Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ФОРМИРОВАНИЕ КОММУНИКАТВНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ В ДОШКОЛЬНОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ

Работа №87635

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы52
Год сдачи2013
Стоимость4250 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
163
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. Теоретические основы формирования коммуникативных способностей в условиях дошкольного образовательного учреждения 9
1.1 Формирование коммуникативных способностей дошкольника как
психологическая и социально-педагогическая проблема 9
1.2 Особенности развития коммуникативных навыков детей среднего
дошкольного возраста, посещающих детский сад 18
1.3 Формы и методы формирования коммуникативных навыков у детей
среднего дошкольного возраста в условиях детского сада 23
Выводы 31
ГЛАВА 2. Процесс формирования коммуникативных способностей детей среднего дошкольного возраста в условиях дошкольного
образовательного учреждения 34
2.1 Организация и проведение опытно-экспериментальной работы по
развитию коммуникативных способностей детей среднего дошкольного
возраста в условиях дошкольного учреждения 34
2.2 Результаты опытно-экспериментальной работы по развитию
коммуникативных способностей детей среднего дошкольного возраста в
условиях дошкольного учреждения 39
Выводы 42
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 44
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 48

Приложения должны быть в работе, но в данный момент отсутствуют


Актуальность темы обусловлена, прежде всего, тем, что содержание воспитательного процесса в детском саду определяется коммуникативными целями и задачами на всех этапах воспитания, где оно уже направлено на развитие коммуникативной культуры и социокультурной образованности дошкольников, позволяющей им быть равными партнерами межкультурного общения в бытовой, культурной и повседневной сферах.
К сожалению, нельзя сказать, что уже познаны и сформированы все закономерности, позволяющие эффективно формировать коммуникативные способности, но одно можно утверждать с уверенностью: основой методического содержания современного занятия должна быть коммуникативность.
Коммуникативное поведение - понятие довольно сложное. Оно во многом зависит от уровня социального восприятия и представлений ребенка, его направленности на социальное окружение, овладения различными формами и средствами общения (как речевыми, так и неречевыми). Оно определяется формой, объектом и средствами коммуникации [54].
Проблема развития речи детей серьезно беспокоит всех, кто связан с практическими вопросами дошкольного образования. Воспитатели в большинстве случаев отмечают недостаточный уровень связности в речи своих воспитанников (как в диалоге, так и в монологе). Несмотря на значительные усилия взрослых, эффективность специальных занятий в данном направлении остается неудовлетворительной. В ходе этих
занятий не удается создать действенную мотивацию детской речи, следствием чего является низкая речевая активность. Дети по большей части высказываются не по своему собственному побуждению, а лишь подчиняясь требованию взрослого. Вопросно-ответная форма речи является самой распространенной. Причем взрослый оказывается единственным собеседником детей, что противоречит психологической природе ребенка, в поле интересов которого к этому времени приоритетное положение, прочно занимает сверстник. Можно сказать, что положение о первичности, исходности коммуникативной функции речи хотя и признано в дошкольной педагогике, до сих пор не получило практической реализации. Поэтому проблема поисков эффективных технологий, применение которых обеспечило бы решение задач развития речи в дошкольном детстве, находится только в стадии разработки [29].
Предмет формирования коммуникативных способностей еще не исследован должным образом, хотя уже имеется достаточно богатый опыт методической организации коммуникативно-ориентированного воспитания (Беляев Б.В., Бим И.Л., Ведель Г.Е., Гурвич П.Б., Зимняя И.А., Кузовлев В.П., Леонтьев А.А., Пассов Е.И., Скалкин В.Л., Царькова Б.В., Шубин Э.П.).
Данные проблемы и обусловили выбор темы нашего исследования: «Формирование коммуникативных способностей детей в дошкольном образовательном учреждении».
Характеризуя состояние изученности проблемы применительно к дошкольному возрасту, приходится констатировать, что в психолого-педагогической литературе многие аспекты формирования коммуникативных способностей остаются мало разработанными. Недостаточно раскрыты содержание коммуникативных способностей, критерий и показатели их сформированное у детей дошкольного возраста, не определена последовательность включения дошкольников в процесс их формирования, формы организации деятельности детей вне занятий. Имеющиеся исследования позволяют выделить противоречие между признанием значимости коммуникативных способностей в воспитании личности ребенка как субъекта коммуникативной деятельности и неразработанностью методического инструментария формирования данных способностей, в соответствии с федеральными государственными требованиями дошкольного образования.
