Введение……………………………………………………………………6
Глава 1. Идея преемственности как общенаучный и психолого-педагогический феномен
1.1. Идея преемственности как философский и социокультурный феномен…………………………………………………………………………..13
1.2. Идея преемственности как историко-педагогический и психологический феномен………………………………………………………23
Выводы по главе 1………………………………………………………...60
Глава 2. Реализация идеи преемственности в педагогической системе Е. Е. и Г. Г. Кравцовых «Золотой ключик»
2.1. Образовательная программа непрерывного образования детей от 3 до 10 лет Е. Е. и Г. Г. Кравцовых «Золотой ключик» как педагогическая система……………………………………………………………………………67
2.2. Идея преемственности и особенности ее реализации в педагогической системе Е. Е. и Г. Г. Кравцовых «Золотой ключик»..……..103
Выводы по главе 2……………………………………………………….122
Заключение……………………………………………………………...128
Список использованной литературы………………………………..140
Цель исследования: выявить особенности реализация идеи преемственности в программе непрерывного образования детей от 3 до 10 лет Е. Е. и Г. Г. Кравцовых «Золотой ключик» как целостной педагогической системе.
Гипотеза исследования: специфика реализации идеи преемственности, ее содержательная и функциональная полнота как социокультурного и психолого-педагогического феномена наиболее полно может быть выявлена лишь при рассмотрении ее в приложении к целостному системному объекту. Это, в свою очередь, требует анализа программы непрерывного образования детей от 3 до 10 лет «Золотой ключик», разработанной Е. Е. и Г. Г. Кравцовыми, в контексте целостной педагогической системы.
Поставленная цель и выдвинутая гипотеза определили необходимость решения следующих задач исследования:
1. Проанализировать философскую и научную литературу по исследуемой проблеме с целью выявления теоретических подходов к пониманию и интерпретации идеи преемственности как общенаучного и психолого-педагогического феномена.
2. Раскрыть сущность понятий «преемственность», «принцип преемственности», «идея преемственности» и их место в понятийной системе современной педагогики.
3. Рассмотреть и проанализировать образовательную программу Е. Е. и Г. Г. Кравцовых «Золотой ключик» в контексте целостной педагогической системы.
4. Выявить и обосновать особенности реализации идеи преемственности в образовательной программе Е. Е. и Г. Г. Кравцовых «Золотой ключик» как целостной педагогической системе.
В работе применялись следующиеметоды исследования:
- анализ философской и психолого-педагогической литературы по проблеме исследования, понятийно-терминологический анализ; общенаучные методы исследования: обобщение, систематизация, сравнение, анализ и синтез.
Научная новизна исследования заключается:
- впервые программа непрерывного образования детей от 3 до 10 лет «Золотой ключик», разработанная Е. Е. и Г. Г. Кравцовыми, проанализирована в контексте целостной педагогической системы (выделены и содержательно описаны структурные компоненты педагогической системы Е. Е. и Г. Г. Кравцовых «Золотой ключик»);
- выявлены и теоретически обоснованы особенности и механизмы реализации идеи преемственности в образовательной программе Е. Е. и Г. Г. Кравцовых «Золотой ключик» как целостном системном объекте.
Теоретическая значимость результатов исследования состоит в том, что они расширяют научные представления о содержательной и функциональной проявленности идеи преемственности в приложении к целостному системному объекту.
Практическая значимость исследования заключается в том, что использование основных положений и выводов ВКР в образовательной практике будет способствовать повышению качества образования с позиции реализации идеи преемственности при организации целостного образовательного процесса на всех уровнях и ступенях образования.
Содержательный аспект преемственности также находит отражение как в разработанной авторами «Золотого ключика» учебной программе, отвечающей требованиям стандартов образования, так и в учебниках и учебных пособиях, призванных содержательно ее обеспечить.
Содержательный аспект преемственности проявляется и в том, что организация жизнедеятельности детей в дошкольном учреждении осуществляется в разновозрастных группах. В такой группе происходит естественное саморазвитие игры и других детских деятельностей, взаимное обучение старших и младших. Это позволяет всем участникам учебно-воспитательного процесса актуализировать знания, умения и навыки, полученные на предыдущих этапах, а также дает возможность на каждом этапе «закладывать» основы обучения на следующей ступени обучения, что позволит ориентировать обучающегося на требования в будущем. Кроме того, создаются благоприятные условия для развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями, а также как субъектов отношений с самим собой, с другими детьми, с разными взрослыми и с миром в целом.
С методологической точки зрения, в такой организации жизнедеятельности детей обнаруживается действие, с одной стороны, принципа личностно-смыслового включения обучающихся в совместно организованную деятельность в разновозрастных группах, с другой, – принципа ориентации на зону потенциального или дальнего развития личности ребенка.
