ВВЕДЕНИЕ 3
Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ
ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ МЛАДШИХ ПОДРОСТКОВ В СИСТЕМЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
1.1 Сущность и содержание понятия физическая
культура личности 7
1.2 Психологические и физиологические особенности
развития младшего подростка 15
1.3 Содержание, формы и методы формирования
физической культуры младших подростков 28
Выводы 44
Глава 2. ОПЫТНО - ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО
ФОРМИРОВАНИЮ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ МЛАДШИХ
ПОДРОСТКОВ В СИСТЕМЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
2.1 Организация и методы исследования 46
2.2 Описание опытно-экспериментальной работы 48
2.3 Анализ и интерпретация результатов 65
Выводы 77
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 80
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 82
ПРИЛОЖЕНИЕ 88
Внедрение инновационных технологий обучения в общеобразовательную школу сопровождается интенсификацией учебного процесса, что не всегда адекватно функциональным и адаптивным возможностям школьника. Физиологическая цена школьных перегрузок хорошо известна — развитие астенических состояний, ухудшение зрения, обострение хронических заболеваний. В этих условиях повышается роль формирования физической культуры в решении проблемы сохранения, укрепления и формирования здоровья учащихся, а так же воспитание человека, гармонически сочетающего в себе духовное богатство, моральную чистоту и физическое совершенство. Обусловливая тем самым необходимость физического воспитания и формирования физической культуры личности не только в условиях школьного образовательного процесса, но и в системе дополнительного образования детей.
Учреждения внешкольного воспитания и обучения как составная часть системы образования, дополняющие структуру образования, представляют собой уникальную систему поддержки детства, особый мир детского творчества, фантазии, игры, положительных эмоций, своеобразную детскую страну, где ребенок с раннего возраста учится принимать решения, выбирать способ действия, строить свои отношения со взрослыми и другими детьми на основе диалога в бесконфликтном пространстве взаимоуважения.
Но формирование физической культуры у младших подростков средствами дополнительного образования требует определения эффективных приемов, оптимизирующих этот процесс, этим и обусловлена актуальность темы исследования.
В научной литературе в последние годы появились научные труды, в которых предлагаются новые концепции и программы физического и физкультурного воспитания и образования. Это работы Л.И. Лубышевой, В.И. Лях, А.М. Максименко, А.П. Матвеева, Ю.И. Евсеева, Ю.И. Гришиной, Ж.К. Холодова, С.Б. Мельникова и др.
Однако проблема формирования физической культуры детей и подростков в условиях системы дополнительного образования разработана недостаточно и не нашло достаточного отражения в научной литературе.
Объект исследования — процесс формирования физической культуры у младших подростков в системе дополнительного образования
Предмет исследования - программа формирования физической культуры младших подростков в системе дополнительного образования детей.
Цель исследования - выявить и обосновать содержание, формы и методы формирования физической культуры младших подростков в системе дополнительного образования детей.
Гипотезой исследования является предположение о том, что эффективное формирование физической культуры младших подростков в системе дополнительного образования детей возможно при условиях:
- выявления содержания, форм, методов работы физкультурно-
оздоровительных учреждений, направленных на формирование физической культуры детей и подростков;
- формирования мотивации детей и подростков к занятиям физической культурой.
Для достижения поставленной цели и проверки выдвинутой гипотезы исследования были определены следующие задачи:
— проанализировать теоретические источники по рассматриваемой проблеме;
— изучить особенности развития младшего подростка и определить значение физического воспитания в процессе формирования его личности;
— изучить существующие формы и методы формирования физической культуры младших подростков в системе дополнительного образования;
— разработать методику проведения опытно-
экспериментального исследования;
— разработать и реализовать программу формирования физической культуры младшего подростка в системе дополнительного образования.
В исследовании использовался комплекс теоретических и эмпирических методов: изучение и теоретический анализ психологической и педагогической литературы; тестовый метод; организация и проведение педагогического эксперимента; обработка и анализ результатов эксперимента методами качественного и количественного анализа.
