ФОРМИРОВАНИЕ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА СРЕДСТВАМИ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ (НА ПРИМЕРЕ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ №80 г.НИЖНЕКАМСК)
Введение 3
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ЗДОРОВОГО
ОБРАЗА ЖИЗНИ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ 8
1.1 Формирование здорового образа жизни у дошкольников как психолого-педагогическая проблема 8
1.2 Особенности формирования здорового образа жизни у старших дошкольников 22
ВЫВОДЫ ПО ПЕРВОЙ ГЛАВЕ 33
Глава 2 ОРГАНИЗАЦИЯ И МЕТОДИКА, РЕЗУЛЬТАТЫ
ИССЛЕДОВАНИЯ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ В ТРУДОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 34
2.1 Экспериментальное исследование уровня развития представлений
старших дошкольников о здоровом образе жизни 34
2.2 Результаты исследования и обсуждение 47
ВЫВОДЫ ПО ВТОРОЙ ГЛАВЕ 53
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 54
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 56
ПРИЛОЖЕНИЯ
Актуальность проблемы валеологизации образования требует от педагогов комплексного подхода к оздоровительно-воспитательному процессу в ДОУ, который предполагает не только нормативный подход к физическому совершенствованию детей и укреплению их здоровья, но и создание условий для становления физкультурной, валеологической, гигиенической образованности дошкольников, обусловленной формированием у них мотивации здоровья. Дошкольный возраст является решающим в формировании фундамента физического и психического здоровья. До семи лет человек проходит огромный путь развития, не повторяемый на протяжении последующей жизни. Именно в этот период идет интенсивное развитие органов и становление функциональных систем организма, закладываются основные черты личности, формируется характер, отношение к себе и окружающим.
Очевидна значимость формирования у детей определенной базы знаний и практических навыков здорового образа жизни, осознанной потребности в систематических занятиях физической культурой и спортом.
Проблема здоровья детей дошкольного возраста всегда находилась в центре внимания педагогов, интерес к ней не ослабевает и сегодня, поскольку изменение социальных условий привело не только к пересмотру, но и существенному расхождению взглядов различных социальных институтов на цели и содержание физического и психического развития ребенка-дошкольника. В частности, в условиях системного рассогласования отношений человека с внешней природной средой необходим пересмотр педагогических путей и условий валеологического воспитания детей. В силу этого возникает потребность в создании гибких социально-педагогических технологий здоровьесберегающего обучения и воспитания личности в условиях государственных воспитательно-образовательных учреждениях.
Использование данных технологий позволит сформировать основы здорового образа жизни, развить у ребенка чувство сопереживания другим людям, определенные навыки саморегуляции, позволяющие предупреждать девиантное поведение.
Одновременно с использованием инновационных технологий важнейшим фактором воздействия на личность ребенка является атмосфера родственных эмоциональных связей. Родительская любовь обеспечивает детям эмоциональную защиту и психологический комфорт, дает жизненную опору, а любовь и беспредельное доверие ребенка к родителям делают его особо восприимчивым к их воздействию. Очевидно, что семья и детский сад, имея свои особые функции, не могут заменить друг друга и должны взаимодействовать во имя полноценного развития ребенка-дошкольника.
Таким образом, объективные социальные условия создают необходимость самостоятельного педагогического исследования эффективных путей и условий формирования основ здорового образа жизни у детей в условиях взаимодействия дошкольных учреждений и семьи.
Одним из наиболее эффективных методов формирования основ здорового образа жизни является - проектная деятельность, позволяющая создать естественную ситуацию общения и практического взаимодействия детей, и взрослых. Здоровье - это то, что желает каждый человек, но быть абсолютно здоровым не может никто. Не иметь никаких отклонений в работе организма - невозможно. Сложившиеся социальные условия, научно-технические преобразования не способствуют сохранению здоровья. Но можно противостоять этим влияниям, приостановить разрушения организма, не страдать от болезней и быть готовым к любой деятельности. Стоит только изменить свой образ жизни, и человек сможет чувствовать себя здоровым. С каждым годом возрастает процент детей, имеющих отклонения в здоровье, наблюдается тенденция непрерывного роста общего уровня заболевания среди дошкольников. Это связано с массой негативных явлений современной неблагополучием, низким уровнем развития института брака и семьи; массовым распространение алкоголизма, курения, наркомании; слабой системой здравоохранения и воспитательной базы образовательного учреждения и семьи. От уровня психического и физического положения населения, от состояния его здоровья зависит благополучие общества в целом, поэтому проблема формирования представлений детей о здоровом образе жизни детей представляется в современном обществе актуальной. Обозначенная проблема особенно значима в дошкольный период детства - наиболее благоприятный для активного развития познавательных процессов и личности ребенка, его представлений об образе жизни.