Это противоречие позволило следующим образом сформулировать проблему исследования: как в современном дошкольном учреждении в соответствии с обозначенной в педагогике и психологии значимостью общения в развитии личности дошкольника сделать процесс формирования коммуникативных способностей наиболее успешным, отвечающим требованиям практики.
Объектом исследования - образовательный процесс в дошкольном образовательном учреждении.
Предмет исследования эффективные формы и методы формирования коммуникативных способностей у детей среднего дошкольного возраста в условиях дошкольного образовательного учреждения.
Цель исследования - выявить эффективные формы и методы формирования коммуникативных способностей у детей среднего дошкольного возраста в условиях дошкольного образовательного учреждения.
В основу исследования была выдвинута следующая гипотеза: развитие коммуникативных способностей детей среднего дошкольного возраста в условиях дошкольного образовательного учреждения будет происходить эффективно если:
- осуществлять диагностику уровня развития данных способностей и использовать ее результаты как основу для выбора методов и средств организации этого процесса;
- тщательно отбирать содержание для проведения занятий;
- занятия проводить целенаправленно и систематически.
Исходя из цели и гипотезы, в работе мы поставили следующие задачи исследования:
1) Изучить психологическую, педагогическую, методическую
литературу по проблеме исследования;
2) раскрыть особенности развития коммуникативных способностей детей среднего дошкольного возраста, посещающих детский сад;
3) определить задачи, содержание, формы и методы формирования коммуникативных способностей у детей среднего дошкольного возраста;
4) разработать и реализовать программу опытно-экспериментальной работы по развитию коммуникативных способностей детей среднего дошкольного возраста в условиях дошкольного учреждения.
Теоретико-методологическую базу исследования составили:
1) концептуальные положения о заключительных и сенситивных периодах развития личности (Л.И. Ботович, А.С. Выготский, П.Я. Гальперин, В.В. Давыдов, Д.Б. Эльконин);
2) идеи личностно-ориентированного подхода в педагогическом процессе (В.В. Зайцев, В.А. Петровский, В.В. Сериков, Г.И. Железовская);
3) концептуальные принципы коммуникативного воспитания (И.Л. Бим, Е.И. Пассов, М.В. Ляховицкий и др.).
Методы исследования: анализ теоретической литературы, педагогический эксперимент, тестирование, количественная и качественная обработка данных.
Опытно-экспериментальной базой исследования явилось Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад общеразвивающего вида №3 «Чебурашка» города Мензелинска Республики Татарстан. В опытно-экспериментальной работе участвовало 20 детей среднего дошкольного возраста. Опытно- экспериментальная работа осуществлялась в 3 этапа: с февраля 2013 года по май месяц 2013года.
На первом этапе (с 1 февраля по 12 февраля) осуществлялось теоретическое изучение и анализ психолого-педагогической и методической литературы; был сделан выбор темы и сформулирована проблема исследования; проведены пилотажные срезы с целью выявления состояния исследуемой проблемы и на основании этого сформулированы исходные позиции; выделены объект, предмет, цель и задачи исследования, выдвинута его гипотеза. Результатом данного этапа явилось определение методологии, разработка и обоснование программы исследования.
На втором этапе (с 13 февраля по 17 апреля) продолжалось изучение психолого-педагогической и методической литературы по проблеме исследования, уточнялись теоретические положения, составляющие основу исследования; проводилось тестирование по ранее разработанной и обоснованной программе исследования. На данном этапе разрабатывалась и апробировалась программа по развитию коммуникативных способностей детей среднего дошкольного возраста в дошкольном образовательном учреждении, осуществлялась ее внедрение в практическую деятельность дошкольного образовательного учреждения.
На третьем этапе (с 18 апреля по 15 мая) проводились обобщение, анализ и систематизация результатов исследования, осуществлялось их оформление в виде выпускной квалификационной работы, формулировались выводы, выявлялись перспективы дальнейшего изучения проблемы.
Теоретическая значимость исследования состоит в том, что разработаны критерии и показатели оценки уровня сформированности умений; определены условия, способствующие успешности процесса формирования коммуникативных способностей; теоретически обоснована этапность формирования коммуникативных умений у детей среднего дошкольного возраста.
Практическая значимость исследования состоит в разработке поэтапности формирования коммуникативных умений у детей среднего дошкольного возраста, программы для успешного развития коммуникативных способностей детей среднего дошкольного возраста.
Структура дипломной работы обусловлена поставленными задачами и в соответствии с логикой исследования состоит из: введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы и приложений.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Доказано, что язык занимает, чрезвычайно важное место в развитии ребенка. Только через родной язык дитя входит в мир окружающих его людей. Хорошее знание языка ребенку необходимо для общения и взаимодействия с окружающими, изучения других предметов, овладения программой детского сада, в последующем - школы.
