ФОРМИРОВАНИЕ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ МЛАДШИХ ПОДРОСТКОВ В СИСТЕМЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
|
ВВЕДЕНИЕ 3
Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ
ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ МЛАДШИХ ПОДРОСТКОВ В СИСТЕМЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
1.1 Сущность и содержание понятия физическая
культура личности 7
1.2 Психологические и физиологические особенности
развития младшего подростка 15
1.3 Содержание, формы и методы формирования
физической культуры младших подростков 28
Выводы 44
Глава 2. ОПЫТНО - ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО
ФОРМИРОВАНИЮ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ МЛАДШИХ
ПОДРОСТКОВ В СИСТЕМЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
2.1 Организация и методы исследования 46
2.2 Описание опытно-экспериментальной работы 48
2.3 Анализ и интерпретация результатов 65
Выводы 77
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 80
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 82
ПРИЛОЖЕНИЕ 88
Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ
ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ МЛАДШИХ ПОДРОСТКОВ В СИСТЕМЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
1.1 Сущность и содержание понятия физическая
культура личности 7
1.2 Психологические и физиологические особенности
развития младшего подростка 15
1.3 Содержание, формы и методы формирования
физической культуры младших подростков 28
Выводы 44
Глава 2. ОПЫТНО - ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО
ФОРМИРОВАНИЮ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ МЛАДШИХ
ПОДРОСТКОВ В СИСТЕМЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
2.1 Организация и методы исследования 46
2.2 Описание опытно-экспериментальной работы 48
2.3 Анализ и интерпретация результатов 65
Выводы 77
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 80
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 82
ПРИЛОЖЕНИЕ 88
Внедрение инновационных технологий обучения в общеобразовательную школу сопровождается интенсификацией учебного процесса, что не всегда адекватно функциональным и адаптивным возможностям школьника. Физиологическая цена школьных перегрузок хорошо известна — развитие астенических состояний, ухудшение зрения, обострение хронических заболеваний. В этих условиях повышается роль формирования физической культуры в решении проблемы сохранения, укрепления и формирования здоровья учащихся, а так же воспитание человека, гармонически сочетающего в себе духовное богатство, моральную чистоту и физическое совершенство. Обусловливая тем самым необходимость физического воспитания и формирования физической культуры личности не только в условиях школьного образовательного процесса, но и в системе дополнительного образования детей.
Учреждения внешкольного воспитания и обучения как составная часть системы образования, дополняющие структуру образования, представляют собой уникальную систему поддержки детства, особый мир детского творчества, фантазии, игры, положительных эмоций, своеобразную детскую страну, где ребенок с раннего возраста учится принимать решения, выбирать способ действия, строить свои отношения со взрослыми и другими детьми на основе диалога в бесконфликтном пространстве взаимоуважения.
Но формирование физической культуры у младших подростков средствами дополнительного образования требует определения эффективных приемов, оптимизирующих этот процесс, этим и обусловлена актуальность темы исследования.
В научной литературе в последние годы появились научные труды, в которых предлагаются новые концепции и программы физического и физкультурного воспитания и образования. Это работы Л.И. Лубышевой, В.И. Лях, А.М. Максименко, А.П. Матвеева, Ю.И. Евсеева, Ю.И. Гришиной, Ж.К. Холодова, С.Б. Мельникова и др.
Однако проблема формирования физической культуры детей и подростков в условиях системы дополнительного образования разработана недостаточно и не нашло достаточного отражения в научной литературе.
Объект исследования — процесс формирования физической культуры у младших подростков в системе дополнительного образования
Предмет исследования - программа формирования физической культуры младших подростков в системе дополнительного образования детей.
Цель исследования - выявить и обосновать содержание, формы и методы формирования физической культуры младших подростков в системе дополнительного образования детей.
Гипотезой исследования является предположение о том, что эффективное формирование физической культуры младших подростков в системе дополнительного образования детей возможно при условиях:
- выявления содержания, форм, методов работы физкультурно-
оздоровительных учреждений, направленных на формирование физической культуры детей и подростков;
- формирования мотивации детей и подростков к занятиям физической культурой.
