ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИИ 7
ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ В ПРОЦЕССЕ ТЕХНОЛОГИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ
1.1 Содержание технологической подготовки учащихся в 7
общеобразовательной школе
1.2 Роль проектной деятельности в технологической 15
подготовке школьников
ВЫВОДЫ ПО ПЕРВОЙ ГЛАВЕ 22
ГЛАВА 2 МЕТОДИКА ОРГАНИЗАЦИИ ПРОЕКТНОЙ 23
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ В ПРОЦЕССЕ ТЕХНОЛОГИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ
2.1 Содержание занятий по разделу «Проект» в 5-7 классах 23
2.2 Проектная деятельность учащихся в 8-11 классах 23
ВЫВОДЫ ПО ВТОРОЙ ГЛАВЕ 46
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 47
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
Концепция образовательной области «Технология» предусматривает использование учителем проектного метода обучения. Сутью его является включение учащихся в процесс преобразовательной деятельности от идеи до его практической реализации. Выполняя проекты, школьники осваивают алгоритм проектно-преобразовательной деятельности, учатся самостоятельно искать и анализировать информацию, интегрировать и применять полученные ранее знания по технологии и другим предметам, приобретают новые знания и умения. В итоге развиваются их творческие и интеллектуальные способности, самостоятельность, ответственность, формируются умения планировать и принимать решения. Учебные проекты учащихся должны быть прообразами проектов в их будущей самостоятельной жизни. Выполняя их, учащиеся приобретают опыт разрешения реальных проблем, продвигаясь вперед к поставленной цели
Анализ существующей научно-методической литературы, изучение опыта практической работы учителей технологии показывают, что имеются различные подходы к организации проектной деятельности школьников на уроках технологии. Общим для всех подходов является то, что под проектом понимается самостоятельная творческая работа учащегося, выполняемая в течение учебного года под руководством учителя. Что касается собственно методики выполнения проекта и организации проектной деятельности учащегося, то тут полного единогласия нет. Поэтому существует противоречие между необходимостью выполнения учащимися технологических проектов и отсутствием общепризнанной эффективной методики их выполнения вкупе с эффективной организацией проектной деятельности школьников. Из этого противоречия вытекает проблема разработки вариантов такой эффективной методики и вариантов организации проектной деятельности учащихся.
Актуальность этой темы вполне очевидна, так как в рамках проектной деятельности у школьников формируются первичные творческие способности, необходимые всякому человеку. Проблема изучения школьного курса технологии с использованием метода творческих проектов (или даже на основе этого метода) существует с того момента, когда в нашей стране началась реформа трудового обучения, то есть примерно с 1992 г. В это время в учебном плане общеобразовательных школ вместо предмета «Труд» появился новый предмет - «Технология». Соответственно появилась новая учебная программа этого предмета, которая во многом совпадала с программой предмета «Труд», но все-таки имела существенные от нее отличия. Так, например, в «Технологии» появился раздел «Проект», главной целью изучения которого было формирование и развитие творческих способностей учащихся в процесс трудовой, технологической подготовки.
Актуальностью темы нашей выпускной квалификационной работы вызвана обусловлена также недостаточной изученностью проблемы применения метода проектов как метода обучения технологии. Это касается как городской, так и сельской школы. В научно-методической литературе описан ряд методик обучения проектированию (авторы В.Д. Симоненко, И.А. Сасова, В.С. Капустин и др.). Это вызывает затруднение у педагога в выборе наиболее доступной и эффективной методики - в этом заключается суть существующего противоречия и вытекающей из него проблемы. В нашей выпускной квалификационной работе мы сделали попытку обобщить имеющийся опыт по методике преподавания этого раздела, а также внести свои дополнения в разработку этой темы.
Целью нашего исследования является разработка варианта методики преподавания раздела «Проект» в 5-11 классах в условиях общеобразовательной школы.
Объектом исследования является процесс обучения учащихся проектированию в условиях трудовой подготовки в школе.
Предмет исследования - методика выполнения проектов и организация проектной деятельности учащихся на уроках технологии в школе.
Основная идея исследования: степень развития практических, конструкторских и организационных умений и навыков учащихся напрямую связана с доступностью и овладением ими приемов проектирования: чем выше уровень овладения учащимися умений проектирования, тем выше их уровень указанных выше умений и навыков.
Задачи исследования:
1. Изучить учебную, учебно-методическую и специальную литературу по теме исследования.
2. Выявить сущность проектного метода обучения, определить пути его применения на уроках технологии в школе.
3. Изучить практический опыт учителей технологии по использованию метода проектов как метода обучения.
4. Разработать обобщенный вариант методики преподавания раздела «Проект» при изучении технологии в 5-11 классах общеобразовательной школы.
