ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1.ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ ГИБКОСТИ БОРЦОВ 12-14 ЛЕТ 6
1.1 Виды гибкости, их классификация 6
1.2. Методы развития гибкости 25
ВЫВОД ПО ПЕРВОЙ ГЛАВЕ 31
ГЛАВА II. ОРГАНИЗАЦИЯ И РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ
ГИБКОСТИ НА РЕЗУЛЬТАТИВНОСТЬ БОРЦОВ 12-14 ЛЕТ 32
2.1. Цель, задачи и методы исследования 32
2.2. Организация, результаты исследования и их обсуждение 35
ВЫВОД ПО ВТОРОЙ ГЛАВЕ 48
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 49
ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ 51
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 52
ПРИЛОЖЕНИЕ
Актуальность. Вольная борьба один из древнейших и любимых народом видов спорта, наряду с обычаями, обрядами и традициями нашего народа составляет значительную часть его культуры и имеет свою многовековую историю. Она является важным средством всестороннего физического развития людей.
В научно-методической литературе гибкости в отличие от других физических качеств написано немного, хотя многие специалисты в области борьбы утверждают, что это качество не менее важно, чем сила, быстрота, выносливость или другие качества.
Современный уровень развития предъявляет повышенное требование к качеству подготовки спортсменов высокого класса. Чтобы достичь высокого уровня физического развития, необходима физическая подготовка.
Гибкость - это одно из пяти основных физических качеств человека. Она характеризуется степенью подвижности звеньев опорно-двигательного аппарата и способностью выполнять движения с большой амплитудой.
Это физическое качество необходимо развивать с самого раннего детства и систематически. Внешнее проявление гибкости отражает внутренние изменения в мышцах, суставах, сердечно-сосудистой системе. При некоторых движениях гибкость человека играет основополагающую роль. Недостаточный анализ гибкости у спортсменов приводит к травмированию, а также к несовершенной технике.
В профессиональной физической подготовке и спорте гибкость необходима для выполнения движений с большой и предельной амплитудой. Недостаточная подвижность в суставах может ограничивать проявление качеств силы, быстроты реакции и скорости движений, выносливости, увеличивая энергозатраты и снижая экономичность работы, и зачастую приводит к серьезным травмам мышц и связок.
Цель исследования. Экспериментально обосновать эффективность методики, направленной на развитие гибкости у борцов 12-14 лет.
Объект исследования. Процесс общей физической подготовки и специальной физической подготовки борцов 12-14 лет в ДЮСШ.
Предмет исследования. Развитие общей и специальной гибкости борцов 12-14 лет.
Гипотеза исследования. Предполагается, что разработанная нами методика развития общей и специальной гибкости повысит результативность борцов 12-14 лет.
Задачами работы является:
1. Изучить научно - методическую литературу по заданной теме;
2. Рассмотреть теоретические основы развития гибкости;
3. Выявить исходный уровень развития гибкости борцов 12-14 лет;
4. Экспериментально проверить методику развития гибкости борцов 12-14 лет.
Практическая значимость. Рекомендации, разработанные на основе анализа результатов исследования, могут быть использованы в практической деятельности тренеров ДЮСШ и специалистов по физической культуре, работающих с детьми младшего школьного возраста.
Ценность работы заключается в том, что нами будут разрабатываться специальные комплексы упражнений, применение которых позволили бы повысить результативность соревновательной деятельности.
Структура и объем работы. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, приложения и списка литературы. Работа изложена на 60 страницах, включая 4 таблицы, 29 рисунков. Библиографический раздел содержит 35 источников.
В главе I изложен обзор научно-методической литературы по исследуемой теме. В главе II расписана методика и организация исследования для изучения поставленной темы. Приведены полученные результаты математико-статистической обработки, результаты проведенного эксперимента, научно-обоснованные выводы и даны практические рекомендации.
1. Изучение литературных источников и теоретико-методический анализ специальной научной литературы дают основание утверждать, что гибкость зависит от: строения суставов, эластичности мышц, связок, суставных сумок, психического состояния, степени активности растягиваемых мышц, разминки, массажа, температуры тела и среды, суточной периодики, возраста, уровня силовой подготовленности, исходного положения тела и его частей, ритма движения, предварительного напряжения мышц.
