ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ
ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР НА УРОКАХ ТЕХНОЛОГИИ 7
1.1 Психолого-педагогическая сущность дидактических игр 7
1.2 Формирование мотивации учащихся средствами дидактических игр
в образовательном процессе 13
1.3 Особенности организации образовательного процесса на уроке
технологии с использованием дидактических игр 19
Выводы по первой главе 24
ГЛАВА 2 МЕТОДИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ
ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР НА УРОКАХ ТЕХНОЛОГИИ 28
2.1 Алгоритмы разработки дидактических игр для уроков технологии..28
2.2 Планирование уроков технологии с использованием дидактической
игры 32
2.3 Опытно-экспериментальная проверка уровня сформированности
мотивации учащихся средствами дидактических игр 40
Выводы по второй главе 48
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 51
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 54
ПРИЛОЖЕНИЕ А 59
ПРИЛОЖЕНИЕ Б
Актуальность исследования. Основой всех современных подходов к построению учебно-воспитательного процесса является то, что развитие учащегося - совершенствование психических процессов и свойств его личности - происходит в результате его личной активной деятельности. Наиболее эффективным способом организации учебного процесса является использование дидактических игр.
Сущность дидактической игры заключается в том, что дети решают умственные и практически-действенные задачи, предложенные им в занимательной игровой форме, сами находят решения, преодолевая при этом определённые трудности.
Игра как средство обучения служит целям обучения и воспитания, а также переводит указанные цели в реальные результаты. Способность эта заключена в игровом моделировании в условных ситуациях основных видов деятельности личности, направленных на воссоздание и усвоение социального и профессионального опыта, в результате чего происходит накопление, актуализация и трансформация знаний в умения и навыки, накопление опыта личности и ее развитие.
Дидактическая игра является ценным средством воспитания умственной активности детей, она активизирует психические процессы, вызывает у учащихся живой интерес к процессу познания. В ней дети охотно преодолевают значительные трудности, тренируют свои силы, развивают способности и умения. Она помогает сделать любой учебный материал увлекательным, вызывает у учеников глубокое удовлетворение, создает радостное рабочее настроение, облегчает процесс усвоения знаний.
Вопросы теории и практики дидактической игры изучались различными отечественными и зарубежными исследователями (А. П. Усовой, 3. М. Богуславской, Л. А. Венгером, Ф. Фребелем, М. Монтессори и т.д.). Среди педагогов и психологов, касавшихся тематики влияния дидактических игр на формирование мотивации учащихся на различных уроках, можно назвать О. A. Дюжеву, В. Т. Тарасова, О. С. Юрченко, Н. А. Давыдову и т.д. (практикующие педагоги-предметники), в том числе на уроках технологии - B. И. Шивалин, И. В. Яркова, Г.И. Щукина и т.д.
В последние годы вопросы теории и практики дидактической игры разрабатывались и разрабатываются многими исследователями: В.Н. Аванесовой, Ф.Н. Блехер, А.К. Бондаренко, Е.Ф. Иваницкой, Е.И. Радиной, А.И. Сорокиной, Е.И. Удальцовой, Б.И. Хачапуридзе. В исследованиях утвердилась идея взаимосвязи обучения и игры, определилась структура игрового процесса, основные формы и методы руководства дидактическими играми.
Как нам представляется, имеет место быть следующее противоречие: в настоящее время не достаточно хорошо изучены условия эффективности применения на практике дидактических игр и занимательного материала на уроках в целом и на уроках технологии в частности.
Выявленное противоречие и актуальность проблемы исследования определили выбор темы выпускной квалификационной работы «Методика применения игр на уроках технологии».
Объект исследования: дидактическая игра.
Предмет исследования: процесс формирования мотивации учащихся на уроках технологии средствами дидактических игр.
Характер научно-педагогической проблемы, степень разработанности различных ее аспектов во многом предопределили цель настоящего исследования.
Цель исследования: выявить условия повышения эффективности формирования мотивации учащихся на уроках технологии средствами дидактических игр
Гипотеза исследования: процесс формирования мотивации учащихся на уроках технологии будет эффективным, если в учебно-воспитательном процессе использовать дидактические игры.
В соответствии с целью и гипотезой были сформулированы следующие задачи исследования:
1. изучить психолого-педагогическую литературу по применению дидактических игр в процессе обучения;
2. выявить алгоритмы разработки дидактических игр для уроков технологии;
3. исследовать методы диагностики сформированности мотивации учащихся на уроках технологии;
4. определить какое влияние на процесс формирования мотивации учащихся на уроках технологии оказывают дидактические игры;
5. разработать учебное пособие «Сборник дидактических игр для уроков технологии»
Методы исследования:
• теоретические - анализ научной литературы по психолого-педагогическим и методическим аспектам, касающимся области исследования; анализ документов и литературных источников;
• эмпирические - наблюдение за деятельностью педагогов в процессе их организации учебно-воспитательного процесса на уроках технологии с использованием дидактических игр; эксперимент.