Проблема укрепления здоровья и формирования здорового образа жизни детей нашла отражение в многочисленных исследованиях психологов, педагогов, политологов, философов, социологов, физиологов, эколого- обоснование связи физического и психического состояния человека находим в исследованиях И.С. Бериташвили, Н.А. Берштейна, В.М. Бехтерева, С.П. Боткина, Л.Р. Лурье, А.Ю. Рахнера и др.;- проблема психологического здоровья детей исследовалась в трудах Л.А. Абрамян, И.В. Дубровиной, А.В. Запорожца, А.Н. Леонтьева, Я.З. Неверович, Т.А. Репиной, М.Ю. Стожаровой и др.;
- принцип взаимосвязи физиологического и психического развития был реализован в трудах психологов П.П. Блонского, Л.С. Выготского, А.Н. Леонтьева, С.Л. Рубинштейна, Б.М. Теплова и др.;
- на важность проблемы формирования представлений у детей дошкольного возраста о здоровом образе жизни указывают исследования А.А. Бодалева, А.Л. Венгера, В.Д. Давыдова, М.И. Лисиной, А.В. Мудрика, И.П. Подласого, В.А. Сластенина, Е.О. Смирновой.
Несмотря на многочисленные исследования, названная проблема недостаточно разработана в практике дошкольных образовательных учреждений, что обусловливает выбор темы настоящего исследования: «Формирование у детей старшего дошкольного возраста представлений о здоровом образе жизни».
Цель исследования - выявить особенности формирования здорового образа жизни у старших дошкольников.
Объект исследования - здоровый образ жизни детей старшего дошкольного возраста.
Предмет исследования - процесс формирования здорового образа жизни у старших дошкольников в трудовой деятельности.
Гипотеза исследования: процесс формирования здорового образа жизни у старших дошкольников будет эффективным, если учитывать:
- возрастные и индивидуальные особенности детей;
- создавать в ДОУ процессы по учебно-методической интерпретации содержания здорового образа жизни;
- включать в педагогический процесс трудовую деятельность в качестве эмоционального стимула и средства формирования здорового образа жизни у детей;
- систематически и целенаправленно проводить пропаганду здорового образа жизни.
Для достижения цели исследования и проверки выдвинутой гипотезы были определены следующие задачи:
1. теоретически обосновать педагогический потенциал ДОУ и семьи по формированию здорового образа жизни старших дошкольников;
2. исследовать уровень здоровья детей старшего дошкольного возраста;
3. эмпирически выявить психолого-педагогические пути формирования здорового образа жизни у старших дошкольников;
4. подготовить рекомендации по процессу формирования представлений старших дошкольников в трудовой деятельности.
Для решения поставленных задач и проверки исходных предположений были определены методы исследования:
- теоретические (изучение и анализ литературы по проблеме);
- эмпирические (анализ деятельности ДОУ по проблеме формирования здорового образа жизни дошкольников; наблюдение, анкетирование, методики, эксперимент).
Опытно-экспериментальная база исследования :ДОУ №86г.Нижнекамск
Теоретическая значимость исследования заключается в том, что в нем усилена актуальность проблемы формирования здорового образа жизни у детей старшего дошкольного возраста.
Практическая значимость: материалы, основные положения и выводы исследования могут быть использованы в практике работы современного ДОУ.
Структура работы: работа состоит из введения, двух глав, выводов, заключения, списка литературы в количестве 61 источника, таблиц, приложений.
В исследовании принимали участие 20 детей старшего дошкольного возраста.
Исследование проводилось в три этапа:
Первый этап - анализ психолого-педагогической литературы, нормативных документов по проблеме исследования, формирование основного положения исследования, подбор методик для определения уровня сформированности здорового образа жизни у детей старшего дошкольного возраста.
Второй этап - проведение экспериментального исследования по определению эффективности программы формирования здорового образа жизни у старших дошкольников в ДОУ.
Третий этап - обработка результатов эксперимента, письменное оформление работы, подготовка ее к защите.
Практическая значимость работы: предложенная программа может быть использована в методической работе типового ДОУ, в деятельности педагогов по формированию здорового образа жизни у детей старшего дошкольного возраста.
