ПОЭТИКА ПСИХОЛОГИЗМА РОМАНА М.Е. САЛТЫКОВА-ЩЕДРИНА «ГОСПОДА ГОЛОВЛЕВЫ»
|
Введение 3
Глава 1. Теоретические проблемы психологического анализа литературного произведения 7
1.1. Формы психологического изображения в литературе 7
1.2. Приемы и способы психологического изображения в
литературном произведении 11
Глава 2. Роль психологизма в романе М.Е. Салтыкова-Щедрина «Господа Головлевы» 21
2.1. Формы психологического изображения в романе 21
2.2. Приемы и способы психологического изображения
внутреннего мира героев в романе 24
Глава 3. Психологический анализ распада семьи Головлевых 33
3.1. Поколение первое 33
3.2. Поколение второе 35
3.3. Поколение третье 42
Заключение 46
Библиография
Глава 1. Теоретические проблемы психологического анализа литературного произведения 7
1.1. Формы психологического изображения в литературе 7
1.2. Приемы и способы психологического изображения в
литературном произведении 11
Глава 2. Роль психологизма в романе М.Е. Салтыкова-Щедрина «Господа Головлевы» 21
2.1. Формы психологического изображения в романе 21
2.2. Приемы и способы психологического изображения
внутреннего мира героев в романе 24
Глава 3. Психологический анализ распада семьи Головлевых 33
3.1. Поколение первое 33
3.2. Поколение второе 35
3.3. Поколение третье 42
Заключение 46
Библиография
М.Е. Салтыков-Щедрин является одним из величайших сатириков мира, который внес огромный вклад в развитие критического реализма в России и на Западе. Его влияние на мировую литературу оказалось продолжительным и плодотворным: в результате его творческих исканий и художественных открытий мировая сатира поднялась на более высокий уровень. Художественное дарование Салтыкова-Щедрина, его непревзойденное сатирическое мастерство по достоинству были оценены крупнейшими русскими писателями. Л.Н. Толстой находил у Щедрина «все, что нужно», чтобы завоевать признание народа: «сжатый, сильный, настоящий язык, характерность, «веселый смех», «знание истинных интересов жизни народа» [15, с. 251]. По словам же И.С. Тургенева, он отмежевал себе в нашей словесности целую область, в которой был «неоспоримым мастером и первым человеком» [37, с. 75].
В современном литературоведении существует целый ряд серьёзных монографических исследований, освещающих художественный мир Салтыкова-Щедрина, как в целом, так и более частные проблемы его творчества. На протяжении многих лет его творчество изучали такие исследователи, как А.С. Бушмин, С.А. Макашин, В.Я. Кирпотин, Е.Покусаев, М.С. Горячкина и многие другие.
Как показывает анализ многочисленных научных исследований, в той или иной степени посвященных изучению романа М.Е. Салтыкова- Щедрина «Господа Головлевы», среди них нет работ, содержащих целостную характеристику приемов психологического изображения в данном произведении. В свою очередь, необходимость подобного системного подхода представляется существенной, чем и определяется актуальность исследования. Она обусловлена также рядом других причин.
Во-первых, на это указывает огромный интерес к творчеству Салтыкова-Щедрина как в современном отечественном, так и в западном литературоведении. Оказалось, что идеи и образы этого писателя с его пристальным вниманием к проблемам нравственности, культуры и взаимоотношений в семье очень созвучны нашему времени.
Во-вторых, всестороннее изучение поэтики психологизма в романе позволит составить целостное представление о художественном мире писателя, уточнить авторскую позицию.
Объектом данного исследования является роман М.Е. Салтыкова- Щедрина «Г оспода Головлевы».
Предметом исследования явились те элементы поэтики романа М.Е. Салтыкова-Щедрина «Господа Головлевы», которые в совокупности дают представление о психологизме данного произведения.
Цель работы - рассмотреть формы и приемы психологического анализа; определить их роль в поэтической системе романа.
Для достижения цели нами были поставлены следующие задачи:
1. Уточнить содержание понятия «психологизм», охарактеризовать формы, способы и приемы психологического изображения в литературе.
2. Выявить и проанализировать формы, способы и приемы психологического изображения внутреннего мира героев в романе М.Е. Салтыкова-Щедрина «Господа Головлевы».
3. Дать целостный психологический анализ причины распада семьи в романе.
Научная новизна исследования состоит в попытке представить целостный анализ психологизма как конструктивного компонента поэтики романа «Господа Головлевы». Детальное изучение приемов психологического анализа в романе дает возможность не только понять суть психологизма, но и проследить эволюцию творческого метода писателя.