Методологической основой исследования являются:
• современные психолого-педагогические концепции личностно-ориентированного обучения, технологического подхода к обучению;
• ведущие принципы современной системы образования, в том числе гуманизации и гуманитаризации.
Теоретические основы исследования составляют:
• научные труды ученых по проблеме применения дидактических игр в учебно-воспитательном процессе (Л.Ф. Блинова, И.С. Домбровская, Б.В. Куприянов, А.Л. Савельев, В.А. Трайнев и т.д.);
• научные труды ученых-психологов по проблеме применения дидактических игр в учебно-воспитательном процессе (Т.П. Авдулова, Л.А. Венгер, Л.С. Выготский, Н.С. Немцов, Д.Б. Эльконин и др.)
Практическая значимость работы заключается в том, что разработанное нами пособие может быть использовано участниками образовательного процесса в ходе формирования мотивации учащихся средствами дидактических игр на уроках технологии.
Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав и выводов по ним, заключения и списка использованных источников.
Работа выполнена на кафедре теории и методики профессионального образования.
Основой всех современных подходов к построению учебно-воспитательного процесса является то, что развитие учащегося - совершенствование психических процессов и свойств его личности - происходит в результате его личной активной деятельности. Наиболее эффективным способом организации учебного процесса является использование дидактических игр.
Игра как средство обучения служит целям обучения и воспитания, а также переводит указанные цели в реальные результаты. Способность эта заключена в игровом моделировании в условных ситуациях основных видов деятельности личности, направленных на воссоздание и усвоение социального и профессионального опыта, в результате чего происходит накопление, актуализация и трансформация знаний в умения и навыки, накопление опыта личности и ее развитие.
Педагогическая дидактическая игра обладает существенным признаком - четко поставленной целью обучения и соответствующим ей педагогическим результатом, которые могут быть обоснованы, выделены в явном виде и характеризуются учебно-познавательной деятельностью.
Дидактическая игра является ценным средством воспитания умственной активности детей, она активизирует психические процессы, вызывает у учащихся живой интерес к процессу познания. В ней дети охотно преодолевают значительные трудности, тренируют свои силы, развивают способности и умения. Она помогает сделать любой учебный материал увлекательным, вызывает у учеников глубокое удовлетворение, создает радостное рабочее настроение, облегчает процесс усвоения знаний.
Дидактические игры конструируются по-разному. В некоторых из них есть все элементы ролевой игры: сюжет, роль, действие, игровое правило, в других - только отдельные элементы: действие или правило, или то и другое. Поэтому по структуре дидактические игры делятся на сюжетно-ролевые и игры-упражнения, включающие только отдельные элементы игры. В сюжетно-ролевых играх дидактическая задача скрыта сюжетом, ролью, действием, правилом. В играх-упражнениях она выражена явно. В дидактической игре ее замысел, правило, действие и включенная в них умственная задача представляют собой единую систему формирующих воздействий.
Дидактическая игра особенно необходима в обучении и воспитании детей. В ней удается сконцентрировать внимание даже самых инертных школьников. Вначале они проявляют интерес только к игре, а затем и к тому учебному материалу, без которого игра невозможна. Постепенно у детей пробуждается интерес и к учебному предмету.
Дидактическая игра является одним из наиболее действенных приёмов формирования мотивации к обучению. При включении детей в ситуацию дидактической игры интерес к учебной деятельности резко возрастает, работоспособность повышается. Учебная мотивация сохраняется и развивается, если ученик реализует свой потенциал, получает реальные результаты своего труда.
Для достижения поставленной цели учитель технологии должен использовать в своей деятельности всё видовое многообразие дидактических игр.
Дидактические игры можно использовать на любом этапе занятия, однако важно не перегружать урок игровыми моментами. Оптимальным количеством игр на каждом занятии по технологии мы считаем 3-4 игры. При этом данные игры должны относиться к разным видам и иметь неодинаковую продолжительность по времени, например, можно провести мини-игру тренингового вида на этапе организационного момента, игру- упражнение при опросе домашнего задания и мини-игру сюжетно-ролевого вида при закреплении полученных навыков. Иногда весь урок может быть построен в виде игры (например, игры-путешествия или деловой игры).
В целях выявления зависимости влияния дидактических игр на процесс формирования мотивации учащихся на уроках технологии нами был проведен эксперимент, позволивший нам убедиться в том, что в процессе формирования мотивации учащихся очевидна положительная динамика, что подтверждает гипотезу исследования
1. Авдулова, Т.П. Психология игры: современный подход: учеб, пособие для студ. высш. учеб, заведений / Т.П. Авдулова. - М.: Академия, 2009.-208 с.
