ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ
ТВОРЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА СТУДЕНТОВ
1.1 Психолого-педагогические особенности развития творческих
способностей 6
1.2 Структура творчества в учебно-познавательной деятельности... 15
1.3 Творческое развитие в процессе моделирования и конструирования
технических объектов 26
Выводы по первой главе 37
ГЛАВА 2. ИЗГОТОВЛЕНИЕ ПРИСПОСОБЛЕНИЙ СТУДЕНТАМИ В МАСТЕРСКИХ ДЛЯ ОБРАБОТКИ КОНСТРУКЦИОННЫХ МАТЕРИАЛОВ
2.1 Особенности обработки конструкционных материалов в
мастерских 38
2.2 Ознакомление с устройством инструментов и приспособлений в
.мастерских 43
2.3 Технология изготовления приспособления для сверления
конструкционных материалов 46
Выводы по второй главе 52
Заключение 53
Список использованной литературы
В условиях осуществления реформы общеобразовательной и профессиональной школы резко возрастают требования к выпускникам школы. Они должны обладать определенным набором компетенций, творческим подходом к учебе, мобильностью, готовностью принимать решения и определять оптимальные пути их реализации. Это обуславливает необходимость формирования у учащихся готовности к самостоятельной творческой деятельности, воспитания потребности в творческом труде и реализации своих потенциальных возможностей. То есть одной из приоритетных задач современной общеобразовательной школы следует признать формирование творчески, смело и свободно мыслящего человека, обладающего высокой культурой, широкими и глубокими, постоянно обновляющимися и развивающимися знаниями.
Развивать творческие способности учащихся может только творчески развитый преподаватель. Педагогический труд всегда носил творческий характер. Это отмечали выдающиеся педагоги прошлого В.А. Сухомлинский, К.Д. Ушинский и др. В новых условиях роль творчества в деятельности педагога существенно повышается. Возрастает объективная потребность общества в массовом педагогическом творчестве.
Анализ педагогического материала по теме исследования показал, что проблема формирования творческого потенциала личности, а также вопросы психологии творчества в разные годы были рассмотрены философами, психологами и педагогами. Так, были выполнены исследования по проблемам психологии творчества (А.В. Брушлииский, Я.А. Пономарев), общих и специальных способностей (Е.И. Игнатьев, В.А. Крутецкий), психологии и психофизиологии индивидуальных различий и способностей (В.Д. Небылицин, В.М. Русалов).
Вопросы психологии творческого мышления обучающихся в процессе овладения конструкторской деятельностью нашли свое отражение в работах Т.В. Кудрявцева, Е.А. Фарапоновой и других.
В педагогических исследованиях В.И. Андреева, И.С. Якиманской и других рассматривается процесс формирования и развития мышления и оценки творческой деятельности обучающих и обучающихся.
Условием решения задачи развития творческих способностей студентов является четкая направленность процесса обучения на формирование творческого потенциала как приоритетной ценности образования.
Проблема исследования заключается в поиске ответа на вопрос, какими должны быть содержание, методы, формы учебно-творческой деятельности студентов, стимулирующие развитие их творческих способностей в процессе изготовления приспособлений для обработки конструкционных материалов.
Актуальность исследования позволила определить тему нашего исследования «Формирование творческого потенциала студентов в процессе изготовления приспособлений для обработки конструкционных материалов».
Объект исследования: процесс формирования творческого потенциала студентов.
Предмет исследования: развитие творческих способностей у студентов на уроках технологии в процессе изготовления приспособлений для обработки конструкционных материалов.
Цель исследования: выявление особенностей формирования творческого потенциала студентов в процессе изготовления приспособлений для обработки конструкционных материалов.
Задачи.
- раскрыть психолого-педагогические особенности развития творческих способностей;
- изучить структуру творчества в учебно-познавательной деятельности;
- рассмотреть специфику изучения и изготовления приспособлений в мастерских;
- разработать технологию изготовления приспособления для сверления
конструкционных материалов.
