ВВЕДЕНИЕ 4
ГЛАВА 1. ВЫБОР ТЕХНОЛОГИИ ДЛЯ РАЗРАБОТКИ
АВТОМАТИЗИРОВАННОЙ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ КОНТРОЛЯ ЗНАНИЯМИ, УМЕНИЯМИ И НАВЫКАМИ СТУДЕНТОВ 7
1.1 Информация о бально-рейтинговой системе 7
1.2 Информация об автоматизированных системах управления 9
1.3 Выбор технологии создания АСУ для ведения бально-рейтинговой
системы 11
1.4. Достоинства WEB-приложений 13
1.5 Технологии создания WEB-приложения 14
1.5.1 Язык гипертекстовой разметки HTML 14
1.5.2 Язык программирования РНР 15
1.5.3 СУБД MySQL 16
1.5.4 Технология AJAX 16
1.5.5 Каскадные таблицы стилей CSS 20
1.6 Технологии необходимые для создания АСУ ведения бально-рейтинговой системы 21
ГЛАВА 2. ПРОЕКТИРОВАНИЕ И РАЗРАБОТКА АСУ КОНТРОЛЯ
ЗНАНИЯМИ, УМЕНИЯМИ И НАВЫКАМИ СТУДЕНТОВ СРЕДСТВАМИ ТЕХНОЛОГИЙ WEB-ПРОГРАММИРОВАНИЯ 22
2.1. Проектирование АСУ контроля знаниями, умениями и навыками студентов 22
2.1.1 Информационное обеспечение приложения 22
2.1.2 Характеристика входной оперативной информации 23
2.1.3 Характеристика базы данных. Характеристика
инфологической модели БД 25
2.1.4 Характеристика базы данных. Характеристика
даталогической модели 27
2.1.5 Характеристика результативной информации 33
2.2. Разработка АСУ контроля знаниями, умениями и навыками студентов 36
2.2.1 Файловые компоненты 36
2.2.2 Определение структуры 37
2.2.3 Пользователи и их возможности 38
2.2.4 Сценарии взаимодействия системы с пользователем 39
2.2.5 Вход в систему 43
2.2.6 Ввод данных при создании нового рейтинга 46
2.2.7 Использование библиотек AJAX для ввода данных в
систему 49
2.2.8 Ввод данных о выполнении заданий в рейтинге 50
2.2.9 Удаление рейтинга 53
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 54
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 55
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 57
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 77
Современный период развития общества характеризуется сильным влиянием на него компьютерных технологий, которые проникают во все сферы человеческой деятельности, обеспечивают распространение информационных потоков в обществе, образуя глобальное информационное пространство.
Неотъемлемой и важной частью этих процессов является компьютеризация образования. В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение в мировое информационно-образовательное пространство.
В сфере образования информационные технологии и компьютерная техника являются важнейшим компонентом повышения качества обучения с одновременной интенсификацией учебного процесса, уменьшением сроков получения отдельных знаний и одновременным увеличением их объема и спектра; повышением доступности образования для широких слоев населения за счет развития дистанционных форм обучения.
Важнейшей задачей, стоящей перед высшими учебными заведениями, является организация и осуществление на высоком уровне учебной, методической и научной работы.
В настоящее время существуют программные продукты, предназначенные для образовательных учреждений. Но они предназначены для деканатов или заведующих кафедр. Нет программных продуктов предназначенных для ведения рейтинга. А процесс ведения рейтинга влияет на эффективность учебного процесса и связан с трудовыми, временными затратами.
Поэтому целью дипломного проекта является проектирование и разработка автоматизированной системы управления по ведению бально - рейтинговой системы в ВУЗе.
Упрощение и увеличение скорости обработки данных, которые планируется реализовать в соответствии с темой дипломного проекта, обуславливает его высокую актуальность.
Объектом исследования является профессиональная деятельность преподавателя по ведению рейтинга в бально -рейтинговой системе.
Предметом исследования является процесс ведения бально-рейтинговой системы в ВУЗе.
Для достижения поставленной цели необходимо будет решить следующие задачи:
• анализ предметной области и выбор средств автоматизации;
• разработка общей структуры и схемы данных;
• разработка программных модулей и баз данных;
• тестирование и выявление ошибок;
• исправление выявленных на предыдущем этапе ошибок.
Дипломная работа состоит из введения, двух глав и заключения.
В первой главе дипломной работы рассмотрено, что такое бально-рейтинговая система и автоматизированные системы управления. Произведено сравнение и выбор технологий создания АСУ для ведения бально-рейтинговой системы.
Во второй главе построена информационная модель АСУ. Дана характеристика входной и результативной информации, которая описана на уровне макетов ввода и вывода информации. Дана характеристика базы данных. Разработаны и подробно рассмотрены схема данных, сценарий диалога.
В заключении, описываются результаты дипломной работы и обосновывается, что все поставленные цели в рамках дипломного проекта достигнуты.
