Введение 3
Глава I. Теоретические аспекты формирования позитивного имиджа высшего учебного заведения 10
1.1. Понятие «имиджа» вуза и основные подходы к его определению 10
1.2. Составные компоненты имиджа вуза 15
1.3. Формирование имиджа вуза 30
Выводы по I главе 41
Глава II. Формирование позитивного имиджа Елабужского института
К(П)ФУ 43
2.1. Краткая характеристика объекта исследования 43
2.2. Мониторинг имиджа Елабужского института К(П)ФУ 47
2.3. Анализ деятельности отдела маркетинга К(П)ФУ 52
2.4. Имидж Елабужского института К(П)ФУ 57
Выводы по II главе 80
Глава III. Пути повышения имиджа ЕИ К(П)ФУ 82
3.1. Мероприятия по повышению имиджа ЕИ К(П)ФУ 82
Заключение 85
Список использованной литературы 88
Приложения
Получение образования является основой для дальнейшей жизни, социальной ориентации, карьерного роста, формирования системы ценностей, самовыражения каждого человека в определенной сфере, поэтому функцию высшего учебного заведения трудно переоценить.
Перед вузом стоит трудная задача привлечения наиболее самостоятельных и талантливых студентов, и одним из эффективных способов привлечения таких студентов является создание привлекательного имиджа. Выпускники университета будут транслировать ценности образовательного учреждения во внешнюю среду, а также выступать объектами исследования относительно подготовленности по теоретическим и практическим вопросам, что и свидетельствует о качестве полученного образования.
Именно поэтому вузу как учреждению образования имидж необходим. Имидж должен быть естественным, отражающим всю сущность положительной происходящей работы в вузе, а также его развития.
Важно отметить, что «погоня за осколочными, заимствованными из других культур технологиями образования, - бесполезна, так как образование есть одновременно источник и продукт собственной культуры» [ 2]. А это значит, что имидж вуза необходимо выстраивать с учетом российских ценностей, менталитета, культуры.
Понятие «имидж вуза» в России появилось недавно, в середине 90-х гг. XX века, когда стало ясно, что образование представляет собой услугу, которая должна удовлетворять потребности общества наряду со многими другими. В это время кроме государственных учреждений такую же услугу стали все больше предоставлять коммерческие вузы. Обострение конкуренции на рынке образовательных услуг явилось предпосылкой к формированию понятия имидж вуза. Кроме того, имидж стал неотъемлемой частью любой организации, направляющей свои действия на формирование благоприятного имиджа в условиях рыночной экономики для установления гармоничных отношений с общественностью.
Таким образом, правильно сложившееся общественное отношение относительно имиджа вуза надолго закрепляется в его сознании, потому что обществу проще воспринимать мир, какую-либо жизненную ситуацию, других людей, а также университет сквозь призму подготовленных схем. Учитывая психические характеристики, нужно стремиться, чтобы положительная информация о вузе становилась позитивной, вкрапленной в сознание людей.
Актуальность исследования. На сегодняшний день российский рынок образовательных услуг пополнился значительным количеством новых, в том числе негосударственных, высших учебных заведений, что привело к его насыщению со стороны предложения и, как следствие, - к повышению уровня конкуренции среди отечественных вузов. Сложившиеся рыночные условия вынуждают образовательные учреждения использовать весь спектр маркетинговых мер, обеспечивающих их позиционирование на рынке, повышение конкурентоспособности, в том числе за счет неценовых факторов, среди которых ведущую роль играет корпоративный имидж. Отсюда очевидна необходимость в комплексном анализе сущности корпоративного имиджа применительно к высшему учебному заведению, методов формирования и управления им в целях повышения конкурентоспособности вуза на рынке образовательных услуг.
Объектом исследования является деятельность Елабужского института Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Казанский (Приволжский) федеральный университет».
Предмет исследования - совокупность форм и методов формирования позитивного имиджа ЕИ К(П)ФУ.
Целью исследования является выявление условий и путей формирования позитивного имиджа образовательного учреждения (на примере ЕИ К(П)ФУ).
Гипотеза исследования. Формирование позитивного имиджа вуза обуславливается способностью его коллектива выявлять потребности и ожидания конкретных социальных групп, заинтересованных в предоставлении образовательных услуг, и умением организовывать свою деятельность с учетом этих потребностей и ожиданий. Важную роль играет то, насколько коллектив вуза и его руководитель владеют методами и приемами формирования имиджа.
Задачи исследования:
1) исследовать теоретические аспекты формирования позитивного имиджа высшего учебного заведения, изучить понятие «имиджа вуза» и основные подходы к его определению;
2) изучить состояние проблемы в педагогической теории и практике;
3) разработать концептуальные основы и организационный механизм
формирования позитивного имиджа учреждения высшего профессионального образования в современных условиях.
