Введение 2
Глава 1.Теоретические аспекты социально-психологического климата коллектива и удовлетворенности сотрудников трудом 6
1.1. Социально-психологический климат и структура рабочего
коллектива 6
1.2. Организация санаторно-курортной деятельности СОЦ «Космос» 21
1.3. Психологические факторы удовлетворенности трудом 27
Выводы по 1 главе 39
Глава 2.Эмпирическое исследование влияния социально-психологического климата на удовлетворенность работой 42
2.1. Организация исследования. Описание методик 42
2.2. Результаты исследования 45
Выводы по 2 главе 56
Заключение 57
Список используемой литературы 60
Приложение 63
Практические рекомендации по улучшению качества труда
В современных динамично изменяющихся условиях, персонал является ключевым активом организации, обеспечивающим ее конкурентоспособность и устойчивое развитие. Понимание и удовлетворение текущих и будущих ожиданий и потребностей работников является залогом долгосрочного успеха и процветания организации. Качественная оценка удовлетворенности персонала трудом способствует принятию руководством взвешенных, обоснованных решений, для чего необходимо обладать достоверной, своевременной, полной информацией о состоянии трудовых ресурсов в организации.
Человек - главная производительная сила общества. Удовлетворенность работой каждой личности оказывает прямое влияние на прочность ее «привязанности» к данному трудовому коллективу и на его стабильность. Важно чтобы человек находил все новые смыслы в своей работе. Если труд радует человека, то возникает удовлетворенность профессиональной деятельностью. Это чувство усиливается, если существует разделенность удовлетворения с другими людьми. Больше всего людей удовлетворяет в работе признание своей личности со стороны других людей, интерес к труду, оплата и гарантированность труда.
Социально - психологический климат является комплексной психологической характеристикой, отражающей состояние взаимоотношений и степень удовлетворенности сотрудников различными факторами жизнедеятельности коллектива. Рынок поставил СОЦ «Космос» в принципиально новые отношения с государственными организациями, с производственными и иными партнерами, работниками. В связи с этим меняются отношения между руководителями организаций, между руководителями и подчиненными, между всеми работниками внутри организации. В связи с этим развитие социальной среды организации, вопросы управления персоналом играют немаловажную роль. Эту среду образует персонал с его различиями по демографическим и профессионально-квалификационным признакам, социальная инфраструктура организации и все то, что определяет качество трудовой жизни работников, т.е. степень удовлетворения их личных потребностей через выполнение обязанностей в данной организации.
Одной из главных задач социального развития организации-это создание и поддержание в коллективе здоровой социально-психологической атмосферы, оптимальных межличностных и межгрупповых связей, способствующих слаженной и дружной работе, раскрытию интеллектуального и нравственного потенциала каждой личности, удовлетворенности совместным трудом. В основе процесса взаимодействия личности и организации находятся психологический и экономический контракты, которые определяют условия психологического и экономического вовлечения сотрудника в совместную деятельность. Они отражают существенные ожидания личности (интересная работа, достойная оплата, хороший психологический климат, уважение личности, удовлетворенность работой, возможности использования своего творческого потенциала) и соответствующие ожидания организации (высокие результаты деятельности сотрудника, преданность организации, добросовестный труд, организационная культура). В современной системе управления проблеме эффективного взаимодействия человека и организационного окружения уделяется недостаточное внимание.
Центральное место в данном исследовании занимает вопрос, насколько человек удовлетворен своим трудом, от чего эта удовлетворенность зависит, какие ее предпосылки заложены в самой природе человека и в какой мере она влияет на социально-психологический климат. Это и стало актуальностью выбранной темы. Актуальность данной проблемы диктуется, прежде всего, возросшими требованиями к уровню психологической включенности индивида в его трудовую деятельность и усложнением психической жизнедеятельности людей, постоянным ростом их личностных притязаний.