Практическая значимость. Результаты исследования могут быть использованы при изучении вузовского курса истории русской литературы XIX века, а также в спецкурсах и спецсеминарах, связанных с изучением поэтики психологизма литературно-художественных произведений.
Структура работы традиционна и состоит из оглавления, введения, трех глав, заключения и библиографии.
Основное содержание работы. Во введении обосновываются актуальность и новизна темы, определяются объект и предмет исследования, ставятся цель и задачи, описываются используемые источники.
В первой главе «Теоретические проблемы психологического анализа литературного произведения», состоящей из двух параграфов, уточнено содержание понятия «психологизм», здесь же рассмотрены формы психологического изображения, сложившиеся в русской прозе XIX века. Также подробно рассмотрены приемы и способы психологического анализа, которым в XIX веке в литературе уделялось особое внимание.
Вторая глава исследования «Роль психологизма в романе М.Е. Салтыкова-Щедрина «Господа Головлевы» состоит из двух параграфов. В данной главе рассмотрены психологические способы и приемы, при помощи которых писатель раскрывает внутренний мир героев в произведении.
И наконец, в третьей главе «Психологический анализ распада семьи Головлевых» через анализ трех поколений дворянской семьи были определены причины ее «умерщвления».
В заключении, в соответствии с обозначенными целью и задачами, представлены основные выводы и положения, полученные в результате проведенного нами исследования, а также намечена перспектива дальнейшего исследования по данной теме.
Библиография включает 45 наименований.
Апробация ВКР осуществлялась на научных конференциях: «Moderni vymozenosti vedy - 2013» (IX Международная научно-практическая конференция; Прага, Чехословакия) 27 января - 5 февраля 2013 года; Итоговая научно-образовательная конференция студентов КФУ, Елабуга, апрель 2013 года; XIV заочная научная конференция Research Journal of International Studies (Екатеринбург, 2013 год).
Результаты исследования отражены в двух публикациях:
1. Ахмадиева Л.М. Психология распада дворянской семьи (по роману М.Е. Салтыкова-Щедрина «Господа Головлевы») // Materialy IX mezinarodni vedecko-prakticka konference «Moderni vymozenosti vedy - 2013». - Dil 44. Filologicke vedy - Praha: Publishing House «Education and Science» s.r.o. - S. 47 - 50.
2. Ахмадиева Л.М. Трагедия семьи Головлевых: психологический аспект // Международный научно-исследовательский журнал. - Екатеринбург, 2013. - № 4 (11). - С. 71 - 72; Ахмадиева Л.М. Трагедия семьи Головлевых: психологический аспект (http ://research-j ournal.org/:Международный научно-исследовательский журнал - 2013. URL:http: //research-j ournal. org/ссылка на статью (дата обращения: 29.04.2013).
В современном литературоведении существует целый ряд серьёзных монографических исследований, освещающих художественный мир Салтыкова-Щедрина, как в целом, так и более частные проблемы его творчества. На протяжении многих лет его творчество изучали такие исследователи, как А.С. Бушмин, С.А. Макашин, В.Я. Кирпотин, Е.Покусаев, М.С. Горячкина и многие другие.
Как показывает анализ многочисленных научных исследований, в той или иной степени посвященных изучению романа М.Е. Салтыкова- Щедрина «Господа Головлевы», среди них нет работ, содержащих целостную характеристику приемов психологического изображения в данном произведении. В свою очередь, необходимость подобного системного подхода представляется существенной, чем и определяется актуальность исследования. Она обусловлена также рядом других причин.
Во-первых, на это указывает огромный интерес к творчеству Салтыкова-Щедрина как в современном отечественном, так и в западном литературоведении. Оказалось, что идеи и образы этого писателя с его пристальным вниманием к проблемам нравственности, культуры и взаимоотношений в семье очень созвучны нашему времени.
Во-вторых, всестороннее изучение поэтики психологизма в романе позволит составить целостное представление о художественном мире писателя, уточнить авторскую позицию.
Объектом данного исследования является роман М.Е. Салтыкова- Щедрина «Г оспода Головлевы».
Предметом исследования явились те элементы поэтики романа М.Е. Салтыкова-Щедрина «Господа Головлевы», которые в совокупности дают представление о психологизме данного произведения.
Цель работы - рассмотреть формы и приемы психологического анализа; определить их роль в поэтической системе романа.
