Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Особенности реализации идеи преемственности в педагогической системе Е. Е. и Г. Г. Кравцовых «Золотой ключик»

Работа №87538

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы142
Год сдачи2018
Стоимость1800 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
56
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение……………………………………………………………………6
Глава 1. Идея преемственности как общенаучный и психолого-педагогический феномен
1.1. Идея преемственности как философский и социокультурный феномен…………………………………………………………………………..13
1.2. Идея преемственности как историко-педагогический и психологический феномен………………………………………………………23
Выводы по главе 1………………………………………………………...60
Глава 2. Реализация идеи преемственности в педагогической системе Е. Е. и Г. Г. Кравцовых «Золотой ключик»
2.1. Образовательная программа непрерывного образования детей от 3 до 10 лет Е. Е. и Г. Г. Кравцовых «Золотой ключик» как педагогическая система……………………………………………………………………………67
2.2. Идея преемственности и особенности ее реализации в педагогической системе Е. Е. и Г. Г. Кравцовых «Золотой ключик»..……..103
Выводы по главе 2……………………………………………………….122
Заключение……………………………………………………………...128
Список использованной литературы………………………………..140


Цель исследования: выявить особенности реализация идеи преемственности в программе непрерывного образования детей от 3 до 10 лет Е. Е. и Г. Г. Кравцовых «Золотой ключик» как целостной педагогической системе.
Гипотеза исследования: специфика реализации идеи преемственности, ее содержательная и функциональная полнота как социокультурного и психолого-педагогического феномена наиболее полно может быть выявлена лишь при рассмотрении ее в приложении к целостному системному объекту. Это, в свою очередь, требует анализа программы непрерывного образования детей от 3 до 10 лет «Золотой ключик», разработанной Е. Е. и Г. Г. Кравцовыми, в контексте целостной педагогической системы.
Поставленная цель и выдвинутая гипотеза определили необходимость решения следующих задач исследования:
1. Проанализировать философскую и научную литературу по исследуемой проблеме с целью выявления теоретических подходов к пониманию и интерпретации идеи преемственности как общенаучного и психолого-педагогического феномена.
2. Раскрыть сущность понятий «преемственность», «принцип преемственности», «идея преемственности» и их место в понятийной системе современной педагогики.
3. Рассмотреть и проанализировать образовательную программу Е. Е. и Г. Г. Кравцовых «Золотой ключик» в контексте целостной педагогической системы.
4. Выявить и обосновать особенности реализации идеи преемственности в образовательной программе Е. Е. и Г. Г. Кравцовых «Золотой ключик» как целостной педагогической системе.
В работе применялись следующиеметоды исследования:
- анализ философской и психолого-педагогической литературы по проблеме исследования, понятийно-терминологический анализ; общенаучные методы исследования: обобщение, систематизация, сравнение, анализ и синтез.
Научная новизна исследования заключается:
- впервые программа непрерывного образования детей от 3 до 10 лет «Золотой ключик», разработанная Е. Е. и Г. Г. Кравцовыми, проанализирована в контексте целостной педагогической системы (выделены и содержательно описаны структурные компоненты педагогической системы Е. Е. и Г. Г. Кравцовых «Золотой ключик»);
- выявлены и теоретически обоснованы особенности и механизмы реализации идеи преемственности в образовательной программе Е. Е. и Г. Г. Кравцовых «Золотой ключик» как целостном системном объекте.
Теоретическая значимость результатов исследования состоит в том, что они расширяют научные представления о содержательной и функциональной проявленности идеи преемственности в приложении к целостному системному объекту.
Практическая значимость исследования заключается в том, что использование основных положений и выводов ВКР в образовательной практике будет способствовать повышению качества образования с позиции реализации идеи преемственности при организации целостного образовательного процесса на всех уровнях и ступенях образования.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Содержательный аспект преемственности также находит отражение как в разработанной авторами «Золотого ключика» учебной программе, отвечающей требованиям стандартов образования, так и в учебниках и учебных пособиях, призванных содержательно ее обеспечить.