2. Аникеева, Н. П. Воспитание игрой: книга для учителя / Н. П. Аникеева. - М.: Просвещение, 1987. - 144 с.
3. Анцыферова, Л.И. О закономерностях элементарной познавательной деятельности / Л.И. Анцыферова. - М.: Изд. АН СССР, 1961. - 151 с.
4. Арефьев, И.П. Занимательные уроки технологии для девочек. 7 класс: Пособие для учителей / И.П. Арефьев. - М.: Школьная пресса, 2005. - 64 с.: ил.
5. Бабина, Н.Ф. Как развивать познавательную активность учащихся / Н.Ф. Бабина // Школа и производство. - 2002. - № 3. - С. 34-36.
6. Берлянд, И. Е. Игра как феномен сознания / И. Е. Берлянд. - Кемерово: Алеф, 1992. - 96 с.
7. Бешенков, А. К. Технология. Методика обучения технологии. 5-9 кл.: метод, пособие / А. К. Бешенков, А. В. Бычков, В. М. Казакевич, С. Э. Маркуцкая. - М.: Дрофа, 2004. - 220 с.: ил.
8. Блинова, Л.Ф. Игровые технологии как условие формирования личности ребенка / Л.Ф. Блинова. - Казань: ЗАО Новое знание, 2002. - 80 с.
9. Венгер, Л.А. Психология: учеб, пособие для учащихся пед. училищ / Л.А. Венгер. - М.: Просвещение, 1988. - 336 с.
10. Выготский, Л. С. Игра и ее роль в психологическом развитии ребенка / Л. С. Выготский И Вопросы психологии. - 1966. - № 6. - С. 62-68.
И. Горский, В. А. Технологическая подготовка школьников в сфере дополнительного образования - Режим доступа: wTVW.gorski.i-u/documents/37.doc, свободный.
12. Гурин, Ю.В. Урок + игра. Современные игровые технологии для школьников / Ю.В. Гурин. - СПб.: Речь, 2010. - 156 с.
13. Давыдова, Н. А. Интеллектуальная игра как средство повышения мотивации учащихся / Н. А. Давыдова // Вестник Кузбасской государственной педагогической академии. - 2008. - № 4. - С. 57-63.
14. Дик, Н.Ф. Урок-игра! Ура! Ура! Игровые технологии обучения и воспитания в 5 - 7 классах / Н.Ф. Дик. - Ростов н/Д.: Феникс, 2008. - 307 с.
15. Домбровская, И.С. .Мотивация учебной деятельности: уровни и типы. Режим доступа: http:// www. vmontai. narod.ru. свободный
16. Дубовицкая, Т. Д. Методика диагностики направленности учебной мотивации / Т. Д. Дубовицкая // Психологическая наука и образование. -2002. -№ 2. - С. 42-45.
17. Дюжева, О. А. Педагогические условия формирования учебной мотивации школьников / О.А. Дюжева: : автореф. дис. ...канд. пед. наук : защищена 16. 03. 2010 : утв. 28. 06. 2010. - Кострома, изд-во КГПИ, 2010. -22 с.
18. Зимняя, И. А. Педагогическая психология: Учебник для вузов / И. А. Зимняя. - М.: Логос, 2001. - 384 с.
19. Иванова, Е.В. Обучающая игра «Волшебный цветок» / Е.В. Иванова // Школа и производство. - 2003. - №4. - С. 46 - 47.
20. Ильин, Е. П. Мотивы человека: теория и методы изучения / Е. П. Ильин. - Киев: Вища школа, 1998. - 263 с.
21. Катаева, А.А. Деловые игры в обучении дошкольников с отклонениями в развитии: пособие для учителя / А.А. Катаева, Е.А. Стребелева. - М.: Владос, 2004. - 224 с.
22. Командин, Е. Н. Мотивации учащихся к обучению на уроках / Е. Н. Командин, Л. А. Меркулова // Первый психологический портал г. Пятигорска, 2011. - С. 39 - 42.
23. Короткова, М.В. Методика проведения игр и дискуссий на уроках технологии / М.В. Короткова. - М.: Владос, 2001. - 118 с.
24. Кукушина, В.С. Педагогические технологии: учеб, пособие для студ. пед. спец. / В.С. Кукушина. - Ростов н/Д: МарТ, 2002. - 320 с.
25. Куприянов, Б.В. Организация и методика проведения игр с
подростками: Учеб, метод, пособие / Б.В. Куприянов, М.И. Рожков, И.И. Фришман. -М.: ВЛАДОС, 2001. -216 с.
26. Кутнякова, Н.П. Воспитываем гениев: творческие методики развития личности / Н.П. Кутнякова. - Ростов н/Д,: Феникс, 2008. - 346 с.
