ВВЕДЕНИЕ 3
Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ЭМОЦИОНАЛЬНЫХ СОСТОЯНИЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В ЗАВИСИМОСТИ ОТ УСПЕШНОСТИ В ОБУЧЕНИИ 7
1.1. Эмоциональные состояния, связанные с учебной деятельностью 7
1.2. Психологические особенности и эмоциональные состояния младших
школьников 16
1.3. Особенности учебной деятельности в младшем школьном возрасте ... 22
Выводы по 1 главе 31
Глава 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО СОСТОЯНИЯ УЧАЩИХСЯ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ЗАВИСИМОСТИ ОТ УСПЕШНОСТИ В ОБУЧЕНИИ 34
2.1 Организация исследования 34
2.2 Результаты исследования 37
2.3 Практические рекомендации, направленные на формирование
позитивных эмоциональных состояний младших школьников 49
Выводы по 2 главе 59
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 61
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 64
ПРИЛОЖЕНИЯ
Актуальность исследования. Современная школа, признавая в качестве основополагающего принципа принцип гуманизации образования, выступает как система условий, обеспечивающих развитие личности во всех ее проявлениях. Акцент на развитии личности школьника выдвигает первое место ряд проблем, среди которых одно из центральных мест занимает проблема эмоционального состояния
Проблеме эмоций и эмоциональным состояниям посвящено большое число теоретических работ и экспериментальных исследований, как в зарубежной, так и отечественной психологии С.Л.Рубинштейн [68], А.Б.Леонова [38], В.К.Вилюнас [5], П.Фресс [70], К.Изард [23]. Особенности эмоциональных состояний младших школьников как специфической возрастной и социальной группы могут быть отнесены к малоизученной области психологического знания. Имеются немногочисленные исследования, в которых рассматриваются отдельные свойства и проявления эмоций. Почти не изучены вопросы взаимосвязи эмоциональных состояний и успеваемости детей.
В связи с этим, стала особенно актуальной проблема влияния школьного обучения на эмоциональное состояние детей. Организация обучения с учётом эмоционального состояния может служить мощным фактором улучшения социальной адаптации и психического развития личности, являться резервом повышения продуктивности обучения.
В младшем школьном возрасте учебная деятельность является ведущей, поэтому успешность освоения этой деятельности будет определять ход психического развития. Эмоциональное благополучие младших школьников также зависит от успехов и неудач в этой деятельности и от взаимоотношений с ее субъектами. Для детей младшего школьного возраста характерен жизнерадостный бодрый тон настроения. Оптимальное психическое состояние на учебных занятиях - комфортность переживаний и эффективность учебной деятельности, говорит о нормальном ходе развития младших школьников.
На данный возраст приходится «пик» школьной тревожности; часты случаи неврозов и других невротических состояний школьников A.M. Прихожан [59].
Данные явления нарушают психическое развитие, вызывают трудности в овладении учебной деятельностью.
Комфорт ребенка во внутришкольной среде позволяет максимально сохранить его здоровье, способствует адекватному поведению и успешной деятельности, поддерживает положительный эмоциональный фон, формирует устойчивое переживание радости, удовольствия и удовлетворения от пребывания во внутришкольной среде. В целом устойчивые, долговременные комфортные состояния дают возможность полноценному личностному развитию.
Отношения учителя и учеников в любви характеризуются такими качествами как доверие, уважение, требовательность, чувство меры, справедливости, великодушия, доброты. Педагог по отношению к ребенку должен выступать и в качестве фасилитатора, что говорит о его поддерживающей и помогающей функциях.
Эмоциональные состояния активно изучаются в психологической науке Н.Д. Левитов [37], Л.Г. Дикая [15], А.О. Прохоров [61], А.Б. Леонова [38]. Влияние педагогических воздействий на психические и эмоциональные состояния детей рассматривалось в работах Н.Д. Левитова (1964) [37], А.О. Прохорова (1991) [61]. Взаимосвязь эмоциональных состояний педагога и детей изучалась С.В. Велиевой (2001), Л.Ф. Латыповой (2008). Известны исследования особенностей формирования некоторых свойств личности детей под влиянием социально-психологических факторов: тревожности, агрессивности А.М. Прихожан [59].