Исследование удовлетворённости трудом нашло отражение в работах А.Г. Здравомыслова, А.А. Кисель, Т.А. Китвеля, А.А. Мурутара, Н.Ф. Наумовой, И.М. Поповой, В.А. Ядова, К.3амфир, Р. Штольберга, В. Врума, М. Грюнеберга, И. Лоулера, В. Мауснера, Л. Портера, Ф. Херцберга.
Проблема изучения социально-психологического климата в коллективе поставлена такими авторами, как А.И. Донцов, Ю.К. Стрелков, О.Г. Носкова, А.В. Петровский, Е.А. Климов, Б.Д. Парыгин, Г.М. Андреева, В.М.Шепель, Р.Х.Шакуров, К.К.Платонов и др.
Цель: исследовать влияние социально-психологического климата на удовлетворенность трудом сотрудников.
Объектом исследования являются сотрудники и специалисты СОЦ «Космос».
Предметом исследования являются социально-психологический климат и удовлетворенность трудом.
Гипотеза:
-существует взаимосвязь между удовлетворенностью трудом и компонентами социально-психологического климата.
Для реализации цели необходимо решить ряд задач:
1. изучить научную психолого-педагогическую литературу по удовлетворенности трудом и социально-психологического климата;
2. исследовать удовлетворенность сотрудников различными аспектами профессиональной деятельности;
3. изучить показатели социально-психологического климата взаимоотношений (совместимость, сработанность, сплоченность, открытость и т.д.) и удовлетворенности трудом в коллективе СОЦ «Космос»;
4. разработать рекомендации по совершенствованию социально - психологического климата в СОЦ «Космос» и способствующие увеличению удовлетворенности трудом.
Методы и методики, используемые в исследовании: анализ научной литературы, опрос, тестирование.
1. Методика «Удовлетворенности работой», разработанная В. А. Розановой;
2. «Методика социально-психологическая самооценка коллектива», разработанная О. Немовой.
3. «Экспресс - методика по изучению социально-психологического климата в трудовом коллективе » О.С. Михалюка и А. Ю. Шалыто.
Эмпирическая база исследования: Спортивно-оздоровительный центр «Космос». Выборку составили сотрудники в возрасте 21-53 лет.
Методологической основой исследования послужили теории отечественных и зарубежных психологов Шепеля В.М., Б.Д. Парыгина, Почебут Л.Г., Чикер В.А. Они рассматривают социально-психологический климат в коллективе, через характер взаимоотношений между людьми.
Теоретическая значимость исследования состоит в том, что выделены и конкретизированы психологические факторы, влияющие на удовлетворенность трудовой деятельности и на социально-психологический климат в организации.
Практическая значимость работы состоит в том, что полученные данные в ходе исследования могут быть использованы в практической деятельности организации и являться частью мероприятий по улучшению условий труда сотрудников, а также могут сказаться на качестве оказываемых услуг.
Структура работы. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы и приложения.
В теоретической части работы была изучена научная литература по проблеме социально-психологического климата и удовлетворенности работой. Были выявлены основные психологические факторы удовлетворенности работой. Удовлетворенность трудом можно считать одним из критериев поведения сотрудника в организации с точки зрения его эффективности: если степень удовлетворенности трудом у сотрудника низкая, то и его поведение в организации будет неэффективным. Человек приходит в организацию с относительно устоявшимися установками и ценностями и представляет собой образовавшуюся на их основе личность. Внешним проявлением отношения человека к труду является его трудовое поведение. Трудовое поведение формируется под влиянием различных факторов, прежде всего социальных и профессиональных характеристик работников, условий работы в широком смысле слова, системы норм и ценностей, трудовой мотивации. Сотрудник достигнет лучших результатов, если его собственные ценности будут совпадать с ценностями всей организации.
