Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ОТВЕТСТВЕННОСТЬ КАК СИМПТОМОКОПЛЕКС СВОЙСТВ ХАРАКТЕРА

Работа №87555

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

психология

Объем работы61
Год сдачи2013
Стоимость4210 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
98
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОТВЕТСТВЕННОСТИ КАК СИМПТОМОКОМПЛЕКСА СВОЙСТВ ХАРАКТЕРА СТАРШЕКЛАССНИКОВ 6
1.1. Феномен ответственности в психологии 6
1.2. Особенности проявления ответственности у старшеклассников. . . . 15
1.3. Локус контроля как структурная характеристика
ответственности 19
Выводы по главе 1 25
ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ОТВЕТСТВЕННОСТИ СТАРШЕКЛАССНИКОВ 28
2.1. Организация эмпирического исследования 28
2.2. Анализ полученных результатов 32
Выводы по главе 2 40
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 42
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 46
ПРИЛОЖЕНИЯ

Актуальность исследования. Ответственность является важным критерием для принятия самых различных решений во всех сферах человеческой деятельности. Психологическая наука не оставила этот феномен без внимания, появилась целая отрасль - психология ответственности. Отечественная психология накопила солидную теоретическую базу по вопросам ответственности. В то же время на западе многочисленные исследования проводились в рамках теории локуса контроля Дж. Роттера и была накоплена огромная эмпирическая база. Оба направления затрагивают вопросы, касающиеся ответственности. Объясняют схожие вещи. Исследование ответственности с позиций локуса контроля, на наш взгляд, поможет более эффективно использовать наработки, сделанные и на западе, и в нашей стране для определения ответственности как личностной характеристики. Это поможет нам использовать методики измерения локуса контроля для измерения ответственности, так как инструментов для подобных измерений не хватает. Тогда ответственность из теоретического понятия перейдёт в практическую плоскость и станет доступной для использование в различных областях человеческой деятельности, требующих от человека ответственности.
На методологическом уровне в отечественной психологии разработан системный подход, он реализован применительно к личности и ее ответственности. Однако на уровне конкретных исследований, как показывает анализ литературных данных, представлены отдельные факты, касающиеся возрастных, половых, дифференциально-психологических проявлений ответственности. Эти факты разрозненны и не рассмотрены в единой системе знаний, относящихся к различным отраслям психологии. Необходима и целостность в исследовании всего симптомокомплекса ответственности.
Исследованию ответственности как свойства характера личности посвящены труды Н.В. Кузнецова, Е.И. Михайлова, В.С. Морозова, К. Муздыбаев, В.П. Прядеин, В.Ф. Сафин, Т.Н. Сидорова, А.П. Трубников и др.
Объектом исследования в данной выпускной квалификационной работе выступают учащиеся старших классов.
Предмет исследования - ответственность как симптомокомплекс свойств характера старшеклассников.
Цель выпускной квалификационной работы - исследовать ответственность как симптомокомплекс свойств характера старшеклассников.
Достижению поставленной цели способствует решение следующих задач:
- изучить психолого-педагогическую литературу по теме исследования;
- выявить особенности проявления ответственности у старшеклассников;
- рассмотреть локус контроля личности как структурную характеристику ее ответственности;
- провести эмпирическое исследование ответственности старшеклассников.
Гипотеза исследования: самооценка ответственности старшеклассников коррелирует с ожиданиями оценки ответственности со стороны учителя, а также с их индивидуальным локусом контроля, при этом интернальный локус контроля старшеклассников соотносится с их ответственностью, а экстернальный локус контроля соотносится с отсутствием ответственности как личностной характеристики старшеклассника.
Методами исследования в работе выступают: анализ теоретической литературы отечественных и зарубежных авторов, описательный, структурно-логический, интерпретационный методы, корреляционный анализ.
Эмпирическая база исследования - средняя общеобразовательная школа № 2 г. Елабуга. В исследовании приняли участи учащиеся 11 классов в количестве 50 человек.
Практическая значимость выпускной квалификационной работы заключается в том, что представленный в ней материал может быть использован студентами на семинарских занятиях по данной теме, преподавателями при подготовке курсов лекций по возрастной, социальной психологии и т.д.
Структура исследования. В структурном отношении выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы и приложений.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Подводя итог изучению ответственности как симптомокомплексу свойств характера старшеклассников, сделаем следующие выводы.