В многочисленных исследованиях отечественных и зарубежных ученых выявлена зависимость эмоциональных состояний ребенка от характера взаимоотношений с другими людьми и их влияние на весь ход его последующего развития.
Важность изучения эмоциональных состояний состоит в том, что они тесно связаны со многими психическими (познавательными) процессами, способствующими успешной социализации в обществе и обучению в школе. Исходя из выше изложенного, можно выделить противоречие между необходимостью знания особенностей эмоциональных состояний младших школьников в зависимости от успешности в обучении и недостаточной разработанностью данной проблемы
Цель исследования: теоретически обосновать и эмпирически определить особенности эмоциональных состояний младших школьников в зависимости от успешности в обучении.
Объект исследования: эмоциональное состояние младших школьников
Предмет исследования: особенности влияния успеваемости на эмоциональные состояния.
Гипотеза: успешность в учебной деятельности определяет эмоциональные состояния в младшем школьном возрасте.
Задачи исследования:
- рассмотреть психологические особенности и эмоциональные состояния в младшем школьном возрасте.
- описать влияние успешности учебной деятельности на проявления эмоциональных состояний в младшем школьном возрасте.
- организовать и провести экспериментальное исследование эмоциональных состояний младших школьников в зависимости от успешности в обучении;
- провести анализ выявленных особенностей эмоциональных состояний младших школьников в зависимости от успешности в обучении.
Методологической базой и теоретической основой исследования явились принципы единства субъективного и объективного в любом психическом явлении С.Л. Рубинштейн [68]; теоретические положения о специфике психического развития в младшем школьном возрасте Л.С. Выготский [9]; концепция периодизации психического развития Д.Б. Эльконин [74], психолого-педагогические концепции личностного развития Б.Г. Ананьев [2], теоретические подходы к сущности и классификации эмоциональных состояний человека А.О. Прохоров [61].
Научная новизна исследования:
- определены качественные характеристики эмоциональных состояний младших школьников;
- определены особенности эмоциональных состояний младших школьников в зависимости от успешности в обучении.
Теоретическая значимость исследования:
- углублены научные представления об особенностях эмоциональных состояний младших школьников;
- выявлена и описана специфика эмоциональных состояний младших школьников;
Практическая значимость исследования состоит в том, что материалы исследования могут быть использованы в практике работы психологов и педагогов образовательных учреждений, при построении компенсирующих программ. Выявленные особенности эмоциональных состояний младших школьников в зависимости от успешности обучения могут быть учтены в консультативной работе психолога с родителями и педагогами.
Структура работы. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников, приложения.
В настоящее время увеличилось количество детей, отличающихся повышенным беспокойством, неуверенностью, эмоциональной неустойчивостью. Поэтому проблема эмоциональных состояний детей и ее своевременной коррекции на раннем этапе является весьма актуальной. Начальное образование - это фундамент всего дальнейшего общего и любого профессионального образования. Успешность обучения в начальной школе во многом определяет судьбу человека, его будущую жизнь, поскольку именно в том возрасте, в каком обычно проводится начальное образование, формируются базовые основания личности человека.
Функция эмоциональных состояний, сопровождающих процесс учебной деятельности, определяется их целесообразностью, которая предопределена природой и поэтому должна быть только позитивной. Позитивное эмоциональное состояние - это целостная характеристика эффективности деятельности психики за определенный отрезок времени, которая демонстрирует сознанию позитивный характер субъективных переживаний, расширяющий сознание эффект в познавательной деятельности. Эмоциональное состояние является составляющей психического состояния, в структуру которого входят разного уровня и интенсивности субъективные переживания: переживание собственного физического благополучия и активности (субъективное отражение динамики психических функций); интереса к деятельности (оценка побудительных мотивов); эмоционального спокойствия; удовлетворённости (позитивная субъективная оценка успешности деятельности); позитивное настроение эмоций.
Эмоциональные состояния можно определить, используя субъективные оценки самочувствия самих детей по следующим компонентам: активность, интерес, удовлетворенность и оценка успеха, эмоциональное спокойствие, настроение эмоций, и объективные показатели ЦТ и пульса. Основным субъективным показателем позитивного эмоционального состояния учащегося младшего школьного возраста является субъективная оценка хорошего самочувствия и переживание ощущения радости.
