;
- рассмотрение народного и декоративно-прикладного искусства как важной составляющей частью целостной системы эстетического воспитания учащихся;
- применение индивидуальной и коллективной формы работы с учащимися;
- использование активных форм обучения и воспитания.
3. Методы обучения должны соответствовать реальным учебным возможностям учащихся; дидактическим принципам обучения; целям и задачам обучения, воспитания и развития учащихся; специфике содержания обучения; избранным формам организации учебного процесса. Они должны способствовать развитию таких способов действий учащихся, как формулирование понятий, их систематизация, установление межпредметных связей, определение алгоритмов действий.
Разработанный нами план-конспект урока и методическое сопровождение обучения лоскутному шитью, соответствующее данному плану способствуют развитию благоприятных условий для реализации учебного процесса, более эффективное усвоения изученного материала учащимися.
1. Андреев, В.И. Педагогика: Учебный курс для творческого саморазвития /В.И. Андреев. - Казань: ЦИТ, 2003. - 608 с.
2. Бабанский, Ю.К. Методы обучения в современной общеобразовательной школе / Ю.К. Бабанский.- М.: Просвещение, 2005. - 290 с.
3. Батышев, С.Я. Профессиональная педагогика. Учебник для студентов, обучающихся по педагогическим специальностям и направлениям. М.: Ассоциация «Профессиональное образование», 1997. - 512 с.
4. Богданова, Р.У. Развитие творческой индивидуальности субъектов образования / Р.У. Богданова. - СПб.: Питер, 2000. - 220 с.
5. Выготский, Л.С. Детская психология / Л.С. Выготский. - М.: Просвещение, 1999. - 154 с.
6. Гальперин, П.К. К теории программированного обучения / П.К. Гальперин - М.:1967. - 203 с.
7. Горяева, Н.А. Изобразительное искусство / Н.А. Горяева. - М.: Издательский центр «Просвещение», 2008. - 153 с.
8. Дильмон, Т. Полный курс женских рукоделий / Т. Дильмон. - М.: «Эксмо», 2006. - 704 с.
9. Дроздова О. Е. Пэчворк: орнаменты и изделия. - Москва: Мода и рукоделие, 2001. - 190 с.
10. Заенчик, В.М. Основы творческо-конструкторской деятельности: предметная среда и дизайн: учебник для для студ. Высш. Учеб.заведений / В.М. Заенчик, А.А. Карачев, В.Е. Шмелев. - М. : Издательский центр «Академия»,
2006. - 320 с.
И. Занков, Л.В. Дидактика и жизнь / Л.В. Занков. - М.: Просвещение.
2002. - 38 с.
12. Иванова, Л.А. Активизация познавательной деятельности учащихся при изучении физики / Л.А. Иванова. - М.: Просвещение, 1986. - 76 с.
13. Ильина, Т.А. Педагогика школы / Т.А . Ильина. - М.: Просвещение,
2002. - 60 с.
14. Кабанова-Меллер, Е.Н. Учебная деятельность и развивающее обучение / Е.Н. Кабанова-Меллер. - М.: Знание, 1991.- 96с.
15. Каиров. И.А. Педагогическая энциклопедия / И.А. Каиров. - М.: Просвещение, 2004. - 122 с.
16. Каменский, Я.А. Великая дидактика / Я.А. Каменский. - М.: Школа- Пресс, 2004. - 318 с.
17. Красильникова, В.А. Становление и развитие компьютерных технологий обучения / В.А. Красильникова. - М: ИИО РАО, 2002. - 168 с.
18. Кругликов, Г.И. Методика преподавания технологии с практикумом: учеб, пособие для студентов высш. пед. учеб, заведений. - М.: Издательский центр «Академия», 2005. - 480с.
19. Лернер, И.Я. Процесс обучения и его закономерности / И. Я. Лернер. - М.: 2004. - 66 с.
20. Мазурик, Т.А. Лоскутное шитьё / Т.А. Мазурик. - Санкт-Петербург: «Паритет», 2006 - 224 с.
21. Махмутов. М.И. Современный урок. Вопросы теории / М.И. Махмутов. - М.: Педагогика 1997. - 184 с.
22. Методика трудового обучения: учеб, пособие для учащихся пед. уч-щ «Преподавание труда и черчения в 4-8 кл. сред, общеобразоват. шк.» / Л.В. Мельникова, Л.В. Осипова, Т.Б. Фридман. - М.: Просвещение, 2006. - 224 с.
23. Муханова, И.Ю. Шитьё из лоскутков. Быстро и красиво / И.Ю. Муханова,- М.: «ОЛМА-ПРЕСС», 2001. - 156 с.
24. Молочков, В.П. Наглядность как принцип обучения / В.П. Молочков // Информатика и образование. - 2004. - №3. - С.20-30.
25. Нагель, О. И. Художественное лоскутное шитьё. Учебно - методическое пособие для учителя / О.И. Нагель. - М.: «Школа - Пресс», 2000. -96 с.
26. Назарова. Т.С. Средства обучения: технология создания и использования / Т.С. Назарова. Е.С. Полат. - М.: У РАО, 1998. - 204 с.
27. Общие принципы построения презентации. - Режим доступа: http://ravcompany.narod.ru/stat/teach/zl7/s01 .htm, свободный.
28. Основы творческо-конструкторской деятельности: Методы и организация: Учебник для студ. высш. учеб, заведений / В.М. Заенчик, А. А. Карачев, В.Е. Шмелев. - М.: Издательский центр «Академия», 2008. - 256 с.
29. Осмоловская, И.М. Наглядные методы обучения / И.М. Осмоловская. - М.: Издательский центр «Академия», 2009. - 192 с.
30. Пидкасистый, П.И. Педагогика. Учебное пособие / П.И. Пидкасистый. П.И. - М.: Высшее образование, 2006. - 432 с.
31. Подласый, И.П. Основы педагогического мастерства / И.П. Подласый И Педагогика. - 2002. -№5. - С. 98-104.
32. Проект Федерального закона «Об образовании Российской Федерации» 2005 г. № 54-ФЗ И Рос. газета. - 14 июля. - С. 19.
33. Симоненко, В.Д. Технология: учебник для учащихся 7 класса образовательной школы / В.Д. Симоненко. - М.: Вентана - Граф, 2006. - 240 с.
34. Ситаров, В.А. Дидактика: учеб, пособие для студ. высш. пед. учеб, заведений / В. А. Сластенина. - М.: Издательский центр «Академия». 2004. - 368 с.
35. Скакун, В.А. Разработка и применение инструкционно¬технологической документации на уроках производственного обучения / В.А. Скакун. - М.: Высшая школа, 1977. - 64 с.
36. Сластенин, В. А. Учеб, пособие для студ. высш. пед. учеб, заведений / В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев. Е. Н. Шиянов. - М.: Издательский центр «Академия», 2002. - 576 с.
37. Талызина, Н.Ф. Контроль и его функции в учебном процессе / Н.Ф. Талызина И Советская педагогика. - 1991. - №3. - С. 5.
38. Шамова, Т.И. Управление образовательными системами: учеб, пособие для вузов / Т.И.Шамова. - М.: Просвещение, 1998. - 320 с.
39. Шаталов, В.Ф. Система Шаталова / В.Ф.Шаталов // Наука и жизнь. -
2008. - №2.-С.12-15
40. Энгельс, Р. Лоскутная пластика / Р. Энгельс. - М.: Рио-Гранд, 2006. - 153 с.
41. Якиманская, И.С. Развивающее обучение / И.С. Якиманская. - М.: Педагогика. 1980.- 144 с.