Коммуникативное поведение во многом зависит от уровней представлений ребенка, его направленности на социальное окружение, от овладения различными формами и средствами общения (как речевыми, так и неречевыми). При нормальном развитии ребенка доминирующим объектом общения становится сверстник, а главным средством - речь.
Все дети стремятся к общению: подходят к сверстникам, смотрят, как они играют, или рисуют, обращаются с просьбой, подают упавшую вещь, или молча, слушают разговаривающих. Но не всегда ребенку, особенно малоактивному, удается вступить в контакт с кем хочется. Трудно складываются взаимоотношения со сверстниками и у тех, кто пришел в детсад из семьи и не имеет навыков общения в коллективе. Они держатся неуверенно, редко участвуют в играх. Сверстники избегают контактов с ними. Такого рода ситуации следует предотвращать, так как, не умея реализовать стремление к общению, ребенок становится замкнутым, у него формируются отрицательные черты характера [13].
Следовательно, коммуникативные способности - это те способности, которые можно и нужно развивать. Другими словами, нужно учить детей умению общаться, учить культуре общения. И начинать обучение детей основам коммуникации нужно как можно раньше, используя для этого разнообразные методы и приемы [31].
В среднем дошкольном возрасте улучшается произношение звуков и дикция. Речь становится предметом активности детей. Они удачно имитируют голоса животных, интонационно выделяют речь тех или иных
персонажей. Интерес вызывают ритмическая структура речи, рифмы. Развивается грамматическая сторона речи. Дети занимаются словотворчеством на основе грамматических правил. Речь детей при взаимодействии руг с другом носит ситуативный характер, а при общении со взрослым становится внеситуативной.
Основной целью образовательной области «Коммуникация» является овладение конструктивными способами и средствами взаимодействия с окружающими людьми. Реализация цели происходит через решение следующих задач:
- развитие свободного общения с детьми и взрослыми;
- развитие всех компонентов устной речи детей в различных видах детской деятельности;
- практическое овладение нормами речи.
Опытно-экспериментальной базой исследования явилось Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад общеразвивающего вида №3 «Чебурашка» города Мензелинска Республики Татарстан. В опытно-экспериментальной работе участвовало 20 детей среднего дошкольного возраста. Опытно- экспериментальная работа осуществлялась в 3 этапа: с февраля 2013 года по май месяц 2013года.
На первом этапе исследования осуществлялось теоретическое изучение и анализ психолого-педагогической и методической литературы; был сделан выбор темы и сформулирована проблема исследования; проведены пилотажные срезы с целью выявления состояния исследуемой проблемы и на основании этого сформулированы исходные позиции; выделены объект, предмет, цель и задачи исследования, выдвинута его гипотеза. Результатом данного этапа явилось определение методологии, разработка и обоснование программы исследования.
уточнялись теоретические положения, составляющие основу исследования; проводилось тестирование по ранее разработанной и обоснованной программе исследования. На данном этапе разрабатывалась и апробировалась программа по развитию коммуникативных способностей детей среднего дошкольного возраста в дошкольном образовательном учреждении, осуществлялась ее внедрение в практическую деятельность дошкольного образовательного учреждения.
На третьем этапе исследования проводились обобщение, анализ и систематизация результатов исследования, осуществлялось их оформление в виде выпускной квалификационной работы, формулировались выводы, выявлялись перспективы дальнейшего изучения проблемы.
При исследовании использовались такие формы и методы как: наблюдение за «речевым поведением» ребенка, беседы, изучение продуктов детской речевой и неречевой деятельности, ознакомление с условиями жизни в семье, проведение несложных экспериментов в виде специальных заданий, упражнений или дидактических игр.
Для обследования речевого развития детей использовались так называемые «стимульные материалы»: игрушки, дидактические пособия (настольно-печатные игры), репродукции, картинки, книги с иллюстрациями, различные «театры» и т. д.
Перед обследованием какой-либо из сторон речи были обдуманы и разработаны специальные «сценарии активизирующего общения», включающие ребенка в естественную для него деятельность (игровую, конструктивную, трудовую, художественную и др.), требующую актуализации определенных речевых умений и навыков. Для среднего возраста были подбираны свои игры, игрушки, материалы, тестовые (оценивающие) задания и вопросы.
Среди форм и методов формирования коммуникативных способностей нами были использованы следующие: коммуникативные тренинги,
сюжетно-ролевая игра, комментированное рисование, работа с картинками со сменой позиции ребенка; мнемотаблицы; работа над пониманием характера персонажей сказок, рассказов, историй и т.д.
