Введение 3
Глава 1. Отечественная война как элемент поэтических текстов первой половины XIX века 6
1.1. Проблема историзма и связи с народом в изображении
Отечественной войны 1812 года 6
1.2. Осмысление событий войны через поэтическое видение 19
Глава 2. Тема Отечественной войны в русской поэзии начала XIX века ...45
2.1. Героизм народа, события Отечественной войны в лирике
Константина Николаевича Батюшкова 45
2.2. Отражение Отечественной войны в лирике Федора
Николаевича Глинки 56
Заключение 71
Список использованной литературы
Актуальность исследуемой темы обусловлена тем, что исследование отражения Отечественной войны 1812 года в русской поэзии первой половины XIX века позволяет глубже осознать литературное наследие одного из самых значимых исторических уроков для нашей страны. Поэтическое видение ситуации изучаемого периода дает возможность прояснить особенности национальной и исторической специфики исследуемого времени.
Величайшим бедствием, потрясшим русский народ в начале XIX века, стала Отечественная война 1812 года. Волна патриотизма подняла на свой гребень всех россиян. События не оставили равнодушным ни одного человека, взволновали умы и сердца дворян и купцов, солдат и крестьян.
«Великая армия» Наполеона, переправившись через Неман, вторглась в пределы Российской империи. Русская армия насчитывала 590 тысяч человек, но против Наполеона можно было выставить немногим более 200 тысяч.
Исторические события того времени формировали у передовых людей потребность в изменении жизни. Французская революция 1789-1794 годов, провозгласившая идеи Свободы, Равенства и Братства, завершилась террором и торжеством буржуазного принципа материальной выгоды. «Великий император» Наполеон обрек Европу на разрушительные войны, в которых погибли миллионы людей, в том числе и русских.
Отечественная война 1812 года резко изменила отношение русских людей к самим себе и к окружающей действительности. После наполеоновского нашествия возникло длительное отчуждение между Россией и Францией. Лишь к концу XIX в. отношения потеплели, а затем началось сближение.
Отечественная война 1812 года обнажила социально-политические противоречия русской жизни. Император Александр I вместо обещанных реформ ужесточил порядки в стране, отдав все управление в руки военного министра Аракчеева. Русские солдаты, победившие Наполеона, возвратившись домой, снова становились крепостными; передовые офицеры, впитавшие за границей идеи французской революции, создавшие в России тайные общества и поднявшие восстание против царя, подверглись жестокой расправе.
В тоже время, вне зависимости от сословной принадлежности люди почувствовали собственную значимость в Отечестве, ощутив себя защитниками православной веры, государственной власти и национальной чести. Высокий настрой в обществе восприняли и поэты, осмысливающие в новых условиях личность патриота.
Целью нашей работы является изучение изображения Отечественной войны 1812 года в русской поэзии первой половины XIX века.
На основании данной цели были сформулированы следующие задачи исследования:
1. Изучить проблему историзма и ее связи с народом в изображении Отечественной войны 1812 года;
2. Исследовать преломление событий войны через поэтическое видение;
3. Провести анализ представления Отечественной войны в поэзии Константина Николаевича Батюшкова и Федора Николаевича Глинки.
Объект исследования - поэзия первой половины XIX века.
Предмет исследования - отражение событий Отечественной войны 1812 года в поэзии К.Н. Батюшкова и Ф.Н. Глинки.
Теоретической базой работы выступили труды Н.В. Фридмана, Л.И. Емельянова, В.В. Кожинова, М.М. Бахтина и других ученых.
В основе исследования лежит сравнительно-исторический метод.
Практическая значимость данной работы состоит в том, что оно отражает видение Отечественной войны 1812 года различными авторами, которое может быть использовано при изучении соответствующих тем, а так же при формировании систематического восприятия русской поэзии первой половины XIX века.
Данная выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы.
Исследуя тему «Отечественная война 1812 года в русской поэзии первой половины XIX века: проблема историзма, жанровое своеобразие», мы пришли к выводам, что Отечественная война 1812 года актуализировала в России историческое самопознание на национально-патриотическом уровне. Русские поэты, обратившиеся к этой теме, изображают не безликую толпу, а народ в его соборной общности, объединённый общей национально-патриотической идеей.
В освещении темы Отечественной войны 1812 года поэты часто прибегают к авторитету исторических лиц былых веков, представленных в качестве литературных персонажей типичными монументальными героями, где небесная жизнь является своеобразным калькированием их земного существования. Приём исторических аллюзий позволяет провести параллели между современниками и защитниками Отечества былых времён, не заостряя пристального внимания на поступках участников Отечественной войны 1812 года.
В поэзии об Отечественной войне 1812 года актуализируется образ антирезонёра, то есть образ героя, в речи которого «правда» события выводится через контраст с её содержанием.
