ФОРМИРОВАНИЕ ТВОРЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА СТУДЕНТОВ В ПРОЦЕССЕ ИЗГОТОВЛЕНИЯ ПРИСПОСОБЛЕНИЙ ДЛЯ ОБРАБОТКИ КОНСТРУКЦИОННЫХ МАТЕРИАЛОВ
|
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ
ТВОРЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА СТУДЕНТОВ
1.1 Психолого-педагогические особенности развития творческих
способностей 6
1.2 Структура творчества в учебно-познавательной деятельности... 15
1.3 Творческое развитие в процессе моделирования и конструирования
технических объектов 26
Выводы по первой главе 37
ГЛАВА 2. ИЗГОТОВЛЕНИЕ ПРИСПОСОБЛЕНИЙ СТУДЕНТАМИ В МАСТЕРСКИХ ДЛЯ ОБРАБОТКИ КОНСТРУКЦИОННЫХ МАТЕРИАЛОВ
2.1 Особенности обработки конструкционных материалов в
мастерских 38
2.2 Ознакомление с устройством инструментов и приспособлений в
.мастерских 43
2.3 Технология изготовления приспособления для сверления
конструкционных материалов 46
Выводы по второй главе 52
Заключение 53
Список использованной литературы
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ
ТВОРЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА СТУДЕНТОВ
1.1 Психолого-педагогические особенности развития творческих
способностей 6
1.2 Структура творчества в учебно-познавательной деятельности... 15
1.3 Творческое развитие в процессе моделирования и конструирования
технических объектов 26
Выводы по первой главе 37
ГЛАВА 2. ИЗГОТОВЛЕНИЕ ПРИСПОСОБЛЕНИЙ СТУДЕНТАМИ В МАСТЕРСКИХ ДЛЯ ОБРАБОТКИ КОНСТРУКЦИОННЫХ МАТЕРИАЛОВ
2.1 Особенности обработки конструкционных материалов в
мастерских 38
2.2 Ознакомление с устройством инструментов и приспособлений в
.мастерских 43
2.3 Технология изготовления приспособления для сверления
конструкционных материалов 46
Выводы по второй главе 52
Заключение 53
Список использованной литературы
В условиях осуществления реформы общеобразовательной и профессиональной школы резко возрастают требования к выпускникам школы. Они должны обладать определенным набором компетенций, творческим подходом к учебе, мобильностью, готовностью принимать решения и определять оптимальные пути их реализации. Это обуславливает необходимость формирования у учащихся готовности к самостоятельной творческой деятельности, воспитания потребности в творческом труде и реализации своих потенциальных возможностей. То есть одной из приоритетных задач современной общеобразовательной школы следует признать формирование творчески, смело и свободно мыслящего человека, обладающего высокой культурой, широкими и глубокими, постоянно обновляющимися и развивающимися знаниями.
Развивать творческие способности учащихся может только творчески развитый преподаватель. Педагогический труд всегда носил творческий характер. Это отмечали выдающиеся педагоги прошлого В.А. Сухомлинский, К.Д. Ушинский и др. В новых условиях роль творчества в деятельности педагога существенно повышается. Возрастает объективная потребность общества в массовом педагогическом творчестве.
Анализ педагогического материала по теме исследования показал, что проблема формирования творческого потенциала личности, а также вопросы психологии творчества в разные годы были рассмотрены философами, психологами и педагогами. Так, были выполнены исследования по проблемам психологии творчества (А.В. Брушлииский, Я.А. Пономарев), общих и специальных способностей (Е.И. Игнатьев, В.А. Крутецкий), психологии и психофизиологии индивидуальных различий и способностей (В.Д. Небылицин, В.М. Русалов).
Вопросы психологии творческого мышления обучающихся в процессе овладения конструкторской деятельностью нашли свое отражение в работах Т.В. Кудрявцева, Е.А. Фарапоновой и других.
В педагогических исследованиях В.И. Андреева, И.С. Якиманской и других рассматривается процесс формирования и развития мышления и оценки творческой деятельности обучающих и обучающихся.
Условием решения задачи развития творческих способностей студентов является четкая направленность процесса обучения на формирование творческого потенциала как приоритетной ценности образования.