2. Нами разработана и экспериментально апробирована методика развития гибкости, которая состояла из ежедневных тренировок, включающих 6 специальных комплексов упражнений на развитие гибкости.
3. В результате соревновательной деятельности участников педагогического эксперимента доказана эффективность разработанной методики. Показатель активности (ПА) в экспериментальной группе составил 1,81± 0,12. По показателю активности (ПА) в экспериментальной группе достигнуто статистически достоверное преимущество (р < 0,05) в сравнении с контрольной группой, что доказывает роль гибкости в активной атакующей манере, и возможности использовать броски с большой амплитудой.
Количественный показатель эффективности (КОПЭ) в экспериментальной группе составил 0,51± 0,06. По количественному показателю эффективности (КОПЭ) между группами нет статистически достоверного преимущества (р > 0,05), т.е. количественная эффективность бросков одинаковая и победы приходится добиваться за счет качества исполнения внекеамплитудных бросков.
Показатель выигрышности (В) в экспериментальной группе составил 0,60±0,05. По показателю выигрышности в экспериментальной группе
выявлено статистически достоверное преимущество (р < 0,05) в сравнении с контрольной группой, что подтверждает гипотезу нашего исследования. Показатели эффективности соревновательной деятельности экспериментальной группы говорят о том, что содержание и последовательность обучения в разработанной нами методике развития гибкости у борцов 12-14 лет, более эффективна по сравнению с традиционной методикой.
1. Туманян Г.С. Спортивная борьба: теория, методиа,
организация тренировки.Учебное пособие,2000. - 211 с.
2. Алтер М.Дж. Наука о гибкости. / М.Дж. Алтер // - Киев: Олимпийская литература, 2001. - 422 с.
3. Боген М.М. Обучение двигательным действиям /М.М. Боген. - М.: Физкультура и спорт, 1985. - 192 с.
4. Боген М.М.Физическое совершенство как основное понятие теории физической культуры /М.М. Боген // Теория и практика физ. культуры. -1997. - №5. - С.18-21
5. Галковский Н.К., Катулин А.С., Чкалов И.Г. Учебное пособие / Н.К.Галковский, А.С. Катулин, 1997. - 121 с.
6. Шахмурадов Ю.А. Вольная борьба : научно-методические основы многолетней подготовки борцов,2011. - 317с.
7. Дахновский В.С., Лещенко, С.С. Подготовка борцов высокого класса / В.С. Дахновский С.С. Лещенко. изд. «Здоровье», 1999. - 162 с.
8. Советский спорт. Борьба вольная: примерная программа спортивной подготовки для ДЮСШ и СДЮШОР.2009 — 118с.
9. Дембо, А.Г. Влияние хронического физического перенапряжения на организм спортсмена / А.Г. Дембо. Теория и практика физ.культуры, 2006. - № 3.- 23 с.
10. Егапов А.В., Сиротин О.А., Каплан В.Н. Структура показателей спортивного мастерства дзюдоистов. Спортивная борьба /А.В. Егапов О.А. Сиротин В.Н. Каплан. Ежегодник. - М.: Физкультура и спорт, 2002. - с.123.
11. Емазарян Е.Д. Пути совершенствования специальной гибкости борцов. Спортивная борьба / Е.Д. Емазарян. ФиС, 2007. - 123 с.
12. Емазарян Е.Д. Пути совершенствования специальной силовой подготовленности борцов. Спортивная борьба / Е.Д. Емазарян. Ежегодник. - М.: Физкультура и спорт, 2006. - с. 38 - 42.
13. Железняк, Ю.Д. Основы научно-методической деятельности в физической культуре и спорте: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / Ю.Д. Железняк, П.К. Петров. - М. : Академия, 2002. - 264 с.
14. Зациорский В.М. Физические качества спортсмена: Основы
теории и методики воспитания /В.М. Зациорский. - 2-е изд. - М.:
Физкультура и спорт, 1970. - 200 с.: ил.