Ответственность - это интегративная характеристика социально-нравственной воспитанности старшего школьника, фиксирующая степень сформированности целого комплекса его личностных качеств и свойств, наличие которых обеспечивает осознание и переживание личной ответственности, чувства долга за результаты своей деятельности и поведения, успешность осуществления старшим школьником социальных функций, налаживание системы отношений с окружающими людьми, включение в совместную с ними общественно-полезную деятельность, соответствие предъявляемым ею требованиям и нормам.
В личностном плане ответственность представляет собой существенное социальное, нравственное и психологическое качество человека, выступающего в виде важнейшей черты характера.
Социальную ответственность личности - целостное образование в структуре личности старшего школьника, включающее в себя три взаимосвязанных компонента - когнитивный, эмоционально-волевой и деятельно-практический.
В когнитивной сфере социальная ответственность характеризуется широтой социальных интересов, их устойчивостью, глубиной; степенью осознания личной ответственности за результаты своей деятельности, наличием твердых представлений о долге, чести, достоинстве; подлинной нравственности, сформированностью социальной позиции, устойчивой позитивной социально-ценнностной мотивацией включенности школьника в общественно-полезную деятельность;
В эмоциональной сфере - способностью старшеклассника к эмоционально-волевой саморегуляции поведения и отношений; способностью к сопереживанию, состраданию, милосердию, переживанию успехов и неудач своего коллектива и т.д.
В деятельно-практической сфере - стремлением старшеклассника к активной общественно-полезной деятельности, коллективному творчеству, проявлением активности, инициативы, неравнодушного отношения к окружающей действительности и делам коллектива, способностью доводить начатое дело до конца, грамотно выстраивая логику движения к цели социальной деятельности и др.
Анализируя проблему соотношения ответственности и локуса контроля, необходимо отметить следующее: формирование произвольной само-регуляции предполагает возможность человека осознавать, что он способен управлять своей жизнью, то есть, способен контролировать ситуацию и процесс, в котором в данный момент находится. Осознание и оценка субъектом собственных действий, психических процессов и состояний по сути является проявлением его самоконтроля. При проявлении самоконтроля личность принимает в той или иной мере ответственность на себя за происходящее. Чем в большей мере человек принимает ответственность на себя, тем в большей мере он проявляет интернальный локус контроля или, проще говоря, проявляет ответственность. И чем в большей мере человек отрекается от личной ответственности за происходящее с ним и перекладывает ее на социальное окружение, тем в большей степени он проявляет экстернальный локус контроля, то есть в большей мере проявляет безответственность. Все выше-сказанное дает возможность рассматривать ответственность и локус контроля как близкие по психологическому смыслу категории.
Ответственность, как характеристика нравственно-этической сферы личности, предполагает свободное и самостоятельное принятие и реализацию личностью обязательств, характер которых определяется ею на основе субъективной интериоризации морально-этических норм и осмысления, и оценки своих возможностей как субъекта ответственности.
Среди внутренних факторов личности, оказывающих значимое влияние на развитие ответственности, психологи выделяют эмпатию, терпимость, самооценку, мотивацию достижения, которые способствуют более продуман-ному принятию личностью на себя обязательств, с учетом интересов окружающих, а также проявлению инициативности и самостоятельности в решении проблем.
Эмпирическое исследование ответственности старшеклассников как симптомокомплекса свойства их характера, проведенное на базе средней общеобразовательной школы № 2 г. Елабуга, показало, что большинство старшеклассников имеют средний уровень, т.е. их ответственное отношение к окружающим их людям, к учебе и т.д. находится в норме.
Корреляционный анализ показал наличие устойчивой связи между показателями самооценки старшеклассниками ответственности и оценки данного свойства со стороны учителя, а также а также между показателями самооценки старшеклассниками ответственности и их индивидуальным локусом контроля.
Большинство опрошенных старшеклассников оценивают свой уровень ответственности как средний: по шкале самооценки ответственности средний уровень показали 78 % старшеклассников. Для данных старшеклассников характерно в меру ответственное отношение к окружающим, к своим обязанностям и т.д. 8 % из числа опрошенных старшеклассников диагностировали у себя высокий уровень ответственности.
По шкале ожидаемой оценки ответственности со стороны учителя средний уровень был диагностирован у 72 % испытуемых. В ожидаемой оценке ответственности со стороны учителя высокий уровень не выявлен. В силу того, что старшие школьники в достаточной степени самокритичны, низкий уровень ожидаемой оценки ответственности со стороны учителя оказался 28 % из общего количества опрошенных.
