Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Уголовно-правовая характеристика преступлений в сфере таможенного дела

Работа №87546

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

уголовное право

Объем работы80
Год сдачи2017
Стоимость4850 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
194
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава 1. Исторические и современные аспекты развития законодательства о преступлениях в сфере таможенного дела 7
§1. Историко-правовой анализ уголовного законодательства о преступлениях в сфере таможенного дела 7
§2. Понятие и виды преступлений в сфере таможенного дела по действующему законодательству Российской Федерации 11
Глава 2. Уголовно-правовая характеристика контрабанды 17
§ 1. Контрабанда наличных денежных средств и (или) денежных инструментов 17
§2. Контрабанда алкогольной продукции и (или) табачных изделий 24
§3. Контрабанда сильнодействующих, ядовитых веществ, а равно стратегически
важных товаров и ресурсов или культурных ценностей либо особо ценных диких животных и водных биологических ресурсов 33
§4. Контрабанда наркотических средств, психотропных веществ 41
Глава 3. Уголовно-правовая характеристика иных преступлений в сфере таможенного дела 49
§ 1. Незаконные экспорт из РФ или передача сырья, материалов, оборудования, технологий, научно-технической информации, которые могут быть использованы при создании оружия массового поражения, вооружения и военной техники 49
§2. Невозвращение на территорию Российской Федерации культурных
ценностей 55 §3. Невозвращение из-за границы средств в иностранной валюте и валюте
Российской Федерации 61 §4. Уклонение от уплаты таможенных платежей, взимаемых с организации или
физического лица 66
Заключение 72
Список использованной литературы 75


Ключевое место в процессе обеспечения экономических интересов Российской Федерации принадлежит таможенным органам, то есть непосредственно Федеральной таможенной службе - одному из базовых институтов экономики. Стремительная экономическая интеграция Российской Федерации в международные организации, такие как: Всемирная торговая организация, переговоры на вступление в которую длились 11 лет, Евразийский Экономический союз (январь 2015 года), и Таможенный союз Российской Федерации, Республики Беларусь, Республики Казахстан (2010 год), рост товарооборота, привела к увеличению уголовных преступлений в области таможенного дела.
Как правильно отмечают исследователи «на сегодняшний день таможенная служба Российской Федерации представляет собой значимый элемент экономического ресурса государства, являясь одним из обеспечителей государственного бюджета, перечисляющим в казну миллиарды рублей таможенных платежей». В 2015 году ФТС России обеспечила поступление таможенных и иных платежей в объеме, превышающем 50 процентов доходной части федерального бюджета. Сумма платежей, учтенная по доходным статьям федерального бюджета, составила 4910,7 млрд. рублей, что на 30% меньше, чем в 2014.
2016 год для российских таможенных структур выдался весьма «удачным» и установленный порог в 4 трлн. 357,3 млрд. рублей выполнили досрочно. По состоянию на 28 декабря 2016 сумма доходов федерального бюджета, администрируемых таможенными органами, составила 4 трлн. 360,5 млрд. рублей.
По итогам работы за январь-сентябрь 2015 года таможенными органами Российской Федерации возбуждено 1617 уголовных дел. Это на 6,5% больше, чем за январь-сентябрь 2014 года (1518 дел).
По итогам работы за 2016 год таможенными органами Российской Федерации возбуждено 2 235 уголовных дел. Это на 10% больше, чем в 2015 году (2 031).
Наибольшее количество возбужденных уголовных дел приходится на таможенные органы Северо-Западного (502), Сибирского (486), Центрального (318) и Дальневосточного (280) таможенных управлений.
На протяжении рассматриваемого периода за 2016 отчетный год в структуре таможенных преступлений преобладала контрабанда, доля которой в общем количестве возбужденных уголовных дел составила 60%. Предметами преступлений преимущественно являлись наркотические средства, психотропные и сильнодействующие вещества, иностранная валюта и валюта Российской Федерации, автотранспортные средства, товары народного потребления.
В суды с обвинительными актами/постановлениями направлено 102 уголовных дела (108). Судами по 69 уголовным делам постановлены обвинительные приговоры (80), 2 дела прекращены в связи с деятельным раскаянием.
Важным считается декриминализация ст.188 УК РФ согласно Закону «О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» от 07.12.2011 № 420-ФЗ.