Исследование имеет теоретическую и практическую значимость.
Теоретическая значимость исследования состоит в том, что разрозненный материал из разных литературных источников обобщен в одной работе, что позволяет раскрыть некоторые направления в работе учреждений дополнительного образования.
Практическая значимость исследования состоит в том, что:
- разработана и внедрена в практику авторская образовательная программа спортивно-оздоровительных занятий для младших подростков;
- программа воспитательной работы с младшими подростками и опыт работы с родителями внедрены в образовательный процесс МБОУ ДОД ДЮСШ «Актай» г.Нижнекамска;
- материалы исследования и методические разработки могут быть использованы в разработке программ организации работы по формированию физической культуры детей и подростков в образовательных учреждениях различного типа, особенно аналогичной спортивной направленности;
- разработанная в данном исследовании методика диагностики сформированности физической культуры младшего подростка, так же могут быть использована тренерами-преподавателями и педагогами физического воспитания для оценки эффективности педагогических воздействий.
Исследование осуществлялось в течении учебного года. Базой исследования являлось образовательное учреждение г.Нижнекамска Муниципальное образовательное учреждение дополнительного образования детей МБОУ ДОД ДЮСШ «Актай». В исследовании были заняты 60 детей младшего подросткового возраста.
Структура ВКР состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы, приложений.
Физическим воспитанием молодёжи занимаются как общеобразовательные учреждения, так и учреждения дополнительного образования. Их главная цель - оздоровление детей, привитие им любви к здоровому образу жизни, развитие умений и навыков, необходимых не только в спорте, но и в повседневной жизни.
Для формирования у подростка интереса к занятиям физической культурой и спортом, необходимо доказать ребёнку важность физических упражнений в жизни каждого человека. В первую очередь это укрепление организма. Универсальный и абсолютно надёжный способ укрепления здоровья и увеличения долголетия - физические упражнения, способ, не требующий ни дорогостоящих лекарственных препаратов, ни технических приспособлений, а только воли и некоторых усилий над собой. Но и эти небольшие «жертвы» нужны лишь на первых порах, а затем преодоление физической нагрузки приносит совершенно необычное чувство мышечной радости, ощущение свежести, бодрости, оздоровления. Оно становится необходимым, потому что победа над собственной ленью всегда воспринимается как успех, обогащает жизнь и закаляет волю.
На базе крепкого здоровья и хорошего развития физиологических систем организма может быть достигнут высокий уровень развития физических качеств: силы, быстроты, выносливости, ловкости, гибкости.
В процессе физического воспитания оказывается прямое воздействие на развитие умственных способностей, формируются моральные качества, крепнет и закаляется воля, приобретается опыт нравственного поведения.
Процесс воспитания осуществляется под воздействием многих факторов, которые действуют на детей неодинаково, порой несогласованно и противоречиво, что усложняет и одновременно обогащает возможности воспитательной системы. Это обстоятельство накладывает ответственность на учителей, педагогов, воспитателей, тренеров. Очень важно правильно планировать работу по физическому воспитанию, выделять конкретные задачи и средства для их достижения, учитывая возрастные и личные особенности занимающихся.
Для укрепления здоровья детей необходимо совершенствовать систему физического воспитания, активизировать двигательную деятельность, осуществлять индивидуально-дифференцированный подход в воспитании, обучении и развитии ребенка.
В процессе исследований было установлено, что подростки не должны быть пассивными объектами влияния учителя. Необходимо, чтобы они сами проявляли активность, направленную на овладение учебным материалом. В связи с этим перед учителем возникает задача всеми имеющимися в его распоряжении способами и средствами обеспечить высокую учебную активность школьников, положительную мотивацию.