Для определения эмоционального состояния учащихся младшего школьного возраста в зависимости от успешности в обучении, нами было организовано и проведено эмпирическое исследование.
В проведении исследования приняли участие 50 младших школьников, учащихся 3-их классов средней общеобразовательной школы № 6 города Лениногорска Республики Татарстан.
В исследовании установлено следующее.
В группе слабоуспевающих учеников неудовлетворительное эмоциональное состояние наблюдается у 57% обследованных детей, удовлетворительное в 37% случаев, позитивное в 3% случаев, положительное в 3% случаев. Тогда как в группе хорошо успевающих учеников неудовлетворительное эмоциональное состояние наблюдается у 13% обследованных детей, удовлетворительное в 37% случаев, позитивное в 40% случаев, положительное в 10% случаев.
Слабоуспевающие ученики испытывают высокий уровень общей тревожности. Это значит, что дети с трудом адаптируются в коллективе, у них сам факт пребывания в школе вызывает сильное нервное напряжение. Для слабоуспевающих младших школьников характерно проявление тревожности, связанной со страхом ситуации проверки знаний, тревожность, связанная со страхами в отношении с учителями.
Для хорошо успевающих учеников свойственна быстрая адаптация в коллективе. Ситуации общения со сверстниками и преподавателями не вызывают у них негативных реакций. Общий негативный эмоциональный фон отношений с взрослыми в школе, снижающий успешность обучения ребенка, в данной группе отсутствует.
Слабоуспевающие младшие школьники значимо чаще проявляют эмоциональную напряженность.
В качестве рекомендаций по снижению проявления отрицательных эмоциональных состояний и повышению проявления положительных эмоциональных состояний нами предлагается программа формирования положительных эмоциональных состояний младших школьников.
Таким образом, проведенное исследование и сделанные выводы подтверждают гипотезу работы о том, что успешность в учебной деятельности определяет эмоциональные состояния в младшем школьном возрасте.
1. Абрамова Г.С. Практикум по возрастной психологии: Учеб. пособие для студентов вузов. - 2-е изд., стереотип. - М., 2003. - 320 с.
2. Ананьев Б.Г. Практикум по психологии здоровья. Методическое пособие по первичной специфической и неспецифической профилактике. - СПб.: Речь, 2007. - 320 с.
3. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте (психологическое исследование), М., Просвещение, 2005.
4. Бретт Д. «Жила-была девочка, похожая на тебя...».
Психотерапевтические истории для детей. - М.: Независимая фирма «Класс», 2006. - 224 с.
5. Вилюнас В.К. Психология эмоциональных явлений. /под ред. О.В. Овчинниковой. - М., 2006
6. Виноградов Ю. Е. Влияние эмоциональных состояний на различные виды интеллектуальной деятельности / Психологические исследования творческой деятельности. - М., 1975.
7. Возрастная и педагогическая психология: Хрестоматия: Учеб. Пособие для студ. Высш. пед. Учеб. Заведений. / Сост. И.В. Дубровина, А.М. Прихожан, В.В. Зацепин. - М.: Издательский центр «Академия», 2003, - 368 с.
8. Вступительная статья В.Н. Дружинина к хрестоматии «Психические состояния» под ред. Л.В. Куликова СПб, Питер 2001.
9. Выготский Л. С. Избр. психол. исслед. М., 1956.
10. Габдрева Г.Ш. Основные аспекты проблемы тревожности в психологии. // Тонус, 2000, № 5.
11. Ганзен В. А., Юрченко В. Н. Систематика психических состояний человека // Вестн. ЛГУ. Сер. 1991. Вып. 1. С. 47-55.
12. Гончаров В. Н. Информатизация образования общества: фундаментальный аспект исследования информатики // Фундаментальные исследования. - 2012. - № 3-0. - С. 21-24.
13. Гоулман, Д. Эмоциональный интеллект. / Д. Гоулман. М.: ACT, 2008. - 480с..
14. Давыдова Ю.В. Как помочь ребенку стать смелым и уверенным. - М.: Эксмо, 2008. - 144с.
15. Дикая Л. Г. Психология саморегуляции функционального состояния субъекта в экстремальных условиях деятельности: Автореф. докт. дис. М.: ИП РАН, 2002.