Необходимо подчеркнуть, что в связи с образованием нормативно правовой базы Таможенного союза была необходима корректировка этой нормы. В связи с этим, часть первую ст. 188 УК РФ, так называемую «товарную контрабанду», признали утратившей силу, а главу 24 «Преступления против общественной безопасности» дополнили ст. 226.1 «Контрабанда» УК РФ, предусматривающей ответственность за незаконное перемещение через таможенную границу Таможенного союза либо Государственную границу Российской Федерации с государствами - членами Таможенного союза предметов, изъятых из оборота или в отношении которых установлены специальные правила перемещения. Вместе с этим законопроектом главу 25 «Преступления против здоровья населения и общественной нравственности» дополнили ст. 229.1 УК РФ, устанавливающей ответственность за контрабанду наркотических средств, психотропных веществ, находящихся под особым контролем.
Важнейшим моментом можно считать дополнение ст.194 УК РФ новейшими квалифицирующими факторами, а кроме того сокращение объема невыплаченных таможенных платежей, требуемого с целью привлечения к уголовной ответственности.
Все сказанное говорит об актуальности и значимости исследования таможенных преступлений, а именно изучение уголовно-правового аспекта.
Целью выпускной квалификационной работы является характеристика преступлений, совершаемых в таможенной деятельности, на базе анализа норм уголовного и таможенного законодательства.
Для достижения вышеуказанной цели определены следующие задачи настоящего исследования:
1. Изучить основные этапы исторического трансформирования уголовного законодательства в сфере таможенного дела;
2. Изучить роль и значимость уголовно-правовых норм таможенных преступлений согласно нормам Особенной части Уголовного Кодекса Российской Федерации;
3. Провести анализ уголовно-правовой характеристики контрабанды;
4. Проанализировать особенности конструкции состава контрабанды;
5. Изучить иные преступления в сфере таможенного дела, которые указаны в Особенной части Уголовного Кодекса Российской Федерации;
Непосредственный объект исследования выпускной квалификационной работы представляет собой совокупность общественных отношений, которые возникают в связи с совершением таможенных преступлений.
Исходя из объекта исследования, предметом исследования является концепция зафиксированных в Уголовном Кодексе РФ признаков преступлений в таможенном деле, а так же возможные проблемы, которые появляются при применении уголовного законодательства, охраняющего отношения, складывающихся в процессе реализации внешнеэкономической деятельности.
В качестве методов изучения данной темы применялись общие методы исследования, такие как анализ, синтез, статистический и исторические методы.
Теоретическая разработка впускной квалификационной работы отражена в работах Б.В. Волженикина, Н.А. Лопашенко, Ю.И. Сучкова, В.Ю. Жуковца, С.В. Халипова, Л.М. Исаевой, А.В. Скачко, М.Н. Урды, Я.В. Васильева, В.В. Верщакова, А.В. Грязнова, А.В. Дранникова, С.В. Душенкина, Е.В. Зуевой, Л.Р. Клебанова, С.А. Фомичева, Л.Ф. Рогатых, А.И. Ходанова.
Нормативную базу изучения данной темы составляют, прежде всего, Конституция Российской Федерации, Международные договоры, Федеральные Законы (в том числе, регулирующие таможенную деятельность), Постановления Правительства, Уголовный Кодекс Российской Федерации, справочные материалы, официальная статистика правоохранительной деятельности таможенных органов, правоохранительной деятельности МВД России.
Выпускная квалификационная работа состоит из введения, трех глав, заключения и списка использованной литературы.
Введение показывает значимость, устанавливает степень научной разработки темы, объект, предмет, цель, задачи и методы изучения, выявляют теоретическую и практическую важность работы.
В первой главе раскрываются исторические и современные аспекты развития законодательства о преступления в сфере таможенного дела. Вторая глава посвящена уголовно-правовой характеристике видов контрабанды. Третья глава раскрывает уголовно-правовую характеристику иных
преступлений в сфере таможенного дела.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


В результате проведенного исследования мы пришли к следующим выводам. Безупречное уголовное законодательство, в большей мере, позволяет таможенным органам бороться с негативными последствиями преступлений, совершаемых в правомочной области. В этой связи данная тема актуальна как никогда, поскольку, как и любое другое законодательство, уголовно-правовое, регулирующее правоохранительную деятельность таможенных органов несовершенно.
Для установления степени развития уголовного законодательства изучение рассматриваемой темы началось с момента зарождения понятия таможенной деятельности и таможенного законодательства. Необходимо отметить, что развитие уголовного законодательства началось еще во времена Древней Руси, однако, стремление защитить национальные интересы через принятие законодательных актов появилось лишь в конце XVII века. В ходе исследования также было установлено, что основным видом таможенных преступлений являлась контрабанда. Также были определены понятие таможенного преступления и заключение о необходимости доработки его понятия и содержания, потому как нечеткая формулировка понятия ведет к затруднениям в определении состава таможенных преступлений, которые нередко возникают в работе правоохранительных органов при квалификации преступлений и определения наказания.
