МЕТОДИКА ПРИМЕНЕНИЯ ИГР НА УРОКАХ ТЕХНОЛОГИИ
|
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ
ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР НА УРОКАХ ТЕХНОЛОГИИ 7
1.1 Психолого-педагогическая сущность дидактических игр 7
1.2 Формирование мотивации учащихся средствами дидактических игр
в образовательном процессе 13
1.3 Особенности организации образовательного процесса на уроке
технологии с использованием дидактических игр 19
Выводы по первой главе 24
ГЛАВА 2 МЕТОДИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ
ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР НА УРОКАХ ТЕХНОЛОГИИ 28
2.1 Алгоритмы разработки дидактических игр для уроков технологии..28
2.2 Планирование уроков технологии с использованием дидактической
игры 32
2.3 Опытно-экспериментальная проверка уровня сформированности
мотивации учащихся средствами дидактических игр 40
Выводы по второй главе 48
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 51
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 54
ПРИЛОЖЕНИЕ А 59
ПРИЛОЖЕНИЕ Б
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ
ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР НА УРОКАХ ТЕХНОЛОГИИ 7
1.1 Психолого-педагогическая сущность дидактических игр 7
1.2 Формирование мотивации учащихся средствами дидактических игр
в образовательном процессе 13
1.3 Особенности организации образовательного процесса на уроке
технологии с использованием дидактических игр 19
Выводы по первой главе 24
ГЛАВА 2 МЕТОДИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ
ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР НА УРОКАХ ТЕХНОЛОГИИ 28
2.1 Алгоритмы разработки дидактических игр для уроков технологии..28
2.2 Планирование уроков технологии с использованием дидактической
игры 32
2.3 Опытно-экспериментальная проверка уровня сформированности
мотивации учащихся средствами дидактических игр 40
Выводы по второй главе 48
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 51
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 54
ПРИЛОЖЕНИЕ А 59
ПРИЛОЖЕНИЕ Б
Актуальность исследования. Основой всех современных подходов к построению учебно-воспитательного процесса является то, что развитие учащегося - совершенствование психических процессов и свойств его личности - происходит в результате его личной активной деятельности. Наиболее эффективным способом организации учебного процесса является использование дидактических игр.
Сущность дидактической игры заключается в том, что дети решают умственные и практически-действенные задачи, предложенные им в занимательной игровой форме, сами находят решения, преодолевая при этом определённые трудности.
Игра как средство обучения служит целям обучения и воспитания, а также переводит указанные цели в реальные результаты. Способность эта заключена в игровом моделировании в условных ситуациях основных видов деятельности личности, направленных на воссоздание и усвоение социального и профессионального опыта, в результате чего происходит накопление, актуализация и трансформация знаний в умения и навыки, накопление опыта личности и ее развитие.
Дидактическая игра является ценным средством воспитания умственной активности детей, она активизирует психические процессы, вызывает у учащихся живой интерес к процессу познания. В ней дети охотно преодолевают значительные трудности, тренируют свои силы, развивают способности и умения. Она помогает сделать любой учебный материал увлекательным, вызывает у учеников глубокое удовлетворение, создает радостное рабочее настроение, облегчает процесс усвоения знаний.
Вопросы теории и практики дидактической игры изучались различными отечественными и зарубежными исследователями (А. П. Усовой, 3. М. Богуславской, Л. А. Венгером, Ф. Фребелем, М. Монтессори и т.д.). Среди педагогов и психологов, касавшихся тематики влияния дидактических игр на формирование мотивации учащихся на различных уроках, можно назвать О. A. Дюжеву, В. Т. Тарасова, О. С. Юрченко, Н. А. Давыдову и т.д. (практикующие педагоги-предметники), в том числе на уроках технологии - B. И. Шивалин, И. В. Яркова, Г.И. Щукина и т.д.