27. Лаут, Г.В. Нарушение внимания у детей: тренинг и развивающие игры / Г.В. Лауг. - М.: Академия, 2008. - 368 с.
28. Леванова, Е.А. Игра в тренинге. Возможности игрового взаимодействия / Е.А. Леванова, А.Г. Волошина. - СПб.: Питер, 2009.
- 208 с.
29. Макарова, А.Ю. Дидактические игры для проверки знаний / А.Ю. Макарова // Школа и производство. - 2002. - №3. - С. 37 - 40.
30. Маркова, А. К. Формирование мотивации учения в школьном возрасте: Пособие для учителя / А. К. Маркова. — М.: Просвещение, 1983.- 96 с.
31. Матюхина, М. В. Мотивация учения младших школьников / М. В. Матюхина. - М.: Педагогика, 1984. - 144 с.
32. Минин, О.А. Игры. Педагогические игры / О.А. Минин, О.А. Хаткевич. - Мн.: Красико -Принт, 2005. - 128 с.
33. Немов, Р. С. Психология: Учеб, для студ. высш. пед. учеб, заведений / Р. С. Немов. М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2002. - 640 с.
34. Панфилова, А.П. Игровое моделирование в деятельности педагога: учеб, пособие для студ. высш. пед. учеб, заведений / А.П. Панфилова.
- М.: Академия, 2008. - 368 с.
35. Пидкасистый, П. И. Технология игры в обучении / П. И. Пидкасистый - М.: Просвещение, 1992. - 260 с.
36. Пойкалайнен, Е. В. Педагогические условия формирования мотивации углублённого изучения предметов естественнонаучного цикла в системе дополнительного образования / Е.В. Пойкалайнен: автореф. дис. .. канд. пед. наук : защищена 04.03. 2000 : утв. 18. 05. 2000. - Ярославль: Изд-во ЯГПИ, 2000. - 19 с.
37. Познавательные процессы и способности в обучении: учеб, пособие для студентов пед. ин-тов / под ред. В.Д. Шадрикова. - М.: Просвещение, 1990. - 142 с.
38. Савельев, А. А. Педагогические условия формирования мотивации учения школьников на уроках / А.А. Савельев : автореф. дис. ...канд. пед. наук : защищена 27. 01. 1999 : утв. 15. 05. 1999. - Ярославль: Изд-во ЯГПИ, 1999. - 19 с.
39. Сафрис, О.И. Деловые игры при изучении технологии / О.И. Сафрис, Д.Я. Тамарчак // Школа и производство. - 1999. - № 1. - С. 18 - 19.
40. Тарасов, В. Н. Педагогические условия формирования познавательной мотивации учащихся старших классов: на примере изучения дисциплин гуманитарного цикла / В.Н. Тарасов: автореф. дис. ...канд. пед. наук : защищена 13.02.2001 : утв. 24.06. 2001. - Шуя: Изд-во ШГПИ, 2001.-20 с.
41. Трайнев, В.А. Интенсивные педагогические технологии в
гуманитарном образовании (методология и практика) / В.А. Трайнев, И.В. Трайнев. - М.: Дашков и К, 2008. - 282 с.
42. Трайнев, В.А. Учебные деловые игры в педагогике, экономике, менеджменте, управлении, маркетинге, социологии, психологии: методология и практика проведения / В.А. Трайнев. - М.: ВЛАДОС, 2005.-303 с.
43. Трайнев, В.А. Системы и методы повышения качества педагогического образования. Обобщение и практика / В.А. Трайнев, И.В. Трайнев. - М.: Дашков и К, 2008 - 294 с.
44. Хохоленок, О.И. Обобщающий урок «Путешествие в мир тканей» / О.И. Хохоленок // Школа и производство. - 2000. - № 4. - С. 31 - 33.
45. Чернякова, В.Н. Урок - игра по моделированию одежды / В.Н. Чернякова, О.Н. Шкраб // Школа и производство. - 1999. - № 6. - С. 43-47.
46. Шивал ин, В. И. Развивающие игры и состязания на уроках технологии / В. И. Шивалин // Школа и производство. - 2000. - № 5. - С. 60-61.
47. Щукина, Г.И. Педагогические проблемы формирования познавательных интересов учащихся / Г.И. Щукина. - М.: Педагогика, 1988.-208 с.
48. Щукина, Г.И. Актуальные вопросы формирования интереса в обучении: учеб, пособие / Г.И. Щукина. - М.: Просвещение, 1984. - 176 с.
49. Эльконин, Д.Б. Психология игры / Д.Б. Эльконин. - М.: Владос, 1999. - 360 с.
50. Яркова, И. В. Учебные игры в изучении технологии / И. В. Яркова // Школа и производство. - 2001. - № 5. - С. 50 - 52.