Было выявлено 60 % старшеклассников, у которых в структуре свойств характера преобладает интернальность над экстернальностью, у остальных 40 % испытуемых отмечена экстернальность.
Было установлено, что интернальный локус контроля старшеклассников соотносится с их ответственностью, а экстернальный локус контроля соотносится с отсутствием ответственности как личностной характеристики старшеклассника.
Гипотеза исследования была подтверждена, задачи исследования решены, цель достигнута.



1. Абрамова Г.С. Возрастная психология: Учеб. пособие для студ. вузов 3-е изд. - М.: Академия, 1998. - 672 с.
2. Агеев В.С. Атрибуция ответственности за успех и неудачу группы в межгрупповом взаимодействии // Вопросы психологии. - 1982. - № 6. - С. 101-106.
3. Акивис Д.С. Отцовская любовь. - М.: Профиздат, 1989. - 208 с.
4. Бажин Е.Ф., Голынкина Е.А., Эткинд А.М. Метод исследования уровня субъективного контроля / Е.Ф. Бажин, Е.А. Голынкина, А.М. Эткинд // Психологический журнал. - 1984. - №3. - С. 152-162.
5. Быков С.В. Проблемы психологии ответственности личности: монография / Под ред. Г.В. Акопова. - Тольятти: ВУиТ, 2004. - 213 с.
6. Быков С.В. Результаты исследования диагностики субъективного контроля как составляющей ответственности личности // Вестник Волжского университета им. В.Н. Татищева. - Тольятти: ВУиТ, 2002. - Вып. 26. - С. 145-160.
7. Быков С.В. Социально-психологическая регуляция ответственности личности: автореф. дис...докт. психол. наук. - Казань, 2006. - 46 с.
8. Возрастная и педагогическая психология / Под ред. А.В. Петровского. - М.: Просвещение, 1973. - 568 с.
9. Дементий Л.И. Ответственность как ресурс личности: монография. - М.: Информ-Знание, 2005. - 694 с.
10. Дементий Л.И. Типология ответственности личности // Гуманистические проблемы психологической теории. - М., 1995. - С. 204-213.
11. Елисеев О.П. Локус контроля: Практикум по психологии личности. - СПб.: Питер, 2003. - 449 с.
12. Кле М. Психология подростка (психосоциальное развитие). - М., 1991.
-272 с.
13. Кон И.С. Психология старшеклассника. - М.: Просвещение, 1982. - 264 с.
14. Корнилов А.П. Деятельностная психология личности в концепции Г. Крампена // Вопросы психологии. - 1990. - №2. - С. 159-164.
15. Крылова А.А. Практикум по общей экспериментальной и прикладной психологии / А.А. Крылова, С.А. Маничев. - СПб.: Питер, 2002. - 255 с.
16. Кузнецова Н.В., Морозова В.С. Формирование социальной ответственности у студентов педагогического ВУЗа // Советская педагогика. - 1983. - № 5. - С. 93-96.
17. Кулагина И.Ю. Возрастная психология: Полный жизненный цикл развития человека. Учебное пособие для студентов высших учебных заведений / И.Ю. Кулагина, В.Н. Колюцкий. - М.: ТЦ «Сфера», 2001. - 464 с.
18. Куренков И.А. Психология ответственности: Учебно-мет. пособие. - Балашов: Изд-во БГПИ, 2002. - 47 с.
19. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. - М.: Политиздат, 1975. - 304 с.
20. Майленова Ф. Выбор и ответственность в психологическом консультировании. - М.: «КСП+», 2002. - 416 с.
21. Методы практической социальной психологии: Диагностика. Консультирование. Тренинг: Учеб. пособие для вузов / Под ред. Ю.М. Жукова.
- М.: Аспект Пресс, 2004. - 256 с.
22. Михайлова Е.И. Психологические особенности развития ответственности на рубеже перехода в юношеский возраст: автореф. дис. ... к.п.н.
-М., 1996. - 24 с.
23. Муздыбаев К. Влияние форм организации труда на ответственность личности на производстве / К. Муздыбаев // Психологический журнал.-1983. - № 3. - С. 61-69.
24. Муздыбаев К. Психология ответственности / Под ред. В.Е. Семенова. - 2-е изд., доп. - М.: Либроком, 2010. - 248 с.
25. Мухина В.С. Возрастная психология. - М.: Академия, 1997. - 298 с.