Содержательный аспект преемственности проявляется и в том, что организация жизнедеятельности детей в дошкольном учреждении осуществляется в разновозрастных группах. В такой группе происходит естественное саморазвитие игры и других детских деятельностей, взаимное обучение старших и младших. Это позволяет всем участникам учебно-воспитательного процесса актуализировать знания, умения и навыки, полученные на предыдущих этапах, а также дает возможность на каждом этапе «закладывать» основы обучения на следующей ступени обучения, что позволит ориентировать обучающегося на требования в будущем. Кроме того, создаются благоприятные условия для развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями, а также как субъектов отношений с самим собой, с другими детьми, с разными взрослыми и с миром в целом.
С методологической точки зрения, в такой организации жизнедеятельности детей обнаруживается действие, с одной стороны, принципа личностно-смыслового включения обучающихся в совместно организованную деятельность в разновозрастных группах, с другой, – принципа ориентации на зону потенциального или дальнего развития личности ребенка.
Процессуальный аспект преемственности проявляется, прежде всего, во взаимосвязи форм, методов и средств обучения и воспитания.
Наконец, идея преемственности выступает как частнометодический принцип, который раскрывает особенности проявления преемственности в организации целостного образовательного процесса, осуществляемого в педагогической системе Г. Г. и Е. Е. Кравцовых.
Подводя итог вышесказанного, следует отметить, что программа непрерывного образования детей от 3 до 10 лет «Золотой ключик», разработанная Е. е. и Г. Г. Кравцовыми, является целостной педагогической системой, на практике эффективно реализовавшей идею преемственности во всей ее содержательной и функциональной полноте.
Прямым подтверждением высокого уровня концептуальности и технологичности образовательной программы Е. Е. и Г. Г. Кравцовых, позволяющих ее рассматривать в контексте целостной педагогической системы, на наш взгляд, свидетельствует разработанное авторами перспективное продолжение «Золотого ключика» для старших классов общеобразовательной школы: программа «Мастер» (8 − 9 классы) и программа «Открытие» (10 – 11 классы). Эти программы, базирующиеся на тех же идеях и принципах, что и «Золотой ключик», разработаны с учётом особенностей развития в подростковом и юношеском возрастах. Они успешно претворяются в жизнь в предуниверсарии Московского городского педагогического университета.



1. Азаров, Ю. П. О целях и средствах воспитания // Вожатый. – 1974. – № 1. – С. 34-37.
2. Архипова, С. В. Преемственность в образовании социологический анализ. Автореферат на соискание ученой степени кандидата социологических наук. Екатеринбург – 2009. – 47 с.
3. Бабанский, Ю. К. Интенсификация процесса обучения / Ю. К. Бабанский // Избранные педагогические труды: сост. М. Ю. Бабанский. – М.:Педагогика, 1989. – С. 379– 415.
4. Бабанский, Ю. К. Оптимизация учебно-воспитательного процесса(Метод. основы) / Ю. К. Бабанский. – М.: Просвещение, 1982. – 190 с.
5. Баллер, Э. А. Преемственность в развитии культуры / Э. А. Баллер. – М.:Наука, 1969. – 249 с.
6. Беспалько, В. П. Основы теории педагогических систем [Текст] : Проблемы и методы психолого-педагогического обеспечения технических обучающих систем / В.П. Беспалько. – Воронеж: Изд-во Воронеж. Ун-та, 1977. – 304 с.
7. Борытко, Н. М. Педагогические технологии: учебник для студентов педагогических вузов. – Волгоград: ВГИПК РО, 2006. – 59 с.
8. Безрукова B. C. Основные категории теории воспитания и их функции в развитии педагогической науки: дис. докт.пед.наук. – Казань, 1983. – 420 с.
