ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ВЛИЯНИЕ ЗАНЯТИЙСПОРТИВНОЙ ГИМНАСТИКОЙ НА ФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ РЕБЕНКА 5
1.1 Возрастные особенности ребенка дошкольного возраста 5
1.2 Влияние физических упражнений на организм занимающихся 13
Вывод по главе 1 27
ГЛАВА 2. Экспериментальное обоснование влияние занятий спортивной гимнастикой на физическое развитие ребенка 28
2.1. Организация экспериментальной работы 28
2.2. Исходные показатели физического развития детей экспериментальной
и контрольной групп 31
2.3 Динамика физического развития детей экспериментальной и
контрольной группы в процессе эксперимента 35
Вывод по 2 главе 45
Заключение 46
Список литературы
Актуальность. Целенаправленная многолетняя подготовка и воспитание спортсменов высокого класса - это сложнейший процесс, успех которого определяется целым рядом факторов. Одним из таких факторов является выявление одаренных детей и достижение максимального результата, как можно раньше. Данный факт связан в настоящее время значительным омоложение спорта и неуклонный рост спортивного достижения.
Однако ранняя специализация в спортивной деятельности, не правильный подбор средств, методов воздействия на ребенка не всегда дает положительный результат, а зачастую приносит непоправимое снижение уровня здоровья.
Проблема укрепления здоровья и улучшения физического развития остается в наше время исключительно актуальной, о чем свидетельствует резкое ухудшение состояния здоровья подрастающего поколения (Рубин А.Д.и соавт., 1997).
Хорошо известно, что достаточное и правильно организованное физическое воспитание становится действенным средством сохранения и укрепления здоровья, улучшения физического и функционального развития детей. Несмотря на то, что изучению вопросов физического развития и подготовленности учащихся посвящено большое количество публикаций (Зигфрид А.В., 1991; Лях В.И., Кофман Л.Б., Мейксон Г.Б., Копылов Ю.А., 1992; Лях В.И. и соавт., 1993: Ананьева Н.А., Ямпольская Ю.А., 1994; Виноградов П.А., Душинин А.П., Жолдак В.И., 1996; Вавилов Ю.Н., А Кокорина Е.П., Вавилов К.Ю., 1997; Должиков И.И., 1997; и др.), актуальность данной проблемы не снижается и сегодня, так как многие авторы отмечают определенную тенденцию к некоторому снижению уровня общей физической подготовленности.
Целью исследования является: рассмотрение влияние занятий спортивной гимнастикой на физическое развитие ребенка 4-6 лет
Задачи исследования:
1. Проанализировать научно-методическую литературу по теме исследования.
2. Исследовать исходный уровень физического развития детей экспериментальной и контрольной групп.
3. Исследовать динамику физического развития ребенка в экспериментальной и контрольной групп по окончании эксперимента.
Объектом исследования является: учебно-тренировочный процесс у гимнасток 4-6 лет.
Предметом исследования является: физическое развитие ребенка занимающегося спортивной гимнастикой.
Методы исследования: анализ научно-методической литературы; педагогический эксперимент; тестирование физической подготовке, методы морфофункциональных проб; методы математической статистики.
Гипотеза. Мы предполагаем, что занятия спортивной гимнастикой положительно влияет на физическое развитие ребенка 4-6 лет
Практическая значимость исследования заключается в том, что выявленные особенности динамики физического развития ребенка могут представлять определенный интерес для родителей, а так же специалистов по физической культуре, и использованы в практической деятельности.
Структура: выпускная квалификационная работа состоит из введения, обзора литературы, методов исследования, результатов исследования и их обсуждения, выводов, списка использованной литературы и приложений. Работа изложена на 69 странице, включая 6 графиков, 1 таблицы и 1 практическая рекомендация. Библиографический раздел содержит 55 наименования.
При анализе научно-методической литературы по изученной нами проблемы показал, что многие физиологии, педагоги и медики говорят о положительном влияние физической нагрузке на физического развитие ребенка, однако занятия спортивной гимнастикой в дошкольном возрасте и влияние на физическое развитие не достаточно изучено.
В дошкольном возрасте характерны недостаточная устойчивость тела и ограниченные двигательные возможности. У них быстро развивается дыхательная система, сердечно-сосудистая система, нервная система, растет скелет, укрепляется мышечная система и совершенствуются движения.
Важнейшим условием, обеспечивающим в будущем высокие результаты в гимнастике и тем самым определяющим перспективность юных гимнасток, является соответствующий уровень физического развития. При рассмотрении нами влияние физических нагрузок на ребенка использовались показатели физической подготовленности и морфофункциональные показатели.