Для решения поставленных задач применялись следующие методы исследования:
1. Метод ручного проектирования, т.е. без использования специальных инструментальных программных средств.
2. Методы эмпирического исследования: сравнение, изучение программных продуктов.
Теоретическая значимость результатов исследования: теоретически обоснована роль автоматизированного ведения рейтинга в повышении эффективности работы преподавателя по ведению рейтинга.
Практическая значимость результатов исследования: разработанное АСУ поможет преподавателю повысить скорость обработки данных; упростит ведение рейтинга.
Апробация результатов исследования. Основные положения настоящей работы доложены и обсуждены на 51 итоговой конференции преподавателей и студентов ЕГПУ в секции «Компьютер, математика, образование».
В рамках выпускной квалификационной работы была спроектирована и разработана АСУ для ведения бально-рейтинговой системы.
На первом этапе были рассмотрены существующие технологии создания приложений, определены достоинства и недостатки каждой из них. Был сделан выбор технологии проектирования и технологического, программного, информационного обеспечения. По требуемым характеристикам были выбраны web-технологии для создания нашего приложения. В качестве основного языка программирования был выбран язык PHP. Язык PHP является бесплатным, широко распространенным, доступным для понимания и быстрого освоения. В качестве базы данных была выбрана MySQL, так как она одна из самых популярных и самых распространенных СУБД в Интернете. MySQL также является бесплатным и имеет широкие возможности.
На втором этапе выполнения дипломной работы построена информационная модель и ее описание. Дана характеристика входной информации; характеристика базы данных с подробным описанием всех таблиц и полей; разработана инфологическая модель, которая показывает основные сущности, ключевые поля и атрибуты, входящие в каждую сущность; характеристика результативной информации. Подробно описан сценарий диалога программного продукта. Было разработано само приложение. Разработанное приложение может предоставлять следующие возможности: автоматический подсчет баллов; указать лидера и отстающих; указать количество необходимых баллов до допуска и до получения зачета или экзамена без сдачи; исправлять данные, не покидая страницу; информирование об успеваемости студента.
1. Автоматизированные информационные технологии: Учебник/ Под ред. Проф. Г.А.Титоренко. -М.: ЮНИТИ, 2004.- 399 с.
2. Вандшнайдер М. Основы разработки веб-приложений с помощью PHP и MySQL / М. Вандшнайдер - М.:ЭКОМ Паблишерз, 2008, - 832 стр.
3. Веллинг Л., Томсон Л. Разработка Web-приложений с помощью PHP и MySQL / Л. Веллинг, Л. Томсон - М.: Вильямс, 2007, - 880 с.
4. Диго С.М. Базы данных.- Ч.1.Введение в банки данных. Методология проектирования: Учебное пособие/ Московский государственный университет экономики, статистики и информатики. - М.: МЭСИ, 2004. - 156с.
5. Дари К., Бринзаре Б., Черчез-Тоза Ф., Бусика М. AJAX и PHP. Разработка динамических веб-приложений / К. Дари, Б. Бринзаре, Ф. Черчез-Тоза, М. Бусика - М.: Символ-Плюс, 2009, - 336 с.
6. Диго С. М. Базы данных: проектирование и использование. Учебник - М.: Финансы и статистика, 2005. - 592 с.
7. Избачков Ю.С. Информационные системы/ Избачков Ю.С., Петров В.Н.: Учебник для вузов. 2-е изд. - СПб.: Питер, 2006. - 656 с.: ил.
8. Колисниченко Д. Профессиональное программирование на PHP / Д. Колисниченко - С. Пб.:БХВ-Петербург, 2007, - 416 с.
9. Кузнецов С.Д Основы баз данных: учебное пособие/С.Д. Кузнецов
- 2-е изд., испр. - М.: Интернет - Университет Информационных Технологий; БИНОМ. Лаборатория знаний, 2007. - 484 с.: ил.
10. Леонтьев В.П. Новейшая энциклопедия персонального компьютера
2003. - 5-е изд., перераб. и доп. - М.: ОЛМА-ПРЕСС, 2004. - 957с.: ил.
11. Малыхина М. П. Базы данных. Основы, проектирование, использование. Учебное пособие - СПб.: БХВ-Петербург, 2006 - 528 с.
12. Самый современный самоучитель работы на компьютере/ А.А.Журин. - М.: ООО «Издательство АСТ»: «АКВАРИУМ БУК»,2004.-607 с.
13. Советов Б.Я. Базы данных. Теория и практика/Б. Я. Советов, В. В. Цехановский, В. Д. Чертовский - М.: Издат. Высшая школа, 2006 - 464 с.
14. Шпак Ю. А. Проектирование баз данных. Просто как дважды два - М.: Эксмо, 2007 - 304 с.
15. Хадсон П. PHP. Справочник / П. Хадсон - М.:КУДИЦ-Пресс, 2006, - 448 с.