Проблема исследования заключается в поиске ответа на вопрос, какими должны быть содержание, методы, формы учебно-творческой деятельности студентов, стимулирующие развитие их творческих способностей в процессе изготовления приспособлений для обработки конструкционных материалов.
Актуальность исследования позволила определить тему нашего исследования «Формирование творческого потенциала студентов в процессе изготовления приспособлений для обработки конструкционных материалов».
Объект исследования: процесс формирования творческого потенциала студентов.
Предмет исследования: развитие творческих способностей у студентов на уроках технологии в процессе изготовления приспособлений для обработки конструкционных материалов.
Цель исследования: выявление особенностей формирования творческого потенциала студентов в процессе изготовления приспособлений для обработки конструкционных материалов.
Задачи.
- раскрыть психолого-педагогические особенности развития творческих способностей;
- изучить структуру творчества в учебно-познавательной деятельности;
- рассмотреть специфику изучения и изготовления приспособлений в мастерских;
- разработать технологию изготовления приспособления для сверления
конструкционных материалов.
Методы исследования: теоретический анализ научной литературы по проблеме исследования; конструирование; моделирование; беседа.
Практическая значимость исследования заключается в разработке приспособления для машинки. Результаты исследования могут быть использованы преподавателями вузов, учителями технологии в своей педагогической деятельности, студентами-практикантами.
Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав.
заключения, списка использованной литературы.
Развивать творческие способности учащихся может только творчески развитый преподаватель. Педагогический труд всегда носил творческий характер. Это отмечали выдающиеся педагоги прошлого В.А. Сухомлинский, К.Д. Ушинский и др. В новых условиях роль творчества в деятельности педагога существенно повышается. Возрастает объективная потребность общества в массовом педагогическом творчестве.
Анализ педагогического материала по теме исследования показал, что проблема формирования творческого потенциала личности, а также вопросы психологии творчества в разные годы были рассмотрены философами, психологами и педагогами. Так, были выполнены исследования по проблемам психологии творчества (А.В. Брушлииский, Я.А. Пономарев), общих и специальных способностей (Е.И. Игнатьев, В.А. Крутецкий), психологии и психофизиологии индивидуальных различий и способностей (В.Д. Небылицин, В.М. Русалов).
Вопросы психологии творческого мышления обучающихся в процессе овладения конструкторской деятельностью нашли свое отражение в работах Т.В. Кудрявцева, Е.А. Фарапоновой и других.
В педагогических исследованиях В.И. Андреева, И.С. Якиманской и других рассматривается процесс формирования и развития мышления и оценки творческой деятельности обучающих и обучающихся.
Условием решения задачи развития творческих способностей студентов является четкая направленность процесса обучения на формирование творческого потенциала как приоритетной ценности образования.
Проблема исследования заключается в поиске ответа на вопрос, какими должны быть содержание, методы, формы учебно-творческой деятельности студентов, стимулирующие развитие их творческих способностей в процессе изготовления приспособлений для обработки конструкционных материалов.
Актуальность исследования позволила определить тему нашего исследования «Формирование творческого потенциала студентов в процессе изготовления приспособлений для обработки конструкционных материалов».
Объект исследования: процесс формирования творческого потенциала студентов.
Предмет исследования: развитие творческих способностей у студентов на уроках технологии в процессе изготовления приспособлений для обработки конструкционных материалов.
Цель исследования: выявление особенностей формирования творческого потенциала студентов в процессе изготовления приспособлений для обработки конструкционных материалов.
Задачи.
- раскрыть психолого-педагогические особенности развития творческих способностей;
- изучить структуру творчества в учебно-познавательной деятельности;
- рассмотреть специфику изучения и изготовления приспособлений в мастерских;
- разработать технологию изготовления приспособления для сверления
конструкционных материалов.
Методы исследования: теоретический анализ научной литературы по проблеме исследования; конструирование; моделирование; беседа.
Практическая значимость исследования заключается в разработке приспособления для машинки. Результаты исследования могут быть использованы преподавателями вузов, учителями технологии в своей педагогической деятельности, студентами-практикантами.
Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав.
заключения, списка использованной литературы.
Проблема развития творческих способностей студентов в процессе обучения имеет большое социальное и экономическое значение.
Активизация творческой деятельности учащихся по конкретным видам науки и техники — важнейшая задача преподавателей в высшем учебном заведении, так как именно эта деятельность по интересам во взаимосвязи с другими формами труда наиболее эффективно способствует формированию гармонично развитой личности и готовит студентов к сознательному, творческому труду, делает их конкурентоспособными.
В процессе технического творчества студент развивается интеллектуально и эмоционально, определяет свое отношение к жизни и свое место в ней, приобретает опыт коллективного взаимодействия, совершенствует навыки работы с различными инструментами и материалами.
Студенты знакомятся со свойствами ряда материалов на различных занятиях. Поэтому занятия в мастерских целесообразно начать вступительной беседой, в которой показать студентам преемственность между занятиями в мастерских и другими занятиями.
На занятиях в мастерских студенты встречаются с различными приспособлениями: шаблонами для разметки, оправками для изготовления пружин из проволоки, стуслом, рамками для опиливания пакетов листовой стали, струбцинами и т. д. Следует обобщать опыт студентов, обновляя в их памяти преимущества использования того или иного приспособления.
Большой потенциал в развитии творческих способностей студентов является изготовление различных устройств и приспособлений. Имея достаточный багаж знаний студентам можно рекомендовать, в качестве проекта, изготовление механизма, приспособления. Таким может служить приспособление для дрели.
В первой главе «Теоретические основы формирования творческого потенциала студентов» нами были рассмотрены психолого-педагогические особенности развития творческих способностей, изучена структура творчества в учебно-познавательной деятельности, проанализировано влияние процессов моделирования и конструирования технических объектов на творческое развитие студентов.
Во второй главе «Изготовление приспособлений студентами в мастерских для обработки конструкционных материалов» раскрыты особенности обработки конструкционных материалов в мастерских, ознакомление с устройством инструментов и приспособлений в мастерских, предложена технология изготовления приспособления для сверления конструкционных материалов.
Цель и задачи работы достигнуты и выполнены.
Активизация творческой деятельности учащихся по конкретным видам науки и техники — важнейшая задача преподавателей в высшем учебном заведении, так как именно эта деятельность по интересам во взаимосвязи с другими формами труда наиболее эффективно способствует формированию гармонично развитой личности и готовит студентов к сознательному, творческому труду, делает их конкурентоспособными.
В процессе технического творчества студент развивается интеллектуально и эмоционально, определяет свое отношение к жизни и свое место в ней, приобретает опыт коллективного взаимодействия, совершенствует навыки работы с различными инструментами и материалами.
Студенты знакомятся со свойствами ряда материалов на различных занятиях. Поэтому занятия в мастерских целесообразно начать вступительной беседой, в которой показать студентам преемственность между занятиями в мастерских и другими занятиями.
На занятиях в мастерских студенты встречаются с различными приспособлениями: шаблонами для разметки, оправками для изготовления пружин из проволоки, стуслом, рамками для опиливания пакетов листовой стали, струбцинами и т. д. Следует обобщать опыт студентов, обновляя в их памяти преимущества использования того или иного приспособления.
Большой потенциал в развитии творческих способностей студентов является изготовление различных устройств и приспособлений. Имея достаточный багаж знаний студентам можно рекомендовать, в качестве проекта, изготовление механизма, приспособления. Таким может служить приспособление для дрели.
В первой главе «Теоретические основы формирования творческого потенциала студентов» нами были рассмотрены психолого-педагогические особенности развития творческих способностей, изучена структура творчества в учебно-познавательной деятельности, проанализировано влияние процессов моделирования и конструирования технических объектов на творческое развитие студентов.
Во второй главе «Изготовление приспособлений студентами в мастерских для обработки конструкционных материалов» раскрыты особенности обработки конструкционных материалов в мастерских, ознакомление с устройством инструментов и приспособлений в мастерских, предложена технология изготовления приспособления для сверления конструкционных материалов.
Цель и задачи работы достигнуты и выполнены.