При рассмотрении нами динамики физического развития в процессе эксперимента нами были рассмотрены две группы экспериментальная и контрольная группа детей. Экспериментальная группа детей посещали секцию спортивной гимнастики г. Альметьевске, в детско-юношеской спортивной школе. Контрольная группа посещала дошкольное образовательное учреждение.
В начале эксперимента экспериментальная и контрольная группа не имела, существуют достоверные различия (Р>0,05). В конце эксперимента было выявлено, что экспериментальная группа опережает темпами пророста по показателям физического развития и физической подготовленности сверстников. Так анализ показателей физического развития показал, что в экспериментальной группе прирост колеблется от 6,18% до 39,9%, в контрольной группе от 2,14% до 39,49%. В конце эксперимента между экспериментальной и контрольной группами существуют достоверные различия (Р<0,05).
Анализ физической подготовки показывает, что на начальном этапе группы статистических различий между группами нет, однако в конце эксперимента между экспериментальной и контрольной группами существуют достоверные различия (Р<0,05). Прирост по показателям колеблется в экспериментальной группе от 18% до 82%, в контрольной группе темпы прироста составили7,8% до 28%
Таким образом, результаты педагогического эксперимента свидетельствуют о том, что по всем тестируемым показателям за период проведения исследования при статистической достоверности различий (р<0,05) ЭГ опережает КГ. Существенное повышение физического развития в экспериментальной группе вызвано занятиями спортивной гимнастикой, что подтверждает гипотезу нашей работы и позволяет говорить о решении поставленных задач.
1. Ашмарин Б.А., Виноградов Ю.А., Вяткина З.Н., и др. Теория и методика физического воспитания: учеб. Для студентов фак. культ. пед. Ин- тов по спец. 03.03. - М.: просвещение, 1990. - 287с.
2. Бирюк.Е.В Художественная гимнастика.-М:физкультура и
спорт,1980.-198с.
3. Боброва Г.А. Искусство границ. - Ленинград: Детская литература, 1986., 109с.
4. Боброва Г.А. Художественная гимнастика в спортивных школах.- М.:Физкультура и спорт, 1974. - 264с.
5. Боброва Г.А.Художественная гимнастика в школе. - М.: Физкультура и спорт, 1978. - 208с.
6. Боген Н.Н. Обучения двигательным действиям. - М.: Физкультура и спорт, 1985. -193с.
7. Ванкова Н.А.Подвижные игры.-М.:Физкультура и спорт,2003.-126 с.
8. Варанина Т.Т.,Физиология девочек гимнасток 5-7 лет.- М.:Физкультура и спорт,1983.-258 с.
9. Варшавская Р.А., Зинковский А.В. и др. Художественная гимнастика: учебное пособие для институтов физической культуры/Под ред.
10. Орлова Л.П.- М.:Физкультура и спорт, 1973. - 197 с.
11. Варшавская Р.А.-М.:Физкультура и спорт.1989.-205 с.
12. Верхошанский Ю.В. Основы специальной силовой подготовки в спорте.- М.:Физкультура и спорт,1970. - 264 с.
13. Верхошанский Ю.В. Основы специальной физической подготовки спортсменов. М.: Физкультура и спорт, 1988. - 336 с.
14. Виноградов Ю.А.Физиология детей: учебное пособие для институтов физической культуры,2000.-233 с.
15. Вяткина З.Н-М:Физкультура и спорт.1999.-372 с
16. Гласс Дж.,Стенли Дж. статические методы исследований в педаго¬гике и психологии. - М.: Прогресс,1976. - 495 с.
17. Гажаловский А.А.Физиология юных спортсменок.-М.:Физкультура и спорт,1974.-215 с.
18. Детинков А.Г.физическая подготовка гимнастов.-М.:Физкультура и спорт,1986.-154 с.
19. Дьячков В.М. физическая подготовка спортсмена.- М.: Физкультура и спорт, 1980. - 193 с.
20. Елесеева И.И., Юзбашев М.М.Общая теория статистики: учебник /Под ред.Чл.корр. РАН И.И. Елисеевой.-4изд.перераб. и доп. - М.: Финансы и статистика, 2000. - 480 с., ил.
21. Зациорский В.М.спортивная метралогия учеб.для ин-ов физ. куль.- М.: Физкультура и спорт, 1982. - 256 с.
22. Зациорский В.М. Физические качества спортсменов.-М.: Физкультура и спорт,1987. - 198с.