Методы исследования: теоретический анализ научной литературы по проблеме исследования; конструирование; моделирование; беседа.
Практическая значимость исследования заключается в разработке приспособления для машинки. Результаты исследования могут быть использованы преподавателями вузов, учителями технологии в своей педагогической деятельности, студентами-практикантами.
Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав.
заключения, списка использованной литературы.
Проблема развития творческих способностей студентов в процессе обучения имеет большое социальное и экономическое значение.
Активизация творческой деятельности учащихся по конкретным видам науки и техники — важнейшая задача преподавателей в высшем учебном заведении, так как именно эта деятельность по интересам во взаимосвязи с другими формами труда наиболее эффективно способствует формированию гармонично развитой личности и готовит студентов к сознательному, творческому труду, делает их конкурентоспособными.
В процессе технического творчества студент развивается интеллектуально и эмоционально, определяет свое отношение к жизни и свое место в ней, приобретает опыт коллективного взаимодействия, совершенствует навыки работы с различными инструментами и материалами.
Студенты знакомятся со свойствами ряда материалов на различных занятиях. Поэтому занятия в мастерских целесообразно начать вступительной беседой, в которой показать студентам преемственность между занятиями в мастерских и другими занятиями.
На занятиях в мастерских студенты встречаются с различными приспособлениями: шаблонами для разметки, оправками для изготовления пружин из проволоки, стуслом, рамками для опиливания пакетов листовой стали, струбцинами и т. д. Следует обобщать опыт студентов, обновляя в их памяти преимущества использования того или иного приспособления.
Большой потенциал в развитии творческих способностей студентов является изготовление различных устройств и приспособлений. Имея достаточный багаж знаний студентам можно рекомендовать, в качестве проекта, изготовление механизма, приспособления. Таким может служить приспособление для дрели.
В первой главе «Теоретические основы формирования творческого потенциала студентов» нами были рассмотрены психолого-педагогические особенности развития творческих способностей, изучена структура творчества в учебно-познавательной деятельности, проанализировано влияние процессов моделирования и конструирования технических объектов на творческое развитие студентов.
Во второй главе «Изготовление приспособлений студентами в мастерских для обработки конструкционных материалов» раскрыты особенности обработки конструкционных материалов в мастерских, ознакомление с устройством инструментов и приспособлений в мастерских, предложена технология изготовления приспособления для сверления конструкционных материалов.
Цель и задачи работы достигнуты и выполнены.
1. Андреев. В,И. Диалектика воспитания и самовоспитания творческой личности: Педагогика творчества / В. И.Андреев. — Казань ; Из- во Казан-го ун-та, 1988. — 240 с.
2. Андреев, В.И. Педагогика творческого саморазвития. Инновационный курс: в 2 кн. Кн. 1. / В. И. Андреев. — Казань : Изд-во Казан, ун-та, 1996. — 105 с.
3. Андрианов, П.Н. Техническое творчество учащихся / П. Н. Андрианов. — М.: Просвещение, 1986. — 541 с.
4. Андрианов, П. Н. Формы и методы воспитания у школьников творческого отношения к труду: Метод, пособие / П. Н. Андрианов, Д. П. Ельников. — М. : Педагогика, 1986. — 245 с.
5. Антонов, Л.П. Практикум в учебных мастерских. Учебное пособие для студентов пединститутов по специальности «Общетехнические дисциплины и труд» / Л. П.Антонов. — М. : Просвещение , 1976. — 400 с.
6. Атутов, П.Р. Дидактика технологического образования. Книга для учителя. Часть 2. / Под ред. П.Р. Атутова. — М. : ИОСО РАО, 1998. — 131 с.
7. Бабанский, Ю.К. Методы обучения в современной общеобразовательной школе / Ю. К. Бабанский. — М.: Просвещение, 1985. — 256 с.