Данное исследование посвящено рассмотрению проблемы формирования представлений детей старшего возраста о здоровом образе жизни.
Анализ психолого-педагогической литературы показал, что ухудшение здоровья населения страны в российском обществе приобрело глобальный характер и стал острой социально-педагогической проблемой, требующей незамедлительного решения. Эта проблема напрямую касается и российского образования, в новой парадигме которого выдвигаются задачи развития физически и психологически здоровой личности ребенка.
Важнейшей современной образовательной стратегией является формирование у детей дошкольного возраста здорового образа жизни, которая представлена как система комплексных государственных и общественных, социально-экономических и медико-санитарных, психолого-педагогических и психогигиенических мероприятий, направленных на предупреждение заболеваний, на всемерное укрепление здоровья детей.
Проведенное исследование проблемы формирования представлений старших дошкольников о здоровом образе жизни позволило сделать вывод о значимости данного аспекта в воспитании детей и о недостаточной его разработке в практике современного ДОУ.
Экспериментальная работа включала в себя три этапа: констатирующий, формирующий, контрольный эксперименты.
Цель констатирующего эксперимента - исследование и определение уровня представлений старших дошкольников о здоровом образе жизни. Нами использовался комплекс диагностических методов исследований, взаимодополняющих друг друга и контролирующих объективность результата: наблюдение, анкетирование, эксперимент. Результаты констатирующего эксперимента позволили судить о том, что у дошкольников данной возрастной группы преобладает средний и низкий уровни сформированности представлений о здоровом образе жизни.
Цель формирующего эксперимента - повышение указанного уровня посредством выделения специальных методик и мероприятий. В ходе формирующего эксперимента нами были реализованы выделенные ранее педагогические условия; подготовлен и реализован комплекс мероприятий; проводилась работа с использованием средств трудовой деятельности.
Цель контрольного эксперимента - определение эффективности комплекса мероприятий, выделенных педагогических условий, направленных на повышение уровня сформированности представлений старших дошкольников о здоровом образе жизни в трудовой деятельности.
Результаты контрольного эксперимента показали, что созданные педагогические условия формирования представлений у старших дошкольников о здоровом образе жизни в трудовой деятельности позволили уменьшить процент детей, относящихся к низкому уровню сформированности представлений.
1. Аксарина Н.М. Воспитание детей раннего возраста [Текст] /Н.М. Аксарина.- М.: Педагогическое общество России, 2007.
2. Алямовская, В.Г. Как воспитать здорового ребенка/ В.Г.Алямовская. - М.: 1993. - 122с.
3. Арсеньев А.С. Научное образование и нравственное воспитание [Текст] / А.С. Арсеньев // Психологические проблемы нравственного воспитания детей.- М.: Педагогика, 2007.
4. Баль Л.В. Букварь здоровья для дошкольника и младших школьников: Учебное пособие/ Л.В.Баль, В.В.Ветрова. - М.: ЭКСМО, 1995. - 128 с.
5. Бальсевич, В.К. Физическая активность человека/ В.К.Бальсевич. - Киев: Здоровье, 1987. - 222 с.
6. Блонский П.П. Вопросы педагогики [Текст] / П.П. Блонский. - СПб.: Питер, 2009.
4. Бодалев, А.А. Личность и общение / А. А. Бодалев. - М. : Педагогика. - 1985.- 217 с.
5. Божович, Л.И. Психология формирования личности / Л.И.Божович. - М. : Просвещение, 1995. - 464 с.
6. Болотина, Л.Р. Дошкольная педагогика: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Л.Р.Болотина, С.П.Баранов, Т.С.Комарова. - М. : Академический Проект, 2005. - 240 с.
7. Венгер, Л.А. Психология: учебник для вузов / Л.А.Венгер, В.С.Мухина. - М. : Академия, 2007. - 446 с.
8. Веремкович, Л. Закаливание детей в современных условиях / Л.Веремкович// Дошкольное воспитание. - 1993. - № 2. - С. 7 - 8.
9. Воробьева, М. Воспитание здорового образа жизни у дошкольников / М.Воробьева // Дошкольное воспитание. - 1998. - № 7. - С. 5 - 9.
10. Васильева М.А., Гербова В.В. Комарова Т.С. Программа воспитания и обучения в детском саду -- М.: Мозаика-Синтез, 2010.