9. Брушлинский, А. В. Субъект: мышление, учение, воображение: избранные психологические труды / А. В Брушлинский. – 2-е изд. испр.– М.:Изд-во Моск. психолого-социального ин-та; Воронеж: НПО «Модэк», 2003. – 408 с.
10. Большой энциклопедический словарь: философия, социология, религия, эзотеризм, политэкономия / Главн. науч. ред. и состав. С. Ю. Солодовников. – Минск: МФЦП, 2002. – 1008 с.
11. Выготский, Л. С. Проблемы развития психики / Л. С. Выготский // Собр.соч.: в 6 т. – М.: Педагогика, 1982. – Т. 3. – С. 5 – 368.
12. Выготский, Л. С. Мышление и речь / Л. С. Выготский // Собр. соч.: в 6 т. – М.: Педагогика, 1982. – Т. 2. – C. 5 – 366.
13. Выготский Л. С. Собр. соч.: В 6 т. – Т. 4. – М.: Педагогика, 1984. – 432 с.
14. Выготский Л. С. Педагогическая психология. – М.: Педагогика, 1991. – 480 с.
15. Ганелин, Ш. И. Дидактический принцип сознательности / Ш. И. Ганелин. – М.: Изд-во АПН РСФСР, 1961. – 221 с.
16. Гегель, Г. Ф. Наука логики / Г. Ф. Гегель. – М.: Изд-во «Мысль», 1998. – 1072 с.
17. Глядков, В. А. Закон отрицания отрицания и его методологические функции / В. А. Глядков. – М.: Наука, 1982. – 270 с.
18. Годник, С. М. Процесс преемственности высшей и средней школы / С. М. Годник. – Воронеж: Изд-во Воронеж. ун-та, 1981. – 208 с.
19. Годник, С. М. Теоретические основы преемственности средней и высшей школы в условиях непрерывного образования: автореф. дис....докт. пед.наук // С. М. Годник. – М., 1990. – 32 с.
20. Диалектический метод: Категория сферы сущности и целостности. – АлмаАта: Наука, 1987. – 514 с.
21. Драпкина, С. Е. Преемственность знаний и развитие мыслительной деятельности учащихся // Преемственность в обучении и взаимосвязь междуучебными предметами в V–VII классах / С. Е. Драпкина. – М.: Изд-во АПН РСФСР. 1961. – С. 50 –104.
22. Депенчук, Л. П. Преемственность в развитии естествознания / Л. П. Депенчук. – Киев: Навукова думка, 1988. – 127 с.
23. Есипов, Б. П. Педагогика: учебник для пед. училищ / Б. П. Есипов, Н. К. Гончаров. – М.: Учпедгиз, 1946. – 520 с.
24. Занков Л.В. Избранные педагогические труды. М.: Педагогика, 1990; Менчинская Н.А. Проблемы обучения, воспитания и психического развития ребенка: Избр. психол. тр. – М.: МПСИ, 1998. – 511с.
25. Загрекова, Л.В. Теория и технология обучения: учеб. пособие для студентов вузов Л. В. Загрекова, В. В. Николина. – М. : Высш. шк. (ВШ), 2004. – 156 с.
26. Захаров Ю. А., Чурекова Т. М. Непрерывность и преемственность образования в структуре университетского комплекса // Университетское управление. – 2003. – № 2(25). – С. 31-34.
27. Зеленина, Л. М. Принципы организации целостной дидактической системы непрерывного образования / Л. М. Зеленина //Теоретико-методологические и практические проблемы развития единой системы непрерывного образования: материалы конф.: в 2 ч.; редкол. Б. С. Гершунский (отв. ред.) [и др.]. – М.: Изд-во АПН СССР, 1990. –Ч. 1. – С. 49 –53.
28. Золотарь, К. И. Преемственность в обучении / К. И. Золотарь // Сов. педагогика. – 1986. – № 9. – C. 114–129.