Для достижения цели нами были поставлены следующие задачи:
1. Уточнить содержание понятия «психологизм», охарактеризовать формы, способы и приемы психологического изображения в литературе.
2. Выявить и проанализировать формы, способы и приемы психологического изображения внутреннего мира героев в романе М.Е. Салтыкова-Щедрина «Господа Головлевы».
3. Дать целостный психологический анализ причины распада семьи в романе.
Научная новизна исследования состоит в попытке представить целостный анализ психологизма как конструктивного компонента поэтики романа «Господа Головлевы». Детальное изучение приемов психологического анализа в романе дает возможность не только понять суть психологизма, но и проследить эволюцию творческого метода писателя.
Практическая значимость. Результаты исследования могут быть использованы при изучении вузовского курса истории русской литературы XIX века, а также в спецкурсах и спецсеминарах, связанных с изучением поэтики психологизма литературно-художественных произведений.
Структура работы традиционна и состоит из оглавления, введения, трех глав, заключения и библиографии.
Основное содержание работы. Во введении обосновываются актуальность и новизна темы, определяются объект и предмет исследования, ставятся цель и задачи, описываются используемые источники.
В первой главе «Теоретические проблемы психологического анализа литературного произведения», состоящей из двух параграфов, уточнено содержание понятия «психологизм», здесь же рассмотрены формы психологического изображения, сложившиеся в русской прозе XIX века. Также подробно рассмотрены приемы и способы психологического анализа, которым в XIX веке в литературе уделялось особое внимание.
Вторая глава исследования «Роль психологизма в романе М.Е. Салтыкова-Щедрина «Господа Головлевы» состоит из двух параграфов. В данной главе рассмотрены психологические способы и приемы, при помощи которых писатель раскрывает внутренний мир героев в произведении.
И наконец, в третьей главе «Психологический анализ распада семьи Головлевых» через анализ трех поколений дворянской семьи были определены причины ее «умерщвления».
В заключении, в соответствии с обозначенными целью и задачами, представлены основные выводы и положения, полученные в результате проведенного нами исследования, а также намечена перспектива дальнейшего исследования по данной теме.
Библиография включает 45 наименований.
Апробация ВКР осуществлялась на научных конференциях: «Moderni vymozenosti vedy - 2013» (IX Международная научно-практическая конференция; Прага, Чехословакия) 27 января - 5 февраля 2013 года; Итоговая научно-образовательная конференция студентов КФУ, Елабуга, апрель 2013 года; XIV заочная научная конференция Research Journal of International Studies (Екатеринбург, 2013 год).
Результаты исследования отражены в двух публикациях:
1. Ахмадиева Л.М. Психология распада дворянской семьи (по роману М.Е. Салтыкова-Щедрина «Господа Головлевы») // Materialy IX mezinarodni vedecko-prakticka konference «Moderni vymozenosti vedy - 2013». - Dil 44. Filologicke vedy - Praha: Publishing House «Education and Science» s.r.o. - S. 47 - 50.
2. Ахмадиева Л.М. Трагедия семьи Головлевых: психологический аспект // Международный научно-исследовательский журнал. - Екатеринбург, 2013. - № 4 (11). - С. 71 - 72; Ахмадиева Л.М. Трагедия семьи Головлевых: психологический аспект (http ://research-j ournal.org/:Международный научно-исследовательский журнал - 2013. URL:http: //research-j ournal. org/ссылка на статью (дата обращения: 29.04.2013).
В заключение данной работы отметим, что исследование велось в соответствии с обозначенными во введении целью и рядом практических задач. Была проведена работа, в результате которой были рассмотрены формы, приемы и способы изображения психологизма в романе М.Е. Салтыкова-Щедрина «Господа Головлевы», проведен психологический анализ распада семьи.
Изучив ряд работ, мы пришли к выводу, что исследователи выделяют три основные формы психологического изображения. Это, во-первых, изображение характеров «изнутри» (прямая форма). Во-вторых, психологический анализ «извне» (косвенная форма), выражающийся в психологической интерпретации писателем выразительных особенностей речи, речевого поведения, мимического и других средств внешнего проявления психики. В-третьих, «суммарно-обозначающая» форма, которая называет процессы, протекающие во внутреннем мире человека, предельно кратко и ясно.
В романе «Господа Головлевы» писатель использовал все три формы изображения психологизма, но ведущую роль играет косвенная форма. У Щедрина преобладает неявный, «подтекстовый» психологизм, когда импульсы и чувства героев лишь угадываются читателем, а не называются автором явно.
