Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ЛИНГВОСТИЛИСТИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ДНЕВНИКА КАК СПОСОБА АВТОБИОГРАФИЗАЦИИ РОМАНА УВЕ ТИММА «НА ПРИМЕРЕ МОЕГО БРАТА»

Работа №87510

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

филология

Объем работы53
Год сдачи2013
Стоимость4235 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
151
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ЖАНРОВЫЕ ОСОБЕННОСТИ ДНЕВНИКА 6
1.1 Пограничный характер автобиографического текста 6
1.2 Типологические признаки дневника 9
1.3 Роль дневника в жизни его автора 16
ВЫВОДЫ ПО ПЕРВОЙ ГЛАВЕ 20
ГЛАВА 2. ЛИНГВОСТИЛИСТИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ
ДНЕВНИКА ВКОНТЕКСТЕ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ПРОИЗВЕДЕНИЯ 22
2.1 Проблематика романа У. Тимма «На примере моего брата» 22
2.2 Анализ лингвостилистических средств дневниковых фрагментов в
романе 29
ВЫВОДЫ ПО ВТОРОЙ ГЛАВЕ 46
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 48
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

На современном этапе развития лингвостилистики одной из её важнейших задач является изучение жанровых особенностей различных функциональных стилей литературного языка.
Настоящая дипломная работа посвящена исследованию дневника как одной из форм изложения жанра мемуарной литературы. Дневник издавна привлекал к себе внимание ученых-стилистов как лингвистического, так и литературоведческого направления. Литературное значение мемуаристики возрастало постепенно. Впервые оно стало значительным в XVIII веке, когда просветительский интерес к человеку заставил подробнее изучить его самого и обстоятельства его жизни. Это столетие стало расцветом мемуарного жанра. Появились классические книги, дающие панораму нравов, погружающие читателя во внутренний мир пишущего подобно «Исповеди» Ж.Ж. Руссо или художественной автобиографии И.В. Гёте «Поэзия и правда». Тогда же и художественная проза в расчете на всеобщее увлечение подлинностью стала широко подражать воспоминаниям: распространился обычай представлять романы в виде записок, мемуаров.
Актуальность работы определяется недостаточной изученностью данной проблемы. Её разработкой занимались такие исследователи, как Л.Я. Гинзбург, А. Казакова, Е. Щеглова, Б. Хазанов, и др. Существует множество работ, в которых на материале различных произведений рассматривается синтез художественного и документального, когда в тексте литературного произведения включены фрагменты дневниковых записей, что способствует автобиографизации текстового пространства. В то же время данная проблема нуждается в дальнейшем исследовании, поскольку остается в числе дискуссионных проблем.
Новизна данной дипломной работы определяется тем, что изучение дневника осуществляется на материале романа Уве Тимма «На примере моего брата». В настоящий момент творчество современного немецкого автора Уве Тимма практически неизвестно отечественному читателю.
Цель данной работы заключается в том, чтобы выявить особенности функционирования дневника в тексте художественного произведения. Интересно было проследить, как своеобразие жанра отражается в стиле автора и выражается индивидуальной авторской манерой.
Исходя из поставленной цели, в работе решались следующие задачи:
1. Проработать научную литературу по теме;
2. Раскрыть жанровое своеобразие дневника;
3. Проанализировать роман У. Тимма «На примере моего брата», выявить лингвостилистические особенности дневника.
Объектом исследования является дневник как пример автобиографического текста.
Предметом исследования являются лингвостилистические особенности дневника как автобиографического текста в романе У. Тимма «На примере моего брата».
Структура работы. Данная дипломная работа состоит из введения, двух глав, библиографического списка и заключения.
Во введении обосновывается актуальность выбора темы исследования, определяются объект, предмет, цель, задачи и структура работы.
В первой главе даются исходные теоретические понятия, касающиеся концепции дневника в отечественной филологии, раскрывается проблема изученности данного жанра.
Во второй главе рассматривается жизнь и творчество немецкого писателя Уве Тимма, раскрывается проблематика его романа «На примере моего брата», выявляются лингвостилистические особенности дневника, доказывающие, что дневник, являясь нехудожественным текстом, способствует автобиографизации текстового пространства романа.
В заключении обобщаются результаты исследования.
Апробация работы. Основные положения данной работы прошли апробацию на студенческой научной конференции ЕИ КФУ (17. 04. 2013). По материалам ВКР опубликована статья в сборнике V Международной научно-практической конференции «Актуальные вопросы языковой динамики и методики преподавания иностранных языков» (г. Чебоксары).