Так как издавна контрабанда являлась основным видом преступления, это привело нас к вопросу исследования его понятия, видов, уголовных статьей, которыми они регулируются и, конечно, которые позволяют определить состав преступления. Контрабанда считается одним из самых опасных экономических преступлений. Оно посягает на установленный в государстве порядок внешнеторговой деятельности, существенно снижает пополнение доходной части бюджета страны. Также необходимо отметить в связи с развитием внешнеэкономической деятельности процветает совершение преступлений организованными группами.
Определенные составы контрабанды позволили сделать выводы, что в каждом из составов преступлений есть свои несовершенства и рекомендации к их устранению. В целом, это касается совершенствования следующих пунктов:
• законодательных норм в сфере правовой охраны предметов интеллектуального имущества и противодействию контрафактных товаров, алкогольной и табачной продукции (ст.200.2 УК РФ);
• дифференциация уголовной ответственности в случае квалификации оружия и оружия массового поражения, квалификация газового и холодного оружия, также необходимо добавить к предмету преступления гражданское огнестрельное гладкоствольное оружие (ст.226.1 УК РФ);
• К числу доработки ст.229.1 УК РФ следует добавить такие квалифицирующие признаки как осуществление преступления с использованием насилия, которое не представляет опасности для жизни и самочувствия лицу, осуществляющему таможенный или пограничный контроль и исполнение преступления с последующим сбытом.
Следующим пунктом исследования стала освещение иных преступлений в сфере таможенного дела. В целом, как и в случае с контрабандой, составы данных преступлений также требуют небольшой доработки, а именно:
Для устранения проблем при квалификации преступлений, предусмотренных ст.189 УК РФ можно дополнить список регулируемых товаров и технологий, в котором указать перечень научно-технической информации, находящихся под экспортным контролем. Также можно расширить предмет контрабанды ст.226.1 УК РФ, путем включения в него сырья и технологий, которые могут использоваться при разработке оружия массового поражения, указанные в ст. 189 УК РФ.
Диспозицию ст. 190 УК РФ, для устранения ошибок в определении объекта преступления, необходимо дополнить уточняющими
характеристиками, что именно понимается под «культурными ценностями».
Ст. 193 и 193.1 УК РФ необходимо заменить специальный субъект на общий или дополнить диспозицию статьи 193 УК после слов «руководителем организации» словами «или лицом, выполняющим управленческие функции в организации независимо от формы собственности, либо индивидуальным предпринимателем».
В диспозиции ст. 194 УК РФ необходимо указать признаки субъекта (кто именно способен уклоняться от уплаты), предмет преступления (т.е. от уплаты каких непосредственно таможенных платежей уклоняется субъект), а кроме того признаки объективной стороны (в чем непосредственно состоит бездействие)
Для уменьшения латентных преступлений в сфере таможенного дела можно выделить следующие способы их устранения:
• координация с другими правоохранительными органами
• профессиональная учеба в других странах Таможенного союза
• четкое и своевременное информирование об изменениях в законодательстве.
Таким образом, в процессе изучения данной темы были выполнены все поставленные задачи и выполнена главная цель исследования - характеристика преступлений, совершаемых в таможенной деятельности, на базе анализа норм уголовного и таможенного законодательства.
В целом при проведении исследования было установлено, что преступления в сфере таможенного дела носят актуальный характер и своевременное выявление и устранении проблем при квалификации являются главным залогом процветания правового государства. В связи с этим немаловажное значение имеет обеспечение значительного уровня расследования преступлений, совершаемых в сфере деятельности таможенных органов и осуществление тем самым принципа неотвратимости наказания.



1. Таможенный кодекс Таможенного союза (ред. от 08.05.2015) (приложение к Договору о Таможенном кодексе Таможенного союза, принятому Решением Межгосударственного Совета ЕврАзЭС на уровне глав государств от 27.11.2009 N 17) // "Собрание законодательства Р Ф", 13.12.2010, N 50, ст. 6615.
2. Решение Межгосударственного Совета ЕврАзЭС от 05.07.2010 N 51 "О Договоре о порядке перемещения физическими лицами наличных денежных средств и (или) денежных инструментов через таможенную границу Таможенного союза" (вместе с "Договором о порядке перемещения физическими лицами наличных денежных средств и (или ) денежных инструментов через таможенную границу Таможенного союза" (Подписан в г. Астане 05.07.2010)) // "Бюллетень международных договоров", N 6, июнь, 2012
3. Решение Совета Евразийской экономической комиссии от
16.07.2012 N 54 (ред. от 31.01.2017) "Об утверждении единой Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза и Единого таможенного тарифа Евразийского экономического союза" (с изм . и доп., вступ. в силу с 05.03.2017) // Официальный сайт Евразийской экономической комиссии
http://www.tsouz.ru/, 23.07.2012.
4. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7- ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ, от 21.07.2014 N 11-ФКЗ) // в "Собрание законодательства РФ", 04.08.2014, N 31, ст. 4398.
5. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 N 63- ФЗ (ред . от 07.03.2017) // "Собрание законодательства РФ", 17.06.1996, N 25, ст. 2954.
6. Кодекс Российской Федерации об административных
правонарушениях от 30.12.2001 N 195-ФЗ (ред . от 07.03.2017) //
"Российская газета", N 256, 31.12.2001.
7. Федеральный закон от 27.11.2010 N 311-ФЗ (ред. от 28.12.2016) "О таможенном регулировании в Российской Федерации" // "Российская газета", N 269, 29.11.2010.
8. Федеральный закон от 10.12.2003 N 173-ФЗ (ред. от 03.07.2016 "О валютном регулировании и валютном контроле" // "Собрание законодательства РФ", 15.12.2003, N 50, ст. 4859.
9. Федеральный закон от 06.12.2011 N 409-ФЗ (ред. от 03.07.2016) "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (с изм . и доп., вступ . в силу с 04.07.2016) // "Парламентская газета", N 54, 09-15.12.2011.
10. Федеральный закон от 22.12.2008 N 268-ФЗ "Технический регламент на табачную продукцию" // "Российская газета", N 265, 26.12.2008.
11. Федеральный закон от 22.11.1995 N 171-ФЗ (ред. от 03.07.2016) "О государственном регулировании производства и оборо та этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития ) алкогольной продукции " (с изм . и доп., вступ . в силу с 01.01.2017) // "Российская газета", N 9, 19.01.1999.
12. Федеральный закон от 23.02.2013 N 15-ФЗ (ред . от 28.12.2016) "Об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака" // "Собрание законодательства РФ", 25.02.2013, N 8, ст. 721.
13. Федеральный закон от 08.01.1998 N 3-ФЗ (ред . от 03.07.2016) "О наркотических средствах и психотропных веществах " (с изм . и доп .,
вступ. в силу с 01.01.2017) // "Собрание законодательства РФ",
12.01.1998, N 2, ст. 219.
14. Федеральный закон от 13.12.1996 N 150-ФЗ (ред. от 06.07.2016 "Об оружии" // "Собрание законодательства РФ", 16.12.1996, N 51, ст. 5681.
15. Закон РФ от 21.05.1993 N 5003-1 (ред . от 28.12.2016) "О таможенном тарифе" // "Российская газета", N 107, 05.06.1993.
16. Указ Президента РФ от 14.02.1996 N 202 (ред . от 01.09.2014) "Об утверждении Списка ядерных материалов, оборудования, специальных неядерных материалов и соответствующих технологий, подпадающих под экспортный контроль // "Собрание законодательства РФ", 26.03.1996, N 30, ст. 3774.
17. Указ Президента РФ от 31.12.2015 N 683 "О Стратегии
национальной безопасности Российской Федерации "//"Собрание
законодательства РФ", 04.01.2016, N 1 (часть II), ст. 212.
18. Постановление Правительства РФ от 03.08.1996 N 930 (ред . от 04.02.2013) "Об утверждении номенклатуры сильнодействующих и ядовитых веществ , не являющихся прекурсорами наркотических средств и психотропных веществ , на которые распространяется порядок ввоза в Российскую Федерацию и вывоза из Российской Федерации, утвержденный Постановлением Правительства Российской Федерации от 16 марта 1996 г. N 278" // "Собрание законодательства РФ", 26.07.1996, N 30, ст. 3774.
19. Постановление Правительства РФ от 13 сентября 2012 г. N 923 "Об утверждении перечня стратегически важных товаров и ресурсов для целей статьи 226.1 Уголовного кодекса Российской Федерации" // «Собрание законодательства» Российской Федерации от 17 сентября 2012 г. N 38 ст. 5133.
20. Постановление Правительства РФ от 16.03.1996 N 278 (ред. от 04.09.2012) "О порядке ввоза в Российскую Федерацию и вывоза из
Российской Федерации сильнодействующих и ядовитых веществ, не являющихся прекурсорами наркотических средств и психотропных веществ" // "Собрание законодательства РФ", 25.03.1996, N 13, ст. 1350;
Научная и специальная литература:
1. Анощенкова С .В. Охрана культурных ценностей Российской Федерации уголовно-правовыми средствами // Вестник Мордовского Университета, 2014, №4, 149с.