Таким образом, исходя из анализа контрольного эксперимента, было выявлено, что реализация разработанной нами программы повысила уровень коммуникативных способностей детей в дошкольном образовательном учреждении.
Следовательно, выдвинутая нами ранее гипотеза, что развитие коммуникативных способностей детей среднего дошкольного возраста в условиях детского сада будет происходить эффективно если:
- учить детей распознавать различные коммуникативные ситуации и правила действия в них;
- систематически проводить образовательную деятельность по формированию коммуникативных способностей;
- больше общаться с детьми, как во время воспитательно-образовательного процесса, так и в режимные моменты - полностью подтвердилась.



1. Алексеева М.М., Яшина В.И. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников: Учеб. пособие для студентов сред. пед. заведений. - М.: Академия, 1997. - 400 с.
2. Арушанова А.Г. Речь и речевое общение детей: Кн. для воспитателей дет. сада. М.: Мозайка-Синтез, 1999. - 236с.
3. Авитиди М., Галкина И., Лязина М. Коммуникация: о развитии монологической речи. - Дошкольное воспитание. - 2012. - №12. - 88с.
4. Бычкова С.С. Формирование умения общения со сверстниками у детей среднего дошкольного возраста. М., 2002. - 227с.
5. Бодалев А.А. Психология общения: Избр. психол. труды. - М.: Изд-во МПСИ; Воронеж: НПО «МОДЭК», 1996. - 254 с.
6. Бойко Д.И. Общение детей с проблемами в развитии:
коммуникативная дифференциация личности: Учебно-методическое
пособие. - СПб.: КАРО, 2005. - 275 с.
7. Ветрова В.В.., Смирнова Е.О. Ребенок учится говорить. - М.: Знание, 1988. - 94 с.
8. Выготский Л.С. Избранные психологические исследования. Мышление и речь. Проблемы психологического развития ребенка. - М.: Изд-во АН РСФСР, 1956. - 350с.
9. Венгер Л. А., Мухина В. С. Психология: Учеб. пособие для учащихся пед. уч-щ. - М.: Просвещение, 1988. - 586с.
10. Веракса Н.Е. Индивидуальные особенности познавательного развития детей дошкольного возраста / Под ред. О.М. Дьяченко - М.: ПЕРСЭ. - 2003. - 144 с.
11. Воспитание и обучение детей пятого года жизни: Кн. для воспитателя дет. сада/ А. Н. Давидчук, Т. И. Осокина, Л. А. Парамонова и др.; Под ред. В. В. Холмовской. - М.: Просвещение, 1986. - 428с.
12. Выготский Л. С. Вопросы детской психологии. - СПб., 1997. - 369с.
13. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте.
- М., 1991. - 183с.
14. Гаврилушкина О. Проблемы коммуникативного поведения дошкольников. - Ребенок в детском саду. - 2003. - №2. - 95с.
15. Дошкольная педагогика. Учеб. пособие для студентов пед. ин- тов. В 2 ч. Ч. 1. Содержание воспитания в детском саду / Н. А. Курочкина, Б. С. Лейкина, В. И. Логинова и др.; Под ред. В. И. Логиновой, П. Г. Саморуковой. - М.: Просвещение, 1988. - 479с.
16. Дубина Л. Развитие у детей коммуникативных способностей. // Дошкольное воспитание, 2005, № 10, с. 26-36.
17. Деревянко Р.И. Особенности мотивов общения со взрослым и сверстниками у дошкольников: Дис. кандидат психологических наук // - М., 1983. - 207с.
18. Ежкова Н. Развитие эмоций в совместной с педагогом деятельности // Дошкольное воспитание. - 2003. - №1. - С. 20-21.
19. Ермакова С.Д. Ребенок, родители и учитель: как избежать проблем во взаимодействии? // Начальная школа: плюс До и После. - 2003.
- №4. - с. 72-77.
20. Забровская О.В. Формирование образа «Я» как условие становления целостной личности дошкольника // Начальная школа: плюс До и После. - 2003. - №10. - с. 15-16.
21. Козлова С.А., Куликова Т.А. Дошкольная педагогика. -М.: Академия, 2000. - 582с.
22. Коломинский Я.Л. Психология личностных взаимоотношений в детском коллективе. Минск, 1969. - 238 с.
23. Корепанова М.В., Харлампова Е.В. Диагностика развития и воспитания дошкольников в Образовательной системе «Школа 2100».
