Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ВЛИЯНИЕ СТИЛЯ СЕМЕЙНОГО ВОСПИТАНИЯ НА АГРЕССИВНОСТЬ ПОДРОСТКОВ

Работа №87609

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

психология

Объем работы65
Год сдачи2013
Стоимость4235 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
215
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ АГРЕССИВНОСТИ ПОДРОСТКА И СТИЛЯ СЕМЕЙНОГО ВОСПИТАНИЯ
1.1 Теоретический анализ понятия агрессивности в научной литературе 7
1.2 Причины подростковой агрессивности 10
1.3 Факторы и типы детско-родительских отношений в психологии 21
1.4 Роль родителей в профилактике агрессивности подростка 28
Выводы по главе 1 32
ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ АГРЕССИВНОСТИ И СТИЛЯ СЕМЕЙНОГО ВОСПИТАНИЯ
2.1 Организация исследования. Описание методик 35
2.2 Анализ и интерпретация результатов исследования 40
Выводы по главе 2 47
Заключение 50
Список использованной литературы 52
Приложения

Актуальность темы связана с тем, что проблема отклонений в поведении, в частности - агрессивности у подростков, является одной из центральных психолого-педагогических проблем. С каждым годом количество детей, подверженных агрессии, только растет, особенно - в подростковом возрасте. Тревожным симптомом в нашем обществе является рост числа подростков с девиантным поведением, проявляющихся в асоциальных действиях и проявлениях агрессии в различной форме.
Именно в подростковом возрасте, характеризующемся психофизиологической перестройкой, социальной неопределенностью и внутренней неуравновешенностью, чаще всего приходится наблюдать проявления агрессии. При этом о проблеме говорят не только педагоги, психологи и социальные работники, но и работники правоохранительных органов. Подростковый период считают трудным, критическим. Подросток зачастую не поддается воздействиям взрослых, у него появляются разные формы непослушания, сопротивления и протеста, в том числе упрямство, грубость, негативизм, строптивость, скрытность, замкнутость, агрессия.
Исследуя природу агрессивного поведения, ученые приходят к выводу о том, что наряду с личностными особенностями большую роль в формировании агрессивности играют социальные факторы. Психологи отмечают, что все, с чем сталкивается человек в своей жизни, вызывает у него то или иное отношение, те или иные чувства, те или иные эмоции. Несомненно, кризисные процессы, происходящие в современном обществе, отрицательно влияют на психологию родителей и других взрослых членов семьи, порождая тревожность и напряженность, озлобленность, жестокость и насилие. Эти негативные явления неизбежно передаются детям, вызывая стрессы, закладывая предпосылки агрессии. Причинами агрессивного поведения детей может стать и практикуемый в семье стиль воспитания. Как правило, трудности детей служат проекцией отношений в семье. Отказываясь от изолированного, внесемейного контекста анализа детских проблем, мы должны обратить внимание также на то, что корни этих проблем формируются в раннем детстве. Именно в раннем детстве закладываются базисные структуры личности и установки, которые слабо поддаются коррекции у подростков, а затем у взрослых. В результате взаимовлияния индивидов в семье, она выступает как персональная микросреда развития личности. Основными звеньями семьи как микросреды развития являются: коллективное мнение, межличностные внутрисемейные отношения, семейные традиции, обычаи, настроения, нормы внутрисемейного поведения, нравственно-духовный климат.
Анализ научной литературы показывает, что проблема агрессии исследуется многими отечественными и зарубежными авторами. Трудности в воспитании подрастающего поколения отмечаются специалистами в области возрастной и педагогической психологии, педагогами, социологами и представителями других наук. Так, исчерпывающий обзор теорий и разнообразие экспериментальных методик приведены в труде Р.Бэрона и Д.Ричардсон «Агрессия». [7] Д.Майерс в работе «Социальная психология» [23] дает подробное описание агрессии, различных теорий связанных с ней, исследует ряд факторов, провоцирующих агрессию. К.Э.Изард в книге «Психология эмоций» [14] проанализировал и обобщил различные экспериментальные данные и теоретические концепции агрессивного поведения. Р.С. Немов в труде «Психология» приводит анализ различных точек зрения о происхождении агрессивного поведения, описывает мотивы агрессивного поведения. [29]
Однако, несмотря на большое количество исследований, посвященных подростковой агрессивности, эта проблема педагогами и психологами до сих пор не решена. Снижение уровня подростковой агрессивности, формирование в семейных и школьных коллективах благоприятного психологического климата, необходимо для дружественной атмосферы, для благоприятного разрешения конфликтов, является важной составляющей социализации подрастающего поколения. Противоречие заключается между стремлением взрослых к снижению уровня негативной агрессивности у подростков и непониманием того, что решение проблем во многом зависит от самих взрослых, от стиля воспитания и родительского отношения.