Социально-психологический климат отражает непосредственные отношения членов группы друг к другу, степень удовлетворенности этими отношениями. Социально-психологический климат - это относительно устойчивая характеристика межличностных отношений в группе, от которых во многом зависит эффективность деятельности группы в целом и отдельных ее участников, удовлетворенность членством и сплоченность, перспективность развития группы и коллектива. Говоря о психологическом климате, необходимо учитывать, что речь идет об относительно устойчивой системе отношений, сложившейся в течение определенного времени и имеющей возможность изменения и развития. Как выяснилось по ходу работы, выполнение трудовых функций зависит не только от организационно-производственных условий, но и от межличностных отношений, которые оказывают значительное влияние на самочувствие и результаты труда человека. Важно учитывать, что совместимость, сплоченность, организованность и сработанность членов коллектива составляют фундаментальную основу психологической атмосферы в рабочей группе, при этом каждый член коллектива играет в нем значительную роль в соответствии со своим характером, темпераментом и способностями.
В ходе работы была выдвинута гипотеза, существует взаимосвязь между удовлетворенностью трудом и компонентами социально-психологического климата. Для ее проверки было организовано эмпирическое исследование, в результате которого были выявлены корреляционные связи. Анализ корреляционных связей показал, что на удовлетворенность работой в данном коллективе влияет контактность и ответственность каждого работника. Удовлетворенность
взаимоотношениями по горизонтали с коллегами, по вертикали с руководителем, рассматривается как важный показатель социально - психологического климата в трудовом коллективе. Больше всего людей удовлетворяет в работе признание своей личности со стороны других людей, интерес к труду, оплата и гарантированность труда. Если труд радует человека, то возникает удовлетворенность профессиональной деятельностью. Таким образом, выдвинутая гипотеза нашла свое полное подтверждение. Цель, поставленная в начале исследования, достигнута.
Полученные данные обозначили основные направления работы руководителя, необходимые для оптимизации благоприятного социально-психологического климата в коллективе: улучшение взаимоотношений в коллективе; развитие системы повышения квалификации; снижение интенсивности нагрузок в трудовой деятельности; развитие уровня ответственности внутри коллектива; развитие системы стимулирования и мотивации и т.д. Руководству предприятия необходимо разработать совместно со специалистами-психологами по программе улучшения
психологического климата в организации.
В последние годы во всем мире прослеживается тенденция людей обращать все большее внимание на состояние своего здоровья с целью коррекции возникающих изменений. Отсюда интерес к здоровому образу жизни, занятиям спортом, которым на курортах стали придавать большое значение и создавать благоприятные условия для оздоровления. Санаторий «Космос» с полувековыми традициями гостеприимства и современной инфраструктурой имеет все необходимое для прекрасного отдыха и оздоровления.
1. Андреева Г. М. Социальная психология: Учебник для высших учебных заведений. — М.: Аспект Пресс, 2003. -364 с.
2. Андреева Г.М. Социальная психология: учебник для вузов. - М.: Аспект- пресс, 2008. -201 с.
3. Аракелова Л.Л., Тамбовцева Л.Б. Спелеогалотерапия / Совершенствование санаторно-курортной сферы в современных условиях: Материалы 1-й научно-практической конференции. -М.: 2003. -210 с.
4. Барчуков И.С. Санаторно-курортное дело. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2006.-303с.
5. Боронова Г.Х., Прусова Н.В. Психология труда: конспект лекций. - М.: Эксмо, 2008. -254 с.
6. Боронова Г.Х. Психология труда конспект лекций. - М.: Эксмо, 2006. -126 с.
7. Бойко В.В., Ковалев А.Г., Панферов В.Н. Социально-психологический климат коллектива и личность. -М., 1983.-154 с.
8. Донцов А. И.. Психология коллектива. - М., 1984.-128 с.
9. Драчева Е.Л. Специальные виды туризма. Лечебный туризм: учебное пособие. - М.: Кнорус, 2008. - 152 с.
10. Громова О., Латфуллин Г. Организационное поведение. Учебник для Вузов-М.:2003.- 231 с.
11. Замфир К. Удовлетворенность трудом: Мнение социолога. - М.,1983.- 143с.