5. Проверить эффективность этой методики с помощью экспертной оценки.
При выполнении выпускной квалификационной работы были
использованы следующие методы педагогических исследований:
- изучение научной литературы по исследуемой проблеме, ее
теоретический анализ;
- устное интервью;
- конструирование учебного процесса по технологии;
- педагогическое наблюдение.
Теоретической и методологической базой исследования явились исследования И.А. Сасовой, М.Б. Павловой, В.Д. Симоненко, В.Г. Кругликова, В.С. Капустина и др., в которых выявлены теоретические основы проектирования в рамках школьного курса технологии, описаны варианты методики преподавания раздела «Проект», а также исследования в области педагогики и психологии (Ю.К. Бабанский, В.А. Сластенин, Н.М. Скаткин, В.А. Моляко, Р.С. Немов), в которых раскрыты дидактические и психологические основы организации учебного процесса.
Практическая значимость работы будет заключаться в том, что её результаты могут быть использованы учителями технологии в практике своей работы.
Работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка используемой литературы. Общий объем работы составляет 51 страницу машинописного текста.
Работа выполнена на кафедре общей инженерной подготовки инженерно-технологического факультета Елабужского института Казанского (Приволжского) Федерального университета.
Проблема формирования и развития творческих способностей учащихся в условиях общеобразовательной школы в процессе трудовой подготовки школьников является проблемой непреходящей, то есть она всегда будет и решение её на разных этапах развития педагогики, психологии, методики преподавания технологии будет решаться по-разному.
В настоящей выпускной работе обобщены результаты теоретического анализа различных литературных источников по проблеме внедрения проектного метода обучения в практику общеобразовательной школы, а также опыт практической работы в этом направлении преподавателей и ученых Елабужского государственного педагогического университета, учителей технологии школ гг. Елабуги, Набережных Челнов, Мамадыш. На основании этого опыта, а также некоторых устоявшихся в последнее десятилетие теоретических положений, касающихся методики преподавания раздела «Проект» в школьном курсе технологии определена сущность проектного метода обучения, пути его внедрения в практику трудового обучения на уроках технологии в общеобразовательной школе, разработан вариант планирования работы учителя при организации проектной деятельности учителя на примере выполнения конкретного проекта.
Думается, что проделанная работа окажется полезной как автору в его дальнейшей практической работе в школе, так и другим начинающим учителям технологии. Несомненно, что методика преподавания такого сложного раздела, как «Проект» нуждается в дальнейшем развитии и совершенствовании, которое может быть осуществлено лишь на основе практической экспериментальной работы в школе.
1. Иляева Л.М., Симоненко В.Д., Шипицин Н.П. Творческие проекты для учащихся 5-7 классов по технологии обработки конструкционных материалов. - Брянск , 1995.
2. Капустин В.С. Выполнение проектов в школьном курсе “Технология” на занятиях в учебных мастерских. Методические рекомендации для учителей технологии. - Елабуга, 1995.
3. Капустин В.С. Проекты по технологии в 5-9 классах: Методические рекомендации для учителей технологии. - Елабуга, 2000.
4. Кругликов Г.И., Симоненко В.Д. Методика обучения старшеклассников
творческой деятельности. Учебно-методическое пособие для студентов технолого-экономических (технологии и предпринимательства) факультетов педвузов и педколледжей, учителей технологии, педагогов дополнительного образования. - Курск: Изд-во Курского
госпедуниверситета, 1998.
5. Кругликов Г.И., Симоненко В.Д. Технология творчества. Книга для старшеклассников. - Брянск: Изд-во Брянского госпедуниверситета, 1995.
6. Кудрявцев Т.В. Психология технического мышления. - М.: Педагогика, 1972.
7. Немов Р.С. Психология: Общие основы психологии. Кн.1 -М.: Просвещение, 1995.
8. Павлова М.Б. О проектном подходе к разработке содержания предмета “Технология” // Школа и производство, 1993, № 5, С. 43-45.
9. Программы средних общеобразовательных учреждений. Трудовое обучение. Технология. I-IV классы. V- XI классы. - М.: Просвещение, 1997. Творческие проекты учащихся 5-9 классов. Под ред. В.Д.Симоненко. - Брянск, 1996.
10. Самородский П.С. Основы разработки творческих проектов. Книга для учителей технологии и предпринимательства. - Брянск, 1995.
11. Творческие проекты учащихся 5-9 классов. Под ред. В.Д.Симоненко. - Брянск, 1996.
12. Техническое творчество учащихся / Под ред. Ю.С.Столярова и Д.М.Комского. - М.: Просвещение, 1989.
13. Яровой И.Н., Малюта Н.Т., Рыбенцев В.И. Сборник задач по техническому труду. - М.: Просвещение, 1976.