29. Зорина, Л. Я. Дидактико-методические основания конструирования учебного материала по методологии научного познания: [По естеств. наукам в сред, шк.] // Ступени педагогического творчества. М., 2001. С. 89 – 114.
30. Ильина, Т.А. Системно-структурный подход к организации обучения / Т.А. Ильина. – М., 1972. – С. 16.
31. Кравцов, Г. Г. Примерная основная образовательная программа дошкольного образования «Золотой ключик» [Текст]: / Г. Г. Кравцов. – М.: ООО «Левъ», 2014. – 168 с.
32. Кравцова Е. Е. Неклассическая психология Л.С. Выготского// Национальный психологический журнал. – 2012. – № 1(7). – С. 61– 66.
33. Круглов, В. А. Преемственность / В. А. Круглов // БСЭ. – М.: Сов. энцикл., 1975.– Т. 20. – С. 1530–1531.
34. Люблинская, А. А. О преемственности учебной работы в школе / А. А. Люблинская // Преемственность в процессе обучения // Учен. зап. Ленингр.пед. ин-та, 1969. – Т. 372. – С. 5– 32.
35. Лысенкова, С. Н. Методы опережающего обучения: кн. для учителя: Из опыта работы / С. Н. Лысенкова. – М.: Просвещение, 1988. – 192 с.
36. Маврин, С.А. Педагогические системы и технологии: Учебное пособие для студентов пед. вузов. –Омск: ОГПИ, 1993. – 98 с.
37. Мадзигон, В. Н. Пути и средства усовершенствования преемственности в трудовом обучении учащихся общеобразовательных школ и ПТУ: автореф.дис. канд. пед. наук. – Киев. 1975. – 26 с.
38. Маркарян Э. С. Узловые проблемы теории культурной традиции // Советская этнография. – 1984. – № 2. – С. 87 – 98.
39. Маркс, К. Морализирующая критика и критическая мораль / К. Маркс // Соч. – 2-е изд. – Т. 4. – С. 291– 321.
40. Махмутов, М. И. Специфические принципы в процессе осуществления общеобразовательной и профессиональной подготовки / М. И. Махмутов, В. С.Безрукова // Научные основы межпредметных связей в средних профтехучилищах: сб. науч. тр. – Л.: Госпрофобр. СССР, 1986. – С. 29 – 41.
41. Методы системного педагогического исследования: Учеб. пособие / [Н. В. Кузьмина, Е. А. Григорьева, В. А. Якунин и др.; Под ред. Н. В. Кузьминой]. – Л.: Изд-во ЛГУ, 1980. – 172 с.
42. Михайлов, П. А. Преемственность в учебной работе на подготовительном отделении и младших курсах как дидактическое условие повышенияэффективности обучения: автореф. Дис .канд. пед. наук. – Челябинск, 1982. – 20 с.
43. Мор, Т. Утопия. / Т. Мор. – М.: Изд-во Наука, 1978. – 417с.
44. Мороз, А. Г. Пути обеспечения преемственности в самостоятельной работе учащихся средней общеобразовательной школы и студентов вуза:автореф. дис. канд. пед. наук. / А. Г. Мороз. – Киев, 1972. – 24 с.
45. Новейший энциклопедический словарь: 20 000 статей. – М.: АСТ: Астрель:Транзиткнига, 2004. – 1424 с.
46. Олейник, П. И. Проблема преемственности трудовой подготовки учащихся школы и техникума: автореф. дис. канд. пед. наук / П. И. Олейник. –М., 1974. – 32 с.
47. Педагогика: учеб. пособие для пед. высших учеб. заведений / под ред.П. Н. Груздева. – М.: Учпедгиз, 1940. – 622 с.
48. Педагогика школы: учеб. пособие для студентов пед. ин-тов / под ред.И. Т. Огородникова. – М.: Просвещение, 1978. – 319 с.
49. Пистрак, М. М. Педагогика: учебник для высш. пед. учеб. заведений / М. М. Пистрак. – М.: Учпедгиз, 1934. – 420 с.