11. Волосова Е. Развитие ребёнка дошкольного возраста [Текст] / Е. Волосова.- М.: Гардарики, 2009.
12. Выготский Л.С. Воспитание детей [Текст] / Л.С. Выготский. - М.: Логос,
2010.
13. Выготский Л.С. Педагогическая психология [Текст] / Л.С. Выготский. - М.: Педагогика, 2008.
14. Година Г.Н. Воспитание положительного отношения к труду [Текст] / Г.Н. Година // Воспитание нравственных чувств у старших дошкольников / Под ред. А. М. Виноградовой. - М.: Просвещение, 2010.
15. Гуськова Т.В. Можно ли воспитать ребёнка самостоятельным? [Текст] / Т.В. Гуськова //Д.в.-№8, 2009.
16. Гальперин, П.Я. Актуальные проблемы возрастной психологии / П.Я.Гальперин, А.В.Запорожец. - М. : Просвещение, 1978. - 240 с.
17. Глазырина, Л.Д. Физическая культура - дошкольникам: программа и программные требования / Л.Д.Глазырина. - М. : ВЛАДОС, 1999. - 365 с.
18. Годовикова, Д.Б. Общение со взрослым и познавательная активность детей/ Д.Б.Годовикова // Дошкольное воспитание. - 1977. - № 9. - С. 44 - 48.
19. Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка [Текст] / В. И. Даль. - М.: Просвещение, 2006.
20. Деркунская, В.А. Здоровьесберегающие технологии в педагогическом процессе ДОУ (опыт создания словаря)/ В.А.Деркунская // Управление дошкольным образовательном учреждением, - 2005. - № 3. - с. 119-122.
21. Доронова Т.Н., Гербова В.В., Гризик Т.И. Программа Радуга. -- М.: «Просвещение», 1997
22. Дошкольная педагогика [Текст] / Под ред. В.И. Ядэшко, Ф.А. Сохина. - 2¬е издание, исправленное и дополненное. - М.: Просвещение, 1986. - 415 с.
23. Дошкольная педагогика [Текст] / Под редакцией В.И. Логиновой, П.Г. Саморуковой. - М.: Просвещение, 2008.
24. Дуброва В.П. Воспитание самостоятельности у дошкольника: Методические рекомендации [Текст] / В.П. Дуброва. - М.: Просвещение, 2009.
25. Давыдов, В.В. Генезис и развитие личности в детском возрасте / В.В.Давыдов. - М.: Просвещение, 1992. - 342 с.
26. Здоровый дошкольник: социально-оздоровительная технология XXI века / сост. Ю.Е.Антонов, М.Н.Кузнецова и др. - М. : Гардарики, 2008. - 164 с.
27. Змановский, Ю.Ф. Воспитание здорового ребенка: физиологический аспект / Ю.Ф.Змановский // Дошкольное воспитание. - 1993. - № 9. - С.34-36.
28. Ильюшенков, В.В. Здоровье и образование/ В.В.Ильюшенков, Т.А.Берсенева. - СПб.:2008.
29. Карманова, Л.В. Занятия по физической культуре в старшей группе детского сада: методическое пособие / Л.В.Карманова - М. : Нар. Асвета, 1980.- 162 с.
30. Коджаспирова, Г.М. Словарь по педагогике / Г.А.Коджаспирова, А.Ю.Коджаспиров. - М. : МарТ, 2005. - 448 с.
31. К. Ю. Белая, В. Н. Зимонина, Л. А. Кондрыкинская, Л. В. Куцакова, С. И. Мерзлякова, В. Н. Сахарова Как обеспечить безопасность дошкольников: Конспекты занятий по основам безопасности детей дошкольного возраста: Кн. Для воспитателей дет. сада - 3-е изд. - М. : Просвещение, 2001. - 94 с.
32. Каплан Л.И. Первые проявления самостоятельности [Текст] / Каплан Л.И.- 2-е изд., перераб. и доп. - Ростов н/Д: Феникс, 2009.
33. Кожухова Н. Н., Рыжкова Л. А., Борисова М. М. Теория и методика физического воспитания детей дошкольного возраста. Схемы и таблицы. - М.: Гуманист. изд. центр ВЛАДОС, 2003. - 192 с.
34. Колбанов, В.В. Формирование здоровья детей в образовательных учреждениях/ В.В.Колбанов// Валеология: диагностика, средства и практика обеспечения здоровья. - Владивосток: Дальнаука, 2006. -- с.139-147.