В последние годы вопросы теории и практики дидактической игры разрабатывались и разрабатываются многими исследователями: В.Н. Аванесовой, Ф.Н. Блехер, А.К. Бондаренко, Е.Ф. Иваницкой, Е.И. Радиной, А.И. Сорокиной, Е.И. Удальцовой, Б.И. Хачапуридзе. В исследованиях утвердилась идея взаимосвязи обучения и игры, определилась структура игрового процесса, основные формы и методы руководства дидактическими играми.
Как нам представляется, имеет место быть следующее противоречие: в настоящее время не достаточно хорошо изучены условия эффективности применения на практике дидактических игр и занимательного материала на уроках в целом и на уроках технологии в частности.
Выявленное противоречие и актуальность проблемы исследования определили выбор темы выпускной квалификационной работы «Методика применения игр на уроках технологии».
Объект исследования: дидактическая игра.
Предмет исследования: процесс формирования мотивации учащихся на уроках технологии средствами дидактических игр.
Характер научно-педагогической проблемы, степень разработанности различных ее аспектов во многом предопределили цель настоящего исследования.
Цель исследования: выявить условия повышения эффективности формирования мотивации учащихся на уроках технологии средствами дидактических игр
Гипотеза исследования: процесс формирования мотивации учащихся на уроках технологии будет эффективным, если в учебно-воспитательном процессе использовать дидактические игры.
В соответствии с целью и гипотезой были сформулированы следующие задачи исследования:
1. изучить психолого-педагогическую литературу по применению дидактических игр в процессе обучения;
2. выявить алгоритмы разработки дидактических игр для уроков технологии;
3. исследовать методы диагностики сформированности мотивации учащихся на уроках технологии;
4. определить какое влияние на процесс формирования мотивации учащихся на уроках технологии оказывают дидактические игры;
5. разработать учебное пособие «Сборник дидактических игр для уроков технологии»
Методы исследования:
• теоретические - анализ научной литературы по психолого-педагогическим и методическим аспектам, касающимся области исследования; анализ документов и литературных источников;
• эмпирические - наблюдение за деятельностью педагогов в процессе их организации учебно-воспитательного процесса на уроках технологии с использованием дидактических игр; эксперимент.
Методологической основой исследования являются:
• современные психолого-педагогические концепции личностно-ориентированного обучения, технологического подхода к обучению;
• ведущие принципы современной системы образования, в том числе гуманизации и гуманитаризации.
Теоретические основы исследования составляют:
• научные труды ученых по проблеме применения дидактических игр в учебно-воспитательном процессе (Л.Ф. Блинова, И.С. Домбровская, Б.В. Куприянов, А.Л. Савельев, В.А. Трайнев и т.д.);
• научные труды ученых-психологов по проблеме применения дидактических игр в учебно-воспитательном процессе (Т.П. Авдулова, Л.А. Венгер, Л.С. Выготский, Н.С. Немцов, Д.Б. Эльконин и др.)
Практическая значимость работы заключается в том, что разработанное нами пособие может быть использовано участниками образовательного процесса в ходе формирования мотивации учащихся средствами дидактических игр на уроках технологии.
Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав и выводов по ним, заключения и списка использованных источников.
Работа выполнена на кафедре теории и методики профессионального образования.
Сущность дидактической игры заключается в том, что дети решают умственные и практически-действенные задачи, предложенные им в занимательной игровой форме, сами находят решения, преодолевая при этом определённые трудности.
Игра как средство обучения служит целям обучения и воспитания, а также переводит указанные цели в реальные результаты. Способность эта заключена в игровом моделировании в условных ситуациях основных видов деятельности личности, направленных на воссоздание и усвоение социального и профессионального опыта, в результате чего происходит накопление, актуализация и трансформация знаний в умения и навыки, накопление опыта личности и ее развитие.
Дидактическая игра является ценным средством воспитания умственной активности детей, она активизирует психические процессы, вызывает у учащихся живой интерес к процессу познания. В ней дети охотно преодолевают значительные трудности, тренируют свои силы, развивают способности и умения. Она помогает сделать любой учебный материал увлекательным, вызывает у учеников глубокое удовлетворение, создает радостное рабочее настроение, облегчает процесс усвоения знаний.