50. Профессиональное образование. Словарь. Ключевые понятия, термины, актуальная лексика / под ред. С.М. Вишнякова. – М.: НМЦ СПО. 1999. – 450 с.
51. Пряникова, В.Г., Равкин, З.И. История образования и педагогической мысли: учебник-справочник [Текст]: / В.Г. Пряникова. – М., 1995. – 150 с.
52. Роберти де Е. В. Задачи социологии // Социология в России XIX – начала XX веков. Социология как наука. Тексты / Под ред. В.И. Добреиькова. – М.: Международный университет бизнеса и управления, 1997. – С. 52.
53. Рубинштейн, С. Л. Основы общей психологии / С. Л. Рубинштейн. – СПб.:Питер, 2002. – 720 с.
54. Савинков, Л. А. Преемственность в управлении образовательным процессом гимназии: автореф. дис. ... д. пед. наук. – Магнитогорск, 2006. – 26 с.
55. Селивёрстова, Е.Н. Современная дидактика: от школы знания – к школе созидания: Учебное пособие. – Владимир: ВГГУ, 2017. – 232 с.
56. Ситдикова, Д. Ш. Дидактические условия преемственности в.формах и методах обучения в средней и высшей школе: автореф. дис.....канд. пед.наук / Д. Ш. Ситдикова – Казань, 1985. –15 с.
57. Сластенин, В. А. Общая педагогика: учеб. пособие для студентов высш.учеб. заведений / В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, Е. Н. Шиянов; под ред. В. А. Сластенина: в 2 ч. – М.: Гумани. изд. Центр ВЛАДОС, 2002. – Ч. 1. – 288 с.
58. Слободчиков, В. И. Психология развития человека / В. И. Слободчиков, Е. И. Исаев. – М.: Шк. пресса, 2000. – 416 с.
59. Сманцер, А. П. Теория и практика реализации преемственности в обучении в обучении школьников и студентов / А. П. Сманцер. – Минск: БГУ, 2013. – 271 с.
60. Смышляева Л. Г. Педагогические технологии активизации обучения в высшей школе: учебное пособие. – Томск: Изд-во Томского политехнического университета, 2008. – 190 с.
61. Татищев, В. Н. Разговор о пользе наук и училищ: С предисл. и указателями Нила Попова / [Соч.] В.Н. Татищева. – Москва: Унив. тип., 1887. – 171 с.
62. Умборг, Я. Э. Преемственность лабораторных работ в общеообразовательной и профессиональной школе (На примере преподавания разделовэлектричества в трудовом обучении, физике и электротехнике): автореферат дис.... кандидата пед. наук : 13.00.01 / Я. Э Умборг. – Ташкент, 1984. – 16 с.
63. Федеральный государственный стандарт дошкольного образования от 17 октября .2013 г
64. Федеральный государственный образовательный стандарт
начального общего образования от 6 октября .2009 г
65. Четыз, Т.Н. Проблема преемственности обучения детей дошкольного и младшего школьного возраста: деятельностный аспект // Ежеквартальный реферируемый научный журнал «ВестникАГУ», – 2005. – № 4(19). – С. 217 – 221.
66. Эвальд, В. Материалы для истории просвещения в России в XVIII столетии. Федор Иванович Янкович де Мириево. / В. Эвальд. – СПб., 1858. – 145 с.
67. Эйнштейн, А., Инфельд, Л. Эволюция физики. Цит. по: Философия для аспирантов. Учебное пособие / Под ред. В. П. Кохановского. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2003. – 376 с.
68. Эстрайх, В. А. Развитие преемственности между школой и вузом // Университетское управление. – 2003. – № 5 – 6(28). – С. 126 –128.
69. Яковлев, Е. В. Педагогическая концепция: методологические аспекты построения / Е.В. Яковлев, Н.О. Яковлева. – М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2006 – 239 с.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