Состояние научной разработанности проблемы. В научной и популярной литературе проблемы имиджа начали рассматриваться относительно недавно. Имидж может рассматриваться как нематериальный актив, сформированный в результате применения маркетинговых стратегий. Он приобретает все большее значение в процессе обострения конкурентной борьбы за потребителя и в последнее время привлекает интерес не только имиджмейкеров, но и специалистов в области маркетинга и менеджмента, заинтересованных в эффективном функционировании и развитии подчиненных им структур и объектов. Интерес специалистов к рассматриваемой проблеме обусловлен попытками более эффективного управления имиджем, напрямую связанным с такими понятиями как «бренд», «деловая репутация» и «конкурентоспособность».
Следует отметить, что проблемами управления имиджем применительно к компаниям и организациям занимались такие зарубежные специалисты как Д.А. Аакер, Г. Ассель, Б. Берман, Д. Д’Алессандро, Л. Браун, Г. Даулинг, П. Друкер, Дж. Дэй, М. Зильберман, Дж. Имбер, Ф. Котлер, К.Л. Келлер, Ж.Ж. Ламбен, М. Мак-Дональд, С. Минетт, М. Портер, П. Постма, Дж. Райт, Х. Райт, А. Симонсон, Б.Э. Тоффлер, Б. Трейси, Р. Шмидт, Б. Шмитт, Й. Шумпетер, Дж. Эванс и др.
Среди отечественных авторов, рассматривавших эти проблемы применительно к различным объектам И.С. Березин, О.П. Березкина, М.П. Бочаров, И.С. Важенина, А.М. Ветитнев, А.Б. Вифлеемский, Е.А. Волынц, А.М. Годин, Е.П. Голубков, В.В. Глухов, Е.А. Джанжугазова, В.Е. Демидов, Е.В. Егорова-Гантман, П.С. Завьялов, Г.Б. Клейнер, А.И. Ковалев, Ф.А. Кузьмина, О.Г. Леонова, Н.К. Моисеева, И.А. Москвина, О.В. Мякотина, Д.В. Ольшанский, В.Ф. Пеньков, В.П. Попков, А.П. Репьев, Б.А. Соловьев, И.А. Суслова, М.В. Томилова, В.П. Федько, В.Е. Хруцкий, А.Н. Чумиков, С.Ю. Чумикова и многие другие.
Что касается имиджа применительно к образовательным учреждениям или образовательному продукту (услуге), то эта тема освещалась в публикациях таких специалистов как И. Аликперов, Ю.В. Гладущенко, Е.А. Дагаева, Л.В. Даниленко, Л.А. Данченок, С.В. Запускалов, Ю.Ю. Звездочкин, Е.И. Зуева, Е.А. Измайлова, Е.Б. Карпов, Н.К. Моисеева, А.П. Панкрухин, Т.Н. Пискунова, О.В. Сагинова и др. Проблемами изучения имиджа сотрудников вузов и их выпускников занимались М.Л. Алемасова, М.Н. Гусева, Л.Ю. Донская, А.В. Козлов, В.Г. Орешкин и пр. Однако применительно к сфере высшего образования как к одному из секторов сферы услуг и как к единой системе задача изучения имиджа не ставилась. Среди имеющихся публикаций можно отметить работы В.В. Трубникова, который изучал социальную значимость позитивного имиджа российского образования. В то же время проблема управления формированием имиджа применительно к высшему профессиональному образованию не поднималась и до настоящего времени остается малоизученной. Вместе с тем в работах вышеупомянутых авторов создана достаточная теоретическая и методологическая база, которую можно использовать при решении задач настоящего исследования.
Методологической основой работы являются труды ведущих зарубежных авторов - Дж. Бернета, Ф. Котлера, Ф. Махлупа, Ж -Ж Ламбена, С. Мориатри; практические рекомендации в области маркетинговых коммуникаций освещены в работах И. Л. Викентьева, E.H. Голубковой, А.Э. Капитонова, М.А. Лукашенко, А.П. Панкрухина, Г.Г. Почепцова, А.Б. Титова, Г.А Тульчинского,; проблемы маркетинга в сфере образования и государственное регулирование системы образования рассмотрены в работах Е.П. Голубкова, С.Ф. Давидюка, У.Г. Зиннурова, Д.В. Минаева, О.В. Митасова, А.И. Михайлушкина, А.М Немчина, С.И. Плаксия и других.