Цель дипломной работы: изучить влияние стиля семейного воспитания на агрессивность детей в подростковом возрасте.
Для достижения поставленной цели были сформулированы следующие задачи исследования:
1. Выделить типы агрессивности в подростковом возрасте.
2. Изучить теоретические аспекты проблемы влияния стилей семейного воспитания на характер агрессивности у подростков.
3. Установить взаимосвязь между типом семейного воспитания и агрессивностью подростков.
Предмет исследования: тип семейного воспитания, агрессивность подростков.
Объект исследования: подростки в возрасте 11-13 лет, их родители.
Гипотеза исследования: мы предполагаем, что проявления агрессивности в подростковом возрасте взаимосвязаны с типом семейного воспитания, однако эта зависимость не является прямолинейной.
В работе были использованы следующие методики: Степанов С. «Стратегии семейного воспитания» [38]; Опросник А. Басса и А. Дарки «Диагностика состояния агрессии» [21].
В работе были использованы следующие методы: метод анализа психолого-педагогической литературы по теме исследования; методы психодиагностики (тестирование); методы статистической обработки данных.
Базой исследования послужила средняя общеобразовательная школа №2, 7 «А» и 7 «Б» классы в количестве 40 человек.
Теоретическая значимость исследования. Результаты исследования позволяют расширить представление о взаимоотношениях родителей и детей, выборе стиля семейного воспитания и его влияния на проявление подростковой агрессивности.
Практическая значимость исследования состоит в возможности использования результатов данной работы при изучении потенциальных проблем в детско-родительских отношениях, а также при составлении мероприятий, направленных на предупреждение агрессивного поведения подростков.
Структура работы: дипломная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы и приложения.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Современная семья включена в различные механизмы общественного взаимодействия, а потому социально-экономические катаклизмы, происходящие в нашей стране, не могут не способствовать усугублению детско-родительских отношений. Необходимость поиска заработка, перегрузки на работе, сокращение в связи с этим свободного времени у родителей приводят к ухудшению их физического и психического состояния, повышенной раздражительности, утомляемости, стрессам. Таким образом, кризисные обострения в развитии общества приводят к возрастанию эмоционально-психологического и социального напряжения не только у взрослых, но и у детей. При этом дети находятся в более сложной ситуации, поскольку свои проблемы, затруднения, неприятности родители транслируют часто на них. Ребёнок попадает в ситуацию полной зависимости от настроения, эмоций, физического состояния родителей. Следствием этого являются серьёзные отклонения в психическом здоровье ребёнка (разнообразные неврозы); глубокие нарушения в сфере общения: болезненное восприятие окружающих, конфликтность, немотивированная обидчивость, мнительность, неуверенность, агрессивность.
В подростковом возрасте в силу сложности и противоречивости особенностей растущих людей, внутренних и внешних условий их развития могут возникнуть предпосылки для возникновения и проявления агрессивности, закрепления агрессивности как свойства личности. Проявление агрессии определяется многими факторами. Условия воспитания являются одним из основных факторов способствующих становлению агрессивного поведения ребенка. Рассмотрение семейного воспитания, как одной из причин агрессивного поведения детей позволит осуществлять его профилактику и коррекцию.
В ходе исследования была выдвинута гипотеза о том, что проявления агрессивности в подростковом возрасте взаимосвязаны с типом семейного воспитания, однако эта зависимость не является прямолинейной.
Корреляционный анализ выявил связь агрессивности подростков и стилей воспитания в их семьях. У родителей агрессивных подростков во взаимодействии с детьми наиболее выражены тенденции к авторитарному ограничению самостоятельности подростков и низкая степень эмоционального принятия. Разумная требовательность этих родителей невысока, зачастую отсутствует контроль за досугом подростков. Выраженность указанных тенденций позволяет охарактеризовать особенности родительского отношения в этих семьях как отношение, в котором большое место занимает стремление ограничивать самостоятельность подростков, низкий уровень эмоциональных контактов. Эти родители подавляют детей авторитарностью, мало уделяется внимания совместной деятельности с подростком и совместному эмоциональному проживанию событий. В связи с этим следует обратиться к мнению психологов: в обычном понимании агрессия - это реакция на срыв какой-то деятельности, планов, на ограничения, запреты или неожиданные трудности [41]. В большинстве случаев агрессия подростков - всего лишь протест против поведения взрослых, отстаивание своих границ и прав. Если вдуматься, то агрессивные подростки невольно попадают в замкнутый круг: своим поведением подростки-агрессоры только еще больше отталкивают от себя окружающих, а их неприязнь лишь усиливает протестное поведение подростка.