Вопросы теории и практики дидактической игры изучались различными отечественными и зарубежными исследователями (А. П. Усовой, 3. М. Богуславской, Л. А. Венгером, Ф. Фребелем, М. Монтессори и т.д.). Среди педагогов и психологов, касавшихся тематики влияния дидактических игр на формирование мотивации учащихся на различных уроках, можно назвать О. A. Дюжеву, В. Т. Тарасова, О. С. Юрченко, Н. А. Давыдову и т.д. (практикующие педагоги-предметники), в том числе на уроках технологии - B. И. Шивалин, И. В. Яркова, Г.И. Щукина и т.д.
В последние годы вопросы теории и практики дидактической игры разрабатывались и разрабатываются многими исследователями: В.Н. Аванесовой, Ф.Н. Блехер, А.К. Бондаренко, Е.Ф. Иваницкой, Е.И. Радиной, А.И. Сорокиной, Е.И. Удальцовой, Б.И. Хачапуридзе. В исследованиях утвердилась идея взаимосвязи обучения и игры, определилась структура игрового процесса, основные формы и методы руководства дидактическими играми.
Как нам представляется, имеет место быть следующее противоречие: в настоящее время не достаточно хорошо изучены условия эффективности применения на практике дидактических игр и занимательного материала на уроках в целом и на уроках технологии в частности.
Выявленное противоречие и актуальность проблемы исследования определили выбор темы выпускной квалификационной работы «Методика применения игр на уроках технологии».
Объект исследования: дидактическая игра.
Предмет исследования: процесс формирования мотивации учащихся на уроках технологии средствами дидактических игр.
Характер научно-педагогической проблемы, степень разработанности различных ее аспектов во многом предопределили цель настоящего исследования.
Цель исследования: выявить условия повышения эффективности формирования мотивации учащихся на уроках технологии средствами дидактических игр
Гипотеза исследования: процесс формирования мотивации учащихся на уроках технологии будет эффективным, если в учебно-воспитательном процессе использовать дидактические игры.
В соответствии с целью и гипотезой были сформулированы следующие задачи исследования:
1. изучить психолого-педагогическую литературу по применению дидактических игр в процессе обучения;
2. выявить алгоритмы разработки дидактических игр для уроков технологии;
3. исследовать методы диагностики сформированности мотивации учащихся на уроках технологии;
4. определить какое влияние на процесс формирования мотивации учащихся на уроках технологии оказывают дидактические игры;
5. разработать учебное пособие «Сборник дидактических игр для уроков технологии»
Методы исследования:
• теоретические - анализ научной литературы по психолого-педагогическим и методическим аспектам, касающимся области исследования; анализ документов и литературных источников;
• эмпирические - наблюдение за деятельностью педагогов в процессе их организации учебно-воспитательного процесса на уроках технологии с использованием дидактических игр; эксперимент.
Методологической основой исследования являются:
• современные психолого-педагогические концепции личностно-ориентированного обучения, технологического подхода к обучению;
• ведущие принципы современной системы образования, в том числе гуманизации и гуманитаризации.
Теоретические основы исследования составляют:
• научные труды ученых по проблеме применения дидактических игр в учебно-воспитательном процессе (Л.Ф. Блинова, И.С. Домбровская, Б.В. Куприянов, А.Л. Савельев, В.А. Трайнев и т.д.);
• научные труды ученых-психологов по проблеме применения дидактических игр в учебно-воспитательном процессе (Т.П. Авдулова, Л.А. Венгер, Л.С. Выготский, Н.С. Немцов, Д.Б. Эльконин и др.)
Практическая значимость работы заключается в том, что разработанное нами пособие может быть использовано участниками образовательного процесса в ходе формирования мотивации учащихся средствами дидактических игр на уроках технологии.
Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав и выводов по ним, заключения и списка использованных источников.
Работа выполнена на кафедре теории и методики профессионального образования.
Основой всех современных подходов к построению учебно-воспитательного процесса является то, что развитие учащегося - совершенствование психических процессов и свойств его личности - происходит в результате его личной активной деятельности. Наиболее эффективным способом организации учебного процесса является использование дидактических игр.