Теоретической основой исследования послужили труды учёных, специализирующихся на проблемах формирования имиджа и деловой репутации, управления нематериальными активами, маркетинга услуг, а также экономики, управления и организации в сфере высшего профессионального образования. На общенаучном уровне: концепции общего образования в условиях его модернизации (В.В.Краевский, В.В. Сериков, В.А. Сласгенин, A.B. Хуторской и др.); концепция личностно и гуманно-ориентированного высшего профессионального образования (Е.В. Бондаревская, А.К. Маркова, В.Г. Рындак и др.); проблемы разработки педагогического мониторинга и управления качеством образования (В.Г.Горб, А.Г. Гостев, В.А. Кальней, Л.П. Качалова, A.M. Моисеев, М.М. Поташник, С.А. Старченко, СЕ. Шишов, Е.В. Яковлев и др.).
.В процессе исследования применялись:
- общенаучные методы исследования: диалектический, абстрактно¬
логический, индукции и дедукции, сравнительный анализ и синтез, обобщение;
- системный подход при анализе предмета исследования;
- информативно-целевой анализ литературы по психологии, педагогике, социологии, маркетингу, менеджменту и имиджелогии по проблеме исследования;
- эмпирические методы: наблюдение, беседа, анкетирование, опросы; метод экспертных оценок.
Исследование осуществлялось в 2012 - 2013 гг.
Эмпирической базой исследования явился Елабужский институт Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Казанский (Приволжский) федеральный университет».
Основные положения и результаты исследования обсуждались на занятиях по дисциплине «Инновационный менеджмент в образовании». Материалы исследования были представлены на научно-практическом семинаре «Формирование духовно-нравственной культуры и национального самосознании учащихся в современных условиях» 2013 года.
Теоретическая значимость работы. Сформулировано понятие «имидж образовательного учреждения», которое определяет данный феномен как эмоционально окрашенный образ учреждения, обладающий целенаправленно заданными характеристиками и призванный оказывать психологическое влияние определенной направленности на конкретные группы социума. Определена структура имиджа образовательного учреждения, включающая необходимое и достаточное количество следующих взаимосвязанных составляющих:
• представление социального окружения вуза о качестве образования студентов;
• представление об уровне комфортности среды вуза;
• представление о стиле вуза;
• представление о цене образовательных услуг;
• образ руководителя;
• образ персонала;
• внешняя атрибутика вуза.
Выявлен главный субъект процесса формирования позитивного имиджа вуза - коллектив работников высшего образовательного учреждения в целом. Определено, что студенты вузов, их родители, работники предприятий, учреждений, организаций, предприятий, органов управления образованием и муниципальных органов власти, СМИ, взаимодействующие с коллективом вуза, в конкретных ситуациях также могут являться субъектами формирования имиджа высшего образовательного учреждения.
Представлены концептуальные основы формирования позитивного имиджа высшего учебного заведения, которые базируется на интегративном взаимодействии участников этого процесса, осуществляемом на основе социальной перцепции; определены и охарактеризованы элементы модели и связи между ними.
Практическая значимость работы. Разработанный организационный механизм формирования позитивного имиджа высшего профессионального образования может применяться действующими на рынке образовательных услуг вузами, коммуникационными агентствами.
Выпускная квалификационная работа состоит из трёх глав, заключения, списка использованной литературы, приложений.
На сегодняшний день существует крайне мало исследований, посвященных качественным и количественным составляющим имиджа вуза и способов его оценки. Поэтому любой материал на эту тему может представлять определенный интерес администрации высших учебных заведений, уделяющим внимание образу вуза в представлении общественности.
В первой главе нами были даны определения понятия «имидж» и выявлены основные подходы к пониманию данного понятия.
Целью вуза является формирование эффективного, благоприятного имиджа, способствующего гармоничным отношениям с общественностью.
Имидж имеет сложную структуру и состоит из множества компонентов. Каждый компонент требует изучения и анализа влияния на общий имидж вуза.
Основными составляющими имиджа вуза являются:
■ Имидж образовательной услуги (товара);
■ Имидж потребителей образовательного товара (услуги);
■ Внутренний имидж вуза;
■ Имидж руководителя;
■ Имидж преподавателей и студентов вуза;
■ Визуальный имидж вуза;
■ Социальный имидж вуза;
■ Бизнес - имидж вуза.
Формирование имиджа - это комплекс мер, способствующий росту лояльности со стороны клиентов, привлечению новых потребителей, усилению образа уникальности вуза.
Формирование привлекательного имиджа вуза - задача, которую решает маркетинговая служба или служба связей с общественностью (паблик рилейшнз). Практика связей с общественностью охватывает разнообразные виды PR-деятельности применительно к вузу.