8. Бабанский, Ю.К. Оптимизация учебно-воспитательного процесса / Ю. К. Бабанский,- М. : Педагогика, 1992. — 192 с.
9. Волков, И. П. Приобщение школьников к творчеству: Из опыта работы / И. П.Волков. — М.. : Просвещение, 1982. — 178 с.
10. Выготский, Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. Психологический очерк. — 2-е изд. / Л. С. Выготский. — М. : Просвещение, 1967. — 285 с.
1 I. Данилов, М.А. Урок в восьмилетней школе / М. А. Данилова. М. : Просвещение, 1966. — 184 с.
12. Дубова, А.Г. Занятия по техническому труду в школьных мастерских (7-8 кл.) / А.Г. Дубова. — М. : Просвещение, 1972. — 208 с.
13. Журина, А.Я. Содержание трудового воспитания школьников /
A. Я. Журина. И.П. Зарецкая. — М. : Педагогика, 1989. - 144 с.
14. Заенчик, В.М. Основы творческо-конструкторской деятельности: Методы и организация. Учебник для студентов высших учебных заведений. /
B. М. Заенчик, А.А. Карачев, В.Е. Шмелев. — М. : Академия. 2004. — 256 с.
15. Капустин, В.С. Выполнение проектов в школьном курсе «Технология» на занятиях в учебных мастерских / В.С. Капустин. — Елабуга : ЕГПУ, 1995, —34 с.
16. Капустин, В.С. Проекты по технологии в 5-9 классах: Методич. пособие / В.С. Капустин. — Елабуга : Изд-во ЕГПИ, 2000. — 96 с.
17. Капустин, В.С. Лекции по курсу «Техническое творчество учащихся» : учеб, пособие / В.С. Капустин. — Елабуга : Изд-во ЕГПУ. 2004.
86 с.
18. Коджаспирова, Г.М. Технические средства обучения и методика их использования / Г.М. Коджаспирова, К.В. Петров. — М. : Академия, 2003. — 256 с.
19. Кон, И.С. Психология старшеклассника / И.С. Кон. — М. : Просвещение, 1980. — 180 с.
20. Кругликов, Г.И. Методика преподавания технологии с практикумом: Учебное пособие для студентов высших педагогических учебных заведений / Г.И. Кругликов. — М.: Издательский центр «Академия», 2002. — 480 с.
21. Кругликов, Г.И. Методика профессионального обучения с практикумом: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений / Г.И. Кругликов. - М. : Академия, 2005. - 288 с.
22. Марченко, А.В. Сборник нормативно-методических материалов по технологии / А.В. Марченко, ИА. Сасова, М.И. Гуревич. — М. : Вент- Граф, 2004. — 224 с.
23. Мельникова, Л.В. Методика трудового обучения. Обслуживающий труд / Л.В. Мельникова. — М. : Просвещение, 1985. — 224 с.
24. Муравьев, Е.М. Общие основы методики преподавания технологии / Е.М. Муравьев, В.Д. Симоненко. — Брянск : Издательство БГПУ им. акад. И.Г.Петровского, НМЦ «Технология», 2000. — 235 с.
25. Муравьев, Е.М. Практикум в учебных мастерских / Е.М. Муравьев, М.П. Молодцов. — М. : Просвещение, 1987. — 240 с.
26. Муравьев, Е.М. Общие основы методики преподавания технологии в общеобразовательных учреждениях / Е.М. Муравьев. — Шуя : Издательство Шуйского пединститута, 1996. — 156 с.
27. Немов, Р.С. Психология / Р.С. Немов. — М. : Психология образования. — 608 с.
28. Овечкин, В.П. Концепция технологического образования школьников в общеобразовательных учреждениях РФ / В.П. Овечкин, В.Д. Симоненко. - Брянск, 1998. — 185 с.
29. Петровский, А.В. Психология / А.В. Петровский, М.Г. Ярошевский. — М. : Академия, 2007. — 512 с.