Во время Отечественной войны 1812 года наступает новый период в развитии сказочно-богатырского героя, на создание которого оказали влияние злободневные события эпохи; изображение героя в частной ситуации, преломляясь через героическое мироощущение времени, наполняется гражданским пафосом, широким эпическим размахом. К примеру, русская поэзия в своих хвалебных произведениях о Кутузове отразила именно мнение общества, с энтузиазмом и полным доверием воспринимавшего Кутузова в качестве наиболее достойного претендента на руководство русской армией.
Поэзия первой половины XIX века, отражая свойственную национальному самосознанию православную идею спасения мира «русским Царством», показала глубинные связи народа с Отечеством через изображение его жертвенного подвига во имя России.
Национальные происшествия являются своеобразной калькой всемирных событий, где России предназначена мессианская роль, а Наполеон, напротив, ассоциируется с антибожественными силами.
Демоничность как оценочная категория Наполеона эволюционирует в русской поэзии от обрисовки его как абсолютного зла к переосмысливанию в провиденциальных знаках бесовской нечисти, которая имеет временный характер, а потому обязательно будет побеждена.
Художественное осмысление прошлого и настоящего России поэтами первой половины XIX века выражается с помощью обращения к библейским образам, помогающим выразить концептуальные для русского мироощущения идеи. Показываются два отношения к спасению: русское - духовное, раскрывающееся в молитве, и западное - телесное, через разум, как прагматичное мировосприятие и оценка действительности.
В годину народного бедствия новые темы и мотивы появляются также в творчестве русского поэта Константина Николаевича Батюшкова. К.Н. Батюшкова всегда привлекали вопросы мировой истории, но судьба собственного Отечества была для него намного важнее, поэтому в своем творчестве он, прежде всего, обращается к современным ему историческим событиям. К.Н. Батюшков выступает как летописец, он правдиво воссоздает ужасные картины войны.
Элегии К.Н. Батюшкова об Отечественной войне 1812 года - значительные произведения, отражающие не только важные исторические события, но и эмоциональный мир истинного патриота. Их написание было вызвано потрясением всего русского народа, и в частности поэта, варварством врагов. Правдивость изображаемого подтверждают исторические документы, периодика того времени, письма современников, а также прозаические и стихотворные произведения других литераторов. Впервые элегия зазвучала не как жалобная песнь, а как гимн, прославляющий подвиги родного народа. Произведения обрели особенность жанра исторической элегии.
Стихотворения Ф.Н. Глинки об Отечественной войне 1812 года, также составляют значительную часть литературного наследия поэта, который всегда считал себя певцом и летописцем той великой эпохи.
Лирический герой стихотворений Ф.Н. Глинки об Отечественной войне 1812 года является носителем ценностей целой эпохи с ее общенациональным подъемом, этическими и эстетическими идеалами и наследником традиции, уходящей корнями в глубину веков. Подобная художественная нагрузка создавала внутреннюю, глубинную связь с поэтическими характерами из фольклора, которые несли в себе коллективность мышления, поведения, поступков.
В период Отечественной войны 1812 года чуть ли ни каждый жанр лирики имел гражданственную направленность, и почти каждое стихотворение прославляло императора Александра I и главнокомандующего Кутузова в соответствии с особенностями жанра.
I. Художественные тексты.
1. Баратынский Е.А. Стихотворения. Письма. Воспоминания современников. М., 1987. - 219 с.
2. Батюшков К.Н. Сочинения: В 3 т. - СПб.: Типография Котомина, 1885¬1887.
3. Батюшков Ф.Д. Песни о девушке-воине и былины о Ставре Годиновиче И. Созоновича // Журнал Министерства народного просвещения - 1887.
4. Батюшков К.Н. Полное собрание стихотворений / Вступ. статья, подготовка текста и примечания Н.В. Фридмана. - М. - Л., 1964.
5. Библия. - М.: Московская патриархия, 1988. - 1377 с.
6. Глебов Д.П. Сражение при Бородине. - М.: Типография Н.С. Всеволжского, 1813. - 116 с.
7. Глинка Ф.Н. Избранное / Подгот. текстов, примеч. и послесловие В.Г. Базанова. - Петрозаводск: Гос. изд-во Карело-Финской ССР, 1949. - 490 с.
8. Глинка Ф.Н. Избранные произведения / Вступ. ст., подгот. текста и примеч. В.Г. Базанова. - Л.: Сов. писатель, 1957. - 504 с.
9. Глинка Ф.Н. Сочинения / Сост., послесл и коммент. В.И. Карпеца. — М.: Сов. Россия, 1986. - 352 с.
10. Мерзляков А.Ф. Полтава. СПб.: Морская типография, 1827. - 125 с.
11. Критическая литература.
