Проведена экспериментальная работа.
База исследования: МБОУ «СОШ № 41».
Выборка: 22 детей старшей группы № 13.
Если в данной работе подставить название нужной базы исследования, то работа подойдет для любого вуза.
Есть приложения (методические материалы и результаты эксперимента в табличном виде).
Введение…………………………………………………………………….3
Глава 1. Теоретические аспекты развития диалогической речи детей старшего дошкольного возраста в процессе рассматривания картин………..5
1.1. Диалогическая речь, ее характеристика и значение………………5
1.2. Развитие диалогической речи детей старшего дошкольного возраста. Формы, методы, средства, приемы……………..…………………….8
1.3. Рассматривание картин в процессе развития диалогической речи детей старшего дошкольного возраста…………………………………………14
Глава 2. Организация экспериментальной работы по развитию диалогической речи детей старшего дошкольного возраста в процессе рассматривания картин ……………………….………………………………...18
2.1. Выявление исходного уровня развития диалогической речи у детей старшего дошкольного возраста.…………………………………………….…18
2.2. Организация деятельности по развитию диалогической речи детей старшего дошкольного возраста в процессе рассматривания картин………21
2.3. Анализ результатов экспериментального исследования…………..24
Заключение………………………………………………………………..28
Список использованной литературы…………………………………..32
Приложение……………………………………………………………….35
В дошкольном учреждении развитие диалогической речи ребенка происходит в процессе различной деятельности: будь то игра, хозяйственно - бытовой труд, а также, в процессе рассматривания картин и именно недостаточная разработанность данного аспекта и определяет актуальность нашего исследования.
Цель исследования – изучить особенности развития диалогической речи детей старшего дошкольного возраста в процессе рассматривания картин.
Объект исследования – образовательный процесс ДОУ, направленный на развитие диалогической речи дошкольников.
Предмет исследования – процесс развития диалогической речи детей старшего дошкольного возраста в процессе рассматривания картин.
Гипотеза исследования. Развитие диалогической речи будет эффективным в процессе рассматривания картин.
Для раскрытия поставленной в работе цели были определены следующие задачи:
- теоретически обосновать проблему развития диалогической речи детей старшего дошкольного возраста в процессе рассматривания картин;
- выявить уровень развития диалогической речи у детей старшего дошкольного возраста;
- разработать и экспериментально проверить комплекс занятий по развитию диалогической речи детей старшего дошкольного возраста в процессе рассматривания картин.
Практическая значимость исследования заключается в том, что материалы данной работы могут быть использованы студентами специальности Дошкольное образование и педагогами ДОО.
Методы исследования - теоретические (обобщение, систематизация); эмпирические (педагогическое наблюдение, опрос, беседа, педагогический эксперимент).
Экспериментальная база исследования. МБОУ «СОШ № 41», старшая группа №13.
Структура исследования – работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы, содержащей 27 источников, приложения.
Поддерживание и развитие диалога предполагает наличие умений слушать собеседника и понимать его, формулировать и задавать вопросы, строить ответ в соответствии с услышанным. Диалогическую речь отличает краткость высказываний с преобладанием простых предложений, широкое использование внеречевых средств (жестов, мимики); большую роль в диалоге играет интонация.
Диалогическая речь это:
- слушать и правильно понимать мысль, выражаемую собеседником; формулировать в ответ собственное суждение, правильно выражать его средствами языка;
- менять вслед за мыслями собеседника тему речевого взаимодействия; поддерживать определенный эмоциональный тон; следить за правильностью языковой формы, в которую облекаются мысли;
- слушать свою речь, чтобы контролировать ее нормативность и; если нужно, вносить соответствующие изменения и поправки .
Развитие диалогической речи происходит в течении всего дня дошкольника в любой деятельности, для этого используют различные средства, приемы и методы, одним из которых является рассматривание картин.
Для того, чтобы выявить эффективность развития диалогической речи детей 5-6 лет в процессе рассматривания картин была проделана экспериментальная работа, в ходе которой на констатирующем этапе был выявлен уровень развития диалогической речи детей 5-6 лет контрольной и экспериментальной групп.
Затем, был разработан и экспериментально проверен комплекс занятий по развитию диалогической речи детей экспериментальной группы в процессе рассматривания картин. На контрольном этапе эксперимента была проведена повторная диагностика, которая показала заметное увеличение уровня развития диалогической речи детей экспериментальной группы по сравнению с детьми контрольной группы.
Таким образом, сравнительные результаты констатирующего и контрольного этапа исследования позволили судить о том, что при систематически организованной работе по рассматриванию картин развитие диалогической речи у дошкольников будет проходить достаточно эффективно. Следовательно, гипотеза, заявленная во введении, подтвердилась.
1. Алексеева, М.М. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников: Учеб.пособие для студ. высш. и сред, пед. учеб. заведений / М.М. Алексеева, Б.И. Яшина.- Москва: Академия, 2000. - 400 с.