Внутренний мир героев автор воспроизводит при помощи психологической детали. Конкретного описания чувств в романе нет, но это и не входит в задачу автора, само состояние героев смутно, его невозможно выразить словами - у читателя остается только ощущение определенного эмоционального тона.
В романе часто встречаются подробные описательные портреты того или иного героя. На наш взгляд, следует выделить два типа портретов:
статичный и собственно психологический. Статичный портрет содержит наибольшее количество типизированных характеристик, отражает устойчивые черты личности, которые не изменяются на протяжении всего романа. К таким персонажам можно отнести: Петеньку и Владимира Михайловича.
Собственно психологический портрет не только дает описание внешнего облика героя, но и отражает динамику развития его личности. Интересно то, что герои Щедрина, не меняются в лучшую сторону, а наоборот регрессируют. В начале романа Арина Петровна представлена, как властная сильная женщина, но уже в середине романа героиня предстает перед нами в другом свете. Аналогичным же путем меняются портреты Степки, Порфирия и Анниньки. Изображая героев в виде увядающего цветка, автор подчеркивает, что у семьи Головлевых нет будущего, они все медленно вымирают. Заметим, что духовно он погибают быстрее, чем физически.
Для воссоздания психологической атмосферы автор использует описание интерьера. В произведении отождествляются внутреннее состояние героев и жилище, в котором они находятся. Комната, в которой жил возвратившийся в Головлево Степан, вызывает отвращение: нахождение в ней пагубно влияет на состояние героя и ухудшает его психическое состояние. Возникает желание покинуть не только комнату, но и сбежать из самого Головлева. Все герои интуитивно понимают, что жить в этом имении нельзя: оно создает отталкивающее впечатление, атмосферу смерти.
Необходимо отметить и то, что в данном романе Щедрин достиг чрезвычайной психологической выразительности внешней речи (устной и письменной) героев: в самом тоне высказываний уже заметно определенное эмоциональное состояние. Например, в лексике Арины Петровны часто встречаются глаголы повелительного наклонения «постой», «говори», «замолчи», «ступай», «принеси», это опять же характеризует ее как властную женщину, привыкшую отдавать приказы держать всех в подчинении.
Необычным приемом раскрытия психологизма является фантазирование. Данный прием в романе выполняет две функции:
1. Позволяет показать истинные желания героев. Так, например, Павлу не хватает свободы в доме матери, отчего он придумывает себе другую жизнь, и окажись он пастухом-Давыдкой, у него автоматически появится свобода, пропадут все ограничения.
2. Объясняются некоторые мотивы поступков героев. В конце романа мы видим, как Порфирий Владимирович в своих фантазиях мстит всем людям, которые, как ему кажется, когда-то обидели его. Из этого бессознательного процесса становится понятно, откуда в Иудушке появилось столько гнева и яда: все это накопилось в течение всей жизни, а теперь выливается по отношению к своим близким людям.
Проследив вслед за автором за распадом трех поколений рода Головлевых, мы выявили психологическую причину разъединения, а в дальнейшем и вымирания каждого члена семьи - это отсутствие любви и понимания, без которых невозможно нормальное развитие человека. В семье, где главным является расчет и власть, нет места чистым человеческим и гармоничным отношениям. В произведении изображается не только мрачная история распада семьи, но и разложение человеческой личности, потонувшей в атмосфере нелюбви, лицемерия, пустомыслия, пустословия, алкоголя и праздности.
Изучив ряд работ, мы пришли к выводу, что исследователи выделяют три основные формы психологического изображения. Это, во-первых, изображение характеров «изнутри» (прямая форма). Во-вторых, психологический анализ «извне» (косвенная форма), выражающийся в психологической интерпретации писателем выразительных особенностей речи, речевого поведения, мимического и других средств внешнего проявления психики. В-третьих, «суммарно-обозначающая» форма, которая называет процессы, протекающие во внутреннем мире человека, предельно кратко и ясно.
В романе «Господа Головлевы» писатель использовал все три формы изображения психологизма, но ведущую роль играет косвенная форма. У Щедрина преобладает неявный, «подтекстовый» психологизм, когда импульсы и чувства героев лишь угадываются читателем, а не называются автором явно.
Внутренний мир героев автор воспроизводит при помощи психологической детали. Конкретного описания чувств в романе нет, но это и не входит в задачу автора, само состояние героев смутно, его невозможно выразить словами - у читателя остается только ощущение определенного эмоционального тона.