26. Немов Р.С. Психология: Учеб. для студ. высш. пед. заведений: В 3кн. - 4-изд. Кн. 3. - М.: Владос, 2001. - 654 с.
27. Общая психология: Учебник для вузов / Под ред. А.Г. Маклакова. - СПб: Питер, 2003. - 765 с.
28. Овчарова Р.В. Справочная книга школьного психолога. - М.: Просвещение, 1996. - 376 с.
29. Ореховский А.И. Ответственность и ее социальная природа: методологический аспект. - Томск. Изд-во Томского университета, 1978. - 231 с.
30. Пантелеев С.Р. Методы измерения локуса контроля // Общая психодиагностика / Под ред. А.А. Бодалева, В.В. Столина. - М.: Изд. МГУ, 1987.
- С. 278-285.
31. Платонов К.К. Краткий словарь системы психологических понятий. - М.: Высшая школа, 1984. - 175 с.
32. Практикум по общей, экспериментальной и прикладной психологии / Под ред. А.А. Крылова, С.А. Маничева. - СПб.: Питер, 2000. - 311 с.
33. Прядеин В.П. Диагностика ответственности: научно-методическое пособие. - Екатеринбург: УрГПУ, 1995. - 116 с.
34. Прядеин В.П. Ответственность как системное качество личности: Учеб. пособие. - Екатеринбург: УрГПУ, 2001. - 209 с.
35. Пряжников Н.С. Этические проблемы психологии. Учебно-методическое пособие. - 2-е изд., стер. - Воронеж: Издательство НПО «МОД- ЭК», 2004. - 400 с.
36. Психология личности в трудах отечественных психологов. Хрестоматия / Сост. Л.В. Куликов. - СПб.: Питер, 2000. - 314 с.
37. Рабочая книга школьного психолога / Под ред. И.В. Дубровиной. - М.: Просвещение, 1991. - 400 с.
38. Ремшмидт, Х. Подростковый и юношеский возраст: проблемы становления личности. - М., 1994. - 298 с.
39. Сапогова Е.Е. Психология развития человека: Учебное пособие. - М., 2001. - 406 с.
40. Сафин В.Ф. Психологическая сущность ответственности личности // Теория и практика формирования коммунистического сознания. - Уфа: Наука, 1986. - С. 124-130.
41. Сахарова В.Г. Ответственность как личностный фактор и возможности ее диагностики: автореф. дис. ... канд. психол. наук. - Хабаровск, 2003. - 24 с.
42. Сидорова Т.Н. Исследование особенностей когнитивного и поведенческого компонентов социальной ответственности // Психологические условия формирования социальной ответственности школьников. - М., 1987. - С. 51-54.
43. Слободчиков В.И., Исаев Е.И. основы психологической антропологии. Психология развития человека: Развитие субъективной реальности в онтогенезе: Учеб. пособие для вузов / В.И. Слободчиков, Е.И. Исаев. - М., 2000. - 360 с.
44. Спиркин А.Г. Сознание и самосознание. - М.: Политиздат, 1972. - 303 с.
45. Столин В.В. Самосознание личности / В.В. Столин. - М.: Изд. МГУ, 1983. - 247 с.
46. Толстых А.В. Возрасты жизни. - М.: Молодая гвардия, 1988. - 250 с.
47. Толстых А.В. Морально-этические проблемы психологической практики. - М.: Знание, 1988. - 158 с.
48. Трубников А.П. Формирование социальной ответственности старшеклассников в деятельности молодежного центра: автореф. дис. ... к.п.н. - Курск, 2012. - 29 с.
49. Тульчинский Г.Л. Разум, воля, успех: о философии поступка. - Л.: ЛГУ, 1990. - 216 с.
50. Хелькама К. Развитие ответственности в онтогенезе // Проблемы психологии личности: Советско-финский симпозиум. - М., 1982. - С. 148-154.
51. Шапарь В.Б. Практическая психология. Инструментарий / В.Б. Шапарь, А.В. Тимченко, В.Н. Швыдченко. - Ростов н/Дону: Феникс, 2002. - 289 с.
52. Шибутани Т. «Я» - концепция и чувство собственного достоинства. Самосознание и защитные механизмы личности. - Самара: Бахрах, 2003. - 184 с.
53. Эриксон Э. Идентичность: юность и кризис. - М.: Прогресс, 1996. - 344 с.
54. Ярцев Д.В. Особенности социализации современного подростка // Вопросы психологии. - 1999. - № 5. - С. 54-58.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