Пособие для педагогов и родителей. - М.: Изд. Дом РАО; Баласс, 2005. - 48 с.
24. Кряжева Н.Л. Развитие эмоционального мира детей. Ярославль, 1996. - 278с.
25. Князьков А.А. Словарь. Педагогическое речеведение. М. - Флинта, Наука, 1998.
26. Клюева Н.В., Касаткина Ю.В. Учим детей общению. Характер, коммуникабельность. - Ярославль: Академия развития, 1997. - 237 с.
27. Леонтьев А.Н. Проблемы развития психики. - М., 1981. - 384с.
28. Лидак Л. Сюжетно-ролевые игры в развитии навыков общения ребенка со сверстниками // Дошкольное воспитание. - 1990. - №7. - 95с.
29. Лисина М.И. Общение, психика и личность ребенка. М., Воронеж, 1997. - 268с.
30. Любина Г.А. Детская речь: диагностика речевого развития. - Ребенок в детском саду. - 2004. - №2. - 54с.
31. Марцинковская Т.Д. Диагностика психического развития детей.
- М.: Линка-Пресс, 1997. - 176 с.
32. Минахметова А.З. Статистические методы в психологии (практикум): Учебно-методическое пособие. 2-ое изд.,допол. - Елабуга: ЕГПУ, 2011. - 115с.
33. Мудрик А.В. Общение в процессе воспитания: Учеб. пособие. - М.: Пед. общество России, 2001. - 319 с.
34. Немов Р. С. Психология. В 3 кн. - М., Владос, 2000, кн. 1: Общие основы психологии - 688с.
35. Общение детей в детском саду и семье / Под ред. Т.А. Репиной, Р.Б. Стеркиной. - М.: Педагогика, 1990. - 150 с.
36. Общение и речь: Развитие речи у детей в общении со взрослыми / [В.В. Ветрова, Д.Б. Годовникова др.]; Под ред. М.И. Лисиной.
- М.: Педагогика, 1985. - 207 с.
37. Основы специальной психологии: Учеб. пособие / Под ред. Л.В.
Кузнецовой. - М.: Академия, 2003. - 479 с.
38. Отношения между сверстниками в группе детского сада// Под ред. Т.А. Репиной, - М, 1998. - 224с.
39. Павленко Т. Почему они конфликтуют? / Т. Павленко, А. Рузская // Дошкольное воспитание. - 2003. - №1. - С. 72-77.
40. 47. Педагогическая диагностика в детском саду: Пособие для воспитателей дошк. Образоват. Учреждений / Е.Г.Юдина, Г.Б.Степанова, Е.Н.Денисова. - 2-е изд. - М.: Просвещение, 2003. - 144с.
41. Развитие общение дошкольников со сверстниками // Под ред. А.Г.Рузской, - М., 1989. - 296с.
42. Ребенок внутри общения: как дети дошкольного возраста общаются друг с другом (подготовили Е. Кравцова, Е. Бережковская) // Дошкольное образование: Издательский дом «Первое сентября» - 2005. - №4. - с. 6.
43. Рогов Е.И. Психология общения. - М.: Владос, 2001. - 334 с.
44. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. - СПб.: Питер Ком, 2000. - 705 с.
45. Рузская А.Г. Развитие общения дошкольников со сверстниками. М., 1989. - 157с.
46. Российская педагогическая энциклопедия. - М.: Научное
издательство «Большая российская энциклопедия», 1999. - 556с.
47. Сохон Ф.А. Психолого-педагогические условия развития речи дошкольников в детском саду // Повышение эффективности воспитательно-образовательной работы в дошкольных учреждениях: Сб. науч. трудов. М., 1988. - 483с.
48. Смирнова Е.О. Особенности общения с дошкольниками: Учеб. пособие. - М: Академия, 2000. - 197с.
49. Смирнова Е.О., Холмогорова В. Дошкольный возраст: формирование доброжелательных отношений. // Дошкольное воспитание, 2003, № 9, с. 68-76.
50. Смирнова Е.О., Холмогорова В. Средний и старший дошкольный возраст. // Дошкольное воспитание, 2003, № 4, 83с.
51. Смирнова Е.О. Детская психология. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. - 368 с.
52. Ушакова О.С. Методика развития речи детей дошкольного возраста. М.: Владос, 2004. - 376с.
53. Формановская Н. И. Культура общения и речевой этикет. М., 2002. - 345c.
54. Юдина Е. Коммуникативное развитие ребенка и его педагогическая оценка в группе детского сада. // Дошкольное воспитание № 9, 1999 (статья в журнале)


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