Во второй главе в качестве объекта исследования нами был рассмотрен Елабужский институт Казанского (Приволжского) федерального университета. Ассортиментная политика образовательных услуг института довольно широка и соответствуют существующему спросу на рынке образовательных услуг.
Казанский (Приволжский) федеральный университет занимает первое место среди вузов Татарстана в национальном рейтинге вузов России. Этот высокий статус К(П)ФУ говорит об эффективной работе его подразделений, о престижности входящих в него институтов.
Продвижением услуг и продукции на рынок, маркетингом образовательных и научно-исследовательских услуг занимается отдел маркетинга КФУ. Поддержка связей со стратегическими партнерами, в число которых входят как образовательные учреждения, так и предприятия различных отраслей бизнеса также является показателем высокого статуса КФУ.
Для объективной оценки сложившегося образа Елабужского института нами был проведён опрос среди студентов, выпускников, преподавателей, абитуриентов.
Результаты опроса подтверждают статус Елабужского института КФУ как престижного вуза, имеющего перспективы для становления главным вузом региона.
Елабужский институт сохраняет за собой статус престижного, позитивно развивающегося вуза, благодаря социальной, инновационной, материальной инфраструктуре и научной, международной деятельности.
Для того, чтобы иметь имидж конкурентоспособного, престижного вуза необходимо работать на опережение и внедрять новые идеи, предложенные отделами маркетинга и связей с общественностью.
В результате проведённого мониторинга имеющегося имиджа ЕИ К(П)ФУ в третей главе нами были определены мероприятия по повышению имиджа вуза.
В настоящее время высшие учебные заведения встали перед необходимостью создания и поддержания собственного положительного образа. К этому подталкивает растущая конкуренция на рынке образовательных услуг и, связанное с демографической ситуацией, снижение потока абитуриентов. Проблема поиска абитуриентов одинаково остра как для государственных и для частных, так и для столичных и региональных высших учебных заведений.
Формирование имиджа образовательного учреждения и эффективное управлением им дает вузу определенный резерв в позиционировании себя на рынке образовательных услуг в условиях конкурентной среды. Устойчивый и обязательно положительный имидж выступает как стимул к первоначальному выбору услуги, основной мотив к предпочтению услуги перед конкурентами. Таким образом, имидж является фактором укрепления конкурентных позиций вуза, обеспечивающий его преимущества в условиях конкурентной борьбы.
1. Аакер Д. Создание сильных брендов. / Пер. С ангЛ. - М.: Изд. дом Гребенникова, 2003
2. Алешина, И. В. Паблик Рилейшнз для менеджеров: учебник / И. В. Алешина. - М. : ИКФ «ЭКМОС», 2003. - 205 с.
3. Ассель Г. Маркетинг: стратегия и тактика, - М., 2009
4. Баринов В.А., Харченко В.Л. Стратегический менеджмент: Учебник. - М.: ИНФРА-М, 2006, - с. 142.
5. Блажнов Е. А. Паблик Рилейшнз: Приглашение в мир
цивилизованных рыночных и общественных отношений: учеб. пособие / Е. А. Блажнов. - М. : ИМА-пресс, 1994. - 157 с.
6. Богданов Е. Н., Зазыкин. Психологические основы «Паблик рилейшнз». СПб., 2003. С.40
7. Васюков, И.Л. Деловая репутация и имидж вуза как условие и результат качественного образования [Электронный ресурс] / И.Л. Васюков, А.Н. Волков. - [2008]. - Режим доступа: http://www.proza.ru/texts/2004/12/22- 194.html
8. Горчакова, В.Г. Прикладная имиджелогия: учебное пособие / В.Г. Горчакова. - М.: Академический проект, 2007. - 400 с.
9. Голубкова Е.Н. Маркетинговые коммуникации. - М.: Финпресс, 2010
10. Дагаева Е.А. Структура имиджа высшего учебного заведения //PR в образовании. - 2007. - №3
11. Дагаева Е.А. Управление имиджем вуза. / Управление персоналом. - 2005, №3.
12. Даниленко Л.В. Менеджмент имиджа образовательного учреждения / Справочник руководителя образовательного учреждения - 2003, №1.
13. Делия В.П. Об имидже высшего негосударственного учебного заведения // PR в образовании. - 2004. - № 3. - С.103
14. Деркач, А.А., Перелыгина, Е.Б. Имидж как феномен
интерсубьектного взаимодействия; содержание и пути развития. - М.:
Интеллект-Центр, 2003.
15. Джи Б. Имидж фирмы. Планирование, формирование, продвижение.
