ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РАЗВИТИЯ КООРДИНАЦИИ У
ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 6
1.1. Характеристика координационных способностей 6
1.2. Особенности развития координационных способностей младшем
школьном возрасте 13
Выводы по первой главе 22
ГЛАВА II. ОРГАНИЗАЦИЯ И МЕТОДИКА ИССЛЕДОВАНИЯ РАЗВИТИЯ КООРДИНАЦИОННЫХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 23
2.1. Средства и методы развития координационных способностей .... 23
2.2. Методы и организация исследования 51
Выводы по второй главе 61
Заключение 63
Список литературы 65
Приложение 1 70
Приложение 2
Актуальность исследования. Проблема двигательных способностей - одна из наиболее значимых в педагогике, психологии и физиологии физического воспитания и спорта. Среди двигательных способностей одно из центральных мест занимают координационные способности. В связи с этим, разработка проблемы развития координационных способностей представляется в настоящее время особо актуальной. В младшем школьном возрасте происходит «закладка фундамента» для развития этих способностей, а также приобретение знаний, умений и навыков при выполнении упражнений на координацию. Этот возрастной период называется «золотым возрастом», имея в виду темп развития координационных способностей.
Отсутствие экспериментально обоснованных программ координационной подготовки не позволяет дифференцированно подходить к вопросам совершенствования способов реализации двигательного потенциала и механизмов управления движениями, что непосредственно сказывается на качестве технической подготовки спортсменов.
Целью работы является исследование особенностей развития координационных способностей детей младшего школьного возраста средствами бадминтона.
Объектом работы является физическое воспитание детей младшего школьного возраста.
Предметом работы является методика развития координационных способностей у детей младшего школьного возраста.
Гипотеза исследования. Предполагается, что применение различных средств, таких как физические упражнения на развитие способностей: к сохранению равновесия, к перестроению движений, к пространственной ориентации на уроках физической культуры, могут качественно повысить уровень координационных способностей детей 9-10 лет.
Для проверки выдвинутой гипотезы были сформулированы следующие задачи:
Задачами работы является:
1. Изучить научно-методическую литературу по заданной теме.
2. Рассмотреть теоретических основ развития координации у детей младшего школьного возраста;
3. Изучить особенностей координационных способностей детей как особого вида двигательной активности;
4. Экспериментально проверить развития координационных способностей средствами бадминтона в исследуемых группах.
Практическая значимость. В проведенном исследовании экспериментально доказано перспективное направление повышения эффективности развитие координационных способностей детей младшего школьного возраста средствами бадминтона.
Материалы, полученные в ходе исследования, могут быть использованы при формировании двигательных навыков в группах начальной подготовки к игре в бадминтон в детской юношеской спортивной школе (ДЮСШ), для учителей-тренеров в общеобразовательных школ.
Структура дипломной работы. Дипломная работа состоит из введения, двух глав, заключения, приложения и списка литературы.
В первой главе рассматриваются вопросы развития физических качеств детей младшего школьного возраста, их анатомо-физиологические характеристики, а также особенности развития координации движений у младших школьников, обосновывается значимость воспитания координационных способностей детей.
Исследуются координационные способности как один из видов двигательных способностей, изучается понятие «координационные способности». Уделяется внимание видам координационных способностей, методам развития и оценки координационных способностей.
Вторая глава посвящена описанию организации исследования характера воздействия средств бадминтона на развитие основных двигательных качеств у детей младшего школьного возраста и её результатов, в процессе которых разработан экспериментальный комплекс проведения уроков физической культуры с игровой направленностью для учащихся младших классов. Основные выводы сообщаются в заключении.
Оказалось, что цикл занятий специально направленными упражнениями весьма эффективен. Уровень развития координации движений у учащихся экспериментальных групп значительно возрос. Занятия физическими упражнениями, направленными на развитие координационных способностей, положительно сказались и на овладении новыми двигательными навыками. На основании этих данных можно прийти к заключению, что дети, занимавшиеся специальными упражнениями и превосходившие по развитию координационных способностей детей из контрольной группы, длительное время после окончания специальных занятий остаются «координационно» более развитыми.
Младший школьный возраст ребенка - это возраст глубоких качественных изменений всех систем организма, его совершенствование. Младший школьный возраст наиболее благоприятен для формирования у детей практически всех физических качеств и координационных способностей, реализуемых в двигательной активности. Чтобы качественно строить работу с этой категорией учащихся учителю необходимо иметь глубокие знания по анатомии, физиологии, психологии ребенка.