12. Ильясов Ф.Н. Удовлетворенность трудом - Ашхабад,1988.-135с.
13. Кричевский И. Л., Дубовская Е. М. Социальная психология малой группы.
— М: Аспект Пресс, 2001. -179 с.
14. Кузьмин Е.С Основы социальной психологии - М.,1967.-76с.
15. Клецина И.С. Практикум по социальной психологии
- М., 2008. - 125с.
16. Коломинский Я.Л. Психология взаимоотношений в малых группах. - М., 1996.-154 с.
17. Кибанов А.Я. Управление персоналом организации: Учебник. - М.:
ИНФРА -М., 2001.-512 с.
18. Котик М.И. Психология и безопасность.-СПб,2006.-187 с.
19. Лигинчук Г.Г. Основы менеджмента: Учебник. - М.:2005-190 с.
20. Мансуров Н.С. Морально-психологический климат и его изучение. -М., 1992.- 287 с.
21.Обозов Н.Н. Психология малых групп и коллективов // Социальная психология. - Л.: Изд-во ЛГУ, 1979. -186 с.
22.Обозов Н.Н., Пекин В.Г. Психология работы с людьми - Киев, 2000.-57с.
23. Парыгин Б.Д. Социально-психологический климат коллектива: пути и методы изучения / Под ред. Ядова В.А.-М.: Издательство «Наука», 1999.¬123с.
24. Петровский А.В. Личность. Деятельность. Коллектив.- М.:
Политиздат,1982.- 255 с.
25. Петровский А.В. Коллектив. Общая психология.- М., 1996.-125 с.
26. Платонов К.К., Казаков В.Г. Развитие системы понятий теории психологического климата в советской психологии // Социально-психологический климат коллектива / Под ред. Е.В. Шороховой и О.И. Зотовой. - М., 1979.- 357 с.
27. Психология: Словарь / Под общ. ред. А. В. Петровского, М. Г. Ярошевского. — М.: Политиздат, 1990. - 494 с.
28. Райгородский Д.Я. Практическая психодиагностика. Методики и тесты. Учебное пособие. — Самара, 1998.- 641с.
29. Розанова В. А. Психология управления: учебное пособие.- М., 2000.-251с.
30. Сластенин В.А., Каширин В.П. Психология и педагогика: учебное пособие. - М., Академия, 2008.- 380с.
31. Современный психологический словарь /под.ред. Мещерякова Б.Г., Зинченко В.П.- СПб,2006.-490с.
32. Сорочан В.В. Психология профессиональной деятельности. Конспект лекций.- М.,2005.-70с .
33. Столяренко Л.Д. - Психология управления .-М.: «Феникс», 2005.- 312с.
34. Фетискин Н.П., Козлов В.В, Мануйлов Г.М. Социально-психологическая
диагностика развития личности малых групп.-М.: Издательство
психотерапии,2002.- 433с.
35. Халин С.М. Социология трудовых коллективов. Учебное пособие - Тюмень, 2004.- 386с.
36. Царфис П.Г. Основные принципы лечения больных на курортах СССР - М.: Медицина, 1975.- 131с.
37.Чередниченко И.П., Тельных Н.В. Психология управления. - Ростов-на- Дону.: Феникс, 2004. - 285с.
38. Шакуров Р.Х. Социально-психологические проблемы руководства педагогическим коллективом. - М., 1982.-368 с.
39. Шепель В.М. Социологические и психолого-педагогические основы хозяйственного руководства химическими предприятиями.- М., 1974.-92 с.
40. Шульц Д.Я, Шульц С.Э. Психология и работа. - СПб.: Питер, 2003.- 265 с. 41.Энциклопедия психологических тестов.- М.,2008.- 252 с.
42. Журнал работы с персоналом. События в сфере управления персоналом [Электронный ресурс]. URL: http://www.hr-portal.ru
43. Орлова Е.В. Санаторий-профилакторий «Космос» [Электронный ресурс]. URL: http://www.san.kosmos. ru .