Процессуальный аспект преемственности проявляется, прежде всего, во взаимосвязи форм, методов и средств обучения и воспитания.
Наконец, идея преемственности выступает как частнометодический принцип, который раскрывает особенности проявления преемственности в организации целостного образовательного процесса, осуществляемого в педагогической системе Г. Г. и Е. Е. Кравцовых.
Подводя итог вышесказанного, следует отметить, что программа непрерывного образования детей от 3 до 10 лет «Золотой ключик», разработанная Е. е. и Г. Г. Кравцовыми, является целостной педагогической системой, на практике эффективно реализовавшей идею преемственности во всей ее содержательной и функциональной полноте.
Прямым подтверждением высокого уровня концептуальности и технологичности образовательной программы Е. Е. и Г. Г. Кравцовых, позволяющих ее рассматривать в контексте целостной педагогической системы, на наш взгляд, свидетельствует разработанное авторами перспективное продолжение «Золотого ключика» для старших классов общеобразовательной школы: программа «Мастер» (8 − 9 классы) и программа «Открытие» (10 – 11 классы). Эти программы, базирующиеся на тех же идеях и принципах, что и «Золотой ключик», разработаны с учётом особенностей развития в подростковом и юношеском возрастах. Они успешно претворяются в жизнь в предуниверсарии Московского городского педагогического университета.
1. Азаров, Ю. П. О целях и средствах воспитания // Вожатый. – 1974. – № 1. – С. 34-37.
2. Архипова, С. В. Преемственность в образовании социологический анализ. Автореферат на соискание ученой степени кандидата социологических наук. Екатеринбург – 2009. – 47 с.
3. Бабанский, Ю. К. Интенсификация процесса обучения / Ю. К. Бабанский // Избранные педагогические труды: сост. М. Ю. Бабанский. – М.:Педагогика, 1989. – С. 379– 415.
4. Бабанский, Ю. К. Оптимизация учебно-воспитательного процесса(Метод. основы) / Ю. К. Бабанский. – М.: Просвещение, 1982. – 190 с.
5. Баллер, Э. А. Преемственность в развитии культуры / Э. А. Баллер. – М.:Наука, 1969. – 249 с.
6. Беспалько, В. П. Основы теории педагогических систем [Текст] : Проблемы и методы психолого-педагогического обеспечения технических обучающих систем / В.П. Беспалько. – Воронеж: Изд-во Воронеж. Ун-та, 1977. – 304 с.
7. Борытко, Н. М. Педагогические технологии: учебник для студентов педагогических вузов. – Волгоград: ВГИПК РО, 2006. – 59 с.
8. Безрукова B. C. Основные категории теории воспитания и их функции в развитии педагогической науки: дис. докт.пед.наук. – Казань, 1983. – 420 с.
9. Брушлинский, А. В. Субъект: мышление, учение, воображение: избранные психологические труды / А. В Брушлинский. – 2-е изд. испр.– М.:Изд-во Моск. психолого-социального ин-та; Воронеж: НПО «Модэк», 2003. – 408 с.
10. Большой энциклопедический словарь: философия, социология, религия, эзотеризм, политэкономия / Главн. науч. ред. и состав. С. Ю. Солодовников. – Минск: МФЦП, 2002. – 1008 с.
11. Выготский, Л. С. Проблемы развития психики / Л. С. Выготский // Собр.соч.: в 6 т. – М.: Педагогика, 1982. – Т. 3. – С. 5 – 368.
12. Выготский, Л. С. Мышление и речь / Л. С. Выготский // Собр. соч.: в 6 т. – М.: Педагогика, 1982. – Т. 2. – C. 5 – 366.
13. Выготский Л. С. Собр. соч.: В 6 т. – Т. 4. – М.: Педагогика, 1984. – 432 с.
14. Выготский Л. С. Педагогическая психология. – М.: Педагогика, 1991. – 480 с.
15. Ганелин, Ш. И. Дидактический принцип сознательности / Ш. И. Ганелин. – М.: Изд-во АПН РСФСР, 1961. – 221 с.
16. Гегель, Г. Ф. Наука логики / Г. Ф. Гегель. – М.: Изд-во «Мысль», 1998. – 1072 с.
17. Глядков, В. А. Закон отрицания отрицания и его методологические функции / В. А. Глядков. – М.: Наука, 1982. – 270 с.
18. Годник, С. М. Процесс преемственности высшей и средней школы / С. М. Годник. – Воронеж: Изд-во Воронеж. ун-та, 1981. – 208 с.
19. Годник, С. М. Теоретические основы преемственности средней и высшей школы в условиях непрерывного образования: автореф. дис....докт. пед.наук // С. М. Годник. – М., 1990. – 32 с.
20. Диалектический метод: Категория сферы сущности и целостности. – АлмаАта: Наука, 1987. – 514 с.