Для этого учитель должен формировать интерес к занятиям физическими упражнениями, целеустремленность учеников к развитию у себя волевых, психических и физических качеств, вызывать у школьников удовлетворение от уроков физической культуры. Важно при этом придерживаться дидактических принципов, которые обеспечивают не только успешное обучение, но и укрепление здоровья школьников.
Эффективность формирования навыков здорового образа жизни у детей значительно повышается при активном взаимодействии семьи и школы в организации и проведении воспитательно-образовательной и физкультурно-оздоровительной работы. Совместная работа педагогов, родителей и медицинских работников должна быть направлена на создание благоприятных психолого-педагогических условий, обеспечивающих младшему подростку развитие двигательных и интеллектуальных способностей, сохранение и укрепление здоровья.
1. Боярина Г.П. Верховая езда. Практические советы начинающим конникам.- Мн.: Менаком, 1992. - 32 с.
2. Возрастные и индивидуальные особенности младших подростков / под ред. Д.Б. Эльконина, Т.В.Драгуновой.- М.: Просвещение, 1967.- 315 с. [Электронный ресурс] Тмирх URL:http://www.twirpx.com/file/462303/
( дата обращения 14.03.2013 ).
3. Выготский Л.С. Собрание сочинений в 6 т.- М.: Педагогика, 1984.- Т.6.-400 с.
4. Войткевич И.Н. Теоретические основы знаний по физической культуре: учебное пособие. - Томск: Изд-во Томского политехнического университета, 2009. - 147 с.
5. Божович Л.И. Личность и её формирование в детском возрасте. - СПб.: Питер, 2008. - 400 с.
6. Барчуков И.С. Физическая культура : учебник / под общ. ред. Н. Н. Маликова. - 4-е изд., испр. - М.: Академия, 2011. - 525 с.
7. В здоровом теле - здоровый дух. Сценарии праздников, конкурсов, вечеров, посвященных здоровому образу жизни /под ред Л.Ю. Трушкина, Л.А. Квитко, Е.А. Мялицына. - Ростов н/Д: Феникс, 2002. -352 с.
8. Грачев Л.К, Казаченко И.Ю, Роберт И.С. Об опыте деятельности экологического центра «Живая нить». - М.: НИИ семьи, 1997 г. - 80 стр.
9. Гришина Ю.А. Общая физическая подготовка. Знать и уметь: учебное пособие.- Ростов н/Д.: Феникс, 2010.-249 с.
10. Дополнительное образование детей: учебное пособие для студентов высших учебных заведений /под ред. О.Е.Лебедева. - М.: Владос, 2000.¬256 с.
11. Дополнительное образование детей / под ред. Е. Б. Евладова, Л. Г. Логинова, Н. Н. Михайлова.- М.: Владос, 2004.- 352 с.
12. Евсеев Ю.И. Физическая культура. . - 3-е изд.- Ростов н / Д.: Феникс,
2005. -382 с.
13. Евладова Е.Б., Петракова Т.И. Содержание и организация воспитания и дополнительного образования в школе. - М.:Владос.- 320 с.
14. Железняк Ю.Д., Минбулатов В.М. Теория и методика обучения предмету Физическая культура/ учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. - М.: Академия, 2004. - 272 с.
15. Захаров Е. Н. Энциклопедия физической подготовки. - М.: Лептос, 1994.- 368 с.
16. Инновационное развитие дополнительного образования детей:
коллективная монография. - М: Изд-во ФГБОУ ВПО ШГПУ, 2013.-140 с. [Электронный ресурс] Лаборатория дополнительного образования Учреждения Российской академии образования "Институт содержания и методов обучения" URL:
http: //www.labdopobr.ru/load/nash produkt/mono grafii/innovacionnoe razvitie
_dopolnitelnogo_obrazovanija_detej/2-1 -0-44( дата обращения 14.03.2013 ).
17. Ильин Е.П. Мотивация и мотивы. - СПб.: Питер, 2002.-512 с.