Для достижения поставленной цели и проверки выдвинутой гипотезы исследования были определены следующие задачи:
— проанализировать теоретические источники по рассматриваемой проблеме;
— изучить особенности развития младшего подростка и определить значение физического воспитания в процессе формирования его личности;
— изучить существующие формы и методы формирования физической культуры младших подростков в системе дополнительного образования;
— разработать методику проведения опытно-
экспериментального исследования;
— разработать и реализовать программу формирования физической культуры младшего подростка в системе дополнительного образования.
В исследовании использовался комплекс теоретических и эмпирических методов: изучение и теоретический анализ психологической и педагогической литературы; тестовый метод; организация и проведение педагогического эксперимента; обработка и анализ результатов эксперимента методами качественного и количественного анализа.
Исследование имеет теоретическую и практическую значимость.
Теоретическая значимость исследования состоит в том, что разрозненный материал из разных литературных источников обобщен в одной работе, что позволяет раскрыть некоторые направления в работе учреждений дополнительного образования.
Практическая значимость исследования состоит в том, что:
- разработана и внедрена в практику авторская образовательная программа спортивно-оздоровительных занятий для младших подростков;
- программа воспитательной работы с младшими подростками и опыт работы с родителями внедрены в образовательный процесс МБОУ ДОД ДЮСШ «Актай» г.Нижнекамска;
- материалы исследования и методические разработки могут быть использованы в разработке программ организации работы по формированию физической культуры детей и подростков в образовательных учреждениях различного типа, особенно аналогичной спортивной направленности;
- разработанная в данном исследовании методика диагностики сформированности физической культуры младшего подростка, так же могут быть использована тренерами-преподавателями и педагогами физического воспитания для оценки эффективности педагогических воздействий.
Исследование осуществлялось в течении учебного года. Базой исследования являлось образовательное учреждение г.Нижнекамска Муниципальное образовательное учреждение дополнительного образования детей МБОУ ДОД ДЮСШ «Актай». В исследовании были заняты 60 детей младшего подросткового возраста.
Структура ВКР состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы, приложений.
Учреждения внешкольного воспитания и обучения как составная часть системы образования, дополняющие структуру образования, представляют собой уникальную систему поддержки детства, особый мир детского творчества, фантазии, игры, положительных эмоций, своеобразную детскую страну, где ребенок с раннего возраста учится принимать решения, выбирать способ действия, строить свои отношения со взрослыми и другими детьми на основе диалога в бесконфликтном пространстве взаимоуважения.
Но формирование физической культуры у младших подростков средствами дополнительного образования требует определения эффективных приемов, оптимизирующих этот процесс, этим и обусловлена актуальность темы исследования.
В научной литературе в последние годы появились научные труды, в которых предлагаются новые концепции и программы физического и физкультурного воспитания и образования. Это работы Л.И. Лубышевой, В.И. Лях, А.М. Максименко, А.П. Матвеева, Ю.И. Евсеева, Ю.И. Гришиной, Ж.К. Холодова, С.Б. Мельникова и др.
Однако проблема формирования физической культуры детей и подростков в условиях системы дополнительного образования разработана недостаточно и не нашло достаточного отражения в научной литературе.
Объект исследования — процесс формирования физической культуры у младших подростков в системе дополнительного образования
Предмет исследования - программа формирования физической культуры младших подростков в системе дополнительного образования детей.
Цель исследования - выявить и обосновать содержание, формы и методы формирования физической культуры младших подростков в системе дополнительного образования детей.
Гипотезой исследования является предположение о том, что эффективное формирование физической культуры младших подростков в системе дополнительного образования детей возможно при условиях:
- выявления содержания, форм, методов работы физкультурно-
оздоровительных учреждений, направленных на формирование физической культуры детей и подростков;
- формирования мотивации детей и подростков к занятиям физической культурой.
Для достижения поставленной цели и проверки выдвинутой гипотезы исследования были определены следующие задачи:
— проанализировать теоретические источники по рассматриваемой проблеме;
— изучить особенности развития младшего подростка и определить значение физического воспитания в процессе формирования его личности;
— изучить существующие формы и методы формирования физической культуры младших подростков в системе дополнительного образования;
— разработать методику проведения опытно-
экспериментального исследования;
— разработать и реализовать программу формирования физической культуры младшего подростка в системе дополнительного образования.
В исследовании использовался комплекс теоретических и эмпирических методов: изучение и теоретический анализ психологической и педагогической литературы; тестовый метод; организация и проведение педагогического эксперимента; обработка и анализ результатов эксперимента методами качественного и количественного анализа.