21. Драпкина, С. Е. Преемственность знаний и развитие мыслительной деятельности учащихся // Преемственность в обучении и взаимосвязь междуучебными предметами в V–VII классах / С. Е. Драпкина. – М.: Изд-во АПН РСФСР. 1961. – С. 50 –104.
22. Депенчук, Л. П. Преемственность в развитии естествознания / Л. П. Депенчук. – Киев: Навукова думка, 1988. – 127 с.
23. Есипов, Б. П. Педагогика: учебник для пед. училищ / Б. П. Есипов, Н. К. Гончаров. – М.: Учпедгиз, 1946. – 520 с.
24. Занков Л.В. Избранные педагогические труды. М.: Педагогика, 1990; Менчинская Н.А. Проблемы обучения, воспитания и психического развития ребенка: Избр. психол. тр. – М.: МПСИ, 1998. – 511с.
25. Загрекова, Л.В. Теория и технология обучения: учеб. пособие для студентов вузов Л. В. Загрекова, В. В. Николина. – М. : Высш. шк. (ВШ), 2004. – 156 с.
26. Захаров Ю. А., Чурекова Т. М. Непрерывность и преемственность образования в структуре университетского комплекса // Университетское управление. – 2003. – № 2(25). – С. 31-34.
27. Зеленина, Л. М. Принципы организации целостной дидактической системы непрерывного образования / Л. М. Зеленина //Теоретико-методологические и практические проблемы развития единой системы непрерывного образования: материалы конф.: в 2 ч.; редкол. Б. С. Гершунский (отв. ред.) [и др.]. – М.: Изд-во АПН СССР, 1990. –Ч. 1. – С. 49 –53.
28. Золотарь, К. И. Преемственность в обучении / К. И. Золотарь // Сов. педагогика. – 1986. – № 9. – C. 114–129.
29. Зорина, Л. Я. Дидактико-методические основания конструирования учебного материала по методологии научного познания: [По естеств. наукам в сред, шк.] // Ступени педагогического творчества. М., 2001. С. 89 – 114.
30. Ильина, Т.А. Системно-структурный подход к организации обучения / Т.А. Ильина. – М., 1972. – С. 16.
31. Кравцов, Г. Г. Примерная основная образовательная программа дошкольного образования «Золотой ключик» [Текст]: / Г. Г. Кравцов. – М.: ООО «Левъ», 2014. – 168 с.
32. Кравцова Е. Е. Неклассическая психология Л.С. Выготского// Национальный психологический журнал. – 2012. – № 1(7). – С. 61– 66.
33. Круглов, В. А. Преемственность / В. А. Круглов // БСЭ. – М.: Сов. энцикл., 1975.– Т. 20. – С. 1530–1531.
34. Люблинская, А. А. О преемственности учебной работы в школе / А. А. Люблинская // Преемственность в процессе обучения // Учен. зап. Ленингр.пед. ин-та, 1969. – Т. 372. – С. 5– 32.
35. Лысенкова, С. Н. Методы опережающего обучения: кн. для учителя: Из опыта работы / С. Н. Лысенкова. – М.: Просвещение, 1988. – 192 с.
36. Маврин, С.А. Педагогические системы и технологии: Учебное пособие для студентов пед. вузов. –Омск: ОГПИ, 1993. – 98 с.
37. Мадзигон, В. Н. Пути и средства усовершенствования преемственности в трудовом обучении учащихся общеобразовательных школ и ПТУ: автореф.дис. канд. пед. наук. – Киев. 1975. – 26 с.
38. Маркарян Э. С. Узловые проблемы теории культурной традиции // Советская этнография. – 1984. – № 2. – С. 87 – 98.
39. Маркс, К. Морализирующая критика и критическая мораль / К. Маркс // Соч. – 2-е изд. – Т. 4. – С. 291– 321.
40. Махмутов, М. И. Специфические принципы в процессе осуществления общеобразовательной и профессиональной подготовки / М. И. Махмутов, В. С.Безрукова // Научные основы межпредметных связей в средних профтехучилищах: сб. науч. тр. – Л.: Госпрофобр. СССР, 1986. – С. 29 – 41.
41. Методы системного педагогического исследования: Учеб. пособие / [Н. В. Кузьмина, Е. А. Григорьева, В. А. Якунин и др.; Под ред. Н. В. Кузьминой]. – Л.: Изд-во ЛГУ, 1980. – 172 с.
42. Михайлов, П. А. Преемственность в учебной работе на подготовительном отделении и младших курсах как дидактическое условие повышенияэффективности обучения: автореф. Дис .канд. пед. наук. – Челябинск, 1982. – 20 с.
43. Мор, Т. Утопия. / Т. Мор. – М.: Изд-во Наука, 1978. – 417с.