— СПб.: Издательство «Питер», 2000. — 224 с.
16. Ефремова Т.Ф. Новый словарь русского языка. Толково¬
словообразовательный. В 2 т. Т.1. - М.: Рус. яз., 2000. С. 8.
17. Ефремова Т.Ф. Новый словарь русского языка. Толково¬
словообразовательный. В 2 т. Т.2. - М.: Рус. яз., 2000. С. 287.
18. Зачем и кому нужен рейтинг университетов: Аналитический доклад. http://www.proza.ru/2010/03/22/128619.04.13
19. Звездочкин Ю.Ю., Б.Ю. Сербиновский Б.Ю.; Имидж-система университета / Юж. федеральный ун-т. - Новочеркасск: ЮРГТУ (НПИ),
2009. - 266 с.
20. Карпов Е.Б. Имидж вуза //PR в образовании. - 2005. - № 4
21. Карпов Е.Б. Трудоустройство выпускников и имидж учебного заведения //PR в образовании. - 2006. - № 3
22. Козьяков Р.В. Корпоративный имидж учебного заведения //PR в образовании. - 2005. - № 1.
23. Кириллина Ю. Маркетинг образовательных услуг, Высшее образование в России, № 5, 2000 г.
24. Крылов А. Н. Влияние имиджа на качество учебного процесса в вузе / Управление качеством учебного процесса в вузе: Проблемы и перспективы.
- М.: Издательство Национального института бизнеса, 2006. С. 52.
25. Королько В. Г. Основы паблик рилейшнз / В. Г. Королько. - М. : Рефл-бук ; К. : Ваклер, 2005. - 528 с.
26. Красовский Ю.Д. Организационное поведение. Учебное пособие для ВУЗов. М.,2005.
27. Лазаренко И.Р. Формирование имиджа образовательного учреждения как управленческое новшество // Педагог. - 2000. - № 9
28. Маренич В.М. Формирование имиджа вуза: подходы, цели,
механизмы: Статья.
http://archive.nbuv.gov.ua/portal/soc gum/grani/2012 5/23.pdf22.05.13
29. Морозов А.В. Психология влияния. СПб., 2001. С.73.
30. Национальный рейтинг университетовhttp://unirating.ru/
31. Гацалов М.М. Современный экономический словарь-справочник. - Ухта: УГТУ., 2002
32. Никольская И.Ю. Имидж: теоретические подходы к осмыслению. - Ярославль, 1998. - 24 с.
33. Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка. - М.: Азбуковик, 2003. С. 250
34. Официальный сайт рейтингого агенства «ЭКСПЕРТ РА» http://www.raexpert.ru/rankings/vuz/
35. Официальный сайт К(П)ФУhttp://kpfu.ru/
36. Официальный сайт ЕИ КФУhttp://www.egpu.ru/main/default.aspx
37. Панасюк А.Ю. Я - ваш имиджмейкер / А.Ю. Панасюк. - М., 2003.
38. Петрова Е.А. Психология имиджа. - М.: РИЦ АИМ, 2006.
39. Петрова Е.А. Имидж специалиста — имидж организации — имидж профессионального образования в России // PR в образовании. - 2003. - № 4
40. Почепцов Г. Г. Паблик рилейшнз для профессионалов / Г. Г. Почепцов. - М. : Рефл-бук ; К. : Ваклер, 1999. - 624 с.
41. Родионова А.А. Фокус — групповое исследование аффективных и когнитивных составляющих имиджа учебного заведения». // PR в образовании. - 2005. - № 4.
42. Ромат Е.В. Реклама - Спб.: Питер2, 2011
43. Семенов А.К., Маслова Е.Л. Психология и этика менеджмента и бизнеса. - М.: Издательский дом «Дашков и К», 2006.
44. Синяева И.В., Земляк С.В., Синяев В.В. Маркетинговые коммуникации.- М.: ИД «Домков и Ко», 2011
45. Соц1олог1чна енциклопед1я / укл. В. Г. Городяненко (Сер1я «Енциклопед1я ерудита»). - К. : Академвидав, 2008. - 980 с.
46. Спивак В.А. Корпоративная культура. - СПб.: Питер, 2006. - 160 с.
47. Томилова М. В. Модель имиджа организации / Маркетинг в России и за рубежом. -1998. - № 1.
48. Устав ФГАОУ ВПО «Казанский (Приволжский) федеральный университет» (новая редакция), Казань 2011 г.
49. Шевченко Д.А. Конкурентоспособность вузов. Технология создания, сопровождения и продвижения сайта вуза: Аналитический доклад. http://shevchenko.rggu.ru/?p=40414.05.13