23. Зиновский А.В. Анатомия и физиология спортсменов.- М.:Физкультура и спорт,1982.-248 с.
24. Канакова Л.П. Основы математической статистики в спорте: методическое пособие. - Томск, 2001. - 125 с.
25. Карпенко Л.А.Отбор и начальная подготовка занимающихся художественной гимнастикой: методические рекомендации. - Ленинград 1999 - 25 с.
26. Кечетджиева Л.,Ванкова Н., Чипрянова М. Обучение детей художественной гимнастике. -М: Физкультура и спорт, 1985. - 96 с.
27. Кобяков Ю.П.Тренировка вестибулярного анализатора гимнаста. м.: Физкультура и спорт, 1976. - 64 с.
28. Коренгберг В.В. Двигательная задача, двигательный навык.- Гимнастика, вып,1,1986
29. Кузнецова З.И. Развитие двигательных качеств школьников.- М: Просвещение, 1967. - 204 с.
30. Курамшина Ю.Ф. Теория и методика физической культуры-2-е изд.,испр.-М:Советский спорт,2004.-464 с.
31. Лагутин А.Б. Двигательное задание и упражнение для физического развития для детей 4-6 лет: Методическая разработка для студентов и слушателей факультета повышения квалификации Академии. - М.: Типография фирмы Аякс-Н”, 1996. - 52 с.
32. Лисицкая Т.С. Художественная гимнастика.- М.: Физкультура и спорт, 1982. - 231с.
33. Лях В.И. Гибкость и методика её развития//Физкультура в шко- ле.№1, 1999,- с. 25
34. Лях В.И. Координационные способности школьников.-Мн.:Полымя, 1989. -159 с.:ил.
35. Лях В.И. Координационные способности школьников//теория и практика физической культуры. №1, 2000. - 24 с.
36. Лях В.И., Садовски Е. О концепциях, задачах, месте и основных положениях координационной подготовке в спорте//теория и практика физической культуры. №8, 1989. - 24 с.
37. Лях В.И. Совершенствование специфических координационных способностей//Физическая культура в школе, №2, 2001. - с. 7-14.
38. Лях В.И. Тесты о физическом воспитании школьников: Пособие для учителя.-М.: ООО “Фирма издательства АСТ”, 1998. - 272 с.
39. Мавромати Д.Е Упражнения художественной гимнастики.-М.: Физкультура и спорт, 1972. - 141с.
40. Матвеев Л.П. Теория методика физической культуры. Учеб. для ин¬ов физ. культуры. - М.: Физкультура и спорт, 1991. - 549 с.
41. Менухин Ю.В. Физическая подготовка в гимнастике. - М.: Физкультура и спорт, 1989. - 224 с.
42. Назарова О.М. Методика проведения занятий по художественной гимнастике с детьми 5-6 лет: Методическая разработка для тренера. - М.: 2001. - 39с.
43.Орлова Л.П.Методика проведения занятий по гимнастике с детьми 5-10 лет: Методическая разработка для тренера.-М.: 2000.-144 с.
44. Орлов Л.П. Художественная гимнастика. - М.: Физкультура и спорт, 1998.- 208 с.
45. Семёнов Л. Советы тренерам: Сборник упражнений и методических рекомендаций.-М.: Физкультура и спорт, 1964. - 136 с.
46. Стенли Дж Советы тренерам:Сборник гимнастических упражнений.- М.:Физкультура и спорт,1980.-243 с.
47. Укран М.Н. Спортивная гимнастика. - М.: Физкультура и спорт, 1971. -304 с.
48. Филин В.П. испытание физических качеств у юных спортсменов. - М.:Физкультура и спорт, 1974. - 232 с.
49. Филин В.П. Тренировка юных спортсменов. - М.: Физкультура и
спорт,1965. - 334 с.
50. Филипович В.И. Психология спортсменов.-М.:Физкультура и
спорт,2002.-136 с.
51. Харченко Л.В. Совершенствование базовых координационных способностей у школьников 8-12 лет с нарушением зрения..- Омск, 1999. - 19 с.
52.Чипрянов М.В.Лига мастерства.-М.:Физкультура и спорт,1989.-125 с.
53. Шишкарёва Ю.Н., Орлов Л.П. Художественная гимнастика: уч.пособ. для секций коллективов физической культуры. - 1954. - 400 с.
54. Шишманова Ж. Большой путь. - М.: Физкультура и спорт, 1980. -88 с.
55. Шлёмин А.М. Юный гимнаст .- М.: Физкультура и спорт, 1973. -376 с.