16. Доморацкий В.А. Краткосрочные методы психотерапии. - М.:Психотерапия, 2008. -304с.
17. Еникеев М.И. Психологический энциклопедический словарь. - М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2007. - 560 с.
18. Ефимов В.Ф. Использование информационно - коммуникативных технологий в начальном образовании школьников/ Начальная школа. 2009. №2
19. Захаров А.И. Дневные и ночные страхи у детей. СПб.: Речь,2007
20. Защиринская О. В. Сказка в гостях у психологии. Психологические техники: сказкотерапия. СПб.: "Издательство ДНК", 2001. - 152 с.
21. Зеньковский В. В. Психология детства. М., 1995.
22. Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. Практикум по сказкотерапии. СПб.: Речь,2006
23. Изард, К. Психология эмоций / К. Изард; пер. с англ. - СПб.: Питер, 2008. - 464 с.
24. Ильин Е. П. Психофизиология состояний человека. — СПб.: Питер, 2005. — 412 с: ил.
25. Ильин, Е.П. Эмоции и чувства [Текст] / Е.П. Ильин. - СПб.: Питер, 2007. - 784 с.
26. Имедадзе Н.В. Тревожность как фактор учения в дошкольном возрасте // Психологические исследования / Ред. А.С. Прангишвили. - Тб., 2003. С. 49-58.
27. Исаев Д.Н. Эмоциональный стресс. Психосоматические и соматопсихические расстройства у детей. СПб.: Речь, 2005. - 400с.
28. Истратова О.Н. Справочник психолога начальной школы/ О.Н. Истратова, Т.В. Эксакусто. - Изд. 6-е. - Ростов н/Д: Феникс, 2008, - 442, [1] с.: ил. - (Справочники).
29. Карпов А.В. Мудрые зайцы, или как разговаривать с детьми и сочинять для них сказки. СПб.: Речь, 2008
30. Козлов В.В. Психотехнологии измененных состояний сознания- 2-е изд., испр. И доп. - М.: Изд-во Института психотерапии, 2005. - 544с.
31. Кочубей Б.И., Новикова Е.В. Эмоциональная устойчивость школьника. - М., 2005.
32. Краткий психологический словарь./Под ред. А.В. Петровского, М.Г. Ярошевского. - М., 1985.
33. Крутецкий В.А. Психология: Учебник для учащихся пед. Училищ. - М.: Просвещение, 1980. - 352 с., ил.
34. Кулагина И.Ю., Колюцкий В.Н. Возрастная психология: Полный жизненный цикл развития человека. Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. 2-е изд. - м.: ТЦ Сфера, 2009, - 464 с.
35. Кутовая М.С. Сказки от слез. СПб.: Речь, 2007.
36. Лангмейер Й„ Магпейчик 3. Психическая депривация в детском возрасте. Прага, 1984.
37. Левитов Н.Д. Фрустрация как один из видов психических состояний. Вопросы психологии. 1967. № 6
38. Леонова А. Б. Психодиагностика функциональных состояний человека. М., 1984.
39. Лидерс А.Г. Психологическое обследование семьи: учебное пособие-практикум - М.: Издательский центр «Академия», 2008. - 432с.
40. Лэнглэ А. Эмоции и экзистенция. переживания / Пер. с нем. - Х.: Изд-во Гуманитарный центр, 2007.
41. Майерс Д. Психология. Мн.: ООО «Попурри», 2001. -848 с.
42. Малкина-Пых Справочник практического психолога. М.: Изд-во Эксмо, 2005. - 784 с.
43. Марцинковская Т. Д. Диагностика психического развития детей: Учеб. пособие. М., 1998.
44. Методики диагностики и измерения психических состояний личности/ Автор и составитель А.О.Прохоров. — М.:ПЕРСЭ, 2004.- 176 с.
45. Монина Г., Лютпова Е. Проблемы маленького ребенка. СПб.: Речь, 2002.
46. Морган У.П., Эликсон К.А, Ситуативная тревога и результативность деятельности // Вопросы психологии. - 2005. - №3. - С. 155-161.
47. Мухина В. С. Детская психология. СПб., 1992.
48. Мэй Р. Краткое изложение и синтез теорий тревожности // тревога и тревожность. - СПб., 2001.