11. Базанов В.Г. Поэтическое наследие Федора Глинки (10 - 30-е гг. XIX в.) // Глинка Ф.Н. Избранное. - Петрозаводск: Гос. изд-во Карело-Финской ССР, 1949. - 465.
12. Бахтин М.М. Автор и герой: К философским основам гуманитарных наук. - СПб.: Азбука, 2000. - 332 с.
13. Бахтин М.М. Эстетика словесного творчества. - М.: Искусство, 1979. - 423 с.
14. Веселовский А.Н. Историческая поэтика. - М.: Высш. шк., 1989. - 404 с.
15. Воробьев Г.А. Константин Николаевич Батюшков. Историко¬литературный очерк. - СПб., 1887.
16. Грунский Н.К. Наполеон I в русской художественной литературе. Варшава, 1899. - 138 с.
17. Емельянов Л.И. У истоков великой темы //«России верные сыны...» Отечественная война 1812 года в русской литературе первой половины XIX века: В 2 т. Т. 1. Л., 1988. - 119 с.
18. Жирмунский В.М. Теория литературы. Поэтика. Стилистика. - Л.: Наука, Ленингр. отд-е, 1977. - 407 с.
19. Ильинский JI.K. Война 1812 года в народной песне // Русский филологический вестник. 1913.
20. Ильин-Томич A.A. Глинка Федор Николаевич // Русские писатели 1800 - 1917: Биографич. словарь. - Т. 1: А - Г / Гл. ред. П.А. Николаев. - М.: Сов. энциклопедия, 1989. - 581 с.
21. Кантор В.К. Карнавал и бесовщина // Вопросы философии. - 1997.
22. Карамзин Н.М. Освобождение Европы и слава Александра I. - М.: Типография С. Селивановского, 1814.
23. Кожинов В.В. Историзм в литературе // Краткая литературная энцик¬лопедия. - Т. 3. -М., 1996. - Стлб. - 230.
24. Кокошкин Ф. На бегство Наполеона с остатком войск его // Сын отечества. - 1812.
25. Кошелев В.А. Творчество К.Н. Батюшкова и литературное движение в России первой четверти XIX века. - Л., 1987.
26. Курилов A.C. Понятие народности и принцип историзма // Методология современного литературоведения (проблемы историзма). М., 1978. - 131 с.
27. Кусков В.В. Мотивы древнерусской литературы в русской романтической поэзии первой четверти XIX века. М., 1973.
28. Лебедев В. Федор Глинка. Великодушный гражданин // Русь. - 1997.
29. Лотман Ю.М. Анализ поэтического текста. Структура стиха. - Л.: Просвещение, Ленингр. отд-е, 1972. - 271 с.
30. Майков Л.Н. Батюшков, его жизнь и сочинения. СПб., 1887.
31. Маслов В.И. К литературным обработкам предания о Вадиме Новгородском // Чтения в Историческом обществе Нестора-летописца. Киев, 1911. Кн. 22. Вып. 1-2. С. 3-6.
32. Милюков А.П. Федор Николаевич Глинка // Исторический вестник. - 1880.
33. Назарьян Р.Г. Глинка Федор Николаевич // Русские писатели XI - начала XX века: Биобиблиографический словарь / Под. ред. H.H. Скатова. - М.: Прсвещение, 1995. - 158 с.
34. Отечественная война 1812 года и русская литература XIX века / Отв. ред. В.Ю. Троицкий. - М.: Наследие, 1998. - 384 с.
35. Петропольская H.A. Русская поэзия XIX века. / Сост. H.A. Петропольская, P.A. Яшенькина. - Самара: Самарский Дом печати, 1996.
36. Семевский М.И. К.Н.Батюшков. Очерк жизни и деятельности. - СПб., 1887.
37. Соколянский М.Г. Историзм // Литературоведческие термины: Мате¬риалы к словарю. - Коломна, 1999. - 140 с.
38. Стеблин-Каменский М.И. Мир саги. Становление литературы. - Л.: Наука, 1984. - 117 с.
39. Телепнев Н. Наполеон в России. - М.: Типография Селивановского, 1813. - 191 с.
40. Тынянов Ю.Н. Проблема стихотворного языка: Статьи. - М.: Сов. писатель, 1965. - 301 с.
41. Фридман Н.В. Поэзия Батюшкова. - М.: Наука, 1971. - 383 с.
42. Хвостов Д. Освобождение Москвы // Сын отечества. -№ 4.
43. Черейский Л.А. Глинка Федор Николаевич // Черейский Л.А Пушкин и Тверской край. - М.: Моск. рабочий, 1985.
44. Шишков A.C. Рассуждение о любви к Отечеству. СПб., 1812. - 129 с.
45. Щеблыкин И.П. Русский исторический роман 30-х годов XIX века // Проблемы жанрового развития в русской литературе XIX века. - Рязань, 1972.