Исследование имеет теоретическую и практическую значимость.
Теоретическая значимость исследования состоит в том, что разрозненный материал из разных литературных источников обобщен в одной работе, что позволяет раскрыть некоторые направления в работе учреждений дополнительного образования.
Практическая значимость исследования состоит в том, что:
- разработана и внедрена в практику авторская образовательная программа спортивно-оздоровительных занятий для младших подростков;
- программа воспитательной работы с младшими подростками и опыт работы с родителями внедрены в образовательный процесс МБОУ ДОД ДЮСШ «Актай» г.Нижнекамска;
- материалы исследования и методические разработки могут быть использованы в разработке программ организации работы по формированию физической культуры детей и подростков в образовательных учреждениях различного типа, особенно аналогичной спортивной направленности;
- разработанная в данном исследовании методика диагностики сформированности физической культуры младшего подростка, так же могут быть использована тренерами-преподавателями и педагогами физического воспитания для оценки эффективности педагогических воздействий.
Исследование осуществлялось в течении учебного года. Базой исследования являлось образовательное учреждение г.Нижнекамска Муниципальное образовательное учреждение дополнительного образования детей МБОУ ДОД ДЮСШ «Актай». В исследовании были заняты 60 детей младшего подросткового возраста.
Структура ВКР состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы, приложений.
Физическим воспитанием молодёжи занимаются как общеобразовательные учреждения, так и учреждения дополнительного образования. Их главная цель - оздоровление детей, привитие им любви к здоровому образу жизни, развитие умений и навыков, необходимых не только в спорте, но и в повседневной жизни.
Для формирования у подростка интереса к занятиям физической культурой и спортом, необходимо доказать ребёнку важность физических упражнений в жизни каждого человека. В первую очередь это укрепление организма. Универсальный и абсолютно надёжный способ укрепления здоровья и увеличения долголетия - физические упражнения, способ, не требующий ни дорогостоящих лекарственных препаратов, ни технических приспособлений, а только воли и некоторых усилий над собой. Но и эти небольшие «жертвы» нужны лишь на первых порах, а затем преодоление физической нагрузки приносит совершенно необычное чувство мышечной радости, ощущение свежести, бодрости, оздоровления. Оно становится необходимым, потому что победа над собственной ленью всегда воспринимается как успех, обогащает жизнь и закаляет волю.
На базе крепкого здоровья и хорошего развития физиологических систем организма может быть достигнут высокий уровень развития физических качеств: силы, быстроты, выносливости, ловкости, гибкости.
В процессе физического воспитания оказывается прямое воздействие на развитие умственных способностей, формируются моральные качества, крепнет и закаляется воля, приобретается опыт нравственного поведения.
Процесс воспитания осуществляется под воздействием многих факторов, которые действуют на детей неодинаково, порой несогласованно и противоречиво, что усложняет и одновременно обогащает возможности воспитательной системы. Это обстоятельство накладывает ответственность на учителей, педагогов, воспитателей, тренеров. Очень важно правильно планировать работу по физическому воспитанию, выделять конкретные задачи и средства для их достижения, учитывая возрастные и личные особенности занимающихся.
Для укрепления здоровья детей необходимо совершенствовать систему физического воспитания, активизировать двигательную деятельность, осуществлять индивидуально-дифференцированный подход в воспитании, обучении и развитии ребенка.
В процессе исследований было установлено, что подростки не должны быть пассивными объектами влияния учителя. Необходимо, чтобы они сами проявляли активность, направленную на овладение учебным материалом. В связи с этим перед учителем возникает задача всеми имеющимися в его распоряжении способами и средствами обеспечить высокую учебную активность школьников, положительную мотивацию.
Для этого учитель должен формировать интерес к занятиям физическими упражнениями, целеустремленность учеников к развитию у себя волевых, психических и физических качеств, вызывать у школьников удовлетворение от уроков физической культуры. Важно при этом придерживаться дидактических принципов, которые обеспечивают не только успешное обучение, но и укрепление здоровья школьников.
Эффективность формирования навыков здорового образа жизни у детей значительно повышается при активном взаимодействии семьи и школы в организации и проведении воспитательно-образовательной и физкультурно-оздоровительной работы. Совместная работа педагогов, родителей и медицинских работников должна быть направлена на создание благоприятных психолого-педагогических условий, обеспечивающих младшему подростку развитие двигательных и интеллектуальных способностей, сохранение и укрепление здоровья.