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Дневник часто рассматривается как род исторических, историко-биографических или историко-культурных документов. В дневнике вырисовывается личность автора: мировоззрение, общественные позиции, взгляды, не ограниченные сиюминутными интересами авторов, чувства, особенности языка. Дневник включает различный материал: подробности биографии автора, его интересы, важные события и переживания.
В теоретической части нашей работы приводятся концепции различных исследователей жанра дневник. В практической части работы исследованы особенности построения художественного произведения на материале романа Уве Тимма «На примере моего брата».
В данной работе наблюдается, так называемое, «внедрение» в литературное произведение, то есть «бытовой» дневник включен в дневник писательский.
Типологическими признаками писательского дневника являются:
1) датированность;
2) периодичность ведения;
3) «документальная» основа;
4) фиксация собственных наблюдений;
5) отбор значительных фактов.
Для «бытового», помимо вышеперечисленных, типичны:
1) интимность;
2) лиричность;
3) откровенность;
4) относительная монологичность;
5) повествование от первого лица.
К графическим признакам дневника относятся:
1) отсутствие заглавной буквы в начале предложения;
2) отсутствие знаков препинания;
3) графическое выделение текста.
Все эти признаки мы наблюдаем в романе.
Особенность жанра дневник в рамках художественных текстов заключается в том, что данный вид повествования отличается от любого другого. Она может стимулировать эмоции и чувства читателя с помощью предельной искренности и откровенности, присущей только этому жанру.
Взятый в основу художественного произведения дневник придает ему исключительную достоверность, точно передавая мысли и тем самым оживляя сухую абстракцию и делая ее более близкой читателю.
Уве Тимм в своем произведении поднимает множество вопросов, глубоко волнующих самого писателя, среди которых - вопрос об ответственности за войну, которая велась на уничтожение евреев, славян и большевизма. Тимм документирует все те средства, которыми пользовались немцы для оправдания своих действий — или бездействий — во время войны.
Своеобразие манеры повествования, присущее данному жанру, находит свое отражение на языковом уровне. Являясь разновидностью автобиографической прозы, дневники нацелены на выражение личности автора, его внутреннего мира. Композиционные особенности и основные жанровые характеристики дневника определяют подбор лексико-семантических, грамматических, синтаксических и стилистических средств и приемов, направленных на раскрытие образа автора- повествователя.
Данная квалификационная работа прошла апробацию на внутривузовской конференции. Также имеется публикация статьи на основе данной работы в одном из сборников по материалам V Международной научно-практической конференции «Актуальные вопросы языковой динамики и методики преподавания иностранных языков», г. Чебоксары.