1. Адлер А. Практика и теория индивидуальной психологии. - М.:
Прогресс, 1995.
2. Бандура А., Уолтерс Р. Подростковая агрессия. - М., 1999.
3. Басс А.Г. "Психология агрессии" - журнал "Вопросы психологии".1967.
4. Бодалев А.А. Социальная среда и формирование ребенка как личности и субъекта деятельности// Хрестоматия по педагогике/ Сост. Морозова О.П. -Б.: Изд-во БГПУ, 1997.
5. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте.-М., 1969.
6. Буянов, М. И. Беседы о детской психиатрии. - М., 1992.
7. Бэрон Р., Ричардсон Д. Агрессия. — СПб:Питер.,(Серия «Мастера психологии»), 2001.
8. Бютнер, К. Жить с агрессивными детьми. К. Бютнер. - М., 1991.
9. Варга А.Я. Структура и типы родительского отношения. - М.,1986.
10. Драгунова Т.В. Психологические особенности подростка. Возрастная и педагогическая психология. Под ред.Петровского А.В. М.: Просвещение,
1979.
11. Дубровина И.В., Лисина М.И. Возрастные особенности психического развития детей. - М.: АПН СССР, 1982.
12.Завражец, С. А. Агрессивные фантазии в детском и подростковом возрасте [Текст] / С. А. Завражец // Вопросы психологии. - 1993.
13. Запорожец, А. В. Особенности агрессивного поведения/ А. В. Запорожец.-М., 1991. - 129 с.
14. Изард К. Э. Психология эмоций/Перев. с англ. — СПб.: Издательство «Питер», 2000.
15. Исаев Д. Н., Каган В. Е. Половое воспитание детей: Медико¬психологические аспекты. - Изд. 2-е, перераб. и доп. - Л.: Медицина,
1988.
16. Карабанова О. А. Психология семейных отношений: Учебное пособие.
— Самара: Издательство СИОКПП, 2001.
17. Ковалев С.В.Психология семейных отношений. - М.:Педагогика. - 1987.
18. Ковалёв, В. В. Семиотика и диагностика психических заболеваний у детей и подростков - М., 1985.
19. Кон И. С. Психология ранней юности. — М.: Просвещение, 1989.
20. Крутецкий. В. А. "Психология обучения и воспитания школьников""Просвещение", Москва, 1976.
21. Кушнер Ю.З. Методология и методы педагогического исследования (учебно-методическое пособие) — Могилев: МГУ им. А.А. Кулешова,
2001.
22. Лоренц К. Агрессия. - М., 1994.
23. Майерс Д., Социальная психология. — СПб.: Питер, (Серия "Мастера психологии").1997.
24. Макушина О.П. Причины психологической зависимости от родителей в подростковом возрасте.// Вопросы психологии- 2002. №5.
25. Мардахаев Л.В., Словарь по социальной педагогике. — М.: Академия,
2002.
26. Марковская И.М. Психология детско-родительских отношений / Юж.- Урал. гос. ун-т, Фак. психологии. - Челябинск: Изд-во ЮУрГУ, 2007.
27. Мещерякова Б.Г., Зинченко В.П.Словарь. — М.: Прайм-Еврознак, 2003.
28. Мид М. Развитие ребенка.- М., 1968.
29. Немов Р.С. Психология.,Кн. 1. Общие основы психологии., 4-е изд.2003.
30.Ожегов СИ., Шведова НЛО. Толковый словарь русского языка. -М, 1999.
31. Поливанова К.Н. Психологический анализ кризисов возрастного развития // Вопросы психологии. 1994. № 1.
32. Реан А.А. Психология человека от рождения до смерти. -СПб.;Прайм- Еврознак, 2002.
33. Ричардс, М. П. Развод родителей и дети. - Новосибирск., 1994.
34. Сафонова, Т. Я., Цимбал Е. И. Жестокое обращение с детьми/ Т. Я. Сафонова, Е. И. Цимбал. - М., 1993.
35. Силяева Е.Г. Психология семейных отношений с основами
семейного консультирования. - М.: Академия. 2002.
36. Спиваковская А.С. Профилактика детских неврозов. М., 1988.
37. Спок Б. Ребенок и уход за ним. - Мн.: Попурри, 2008.
38. Степанов С. - «Стратегии семейного воспитания» (журнал «Школьный психолог», №5 - 2000 .
39. Фрейд 3. Основные психологические теории в психоанализе. Очерк истории психоанализа. - СПб.: АЛТЕЯ. - 1999.
40. Фрейд, А. Психология «Я» и защитные механизмы. / А. Фрейд. - М.,
1993.
41. Фромм Э. Анатомия человеческой деструктивности. - М., 1998.
42. Фурманов И.А. Детская агрессивность: психодиагностика и коррекция / И.А. Фурманов. - Минск: Ильин В.П., 1996.
43. Фурманов И.А. Психологические основы диагностики и коррекции нарушений поведения у детей подросткового и юношеского возраста.- Мн.: НИО, 1997.
44. Фурманов И.А. Психология детей с нарушениями поведения. - М.: Владос. -2004;
45. Хекхаузен Х. Мотивация и деятельность. - СПб.: Питер; М.: Смысл,
2003.
46.Эйдемиллер Э.Г., Юстицкис В.В. Анализ семейных отношений у подростков при психопатиях, акцентуациях характера, неврозах и неврозоподобных состояниях. - Обнинск, 1992.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