Высокая степень развития координационных способностей оказывает положительное влияние на овладение детьми новыми двигательными навыками. Развитые координационные способности сохраняются в течение сравнительно длительного срока. Установлено, что взаимосвязи между уровнем физического развития детей и уровнем развития их координационных способностей не существует, и поэтому есть основание заниматься упражнениями, направленными на развитие координации движений, со всеми учащимися без исключения.
Использованный нами комплекс упражнений для развития координационных способностей можно использовать на уроках физической культуры. В него вошли жонглирование, введение волана во время движения, общеразвивающие упражнения, упражнения на совершенствование координационных способностей и игры на развитие внимания, ловкости, равновесия, точности движений на бадминтонной площадке. В результате исследования стало ясно, что использование средств, а именно средствами бадминтона на уроках вызвало существенный интерес у учеников к игре в бадминтон. Повысилась посещаемость занятий благодаря именно этим нововведениям в этих классах. Дети стали с удовольствием выполнять комплекс упражнений для развития координационных способностей, которые ранее они выполняли с неохотой. Как показали наши исследования, на уроках, где использовались упражнения с воланами, ракетками и другие средства оздоровительных видов бадминтона, дети (как мальчики, так и девочки) испытывали огромную радость, особенно от упражнений с предметами. создавалась хорошая атмосфера и хорошее настроение у детей, что способствовало более плодотворной работе. Все это является эффективным средством бадминтона, при помощи которого можно с успехом развивать и совершенствовать основные координационные способности, а также формировать и корригировать функциональные нарушения осанки.
Исследования показали, что применение упражнений координационных способностей дало положительный результат. Нами было замечено, что занятия с использованием бадминтона способствовали формированию устойчивого интереса у детей к урокам физической культуры и спорту. Только интересные яркие по содержанию упражнения из арсенала средств бадминтона привлекают детей к сознательным и систематическим занятиям в школе и дома. Увеличилось количество девочек, желающих заниматься в секции бадминтона
1. Ашмарин Б.А. Теория и методика физического воспитания. Учебник. М.: Просвещение, 1990. 287 с.
2. Балыхина Т.М. Словарь терминов и понятий тестологии. М.:МГУП, 2000, 160 с
3. Берштейн Н.А. О ловкости и ее развитии. М.: Физкультура и спорт, 1991. 228 с.
4. Боген М.М. Обучение двигательным действиям. М.: Физкультура и спорт, 1985. 193 с.
5. Евстафьев Б.В. Понятийный словарь по физической культуре и спорту. - Л., 2000.
6.3имницкая Р.Э. Нормирование нагрузок, направленных на развитие координационных способностей младших школьников на уроках физической культуры: Автореф. дис. канд. пед. наук. - Минск, 2003.
7. Ильин Е.П. Ловкость - миф или реальность? // Теория и практика физической культуры. -2002. - № 3. - С. 51-53.
8. Кабанов Ю.М. Методика развития равновесия у детей школьного возраста: Автореф. дис. канд. пед. наук. - Минск, 2002.
9. Карпеев А. Г. Методологические аспекты изучения координационных способностей // Вопросы биомеханики физических упражнений. Сб. научн. трудов. - Омск, 2002.- С. 24-32.
10. Коссов А. И. Психомоторное развитие младших школьников (методические разработки). - М., 2009.
11. Кофман П.К. Настольная книга учителя физической культуры. - М.: Физкультура и спорт, 2008
12. Курамшин Ю.Ф. Теория и методика физической культуры. Учебник. М.: Советский спорт, 2003. 464 с.
13. Лукьяненко В.П. Физическая культура: основы знаний: Учебное пособие. М.: Советский спорт. 2003. 224 с.
14. Лях В.И. Тесты в физическом воспитании школьников. М.: ООО «Фирма «Издательство АСТ», 1998. 272 с.
15. Матвеев Л.П. Теория и методика физической культуры. Введение в предмет: Учебник для высших специальных физкультурных учебных заведений. 3-е изд. СПб.: Издательство «Лань», 2003. 160 с.
16. Матвеев Л.П., Новиков А.Д. Теория и методика физического воспитания. Учебник для ин-тов физ. культуры. Изд 2-е. испр. и доп. (в 2-х т.). М.: «Физкультура и спорт», 1976.
17. Холодов Ж.К., Кузнецов В.С. Теория и методика физического воспитания и спорта: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. М.: Издательский центр «Академия», 2000. 480 с.
18. Холодов Ж.К., Кузнецов В.С. Теория и методика физического воспитания и спорта: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. - М.: Издательский цент "Академия", 2000. - 480 с.
19. Ильин Е.П. Двигательная память, точность воспроизведения амплитуды движений и свойства нервной системы // Психомоторика Сб. научн. трудов. - Л., 2006.