44. Мороз, А. Г. Пути обеспечения преемственности в самостоятельной работе учащихся средней общеобразовательной школы и студентов вуза:автореф. дис. канд. пед. наук. / А. Г. Мороз. – Киев, 1972. – 24 с.
45. Новейший энциклопедический словарь: 20 000 статей. – М.: АСТ: Астрель:Транзиткнига, 2004. – 1424 с.
46. Олейник, П. И. Проблема преемственности трудовой подготовки учащихся школы и техникума: автореф. дис. канд. пед. наук / П. И. Олейник. –М., 1974. – 32 с.
47. Педагогика: учеб. пособие для пед. высших учеб. заведений / под ред.П. Н. Груздева. – М.: Учпедгиз, 1940. – 622 с.
48. Педагогика школы: учеб. пособие для студентов пед. ин-тов / под ред.И. Т. Огородникова. – М.: Просвещение, 1978. – 319 с.
49. Пистрак, М. М. Педагогика: учебник для высш. пед. учеб. заведений / М. М. Пистрак. – М.: Учпедгиз, 1934. – 420 с.
50. Профессиональное образование. Словарь. Ключевые понятия, термины, актуальная лексика / под ред. С.М. Вишнякова. – М.: НМЦ СПО. 1999. – 450 с.
51. Пряникова, В.Г., Равкин, З.И. История образования и педагогической мысли: учебник-справочник [Текст]: / В.Г. Пряникова. – М., 1995. – 150 с.
52. Роберти де Е. В. Задачи социологии // Социология в России XIX – начала XX веков. Социология как наука. Тексты / Под ред. В.И. Добреиькова. – М.: Международный университет бизнеса и управления, 1997. – С. 52.
53. Рубинштейн, С. Л. Основы общей психологии / С. Л. Рубинштейн. – СПб.:Питер, 2002. – 720 с.
54. Савинков, Л. А. Преемственность в управлении образовательным процессом гимназии: автореф. дис. ... д. пед. наук. – Магнитогорск, 2006. – 26 с.
55. Селивёрстова, Е.Н. Современная дидактика: от школы знания – к школе созидания: Учебное пособие. – Владимир: ВГГУ, 2017. – 232 с.
56. Ситдикова, Д. Ш. Дидактические условия преемственности в.формах и методах обучения в средней и высшей школе: автореф. дис.....канд. пед.наук / Д. Ш. Ситдикова – Казань, 1985. –15 с.
57. Сластенин, В. А. Общая педагогика: учеб. пособие для студентов высш.учеб. заведений / В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, Е. Н. Шиянов; под ред. В. А. Сластенина: в 2 ч. – М.: Гумани. изд. Центр ВЛАДОС, 2002. – Ч. 1. – 288 с.
58. Слободчиков, В. И. Психология развития человека / В. И. Слободчиков, Е. И. Исаев. – М.: Шк. пресса, 2000. – 416 с.
59. Сманцер, А. П. Теория и практика реализации преемственности в обучении в обучении школьников и студентов / А. П. Сманцер. – Минск: БГУ, 2013. – 271 с.
60. Смышляева Л. Г. Педагогические технологии активизации обучения в высшей школе: учебное пособие. – Томск: Изд-во Томского политехнического университета, 2008. – 190 с.
61. Татищев, В. Н. Разговор о пользе наук и училищ: С предисл. и указателями Нила Попова / [Соч.] В.Н. Татищева. – Москва: Унив. тип., 1887. – 171 с.
62. Умборг, Я. Э. Преемственность лабораторных работ в общеообразовательной и профессиональной школе (На примере преподавания разделовэлектричества в трудовом обучении, физике и электротехнике): автореферат дис.... кандидата пед. наук : 13.00.01 / Я. Э Умборг. – Ташкент, 1984. – 16 с.
63. Федеральный государственный стандарт дошкольного образования от 17 октября .2013 г
64. Федеральный государственный образовательный стандарт
начального общего образования от 6 октября .2009 г
65. Четыз, Т.Н. Проблема преемственности обучения детей дошкольного и младшего школьного возраста: деятельностный аспект // Ежеквартальный реферируемый научный журнал «ВестникАГУ», – 2005. – № 4(19). – С. 217 – 221.
66. Эвальд, В. Материалы для истории просвещения в России в XVIII столетии. Федор Иванович Янкович де Мириево. / В. Эвальд. – СПб., 1858. – 145 с.
67. Эйнштейн, А., Инфельд, Л. Эволюция физики. Цит. по: Философия для аспирантов. Учебное пособие / Под ред. В. П. Кохановского. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2003. – 376 с.
68. Эстрайх, В. А. Развитие преемственности между школой и вузом // Университетское управление. – 2003. – № 5 – 6(28). – С. 126 –128.
69. Яковлев, Е. В. Педагогическая концепция: методологические аспекты построения / Е.В. Яковлев, Н.О. Яковлева. – М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2006 – 239 с.