15. Зациорский В.М. Физические качества спортсмена: Основы
теории и методики воспитания /В.М. Зациорский. - 3-е изд. - М.:
Физкультура и спорт, 2009. - 200 с.: ил.
16. Имашев А.М. Методические рекомендации по подготовке, оформлению и защите выпускной квалификационной работы / А.М. Имашев, А.А. Ионов // - Набережные Челны: РИО КамГИФК, 2003. - 38 с.
17. Кудинов, Г.В. Эффективность учебно-тренировочного процесса в ДЮСШ / Г.В. Кудинов, В.С. Дахновский, В.В. Николаев // Спортивная борьба : ежегодник. - М., 1983. - С. 31-33.
18. Курамшин Е.С. Теория и методика физической культуры: учебник / под. ред. проф. Е.С. Курамшина. - М. : Советский спорт, 2003. - 464 с.
19. Лукьяненко В.П. Физ культура: Основы знаний: Учебное пособие-М.: Совет.спорт, 2003._224с.
20. Матвеев, Л.П. Основы спортивной тренировки : учеб. пособие для ИФК / Л.П. Матвеев. - М. : ФиС, 1977. - 280 с.
21. Новиков Л.Л. Оценка уровня гибкости борцов по результатам выполнения специфических тестов / Л.Л. Новиков Теория и практика ф.к., 1999.- 29 с.
22. Осинин С.С. Этапы становления борца / С.С.Осинин М.: ФиС, Спортивная борьба, ежегодник, 2002. - 44 с.
23. Пархомович Г.П. Основы классического дзюдо : учебно-методическое пособие для тренеров и спортсменов / Г.П. Пархомович. - Пермь : Урал-Пресс Лтд, 1993. - 304 с.
24. Рыбалко Б.М. На борцовском ковре / Б.М. Рыбалко. Изд.ФИС. М., 2006.- 142 с.
25. Савельев С.В. Последовательность изучения техники спортивной борьбы / С.В.Савельев М.: ФиС, Спортивная борьба. Ежегодник, 2007. - с.16.
26. Самигуллина М.С., Самигуллин Г.Х. Здоровье школьника и методы его определения М.С.Самигуллина, Г.Х. Самигуллин: Метод. руководство по организации и проведении психофизиологических обследований учащихся - Наб.Челны: Камаз, 1997. - 100 с.
27. Самхина А.А. Возрастные особенности развития организма в связи с занятием спортом / А.А Самхина М.: Высшая школа, 1999. - 88 с.
28. Сахновский К.П., Платонов, К.И. Подготовка спортсмена / К.П. Сахновский, К.И.Платонов М.: ФиС, Спортивная борьба. Ежегодник, 2005. - 240 с.
29. Сашвелян Л.А. Особенности технико-тактической
подготовленности борцов / Л.А. Сашвелян. - М.: ФиС, Спортивная борьба, ежегодник. 2003. - С. 43 - 45.
30. Сорванов В.А. Тренировка в спортивной борьбе / В.А. Сорванов. - М.: ФиС, Спортивная борьба, ежегодник, 2003. - С. 43 - 45.
31. Тронин И.Н. Исследование некоторых факторов имитирующих специальную гибкость в спортивной борьбе / И.Н. Тронин. М.: Издательство ВНИЧФК, 2007. - 147 с.
32. Туманян Г.С. Спортивная борьба: отбор и планирование / Г.С. Туманян. - М. : Физкультура и спорт, 1984. - 143 с.
33. Фомин Н.А., Вавилов, Ю.Н. Физиологические основы двигательной активности / Н.А.Фомин, Ю.Н. Вавилов - М.: Физкультура и спорт., 2001. - 127 с.
34. Фролов В.Я. Общая выносливость дзюдоистов / В.Я.Фролов - М., ФиС, 2000. - 108 с.
35. Холодов Ж.К. Теория и методика физического воспитания и спорта: Учеб. пособие для студентов высших учебных заведений /Ж.К. Холодов, B.C. Кузнецов. - М.: Изд. центр «Академия», 2000. - 480 с.