49. Немов Р.С. Психология. В 3-х кН. Кн. 3.: Психодиагностика. Введение в научное психологическое исследование с элементами математической статистики: учеб. Для студ. Высш. Пед. Учеб. Заведений./ Р. С. Немов. - 4-е изд. - М.: Гуманитар. Изд. Центр ВЛАДОС, 2008. - 631 с.
50. Никишина И.В. Инновационые педагогические технологии и организация учебно-воспитательного и методического процессов в школе:использование интерактивных форм и методов в процессе обучения учащихся и педагогов. - Волгоград: Учитель, 2007, - 91 с.
51. Новая шкала трудности учебных предметов в современной школе/ Александрова И. Э., Седова А. С., Степанова М.И./ Вестник образования России 2004 №9
52. Новикова Л.М., Самойлова И.В. Настольная книга школьного психолога. 1-4 классы/ Л.М. Новикова, И.В. Самойлова. - М.: Эксмо, 2009. -
384 с. - (Настольная книга учителя)
53. Обухова Л.Ф. Детская (возрастная) психология. Учебник. - М., 2006. - 374 с.
54. Орехова, О. А. Цветовая диагностика эмоций ребёнка [Текст]: практикум по психодиагностике / О А. Орехова. - СПб.: Речь, 2002. - 112 с.
55. Памфилова М. Графическая методика «Кактус» // Обруч. - 2000. №5. С. 12-13.
56. Панкратов В.Н. Саморегуляция психического здоровья: Практическое руководство. - М., Изд-во Института Психотерапии, 2001. - 352 с.
57. Петровский А.В., Ярошевский М. Г. Основы теоретической психологии М.: ИНФРА-М, 1998.
58. Пиаже Ж. Избранные психологические труды. - М., 1969
59. Прихожан А.М. Формы и маски тревожности. Влияние тревожности на деятельность и развитие личности // Тревога и тревожность / Под ред. В.М. Астапова. - СПб., 2001. - С. 143-156.
60. Проективная методика для диагностики школьной тревожности (А.М.Прихожан)/ Диагностика эмоционально-нравственного развития. Ред. и сост. Дерманова И.Б. - СПб., 2002. С.47-60.
61. Прохоров А. О. Психология неравновесных состояний. М., 2004 г.
62. Психодиагностика эмоциональной сферы личности [Текст]: практическое пособие / авт.-сост. Г. А. Шалимова. - М.: АРКТИ, 2006. - 232 с.
63. Психокоррекционная и развивающая работа с детьми /Под ред. Дубровиной И.В.- М., 2004. - 248 с..
64. Психологический словарь. Под ред. Зинченко В.П., Мещерякова Б.Г. М.,1996.
65. Психология. Полный энциклопедический справочник /Сост. И общ. Ред. Б. Мещерякова, В. Зинченко. - СПб.:прайм - ЕВРОЗНАК, 2007. - 896 с.
66. Психология. Словарь /Под общ. Ред. А. В. Петровского, М.Г. Ярошевского. - 2-е изд., испр. И доп. - М.: Политиздат, 1990. - 494 с.
67. Райгородский Д. Я. Практическая психодиагностика. Методики и тесты. Учебное пособие. - Самара: Издательский Дом «БАХРАМ-М», 2008.-672с.
68. Рубинштейн С.Л. Экспериментальные методики патопсихологии. М.,2000
69. Сосновикова Ю. Е. К вопросу об определении понятия и принципах классификации психических состояний человека // Вопр. психол. 1968. № 6. С. 112-116.
70. Фресс П. Природа эмоций //Психология аномального развития ребенка. - Т.1. - М., 2002.
71. Фахрутдинова Л.Р. Психология переживания человека. Казань: Изд-во КГУ, 2008. - 676 с.
72. Шаповаленко И.В. Возрастная психология (Психология развития и возрастная психология). - М.: Гардарики, 2005, - 349 с.
73. Шишова Т.Л. Как помочь ребенку избавиться от страхов. Страхи - это серьезно. - СПб.:Речь, 2007. - 104с.
74. Эльконин Д.Б. Детская психология: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. Заведений/ Даниил Борисович Эльконин; Ред.-сост. Д.Б. Эльконин. - 2¬е изд., стер. - М.: Издательский центр «Академия», 2005, - 384 с.