18. Ильин Е.П. Психология физического воспитания.- СПб.: РГПУ им. А.Н.Герцена, 2000.-436 с.
19. Колине Др. О верховой езде и ее действии на организм человека.- Москва: Московский конноспортивный клуб инвалидов, 2000. - 382 с.
20. Ким С.В. Основы научно-методической деятельности педагога сферы физкультурного образования: учебно-методическое пособие.- СПб.: Изд-во «Шатон», 2003 - 197 с.
21. Козлов В.В. Физическое воспитание в учреждениях дополнительного образования детей. - М.:Владос. - 144 с
22. Каинов А. Н , Курьерова Г. И. Физическая культура. 1 -11 классы. Комплексная программа физического воспитания учащихся В. И. Ляха, А. А. Зданевича.- М.: Учитель, 2012.-176 с.
23. Каменский Я.А. Великая дидактика.- М.: ГУО изд-во Наркомпроса
РСФСР, 1939.- 317 с. [Электронный ресурс]Twirpx URL:
http://www.twirpx.com/file/462303/(дата обращения 14.03.2013 ).
24. Крившенко Л.П. Педагогика: учеб. пособие.- М.: Изд-во: Проспект, 2008.- 432 с.
25. Ковалёв А.Г. Психология личности.- М.: Просвещение, 1965.-289 с. [Электронный ресурс]TwirpxURL:http://www.twirpx.com/file/462303/(дата обращения 14.03.2013 ).
26. Куприянов Б.В., Рожков М.И., Фришман И.И. Организация и методика проведения игр с подростками: Взрослые игры для детей: учебно-методическое пособие. - М.: Владос. - 216 с.
27. Логинова Л.Г. Технология аттестации и аккредитации учреждений дополнительного образования детей: Сборник научно-методических и инструктивных материалов. - М.: Аркти, 2002. - 176 с.
28. Лазарева А.Г. Дополнительное образование детей: Сборник
авторских программ. Вып.2.- М.: Илекса, Народное образование,
Сервисшкола, 2004.-296 с.
29. Лесгафт, П.Ф. Психология нравственного и физического воспитания.
- М.: Институт практической психологии, 1998. - 416 с. [Электронный ресурс]Twirpx URL:http://www.twirpx.com/file/462303/(дата обращения 14.03.2013 ).
30. Лубышева Л.И. Социология физической культуры и спорта: учебное пособие для вузов - 3 изд.- М.: Академия, 2010. - 270 с.
31. Лечебная физическая культура при нарушениях опорно - двигательного аппарата у детей и подростков: учеб. пособие / под ред. Л. П. Гребова. - М.: Академия, 2006. - 174 с.
32. Лукьяненко В.П. Физическая культура : основы знаний : учебное пособие.- Ставрополь : Изд-во СГУ, 2001. - 224 с.
33. Лях В.И. Тесты в физическом воспитании школьников: пособие для учителя. - М.: Изд-во АСТ, 1998. - 272 с.
34. Матвеев Л.П. Теория и методика физической культуры: учебник для институтов физической культуры / под ред. Л.П. Матвеева. - М.: Физкультура и спорт, 1991. - 543 с.
35. Матвеев Л. П. Основы спортивной тренировки. - М.: Физкультура и спорт, 1977. - 271 с.
36. Митяева А.М. Здоровьесберегающие педагогические технологии: учеб. пособие / под ред. А. М. Митяева. - 2-е изд. - М.: Академия, 2010. - 187 с.
37. Максименко А.М. Теория и методика физической культуры: учебник /под ред. А.М. Максименко.- М.: Физическая культура,-2005. - 544 с.
38. Марищук В.Л. Методики психодиагностики в спорте: учеб. пособие для студентов.- 2-е изд., испр. и доп.- М.: Просвещение, 1990. - 256 с.