2. Арушанова, А.Г. Организация диалогического общения дошкольников со сверстниками / А.Г. Арушанова// Дошкольное воспитание. – 2001. - №5. – С. 51-61.
3. Арушанова, А.Г. Истоки диалога / А.Г. Арушанова, Е. Рычагова, Н. Дурова // Дошкольное воспитание. – 2002. - №10. – С. 82-90.
4. Бахтин, М.М. Эстеᴛᴎка слοʙесного творчества / Сост. С.Г. Бочарοʙ, ᴨрᴎмеч. С.С. Аверинцев и С.Г. Бочарοʙ. Москва: Искусство, 1979. 423 с.
5. Бородич, А.М. Методика развития речи детей / А.М. Бородич. – Москва: Просвещение, 1981. – с.132.
6. Горшкова, Е. Учите детей общаться / Е. Горшкова // Дошкольное воспитание. – 2010. - №12. – С. 91.
7. Гризик, Т.И. Развитие речи детей 5-6 лет. Методическое пособие для воспитателей дошкольных образовательных учреждений / Т.И. Гризик.- Москва: Просвещение, 2007.- 147 с.
8. Гусарова Н.Н. Беседы по картине: Времена года. – Санкт - Петербург: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2010.- 40 с.
9. Ивчатова, Е.Г. Развитие связной речи дошкольников через обучение составлению рассказов по картине и серии сюжетных картинок / Е.Г. Ивчатова, О.П. Галкина // Молодой ученый. - 2015. - № 23 (103). - С. 958-960.
10. Колодяжная, Т.П. Речевое развитие ребенка в детском саду: новые подходы. Методические рекомендации для руководителей и воспитателей ДОУ / Т.П. Колодяжная, Л.А. Коунова.- Ростов – на Дону: ТЦ «Учитель», 2002. – 32с.
11. Короткова, Э.П. Беседа как средство развития речи у детей дошкольного возраста / Э.П. Короткова.- Москва: Мозаика-Синтез, 2007.- 318 с.
12. Короткова, Э.П. Обеспечение речевой практики при взаимосвязи работы над развитием диалогической и монологической речи // Хрестоматия по теории и методике развития речи детей дошкольного возраста / Сост. М. М. Алексеева. – Москва.: Академия, 1999. – с.201-202.
13. Леонтьев, А.А. Основы психолингвистики / А.А. Леонтьев.-Москва: Смысл, 1997.-287 с.
14. Леушина, А.М. Развитие связной речи у дошкольников/ А.М. Леушина // Ученые записки ЛГПИ им. А.И. Гецена.- 1991.- Т. 30.- 358 с.
15. Лисина, Н.И. Развитие общения у дошкольников / Н.И. Лисина.- Москва: Просвещение, 2004.- 136 с.
16. Методика развития речи детей дошкольного возраста / Под ред. Ушаковой О.С., Струниной Е.М.: Учебно-методическое пособие для воспитателей ДОУ. - Москва: Владос, 2004. - 288 с.
17. От рождения до школы. Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования / под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. - Москва: Мозаика-Синтез, 2013. – 304 с.
18. Соловьева, О.И. Методика развития речи и обучения родному языку в детском саду / О.И. Соловьева. – Москва: Просвещение, 2011. – 175с.
19. Тихеева, Е.И. Развитие речи детей раннего и дошкольного возраста / Е.И. Тихеева.- Москва: Просвещение, 2001.- 159 с.
20. Ткаченко, Т.А. Обучение детей творческому рассказыванию по картинам: Пособие для логопеда. - Москва: Владос, 2017. – 47 с.
21. Ушакова, О.С. Развитие речи дошкольника / О.С. Ушакова. – Москва: Изд-во института психотерапии, 2001. – 133 с.
22. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования [Электронный ресурс]: Приказ Минобрнауки России от 17 октября 2013 г. № 1155 – Режим доступа: https://dogm.mos.ru/legislation/lawacts/901582/
23. Федоренко, Л.П. Методика развития речи детей дошкольного возраста / Л.П. Федоренко, Г.А. Фомичева, В.К. Лотарев.- Москва: Азбука, 2011.- 239 с.
24. Цейтлин, С.Н. Некоторые особенности диалога «взрослый- ребенок»: функции реплик-повторов // Ребенок как партнер в диалоге. – Санкт-Петербург: Нева, 2013. - 329с.
25. Чеканова, М.В. Становление диалогической речи в онтогенезе / М.В. Чеканова // Молодой ученый. – 2015. – №11. – С. 1509-1512.
26. Чулкова, А.В. Формирование диалога у дошкольников: Учеб. пособие. / А.В. Чулкова. — Ростов на Дону: Феникс, – 2008. – 220 с.
27. Якубинский, Л.П. О диалогической речи: избр. работы. Язык и его функционирование /Л. П. Якубинский. – Москва: Наука, – 1986. – 58 с.