В романе часто встречаются подробные описательные портреты того или иного героя. На наш взгляд, следует выделить два типа портретов:
статичный и собственно психологический. Статичный портрет содержит наибольшее количество типизированных характеристик, отражает устойчивые черты личности, которые не изменяются на протяжении всего романа. К таким персонажам можно отнести: Петеньку и Владимира Михайловича.
Собственно психологический портрет не только дает описание внешнего облика героя, но и отражает динамику развития его личности. Интересно то, что герои Щедрина, не меняются в лучшую сторону, а наоборот регрессируют. В начале романа Арина Петровна представлена, как властная сильная женщина, но уже в середине романа героиня предстает перед нами в другом свете. Аналогичным же путем меняются портреты Степки, Порфирия и Анниньки. Изображая героев в виде увядающего цветка, автор подчеркивает, что у семьи Головлевых нет будущего, они все медленно вымирают. Заметим, что духовно он погибают быстрее, чем физически.
Для воссоздания психологической атмосферы автор использует описание интерьера. В произведении отождествляются внутреннее состояние героев и жилище, в котором они находятся. Комната, в которой жил возвратившийся в Головлево Степан, вызывает отвращение: нахождение в ней пагубно влияет на состояние героя и ухудшает его психическое состояние. Возникает желание покинуть не только комнату, но и сбежать из самого Головлева. Все герои интуитивно понимают, что жить в этом имении нельзя: оно создает отталкивающее впечатление, атмосферу смерти.
Необходимо отметить и то, что в данном романе Щедрин достиг чрезвычайной психологической выразительности внешней речи (устной и письменной) героев: в самом тоне высказываний уже заметно определенное эмоциональное состояние. Например, в лексике Арины Петровны часто встречаются глаголы повелительного наклонения «постой», «говори», «замолчи», «ступай», «принеси», это опять же характеризует ее как властную женщину, привыкшую отдавать приказы держать всех в подчинении.
Необычным приемом раскрытия психологизма является фантазирование. Данный прием в романе выполняет две функции:
1. Позволяет показать истинные желания героев. Так, например, Павлу не хватает свободы в доме матери, отчего он придумывает себе другую жизнь, и окажись он пастухом-Давыдкой, у него автоматически появится свобода, пропадут все ограничения.
2. Объясняются некоторые мотивы поступков героев. В конце романа мы видим, как Порфирий Владимирович в своих фантазиях мстит всем людям, которые, как ему кажется, когда-то обидели его. Из этого бессознательного процесса становится понятно, откуда в Иудушке появилось столько гнева и яда: все это накопилось в течение всей жизни, а теперь выливается по отношению к своим близким людям.
Проследив вслед за автором за распадом трех поколений рода Головлевых, мы выявили психологическую причину разъединения, а в дальнейшем и вымирания каждого члена семьи - это отсутствие любви и понимания, без которых невозможно нормальное развитие человека. В семье, где главным является расчет и власть, нет места чистым человеческим и гармоничным отношениям. В произведении изображается не только мрачная история распада семьи, но и разложение человеческой личности, потонувшей в атмосфере нелюбви, лицемерия, пустомыслия, пустословия, алкоголя и праздности.
Подобные работы
- ФАКУЛЬТАТИВ КАК ЭФФЕКТИВНАЯ ФОРМА ПОСТИЖЕНИЯ СТАРШЕКЛАССНИКАМИ «СОЮЗА СЕМЕЙНОГО» (М.Е. САЛТЫКОВ - ЩЕДРИН «ГОСПОДА ГОЛОВЛЁВЫ», Л.С. ПЕТРУШЕВСКАЯ «ВРЕМЯ НОЧЬ»)
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4200 р. Год сдачи: 2021 - Трагическое начало в романе М.Е. Салтыкова-Щедрина «Господа Головлевы»: анализ эпического произведения
Дипломные работы, ВКР, филология. Язык работы: Русский. Цена: 4325 р. Год сдачи: 2018 - Проблема «избрания пути» в романе Л. Н. Толстого «Анна Каренина»: анализ эпического произведения
Магистерская диссертация, филология. Язык работы: Русский. Цена: 4855 р. Год сдачи: 2018 - ПОРТРЕТ КАК СРЕДСТВО ПСИХОЛОГИЗМА В ПОЭТИКЕ РОМАНА Л.Н. ТОЛСТОГО «АННА КАРЕНИНА»
Дипломные работы, ВКР, филология. Язык работы: Русский. Цена: 4210 р. Год сдачи: 2018