1. Богданова Е.В. Языковые особенности жанра дневника //
Филологические науки. Вопросы теории и практики. - Тамбов Ж. Грамота, 2008. № 1 [Электронный ресурс]. URL:
www.gramota.net/materials/2/2008/1-1/9.html(дата обращения 1.02.2013).
2. Брандес М.П. Стилистика немецкого языка: Для институтов и факультетов иностранных языков./Учебник - М.: Высш. шк., 1983.м -271 с.
3. Выготский Л.С. Мышление и речь. М.-Л., 1934.
4. Гинзбург Л.Я. О психологической прозе. - М.: INTRADA, 1999. - 411 с.
5. Гудзий Н.К. Как работал Л.Толстой, М.,1936.
6. Домашнев А.И. и др. Интерпретация художественного текста: Нем. Яз.: Учеб. Пособие для студентов пед. ин-тов./ А.И. Домашнев, И.П. Шишкина, Е.А. Гончарова. - 2 изд., дораб. - М.: Просвещение,1989.-208 с.
7. Захаров В.Н. Система жанров в творчестве Достоевского. Л., 1985.
8. Казакова А. Врожденный гуманизм памяти // Обозрение.- 1992. - 5 с.
9. Канетти Э. Человек нашего столетия: Пер. с нем. / Сост. и авт. Предисл. Н. С. Павлова; Коммент. Р. Г. Каралашвили. - М.: Прогресс,
1990. - 474 с.
10. Колядина А. Первое сентября // Литература.- 2006.- № 19. [Электронный ресурс].
URL:http://lit. 1 september.ru/article.php?ID=200601914(дата обращения 15.03.2012).
11. Краткий словарь литературоведческих терминов / Ред.-сост. Л. И. Тимофеев, С.В. Тураев. - М.: Просвещение, 1985.- 208 с.
12. Крючков П. Лишнее чувство // Независимая газ. 1992. 6
февраля.
13. Литературный энциклопедический словарь / под редакцией Кожевникова В.И., Николаева П.А. - М.: сов. энциклопедия, 1987. - 752 с.
14. Лотман Ю.М. Текст и структура аудитории. - В сб.: Труды по знаковым системам. Ученые записки Тартусского ун-та, 1977.
15. Максимова Я. «ГТРК Волгоград-ТРВ» [Электронный ресурс]. URL:http://www.volga34.ru/news/6647/(дата обращения 20.03.2012).
16. Михайлов М.М. Стилистика русской речи. Чебоксары, 1968.
17. Назиров Р.Г. Творческие принципы Достоевского. Саратов,1982.
18. Памятные даты 2010 [Электронный ресурс]. URL:
http: //www.libfl. ru/about/dept/biblio graphy/writers/2010/write 10 3. php(дата обращения 20.03.2012).
19. Розенблюм Л.М. Творческие дневники Достоевского. М., 1982.
20. Рудницкий М. Проза в журналах // Иностранная литература.-
2004.-№11.- С. 34-110 [Электронный ресурс]. URL:http://www.cls-
kuntsevo.ru/proza/2004.html(дата обращения 17.03.2012).
21. Русова Н. Ю. От аллегории до ямба: Терминологический словарь - тезаурус по литературоведению. - М.: Флинта. Наука, 2004. - 304 с.
22. Скиргайло Т. О. Методика обучения работе над сочинениями нетрадиционных жанров. - М.: Русское слово, 2006.
23. Степанова Е. Пожива для моего МГ. Современная немецкая литература о войне с Советским Союзом // Журнальный зал//НЛО.- 2010.- № 102. [Электронный ресурс]. URL:
http://magazines.russ.ru/nlo/2010/102/st18-pr.html(дата обращения 10.03.2012).
24. Уртминцева М.Г. Словарь русской литературы. - Нижний Новгород: Три богатыря, Братья Славяне, 1997.- 560 с.
25. Фортунатов Н.М. Творческая лаборатория Л.Н.Толстого, М.,1983.
26. Фридлендер Г. М. Реализм Достоевского. М.; Л.: Наука, 1964.404 с.
27. Хазанов Б. Дневник сочинителя //Октябрь.-1999.-№1
28. Чудакова М. О. Дневник // Краткая литературная энциклопедия / Гл. ред. А. А. Сурков. — М.: Сов. энцикл., 1962—1978.
29. Шкловский В.Б. Лев Толстой, ЖЗЛ, М.,1967.
30. Щеглова Е., Чуковский К. Дневники 1901-1929. // Нева.- 1992.- №9.-стр.260
31. Энциклопедический словарь юного литературоведа / Сост. Новиков В. И. - М.: Педагогика, 1988. - 415 с.
32. Uwe Timm / Am Beispiel meines Bruders.- Koln: Verlag Kiepenheuer & Witsch, 2003.- 155 s.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