Игра как средство обучения служит целям обучения и воспитания, а также переводит указанные цели в реальные результаты. Способность эта заключена в игровом моделировании в условных ситуациях основных видов деятельности личности, направленных на воссоздание и усвоение социального и профессионального опыта, в результате чего происходит накопление, актуализация и трансформация знаний в умения и навыки, накопление опыта личности и ее развитие.
Педагогическая дидактическая игра обладает существенным признаком - четко поставленной целью обучения и соответствующим ей педагогическим результатом, которые могут быть обоснованы, выделены в явном виде и характеризуются учебно-познавательной деятельностью.
Дидактическая игра является ценным средством воспитания умственной активности детей, она активизирует психические процессы, вызывает у учащихся живой интерес к процессу познания. В ней дети охотно преодолевают значительные трудности, тренируют свои силы, развивают способности и умения. Она помогает сделать любой учебный материал увлекательным, вызывает у учеников глубокое удовлетворение, создает радостное рабочее настроение, облегчает процесс усвоения знаний.
Дидактические игры конструируются по-разному. В некоторых из них есть все элементы ролевой игры: сюжет, роль, действие, игровое правило, в других - только отдельные элементы: действие или правило, или то и другое. Поэтому по структуре дидактические игры делятся на сюжетно-ролевые и игры-упражнения, включающие только отдельные элементы игры. В сюжетно-ролевых играх дидактическая задача скрыта сюжетом, ролью, действием, правилом. В играх-упражнениях она выражена явно. В дидактической игре ее замысел, правило, действие и включенная в них умственная задача представляют собой единую систему формирующих воздействий.
Дидактическая игра особенно необходима в обучении и воспитании детей. В ней удается сконцентрировать внимание даже самых инертных школьников. Вначале они проявляют интерес только к игре, а затем и к тому учебному материалу, без которого игра невозможна. Постепенно у детей пробуждается интерес и к учебному предмету.
Дидактическая игра является одним из наиболее действенных приёмов формирования мотивации к обучению. При включении детей в ситуацию дидактической игры интерес к учебной деятельности резко возрастает, работоспособность повышается. Учебная мотивация сохраняется и развивается, если ученик реализует свой потенциал, получает реальные результаты своего труда.
Для достижения поставленной цели учитель технологии должен использовать в своей деятельности всё видовое многообразие дидактических игр.
Дидактические игры можно использовать на любом этапе занятия, однако важно не перегружать урок игровыми моментами. Оптимальным количеством игр на каждом занятии по технологии мы считаем 3-4 игры. При этом данные игры должны относиться к разным видам и иметь неодинаковую продолжительность по времени, например, можно провести мини-игру тренингового вида на этапе организационного момента, игру- упражнение при опросе домашнего задания и мини-игру сюжетно-ролевого вида при закреплении полученных навыков. Иногда весь урок может быть построен в виде игры (например, игры-путешествия или деловой игры).
В целях выявления зависимости влияния дидактических игр на процесс формирования мотивации учащихся на уроках технологии нами был проведен эксперимент, позволивший нам убедиться в том, что в процессе формирования мотивации учащихся очевидна положительная динамика, что подтверждает гипотезу исследования
Игра как средство обучения служит целям обучения и воспитания, а также переводит указанные цели в реальные результаты. Способность эта заключена в игровом моделировании в условных ситуациях основных видов деятельности личности, направленных на воссоздание и усвоение социального и профессионального опыта, в результате чего происходит накопление, актуализация и трансформация знаний в умения и навыки, накопление опыта личности и ее развитие.
Педагогическая дидактическая игра обладает существенным признаком - четко поставленной целью обучения и соответствующим ей педагогическим результатом, которые могут быть обоснованы, выделены в явном виде и характеризуются учебно-познавательной деятельностью.