Для формирования у подростка интереса к занятиям физической культурой и спортом, необходимо доказать ребёнку важность физических упражнений в жизни каждого человека. В первую очередь это укрепление организма. Универсальный и абсолютно надёжный способ укрепления здоровья и увеличения долголетия - физические упражнения, способ, не требующий ни дорогостоящих лекарственных препаратов, ни технических приспособлений, а только воли и некоторых усилий над собой. Но и эти небольшие «жертвы» нужны лишь на первых порах, а затем преодоление физической нагрузки приносит совершенно необычное чувство мышечной радости, ощущение свежести, бодрости, оздоровления. Оно становится необходимым, потому что победа над собственной ленью всегда воспринимается как успех, обогащает жизнь и закаляет волю.
На базе крепкого здоровья и хорошего развития физиологических систем организма может быть достигнут высокий уровень развития физических качеств: силы, быстроты, выносливости, ловкости, гибкости.
В процессе физического воспитания оказывается прямое воздействие на развитие умственных способностей, формируются моральные качества, крепнет и закаляется воля, приобретается опыт нравственного поведения.
Процесс воспитания осуществляется под воздействием многих факторов, которые действуют на детей неодинаково, порой несогласованно и противоречиво, что усложняет и одновременно обогащает возможности воспитательной системы. Это обстоятельство накладывает ответственность на учителей, педагогов, воспитателей, тренеров. Очень важно правильно планировать работу по физическому воспитанию, выделять конкретные задачи и средства для их достижения, учитывая возрастные и личные особенности занимающихся.
Для укрепления здоровья детей необходимо совершенствовать систему физического воспитания, активизировать двигательную деятельность, осуществлять индивидуально-дифференцированный подход в воспитании, обучении и развитии ребенка.
В процессе исследований было установлено, что подростки не должны быть пассивными объектами влияния учителя. Необходимо, чтобы они сами проявляли активность, направленную на овладение учебным материалом. В связи с этим перед учителем возникает задача всеми имеющимися в его распоряжении способами и средствами обеспечить высокую учебную активность школьников, положительную мотивацию.
Для этого учитель должен формировать интерес к занятиям физическими упражнениями, целеустремленность учеников к развитию у себя волевых, психических и физических качеств, вызывать у школьников удовлетворение от уроков физической культуры. Важно при этом придерживаться дидактических принципов, которые обеспечивают не только успешное обучение, но и укрепление здоровья школьников.
Эффективность формирования навыков здорового образа жизни у детей значительно повышается при активном взаимодействии семьи и школы в организации и проведении воспитательно-образовательной и физкультурно-оздоровительной работы. Совместная работа педагогов, родителей и медицинских работников должна быть направлена на создание благоприятных психолого-педагогических условий, обеспечивающих младшему подростку развитие двигательных и интеллектуальных способностей, сохранение и укрепление здоровья.
Подобные работы
- ФОРМИРОВАНИЕ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ МЛАДШИХ ПОДРОСТКОВ В СИСТЕМЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4380 р. Год сдачи: 2013 - ФОРМИРОВАНИЕ ОСНОВ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В СИСТЕМЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Бакалаврская работа, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4600 р. Год сдачи: 2023 - Воспитание жизнестойкости младших подростков в организации дополнительного образования
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4275 р. Год сдачи: 2019 - Эстетическое воспитание младших подростков в учреждении дополнительного образования
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4350 р. Год сдачи: 2019 - Развитие здорового образа жизни у детей младшего возраста в системе дополнительного образования
Бакалаврская работа, психология. Язык работы: Русский. Цена: 5900 р. Год сдачи: 2018 - Формирование основ здорового образа жизни у детей среднего школьного возраста в дополнительном образовании
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4650 р. Год сдачи: 2023 - Формирование эмоциональной культуры младших школьников в условиях детского хореографического коллектива
Бакалаврская работа, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4940 р. Год сдачи: 2017 - Формирование игровой коммуникации у юных баскетболистов 9-10 лет в системе дополнительного образования
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4235 р. Год сдачи: 2024 - Формирование у обучающихся компетенции по развитию здорового образа жизни в системе дополнительного образования
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2020