39. Мухина В.С. Возрастная психология: Детство, отрочество, юность. Хрестоматия: учебное пособие.- 11-е изд., перер. и доп.- М.: Академия, 2003. - 456 с.
40. Мотивация занятий физической культурой и спортом: методическое
пособие/ под ред. М.А. Крикунова, Е.Г. Саламатова,Т.В. Корсакова. - Саратов: Саратовский государственный университет им. Н.Г. Чернышевского, 2010. - 45 с.
41. Назаренко Л.Д. Оздоровительные основы физических упражнений.- М.: Владос-Пресс, 2003.- 240 с.
42. Начинская С.В. Спортивная метрология: учеб. пособие. - 2-е изд. - М.: Академия, 2008. - 238 с.
43. Овчарова Р.В. Справочная книга школьного психолога.- М.: Просвещение, 2003.-256 с.
44. Озолин Н.Г. Настольная книга тренера, наука побеждать. - М.: Апрель, 2004. - 863 с
45. Педагогика физической культуры и спорта: учебник/ под ред. С. Д. Неверовича. - М.: Академия, 2010. - 329 с.
46. Переверзин И.И. Теория и методика физического воспитания: учебник. - Л.: ИФК, 1987. - 179 с.
47. Портных Ю.И. Спортивные и подвижные игры: учебник для техникумов физической культуры.- 3-е изд. перераб. дополнено.- М.: Физкультура и спорт, 1984.-344 с.
48. Психология физической культуры и спорта: учебник / под ред. А.В. Родионова. - М.: Академия, 2010. - 365 с
49. Психология физического воспитания и спорта / Под ред. Т. Т. Джамгарова, А. Ц. Пунина. — М. : ФиС, 1979. - 143 с
50. Постановление Правительства РФ от 11.01.2006 N 7. О Федеральной целевой программе "Развитие физической культуры и спорта в Российской Федерации на 2006 - 2015 годы. [Электронный ресурс] URL: http://www.bestpravo.ru/federalnoje/ea-akty/i2y.htm ( дата обращения 13.03.2013).
51. Справочник по детской лечебной физкультуре / под ред. М. И. Фонарева. - Л. : Медицина, 1983. - 360 с.
52. Теория и методика физического воспитания: учебное пособие/ под ред. Б.М. Шияна.- М.: Просвещение, 1988.-224 с.
53. Учителям и родителям о психологии подростка / под ред. Г.Г.Аракелова. - М.: Высшая школа, 1990. - 304 с.
54. Учебник инструктора по лечебной физической культуре / под ред. В. П. Правосудова. - М. : Физкультура и спорт, 1980. - 415 с.
55. Уоллес Дж. Обучение детей верховой езде. Руководство для инструкторов. - М.: «Аквариум», 2003.-176 с.
56. Физическая культура студента: учебник / под ред. В.И. Ильинич. - М.: Гардарики, 2001.- 448 с.
57. Филин В. П. Воспитание физических качеств у юных спортсменов. - М.: Физкультура и спорт, 1974. - 232 с.
58. Холодов Ж.К. Теория и методика физического воспитания и спорта: учеб. пос. для студентов высших учебных заведений / под ред. Ж.Н.Холодова, В.С. Кузнецова.- 8-е изд.- М.: Академия, 2010.-478 с.
59. Холодов Ж.К. Практикум по теории и методике физического воспитания и спорта: учебное пособие / под. ред. Ж. К. Холодова, В. С. Кузнецова. - 3-е изд., испр. - М.: Академия, 2006. - 142 с.
60. Чайцев В.Г., Пронина И.В. Новые технологии физического воспитания школьников: практическое пособие. - М.: Аркти, 2007.-128 с.
61. Эзе Э. Конный спорт: Пособие для тренеров, преподавателей, коневодов и спортсменов.- М.: Физкультура и спорт, 1983. - 256 с.
62. Янсон Ю.А. Педагогика физического воспитания.- Ростов н / Д.: Феникс,1993. - 240 с.