20. Лях В.И. Тесты в физическом воспитании школьников. - М.:
Физкультура и спорт, 2008.
21. Лях В.И. Понятие «координационные способности» и «ловкость» // Теория и практика физической культуры. -2003. - №8. - С. 44-46.
22. Лях В.И. Анализ свойств, раскрывающих сущность понятия «координационные способности» // Теория и практика физической культуры. -2004. - №1.- С. 48-50.
23. Лях В.И. Развитие координационных способностей в школьном возрасте // Физкультура в школе. -2007. - № 5. - С. 25-28.
24. Лях В.И. О классификации координационных способностей // Теория и практика физической культуры. -2007. - №7.- С. 28-30.
25. Лях В.И. Координационные способности школьников. - Минск: Полымя, 2001.
26. Лях В.И. Сензитивные периоды развития координационных способностей детей в школьном возрасте // Теория и практика физической культуры. -2000. - №3. -С. 15-18.
27. Лях В.И. Критерии определения координационных способностей //Теория и практика физической культуры. -2001. - №11. - С. 17-20.
28 .Лях В.И. Координационно-двигательное совершенствование в физическом воспитании и спорте: история, теория, экспериментальные исследования // Теория и практика физической культуры. -2005. - №11.
29. Майорова Л.Т., Лопина Н.Г. Закономерности развития координационных способностей у детей 7-10 лет. / Под ред. В.И. Усакова.
- Красноярск, 2006.
30. Матвеев Л.П. Теория и методика физической культуры. - М.:
Физкультура и спорт, 2001.
31. Максименко A.M. Основы теории и методики физической культуры. - М.: Физкультура и спорт, 2009.
32. Менхин Ю.В. Физическая подготовка к высшим достижениям в видах спорта со сложной координацией действий: Автореф. дис. д-ра. пед. наук. - М., 2000.-48 с.
33. Минаева Н.А. Приёмы определения координационных способностей юных гимнастов //Ежегодник: Гимнастика. - М.: Физическая культура и спорт, 2003. - Вып.1.- С. 22-24.
34. Минаева Н.А. Педагогическая характеристика проявления координационных способностей гимнастов // Ежегодник: Гимнастика. - М.: Физическая культура и спорт, 2004. - Вып.1. - С. 29-32.
35. Михайлович Г.Н. Двигательное развитие детей 6-7 лет в связи с ориентацией к сложнокоординационной спортивной деятельности: Автореф. дис. канд. пед. наук. - М., 2002.
36. Назаров В.П. Координация движений у детей школьного возраста. -М.: Физкультура и спорт. 2009.
Наука в олимпийском спорте. - 2000. - №1.- С. 53-59.
37. Панов В.А. Методика развития координационных способностей детей 7 лет на основе применения стандартной тренировочной программы: Автореф. дис. канд. пед. наук. - М., 2006.
38. Пидоря A.M., Годик М.А., Воронов А.И. Основы координационной подготовки спортсменов. - Омск, 2002.
39. Платонов В.Н., Булатова М.М. Координация спортсмена и методика её совершенствования: Учебно-метод. пособие. - Киев, 2002.
40. Рунова М.А. Двигательная активность ребенка. - М.: «Мозайка-синтез», 2000.
41. Сальников В.А. Способности в сфере спортивной деятельности // Научные труды: Ежегодник. - Омск, СибГАФК, 2006.
42. Стамбулова Н.В. Исследование развития психических процессов и двигательных качеств у школьников 8-12 лет: Автореф. дис.... канд. пед. наук. - Л., 2008.
43. Сулейманов И.И. Основы воспитания координационных способностей: Лекция. - Омск: ОГИФК, 2001.
44. Суянгулова Л.А. Совершенствование координационных способностей рук детей школьного возраста: Автореф. Дис. канд. пед. наук. - Омск, 2006. -19 с.
45. Сулейманов И.И. Общее физкультурное образование: Учеб. Т. 1. Школьное физкультурное образование. Ч. 3. - Омск: СибГАФК, 2000.
46. Суслов Ф.П. Теория и методика спорта. - М.: ФиС, 2007.
Теория и практика физической культуры. 2004. - № 1. С. 48-50.
Теория и практика физической культуры. 2000. - №3. С. 15-18.
Управление движением. / Под ред. А.А. Митькина. - М., Наука, 2000. «Физическая культура в школе». - 2000, №1. - С. 5.
47. Филиппович В.И. Двигательная ловкость // Легкая атлетика, 2000. - №7. - С. 12-16.
48. Холодов Ж.К. Теория и методика физического воспитания и спорта. - М.:Физкультура и спорт, 2000.