Дидактическая игра является ценным средством воспитания умственной активности детей, она активизирует психические процессы, вызывает у учащихся живой интерес к процессу познания. В ней дети охотно преодолевают значительные трудности, тренируют свои силы, развивают способности и умения. Она помогает сделать любой учебный материал увлекательным, вызывает у учеников глубокое удовлетворение, создает радостное рабочее настроение, облегчает процесс усвоения знаний.
Дидактические игры конструируются по-разному. В некоторых из них есть все элементы ролевой игры: сюжет, роль, действие, игровое правило, в других - только отдельные элементы: действие или правило, или то и другое. Поэтому по структуре дидактические игры делятся на сюжетно-ролевые и игры-упражнения, включающие только отдельные элементы игры. В сюжетно-ролевых играх дидактическая задача скрыта сюжетом, ролью, действием, правилом. В играх-упражнениях она выражена явно. В дидактической игре ее замысел, правило, действие и включенная в них умственная задача представляют собой единую систему формирующих воздействий.
Дидактическая игра особенно необходима в обучении и воспитании детей. В ней удается сконцентрировать внимание даже самых инертных школьников. Вначале они проявляют интерес только к игре, а затем и к тому учебному материалу, без которого игра невозможна. Постепенно у детей пробуждается интерес и к учебному предмету.
Дидактическая игра является одним из наиболее действенных приёмов формирования мотивации к обучению. При включении детей в ситуацию дидактической игры интерес к учебной деятельности резко возрастает, работоспособность повышается. Учебная мотивация сохраняется и развивается, если ученик реализует свой потенциал, получает реальные результаты своего труда.
Для достижения поставленной цели учитель технологии должен использовать в своей деятельности всё видовое многообразие дидактических игр.
Дидактические игры можно использовать на любом этапе занятия, однако важно не перегружать урок игровыми моментами. Оптимальным количеством игр на каждом занятии по технологии мы считаем 3-4 игры. При этом данные игры должны относиться к разным видам и иметь неодинаковую продолжительность по времени, например, можно провести мини-игру тренингового вида на этапе организационного момента, игру- упражнение при опросе домашнего задания и мини-игру сюжетно-ролевого вида при закреплении полученных навыков. Иногда весь урок может быть построен в виде игры (например, игры-путешествия или деловой игры).
В целях выявления зависимости влияния дидактических игр на процесс формирования мотивации учащихся на уроках технологии нами был проведен эксперимент, позволивший нам убедиться в том, что в процессе формирования мотивации учащихся очевидна положительная динамика, что подтверждает гипотезу исследования
Подобные работы
- Применение игр на уроке английского языка как способ повышения познавательной активности обучающихся начальной школы
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4275 р. Год сдачи: 2021 - Интеллектуальные игры как компонент образовательных технологий в школьном технологическом образовании
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4335 р. Год сдачи: 2023 - Педагогические условия формирования регулятивных УУД на уроках технологии на основе использования метода проектов (на примере МБОУ КЦО «Аныяк»)
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2016 - ЛИНГВИСТИЧЕСКИЕ ИГРЫ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 6100 р. Год сдачи: 2017 - РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ
ТЕХНОЛОГИИ
Бакалаврская работа, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2018 - ПРИМЕНЕНИЕ ИНТЕРАКТИВНЫХ ТЕХНОЛОГИИ В ОБУЧЕНИИ
ШКОЛЬНИКОВ ОСНОВАМ ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОГО
ИСКУССТВА НА УРОКАХ ТЕХНОЛОГИИ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2019 - МЕТОДИКА ПРИМЕНЕНИЯ УЧЕБНЫХ ТРЕНАЖЕРОВ НА ЗАНЯТИЯХ
ПО ТЕХНОЛОГИИ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2019 - МЕТОДИКА РАЗВИТИЯ КОНСТРУКТОРСКИХ УМЕНИИ У ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ ТЕХНОЛОГИИ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2019 - КОММУНИКАТИВНЫЕ ИГРЫ КАК СПОСОБ ФОРМИРОВАНИЯ ИНОЯЗЫЧНОЙ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ НА УРОКЕ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4290 р. Год сдачи: 2018