30. Пидкасистый, П.И. Педагогика. Учебное пособие для студентов педвузов и педколледжей / П.И. Пидкасистый. — М. : Педагогическое общество России, 2002. — 640 с.
31. Платонов, К.К. Структура и развитие личности / К.К. Платонов.
— М. : Наука, 1986. — 256 с.
32. Подласый, И.П. Педагогика: Новый курс: Учебник для студентов высших учебных заведений. Книга 2: Процесс воспитания / И.П. Подласый.
— М. : Гуманит.изд.центр ВЛАДОС, 2001. — 256 с.
33. Пономарев, Я.А. Психология творчества и педагогика / Я.А. Пономарев. — М. : Педагогика, 1976. — 73 с.
34. Посталюк, Н.Ю. Творческий стиль деятельности. Педагогический аспект / Н.Ю. Посталюк. - Казань: Изд-во Казанского университета, 1989. - 200 с.
35. Савина, Н.Н. Курс лекция по современной дидактике / Н.Н. Савина. Елабуга : Изд-во ЕГПУ, 2003. — 1 72 с.
36. Самородский, П.С. Основы разработки творческих проектов / П.С. Самородский. — Брянск : Изд-во БГПУ. — 1995. — 220 с.
37. Симоненко, В.Д. Методика обучения технологии / В.Д. Симоненко. Брянск : Изд-во Ишимского гос-го пед-ого инст-та. НМЦ «Технология» Брянск-Ишим, 1998. — 296 с.
38. Симоненко, В.Д. Основы технологической культуры / В.Д. Симоненко. — Брянск : БГПУ, 1998. — 268 с.
39. Симоненко, В.Д. Профессиональная ориентация учащихся в процессе трудового обучения / Симоненко В.Д. — М. : Просвещение, 1985. — 223 с.
40. Симоненко, В.Д. Технологическое образование школьников / В.Д. Симоненко, М.В. Ретивых, Н.В. Матяш. — М. : БГПУ им. Петровского. НМЦ «Технология», 1999. — 230 с.
41. Сластенин, В.А. Педагогика / В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев, Е.Н. Шиянов. — М. : Академия, 2007. — 568 с.
42. Советский энциклопедический словарь. — М. : Советская энциклопедия, 1982. — 1322 с.
43. Спиркин, А.Г. О творческой силе человеческого разума / А.Г. Спиркин. — М. : Прогресс, 1979. — 352 с
44. Столяров, Ю.С. Техническое творчество учащихся. Учебное пособие для студентов пединститутов и учащихся педучилищ / Ю.С. Столяров [и др.]; отв. ред. Ю.С. Столяров. — М. : Просвещение, 1989. — 223 с.
45. Столяренко, Л.Д. Основы психологии / Л.Д. Столяренко. — Ростов н/Д : Феникс, 2001. — 672 с.
46. Тхоржевский, Д.А. Методика трудового обучения с практикумом / Д.А. Тхоржевский. — М. : Просвещение, 1987. — 447 с.
47. Тхоржевский, Д.А. Занятие по техническому труду / Д.А.Тхоржевский. — М. : Просвещение, 1985. — 277 с.
48. Федотова, Г.Я. Дарите людям красоту / Г.Я. Федотова. — М. : Просвещение. — 1985. — 255 с.
49. Фридман, Л.М. Психологический справочник учителя / Л.М. Фридман, И.К. Кулагина. — М. : Просвещение, 1991. — 288 с.
50. Хозяинов, Г.И. Средства обучения как компонент педагогического процесса / Хозяинов Г.И. // Юбилейный сборник трудов ученых РГАФК, посвященный 80-летию академии. — М.: 1998. - Т. 5. — С. 130-136.
51. Чернилевский, Д. В. Технология обучения в высшей школе / Д. В. Чернилевский, О. К. Филатов. — М. : Экспедитор, 1996. — 162 с