2. Зубач А.В. Таможенное право/ А.В. Граве, Н.А. Ронжина, Р.В. Терентьев / Учебник для бакалавров // Москва, 2016. Сер. 58 Бакалавр. Академический курс (1-е изд.). 347с.
3. Грозин В .Ю . Актуальные вопросы предварительного
расследования по делам о невозвращении на территорию Российской Федерации предметов художественного , исторического и
археологического достояния народов Российской Федерации и зарубежных стран : Дис. ... канд. юрид . наук. М., 2014. 190с.
4. Демичев А . А . Основы таможенного дела / А . А . Демичев, А . С. Логинова // Высшая школа экономики. 2014. 247с.
5. Жеребцов А . П . Вопросы квалификации контрабанды алкогольной продукции и табачных изделий // Уголовное право и уголовный процесс. 2016.№1
6. Исаева, Л . М . Основы расследования преступлений,
отнесенных к компетенции таможенных органов : Учебник / Л . М . Исаева, А . Ю . Козловский. - СПб.: Троицкий мост, 2014.- 169с.
7. Кныш С.В. Контрабанда оружия / С.В. Кныш, К.Н. Селищев // Аллея науки. 2017. № 6. 210с.
8. Кобзева Е.В. Преступления против здоровья населения и общественной нравственности : учеб .пособие . - М.: Юрлитинформ, 2014. - 168 с.
9. Комарова В.А. Способы совершения контрабанды наличных денежных средств и (или) денежных инструментов // В сборнике: INTERNATIONAL INNOVATION RESEARCH Сборник статей победителей VI Международной научно-практической конференции. Под общей редакцией Г.Ю. Гуляева. 2017. 350с.
10. Кривенцов П.О. Таможенные преступления, как угроза экономической безопасности // Актуальные вопросы экономических наук. 2017. № 57. 280с.
11. Кромова А . Я . Контрабанда наркотиков (статья 229.1 УК РФ): монография / Под ред . С .М . Кочои . - М.: Проспект, 2014. - 136 с.
12. Кромова А .Я . Контрабанда сильнодействующих веществ: монография / Под ред . С .М. Кочои . - М.: Проспект, 2014.-136 с.
13. Кузнецова И . А . Особенности противодействия обороту контрафактной продукции, контрабанде алкогольной продукции и табачных изделий на современном этапе // Вестник Нижегородской академии МВД России.2016.№3(35).
14. Махракова А.В. Борьба с контрабандой объектов флоры и фауны / А .В. Махракова, Н .А . Козлова // Вестник Приамурского государственного университета им . Шолом-Алейхема. 2015. №4(21).
15. Сергеев В.В. Анализ становления норм об ответственности за
контрабанду наркотических средств или психотропных веществ // В сборнике: Наука сегодня: реальность и перспективы материалы
международной научно-практической конференции. Научный центр «Диспут».2017. 180с.
16. Ульянова В. В. Вопросы квалификации незаконного экспорта из Российской Федерации контролируемых товаров и технологий // Актуальные проблемы российского права. 2015. № 10.
17. Урда М . Н. О проблемах применения нормы об
ответственности за контрабанду денежных средств и (или ) денежных инструментов // Вестник Томского государственного университета.
2014.№ 385. 289с.
18. Урда М.Н. Ответственность за контрабанду по уголовному
законодательству стран-участниц Таможенного союза: проблемы
унификации законодательства / М.Н. Урда, С.В. Шевелева, И.В. Тененева // Всероссийский криминологический журнал. 2017. Т. 11. № 1. 345 с.
19. Филатова И . В. Санкции как основной фактор оттока капитала из России // Вестник экономической безопасности. 2015. № 5. 254с.
20. Шайдуллина Э .Д. Контрабанда алкогольной продукции: уголовно-правовая характеристика и вопросы квалификации // Вестник юридического института МВД России.2016. №1(23)
Электронные ресурсы :
1. Комментарий к Уголовному кодексу Российской Федер ации / Под ред . В.Т . Томина, В.В. Сверчкова. - М.: Юрайт, 2013. - 995 с.
2. Организация правоохранительной деятельности
Татарстанской таможни в 2016 году //
http://ptu.customs.ru/index.php?option=com_content&view=article&id=5493: 2011-09- (дата обращения 04.01.2017).
3. Наркомания в России // http://www.garant.ru/infografika/612443/ (дата обращения 12.02.2017).
4. Российская научная электронная библиотека
https: //cyberleninka.ru/


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