35. Комарова Т. Трудовое воспитание в детском саду. [Текст] / Т. Комарова. - М.: Мозаика-Синтез, 2005. - 48с.
36. Котырло В.К. Роль дошкольного воспитания в формировании личности [Текст] / В.К. Котырло, Т.М. Титаренко. - М.: Прогресс, 2007.
37. Кузавкова К.П. Формирование общественно-направленной самостоятельности у детей дошкольного возраста: Учеб. Пособие [Текст] / К.П. Кузавкова. - Пермь, 2009.
38. Леонтьев, А.Н. Психическое развитие ребенка в дошкольном возрасте / А.Н.Леонтьев. - М. : Педагогика, 1979. - С. 13 - 25.
39. Лисина, М.И. Общение, личность и психика ребенка / М.И.Лисина. - М. : Институт практической психологии, 1997. - 98 с.
40. Логинова В.И., Бабаева Т.И. и др. Программа Детство. - Санкт-Петербург; «Акцент» 1997 г.
41. Макаренко, А.С. Собрание сочинений. - В 2-х т. - Т.2 / А.С. Макаренко. - М.: Правда, 1971. - 534с.
42. Мартыненко, А.В. Формирование здорового образа жизни молодежи / А.В. Мартыненко. - М. : Медицина, 1988. - 224 с.
43. Маханева, М. Новые подходы к организации физического воспитания детей / М.Маханева // Дошкольное воспитание. - 1993. - № 2. - с. 22 - 24.
44. Мухина В.С. Возрастная психология [Текст] / В.С. Мухина. - М.: Гардарики, 2009.
45. Немов, Р.С. Психология: учебник для студ. высш. пед. учеб. заведений. - В 3-х кн. - Кн.2: Психология образования / Р.С. Немов. - М. : ВЛАДОС, 1995.- 608 с.
46. Нежина, Н.В. Охрана здоровья детей дошкольного возраста / Н.В.Нежина// Дошкольное воспитание. - 2004. - № 4. - С. 14-17.
47. Нечаева В.Г. Нравственное воспитание дошкольника [Текст] / В.Г. Нечаева. - М.: Педагогика, 2008.
48. Ожегов И. Толковый словарь русского языка [Текст] / И. Ожегов. - М.: 2-е издание, Просвещение, 2005.
49. Основы дошкольной педагогики [Текст] / Под ред. А.В. Запорожца, Б.Д. Маркова. - М.: Логос, 2010.
50. Педагогика и психология здоровья/ Под ред. Н.К.Смирнова. - М.: АПКиПРО, 2003.
51. Петленко В.П. Валеология и мудрость здоровья/ В.Алексеева, В.П.Петленко. - СПб, 1994. - 301с.
52. Педагогика: Большая современная энциклопедия / сост. Е.С. Рапацевич. - М.: Современное слово, 2005. - 116 с.
53. Пичугина, Н.О. Дошкольная педагогика: конспект лекций /
Н.О.Пичугина.- Ростов н/Д : Феникс, 2004. - 384 с.
54. Психологический словарь / под ред. В.П. Зинченко, Б.Г. Мещерякова. - М.: Астрель : АСТ : Транзиткнига, 2006. - 479 с.
55. Рубинштейн, С.Л. Развитие мышления ребенка / С.Л. Рубинштейн. - М.: Просвещение, 1946. - 421с.
56. Сластенин, В.А. Общая педагогика: учебное пособие для студ. высш. учеб. заведений / В.А.Сластенин. - М. : ВЛАДОС, 2003. - 288 с.
57. Смирнова, Е.О. Психология ребенка: учебник для пед. вузов и училищ / Е.О. Смирнова. - М. : Школа-Пресс, 1997. - 384 с.
58. Стожарова, М.Ю. Формирование психологического здоровья дошкольников / М.Ю. Стожарова. - Ростов н/Д : Феникс, 2007. - 208 с.
59. Сухомлинский, В.А. О воспитании / В.А.Сухомлинский. - М. : Полит. литература, 1975. - 35 с.
60. Ушинский, К.Д. Человек как предмет воспитания. Опыт педагогической антропологии: Избр. пед. соч. / К.Д. Ушинский. - М. : Педагогика, 1974. - 600с.
61. Филатов, Ф.Р. Основы психологии: учеб. пособие / Ф.Р. Филатов. - М. : Дашков и К.; Ростов н/Д : Наука-Пресс, 2006. - 656 с.